Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
WZander

Четырёхликий крейсер (крейсер «Коминтерн»).

В этой теме 38 комментариев

Рекомендуемые комментарии

367 публикаций
194 боя

Этот корабль за свою жизнь сменил три флага и четыре имени. Да и обстоятельства, при которых он закончил её, тоже довольно сложные и противоречивые.

 

Лирическое отступление. Впервые о крейсере «Коминтерн» я узнал в младшем школьном возрасте и история, которую я услышал о нём, повергла в полное изумление. Но об этом – в конце статьи, а сначала, о самом корабле, его постройке и боевой службе.

 

Изображение

 

«Кагул», он же «Память Меркурия»

 

Согласно Судостроительной программы 1895 года, для Черноморского флота предусматривалась постройка двух бронепалубных крейсеров 1-го ранга. В честь побед одержанных на берегах Чёрного моря, корабли получили названия «Кагул» и «Очаков».

Корабли были заложены в 1901 году («Кагул» на Николаевском Адмиралтействе, «Очаков» на Севастопольской казённой верфи) и спущены на воду в 1903 и 1902 гг. соответственно.

 

Дальнейшая их постройка существенно застопорилась из-за того, что ради сохранения однотипности, строительство должно было вестись по общим чертежам. Для Балтийского флота строилась пара аналогичных крейсеров - «Богатырь» и «Олег». При этом головным был «Богатырь», строившийся германским «Вулканом» в Штетине. Чертежи из Германии поступали в Новое Адмиралтейство в Петербурге, где строили «Олега», оттуда в Севастополь, а уже из Севастополя – в Николаев. В итоге, несмотря на общий проект, крейсера всё рано отличались друг от друга (в частности, черноморские крейсера по сравнению с «Олегом» имели меньшие размеры, большую мощность машин, скорость и дальность хода), а темп строительства искусственно снижался. Хуже всего пришлось оказавшимся в конце бюрократической цепочки черноморцам. Как следствие – если балтийские крейсера были приняты в состав флота год спустя после спуска на воду, то «Кагул» лишь в 1905, а «Очаков» в 1907гг.

 

Впрочем, задержке в немалой степени поспособствовала революция 1905 года. Помимо революционных бурлений среди рабочих верфей, она затронула непосредственно и сам флот. 27 июня 1905 года вспыхнуло восстание на броненосце «Потёмкин». К нему присоединились броненосец «Георгий Победоносец» и учебное судно «Прут».

Не прошло и полугода, как вспыхнуло снова – на этот раз в Севастополе. К восстанию присоединилась часть кораблей Черноморского флота, в том числе, готовившийся к приёмочным испытаниям крейсер «Очаков».

 

После подавления восстания, его, как и «Потёмкина» решено было переименовать. «Князь Потёмкин-Таврический» превратился в «Святого Пантелеймона», а для «Очакова» отобрали имя у достраивавшегося в Николаеве систершипа. В итоге, в Севастополе строили «Очаков», а построили «Кагул».

«Ограбленному» николаевскому крейсеру взамен выдали новое, очень почётное имя – «Память Меркурия». Впервые, корабль с таким именем (названный в честь героического брига «Меркурий») появился в 1865 году. Это был парусно-винтовой корвет. В 1883 году ему на смену пришел парусно-винтовой крейсер (первоначально, пароход Доброфлота). 7 апреля 1907 года он был исключён из списков флота, а его имя вместе с Георгиевским флагом передали бывшему «Кагулу». Нетрудно догадаться, что, несмотря на всю почётность, морякам это очень не понравилось, ведь давно известно, что корабль, сменивший имя, ожидают большие неприятности.

 

И они не заставили себя долго ждать. На крейсере возникла подпольная организация, ставившая целью захват корабля и присоединение его к общефлотскому восстанию, готовившемуся на весну 1912 года. Причём, дело не ограничилось агитацией. Заговорщики проделали проход через бортовые отсеки, по которому можно было беспрепятственно проникать в патронные погреба, тщательно запираемые и охраняемые сверху. В последний момент заговор был раскрыт. 6 матросов были казнены, около полусотни отправлены на каторгу, часть экипажа, признанная неблагонадёжной, списана с корабля.

Spoiler

Изображение

 

В огне Первой мировой

 

В январе 1913 года корабль встал на ремони вышел из него незадолго до начала войны – 1 мая 1914 года.

