Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RenamedUser_18412412

Трагедия "Ниобе" и рождение "Горх Фок"

В этой теме 16 комментариев

Рекомендуемые комментарии

582 публикации

Прелюдия – трагедия “Ниобе”

 

После окончания Первой Мировой войны Германия осталась практически без флота. К концу 1921 года в составе ВМФ Германии числилось 8 древних линкоров-додредноутов, 8 устаревших легких крейсеров, 32 миноносца, 32 тральщика, 18 патрульных кораблей, 5 учебных кораблей и 33 вспомогательных судна. Это было все, что удалось сохранить после сражений и репараций от некогда великого флота. Численность личного состава Германского военно-морского флота ограничивалась 15 тысячами человек. Все это конечно же было сильнейшим ударом по самолюбию немцев, имевших перед Великой Войной второй флот в мире.

 

Особенно не хватало учебных судов. Поэтому, не смотря на крайнюю нужду в финансах Рейхсмарине, в начале 1921 года решили переделать захваченный во время Первой Мировой войны норвежский парусник в учебное парусное судно. Хотя парусник был не совсем норвежским: четырехмачтовая шхуна “Мортен Йенсен” (“Morten Jensen”) была построена в Дании на Фредериксхавнской верфи “Frederikshavn’s Værf og Flydedok” в 1913 году и первоначально принадлежала пароходству “F.L. Knakkegaard” из Нюкёбинга. В 1916 году судно было продано Норвегии и переименовано в “Тюхольм” (“Tyholm”). Однако судьба парусника в качестве норвежской шхуны оказалась недолгой - 22 ноября 1916 в Северном море парусник с грузом необструганной доски для Великобритании был остановлен немецкой подводной лодкой UB-41 под командованием Фридриха Карла Зихарта фон Зихартсхоффена. После осмотра призовой командой и ареста груза шхуна была сопровождена в Киль. До конца войны судно работало на каботажных линиях и служило бункеровщиком. Новые названия сыпались на шхуну, как дождь – “Альдебаран” (“Aldebaran”), “Ниобе” (“Niobe”), “Шван” (“Schwan”). Судно успело поработать при морском училище во Фленсбург-Мюрвике, использовалось для чартерных рейсов у побережья и даже было передано на время одной из немецких кинокомпаний. Наконец в 1922 г. парусник решили перестроить в учебное судно. Задачу эту поручили Феликсу фон Люкнеру – знаменитому командиру парусного рейдера “Зееадлер”. Было решено основательно перестроить “Шван” – сняли четвертую мачту, полностью заменили парусное вооружение, капитально переделали корпус судна, и четырехмачтовая шхуна превратилась в элегантную трехмачтовую баркетину. Корабль окрестили “Ниобе”. Он имел следующие характеристики:

Тип судна трехмачтовая шхуна-барк

Водоизмещение 675 тонн дейдвейта

Площадь парусов 953 кв.м.

Длина корабля 46,1 м, максимальная - 58 м.

Ширина корабля 9,17 м

Осадка около 5 м

Экипаж 115 человек (35 членов экипажа и до 80 кадетов)

Высота грот-мачты 34,8 м

Силовая установка двухцилиндровый двухтактный дизельный двигатель

Мощность 240 л.с.

Балласт 155 т стального балласта

6 февраля 1922 года в Вильгельмсгаффене в торжественной обстановке “Ниобе” приняло на борт команду и первых кадетов. Каждый год четыре учебных курса (три для кандидатов в унтер-офицеры, четвертый для кандидатов в офицеры) курсанты проходили на новом судне практику, которая длилась от 2 до 3 месяцев. Двенадцать дней давалось на теоретические упражнения и знакомство с кораблем, а затем парусник совершал плавания в Северном или Балтийском море, а иногда и в Атлантике.

 

 

http://s37-temporary...c/-88693455.jpg

Баркетина "Ниобе".

 

26 июля 1932 года произошла трагедия, напрямую связанная с появлением на свет героя нашего описания.

