Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
LexxRed

Доки и судоподъемные сооружения

В этой теме 26 комментариев

Рекомендуемые комментарии

1 342 публикации
844 боя

Здравствуйте, дорогие форумчане.

Введение:

Сегодня нашел в своей домашней библиотеке книгу "Справочник по морской практике", почитав ее можно понять, как долго и с неохотой  меняются в кораблестроении традиции и неспешно впитываются технологии.  Но я хотел обсудить в теме не это. Во вчерашнем интервью прозвучало, что док в игре будет именно сухим, а я давно хотел осветить данный раздел.

 

Доки и судоподъемные сооружения

Изображение

Способы докования кораблей

 

Докованием называется осушение подводной части корпуса корабля для его осмотра, очистки и окраски наружной обшивки, осмотра и ремонта рулей, винтов, донной арматуры и других подводных устройств. Докование кораблей осуществляется с использованием различных сооружений, к которым относятся: доки сухие, наливные, плавучие, а также слипы и склизы. Малые плавсредства могут подниматься на стенку с помощью подъемных кранов.

В зависимости от конструктивных особенностей корпуса корабли (суда) могут ставиться в док одним из трех способов.

П е р в ы й способ — корабль ставится килем на килевую дорожку дока (киль-блоки). Для предотвращения опрокидывания корабль расклинивается между стенками дока бортовыми упорами. Этот способ можно применять в основном для небольших кораблей и при наличии прочных днищевых связей.

В т о р о й способ предусматривает постановку корабля ка клетки (рис. 15.1,6, в). Он используется для кораблей, не имеющих килевого образования (некоторых десантных кораблей и др.). Клетки размещают под переборками и прочными узлами связей корпуса. Набираются клетки по доковому чертежу, который имеется в тактическом формуляре.

Т р е т и й способ — смешанный (рис. 15.1, а); характерен для многих военных кораблей, имеющих большие сосредоточенные нагрузки на корпус. Корабли ставятся и на килевую дорожку и на клетки. При этом способе корпус корабля в наибольшей степени гарантирован от деформации.

Кроме того, существуют разные варианты одного и того же способа постановки корабля в док, допускаемые особенностями конструкции его корпуса. Обычно в тактическом формуляре корабля указаны два варианта докового чертежа (рис. 15.1,6, в). Варианты постановки корабля в док необходимо чередовать, с тем чтобы на корпусе за время двух очередных до- кований не оставалось неокрашенных мест. Высота киль-блоков определяется возможностью выполнения работ под корпусом корабля (обычно 1—1,5 м).

Изображение

Рис. 15.1. Размещение клеток при двух вариантах смешанного способа докования корабля:

1 — киль-блоки; 2 — клетки

Сухие доки.

Сухой док — вырытый в грунте водонепроницаемый котлован (камера), примыкающий к акватории, от которой отделяется шлюзом с затвором (рис. 15.2). Размеры сухого дока определяются габаритами наиболее крупного из кораблей, для которых этот док предназначен. Длина камеры дока должна обеспечивать беспрепятственную выемку гребных валов кораблей, ширина по дну должна быть не менее 1,2В (1,2 ширины наибольшего корабля). Глубина на пороге шлюзной части дока должна превышать максимальную осадку корабля.

 

Изображение

Рис. 15.2. Сухой док:

1 — боковая стенка; 2 — днище; 3 — килевая дорожка; 4 — рельсы; 5 — верхняя площадка дока; 6 — головная часть дока

Spoiler

Изображение

Изображение

Изображение

 

Днище и стенки камеры дока облицованы камнем или железобетоном. Стенки дока обычно имеют уступы. В головной части дока, а у крупных и в других частях, устроены спуски для материалов и трапы. На дне камеры дока установлены килевая дорожка и крепления для бортовых клеток, а также устроены водосборники и колодцы для удаления фильтрационной и дождевой воды.