Война на Чёрном поре началась 29 октября и начиная с ноября, крейсер активно действовал у турецких берегов. Первый поход был совершен 4 ноября, затем, в ноябре-декабре он участвовал во всех походах эскадры.

 

18 ноября вместе с крейсерами «Кагул» и «Алмаз» обнаружил немецкий линейный крейсер «Гебен» и лёгкий крейсер «Бреслау» у мыса Сарыч, что привело к бою между ними и бригадой черноморских линкоров.

 

4 января 1915 года западнее Синопа имело место боестолкновение с турецким крейсером «Хамидие». Турецкий крейсер был явно слабее русского, вдобавок «Память Меркурия» сопровождала четвёрка эсминцев. Турки кинулись наутёк, отстреливаясь из кормовых орудий. В течении трёхчасовой погони они получили одно попадание в корму, в ответ добившись попадания в один из русских эсминцев. Пользуясь ухудшением погоды, они смогли ускользнуть от преследователей.

 

27 января 1915 года у Хопы (южнее Батума) вместе с «Кагулом» обнаружил вражеские крейсера – «Бреслау» и «Хамидие». Опять последовала погоня. «Бреслау» легко оторвался от преследователей, а погоня за турком продолжалась 8 часов и была прекращена лишь с приближением темноты. Всё это время турецкому крейсеру удавалось держать безопасную дистанцию, благодаря чему он смог избежать попаданий.

 

10 мая 1915 г., крейсируя в районе Эрегли (у Босфора), «Память Меркурия» обнаружила подходивший с востока линейный крейсер «Гебен». Предупредив о встрече командование флота, крейсер отошел к своим линкорам, находившимся в 20—25 милях от Босфора. Эта встреча привела к новому боестолкновению бригады линкоров с «Гебеном».

 

После вступления в строй черноморских дредноутов, «Память Меркурия» была приписана ко второй манёвренной группе, состоявшей из линкора «Императрица Екатерина Великая» и дивизиона эсминцев. В составе тактической группы зимой 1916 года принимал активное участие в блокаде Угольного района. Начиная с февраля, участвовал в обеспечении наступления Батумского отряда на приморском фланге. С 27 марта по 6 июня крейсер участвовал в перевозке двух пластунских бригад и двух пехотных дивизий в порты Ризе и Трапезунд.

 

После неудачно вступления в войну Румынии (на стороне Антанты), крейсер неоднократно привлекался к выполнению боевых задач в румынских водах. В порту Констанца, немцам удалось захватить большой запас нефти и нефтепродуктов. Для их уничтожения, путём обстрела нефтехранилищ было выполнено несколько боевых походов. Особенно жарким был бой 3 ноября, когда крейсер, в сопровождении эсминца «Пронзительный», несмотря на обстрел вражеской береговой батареи и атаки гидросамолётов, удалось приблизиться к порту и поджечь часть нефтехранилищ.

Противник продолжал обстреливать с берега и атаковать с воздуха, вдобавок, корабль был атакован подводной лодкой. Отразив все атаки, крейсер сумел поджечь ещё несколько хранилищ и благополучно покинуть порт.

Итоги операции были внушительными: непрерывно маневрируя под огнём двух береговых батарей внутри опасной зоны минного заграждения, крейсер выпустив в течение 30 минут 231 снаряд 152-мм калибра, уничтожил 15 нефтехранилищ из 37, подавил одну 152-мм береговую батарею, отразил два нападения гидросамолетов, уклонился от атаки подводной лодки и плавающей мины.

 

Весной 1917 года крейсер совершил три выхода к Босфору для обеспечения минных постановок. Всего, за 33 месяца войны (с 29 октября 1914 по 31 июля 1917 г.) крейсер «Память Меркурия» произвел 82 боевых похода и находился в море 307 дней. Он принимал участие в 10 столкновениях с кораблями турецко-германского флота.

Spoiler

Изображение

Бронепалубный крейсер "Память Меркурия" в 1917 году

 

Меняются власти, меняются флаги

 

В отличии от Балтийского, активно и успешно воюющий Черноморский флот в гораздо меньшей степени подвергся революционному разложению. Но, чем дальше, тем хуже становилось положение. К осени 1917 брожение затронуло и флот. В отличии от Балтики, где на смену Андреевским, пришли красные флаги, 12 ноября на «Памяти Меркурия» был поднят украинский, желто-голубой (что неудивительно, т.к. большая часть команды была укомплектована украинцами). Офицеры и часть кондукторов и матросов, покинули корабль, забрав с собой Георгиевский флаг. Командующий черноморским флотом адмирал А. Немитц передал крейсер в распоряжение Центральной Рады. Вслед за ним украинские флаги были подняты и на других кораблях Черноморского флота, включая линкор «Воля» (бывший «Император Александр ІІІ»). Но к концу декабря волна большевистских восстаний докатилась и до Севастополя. Крейсер «Память Меркурия» и эсминец «Завидный» ушли в Одессу, которая на тот момент оставалась единственным портом, контролируемым Центральной Радой.

