Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
UnCursed

Экспериментальный лёгкий крейсер «Юбари»

В этой теме 31 комментарий

Рекомендуемые комментарии

298 публикаций
4 466 боёв

Изображение

 

Суть эксперимента, проектирование и постройка

 

Итак, я уже писал о лёгких крейсерах типа «Тэнрю», заказанных в 1916 году. В том же году начали готовить программу «8-4» (строительство восьми линкоров и четырёх линейных крейсеров), и предметом обсуждения стали крейсера, включаемые в неё. О судьбе проекта «Тэнрю» и его замене на 5500-тонные крейсера «Кума» я расскажу позже. Ведущий конструктор японского флота, Юдзуру Хирага, настаивал на возможности постройки тяжёлых крейсеров с 200-мм орудиями и хорошей бронёй, уместив их водоизмещение всего в 7500 тонн (проект «Фурутака»), а для доказательства своих идей добился включения в программу строительства вместе с 5500-тонными кораблями типа «Кума» ещё одного крейсера.

 

Проект выполнил Кикуо Фудзимото под руководством Хираги. Суть новации состояла в экономии веса. Хирага поставил цель повторить характеристики крейсеров «Кума» при меньшем, чем у них, водоизмещении. Листы брони главного пояса и палубы стали несущими конструкциями. Корпус низкий, но с полубаком для сохранения мореходности. Все орудия и торпедные аппараты убраны в диаметральную плоскость.

 

Добро на строительство дали в октябре 1920 года. 6,3 млн. иен пошли с бюджетов 1921 и 1922 годов, всё строительство заняло 14 месяцев. Корабелов торопили - «Юбари» должен был быть готов раньше крейсеров «Фурутака», для проверки идей, заложенных в которые он и строился. 20 сентября 1919 года корабль получил имя «Аязе» (река в районе Токио, лёгкие крейсера называли по именам рек Японии), но 21 декабря 1921 года был переименован в «Юбари» (река на острове Хоккайдо). Заложен 5 июня 1922 года на верфи в Сасэбо, спущен на воду 5 марта 1923 года, вошёл в строй 31 июля 1923 года.

 

Конструкция

 

Общая схема:

 

Изображение

 

Схемка внутренностей:

 

Изображение

 

В отличие от ранних японских кораблей, многое заимствовавших у иностранцев, «Юбари» был первым кораблём «классической» Японской схемы. По его образцу строились все японские тяжёлые крейсера, а также лёгкие крейсера типа «Нинхай» для Китая. Броня, как уже упоминалось, выполняла несущую функцию, благодаря чему масса корпуса составила всего 31,2% водоизмещения (против 38,4% у 5500-тонных крейсеров). Идея, в принципе, удалась: «Юбари» по характеристикам не отставал от «Кум», имея меньшее водоизмещение. Однако вылезла большая проблема - хроническая перегрузка, ставшая проклятием корабля.

 

На полубаке находилась трёхуровневая надстройка длиной 18 метров. В надстройке находились офицерские каюты, кают-компании, мастерские и кладовые. На третьем уровне была ходовая рубка с брезентовой крышей. В кормовой надстройке находились штурманская рубка и радиорубка.

 

Двигательная установка состояла из трёх паровых турбин «Мицубиси» и восьми котлов «Кампон». Каждая турбина давала мощность 19300 л.с. и вращала собственный вал (т.о., всего было три винта). Котлы работали на паре давлением 18,3 атм. и температурой 138 градусов. Общая мощность в 57900 л.с. (на испытаниях 61336 л.с) должна была разгонять корабль до 35,5 узлов - такой же скорости, как у 5500-тонников, но при 65% от их мощности. На испытаниях, правда, удалось выжать только 34,8 узла - последствия перегрузки. Из-за неё осадка оказалась на 61 см выше проектной, транец погружался в воду, прибавляя сопротивление. Запас топлива в 916 тонн нефти давал теоретическую дальность плавания в 5500 морских миль (14-узловым ходом). Но из-за той же перегрузки она уменьшилась до 3300 миль. Это было даже меньше, чем у эсминцев, что мешало совместным с ними действиям. Новинкой были дымовые трубы: для исключения действия задымления на носовой мостик, по предложению Фудзимото, носовую трубу загнули и соединили с кормовой. Соединённые трубы стали «фишкой» японской школы кораблестроения.

