Legendarmus

Линкоры типа «Нельсон»

  • Вам необходимо провести 30 боёв, чтобы иметь возможность публикации в этом разделе.

109 ответов в этой теме

Линейные корабли типа «Нельсон» — тип линкоров Королевского военно-морского флота Великобритании времён Второй мировой войны. Всего для британского флота построено 2 единицы: «Нельсон» (Nelson) и «Родней» (Rodney).

 

P.S. Внимание! Много текста!

 

История

 

Вскоре после окончания Первой мировой войны в Японии и США при­ступили к строительству сверхдредноутов с 406-мм артиллерией главного калибра, и у Адмиралтейства не оставалось иного выбора, как включиться в новый виток гонки морских вооружений. В 1920 — 1921 гг. был разработан про­ект гигантского линейного крейсера, получивший шифр G3. Четыре таких корабля даже успели заказать, однако Вашингтонская конфе­ренция 1922 г. перечеркнула эти планы.

Ее итогом стал отказ от постройки кораблей типа G3. В то же вре­мя Англии разрешалось построить два корабля в рамках установленных ограничений (стандартное водоизмещение 35 000 т и 406-мм артил­лерия главного калибра).

При создании новых линкоров конструкторы отталкивались от проекта G3, сохранив оригинальное расположение всей артиллерии главного калибра в носу. За счет ограничения скорости в 23 узл. удалось сохранить бронирова­ние и состав вооружения практически без изменений. Бронирование, впервые в английской практике, соответствовало принципу "все или ничего". Пояс находился на некотором расстоянии от наружной обшив­ки внутри корпуса и имел наклон 18°. Внутренняя противоторпедная защита была рассчитана на то, чтобы выдерживать взрыв торпеды с 340-кг боевой частью.

Все три башни главного калибра (спроектированные и заказанные еще для крейсе­ров типа G3) были сгруппированы в носовой оконечности, при этом возвышенная башня "В" имела широкий сектор обстрела, ограниченный всего 30° на корму. Шесть 152-мм двухорудийных башен располагались побортно двумя пирамидальными группами в кормовой оконечности. Для ведения зенитного огня предназначались 6 120-мм орудий и предусмот­ренные проектом, но так и не установленные 4x8 40-мм "пом-пома". Вместо них временно разместили 8 одноствольных автоматов того же калибра. Дополняли вооружение 2 подводных 610-мм ТА, не получивших распространения на флоте и стоявших только на этих линкорах.

В 1932 — 1934 гг. оба корабля вооружили, наконец, восьмиствольными 40-мм "пом-помами" вместо "временных" одноствольных, но только по одному на корабль. И в дополнение к ним — по 2 х 4 12,7-мм пулемета. В 1935 — 1936 гг. на линкоры поставили еще по одному восьмиствольному "пом-пому"; "Родней", кроме того, оснастили катапультой на крыше башни "X". В 1938 г. он получил третью восьмиствольную установку "пом-пом" и РЛС тип 79Y, став первым в мире линкором, оснащенным радаром.

 

Конструкция и защита

 

Общее расположение линейных кораблей "Нельсон" и "Родней", несмотря на всю необычность их внешнего вида, отличалось простотой и рацио­нальностью. Корпус был гладкопалубным с практи­чески вертикальными, без завалов, бортами. Двой­ное дно простиралось почти по всей длине корабля и не охватывало лишь его оконечности. В районе машинных и котельных отделений, а также рас­положения главной и противоминной артилле­рии высота междудонного пространства превышала 1,5 м. Оно было разбито шпангоутами, стрингера­ми и противоминными переборками на множество водонепроницаемых отсеков. Корпус ниже броневой палубы разделялся 22 главными водонепроницае­мыми переборками, положение которых определя­лось общей компоновкой корабля и прежде всего башен с 406-мм орудиями. Кроме того, в районе котельных отделений, погребов боезапаса и проти­воминной артиллерии, что составляло около 2/3 общей длины корабля, имелись 3 продольные водо­непроницаемые переборки, доходившие до броне­вой палубы. На всей остальной части корпуса линкора проходила по его диаметральной плоскости лишь одна продольная переборка.

Корабль имел 5 палуб: верхнюю, главную, сред­нюю, которая в районе расположения башен глав­ного калибра и главных механизмов являлась бро­невой, нижнюю, имевшую в районе оконечностей броневые настилы, и грузовую или палубу плат­форм. Главная и средняя палубы использовались для размещения экипажа корабля.

Нижняя и грузовая палубы в районе погребов боезапаса артиллерии прерывались целым рядом платформ, огороженных водонепроницаемыми пе­реборками. В районе машин и котлов грузовая па­луба прерывалась, а подволоком этих помещений служила нижняя палуба.

Общая компоновка корабля была подчинена одной главной идее — сконцентрировать все его жизненно важные механизмы и вооружение на не­значительном пространстве и тем самым обеспе­чить их мощной броневой защитой, сохранив при этом хорошие условия для ведения артиллерийско­го огня. Принимая во внимание сравнительно не­большую длину линкора, конструкторы разместили все башни с 406-мм орудиями перед надстройкой, причем 3-я из них (башня "С") располагалась точно посередине корпуса корабля. Сама по себе над­стройка была узкой и теоретически "мертвый" сек­тор на кормовых курсовых углах оказался невелик. Но, когда провели первые стрельбы, выяснилось, что огонь башни "С" на предельных кормовых уг­лах может привести к разрушению надстройки и отрицательно воздействует на приборы и оптику боевой рубки. Поэтому стрельба в этом направле­нии допускалась только в исключительных случаях.

При сохранении компоновки главных механиз­мов, использовавшейся на линейном крейсере про­граммы 1921 года, дымовая труба (или трубы) рас­положилась бы в непосредственной близости от надстройки, что затрудняло работу дальномерных сигнальных постов из-за воздействия дыма. Эта проблема была разрешена весьма оригинальным способом. 2 турбинных агрегата разместили не по­зади котельных отделений, а впереди них. Между котлами и турбинами находился отсек с редукторными передачами и упорными подшипниками. Дымоходы всех 4-х котельных отделений свели в одну дымовую трубу, смещенную по возможности как можно дальше в корму корабля. Таким образом удалось разнести надстройку и дымовую трубу на необходимое расстояние.