 

Впрочем, уже 26 января 1918 года начались бои в самой Одессе. Спустя три дня из Севастополя пришли линкоры «Ростислав», «Три Святителя», «Синоп» и гидрокрейсер «Алмаз». Они потребовали от крейсера поднять красный флаг и перейти на сторону большевиков. Не рискуя вступать в безнадёжный бой с явно превосходящим противником, команда крейсера ответила уклончиво, отказавшись сменить флаг, но при этом объявив о своём нейтралитете в боях за город. После захвата города Красной гвардией, командам деваться было некуда - на крейсере и эсминце подняли красные флаги, после чего они ушли в Севастополь.

 

Однако вскоре красный флаг опять уступил место украинскому. Согласно условиям Брестского мира, Советская Россия признала независимость Украины. Оставшись без поддержки из центра, местная Красная гвардия была не в состоянии противостоять войскам Центральной Рады, поддержанных Германией и сдавала город за городом. К апрелю 1918 очередь дошла и до Крыма. 29 апреля часть кораблей Черноморского флота ушла в Новороссийск, где была затоплена. Оставшиеся в Севастополе подняли украинские флаги и были зачислены на украинскую службу. 17 сентября 1918 года крейсер «Память Меркурия» был переименован в «Гетьман Іван Мазепа».

 

Но, уже в ноябре оканчивается Первая мировая война. Среди прочих условий, выставленных Германии Антантой, было и расторжение Брестского мира. Германские и австрийские войска покидают Украину, а на смену им приходят войска Антанты. Впрочем, уже 29 апреля 1919 года Севастополь занимают части Украинского фронта и крейсер, снова ставший «Памятью Меркурия» входит в состав Красного флота УССР.

 

И опять, красный флаг вскоре был сменён, на этот раз, (вероятно, ради разнообразия) – Андреевским. 24 июня 1919 Севастополь отбили, и до ноября 1920 года удерживали, войска Добровольческой армии.

Под красным флагом

 

После прорыва обороны врангелевских войск на Перекопе, стало очевидно, что Крым не удержать. Началось повальное бегство. Для эвакуации использовались все плавсредства, способные дойти до Константинополя. Крейсер к их числу уже не относился, и при эвакуации был брошен. Частый переход из рук в руки (причём, каждый владелец старался как мог перед сдачей корабля преемнику, испортить всё что можно) довёл его до плачевного состояния. Капитан 1-го ранга в отставке П. И. Петров писал: «Мы увидели чудовищную картину злодеяний белогвардейцев и интервентов. На кораблях были взорваны главные машины, котлы и водонепроницаемые переборки. Все вспомогательные механизмы полуразрушены и покрыты ржавчиной. Прежде чем восстановить крейсер, нужно было вынести сотни тонн взорванного металла и тысячи тонн застоявшейся вонючей жижи».

 

Но, ввиду полного отсутствия боевых кораблей (все сохранившие боеспособность корабли были уведены врангелевцами сперва в Константинополь, затем в Бизерту), даже полуразрушенный крейсер представлял для Красного флота немалую ценность. Весной 1921 года на корабль назначен экипаж, который начал откачку воды и подготовительный ремонт. Корабль был назначен флагманским, на него перешло командование флота. В августе этого же года его поставили в док, отремонтировали подводную часть и даже смогли поднять пар в одном котле.

Spoiler

Изображение

Крейсер "Коминтерн" во время восстановительного ремонта в Севастополе, 1923 год

Претерпел изменение и состав вооружения. На 1 марта 1921 г. на борту крейсера имелось лишь четыре 152-мм орудия без затворов. Новое вооружение собирали с бору по сосенке - шесть 130-мм орудий с разоруженных канонерских лодок Азовской флотилии, шесть — с затонувшего в Севастополе линкора «Императрица Мария» и четыре — с крейсера «Богатырь». Всего, новое вооружение корабля состояло из 16 130-мм орудий (8 палубных и 4 казематных), 3-х 76-мм зенитных орудий Лендера, двух 47-мм пушек и 4-х пулемётов Максима.