 

Броневой пояс толщиной 38 мм имел длину 57,91 метра и высоту 4,15 метра. Он защищал всё моторно-котельное отделение и часть носового погреба. Если сюда добавить наружную обшивку толщиной 19 мм, то получается 57-мм защита борта. Качественная сталь марки NVNC делала бронирование даже более эффективным, чем у 5500-тонных «Кум», при меньшей толщине и массе. Броневая палуба имела толщину 25 мм, между броневым поясом и наружной обшивкой - 22 мм. Дымоходы и воздуховоды защищались 31-мм броневыми плитами, а палуба вокруг них усилена 16-мм стальными листами. Лобовые стены орудий ГК защищались 10-мм бонёй, подъёмники боезапаса и коммуникационные трубы - стальными листами.

 

Двухорудийная башня ГК:

 

Изображение

 

Хотя «Юбари» нёс на одно орудие ГК и два торпедных аппарата меньше, чем 5500-тонники, бортовой залп был одинаков благодаря тому, что всё основное вооружение «Юбари» расположено в диаметральной плоскости, и может работать на оба борта. Главный калибр, состоящий из шести орудий 140-мм/50 калибров, был собран в четыре башни: две одноорудийные полубашни на носу и корме, и две двухорудийные башни на носовой и кормовой надстройках. Все башни имели сектор обстрела по 150 градусов на каждый борт. Скорость горизонтальной наводки составляла 4 градуса в секунду, вертикальной - 6. Компактное расположение башен и наличие в двухорудийных башнях податочных труб способствовали быстрой перезарядке. Скорострельность «Юбари» была выше «Кум».

 

Два спаренных 610-мм торпедных аппарата Тип 8 располагались в диаметральной плоскости, и могли работать на оба борта. Правда, сектор был всего по 20 градусов на борт. По две торпеды на аппарат хранились в специальных рундуках рядом с ними, а боеголовки - в кормовом погребе.

 

На корабле были оборудованы кормовые рельсы для сброса мин заграждения, сами мины (48 штук) для защиты от дульных газов кормовых орудий укладывались в специальные боксы. Зенитное вооружение поначалу состояло из 76-мм пушки Тип 3, стоящей на платформе между торпедными аппаратами, и двух 7,7-мм пулемёта Льюиса по бокам от неё. Также по бокам от носовой надстройки стояли две салютные пушки.

 

На носовой надстройке по бокам стояли два оптических дальномера с базой 3 метра, а на фок-мачте - директор Тип 13. Имелись два 90-см прожектора.

 

Модернизации

 

 

 

«Юбари» при спуске на воду. Дымовую трубу ещё не удлинили.

Spoiler

Изображение

 

«Юбари» постоянно модернизировали, хотя и тут вылезала перегрузка: для нового оборудования просто не хватало веса! Первую модернизацию провели сразу по возвращении из первого похода: в 1924 году дымовую трубу удлинили на 2 метра.

 

В конце 1931 года проведена ещё одна модернизация: обновлено оборудование оперативной рубки и радиорубок.

 

С 22 марта 1932 года по 31 января 1933 года проходил новый ремонт и модернизацию: была снята 76-мм зенитка, торпедные аппараты были подняты на тумбы и обзавелись щитами для уменьшения влияния волн.

 

С мая по июль 1934 года были сняты боксы для мин, а в двойное дно заложили балласт (меры предосторожности после крушения эсминца «Томодзуру»).

 

Июль - ноябрь 1935 года: на месте 76-мм зенитки поставили сдвоенный 13-мм зенитный автомат Тип 93, по бокам от него (на платформу) перенесли салютные пушки. Стены ходового мостика усилили противопульными стальными листами. Снова обновили радиооборудование, а двигатель отремонтировали. Водоизмещение составило рекордные 4400 тонн, больше в корабль ничего не влезло.