Доковые затворы. Б а т о п о р т — металлическая пустотелая конструкция, изготовленная по форме и размерам шлюзной части дока (рис. 15.3). Батопорт на плаву с помощью буксиров и шпилей устанавливается в шлюзной части дока, затем его заполняют водой. После посадки на свое место батопорт давлением воды снаружи прижимается к кромкам шлюзной части и порогу дока. Открытие и закрытие батопорта производится после заполнения дока водой до уровня акватории. Батопорт является наиболее распространенным и удобным типом затвора, так как при его ремонте, в случае наличия запасного батопорта, эксплуатация дока не прекращается.

Изображение

Рис. 15.3. Батопорт сухого дока

Доковые затворы могут быть в виде створчатых ворот, напоминающих обычные шлюзовые, или в виде откатных затворов, скользящих в вертикальной плоскости. С т в о р ч а т ы е в о р о т а навешиваются в шлюзной части дока на петлях; открываются и закрываются с помощью лебедок или приводов. Ввиду большого веса створки в нижней части снабжаются роульсами, которые опираются на рельс, уложенный на дне дока. О т к а т н о й з а т в о р — это металлическая конструкция, сдвигаемая при открывании камеры в специальную нишу. Створчатые ворота и откатные затворы применяются редко, так как представляют собой более сложные конструкции, чем батопорты, и уступают последним в водонепроницаемости.

Перед вводом корабля в док камера последнего заполняется водой и открывается затвор. Корабль вводится в камеру и точно устанавливается над килевой дорожкой (клетками). После этого закрывается затвор, вода из камеры откачивается и корабль садится на килевую дорожку (клетки). После полного осушения камеры подводная часть корабля становится доступной для осмотра и производства работ.

Заполняется док водой через трубы с клинкетами, установленные в затворах, и через галереи — трубы большого диаметра, соединяющие камеру дока с акваторией, минуя затвор. Для откачки воды из дока (осушения) имеется насосная станция с системой отливных трубопроводов. Время заполнения и осушения доков различно; оно зависит от величины дока и его технического оснащения и колеблется, как правило, от 1,5 до 6 ч.

Сухие доки имеют швартовное устройство: шпили и палы, расположенные наверху вдоль камеры дока, и рымы на стенках камеры в несколько рядов по высоте. Для работы с тяжелыми механизмами и конструкциями доки оборудуются специальными кранами, которые передвигаются по рельсовым путям, уложенным наверху вдоль камеры. Сухие доки располагают водопроводом, электростанциями и котельными для обеспечения стоящих в доке кораблей водой, электроэнергией и паром, а также имеют санитарно-бытовые помещения для их экипажей. Основными достоинствами сухих доков являются надежность и долговечность конструкции.

Изображение

Наливные доки.

 

Наливные доки состоят из тех же основных частей, что и сухие, но отличаются от последних устройством камеры, которая допускает одновременную установку по ширине не менее двух кораблей. Корабли устанавливаются не на дне камеры, а на стапельных площадках, устраиваемых вдоль стен дока на уровне, который выше уровня воды в смежной акватории. Для ввода кораблей в камеру дока служит канал, расположенный между стапельными площадками. Камера дока (канал и стапельные площадки) отделяется от акватории шлюзом с затвором (рис. 15.4).

Изображение

Рис. 15.4. Наливной док:

1 — уровень завода кораблей на стапельные площадки; 2 — килевая дорожка; 3 — уровень завода кораблей в канал; 4 — канал; 5 — низший уровень воды; 6 — корабль

При открытом затворе корабль вводят в канал при уровне воды 3; затем затвор закрывают и в камеру дока накачивается вода до уровня 1, обеспечивающего перемещение корабля из канала на стапельную площадку. После установки корабля над килевой дорожкой (клетками) стапеля вода из камеры через клинкеты спускается самотеком в акваторию до выравнивания уровней, а затем откачивается насосами до уровня 5.