Четыре 130-мм орудия размещались в башнях (по два в каждой), расположенных на полубаке и на полуюте, остальные двенадцать — по правому и левому бортам (по два орудия в казематах и по четыре на специально подготовленных фундаментах за броневыми щитами).

Также удалось восстановить 10 котлов, благодаря чему корабль мог развивать до 17 узлов, а дальность плавания достигала 1050 миль на полном ходу и 3000 миль экономической скоростью.

 

1 мая 1923 года корабль, в очередной раз получивший новое название – «Коминтерн», поднял флаг и был принят в состав флота. Впрочем, ремонт и приёмо-сдаточные работы на нём продолжались до середины лета.

 

Одной из первых «боевых задач» нового старого крейсера оказалось участие в съёмках фильма, ставшего мировой классикой – «Броненосец «Потёмкин»». Именно на нём Эйзенштейн снимал корабельные сцены.

 

Изображение

Сергей Эзенштейн во время съёмок на крейсере "Коминтерн"

Спустя три года корабль опять «засветился» в кино – на этот раз в фильме «Разлом», а после окончания съёмок совершил официальный визит в Стамбул.

 

После появления в составе Черноморского флота крейсеров «Червона Украина» и «Проифинтерн», потребность в условно-боеспособном «Коминтерне» отпала и в 1930 году он был отправлен на капитальный ремонт, в ходе которого он лишился половины орудий и четырёх носовых котлов (на их месте разместили учебные классы). Интересно, что ставшей бесполезной носовой трубы он лишился лишь в ходе очередного ремонта.

 

Также были демонтированы башни (вместо них установили одиночные 130-мм палубные установки со щитами), а из восьми орудий на шкафуте оставили только два, установив вместо демонтированных четыре 75-мм установки. Зенитки Лендера ранее размещавшиеся на крыше демонтированных башен, переместили на крышу кормового каземата. Также добавили два 37-мм зенитных автомата обр.1928/30 гг..

 

После ремонта крейсер переквалифицировали в учебный корабль (до этого он числился учебным крейсером).

Новые бои старого крейсера

 

Очередной ремонт, связанный с очередным переоборудованием (на этот раз в минный заградитель) прошел непосредственно в канун Великой Отечественной. Наконец-то демонтировали носовую дымовую трубу (долгое время выполнявшую сугубо декоративную роль), отремонтировали оборудование для минных постановок (теперь крейсер мог принимать более совершенные мины обр.1926 г. – в количестве 160 шт., либо брать 120 мин КБ-3). На мостике дополнительно установили 3 45-мм полуавтомата 21-К. Крайне неудачные автоматы обр.1928/30 гг. были заменены «Виккерсами». Эти усовершенствования привели к росту водоизмещения и падению скорости корабля.

 

Уже 23 июня он вошел в состав Черноморского флота и тут-же приступил к постановке минных заграждений сперва у Севастополя, а затем у берегов Одессы, куда, в начале июля и перебазировался.

6 августа корабль был назначен во вновь сформированный Отряд кораблей Северо-западного района для оказания артподдержки наземным войскам.

Spoiler

Изображение

 

18 августа он получил первые боевые раны. От близкого разрыва бомбы образовались множественные осколочные пробоины (свыше 70 пробоин правом борту), на корабле возник пожар. 6 моряков погибли, ещё 46 получили ранения и ожоги.

 

Регулярные и продолжительные стрельбы по береговым целям привели к износу стволов главного калибра. Поэтому, 7 сентября «Коминтерн» в сопровождении эсминца «Бойкий» совершил переход в Севастополь, вывозя из осаждённой Одессы 544 раненных. В Севастополе ему сменили стволы.

 

16-17 сентября он сопровождал из Новороссийска в Ялту транспорты с войсками. 7 октября, приняв на борт почти полторы тысячи участников обороны Одессы, он доставил их в Севастополь, после чего убыл на ремонт в Поти.

 

7 ноября, окончив ремонт, доставил в Севастополь военные грузы, эвакуировав обратным рейсом около 3 тысяч гражданских. До конца года он совершил ещё четыре подобных рейса.

