Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
tevton55

Лёгкий крейсер типа «М» (Германия)

В этой теме 48 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Бета-тестер
42 публикации
1 516 боёв

Изображение

По иронии судьбы крейсер "Нюрнберг", заложенный одним из первых после прихода к власти А. Гитлера (4 ноября 1933 г.), стал последним немецким легким крейсером, поднявшим военно-морской флаг. Почему так получилось? Ведь немецкая промышленность могла строить корабли этого класса без особых проблем.

В июне 1935 года было подписано англо-германское соглашение по ограничению военно-морских вооружений. По всем основным классам надводных кораблей тоннаж Кригсмарине мог составить 35% от Королевского флота. Кроме того, в составе немецкого флота появился и класс тяжелых крейсеров. После этого проектированию легких крейсеров стало уделяться меньше внимания. Лишь через год после подписания, в мае 1936 года было сформулировано новое задание на проектирование легкого крейсера, водоизмещением 8000 тонн, предназначенного для крейсерских операций в океане.

Ниже Вам представлена история развития проекта, разделенная мной на этапы для упрощения.

Этап 1-й. Эскиз.

В середине 1936 года бюро проектов разработало эскизный проект крейсера.

Его особенностями являлись:

1) Мощность механизмов двухвальной энергетической установки = 100000 л.с.(35 узлов)

Для сравнения, крейсер «Нюрнберг» максимально мог развить лишь 66000л.с.

2) Вооружение. В отличие от крейсеров типа «К», было принято решение поместить главные орудия легкого крейсера по традиционной «линкорной» схеме: из четырех 2-хорудийных башнях по две в носу и корме.

Этап 2-й. Новый проект.

В конце августа 1936 года появился новый проект. Существенным изменением оказалась замена 2-хвальной энергетической установки на 3-хвальную. Произведенные расчеты показали, что при размещении на крейсерах двухвальной энергетической установки при возможности развития такой же скорости хода, дальность плавания была бы равна 5800–6200 миль при скорости хода 20 узлов, а это считалось не желательным в условиях открытого океана.

Этап 3-й. Обсуждение.

В октябре 1936 г. после очередного рассмотрения проекта отделом вооружения (AIV) вся его документация была передана в отдел проектирования, где чертежи рассматривались целых 8 месяцев. Представители AIV за это время провели сравнение проекта с иностранными аналогами. Еще раз перепроверили расчеты конструкторов. При этом было высказано мнение, что следует увеличить мощность главной энергетической установки. В итоге собрали совещание, на котором обсуждалась установка на крейсере дизелей для экономического хода. Хотя сотрудники AIV настаивали на скорейшем обсуждении проекта, следующее совещание было собрано только в феврале 1937 года. Конструкторы высказали мнение, что на "Нюрнберге" и в новом проекте невозможно установить энергетическую установку в 100 000 л.с., поэтому были представлены два альтернативных проекта:

а) крейсер водоизмещением 18000 тонн, со скоростью хода 35 узлов, забронированный аналогично "Нюрнбергу", вооруженный 4 двухорудийными 150-мм башнями;

б) большой небронированный эсминец, со скоростью 40 узлов, вооруженный 6-8 150-мм орудиями.

Этап 4-й. Доктор Шмидт.

По причине того, что представители отдела проектирования отвергли оба варианта, а конструкторы своих позиций не уступили, AIV пришлось выдать заказ на формулировку задания инженеру доктору Шмидту. Доктор Шмидт перед тем, как взяться за работу изучил данные иностранных крейсеров «Raimondo Montecuccoli», «Emile Bertin», «La Galissonniere» и «Southampton»:

Spoiler
ИзображениеИзображение

ИзображениеИзображение

Этап 5-й. Проектирование.

Вскоре AIV получил задание на проектирование крейсера водоизмещением 8000 тонн и скоростью хода 34 узла. Весовая нагрузка распределялась следующим образом:

● корпус 2480 т,

● главная энергетическая установка 1800 т,

● вспомогательные механизмы 450 т,

● бронирование 600 т,

● артиллерийское вооружение 940 т,

● торпедное вооружение 70 т,

● авиационное вооружение 50 т,

● топливо 700 т,

● снабжение (запасы) 550 тонн.