“Ниобе” шел из Киля в плавание по Балтийскому морю. Первая остановка должна была быть в Варнемюнде. На ночь судно остановилось на якоре у острова Ферман. Дул свежий юго-западный ветер силой 3-4 балла. Утром судно снялось с якоря, в 13.00 был пройден плавучий маяк Ферман-Бельт, меж тем на юго-западе были замечены грозовые облака. Командир учебного судна капитан-лейтенант Руфус (Ruhfus) приказал убрать верхние паруса и зарифить остальные. Заморосил дождь. В 14.27 внезапно начался шквальный ветер и огромная приливная волна накренила судно примерно на 40-50 градусов. О дальнейшем говорит донесение начальника плавучего маяка Фермарн-Бельт Томсена:

26 июля около 14 ч. плавучий маяк Фемарн-Бельт и учебный корабль “Ниобе” вели переговоры флажными сигналами. В 14.15 “Ниобе”, который уже спустил брамсели, проходил плавучий маяк. Расстояние до парусника составляло около 0,5 морских миль. Около 14.30, в то время как команда учебного судна убирала паруса, налетел сильный грозовой шквал – с силой ветра до 7 балов с юга, позже изменив направление на юго-западное - с ливневым дождем.

В эту же минуту “Ниобе” опрокинулся. Я видел только лишь, как часть корабля выделяется из воды.

Спасательная шлюпка с моего плавучего маяка сразу помчалась к месту трагедии. Несмотря на угрожающую метеорологическую ситуацию я считал необходимым лично вести лодку и лично руководить спасательной операцией.

Чтобы обратить внимание на происходящую трагедию проходящего мимо парохода “Тереза Русс”, я просил дать несколько громких гудков. Однако пароход сам наблюдал аварию, и сразу же подошел к месту, где затонул “Ниобе”. Мы спасли 19 человек, в том числе и командира судна.

Все пострадавшие в трагедии находились в районе 50-100 м, частично без спасательных жилетов. Некоторые цеплялись за выброшенные обломки рангоута и таким образом держались на воде.

Наша спасательная акция была закончена всего за 30 минут. Спасенные передавались на пароход “Тереза Русс”.

Иллюминаторы нижних деков по недосмотру вахтенных офицеров были открыты, и вода быстро заполнила помещения левого борта. Первый помощник пытался повернуть судно по ветру, но “Ниобе” быстро накренилось и опрокинулось в течение двух-трех минут. Столь быстрая гибель баркентины определила и большое количество жертв – погибли 69 человек (3 офицера, корабельный врач, казначей, 10 кандидатов в офицеры, 8 унтер-офицеров, 36 кандидатов в унтер-офицеры, 9 матросов и кок). К месту трагедии подошло множество кораблей и судов: крейсеры «Кельн» и «Кенигсберг», пароход Гамбургского пароходства “Терезе Русс”, спасательная шлюпка плавучего маяка, быстроходные катера. Однако спасти удалось лишь 40 человек, в том числе и командира “Ниобе” Руфусса.

Состоялся военный трибунал, рассмотревший дело “Ниобе”. Слушание продолжалось неделю и суд постановил, что командир парусника не виноват в случившемся. Судьи признали ситуацию форс-мажорной, никакой моряк не смог бы спасти судно.

 

 

http://s37-temporary...6/-88693455.jpg

Памятный камень в честь погибших на "Ниобе".

 

21 августа 1932 г. поднятый со дна моря парусник привели в Кильскую бухту. В Германии был шок. Сравнить это можно только с трагедией ПЛ “Курск”, произошедшей у нас 2000 году. Рейхсмарине срочно арендовало пять маленьких шхун, чтобы как-то продолжить обучение кадетов “Команды-32”, однако все это были полумеры. Для строительства нового учебного судна был учрежден благотворительный фонд “Пожертвования “Ниобе”, куда каждый житель Германии считал обязанностью внести хоть какие-нибудь деньги. Трагедия объединила немцев: даже Монетный двор выпустил монеты с изображением парусника достоинством в 5 марок, которые были переданы фонду как безвозмездная помощь. В результате было собранно более 200 тысяч марок, что позволило приступить к проектированию и строительству нового учебного судна.

 

 

 

Постройка "Горх Фок".

 

Морское ведомство объявило конкурс на постройку нового парусника проекта 1115 “Эрзац Ниобе”, куда были приглашены все ведущие судостроительные заводы страны.