Начиная с 29 декабря, совершил три рейса из кавказских портов в Феодосию, доставляя пополнение и припасы войскам вновь образованного Крымского фронта. После потери Феодосии, совершил ещё четыре рейса в осаждённый Севастополь.

 

Механизмы старого крейсера были до предела изношены, а зенитное вооружение неэффективно против атак торпедоносцев. По мере усиления давления вражеской авиации на наши коммуникации, дальнейшие рейсы в Севастополь становились смертельно опасны. Поэтому, его «сняли с линии» и направили на обеспечение воинских перевозок между Батуми и Новороссийском.

 

Но опасность подстерегала и в кавказских водах. 19 апреля в результате налёта на Новороссийский порт, он получил ряд осколочных повреждений от близких разрывов бомб и два дня спустя убыл на ремонт в Батуми. В ходе ремонта, помимо устранения повреждений, было усилено зенитное вооружение – прежние 76-мм пушки Лендера сменили на орудия образца 1935 года, а счетверённые зенитные «Максимы» - на 25-мм автоматы. Дополнительно установили пять 12,7-мм пулемётов ДШК.

 

Изображение

"Коминтерн" в камуфляжной окраске (1942 год)

 

 

С середины мая, окончив ремонт, корабль возобновил воинские перевозки между портами Кавказа. Вскоре, положение в Севастополе обострилось до предела. 19 июня «Коминтерн» приняв военные грузы и маршевое пополнение, направился в Севастополь. Но к этому времени немцы вышли к Северной бухте. Приём и разгрузка кораблей стали невозможны. Корабль получил приказ возвращаться обратно в Новороссийск.

 

2 июля, в ходе налёта немецкой авиации на Новороссийск, «Коминтерн» получил прямое бомбовое попадание, которое привело к тяжелым повреждениям и вызвало пожар. При этом было убито и ранено 69 человек.

 

Поврежденный корабль ушел в Поти, где две недели спустя получил новое попадание. К счастью, авиабомба не взорвалась. Она прошла через котельное отделение и, пробив обшивку, ушла на дно. Однако и эти повреждения оказались фатальными. Вода через пробоину начала заполнять отсек и чтобы избежать взрыва котлов, пар пришлось стравить и остановить машины. Собственно, при наличии нормальной ремонтной базы всё можно было исправить, благо, поступление воды удалось локализовать, под пробоину подвели пластырь, а отсек осушили.

 

Увы, но остававшиеся в наших руках черноморские порты были переполнены искалеченными кораблями, а их ремонтные мощности (крайне слабые) перегружены до предела. В итоге, было принято решение отказаться от восстановления.

 

Изображение

В свой последний рейс в Туапсе старый крейсер вышел 17 августа. Он с трудом управлялся и мог развивать не более 8 узлов, поэтому, его сопровождали буксир и два сторожевых катера. На переходе отряд подвергся атаке шестёрки «Юнкерсов», которую он успешно отбил. Доставив маршевое пополнение, корабль встал на разоружение. Орудия, снятые с него, пошли на формирование батарей Туапсинского оборонительного района (официально создан 23 августа). Из 130-мм орудий были сформированы 4 двухорудийные береговые батареи– № 743, 744, 746, 747, из 76-мм орудий - трёхорудийная батарея № 173, из 45-мм орудий – трёхорудийная, числившаяся противотанковой № 770. Обслуживались этим батареи корабельными комендорами.

 

Разоруженный корабль, приняв на борт 500 эвакуируемых жителей Туапсе, отправился в Поти. Там его буквально выпотрошили, сняв все сколь-нибудь ценные механизмы и оборудование и, 10 октября 1942 года, вместе с тремя недостроенными транспортами затопили в устье реки Хоби, создав, таким образом, брекватер. Спустя четыре месяца, корабль был официально исключён из списков флота.

 

 

 

Изображение

 

ТТХ

 

Крейсер «Память Меркурия» (1907 год)

Водоизмещение – 6645 т

Размеры 134,1х16,6х6,3м

ГЭУ – 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 16 котлов Бельвиля

Мощность – 19,5 тыс. к.с.

Скорость – 23 узла

Дальность – 5000 миль экономичным 12-узловым ходом

Вооружение – 12х152/45, 12х75-мм, 6х47-мм, 2х37-мм, 2х7,62-мм пулемёта, 2х 381 подводных торпедных аппарата

Бронирование:

Палуба – 35 мм (75 мм на скосах)

Каземат – 35 … 79 мм

Башни – 125 мм

Рубка – 140 мм

Экипаж – 547 чел.