Этап 6-й. Проблемы и остановка проектирования.

Конструкторы выдвинули следующее предложение. Водоизмещение нового крейсера не менее 11000 т, скорость хода 34 узла (максимальная), 32,75 узлов (в течение длительного времени). Но представители отдела Развития раскритиковали и этот проект: по их мнению, водоизмещение было велико, а скорость мала. В свою очередь конструкторы критиковали разработки AIV, считая, что их данные слишком завышены. Проектирование нового легкого крейсера остановилось.

Через восемь месяцев конструкторы сделали заявление, суть которого заключалась в следующем: водоизмещение не может быть 8000 тонн. Для удовлетворения требований по скорости хода и вооружению. Это был шаг вперед, ранее, по мнению конструкторов, минимальное водоизмещение равнялось 10000 тонн. Оставалось еще одно значительное расхождение между конструкторами и отделом AIV. По мнению конструкторов, вес корпуса и главной энергетической установки был равен 4250 т, а, по мнению отдела Развития, этот показатель составлял 3440 т.

Следующие два месяца шло обсуждение очередного проекта. Проработки АIV конструкторы критиковали за неудовлетворительную остойчивость, слабое бронирование и низкую скорость. Далее было признано, что мощность механизмов должна равняться 90000 л.с., и этого вполне хватит, чтобы уложиться в заданные параметры. При использовании трехвальной энергетической установки, увеличивалась и дальность плавания. Отдел Развития признал последний довод здравым и потребовал, чтобы главная энергетическая установка крейсеров выглядела следующим образом. Бортовые валы приводились в действие турбинами, аналогичными установленным на эсминцах, а на центральный вал работал дизель, то есть хотели оставить прежнюю, уже испытанную схему. Конструкторов это решение не устраивало.

Этап 7-й. Проект Шмидта. Вмешательство Редера.

В конце июля доктор Шмидт переработал проект, в AIV он был изучен, специалисты признали, что остойчивость крейсера улучшилась. В июле состоялась встреча руководителя отдела Развития и главы конструкторов. Стороны остались при своих взглядах. Вскоре эскизный проект был предъявлен главнокомандующему Кригсмарине адмиралу Эриху Редеру. Он внимательно изучил материалы, после чего сделал замечание, которое сводилось к тому, что скорость 33 узла при мощности 90000 л.с. недостаточна. Проект был отправлен на доработку.

19 июля собрали новое совещание, где председательствовал уже сам Э. Редер, присутствовали руководители всех заинтересованных отделов, где сформировали новое задание. Основные его характеристики были следующими: водоизмещение 7900 тонн, трехвальная турбинная главная энергетическая установка мощностью 120000 л.с., скорость хода 36 узлов. В конце совещания Э. Редер спросил у руководителей конструкторов и отдела Развития, как они смогли затянуть рассмотрение проекта. К сожалению, их ответ в историю не попал. Бюрократия Третьего Рейха в данном случае проявила себя как непреодолимая сила. Один из нацистских бонз, бывший на заседании заметил, что даже устав общества любителей майских жуков в те времена утверждался в Берлине и чего уж говорить о проекте нового крейсера.

Этап 8-й. Рутинная работа. Попытка изменить вооружение крейсера.

После этого совещания началась рутинная работа. Уточнялись отдельные проектные элементы. В декабре 1937 года механический отдел рассмотрел возможность замены центральной турбины дизелем. Господствующая в это время доктрина крейсерской войны требовала корабли с большой автономностью, поэтому главная энергетическая установка крейсеров должна была включать в себя две турбины, каждая мощностью 40000 л.с. и 1 дизель мощностью 16500 л.с., скорость полного хода не менее 36 узлов.

В январе 1938 года прошла очередная попытка переработки проекта. Скорее всего, на немецких конструкторов подействовала информация о строительстве в Советском Союзе крейсеров типа "Киров", вооруженных 180-мм орудиями. Но вскоре выяснилось, что 4 170-мм двухорудийные башни весят на 150 тонн больше, чем 150-мм. и имеют меньшую скорострельность. Исходя из этого от проектирования этого корабля отказались.