Концерн “Дешимаг”, специализировавшийся на строительстве парусных судов, к сожалению не смог принять участие в конкурсе – на верфях был большой некомплект рабочих и специалистов, что слишком затягивало сроки постройки.

Условия же конкурса были довольно жесткими: моряки требовали построить исключительно мореходное, полноценное парусное судно, имеющее развитое парусное вооружение, дополнительный дизельный двигатель и оснащенное современной аппаратурой. Кроме того, руководство Рейхсмарине настаивало, чтобы судно было построено к 1 июля 1933 г., то есть к началу практических плаваний “Команды-33”. И было от чего впасть в панику – временно задействованные шхуны “Эдит” (66 брт), “Ютта” (66 брт), “Орион” (97 брт) и “Гуд-Вин” (75 брт) в 1933-1934 гг. должны были возвратиться к своему прежнему владельцу – “Ганзейской ассоциации подводного плавания”. Велись споры и о названии нового судна, но одно было известно точно – оно не будет называться “Ниобе”.

 

http://s37-temporary...c/-88693455.jpg

Учебный барк "Горх Фок".

 

Из всех предложенных проектов был выбран вариант, представленный фирмой “Блом унд Фосс”. Поскольку время поджимало, постройка началась 2 декабря 1932 г. на верфи в Гамбурге. Судну присвоили стапельный номер 495. Работы шли очень быстро, и уже к 12 марта 1933 г. был сформирован корпус, началась отделка внутренних помещений и установка двигателя. 3 мая 1933 г. состоялся торжественный спуск нового учебного судна на воду. Парусник нарекли “Горх Фок” (“Gorch Foсk”).

На празднестве присутствовало более 10 тысяч зрителей; на специальной трибуне разместили 720 гостей, для высокопоставленных лиц была сооружена специальная платформа. Рядом с “Горх Фоком” стояла рота почетного караула с крейсера “Карлсруэ”, оркестр которого беспрестанно играл бравурные марши. Напротив находилась руководящая элита гамбургского полицейского комиссариата, за ними одетые в национальные костюмы представители всех слоев населения Германии. Кроме этого на празднике было полным-полно отставных моряков, представителей Германской военно-морской конфедерации, кадетов, делегатов от Гамбургского университета.

После речи адмирала Редера фрау Мари Фрёлих – председатель Немецкой женской морской ассоциации (организаторов фонда “Пожертвования “Ниобе”) – разбила о борт “новорожденного” бутылку шампанского. Один из совладельцев верфи “Блом унд Фосс” Рудольф Блом дал три гудка, и судно, набирая ход, съехало со стапелей в бассейн рядом с гамбургской гаванью.

Начались ходовые испытания нового судна. Проверялась работа дизеля на полных оборотах в течение 2 часов, а также систем навигации и связи. В акте приемной комиссии отмечалось, что судно сделано превосходно, замечаний нет.

“Горх Фок” был переведен в Киль для оснастки парусным вооружением. Под руководством такелажного мастера Зибера и его помощника Отто, помимо самих парусов, было установлено 7500 метров стальных тросов, 9400 метров пеньковых и манильских канатов, 372 деревянных блока, 78 стальных блоков, 117 съемных винтов, 1200 скоб и коушей, 200 штырей и 325 кренгельсов.

Испытания установленного парусного вооружения проходили в Балтийском море. Из Акта приемной комиссии:

На следующий день дул довольно свежий бриз. Брамсели, гаф-топсели и стаксели не были поставлены. Тем не менее иногда мы давали 12 узлов. Судно шло под парусами легко, как игрушка, и отлично управлялось, наибольший угол крена при ветре составил 10 градусов. Я убежден, что "Горх Фок" при хорошем ветре может дать около 14 узлов без всякого риска для мачт и парусов.

27 июня 1933 г. барк “Горх Фок” был принят на службу в Рейхсмарине в качестве учебного парусного судна.

 

Приложение.