 

В ходе ремонта в октябре 1913 - апреле 1914 гг. вместо снятых 10 75-мм орудий дополнительно установлены ещё 4 152-мм ор. (всего их стало 16) и 75-мм зенитки [место установки точно не известно как вариант - на крыше кормовых казематов].

В 1916 г. установлены 2 76-мм "аэропушки Лендера".

 

Учебный крейсер «Коминтерн» (1923 год)

Скорость – 17 узлов

Дальность – 3000 миль экономичным 12-узловым ходом

Вооружение – 16х130-мм, 3х76-мм, 2х47-мм, 4х7,62-мм пулемёта. На главную палубу корабль мог принять до 200 мин (обр.1908 и обр.1912 гг.), которые ставились через кормовые лацпорты.

Бронирование:

Палуба – 35 мм (75 мм на скосах)

Каземат – 35 … 79 мм

Башни – 125 мм

Рубка – 140 мм

 

Учебный корабль «Коминтерн» (1931 год)

Изображение

ГЭУ – 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 12 котлов Бельвиля

Мощность – 19,5 тыс. к.с.

Скорость – 16 узлов

Вооружение – 8х130-мм, 3х76-мм, 4х75-мм, 2х47-мм 2х37-мм, 4х7,62-мм пулемёта,

Бронирование:

Палуба – 35 мм (75 мм на скосах)

Каземат – 35 … 79 мм

Башни – 125 мм

Рубка – 140 мм

 

Минный заградитель «Коминтерн» (1941 год)

Водоизмещение – 7838 т

Размеры 133х16,6х7,2м

Скорость – 12 узлов

Вооружение – 8х130-мм, 3х76-мм, 3х45-мм, 2х37-мм, 2х4 7,62-мм пулемёта, 2 бомбомёт БМБ-1, 40 глубинных бомб, 160 мин

Бронирование:

Палуба – 35 мм (75 мм на скосах)

Каземат – 35 … 79 мм

Башни – 125 мм

Рубка – 140 мм

Экипаж – 490 чел.

 

В мае 1942 года вооружение изменилось на:

8х130-мм, 3х76-мм, 3х45-мм, 2х25-мм, 5х12,7-мм

 

Послесловие или история одной загадки

Итак, собственно, сама история, о которой упомянул в начале статьи.

 

Дело было в конце 70-х. Я с родителями отдыхал на море, в Одессе. Как-то нас с отцом пригласил к себе в гости его дальний родственник. Т.к. жил он в Ильичёвске, а не в самой Одессе, то мы остались у него ночевать. Меня, мелкого шкета отправили спать, а взрослые вестимо остались за столом, вести разговоры за жизнь. Спать не хотелось, взрослые, по мере выпитого, разговаривали всё громче и я, лёжа в постели, через стенку слушал их беседу. Говорили о разном, в том числе, речь зашла и про войну. И одна из историй, рассказанных хозяином, меня просто изумила.

Оказывается, что восстания организовывали не только в царском, но и в советском флоте. Был такой крейсер «Коминтерн», команда которого во время войны собиралась устроить мятеж и уйти из Одессы то ли в нейтральную Турцию, то ли прямо к фашистам податься. Вот буквально в последний момент успели заговор раскрыть и предотвратить восстание. Естественно, я на утро принялся расспрашивать отца – неужели такое могло действительно быть? Отец отмахнулся, мол, это дядя Жора спьяну придумал. И тут же предупредил, чтобы я не вздумал никому эту историю рассказывать, а то у дяди будут неприятности.

 

Я действительно никому её не рассказывал и даже не потому, что боялся навредить кому-нибудь, а потому, что выглядела она настолько неправдоподобно, что меня бы с ней просто подняли на смех. Но, собирая материалы для написания этой статьи, я с удивлением узнал, что рассказ о некоем заговоре на «Коминтерне», это не выдумка родственника, он всего лишь повторил уже существовавший слух. Более того, имелся, по крайней мере один осуждённый за недоносительство о готовившемся заговоре. А часть моряков крейсера была отправлена не в морскую пехоту, а в штрафбат.

