Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
kimsky

Броненосный крейсер "Дюпюи де Лом"

В этой теме 29 комментариев

Рекомендуемые комментарии

50 публикаций
2 172 боя

При подготовке этой "выжимки" использованы статьи о крейсере в Marines и в Морской коллекции. Желающим расширить и углубить - туда.

 

Постройка и испытания

Одним из многочисленных – и надолго оставшихся во французском флоте – нововведений морского министра адмирала Оба стали мелинитные фугасы. Обстрел такими фугасами старого броненосца «Белликьез» показал, что разрушения небронированного борта могут быть таковы, что даже бортовых коффердамов новейших французских бронепалубных крейсеров может не хватить для предотвращения больших затоплений. Об, как человек особо заинтересованный в постройке кораблей для уничтожения вражеской торговли обратился к известнейшему французскому корабелу той поры – Луи де Бюсси с вопросом – какой крейсер следует построить для того, чтобы не опасаться мелинитной угрозы. Ответ де Бюсси пришел достаточно быстро: либо крейсер с тонкой броней, покрывающей весь борт, либо крейсер со скоростью порядка 23 узлов, который сможет избегать боя с вражескими кораблями.

Изображение

"Дюпюи де Лом" в Бресте вначале карьеры

Об ушел в отставку, но на заседании, состоявшемся 20 июля 1887 года Строительный совет принял основные требования к броненосному крейсеру, основываясь на данных из ответа де Бюсси. 5 октября последний представил проект Морскому министру, 18 октября проект был рассмотрен и единогласно утвержден членами Строительного совета. Строить крейсер решили в Бресте; закладка состоялась 4 июля 1888 года.

Вскоре после закладки от де Бюсси потребовали изменить расположение пушек: сперва расположенные в барбетах бортовые 19-см и носовую и кормовую 16-см пушки пришлось установить в башнях, а затем и 4 казематные 16-см также перенести в башни. Также пришлось продлить бронированные подачные трубы до броневой палубы. В 1890 году изменения коснулись и торпедных аппаратов: вместо прежних неподвижных установили имеющие небольшой угол наведения аппараты калибром 450 мм.

Изображение

Достройка на плаву, 1891 год

 

В остальном постройка шла без проблем, 27 октября 1890 крейсер названный в честь знаменитого французского корабела «Дюпюи де Лом» сошел на воду, и 1 апреля 1892 был готов к выходу на испытания.

Изображение

Достройка в доке

 

Французский флот уже начал применять к тому времени водотрубные котлы – но на столь новаторском крейсере, несмотря на большой вес, большую опасность для кочегаров, и большее время на разведение паров установили старомодные огнетрубные. И они при большом давлении показали себя с наихудшей стороны: топки деформировались, трубки лопались. В итоге переделки котлов, замена винтов и доведение до ума машин затянули ввод крейсера до 15 мая 1895 года. Максимальная развитая на испытаниях скорость составила 19.73 узла.

Изображение

На испытаниях в 1895 году

 

Сильнейший крейсер французского флота имел довольно курьезный вид – узкий низкий корпус, толстые мачты, трубы разного диаметра, длинноствольные пушки в маленьких башнях, целая гроздь вентиляционных раструбов (так и не обеспечившая крейсеру хорошей вентиляции)… но самым примечательным, пожалуй, стал огромный таран, имевший в длину 9 метров. Однако он вовсе не считался важным оружием: просто де Бюсси, чтобы уменьшить вес носовой оконечности, как и весь борт защищенной 100-мм стальной броней и обеспечить лучшие углы наведения носовых пушек попросту срезал штевень. Однако в результате все еще использующиеся адмиралтейские якоря пришлось перенести слишком близко к носовым башням, и их штоки стали мешать наведению пушек. Операция же снятия в море тяжеленного штока с якоря была не самой простой.