Чисто инженерный подход к размещению ар­тиллерии главного калибра и механизмов привел к тому, что для противоминных орудий практически не осталось места. Еще в проекте линейных крейсе­ров "Рипалс" и "Ринаун" (1915 г.) англичане отказа­лись от казематного размещения вспомогательной артиллерии из-за невозможности использовать орудия в штормовых условиях и на больших ходах. Как уже говорилось, на линейных крейсерах про­граммы 1921 года противоминную артиллерию разместили в 2-х орудийных башнях. В процессе проектирования линкоров типа "Нельсон" стало очевидным, что полностью сохранить эту схему не представляется возможным из-за соображений бое­вой живучести. Пришлось отказаться от 4-х орудий, а оставшиеся 6 башен сосредоточить в 2-х бортовых группах — с линейно возвышенной средней башней в каждой из них. Причем, чтобы обеспечить артиллерии главного калибра максимально возможные сектора обстрела на кормовых курсовых углах и из­бежать воздействия дульных газов на сами 152-мм орудия, их поместили далеко в корме. Первая пара башен (с обоих бортов) располагалась почти сразу за дымовой трубой в районе кормовых котельных отделений. Такое размещение противоминной ар­тиллерии также вызвало острую критику среди спе­циалистов. Они указывали на то, что торпедные атаки эсминцев наиболее вероятны с носовых кур­совых углов. Справедливости ради надо заметить, что башенные орудия имели гораздо большие сек­тора обстрела, нежели казематные и вполне могли отражать атаки эсминцев противника на острых курсовых углах, не говоря уже о траверзных. Судя по всему и здесь сказывалось влияние традиций.

Вооружение

 

Артиллерия главного калибра состояла из 9 406-мм орудий. О чисто технических причинах своеобразного размещения артиллерии на линкорах уже говорилось, и поэтому остановимся на тактиче­ском аспекте вопроса.

Общей чертой расположения главной артилле­рии на линкорах начала 1-ой мировой войны было ее размещение в 2-х либо 3-х орудийных башнях. Башни, как правило, стояли в диаметральной пл­оскости кораблей, сосредотачиваясь в 2-х группах — носовой и кормовой. Такая схема была использова­на на английском "Куин Элизабет", немецком "Баерне" и считалась классической. Однако у офицеров флота она вызывала резкую критику. Во-первых, из-за деформации корпуса корабля оси орудий кор­мовых башен отклонялись от расчетных положе­ний, что не могло учитываться приборами управле­ния огнем и влекло за собой большое рассеивание залпа при стрельбе. Незадолго до 2-ой мировой войны эту проблему решили путем сосредоточения орудий и приборов управления огнем в одной и той же оконечности корабля. Во-вторых, о чем уже час­тью говорилось, кормовые башни находились позади дымовых труб и основной массы надстроек. Там видимость их прицелов и дальномерных постов бы­ла крайне плохой из-за дыма, разряженного возду­ха и возможных пожаров в средней части корабля. Порою в бою огонь кормовых башен оказывался совершенно парализован либо терял всякий смысл. И, наконец, даже в ходе скоротечного боя возникало неравенство баллистических условий стрельбы у носовой и кормовой групп орудий.

Естественно, создатели линкоров "Нельсон" и "Родней" не могли не учитывать этих обстоятельств. Надо сказать, что сосредоточение по крайней мере 2/3 артиллерии главного калибра в одной из око­нечностей при постройке линкоров использовали практически все (за исключением Германии) стра­ны мира.

Применение же 3-х орудийных башен было вызвано стремлением сократить пространство, за­нимаемое 406-мм артиллерией. Оно вызывало кри­тику у специалистов, но тем не менее признавалось мерой вынужденной. Хотя в английском флоте это единственный случай при постройке дредноутов, Армстронг еще в 1910 г. изготовлял 3-х орудийные башни для австро-венгерского флота — так что опыт был.

Гораздо сложнее обстояло дело с самими 406-мм орудиями. Традиционно англичане крепили их стволы проволокой. При этой технологии орудия обладали малой продольной прочностью, вибриро­вали при выстреле и были значительно тяжелее скрепленных цилиндрами, не говоря уже о сложно­сти самой технологии изготовления. Так, только на один 406-мм ствол приходилось наворачивать бо­лее 250 км проволоки. Традиционным оставалось использование вычислительных приборов, приборы управ­ления стрельбой, так и дальномеры поставлялись фирмой Барра и Струда. Они были типичными для своего времени. Надо сказать, что на "Нельсоне" в 1933 году смонтировали гироскопы (приборы, по­зволявшие выдерживать направление стрельбы на цель после того, как она ушла из поля зрения даль­номеров и визиров) 2-х различных фирм — амери­канской Сперри и английской Броун. Причем у последней гироскоп был со­вмещен с гироскопами ко­рабля. 406-мм орудия изго­товлялись фирмой Армст­ронга.Противоминная артил­лерия из 12 152-мм орудий располагалась в 6 башнях, которые находились в кор­мовой части корабля. С од­ной стороны, это позволяло обеспечить хорошие секто­ра обстрела, а с другой — сконцентрированный огонь противоминной артилле­рии довольно крупного ка­либра в известной степе­ни заменял собой огонь 406-мм орудий на кормо­вых курсовых углах. Кроме того, сосредоточение башен в одном месте дало воз­можность подавать боезапа­сы из одного погреба, на­дежно защищенного броне­вой цитаделью. Башни имели силовые приводы, но сами орудия, для простоты обслуживания, при­шлось оставить с ручным наведением.

