Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Jluca

Служба в корабельной авиации глазами офицера USS Marblehead.

В этой теме 75 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
8 166 публикаций
1 225 боёв

«Ну что же, Джекоби, попробуем разбудить их, там внизу!
Гидросамолет Vought OS2U-3 нырнул в пологое пике.

Бартоу правил машину так, чтобы ее курс непременно пересекся с курсом неопознанного судна.

И вот уже водную гладь в каких-то метрах от корабля, вызывая фонтаны брызг, молотили пулеметные очереди 30 калибра.

Самолет меж тем начинал набирать высоту, выходя из опасного виража…»




Эти строки взяты из мемуаров американского пилота, Уэйна Биза, в годы войны служившего в авиационном дивизионе легкого крейсера USS Marblehead. Воспоминания Биза в полной мере показывают особенности службы пилотов авиагрупп на крейсерах, специфику взаимоотношений между «летехами» и остальными членами экипажа, а также взгляды американского командования на применение гидроавиации во Второй Мировой войне. Эмоции и наблюдения «из кабины гидросамолета» во многом отличаются от воспоминаний морских летчиков, оперировавших с авианосцев, и в этом смысле мемуары Биза – уникальная возможность исследовать мир пилотов корабельных авиагрупп.

Изображение

Три гидросамолета OS2U-3 Kingfisher на борту линкора USS New York (BB-34), июнь 1943.
  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
8 166 публикаций
1 225 боёв

1. Краткая история корабельной авиации.

 

В начале двадцатого столетия теоретики морской войны возлагали задачи разведки на один из подклассов крейсеров, а именно на крейсера-скауты. Полагалось, что в составе эскадры эти корабли будут вести рекогносцировку вражеских сил, а также выполнять роль лидеров для эскадренных миноносцев. Развитие техники в эпоху Первой Мировой войны, а затем и в послевоенные годы перечеркнуло необходимость использования скаутов.  Новыми «глазами» эскадры стали гидросамолеты, запускаемые с помощью корабельных катапульт. Катапульты устанавливались на линкорах и крейсерах, отдельные проекты оснащения авиацией затрагивали даже эскадренные миноносцы. Естественно, на каждом отдельном классе кораблей авиация играла различную роль. К примеру, для самолетов, оперирующих с линкора, главными задачами были противолодочное патрулирование, разведка и корректировка артиллерийского огня. Тогда как гидросамолеты, запускаемые с крейсеров, выполняли скорее разведывательные функции. Кроме того, они использовались в качестве средств раннего обнаружения и потопления подводных лодок противника, - для этого на них устанавливалась подвеска с глубинными бомбами.

 

Изображение  

Американские летчики, ожидающие на крыле OS2U Kingfisher в ожидании спасения подводной лодкой USS Tang, 1944.

 

Однако, час славы гидросамолетов, перенявших задачи разведки от крейсеров-скаутов, так и не наступил. На смену гидроавианосцам, как и оснащенным самолетами крейсерам и линкорам, пришли полноценные авианосцы. Последние имели весомое преимущество в количестве самолетов, которые могли быть запущены с их палубы. Кроме того, посадка самолетов с колесным шасси занимала гораздо меньше времени, чем подъем приводнившихся гидросамолетов на борт корабля. Этот показатель решающим образом влиял на боевую эффективность палубных авиагрупп и нового класса кораблей в целом. Перл-Харбор, потопление линкора Repulse, бои в Коралловом море, сражение у атолла Мидуэй – историю воздушной войны на Тихом океане писали летчики-истребители, торпедоносцы, штурмовики, оперировавшие с авианосцев. Внимание общественности в силу громких побед авианосцев было приковано именно к новому классу кораблей, а так же к пилотам их авиагрупп. По отношению к ним пилоты гидросамолетов, стартовавшие с линкоров и крейсеров, в период войны оставались на вторых ролях. Что говорить, если и многие морские летчики, в том числе Уэйн Биз, мечтали пополнить ряды «элиты», приписанной к авианосцам.

 

2. «Ты будешь служить на крейсере!»