Крейсер имел отличную маневренность, и неплохую мореходность. Однако бортовая качка, хотя и плавная, имела достаточно большой размах, делая крейсер не слишком удобной артиллерийской платформой. Кроме того, запас угля был не слишком велик, а размещение его требовало использования для переноса из дальних угольных ям к топкам слишком много членов экипажа.

 

Окончание следует...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
50 публикаций
2 172 боя

Служба и модернизации

Вскоре после вступления в строй «Дюпюи де Лом» отправился на праздник по случаю открытия Кильского канала, где произвел сенсацию. Любопытно, что другим «триумфатором» Киля стал другой броненосный крейсер, хотя и совершенно иной концепции – русский «Рюрик». Однако дальнейшее развитие этого класса крейсеров пошло скорее – хотя и не всецело – по пути, проложенному «де Ломом».

В 1895-96 году крейсер совершил ряд выходов в море вместе с Эскадрой Севера. В 1897 году «де Лому» пришлось заменять «Брюи», который вместе с двумя другими крейсерами отправился с визитом в Кронштадт, но вынужден был вернуться из-за поломки машины. «Дюпюи де Лом», перегрузив на борт подарки царской чете, помчался догонять ушедших, развил на длинном переходе среднюю скорость порядка 17 узлов, и прошел Большим Бельтом ночью без услуг лоцмана – отказавшегося отвечать за проход корабля на такой скорости. Капитан первого ранга Валери сильно рисковал – легко представить, какой скандал бы разразился, если бы вдобавок к аварии первого крейсера, второй бы сел на мель. Но в результате подмоченная машинной установкой одного крейсера репутация флота была спасена «Дюпюи де Ломом». Осенью 1897 года «де Лом» стал в док, где на него поставили скуловые кили – заметно сократившие размах качки, и слегка ухудшившие маневренность.

Изображение

"Дюпюи де Лом возвращается в Брест, 1898 г.

 

В том же году начались разговоры о замене котлов на водотрубные. Но в итоге эту операцию отложили до 1902 года – а до той поры «де Лом» спокойно нес службу, успев на Больших маневрах продемонстрировать полезность наличия при эскадре сильного и быстроходного крейсера, способного заставить держаться вражеские бронепалубные разведчики в изрядном отдалении.

Изображение

В брестском арсенале, 1895 г.

 

С 1902 по 1906 в ходе большой модернизации установили котлы Гюйо-Дю Тампля, вместо боевой грот-мачты установили легкую сигнальную, в башнях установили систему продувки канала ствола сжатым воздухом. На испытаниях котлы проявили себя достаточно надежными, хотя крейсер так и не смог развить 20 узлов. Вдобавок изменившаяся посадка ухудшила его мореходность, и пришлось изменять дифферент. От дальнейших переделок отказались, сказав «Полезность столь коренных переделок вообще сомнительна. Опыт показал, что, получая, в общем, от этих переделок только улучшения, мы не можем сказать, чтобы они стоили понесенных расходов и могли компенсировать то досадное влияние, которое было оказано на ход других работ».

Изображение

"Большая модернизация", 1902 г.

 

 

Изображение

"Большая модернизация", 1905 г.

 

Изображение

На испытаниях в 1906 г.

 

1907-1908 год «де Лом» не был прикреплен ни к одной эскадре, что немудрено – рядом с вошедшими в строй новейшими броненосными крейсерами заложенный 20 лет назад крейсер смотрелся неказисто. В итоге он был отправлен стационером в Марокко. В 1908 же году он – как и прочие крейсера французского флота – сменил прежнюю окраску (черный борт и надстройки цвета мокрой парусины) на новую – серую с голубым отливом.

В конце 1909 года отметили чрезмерную коррозию подводной обшивки. Ремонт сочли чрезмерно дорогим и бессмысленным для столь устаревшей единицы. 20 марта 1910 года крейсер был разоружен и предназначен к списанию, но только 20 февраля следующего года Высший Совет Флота постановил вычеркнуть Dupuy-de-Lome из списков Флота и разобрать машины и котлы.