С чисто тактической точки зрения подобный принцип расположения артиллерии помимо пре­имуществ имел целый ряд недостатков. Так, наибо­лее угрожаемые в отношении торпедных атак носо­вые курсовые углы корабля оказались обеспечены лишь огнем артиллерии главного калибра. Башни 152-мм орудий прилегали к надстройкам, грузо­вым стрелам и громоздкой трубе. Считалось, что во время боя их огонь из-за пожаров, клубов дыма и падающих обломков мог быть легко парализован. Кроме того, каждая из групп противоминной ар­тиллерии имела свой отдельный пост управления огнем, и в результате весьма сложным оставался вопрос о целеуказании и распределении целей. "Нельсон" и "Родней" создавались в период, когда зенитной артиллерии придавалось сравнительно небольшое значение, и ей на этих кораблях доста­лось немного места. 4 120-мм орудия размещались на шельтердеке в специальных спонсонах. Их секто­ра обстрела ограничивали надстройки корабля. Не­сколько в лучших условиях находились 2 120-мм зенитных орудия, смонтированные на верхней па­лубе за шельтердеком. Тем не менее к середине 30-х годов 120-мм орудия морально устарели, а их схема расположения и вовсе никуда не годилась. Эту проблему пытались решить путем усиления зенитной автоматической артиллерии, которая бы­ла первоначально представлена 4 одноствольными 40-мм автоматами Виккерса и 16 малокалиберны­ми пулеметами (12,7 мм), практически не имевшими боевого значения. В 1933/34 гг. вместо при­боров управления огнем 120-мм орудий (на барбе­тах дальномерных постов) установили в спонсонах 8-ствольные 40-мм автоматы Виккерса Мк 2. Эти автоматы имели весьма несовершенную систему подачи боеприпасов. Кроме того, сами корабли не приспособили для хранения большого числа 40-мм патронов. Значительная часть их размещалась в кранцах на самих спонсонах и в пуленепробивае­мых ящиках на шельтердеке. Любопытно то, что приборы управления появились лишь в 1937 г. Од­нако двух 8-ствольных 40-мм автоматов для борь­бы с пикирующими бомбардировщиками было яв­но недостаточно, и в 1940 г. "Нельсон" получил на башнях "С" и "В" по две 20-ствольные установки для неуправляемых зенитных снарядов, а "Родней" две таких же .только на башне "В", так как башня "С" была занята катапультой для гидросамолетов. В дальнейшем неуправляемые ракетные снаряды из-за их низкой боевой эффективности заменили зе­нитными автоматами. Более подробно о перевоору­жении кораблей в ходе их службы будет сказано ни­же. Здесь же надо заметить, что зенитное вооруже­ние линкоров "Нельсон" и "Родней" не отличалось большой огневой мощью и имело несовершенную систему управления огнем. По отдельным показа­телям оно даже уступало зенитному вооружению некоторых из переоборудованных линейных кораб­лей типа "Куин Элизабет". Положение не могли ис­править многочисленные "довооружения" кораблей, что, естественно, накладывало ограничения на их боевое использование.

Если в отношении противоминной артиллерии английские конструкторы нашли весьма прогрес­сивные решения, то, сохранив на "договорных" лин­корах торпедное вооружение, они пошли на поводу у консервативно настроенных высших офицеров Адмиралтейства. 2 609-мм подводных неповорот­ных торпедных аппарата в носовой оконечности кораблей были явным анахронизмом для периода 2-й мировой войны.

Запасные торпеды, которые размещались в спе­циальном отсеке, загружались в него грузовыми стрелами через люк в верхней палубе. Это был тру­доемкий и весьма небезопасный процесс. Под влия­нием офицеров флота и в первую очередь команди­ров кораблей в 1937/38 гг. все торпедное вооруже­ние демонтировали.

Во время войны

 

3 сентября 1939 г. с началом войны Германии была объявлена морская блокада. Район патрулиро­вания для главных сил Флота Метрополии находился примерно в 400 милях западнее Гибридских ост­ровов. С точки зрения борьбы с германскими рей­дерами выход линейных кораблей "Нельсон" и "Род­ней" в Северное море не имел смысла. Так как в на­чале 1941 г. наиболее сильными кораблями нем­цев были "Шарнхорст" и "Гнейзенау", которые с их 9 280-мм орудиями не могли вести на равных бой ни с современными кораблями, ни с их предшест­венниками типа "Куин Элизабет".

Однако, как и прочие немецкие корабли, рейдеры обладали большой скоростью хода и легко избегали боевого столкновения с противником. Ру­ководители английского Адмиралтейства отдавали себе отчет в сложившейся ситуации и тем не менее предписывали Форбсу использовать для борьбы со скоростными рейдерами тяжелые корабли Флота Метрополии. Форбс протестовал, ссылаясь на то, что испытывает острую нужду в эсминцах и из-за этого не может обеспечить надежную противоло­дочную оборону своим линкорам. Адмиралтейство оставалось непреклонным, и уже 3 сентября 1939 г. Форбс вывел свои корабли в море, стремясь пере­хватить лайнер "Бремен", который, как полагали, направлялся из Нью-Йорка в Германию.

Флот Метрополии взял курс на север, но вече­ром того же дня Форбс получил сообщение о том, что немецкий флот выходит с рейда Шиллинг, и был вынужден вернуться в назначенный район бло­кады.

В течение 3 дней "Нельсон" и "Родней" с эскор­том маневрировали восточнее Оркнейских остро­вов. Густой туман, который сопровождал корабли, создавал постоянную угрозу столкновения. Про­тивника обнаружить не удалось, и вечером 6 сентября флот вернулся в Скапа Флоу. 7 сентября Форбс вновь вышел в море. На этот раз "Нельсон" и "Родней" сопровождали линейный крейсер "Рипалс", авианосец "Арк Роял", легкие крейсера "Орора", "Шеффилд" и 10 эсминцев.

Адмирал повел эскадру к Норвежскому побе­режью в надежде перехватить германские торговые суда, прорывавшие блокаду. Корабли вновь попали в полосу густых туманов и 12 сентября вернулись в базу, так и не добившись успеха. Ссылаясь на эти 2 выхода, Форбс послал докладную записку в Адми­ралтейство, в которой он обосновал бесполезность использования тяжелых артиллерийских кораблей для морской блокады Германии, во всяком случае в таком режиме. В Адмиралтействе согласились с Форбсом, но блокадных действий Флота Метропо­лии не отменили, а лишь рекомендовали перенести главную базу на западное побережье Шотландии в ***-Ю.

Одновременно в Северном море начала форми­роваться дозорная линия из вспомогательных крей­серов. Так как немецкие боевые корабли особой ак­тивности не проявляли, Форбс вывел свои линкоры в море лишь 22 сентября с целью прикрыть дейст­вия 2-ой эскадры крейсеров ("Саутгемптон", "Глаз­го", "Шеффилд", "Орора") и 8 эсминцев при их по­пытке совершить рейд в Скагеррак. Но Флот Метро­полии вновь попал в густой туман, и 2 эсминца ох­ранения линкора "Нельсон" столкнулись. Форбс решил не рисковать и 23 сентября вернулся в Скапа Флоу.

К началу октября в Северном море наконец-то сформировали дозорную линию из вспомогатель­ных крейсеров, и необходимость постоянных выходов в море тяжелых кораблей отпала. Однако уже 8 октября "Гнейзенау" с легким крейсером "Кельн" и 9 эсминцами вышел в море с целью нанести удар по торговым коммуникациям англичан между Норве­гией и Великобританией. По возможности, герман­ским кораблям надлежало заманить английские линкоры в район Скагеррака, где действовали под­водные лодки.

Полагая, что "Гнейзенау" прорывается в Атлан­тику, Форбс направил на его перехват скоростные линейные крейсера "Худ" и "Рипалс" в сопровожде­нии 2-х легких крейсеров, а сам вечером 8 октября, держа флаг на "Нельсоне", последовал с "Роднеем" в район между Шотландскими островами и Норве­гией, где весь следующий день безуспешно искал противника. Немцы в это время уже вернулись в свою базу.