 

Военная карьера Биза началась еще до вступления Соединенных Штатов Америки в войну. После окончания учебы он был зачислен в штат летных инструкторов на базе ВМС Пенсакола, штат Флорида. Кстати, там и по сей день располагается одна из кузниц летного состава морской авиации США. Нападение японского флота на Перл-Харбор внесло кардинальные изменения в правила игры. Тысячи матросов и офицеров призывались на флот, сотни шли служить добровольцами. Пополнения нужно было обучать, и мало кто из инструкторов в первые месяцы войны направлялся в состав действующего флота. Уэйн Биз не стал исключением. Месяц за месяцем он подавал запросы о переводе на фронт в Бюро Персонала, но лишь в октябре 1942 года командование сочло необходимым удовлетворить пожелание Биза.

 

Изображение

Уэйн Биз, 1944 год.

 

Однако долгожданное назначение стало для него своего рода сюрпризом. В 1940 году, когда молодой еще Уэйн Биз пришел на вербовочный пункт, он твердо желал пополнить ряды морских летчиков. Звучит парадоксально, но Биз очень боялся попасть на один из боевых кораблей вроде линкора или крейсера. Как признавался Уэйн в мемуарах, ему не внушали уверенности заливаемые водой надстройки боевых кораблей. И в то же время ангар авианосца или даже наземная авиабаза в сознании будущего морского пилота были достаточно безопасными. Тем не менее, по иронии судьбы Уэйн был назначен именно на легкий крейсер USS Marblehead.

 

Изображение

  USS Marblehead, ноябрь 1929.

 

 

Надо сказать, корабль, к которому был приписан пилот, к июню 1942 года заслужил внушительную репутацию. USS Marblehead оказался практически в центре военных действий, разгоравшихся у острова Ява. Этот устаревший к началу Второй Мировой войны легкий крейсер провел успешную операцию в районе Борнео, выступая в качестве лидера американских эсминцев. Однако в боях у Явы сказались недостатки вооружения легкого крейсера, - атака японской авиации нанесла кораблю серьезные повреждения.  Два прямых попадания 500-кг японских бомб, а так же близкий разрыв у носовой оконечности, - таков был итог налета бомбардировщиков. В результате был выведен из строя рулевой привод, затоплено множество отсеков в носовой части корпуса, USS Marblehead получил сильный крен и дифферент на нос до 3,5 метров. Экипаж потерял 15 человек убитыми и около 50 моряков было ранено. Кораблю требовался ремонт, и командование направило USS Marberehead в Нью-Йорк.

 

Изображение

Плакат времен Второй Мировой войны: «USS Marblehead возвращается домой!», 1942.

 

 

На родине крейсер-ветеран встал в док на длительное время. Его вооружение наконец было модифицировано, а на замену убитым и раненым прибыло пополнение. В числе новичков, часть которых еще не принимала участия в боевых походах, на USS Marblehead попал и Уэйн Биз.

В 1942 году основу команды корабля составляли ветераны тихоокеанской кампании.  Надо отметить, что в числе «старичков» встречались моряки, ходившие на этом корабле еще в период его службы в составе Азиатского флота на Японском море. О тех временах на USS Marblehead в первую очередь напоминал состав меню простых моряков. В Азиатском флоте закладывались свои традиции, обусловленные влиянием местной культуры. Так Уэйн, не имевший представления о порядках на USS Marblehead был шокирован тем, что в кладовой хранилось почти сто галлонов соевого соуса! А ведь для «бывалых» матросов и старшин легкого крейсера рис вкупе с соевым соусом был едва ли не самой популярной пищей, а местные коки знали порядка двадцати рецептов различных рисовых блюд.

 

Изображение

Вид на крейсер USS Marblehead с высоты, январь 1933.

 

В отношении бывалых моряков к членам авиационного дивизиона Уэйн отмечал некоторое небрежение. Это никогда не оборачивалось недоверием или неприязнью к пилотам крейсера, но американские моряки, как и часть командиров кораблей, подвергали сомнению эффективность корабельных авиагрупп на крейсерах. Чаще всего такое отношение выливалось в беззлобное подшучивание над «чертовыми летехами», которых еще и приходилось «спасать», если гидросамолет приводнялся далеко от крейсера. Однако именно пилоты наводили USS Marblehead на цели, поэтому работу авиационного дивизиона уважали. Кстати говоря, командиры других крейсеров типа Omaha, состоявшие в одном дивизионе с USS Marblehead так же отмечали инициативность и высокий профессионализм морских летчиков, служивших вместе с Уйэном в годы войны.