 

Весной 1940 года 13-мм автомат и салютные пушки сняли, а вместо них поставили два спаренных 25-мм автомата Тип 96.

 

1-го - 12-го сентября 1943 года - в ходе текущего ремонта установлен гидрофон Тип 93.

 

С 19 декабря 1943 по 9 марта 1944 года проходила самая основательная модернизация: Сняли одиночные 140-мм башни. Вместо носовой поставили полубашню со 120-мм универсальным орудием Тип 10, а вместо кормовой - строенный 25-мм автомат Тип 96. Этих автоматов всего стало 25 стволов: ещё два строенных поставили на кормовую надстройку, два сдвоенных - по бокам носовой, и восемь одиночных - на полубаке и корме. В корме вместо мин поставили бомбосбрасыватели с шестью глубинными бомбами, сняли один прожектор, поставили надводный поисковый радар Тип 22 и пост наблюдения за воздушной обстановкой (на крышу носовой надстройки). Скорость упала до 32-х узлов.

 

«Юбари» после последней модернизации 1944 года:

 

Изображение

 

ТТХ

 

 

Водоизмещение: 2890 тонн - стандартное по проекту. 4450 - полное.

Длина: 139,4 метра.

Ширина: 12,04 метра.

Осадка: 3,86 метра.

 

Бронирование.

Пояс: 38 мм.

Обшивка: 19 мм.

Палуба: 25 мм.

 

Двигатель: Три паровых турбины «Мицубиси» и восемь нефтяных котлов «Кампон».

Мощность: 57900 л.с. - проектная, 61300 л.с. - на испытаниях.

Скорость: 35,5 узла - проектная, 34,8 узла - на испытаниях.

Запас топлива: 916 тонн нефти.

Дальность плавания: 3300 миль.

 

Вооружение.

ГК: Шесть 140-мм орудий с длиной ствола 50 калибров. (В 1944 году - четыре орудия).

Торпедные аппараты: два сдвоенных 610-мм аппарата Тип 8.

Зенитное вооружение: менялось.

1923 - 1933 гг.: 76-мм пушка и два 7,7-мм пулемёта.

1933 - 1935 гг.: ничего.

1935 - 1940 гг.: сдвоенный 13-мм автомат.

1940 - 1944 гг.: 4 ствола 25-мм автоматов Тип 96 (два сдвоенных).

1944 год: 120-мм зенитная пушка Тип 10, 25 стволов 25-мм автоматов Тип 96 (три трёхствольных, четыре двухствольных и восемь одиночных).

Мины: 1923 -1944: 48 мин заграждения. 1944: шесть глубинных бомб.

 

Экипаж: 328 человек.

 

Служба

 

 

«Юбари» вошёл в строй 31 июля 1923 года и был приписан к базе Сасэбо. 1 декабря он вошёл в состав 3-й эскадры. 8 марта он вышел в первый поход, к берегам Китая. Во время больших учений 1924-го года действовал как лидер эсминцев, а 1-го декабря был поставлен в резерв. В феврале-марте 1925 года совершил поход к берегам Китая, а в апреле-июне - по Тихому океану с заходом в Австралию. До конца года совершил ещё три похода к Китаю, а 1 декабря был приписан лидером 1-й флотилии эсминцев 1-го флота. В 1926-м - лидер эсминцев 2-й флотилии 2-го флота.

 

1 декабря 1927 года поставлен в резерв, и до конца 1931 года использовался в качестве учебного. С конца 1931 по начало 1932 года - проходил ремонт и модернизацию. Был лидером 1-й флотилии 1-го флота. С января по март 1932 года вместе со своими эсминцами в составе 3-го флота участвовал в Первом Шанхайском инциденте. В ходе перестрелки с береговыми батареями получил незначительные повреждения от собственных дульных газов. С марта 1932 по январь 1933 в Сасэбо устранял повреждения и проходил очередную модернизацию. До ноября 1933 года - во внутренних водах Японии, а после - выведен в резерв.