Изображение

"Дюпюи де Лом" в Лориане после возвращения из Марокко в 1909

 

Необычный финал

 

Однако 20 апреля 1911 года Министр иностранных дел сообщил Морскому министру о желании перуанцев купить крейсер типа «Монкальм». Флот ответил на это предложением продать «Дюпюи де Лом». 29 июня Министр иностранных дел уведомил флот, что правительство Перу согласилось на покупку крейсера. По контракту французы были готовы отремонтировать крейсер и передать его новому владельцу за 3700000 франков – в пять раз дешевле чем когда-то стоила постройка всего крейсера. 6 марта крейсер 1912 года крейсер прошел испытания, и был готов принять перуанский экипаж. Но Перу уже не так нуждалось в этом корабле – крейсер «Умбрия», покупка которого Эквадром испугала перуанских адмиралов, в итоге достался Гаити. И, хотя 12 сентября на крейсере, который теперь назвали «Комманданте Агирре» и подняли перуанский флаг, новый владелец так и не заплатил всей суммы. Несмотря на напоминания по дипломатическим каналам, перуанцы решили тянуть с выплатами, крейсер остался в Лориане, а его экипаж стал постепенно возвращаться на родину. Дело так и не стронулось с мертвой точки до августа 1914 года; в октябре перуанцы окончательно оставили крейсер на попечение французского флота.

Изображение

"Дюпюи де Лом" под перуанским флагом

 

Идея вернуть крейсер в строй в ходе Первой мировой была отвергнута из-за загруженности арсеналов. Сдать его на слом показалось, вероятно слишком простым решением, и после некоторых колебаний с крейсера сняли вооружение, часть механизмов, и превратили в грузовое судно, которое – под названием «Перувье» - было в конце 1919 года передано бельгийскому судовладельцу.

Изображение

"Дюпюи де Лом" в ходе переделки в грузовое судно

 

Однако крейсер взбунтовался, и возить уголь не захотел. Машины начали ломаться, и в Пернамбуку – первый порт назначения – он прибыл на буксире через 5 месяцев после выхода. Там выяснилось, что уголь в третьем трюме охвачен огнем. Справившись с очередной напастью «Перувье» дотащили до Антвернпена, где наконец и сдали на слом.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
11
52287
210 публикаций
889 боёв

Об ушел в отставку,   (не читаемо про что речь)

Желающим расширить и углубить - туда.  для чего тогда создал тему если заранее туда отправляешь,

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
50 публикаций
2 172 боя

Просмотр сообщения52287 (20 Июл 2013 - 18:49) писал:

Об ушел в отставку,   (не читаемо про что речь)

Если человек не понял, что Об - фамилия адмирала (Aube), то ему читать дальше не стоит, наверное.

Цитата

Желающим расширить и углубить - туда.  для чего тогда создал тему если заранее туда отправляешь,

Для того, чтобы не желающие или не готовые читать 120000 знаков могли кратко ознакомиться с историей корабля. А что?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
228 публикаций
27 боёв

Просмотр сообщенияkimsky (20 Июл 2013 - 18:57) писал:

Если человек не понял, что Об - фамилия адмирала (Aube), то ему читать дальше не стоит, наверное.
Да нет, вро-де бы как понятно все

Просмотр сообщенияkimsky (20 Июл 2013 - 18:57) писал:

Для того, чтобы не желающие или не готовые читать 120000 знаков могли кратко ознакомиться с историей корабля. А что?
За это спасибо, знать историю - это хорошо.
Красивая история оригинального корабля,
+
Изменено пользователем Surikatta

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
667 публикаций

Просмотр сообщенияKirill_Martirosyan (20 Июл 2013 - 21:31) писал:

Не плохая работа, но все же плюс заслуживает)
Все правильно сделано,разделено на абзацы ,картинки под спойлерами. + :medal:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
211 публикация
31 бой

Только за труды + В остольном плоховато.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
523 публикации
519 боёв

Просмотр сообщения25mike25 (20 Июл 2013 - 22:25) писал:

Все правильно сделано,разделено на абзацы ,картинки под спойлерами. + :medal:
Агась смотрю и радуюсь.Молодец.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
50 публикаций
2 172 боя

Просмотр сообщенияRossi_Unique (20 Июл 2013 - 23:24) писал:

Только за труды + В остольном плоховато.