 

 

Горх Фок – один из псевдонимов немецкого писателя-мариниста Иоганна Киннау (Iohann Kinnau). Это был не единственный его псевдоним: часто писатель подписывался как Якоб Хольст (Jakob Holst) или Джорджио Фокко (Goergio Focco). Иоханн родился 22 августа 1880 г. в семье торговца рыбой Генриха Вильгельма Киннау в местечке Финкенвердер под Гамбургом. В 1895 г. Киннау – младший начал работать у своего дяди Августа Киннау в Гестемюнде (сейчас это один из районов Бременсхаффена). После окончания коммерческого училища Иоганн работал торговым представителем фирмы “ГАПАГ” в Менингене, Бремене и Халле. В 1908 году он женился на Розе Рейх, был очень счастлив в браке имея трех замечательных детей.

Популярность пришла к Иоганну в 1904 году, когда вышел его первый сборник новелл и стихов. Особо известна и читаема была его новелла “Моская прогулка” (“Seefahrt”), написанная в 1913 году. Стихи рассказы молодого автора под псевдонимом Горх Фок снискали всенародную любовь и признательность.

С началом Первой Мировой войны Киннау пошел добровольцем в армию. Он принимал участие в боях в Сербии, России, под Верденом во Франции. В 1916 году по личной просьбе Иоганна его перевели на флот – он стал матросом на легком крейсере “Висбаден”.

 

http://s32-temporary...c/-88693455.jpg

Йоган Киннау (Горх Фок).

 

31 мая 1916 г. “Висбаден” принимал участие в Ютландской битве. Этот легкий крейсер, входивший в состав 2-й разведывательной группы постигла страшная судьба – корабли попали на 3-ю английскую эскадру линейных крейсеров контр-адмирала Худа. “Инвинсибл”, “Инфлексибл” и “Индомитейбл” открыли огонь по легким крейсерам с убойной дистанции – 4 мили. “Висбаден” всего лишь за 1 минуту боя получил очень существенные повреждения: потерял управление, горел от носа до кормы. Крейсер долгое время находился на линии огня – как раз между противоборствующими сторонами, часто отвлекая на себя страшный огонь английских линейных крейсеров.Тем более удивительно, что под непрестанным огнем орудий главного калибра английских линкоров команда “Висбадена” нашла в себе силы и мужество выпустить торпеду в дредноут “Мальборо”. Торпеда попала в носовую часть корабля, тяжело повредив английский линкор, который начал быстро выходить из боя. Немецкий крейсер, в свою очередь, не выдержал полученных повреждений и к рассвету затонул, унеся с собой на дно почти всю команду – спасся только один кочегар. Оглохший, задохнувшийся и почти ослепший, он потерял память и ничего не помнил.

Тело Иоганна Киннау вместе с другими погибшими моряками было обнаружено шведскими рыбаками у побережья города Фьяльбак. Шведы похоронили павших английских и немецких моряков в одной братской могиле на острове Стенсхольм.

 

Полностью эту статью можно прочитать в журнале "Морская компания" №2 за 2008 год.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
367 публикаций
179 боёв

Разве капитан не несёт ответственность за действия своих подчинённых? "Иллюминаторы нижних деков по недосмотру вахтенных офицеров были открыты" и "командир парусника не виноват в случившемся" как-то плохо сочетаются.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
374 публикации
1 140 боёв

Очень легко читается, с удовольствием. Сергей, а это тоже ваша работа? Судя по вашему ЖЖ, статьи вы часто пишете)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
523 публикации
519 боёв

Просмотр сообщенияToyMachine (25 Июл 2013 - 23:31) писал:

Очень легко читается, с удовольствием. Сергей, а это тоже ваша работа? Судя по вашему ЖЖ, статьи вы часто пишете)
Как говорил Сергей:"История - это можно сказать мое хобби. Но такое хобби, которое полностью заполняет все свободное время."

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
260
[LJ] Aunt_Tom
Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 657 боёв

Сергей, я чуть дополню.

 

Первое, неинтересное. У "Горьх Фок" есть три сестры:

 

Mircea -- построена для Румынии и до сих пор ходит под румынским флагом

Horst Wessel - сейчас корабль береговой охраны США "Игл" (USCGC Eagle), в строю

Albert Leo Schlageter - сейчас португальское учебное судно "Сагреш III" (Sagres III)

Herbert Norkus -- строился для Бразилии, но до войны не успели, корпус был поврежден во время бомбежек Гамбурга и в итоге корпус был затоплен в Датских проливах с грузом химического оружия

 

И самое интересное -- пятая сестра.