Исходя из тихоходности линкоров Форбс ре­шил перебазировать их в ***-Ю, откуда было легче перехватить германские рейдеры, прорывающиеся в Атлантику. 14 октября на рейд Скапа Флоу, офи­циально остававшийся главной базой флота, в пе­риод новолуния, когда оба прилива приходились на темное время суток, прорвалась германская подвод­ная лодка U-47 под командованием капитан-лейте­нанта Прина. В течение часа лодка отправила на дно линкор "Роял Оук" и благополучно ушла в море. Находись "Нельсон" и "Родней" в Скапа Флоу, Прин провел бы атаку против них.

После этого случая, пока приводили в порядок противолодочную и воздушную оборону Скапа Флоу, ***-Ю временно стал главной базой флота. В это время немцы совершили на Скапа Флоу целый ряд воздушных налетов и сделали правильный вывод о том, что линкоры перебазированы в ***-Ю. Затем германское морское командование направило в этот район несколько подводных заградителей. На минах, выставленных U-31, 4 декабря 1939 г. "Нельсон" подорвался и получил серьезные повреж­дения. До этого в период с середины октября 1939 г. и до момента его подрыва на мине оба линкора участвовали в 3-х операциях флота.

Первая была проведена с 23 по 31 октября и имела целью прикрыть конвой судов с железной ру­дой, сформированный в Нарвике. Конвой благопо­лучно прибыл в Ферт-оф-Форт, а линкоры верну­лись в ***-Ю. Вторую такую же операцию Флот Метрополии провел с 12 по 17 ноября. После нее "Нельсон" и "Родней" перешли в Клайд для проведе­ния текущего ремонта и переборки механизмов. Однако 23 ноября Форбс получил сообщение от вспомогательного крейсера Северного патруля об обнаружении между Фарерскими островами и Ис­ландией броненосного корабля "Дейчланд". На са­мом деле это был "Шарнхорст", вышедший с "Гней­зенау" из Вильгельмсхафена с задачей отвлечения патрульных сил и дезорганизации торгового судо­ходства англичан в Северном море.

В ночь на 24 ноября "Нельсон" и "Родней" поки­нули Клайд, пытаясь перехватить противника у Норвежского побережья. В тяжелых штормовых ус­ловиях с 25 по 28 ноября Форбс напрасно ожидал донесений о противнике от своих крейсеров и авиа­ции, оперировавших у берегов Норвегии. 28 ноября при очередной перемене курса, в результате удара волны "Родней" получил серьезные повреждения ру­левого управления и вынужден был своим ходом направиться в Клайд, где его ремонт продолжался до начала 1940 года. "Нельсон" же продолжал оста­ваться в море. 30 ноября Форбс повернул на юг и начал вести поиск в южной части Северного моря.

3 декабря стала очевидной вся бессмыслен­ность дальнейших поисков противника. Кроме того, у эсминцев эскорта уже были на исходе запасы топ­лива. Они даже не смогли бы сопровождать флагма­на в Клайд, где линкору надлежало пройти заплани­рованный текущий ремонт. Форбс решил попол­нить запасы топлива в ***-Ю. При входе в базу "Нельсон" и подорвался на магнитной мине, вы­ставленной U-31. Корабль потерял ход и простоял в ***-Ю до 4 января 1940 г., ожидая благоприятных условий для буксировки в Портсмут.

Ремонт "Нельсона" затянулся до августа 1940 г., и объясняется это тем, что наряду с устранением полученных на мине повреждений корабль перевоо­ружили. С установлением линии дозора из вспомо­гательных крейсеров Адмиралтейство сочло воз­можным вывести его из боевого состава флота на длительный срок, полагая, что линейных крейсеров вполне хватит для борьбы с германскими рейдера­ми, а к моменту предполагавшегося вступления в строй германского линкора "Бисмарк" Великобри­тания должна была располагать новейшим линко­ром "Кинг Джордж V".

"Нельсона" вооружили 4 восьмиствольными 40-мм установками Виккерса Мк VIA. 2 из них рас­положили на платформах вместо постов управле­ния 120-мм зенитными орудиями (как на "Роднее"). Два других — вместо кормовых приборов уп­равления противоминной артиллерией, так как их признали бесполезными для эффективного огня 152-мм орудий. На фор-марсе грот-мачты смонти­ровали цилиндрическую антенну радара "тип 272". Практически полностью был переделан ходовой мостик. На его крыше установили пирамидальную башню, подобную той, какая имелась на "Роднее". Но она стала гораздо массивней, так как на ней разместили не один, а 2 стабилизированных поста на­*** зенитной артиллерии (в том числе и для 120-мм орудий) с антеннами радара "тип 282". Трапы также вынесли наружу носовой надстройки. Счетве­ренные автоматы Мк III демонтировали. 120-мм орудия получили легкие пуленепробиваемые щиты. На топах грот- и фор-мачт установили антенны ра­даров "тип 279", замененные впоследствии на рада­ры "тип 282".

В мае — июне 1940 года произошли события, заставившие англичан в корне пересмотреть свои взгляды на зенитное вооружение кораблей. Так, в ходе эвакуации экспедиционного корпуса из Дюн­керка эсминцы и другие легкие корабли оказались практически беззащитны перед германскими пики­рующими бомбардировщиками. Их не спасали да­же счетверенные 40-мм пулеметы Виккерса, являв­шиеся вариантом установки Мк VIA.

Учитывая печальный опыт, "Нельсон" решили вооружить пусковыми установками для неуправляе­мых зенитных ракет. Всего таких установок было 6. Они размещались на крышах башен "В" и "С". Реак­тивные снаряды калибром 190-мм имели досягае­мость по высоте не более 2000 метров. В каждой пу­сковой установке их хранилось по 20 шт. Перезаря­жались они вручную. Запасные ракеты хранились в легко забронированных ящиках за башней "С" либо в кранцах на самих башнях. Это соседство являлось крайне опасным. По мнению ряда специалистов, злополучный "Худ" погиб именно из-за взрыва за­пасных неуправляемых зенитных снарядов. Летом 1940 г. 3 подобные установки для зенитных ракет смонтировали и на "Роднее".

Неуправляемые зенитные ракеты оказались малоэффективным средством для борьбы с пикиру­ющими бомбардировщиками. Мало того, они пред­ставляли угрозу для корабля и расчетов самих пус­ковых установок. На "Нельсоне" эту проблему пыта­лись решить путем удаления 2-х установок, а четыре оставшиеся разнесли в шахматном порядке по углам башен. В середине 1941 г. неуправляемые зе­нитные ракеты заменили на восьмиствольные пу­леметы Виккерса.