 

С мая по июль 1934 года проходил очередную модернизацию в Сасэбо, а 15 ноября перебазировался в Йокосуку, где ещё раз модернизировался с июля по ноябрь 1935 года. До 1940 года в основном патрулировал берега Китая, в 1939 году совершил поход к Сахалину. Весной 1940 года прошёл модернизацию, а в ноябре - в составе 4-го флота совершил плавание по южной части Тихого океана с заходом в Сайпан, Палау, Трук и Кваджелейн. В октябре 1941 года бросил якорь у атолла Трук, где готовился к войне, встречал эсминцы и транспорты. 29 ноября ударные силы прибыли к Кваджелейну, а 3 декабря подошли к атоллу Уэйк.

 

Во время вторжения на Уэйк на «Юбари» держал флаг командир Соединения вторжения - контр-адмирал Кадзиока. В соединение входили лёгкие крейсера «Тэнрю» и «Тацута», шесть эсминцев, два патрульных корабля, два транспорта и плавбаза подлодок. Атака началась 8 декабря, но была отбита американской береговой батареей 127-мм орудий: два эсминца потоплены, два повреждены. «Юбари» трижды попадал в вилку, но повреждений не получил. 13 декабря соединение вернулось к Кваджелейну, покинуло его 21-го, а 23-го начало вторую высадку. Крейсера патрулировали к востоку от острова. 29-го декабря «Юбари» вновь посетил Кваджелейн, а 3-го января прибыл к Труку.

 

Затем «Юбари» участвовал в захвате Рабаула. 13-го января 1942 года «Юбари» с четырьмя эсминцами своей флотилии вышел от Трука и 15 января прибыл к атоллу Ламотрек, где до 17-го января ожидал конвой из транспортов, двух эсминцев и минных заградителей. 23-го января конвой достиг Рабаула, а 27-го сюда прибыл «Юбари». 8-го февраля «Юбари» вышел из Рабаула для поддержки десанта в Суруми на острове Новая Британия, и вернулся 14-го. Американцы решили атаковать Рабаул самолётами с «Лексингтона», но японские дальние разведчики обнаружили его, а дальние бомбардировщики с базы спугнули (20-го февраля 1942)- фактор внезапности был утрачен. «Юбари» бросился из Рабаула в погоню, но не нашёл авианосец, и 23-го февраля вернулся на Трук, а 1-го марта прибыл в Рабаул. Готовилась операция по захвату Лаэ и Саламоа в Новой Гвинее.

 

Ударная группа в составе «Юбари», шести его эсминцев, двух минзагов, гидроавиатендера и транспортов собралась в Рабауле 5-го марта 1942 года и в этот же день вышла в море. 8-го марта десанты были успешно высажены, но 10-го стоящие на якоре корабли были атакованы 90 самолётами с авианосцев «Йорктаун» и «Лексингтон». Было потоплено четыре транспорта, несколько повреждены. На «Юбари» близкие разрывы бомб вызвали несколько пожаров и повреждения корпуса. Погибли старший офицер и ещё 13 моряков, 30 раненых, двое из них - тяжело. 14-го марта крейсер ушёл в Рабаул для экстренного ремонта, 22-го в сопровождении трёх эсминцев ушёл на Трук, где с 25-го марта по 10-го апреля продолжил ремонт. 30-го апреля 1942 года «Юбари» вышел из Трука в Рабаул, куда прибыл 2-го мая. Он вошёл в состав соединения «МО», которое должно было захватить Порт-Морсби.