Этап 9-й. Утверждение проекта. Закладка.

29 апреля 1938 года адмирал Э. Редер утвердил проект корабля со 150-мм орудиями с условным названием "Атлантический 8000-тонный крейсер". Планировалось с 1939 по 1944 годы построить 11 таких кораблей. На строительство одного корабля отводилось 2,5 года.

По грандиозной программе развития немецкого флота планировалось строительство 12 кораблей, получивших условные названия от "М" до "X". Из-за медленной разработки проекта и загрузки верфей со строительством крейсеров явно опаздывали. Заказ на первые 4 корпуса выдали 24 мая 1939 года, на пятый и шестой 8 августа 1939 года.

Изображение

Крейсер "М" заложили на стапеле, освободившемся после спуска на воду авианосца "Граф Цеппелин". На крейсер "О" первоначально заказ был выдан верфи "Германия" в Киле, но 8 августа 1939 года его передали Военно-морской верфи в Киле, а 19 сентября 1939 года заказ аннулировали. Заложенные крейсера первоначально законсервировали.

После успешного завершения военной кампании на Западе было собрано совещание, на котором решался вопрос о дальнейшей судьбе первых трех крейсеров. На нем приняли решение об их достройке, так как большая часть их механизмов была готова. В марте 1941 года строительство крейсеров опять приостановили и после крушения планов в войне с СССР разобрали на стапеле.

Тактико-технические данные:

Изображение

□ Водоизмещение:

стандартное 8705 т

стандартное (крейсер "Q"): 7952 т

полное 10366 т

□ Размерения:

длина

– – наибольшая 183 м

– – по конструктивной ватерлинии 178 м

– – наибольшая ("Q") 196 м

– – по конструктивной ватерлинии ("Q") 188 м

ширина 17 м

– – крейсер "Q" 18 м

средняя осадка 5,42 м

□ Механизмы:

2 турбины (систем Броун Бовери, Вагнера или Военно-морского типа),

4 котла Вагнера,

2 дизеля МАN.

□ Мощность механизмов 100000 л.с. (турбины) и 16500 л.с. (дизели).

□ Скорость хода 35,5 узла.

□ Дальность плавания 8000 миль при скорости 19 узлов.

□ Бронирование:

толщина пояса

– – в верхней части 30 мм;

– – в нижней части 50 мм;

– – толщина скос от нижней до бронированной палубы 35 мм.

верхняя палуба 30 мм,

жизненно важные места 20 мм;

боевая рубка 20-100 мм;

башни ГК 20-80 мм.

Изображение

□ Вооружение ГК:

8 орудий 150-мм в 4-х двухорудийных линейно-возвышенных башнях на носу и корме.

Тип орудий и башен аналогичен тем, что находятся на линкоре "Бисмарк". В объединенных снарядно-зарядных погребах находилось по 120 снарядов на орудие (не считая осветительных).

□ Вооружение зенитное:

4 88-мм орудий в двух двухствольных установках;

8 37-мм орудий в 4-х двухствольных установках;

4 одноствольных 20-мм автомата

Зенитная артиллерия была слабым местом «М-Крейсеров». Например, советские крейсера типа "Киров" были вооружены 6 100-мм орудиями. Но решение немецких конструкторов оправдывает то, что крейсера должны были действовать в океане, где встреча с авиацией, по представлениям того времени, была маловероятной.

□ Вооружение торпедно-минное:

8 533-мм торпедных аппаратов;

60 мин заграждения.

□ Вооружение авиационное:

2 гидросамолета;

1 катапульта.

□ Экипаж: 28 офицеров и 892 матроса.

Наследники проекта.

Крейсера типа "М" стали последними кораблями класса легких крейсеров, заложенные в Германии. Но проектирование новых кораблей продолжалось. В июле 1937 года объявлен конкурс на проектирование нового легкого крейсера, победитель которого получал 200000 рейхсмарок. Но секретность была очень высокой, и в конкурсе приняли участие только большие заводы.