Пока "Нельсон" и "Родней" ремонтировались (до начала 1940 г.), Форбс перенес свой флаг на "Уорспайт". После ремонта рулевого устройства "Родней" возглавил Флот Метрополии, который в тот период базировался на Клайд, несмотря на его невыгодное географическое положение. Однако Ад­миралтейство не желало терять свои тяжелые ко­рабли на минах у ***-Ю.

Почти два месяца корабли Флота Метрополии оставались в Клайде. Только 18 февраля авиацион­ная разведка донесла о том, что несколько крупных немецких кораблей заперты льдами на подходах к Вильгельмсхафену. В этот день "Шарнхорст", "Гнейзенау", тяжелый крейсер "Хоппер" и 2 эсминца вновь пытались нарушить торговые коммуникации англичан между Шетландскими островами и Нор­вегией. Но тяжелая ледовая обстановка воспрепят­ствовала проведению операции. Тем не менее Флот Метрополии вышел в море, но противника не обна­ружил.

В марте 1940 г. корабли стали возвращаться в Скапа Флоу. "Родней" прибыл туда 3-го числа вме­сте с линейными крейсерами "Рипалс" и "Ринаун". В тот же день на борту корабля состоялось совещание, посвященное вопросам обороны главной базы фло­та. Председательствовал на нем военно-морской министр. В ночь на 16 марта Скапа Флоу подвергся налету германской авиации. Хотя ни один из ко­раблей не пострадал, Форбс решил в период новолу­ния, с 19 по 26-е марта, вывести флот в море. При этом он должен был прикрывать поисковые дейст­вия в проливе Скагеррак 2-ой эскадры легких крей­серов и 8 эсминцев. Ощутимых результатов эта операция не принесла, и Форбс впоследствии при­знал абсурдность попытки обезопасить тяжелые ко­рабли от воздушной угрозы путем их вывода в мо­ре, особенно в период новолуния, когда появились благоприятные условия для действия подводных лодок.

4 апреля Адмиралтейству стало известно о го­товящемся вторжении немцев в Норвегию. Однако англичане никак не ожидали, что оно примет такой размах, и готовились, в случае высадки противника на юге Норвегии, оккупировать центральную и се­верную часть страны. Поэтому корабли английско­го флота к 7 апреля были развернуты таким обра­зом, чтобы сорвать немцам перевозку руды из На­рвика и обеспечить высадку своих войск в Норве­гии. "Родней" в это время находился в Скапа Флоу. Около полудня Форбс получил сведения о герман­ском легком крейсере и 6 эсминцах, следующих в район Хорнс-Рифа курсом на Север. Чуть позже стало известно и о других немецких кораблях, в том числе и тяжелых, направлявшихся к Норвегии.

Однако только в ночь на 8-е Форбс вышел в мо­ре. Но направился он не к Норвегии, а на северо-во­сток, пытаясь перехватить немецкие рейдеры, сле­довавшие в Атлантику. Лишь около 8 часов утра на "Роднее" приняли радиограмму с эсминца "Глоуорм", эскортировавшего "Ринаун" и отставшего от своего флагмана. Командир корабля доносил о бое­вом столкновении с тяжелым крейсером "Хиппер" в 175—200 милях к юго-западу от Тронхейма. Одна­ко Форбс не изменил курс. В полдень с одного из кораблей соединения подняли в воздух гидросамо­лет, который спустя два с половиной часа обнару­жил "Хиппер", направляющийся с 4 эсминцами в Тронхейм.

Не разобравшись в обстановке, Форбс первона­чально пошел строго на север, а затем повернул на северо-запад. К вечеру адмирал пришел к мысли о том, что севернее него следует в Нарвик германский тяжелый крейсер, а остальные корабли противника сосредоточены в Скагерраке. Поэтому он выслал линейный крейсер "Рипалс" в сопровождении легко­го крейсера "Пенелопа" и нескольких эсминцев на север, а сам на "Роднее" направился в южную часть Северного моря. Около 5 часов утра 9 апреля Форбс узнал о вторжении немцев в Норвегию. Курса он не изменил пока к полудню не достиг точки 59°44 С.Ш. и 2°57 ЗД. Лишь после этого Флот Метропо­лии повернул на север.

В это время погода улучшилась, и сразу появи­лись немецкие самолеты. Одна из сброшенных ими 500-кг бомб пробила броневую палубу на "Роднее" в районе машинных отделений. К счастью, она не взорвалась, хотя при этом погибло 15 чело­век. В целом линкор серьезно не пострадал и даже не потерял ход. Форбс продолжал держать на нем флаг и двигаться на север. Он надеялся с помощью палубной авиации с авианосцев нанести удар по Тронхейму и одновременно прикрыть один из кон­воев, своевременно покинувших Берген.

11 апреля англичане все же решились на десан­тную операцию в Норвегии. В тот же день из Клай­да вышли 3 лайнера с войсками. Форбс выделил си­лы для их охраны, а сам на "Роднее" направился в Скапа Флоу для пополнения запасов топлива. Из-за полученных повреждений линкор оставался в глав­ной базе флота вплоть до конца апреля.

16 апреля в Лондоне разработали план удара по Тронхейму артиллерией кораблей флота. Форбс ка­тегорически возражал, потому что не видел возмож­ностей прикрыть корабли от ударов с воздуха. 18-го на борт "Роднея" прибыл контр-адмирал Холланд с письмом 1-го Морского Лорда, в котором тот дока­зывал целесообразность нанесения удара по Трон­хейму. Тем не менее 19 апреля на корабле состоя­лось совещание комитета начальников штабов, от­менившее эту операцию.

Ремонт "Роднея" произвели в Скапа Флоу, хотя при этом он находился в постоянной готовности к выходу в море, оставаясь флагманом Флота Метрополии. 4 июня после разгрома бельгийской и англо-француз­ской армий в Западной Европе английское командование при­няло решение об эвакуации экспедиционного корпуса из Норвегии.

Для прикрытия войско­вых конвоев 9 июня Форбс вы­шел из Скапа Флоу, держа свой флаг на "Роднее". Линкор со­провождали "Рипалс" и 6 эс­минцев. Эта операция, длив­шаяся около двух недель, про­шла вполне благополучно. По­сле ее завершения корабль прибыл в Розайт, где и ожидал предполагаемое вторжение не­мцев в Великобританию. Форбс настаивал на сосредото­чении тяжелых кораблей Фло­та Метрополии в Скапа Флоу, но Адмиралтейство оставалось непреклонным, и "Родней" без­действовал до начала августа.