 

9-го мая «Юбари» дозаправился в море и направился поддержать авианосное соединение. Но после битвы в Коралловом море вторжение в Порт-Морсби отменили. Крейсер ушёл в Киета, потом к Труку, и вернулся в Йокосуку, где прошёл докование и ремонт. затем он прибыл на Трук 23-го мая 1942 года. 29-го июня 1942 года «Юбари» вместе с эсминцем и тремя транспортами высадили строительные части на острове Гуадалканал, а 6-го июля вернулся на Трук. После этого «Юбари» вместе с четырьмя эсминцами вошёл в состав 2-го эскортного соединения 4-го флота, которое должно было сопровождать конвои из Японии на Сайпан, Трук и Палау. Однако уже 14 июля произошла реорганизация флота: «Юбари» вошёл в состав нового, 8-го флота с базой в Рабауле. 17-го июля «Юбари» с эсминцами достигли Рабаула.

 

Обеспокоенные строительством японского аэродрома на Гуадалканале, американцы утром 7-го августа незаметно высадили там десант. Командующий 8-м флотом, вице-адмирал Микава Гунити, спешно собрал все имеющиеся силы для контратаки. В соединение вошли пять тяжёлых крейсеров, лёгкие крейсера «Юбари» и «Тэнрю», а также один эсминец. Японцы встретились с противником в ночном бою у острова Саво. «Юбари» выпустил 96 снарядов ГК и 4 торпеды. Одна торпеда, вероятно, попала в тяжёлый крейсер «Винсеннс», 4 снаряда тяжело повредили эсминец «Ральф Тэлбот». Победа осталась за японцами, 10-го августа флот вернулся в Рабаул, а 15-го «Юбари» отбыл на Трук для выполнения службы эскорта.

 

«Юбари» с одним эсминцем и транспортом 26-го августа отплыли с Трука для захвата Науру и Оушена. 30-го августа был захвачен Науру, 31-го - Оушен, а 5-го сентября «Юбари» вернулся на Трук, посетив остров Джалуит. С 10 по 24 сентября был совершён патрульный обход Маршалловых островов и островов Гильберта, а затем провёл конвой с Трука на Палау, куда прибыл 30 сентября.

 

С 13-го по 21-го октября «Юбари» проводил конвой с Трука на Палау, затем, с 30-го октября месяц стоял в Тараве в качестве охранного корабля. 30-го ноября 1942 года «Юбари» ушёл с Таравы в Японию. В Йокосуке прошёл текущий ремонт, а затем через Трук вернулся в Рабаул, где стоял в качестве сторожевого корабля до 30 июня 1943 года.

 

В ночь на 3 июля «Юбари» вместе с восемью эсминцами обстреляли остров Рендова, где высадились американцы. На обратном пути крейсер подорвался на 750-кг магнитной мине, сброшенной американской авиацией. Взрывом повредило обшивку левого борта, один отсек затопило, но корабль смог добраться до Рабаула. Корабль эстренно ремонтировался в Рабауле, на Труке и в Сайпане, а затем ушёл в Йокосуку. С 1 августа по 18 октября он проходил окончательный ремонт и модернизацию.

 

3 ноября прибыв в родной Рабаул, «Юбари» сопроводил конвои в Кавьенг и Буна. Во время похода в Буна, 5-го ноября, палубная авиация США устроила в Рабауле погром, а при повторном налёте 11-го досталось и «Юбари», правда задело его не сильно. Во время выходов с подкреплениями для островов Гарове и Виту на крейсер опять налетели американские бомбардировщики, но и сейчас корабль отделался близкими разрывами. Было принято решение вернуть «Юбари» в метрополию и усилить зенитное вооружение, которое было явно недостаточно. 3-го декабря он покинул Рабаул, и с 19 декабря 1943 по 9 марта 1944 года проходил модернизацию.

 

22 марта в качестве эскортного корабля «Юбари» вышел из Токийской бухты с конвоем на Палау и Сайпан, 30 марта конвой прибыл к цели. 26 апреля «Юбари» вышел из Палау к острову Сонсорол, опять сопровождая конвой. Ещё на подходе конвой обнаружила американская подлодка «Блюджилл», однако не смогла догнать быстрые корабли. Конвой выгрузил войска, но на обратном пути их ждали...