Когда Биз попал на USS Marblehead, механическая часть авиагруппы оставляла желать лучшего. Требовалось восстановить материальную базу, а так же дождаться пополнения личного состава до штатной численности. Пятый или авиационный дивизион, входивший в состав артиллерийской БЧ (боевой части) корабля, насчитывал 16 человек списочного состава, из них пилотами были четверо, остальные занимались обслуживанием материальной части. К октябрю 1942 года на USS Marblehead размещались два гидросамолета Vought OS2U-3 Kingfisher. Вооружение этих машин включало два пулемета 7,62-mm M1919. Одним управлял пилот, другой располагался в хвостовой части самолета и предназначался для наблюдателя.

  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
8 166 публикаций
1 225 боёв

3. «Старая леди» и ее кавалеры.

 

После боев близ Явы и продолжительного докования, командование отправило USS Marblehead на службу в Южную Атлантику для несения патрульной службы. Здесь легкий крейсер и его авиация должны были охотиться за транспортами держав оси и их союзников, отваживавшимися прорываться сквозь морскую блокаду. Целями «охоты» были так же подводные лодки и рейдеры противника.

 

Изображение

Авиационный дивизион USS Marblehead, 1944 год.

 

Пилотам, да и обновленному экипажу крейсера USS Marblehead в целом, предстояло провести немало часов учебной подготовки. Для патрулирования океанских просторов требовалось организовать слаженную работу авиационного дивизиона. Сюда же входила тренировка навыков взлета и посадки. Наибольшее внимание уделялось именно посадке.  Гидросамолеты часто заходили на посадку в условиях, когда волнение морской глади создавало помехи для безопасного приводнения. Требовался опыт и немалая сноровка, чтобы определить верный момент для приводнения. Ошибка могла обернуться потерей самолета.

Впрочем, неисправности не раз происходили и на этапе запуска гидросамолета с катапульты. В этом случае машине и пилоту в ней грозило оказаться в роли ядра, разовравшегося в пушке. Но снарядом уже оказывался самолет, а пострадать могли все находившиеся поблизости моряки. Несколько раз, как писал Уэйн Биз, пневматическая катапульта, установленная на USS Marblehead, давала сбой на ровном месте: после проверки оказывалось, что все механизмы были в исправном состоянии, а самолеты при этом получали серьезные повреждения. Иногда их приходилось и вовсе «списывать». Однажды во время пуска лопнул один из тросов катапульты, разгонная тележка не получила достаточной энергии для старта, и самолет, зависнув на пару мгновений на самом конце стрелы, рухнул за борт. К счастью, пилоты не пострадали, но саму машину пришлось бросить, для верности расстреляв из зенитных пулеметов.

 

Изображение

Подъем OS2U-3 на борт линкора USS Pennsylvania (BB-38), август 1943.

 

4. «Ковбой и море».

 

В качестве полетной миссии пилоты могли получить задание на разведку. И это, пожалуй, было рутинной обязанностью авиагруппы крейсера. Обычно в воздух поднимались оба гидросамолета с USS Marblehead, получавшие каждый свою зону патрулирования. В случае обнаружения транспорта, пилот должен был радировать на корабль о координатах обнаруженного корабля и предоставить всю доступную информацию о национальной принадлежности судна, возможном вооружении и эскорте. Иными были действия пилотов при обнаружении рейдера. Им предписывалось хранить радиомолчание, сообщая всю нужную информацию по возвращении на корабль. Подобная хитрость имела смысл только если пилот был уверен, что его машина не обнаружена противником. Тогда маневр радиомолчания гарантировал возможность застать вражеский корабль врасплох.

 

Изображение

Подъем гидросамолета OS2U-3 на борт USS Pennsylvania (BB-38), август 1943.

 

Наблюдение за противником велось исключительно с помощью глазомера пилота, - оптических приборов по штату летчикам не полагалось. Эта ситуация настолько задевала Биза, что перед выходом в море он на личные деньги приобрел пару гражданских биноклей и в дальнейшем по возможности их использовал. Резолюция вооруженных сил на предмет запрета биноклей гласила следующее: пилоту, который был сосредоточен на управлении машиной, но так же должен был проводить наблюдение за окружающим пространством, оптика только мешала. Кроме того, здравый смысл подсказывал, - помимо поиска кораблей и судов противника, подводных лодок, пилот всегда должен был помнить и о воздушной угрозе, хотя бы и риск ее был минимальным.