Преимущества наливных доков перед сухими:

— во время нахождения кораблей на стапельных площадках не опасна авария затвора (при малой воде);

— на стапельных площадках нет фильтрационной воды;

— наливные доки допускают одновременное докование большего количества кораблей, чем сухие;

— лучше освещены места работ на стапельных площадках.

Наиболее выгодно строительство наливных доков на морях с большими приливо-отливными колебаниями уровня. Корабли вводят в док в момент полной воды, а спуск воды из дока производят в момент малой воды, вследствие чего сокращается время работы насосов.

Изображение

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 342 публикации
844 боя

Плавучие доки

 

Плавучий док — плавучее судоподъемное сооружение, обладающее способностью маневра по вертикали. Для приема корабля док погружается, поэтому он устанавливается на соответствующих глубинах, в котлованах, защищенных от волнения и ветра. Длина дока может быть несколько меньше длины наибольшего из намеченных к докованию кораблей.

Плавучие доки (рис. 15.5) изготовляются обычно из железобетона, реже из стали и имеют грузоподъемность до 100 000 т. Плавучесть дока обеспечивается его понтонной частью. Понтоны сверху покрыты стапель- палубой с килевой дорожкой и клетками, на которые устанавливаются корабли. Жесткость конструкции и дополнительная плавучесть дока обеспечиваются наличием двух (редко одной) башен.

Изображение

Рис. 15.5. Плавучий док:

1 — кран; 2 — стапель-палуба; 3 — башня; 4 — надстройка; 5 — переходный мостик; 6 — консольная площадка (авандек); 7 — служебные и жилые помещения

У плавучих доков небольшой грузоподъемности понтонная часть, состоящая обычно из одного понтона, представляет собой единую конструкцию с башнями. Такие доки обладают большой прочностью и называются монолитными.

Изображение

Крупные доки состоят из нескольких днищевых понтонов, надежно присоединенных к башням и стапель- палубе. Плавучие доки такого типа являются самодокующимися, так как подводную часть дока можно ремонтировать своими силами: днищевые понтоны поочередно отсоединяются, выводятся и поднимаются оставшимися понтонами дока.

Башни дока имеют горизонтальную водонепроницаемую палубу, ниже которой расположены балластные отсеки. Затопление и осушение дока производится приемом и откачкой воды из понтонов и балластных отсеков башен. Время затопления (погружения) колеблется для разных доков от 0,5 до 1,5 ч; время всплытия (осушения) в зависимости от веса поднимаемого корабля и мощности насосов—от 1,5 до 4 ч. В верхней части башен дока располагаются механизмы, оборудование, источники энергии (на автономных доках), а также жилые, служебные и складские помещения. Средства управления насосами и другими механизмами, как и контрольные приборы (кренометры, дифферентометры, указатели осадки, прогибомеры и т. д.), размещены в центральном посту управления доком.

Плавучие доки имеют швартовное и якорное устройства. Первое служит для швартовки дока к пирсу, а также для ввода кораблей в док. Оно включает шпили и палы, которые установлены на топ-палубах башен, и обухи на внутренних и наружных стенках башен. Якорное устройство предназначено для надежного крепления дока в котловане и состоит обычно из четырех якорей с якорными цепями и шпилей, установленных в углах стапель-палубы. На топ-палубах могут быть передвижные краны. Некоторые плавучие доки имеют механические устройства для точной установки (центровки) кораблей в процессе их посадки на килевую дорожку (киль-блоки).

Изображение

Преимущества плавучих доков: возможность перебазирования на большие расстояния, а также меньшие эксплуатационные расходы.

Недостатки плавучих доков:

— более сложный процесс докования, особенно при подъеме и спуске корабля;

— сложность сообщения с берегом и транспортировки материалов для ремонта;

— необходимость специально подготовленного глубокого котлована для погружения дока.

 

Слипы, склизы

 

Слип (рис. 15.6) — наклонная подъемно-спусковая дорожка с уложенными на ней рельсовыми путями, уходящими под воду на глубину, превышающую наибольшую осадку поднимаемого корабля. Этот участок гавани часто отделяется от остальной акватории волнорезом. По рельсам с помощью тяговых тросов и лебедок передвигаются тележки с киль-блоками, на которые устанавливается корабль.