 

На рассвете 27 апреля 1944 года американская подлодка «Блюджилл» с 2400 метров выпустила в «Юбари» шесть торпед. Одна из них в 10:04 попала в носовое котельное отделение правого борта. Два котельных отделения быстро заполнились водой. Корабль осел носом с креном на правый борт, а в нефтяных танках начался пожар. Волнение усилилось, и вода продолжала прибывать. В 16:50 эсминец «Самидаре» взял «Юбари» на буксир за якорную цепь. Но утром 28-го апреля стало ясно, что дотянуть до Палау не выйдет - «Юбари» уже погрузился по верхнюю палубу. В 10:05 крейсер затонул носом в точке с координатами 5°38′ с. ш. 131°45′ в. д., где и лежит до сих пор. С кораблём погибло 19 человек. 10-го июня «Юбари» был вычеркнут из списков флота.

 

Фото

 

 

 

Изображение

Изображение

Изображение

 

 

Источник: ну зачем нужна незаполненная в этом отношении википедия, когда под рукой есть хороший журнал: «Морская коллекция», №9 за 2005 год.

  • Плюс 8

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
5 публикаций
200 боёв

Спасибо автору, интересный пост. Лови +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
310 публикаций

Спойлер с фото пуст и не указаны источники. Не могли бы исправить?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
667 публикаций

Все равно + Знаю как тяжело и долго делать такое

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
298 публикаций
4 466 боёв

Прошу прощения у публики, за несовсем доделанную тему. Пришла гроза и отрубила интернет. Прежде, чем он успел отрубится, отправил что есть и вырубил комп во избежание его кончины. И всё же не успел застолбить второй пост для продолжения (все фото могут не влезть в первый). Прошу модераторов, если это возможно, перенести пост на вторую строчку.

 

Щас допиливаю тему.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
405 публикаций
144 боя

Ну чтож спойлеры в студию

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
5 публикаций

Просмотр сообщенияUnCursed (30 Июн 2013 - 17:37) писал:

Прошу прощения у публики, за несовсем доделанную тему. Пришла гроза и отрубила интернет. Прежде, чем он успел отрубится, отправил что есть и вырубил комп во избежание его кончины. И всё же не успел застолбить второй пост для продолжения (все фото могут не влезть в первый). Прошу модераторов, если это возможно, перенести пост на вторую строчку.

Щас допиливаю тему.
все равно хорошо получилось

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
664 публикации
195 боёв

Мне понравилась тема. Оформление хорошее, да сам текст хорошо читается. Молодец!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
531
[RONIN] Matsuo
Коллекционер-испытатель
3 423 публикации
1 272 боя

Да уж....верно подмечено-"срощенные" дымовые трубы фишка японцев.Но фишку быстро ущучили. :trollface:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
99 публикаций
225 боёв

Спасибо за интересную информацию лови плюсиг

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
298 публикаций
4 466 боёв

Ну всё, дополнил: завершил "службу" и "модернизации", добавил изображений, указал источник. Спойлеры поставил, где посчитал нужным. Мой стиль - это заголовки + абзацы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
383 публикации

Спасибо автору за информацию. Держи плюс + :medal:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
192 публикации
26 боёв

Почитал, интересно

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
0
[FORT] Shtuger
39 публикаций

Когда читаешь про мощь японского флота, возникает вопрос: "Откуда в такой маленькой островной стране столько высококачественного металла, обеспечившего постройку такого флота?"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 253 публикации
370 боёв

Просмотр сообщенияShtuger (01 Июл 2013 - 06:54) писал:

Когда читаешь про мощь японского флота, возникает вопрос: "Откуда в такой маленькой островной стране столько высококачественного металла, обеспечившего постройку такого флота?"
Импорт + Корея с Китаем...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
298 публикаций
4 466 боёв

Просмотр сообщенияBlack_Hunter (01 Июл 2013 - 07:30) писал:

Импорт + Корея с Китаем...
Маньчжурию они в 1931 году прикарманили. И начали там промышленную базу развивать. Вся Япония на привозных ресурсах до сих пор живёт.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×