Для успешного завершения полета требовалось еще и вернуться на корабль. С этим периодически случались проблемы. Так, Уэйн Биз вспоминал, что среди пилотов авиационного дивизиона их крейсера был один техасец, умудрившийся несколько раз потеряться на океанских просторах. Предприимчивые пилоты заранее готовились к подобным неприятностям: броневая защита гидросамолетов разбиралась и летчики заполняли свободное пространство дополнительным пайком, позаимствованным из камбуза. Такой подход позволял экипажу машины продержаться до недели в случае бедствия.

 

Изображение

SO3C Seagull, которыми был оснащен USS Marblehead до замены этих гидросамолетов на Vought OS2U-3 Kingfisher.

 

Как бы там ни было, умение успешно осуществлять навигацию на океанских просторах было для морских летчиков одним из базовых навыков. Именно поэтому после повторения инцидента техасский «ковбой», являвшийся прекрасным пилотом во всех остальных аспектах летного мастерства, был отправлен командиром USS Marblehead на родину.

2-ой крейсерский дивизион занимался не только разведкой, пилотам корабельных авиагрупп ставились и другие тактические задачи. Вторым по важности пунктом в полетном «меню» морских летчиков крейсера было противолодочное охранение корабля. В арсенале Vought OS2U-3 Kingfisher для этого имелись 45-кг глубинные бомбы. Если же подвески по каким-то причинам не было, пилоты могли по радиосвязи с кораблем сообщить об угрозе, исходившей от подводной лодки. Однако и сами пилоты нередко могли попасть под вражеский зенитный огонь: некоторые командиры подлодок предпочитали в качестве защиты не уходить на глубину, но сбивать вражеских скаутов от греха подальше.

 

Изображение

OS2U Kingfisher на борту линкора USS New York (BB-34) in June 1944. Под крылом закреплена глубинная бомба/

 

Ко всем перечисленным полетным миссиям время от времени добавлялась задача корректировки артиллерийского огня крейсера. После боев на Тихом Океане USS Marblehead не принимал участие в активных боевых действиях на море, однако встреча с рейдером могла обернуться артиллерийской дуэлью. Именно поэтому командир крейсера регулярно проводил учебные стрельбы. Но корабельная авиация принимала в них участие очень редко. Cами артиллеристы USS Marblehead не слишком доверяли данным, полученным от пилотов. Справедливости ради надо отметить, что показания морских летчиков, запечатленные фотосъемкой, как правило подтверждали данные корректировки.

Для моряков легкого крейсера типа Omaha самым полезным в бытовом отношении занятием пилотов была доставка корреспонденции и ежедневных сообщений между кораблями, с которыми USS Marblehead патрулировал в Южной Атлантике. Записки, предназначенные для другого корабля, укладывались в почтовые мешки, туго набитые песком, а затем пилот, приближаясь к кораблю-адресату, производил условное «бомбометание» почты. Порой такие посылки производили в рядах экипажа некоторые увечья, хотя о доставке почты загодя объявлялось по корабельной связи всему личному составу.

Время от времени вместе с посылками и почтой пилоты привозили «подарки» экипажу. Так в 1944 году компания Кока-Кола презентовала легкому крейсеру USS Marblehead автомат для газировки, который был бережно доставлен гидросамолетом на корабль. Естественно, ни о какой бомбардировке, как бывало с «внутренней почтой», речи не было. К радости личного состава, аппарат, подаренный Кока-Колой, был установлен в матросской столовой. Там лимонад был доступен для всех: офицеры питались отдельно и как правило их меню сильно отличалось от меню рядового и сержантского состава.

Надо отметить, что в отношении быта морские летчики находились на одном положении с членами экипажа, поэтому их объединяли общие тревоги и радости. Биз в своих мемуарах с удовольствием вспоминает, как принимал участие в церемонии форсирования экватора - одного из базовых праздников профессионального сообщества моряков.

 

Изображение

  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
8 166 публикаций
1 225 боёв

5. На службе Родины.

 

Морской летчик Уэйн Биз был прекрасно осведомлен о том, что история войны на море писалась отнюдь не пилотами корабельных групп линкоров и крейсеров. Яркий дебют авианосцев во Второй Мировой закрепил в сознании современников главенствующее значение палубной авиации. Однако пилоты, оперировавшие с линкоров и крейсеров, также внесли немалый вклад в борьбу с противником: заслуги пополнения разведывательных данных флота и борьбы с подводными лодками противника принадлежат именно им.  Именно к таким незаслуженно отодвинутым на второй план героям Войны и принадлежит Уэйн Биз, подробно описавший в своих мемуарах будни войны глазами пилота гидросамолета.