Захват Норвегии привел к тому, что Германия обеспечи­ла себе северный стратегиче­ский фланг и расширила ограниченную до этого систему базирования своего флота. Район базирова­ния Тронхейм-Нарвик позволял немцам вывести свои крупные надводные корабли из-под ударов ан­глийской авиации и избежать возможной минной блокады. Теперь "Шарнхорст" и "Гнейзенау" могли практически без противодействия со стороны анг­лийского флота выходить в Атлантику и вести борьбу с торговым судоходством. Тем не менее "Родней" продолжал оставаться в Розайте. В августе к нему присоединился закончивший ремонт "Нель­сон".

В период с 6 по 9 сентября оба линкора сопро­вождали авианосец "Фьюриес" к берегам Норвегии для нанесения удара по судоходству противника. В результате этой операции англичанам удалось по­топить 3 судна из 6 обнаруженных. Во время похода на "Нельсоне" обнаружили неполадки в главных ме­ханизмах, и корабль вновь ушел в Скапа Флоу для ремонта. Он вернулся в Розайт 13 сентября. Месяц спустя туда же прибыл новейший линкор "Кинг Джордж V". Здесь он достраивался и проходил курс боевой подготовки, готовясь к передаче флоту.

23 октября Форбс передал командование Фло­том Метрополии адмиралу Джону Тови, который перенес свой флаг на этот новейший линкор. В кон­це октября, пользуясь пассивностью английских линкоров, Датским проливом в Атлантический оке­ан вышел броненосец "Адмирал Шеер", который 5 ноября с помощью бортового гидросамолета об­наружил конвой из 37 судов в охранении вспомога­тельного крейсера. В происшедшем бою 5 транс­портов и крейсер были потоплены. Остальные суда, рассредоточившись, смогли скрыться в наступив­шей темноте. Одновременно в Атлантике находился еще один броненосец "Лютцов" (бывший "Дейчланд").

Деятельность немецких рейдеров вновь заста­вила Адмиралтейство привлечь для защиты своего судоходства линейные корабли. Однако, принимая во внимание угрозу немецкого вторжения в Велико­британию, "Нельсон", "Родней" и "Кинг Джордж V" продолжали оставаться в Розайте. Только в ноябре "Родней" сопровождал один из конвоев, сформиро­ванных в Галифаксе. В начале декабря Адмиралтей­ство приняло решение перебазировать флот в Скапа Флоу. Линкоры пришли в главную базу 12 декабря.

Сосредоточение немецких надводных кораблей в Тронхейме и Бергене создавало реальную угрозу английскому судоходству в Атлантике. Однако в конце 1940 года заметно активизировалась деятель­ность подводных лодок на ближних подходах к Анг­лии и Адмиралтейство запретило выход в море тя­желых кораблей за исключением тех случаев, когда мог произойти прорыв в океан таких рейдеров, как "Шарнхорст" и "Гнейзенау". Эти немецкие корабли под руководством адмирала Лютьенса в начале ян­варя 1941 года вышли в крейсерство на отдаленные коммуникации. Английская воздушная разведка смогла их своевременно обнаружить и донести об этом командующему Флотом Метрополии.

Для перехвата кораблей противника в район к югу от Исландии направился "Нельсон" в сопровож­дении легкого крейсера "Нигерия" и 2-х эсминцев. Сам Тови на "Кинг Джордж V" с "Роднеем" ушел в Галифакс с целью прикрыть формируемые там конвои. 8 февраля "Родней", находясь в непосредст­венном охранении конвоя WS-6, шедшего в Гибрал­тар, покинул Галифакс. 17 февраля у Гибралтара он встретил суда, идущие в Галифакс, и сопровождал их до места назначения, передав конвой WS-6 сое­динению "Н". Зная о том, что "Шарнхорст" и "Гней­зенау" оперируют в Атлантике, Тови решил продол­жить защиту судоходства с помощью линейных ко­раблей. "Нельсон" и "Родней", как правило, следова­ли вдоль предполагаемого маршрута конвоев, а "Кинг Джордж V находился в их' непосредствен­ном охранении.

Утром 16 марта "Родней" на пределе дальности действия своей артиллерии главного калибра обна­ружил германские корабли. "Шарнхорст" и "Гнейзенау", пользуясь преимуществом в скорости хода, оторвались от противника и скрылись в тумане. "Кинг Джордж V" немедленно вышел из Галифак­са на помощь своему товарищу, но Лютьенс уже 17 марта привел свои корабли в Брест. Там они и были обнаружены 28 марта английской воздушной разведкой.

В течение 3-х последующих недель все силы Флота Метрополии были развернуты в 500 милях к западу от Бреста с задачей перехватить рейдеры противника при их попытке прорваться в Герма­нию. Периодически корабли Флота Метрополии сменяло соединение "Н" из Гибралтара. Такой ре­жим использования линкоров не мог продолжаться долго, и поэтому англичане прилагали массу уси­лий для уничтожения или хотя бы вывода из строя германских кораблей в Бресте. Для этих целей при­влекалась береговая авиация. Так 6 апреля одному из самолетов 22-й эскадрильи удалось торпедиро­вать "Гнейзенау". Когда корабль поставили в сухой док, он получил еще 4 прямых попадания бомб в результате очередного налета английской авиации, и выход корабельной группировки из Бреста стал невозможен. Корабли Флота Метрополии были воз­вращены в Скапа Флоу.

К этому моменту "Родней" нуждался в основа­тельном ремонте. Более чем полуторагодовая ин­тенсивная боевая служба привела к сильному изно­су главных и вспомогательных механизмов. Серь­езные нарекания вызывала слабость зенитного воо­ружения корабля. По договоренности с правитель­ством США линкор должен был пройти там ремонт и соответствующую модернизацию. Однако Тови не мог отпустить корабль до тех пор, пока "Нельсон" не сможет вернуться в Скапа Флоу после проведения очередной конвойной операции в Северной Атлан­тике. Командующий Флотом Метрополии располагал, по состоянию на 10 апреля 1941 года, 2 новей­шими линкорами "Кинг Джордж V и "Принс оф Уэлс", а также "Нельсоном" и "Роднеем".

Тови знал, что в конце апреля — начале мая не­мцы готовятся вывести в океан линкор "Бисмарк". Однако только 21 мая в Лондоне получили сообще­ние о движении рейдера на север. В тот же день "Бисмарк" и "Принц Ойген" обнаружили в Коре-фьорде (южнее Бергена) самолеты берегового ба­зирования. Из-за плохой погоды, установившейся 22 мая, англичане ничего не знали о передвижении германской эскадры.