 

Что же там произошло на самом деле? Лично мне, кажется наиболее правдоподобным предположение, высказанное в обсуждении вопроса на «Авиабазе»:

"Повторюсь - бунта в настоящем смысле этого слова на крейсере сталинского времени не было и быть не могло. Годы репрессий сделали свое дело, доносчиков хватало с лихвой. Командный состав чистился чекистами с завидной регулярностью. Сказать, что при Сталине не могли справиться с личным составом и навести порядок на крейсере - крайне маловероятно. Порядок был настолько железный, что его в настоящее время современники и представить не могут.

Отсутствие бунта подтверждает и то, что практически нет реальных документов о тех событиях на крейсере (по крайней мере я с ними не сталкивался). Все это - раздутое внутренними органами дело, которое в итоге и выеденного яйца не стоило. В противном случае, несмотря на войну, репрессии достигли бы очень больших масштабов и были бы максимально жестокими. Улетело бы и командование флота и политорганы и т.д. Здесь все, вероятно, началось с доноса о разговорах в кубрике, особист переправил донос наверх, не решаясь просто так начать репрессии в военное время. А вот дальше попытались раскрутить на всякий случай этот донос. Убрали крейсер на Кавказ и в тени мирных мандаринов начали раскрутку с мелкими арестами лиц, упомянутых в доносе. Кого сломали - послали в штрафбат, стойких вернули в другие части или на фронт. В связи с падением Севастополя и борьбой за Кавказ дело тихо заглохло, или приказали закрыть, чтоб самим не попасть под бериевскую раздачу (типа - как проспали такое дело и чем вы занимались). Тем не менее, остался стойкий слух о чем-то вроде попытки перехода советского корабля к румынам или немцам."

Список использованных источников

 

Спахов С. Ф., Степанов М. Е. Крейсер «Коминтерн»

Царьков А. Крейсер «Коминтерн» //»Оружие» №6 2010

Заблоцкий В.П. «Вся богатырская рать» // «Морская коллекция» №1 2011

Приходько В. Чорноморський флот в період діяльності Центральної ради, Гетьманату та Директорії

Кооп Г. На линейном крейсере «Гебен»

 

Интернет-источники

http://navsource.nar.../026/index.html

http://tsushima.su/f....php?pid=651261

http://forums.airbas...ntern.5196.html

http://flot.sevastop...r/komintern.htm

http://forum.patriot...ic=20059.5;wap2

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 167 публикаций

Как же значительно изменились очертания крейсера за долгие годы службы.

 

Изображение

Изображение

 

P.s. тема отлично оформлена. Было очень интересно читать. Спасибо вам!  :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
48 публикаций

Интересно почитать будет. Плюсанул

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
523 публикации
519 боёв

Хорошо оформлено и интересно читать...держи +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
63 публикации
236 боёв

Прочитал,доволен = "+"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
381 публикация
64 боя

Мне нечего сказать, Автор просто молодец!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
551 публикация
1 бой

Хорошо постарался, но спойлер под спойлером не слишком удобно, учти это в следующих темах

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
667 публикаций

Заслужил,держи +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 167 публикаций

Просмотр сообщенияMcPro (09 Июл 2013 - 10:51) писал:

Хорошо постарался, но спойлер под спойлером не слишком удобно, учти это в следующих темах
Что в этом неудобного? Так даже лучше сообщать дополнительную информацию, не связанную с основной темой.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
33 публикации
1 700 боёв

Спасибо! Прочитал с удовольствием! +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
664 публикации
195 боёв

Просто отличная статья! Материал о необычной судьбе корабля очень понравился, плюс оформление приятное. Молодчина!!!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
66 публикаций
22 боя

Спасибо,очень интересно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
33
[FMP] Nishtiak
516 публикаций

Тема на 5+. Автору респект.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
177 публикаций
3 боя

Спасибо, очень интересно было почитать.+. Корабль с большой историей, и на войне поучаствовал, и в кино был.

 

"Нетрудно догадаться, что, несмотря на всю почётность, морякам это очень не понравилось, ведь давно известно, что корабль, сменивший имя, ожидают большие неприятности."

А ведь корабль менял имя 4 раза.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
367 публикаций
194 боя

Так и неприятностей огрёб по самый клотик.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
0
[Z1OOO] OdinBMR
142 публикации
1 628 боёв

Страшненький утюжок, но какая судьба  :eyesup: Вот пример истинного боевого корабля. Спасибо за гррамотную тему, очень удобна для восприятия :medal:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
99 публикаций
178 боёв

Класс.

Хорошо оформил.

+ поствил.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
9 публикаций
446 боёв

Видно, не мало времени ушло на эту тему)) Спасибо! +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×