Изображение

Рис. 15.6. Схема поперечного слипа:

1 — волнорез; 2 — рельсы; 3 — ремонтные места; 4 — лебедки

В зависимости от расположения корабля относительно подъемно-спусковой дорожки слипы могут быть поперечными и продольными. На поперечных слипах диаметральная плоскость корабля располагается параллельно береговой черте, на продольных — перпендикулярно к ней. После подъема из воды корабли раскатывают по рельсовым путям на ремонтные места, которые хорошо освещены, и к ним удобно доставлять материалы.

Ввиду несложной конструкции и возможности одновременного ремонта нескольких кораблей слипы широко применяются на судоремонтных заводах для подъема небольших кораблей и катеров.

На замерзающих морях на слипы обычно поднимают корабли (суда), требующие длительного ремонта подводной части.

Изображение

Склиз — простейшее устройство в виде дорожки из бревен и брусьев на отлогом участке берега, служащее для подъема из воды катеров и небольших плавсредств с помощью лебедок или воротов. Плавсредства поднимаются на деревянных санях с киль-блоками, а некоторые и волоком.

В гаванях катера и плавсредства могут подниматься на стенку и устанавливаться на заранее подготовленные киль-блоки с помощью плавучих, передвижных (колесных) и других кранов. При отсутствии на катере подъемных обухов под днище заводятся судоподъемные полотенца.

Изображение

Ну вот и все на этом. Надеюсь, эта информация кому-то будет полезна. Для желающих почитать "Справочник по морской практике" - есть уже в электроном виде на WWW.Flot.com

Пока, пока.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
872 публикации
329 боёв

Изображение
Американский бриг в плавучем доке, 1870-е годы.

Изменено пользователем esoess1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
9 публикаций
324 боя

любопытно,спсибо) раньше то вон оно как было! а я помню практику проходил на судостроительном, так там корабли прямо в цехах куют)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
664 публикации
195 боёв

Тема удалась! Теперь есть куда посылать новичков в морском деле!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 262 публикации
3 938 боёв

Держи + все норм

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
523 публикации
519 боёв

Прикольно и интересно,Спасибо.+

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
173
[SMS] Angmara
408 публикаций

Познавательно, спасибо!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
289 публикаций
5 боёв

Интересный материал! +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник, Бета-тестер, Репортер
1 080 публикаций
905 боёв

Просвятили) Огромное спасибо! ++

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
294 публикации
12 боёв

скоро будем темы о деталях кораблей создавать :teethhappy:

Статья хорошая, плюс

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
137 публикаций
96 боёв

детали кораблей тоже к форуму отнести можно) а вдруг рацпредложение будет?))) ТС спс за тему,увлекательно,лови +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
423 публикации
59 боёв

Интересно! :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
310 публикаций

Довольно познавательно. Прочитал с удовольствием)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
155 публикаций
54 боя

а как доковать плавучий док?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
531
[RONIN] Matsuo
Коллекционер-испытатель
3 423 публикации
1 272 боя

Просмотр сообщенияRuslan071979 (26 Июл 2013 - 16:30) писал:

любопытно,спсибо) раньше то вон оно как было! а я помню практику проходил на судостроительном, так там корабли прямо в цехах куют)
Ух ты!И много кувалдой помахал?Сколь "выковал"?

Просмотр сообщенияMig21 (27 Июл 2013 - 10:56) писал:

а как доковать плавучий док?
Док на слип поднимают соответствующий по размерам  и ГП.
Эх,Лекс разбередил ты мне душу!Как сейчас вспомнил-первый подъём на слип я увидел-УУУУУУУУ!Громадина,а едет потихоньку.Только глав инж бегает,кричит...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
405 публикаций
144 боя

Отличная тема +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×