 

Интересные факты о USS Marblehead:

- Легкий крейсер типа Omaha был назван в честь города Марблхед, Массачусеттс. Это был уже третий корабль ВМС США, носящий имя Marblehead. До него это имя носили канонерская лодка и крейсер.

- Один из кораблей типа Omaha, USS Milwaukee, был передан в счет международных договоренностей Советскому Союзу и в отечественном флоте ходил уже под именем «Мурманск», охраняя безопасность полярных конвоев.

- Во время службы USS Marblehead у бразильских берегов произошел курьезный случай:

Морской летчик Уэйн Биз выполнял очередной боевой вылет в гавани города Ресифи, когда его наблюдатель засек подводную лодку. Пилот тотчас бросил машину в пике и атаковал на предполагаемого противника глубинными бомбами. Тревожные действия американских морских летчиков не укрылись от бразильских моряков и вслед за «упреждающей» атакой гидросамолета с USS Marblehead последовала серия заходов бразильских самолетов, охранявших порт Ресифи. На следующий день были замечены масляные пятна, косвенно подтверждавшие уничтожение вражеской подлодки.

По этому случаю командование бразильских ВМС представило участников боя к наградам. «Дождь» наград пролился и на американских военных: капитан USS Marblehead и Уэйн Биз были представлены к ордену Южного Креста.

Ирония заключалась в том, что после атаки американские моряки нашли несколько всплывших со дна гавани нефтяных бочек. Эти бочки пролежали в воде бог знает сколько, прежде чем сыграли роль вражеской «подводной лодки». В политических целях американское командование не решилось открыть эту правду бразильским союзникам, а Уэйну Бизу было приказано молчать об этой истории.

 

В статьи использованы фотоматериалы сети интернет, а так же фото, опубликованные в мемуарах:

1) http://digital.libra...53&db=0&SIZE=10

2) http://www.navsource...4/012/04012.htm

3) Bise  W.R. Cruiser Flyboy. The USS Marblehead – the ship that would’nt sink! 1991.

Список использованной литературы:

1. Bise, W. R. Cruiser Flyboy. The USS Marblehead – the ship that would’nt sink! 1991.

2. Marriott L. Сatapult aircraft, 2006.

3. Samuel Elliot Morrison, US Cruisers, 1984.

4. Короткин И.М. Боевые повреждения надводных кораблей, 1960.

  • Плюс 6

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
783 публикации
3 057 боёв

Великолепный материал, спасибо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
303 публикации
1 678 боёв

Интерестно почитать спс Лиса :eyesup:  :medal:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
177 публикаций
3 боя

Спасибо, было очень интересно почитать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Координатор супертеста
3 333 публикации
424 боя

Интересный материал, особенно хроника.  Спасибо!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
381 публикация
64 боя

Лиса как всегда супер! Спасибо!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
769 публикаций
1 708 боёв

Замечательно. А на последнем фото постройка корабля?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
7 публикаций
386 боёв

Просмотр сообщенияLordd (09 Июл 2013 - 19:52) писал:

Замечательно. А на последнем фото постройка корабля?

Увы, это уже слом бывшего "Марблхэда".

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
882 публикации
87 боёв

Ай, Лиса! Ну спасибо! Не даешь людям отдохнуть после рабочего дня =)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
192 публикации
26 боёв

Интересно, Jluca молодец. ^^ :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
831 публикация
1 237 боёв

Лисонька, спасибо огромное!

Кстати... Увидел в списке из использованной литературы Samuel Elliot Morrison... А нет ли у вас в закромах электронной версии: History of United States Naval Operations in World War II vol.6  "Breaking the Bismarcks Barrier"? Конкретно меня интересует описание самого боя в море Бисарка 2 — 5 марта 1943 года... может поделитесь информацией, если она имеется?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
165 публикаций

Супер, очень интересный и познавательный материал:) спасибо, Лиса, за предоставленную информацию, мемуары очень интересные))

Просмотр сообщенияJluca (09 Июл 2013 - 13:00) писал:

В этом случае машине и пилоту в ней грозило оказаться в роли ядра, разовравшегося в пушке.
Опечаточка во втором посте))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
33 публикации
1 700 боёв

Спасибо! очень хороший, познавательный материал. +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
1 715 публикаций
1 373 боя

Классные и очень познавательный рассказ. Спасибо автору

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×