 

В конце войны "Горьх Фок" был притоплен у берегов острова Рюген, в районе Штральзунда. После окончания боев СССР оплатил подъем и забрал корабль себе. Каждому советскому школьнику он был известен под именем "Товарищ". Немцы (ФРГ) после войны в качестве учебного корабля использовали оставшийся у них flying-P -- Pamir, но к сожалению в 1957-м он трагически погиб (тема для отдельного рассказа). В результате, Западная Германия осталась без учебного корабля и ей было грустно и одиноко. Немцы подумали-подумали и решили... построить еще один корабль по образцу "Горьх Фок" и построили, использовав заодно оснастку недостроенного Herbert Norkus. Вопрос "как назвать?" даже не ставился -- конечно же "Горьх Фок"! :)

 

Так появилась пятая сестра. Она тоже до сих пор ходит под флагом Бундесмарине.

 

Но история на этом не кончилась.

 

СССР. распался. "Товарищ", базировавшийся на Одессу, достался Украине. Он долго мариновался в порту, но потом украинцы решили "продемонстрировать флаг" и пошли на нем в круиз вокруг Европы. Побираясь деньгами у спонсоров по маршруту корабля. Когда "Товарищ" дополз до Германии, деньги кончились совсем. Команду отправили домой поездом, а корабль "завис" в каком-то немецком порту. В конце концов, Украине удалось его продать городу Штральзунду, в котором он когда-то оставил свое немецкое имя. Немцы собирались (и все еще собираются) сделать из него корабль-музей, наподобие "Пассата" в Травемюнде и "Рикмерса" в Гамбурге, но с деньгами в восточной половине Германии -- плохо. Состояние корабля сейчас описывают как "скверное, но стабильное", то есть хотя бы не тонет на якоре.

 

Ах да! :) Первое что сделали немцы -- это переименовали "Товарища" в "Горьх Фок", так что у Германии теперь два практически одинаковых корабля с одним именем.

 

ПЭЭС. Сергей, если хотите, можете добавить в свой пост.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
667 публикаций

Держи + за то что не из Вики

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
445 публикаций

Знаешь, читаешь твои статьи и перед глазами все видишь. Спасибо огромное! Продолжай свое хобби :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Репортер
2 525 публикаций
1 283 боя

Просмотр сообщения_Admiral_1945 (26 Июл 2013 - 00:20) писал:

Как говорил Сергей:"История - это можно сказать мое хобби. Но такое хобби, которое полностью заполняет все свободное время."

да и подход у Сергея к теме глубокий, однозначно+

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
261 публикация
5 боёв

Половинка + за труды, а 2-ая половинка за то что ни где не копировал.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
664 публикации
195 боёв

Вот, с картинками статья намного легче воспринимается! Да и сам текст читается на раз! Спасибо! :smiles:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 760
__Flesh_
4 727 публикаций
2 256 боёв

Очень легкий текст, спасибо, буду ждать ваших публикаций.

P.S. Корабль прекрасен.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
74
Lordd
769 публикаций
1 669 боёв

Просмотр сообщенияtankowik (26 Июл 2013 - 11:09) писал:

Вот, с картинками статья намного легче воспринимается! Да и сам текст читается на раз! Спасибо! :smiles:
У меня картинки не показываются. И да, про "Товарищ" можно чуть поподробнее?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
260
[LJ] Aunt_Tom
Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 657 боёв

Просмотр сообщенияLordd (29 Июл 2013 - 09:38) писал:

И да, про "Товарищ" можно чуть поподробнее?
Что именно?

Вот, "Немецкая волна" хорошо излагает (с картинками!!!): http://www.dw.de/pop...gorch_fock.html

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
74
Lordd
769 публикаций
1 669 боёв

Просмотр сообщенияAunt_Tom (29 Июл 2013 - 09:48) писал:

Что именно?

Вот, "Немецкая волна" хорошо излагает (с картинками!!!): http://www.dw.de/pop...gorch_fock.html
Вау! Особенно вставило

Цитата

Один из престижных заказов последних лет - 170-метровая яхта Eclipse для Романа Абрамовича. Стоимость вместе с противоракетной установкой и мини-подлодкой - 850 миллионов евро.
Так я и поверил, что на частном гражданском судне может быть оружие.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×