В этой обстановке Тови получил приказ Адми­ралтейства выделить один из линкоров для эскор­тирования конвоя в США и главным образом для охраны лайнера "Британик". Выбор пал на "Родней". Из-за своей малой скорости хода и сильного износа механизмов он все равно не навязал бы бой герман­скому линкору в случае его обнаружения. С другой стороны, только "Родней" или "Нельсон" могли бы на равных вести бой с рейдером в случае его напа­дения на конвой. Дело в том, что артиллерия кораб­лей типа "Кинг Джордж V отличалась ненадежно­стью, и Тови считал неразумным выделять их на защиту лайнера. Кроме того, "Родней" мог наконец-то отправиться на ремонт.

Не вдаваясь в детали прорыва германской эс­кадры в Атлантику и, в частности, 1-го боя в Дат­ском проливе, который привел к гибели утром 24-го мая самого скоростного тяжелого корабля ан­глийского флота — линейного крейсера "Худ", оста­новимся на событиях утра 27-го мая. Днем 26-го "Родней" был вынужден оставить охраняемый им конвой и принять участие в операции по уничто­жению немецкого линкора "Бисмарк". Погода не благоприятствовала использованию палубной авиа­ции, и вся надежда на успешное ее завершение воз­лагалась на флагманский корабль Тови "Кинг Джордж V" и присоединившийся к нему вечером 26-го "Родней". Командовал в этот момент кораблем кэптен Дальгрим-Хамильтон. Спеша к месту собы­тий, он выжал из машин линкора буквально все. Иногда даже удавалось развить скорость хода в 23 узла. Правда, в ходе последовавшего боя машин­ной команде особых усилий прилагать не при­шлось.

С рассветом 27-го "Родней" следовал за флагма­ном в разомкнутом строю на дистанции порядка 5 кабельтовых. Дальгрим-Хамильтон имел четкое предписание от Тови в случае встречи с противни­ком маневрировать по своему усмотрению. Англи­чане шли с северо-запада, почти навстречу герман­скому линкору, медленно продвигавшемуся в Брест. Около 9 часов утра корабли открыли огонь друг по другу на контркурсах. Вскоре стало очевидным, что "Бисмарк" имел серьезные повреждения и практи­чески не мог маневрировать. Англичане рассредото­чились и развернулись к югу, на дистанции до про­тивника в 70—80 кабельтов и начали его методич­ный обстрел, несмотря на интенсивный ответный огонь. "Бисмарк" первыми залпами накрыл "Род­ней", но английский линкор смог быстро выйти из-под огня. "Кинг Джордж V в течение всего боя шел параллельным, несколько сходящимся курсом с ле­вого борта германского рейдера, стреляя правым бортом. "Родней" же неоднократно пересекал гене­ральный курс противника, ведя огонь попеременно с правого и левого борта.

Спустя 15—20 минут после начала боя англий­ские бронебойные снаряды начали разрушать корпус германского корабля. Дистанция между против­никами сократилась, и англичане уже могли вести огонь прямой наводкой. К 10 ч. 15 мин. "Бисмарк" потерял ход и стоял весь охваченный огнем. Орудия главного калибра молчали. Но он еще оставался на плаву. Топливо на английских линкорах иссякло, и Тови прекратил бой, приказав крейсерам добить "Бисмарка". В этом бою "Родней" выпустил по про­тивнику 380 406-мм и 716 152-мм снарядов и на­крыл его с 3-го залпа.

"Нельсон" во время операции по уничтожению немецкого рейдера сопровождал североатлантиче­ские конвои. В конце мая — начале июня его выве­ли из состава Флота Метрополии и приписали к со­единению "Н", базировавшемуся на Гибралтар. Это соединение занималось обороной конвоев в запад­ной части Средиземного моря и при необходимо­сти — в Атлантическом океане. Тяжелые корабли соединения "Н", прикрывавшие суда, следовавшие на Мальту или в Александрию, развертывались из Гибралтара и включались в ордер конвоев только на подходах к опасной от воздушных атак зоне.

"Нельсон" участвовал в проводке в июле конвоя на Мальту, состоявшего из 7 транспортов. Опера­ция проводилась в период с 21 по 27-е июля. По­мимо "Нельсона", конвой прикрывали авианосец "Арк Роял", линейный крейсер "Ринаун" и 5 эсмин­цев. В непосредственном охранении находились 25 боевых кораблей, в том числе и 4 легких крейсе­ра. Следующий конвой на Мальту был проведен ан­гличанами лишь в сентябре. Их корабельную груп­пировку усилили вернувшимся из Бостона после ремонта "Роднеем" и временно отозванным из Флота Метрополии "Принс оф Уэлсом".

Конвой, состоявший из 9 быстроходных транспортных судов, вышел из Гибралтара 24 сентября. Англичане рассчитывали втянуть итальянский флот в решительное сражение и разгромить его. За­долго до подхода английского соединения к Тунис­скому проливу оно было обнаружено воздушной разведкой итальянцев, и 26 сентября на перехват конвоя из Неаполя вышли линкоры "Витторио Венето", "Литторио", 5 крейсеров и 14 эсминцев. Вече­ром 27 сентября в "Нельсон" угодила одна из тор­пед, выпущенных немецкими торпедоносцами. Не­смотря на полученные повреждения, линкор про­должал сопровождать суда конвоя, в то время как остальные боевые корабли ушли на север для боя с итальянской эскадрой. Однако противники не смог­ли обнаружить друг друга. После окончания опера­ции "Нельсон" вынужден был уйти в Розайт для ре­монта, продолжавшегося до апреля 1942-го года. Командующий соединением "Н" адмирал Сифрет перенес свой флаг на "Родней".

Между июльской и сентябрьской конвойными операциями, в период с 22 по 26 августа, "Нельсон" прикрывал активные минные постановки у берегов Ливорно. В августе 1942 г. он вновь возглавил сое­динение "Н".

В Бостоне (США) на "Роднее" было усилено зе­нитное вооружение и отремонтированы главные механизмы. Число установок Мк VIA довели до 5. Тогда же на корабле появился 61 одноствольный 20-мм автомат. Кроме того, на марсе грот-мачты установили радар системы "тип 273". На дальномерных постах артиллерии главного калибра раз­местили антенны радаров "тип 284", а на постах на­ведения зенитной артиллерии — "тип 285". Как уже говорилось выше, после ремонта "Родней" вошел в состав соединения "Н".

В середине сентября 1941 года обсуждался воп­рос о возможной войне с Японией и, в частности, о защите судоходства в Индийском океане. Помимо 4-х устаревших линкоров типа "R" в Сингапур дол­жны были отправиться "Нельсон" и "Родней". Одна­ко Дальневосточный флот возглавил "Принс оф Уэлс". К концу 1941 года англичане оказались на средиземноморском театре в довольно сложном по­ложении из-за тяжелых потерь и отправки части сил на Тихий океан. Кроме того, "Родней" был выве­ден из состава соединения "Н"и возвращен в воды Метрополии, где планировалось его использовать в блокадных операциях против германских рейдеров и главным образом против нового линкора Тирпиц".