Сформулируешь претензии?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 651 публикация
3 118 боёв

Плюс от меня.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
531
[RONIN] Matsuo
Коллекционер-испытатель
3 423 публикации
1 272 боя

Да...по футуристичности и индивидуальности у французов прочное ПЕРВОЕ место :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
16 993 публикации
577 боёв

Просмотр сообщенияRossi_Unique (20 Июл 2013 - 23:24) писал:

Только за труды + В остольном плоховато.
Боюсь, что спорить с Кимски о французах у Вас пупок развяжется. Поверьте - я ЗНАЮ... :trollface:

ЗЫ. Как и ТС хотелось бы послушать Ваши претензии.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
374 публикации

Просмотр сообщенияDarth_Vederkin (21 Июл 2013 - 09:58) писал:

Боюсь, что спорить с Кимски о французах у Вас пупок развяжется. Поверьте - я ЗНАЮ... :trollface:

ЗЫ. Как и ТС хотелось бы послушать Ваши претензии.
Дарт ну какие у тролля могут быть претензии ? Если  он еще разбирался бы - а так ему что Дюпюи де Лом - что  лодка "РА".
Большое спс за тему.
Печальный конечно конец у крейсера - то что его конверсировали в грузовое судно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
16 993 публикации
577 боёв

Просмотр сообщенияADMIRAL_FLOTA_USSR (21 Июл 2013 - 10:09) писал:

Дарт ну какие у тролля могут быть претензии ? Если  он еще разбирался бы - а так ему что Дюпюи де Лом - что  лодка "РА".
Я надеюсь до последнего...:)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
227
Bugest
699 публикаций
1 503 боя

Просмотр сообщенияMatsuo (21 Июл 2013 - 09:28) писал:

Да...по футуристичности и индивидуальности у французов прочное ПЕРВОЕ место :)
Однозначно! Причем это относится и к кораблям и к танкам.
Что-то на фоне всех остальных стран французы с их вооружением выглядят смешно. Или я чего-то не понимаю.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
50 публикаций
2 172 боя

Просмотр сообщенияBugest (21 Июл 2013 - 10:32) писал:

Что-то на фоне всех остальных стран французы с их вооружением выглядят смешно. Или я чего-то не понимаю.

А что именно смешного - не уточните?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
227
Bugest
699 публикаций
1 503 боя

Просмотр сообщенияkimsky (21 Июл 2013 - 11:02) писал:

А что именно смешного - не уточните?
Один мой товарищ говорит: "Когда французы начинают делать технику, хоть велосипед, хоть автомобиль, у них сначала неплохо получается, но потом они видимо начинают заниматься французской любовью, поэтому в итоге какая-то *** получается!".

Вообще конечно он это в шутку говорил, но есть в его словах доля правды. Конкретно в данном корабле смешно его внешнее обличие, смешно что не достигли поставленной задачи добиться скорости в 23 узла, смешно что признали его не удачным и продали в пять раз дешевле... можно и продолжить. Ну про танки я пожалуй не буду, это отдельная тема.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
140 публикаций
84 боя

Прикольно и интересно, а ещё будут подобные темы ? :unsure:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
413 публикации
11 боёв

Просмотр сообщенияWetER1222222 (21 Июл 2013 - 12:10) писал:

Прикольно и интересно, а ещё будут подобные темы ? :unsure:
Скорее всего!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×