Основные параметры проектного задания были следующими:

● Водоизмещение 8000 тонн,

● Бронирование:

– пояса 50 мм,

– в районе жизненно важных частей корабля 30 мм,

– палубы 20 мм,

– скосов 25 мм,

– барбетов башен главного калибра 30 мм,

● Скорость полного хода 35-36 узлов (минимальная) при наличии на борту 80% запаса топлива

● Дальность плавания 6000 миль со скоростью 19 узлов.

● Вооружение оставили таким же, как на крейсерах типа "М".

На конкурс представили 4 проекта.

Проект «Зееадлер» имел:

Spoiler
● Водоизмещение 8400 тонн (превышение по сравнению с заданием).

● 6 котлов производства завода "Дешимаг".

● Трехвальная энергетическая установка:

– на бортовые валы работали турбины мощностью 40000 л.с. каждая;

– на центральный вал 4 дизеля общей мощностью 18000 л.с.

● Скорость хода (по результатам прогона моделей) 35,5 узлов.

● Бронирование такое же, как в задании.

● Вооружение: 8 150-мм орудий в 4 двухорудийных башнях, 3 88-мм орудия.

Проект «Моторкройцер» имел:

● Водоизмещение 8959 тонн (самое большое из представленных на конкурсе).

● Двухвальную, чисто дизельную, главную энергетическую установку.

– мощность на каждом валу 59000 л.с.

● Вооружение из 9 150-мм орудий в трех трехорудийных башнях (две в носу, одна в корме).

Проект «Вер Дич» имел:

● Водоизмещение 8128 тонн.

● Котлы производства завода "Дешимаг".

● Трехвальная комбинированная турбино-дизельная установка мощностью:

– турбин 45000 л.с. (каждая),

– дизелей 31000 л.с.

● Скорость хода (по пробегам моделей) 35,3 узла,

● Расчетная дальность плавания 8700 миль.

● Вооружение из 8 150-мм орудий в четырех двухствольных башнях.

Изображение

 

Проект «ТротцАлледам»

с дизельной энергетической установкой представили в незаконченном виде.

Изображение

ИТОГ:

Ни один из этих кораблей не превосходил по своим ТТД крейсера типа "М".

Источник: Трубицын С.Б. Легкие крейсера типа "Нюрберг". 1928-1945 гг. С-Пб.: Издатель Р.Р. Мутиров, 2006. - 64с. - С. 36-39.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший бета-тестер
872 публикации
329 боёв

Тема хорошая ,хорошо оформлена+  :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
1 095 публикаций
99 боёв

Годный дебют!)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
114 публикации
1 612 боёв

неплохая тема но всеже оформления хромает

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
42 публикации
1 516 боёв

Просмотр сообщенияLAYSERK (13 Июл 2013 - 17:18) писал:

неплохая тема но всеже оформления хромает
спасибо, попробую исправить

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Глобальный модератор
17 404 публикации
577 боёв

В продолжение темы...

Изображение

 

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
381 публикация
64 боя

Отличная тема !!! Давно таких тем не читал...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Глобальный модератор
17 404 публикации
577 боёв

Просмотр сообщенияBlock_Dodger (13 Июл 2013 - 18:53) писал:

зачем создавать такую тему если подобное можно найти в интернете
К сожалению не всем доступно это благо цивилизации. :teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
298 публикаций
4 466 боёв

Просмотр сообщенияBlock_Dodger (13 Июл 2013 - 18:53) писал:

зачем создавать такую тему если подобное можно найти в интернете
Зачем тогда вообще на форуме писать??? :trollface:

У "М"-ок, кстати, оригинальным образом торпедные аппараты в бочину спрятали...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
59 публикаций
123 боя

Молодец, есть потенциал на тему такого рода +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
667 публикаций

Отлично,да ещё и первая тема. Конечно же +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
48 публикаций

Интересная тема, плюсанул.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
310 публикаций

Для первой темы, просто замечательно. Продолжайте в том же духе)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
65 публикаций
20 боёв

ну да мне до вас топать и топать

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
523 публикации
519 боёв

Просмотр сообщенияMakson_K (13 Июл 2013 - 20:53) писал:

ну да мне до вас топать и топать
Смотря до кого, топать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×