"Родней" базировался на Хваль-Фьорд (Ислан­дия). Из-за сравнительно небольшой скорости хода линкор не привлекали к набеговым операциям на Норвежское побережье. Однако он мог в любое вре­мя усилить одно из действующих соединений Фло­та Метрополии. Когда в начале февраля 1942 года стали поступать сведения о возможном прорыве линкоров "Шарнхорст" и "Гнейзенау" из Бреста в Германию, "Родней" перешел в Скапа Флоу, а затем в Клайд. Он должен был обеспечить переход конвоя WS-16 (26 транспортов с 50 000 солдатами и офи­церами экспедиционного корпуса), путь которого пролегал недалеко от Бреста. Вместе с частью сил соединения "Н", прибывших из Гибралтара, "Род­ней" вышел из Клайда и сопровождал суда конвоя до побережья Португалии. После этого он вернулся в Великобританию.

В апреле 1942 года в Скапа Флоу после ремонта прибыл "Нельсон". Кроме этих двух линкоров адми­рал Тови в тот период располагал новейшими "Кинг Джордж V и "Дьюк оф Йорк", а также линей­ным крейсером "Ринаун". "Нельсон" и "Родней" оста­вались в главной базе флота до конца июля, затем перешли в Клайд, который покинули 4 августа с конвоем, следовавшим на Мальту. 10 августа кон­вой пересек Гибралтар, и началось проведение oneрации "Пьедестал", в ходе которой англичане поте­ряли авианосец "Игл", легкий крейсер "Манчестер" и один эсминец. Многие из кораблей получили по­вреждения, но "Нельсон" и "Родней" остались невре­димыми.

Любопытно то, что "Родней" вел огонь по само­летам противника из 406-мм орудий с дистанции 9 миль на максимальном угле возвышения. Дан­ных о результатах этой стрельбы, к сожалению, нет. Хотя итальянские линейные корабли начиная с 2-ой половины 1942 года из-за отсутствия топлива практически не привлекались к активным боевым действиям, оба английских корабля с 406-мм ору­диями были включены в состав соединения "Н". Его командир адмирал Сиффет поднял на "Нельсоне" свой флаг.

Операция "Пьедестал" завершилась 15 августа, а уже 17-го оба корабля вновь вышли из Гибралта­ра в Северную часть Средиземного моря для при­крытия авианосца "Фьюриес", с палубы которого на Мальту должны были вылететь 29 истребителей. 19 августа корабли благополучно вернулись в Гиб­ралтар. После этого рейда в боевом использовании обоих линкоров наступил некоторый перерыв, вы­званный подготовкой к высадке десанта в Северной Африке. По ее плану соединению "Н" следовало обеспечить оперативное прикрытие маршрутов де­сантных конвоев в Алжир и Оран от возможных действий итальянских и французских флотов. Од­нако к этому роду деятельности привлекался лишь "Нельсон", защищавший маршрут Гибралтар — Мэр-эль-Кебир (Оран). "Родней" же в сентябре 1942 года вернулся в Метрополию для текущего ре­монта, после которого он вместе с "Фьюриес" и 3 эс­минцами был включен в группу огневой поддержки центрального оперативного соединения. Авианосец покинул Клайд 20 октября 1942 года. Тремя днями позже из Скапа Флоу со своим эскортом вышел "Родней". 26 октября одна из немецких подводных лодок обнаружила его и сообщила своему командо­ванию как об американском линкоре. Немцы обнаружили и другие боевые корабли союзников, но правильных выводов для себя не сделали.

Высадка союзников на побережье Северной Аф­рики началась в ночь с 7 на 8 ноября 1942 г. "Родней", имевший задачу прикрывать транспорты от атак надводных сил противника встретился с тремя авианосцами и крейсером ПВО "Дели" в 5 ч. 30 мин. в 25-ти милях от Орана и после этого выполнял за­дачи поддержки десантных сил. Высадка на цент­ральном участке, где действовал "Родней", прошла по плану и не встретила серьезного сопротивления французов. Только в 9 утра одна из береговых бата­рей Орана открыла огонь по транспортам, заставив их отойти мористее. В ответ "Родней" начал обстрел артиллерийских позиций противника, став таким образом первым кораблем союзников, обстреливав­шим побережье при высадке в Северной Африке. К 10-ти часам, благодаря содействию палубной авиа­ции, линкор заставил замолчать французский форт, защищавший гавань, и вскоре Оран капитулировал.

"Нельсон" и "Родней" продолжали оставаться в составе соединения "Н" до конца 1942 г. 3 января они прибыли в порт Алжир с визитом. В это время адмирала Сиффрета из-за болезни на посту коман­дира соединения сменил адмирал Барроуг. Из-за пассивности итальянских линейных сил "Нельсон" и "Родней" в этот период ничем особенным не отли­чились. В начале июля для подготовки операции по высадке в Сицилии, они отправились в Метропо­лию, и 9 июля оба корабля вместе с "Уорспайтом", "Вэлиантом" и авианосцем "Индомитебл" отдали якоря в Скапа Флоу. Вице-адмирал Уиллис, возгла­вивший соединение "Н" после адмирала Барроуг, держал свой флаг на "Нельсоне".

Кораблям соединения надлежало отработать со­вместный обстрел береговых объектов для поддерж­ки сухопутных войск. Боевая подготовка соедине­ния продолжалась до середины июня. 18 июня оно, усиленное новыми линейными кораблями "Кинг Джордж V" и "Хау", отправилось в Средиземное мо­ре. "Нельсон" и "Родней" входили в состав сил при­крытия вторжения на Сицилию (соединение "Н", помимо них, состояло из линкоров "Уорспайт", "Вэлиант", авианосцев "Индомитебл", "Формидебл", 6 легких крейсеров и 18-ти эсминцев). Это соедине­ние должно было маневрировать к востоку от Сици­лии с задачей прикрытия десанта от возможных действий итальянского флота. Административно оба линкора принадлежали Средиземноморской во­енно-морской станции и по состоянию на середину 1943 г. совместно с "Кинг Джордж V" и "Худ" обра­зовали 1-ую эскадру линейных кораблей.

Сицилийская операция началась 4 июля 1943 г. К утру 9 июля соединение сил прикрытия сосредоточилось в Ионическом море у о. Мальта. Из-за пассивности итальянского флота активных боевых действий оно не вело, отражая лишь атаки авиации. К сентябрю была закончена подготовка к высадке на Аппенинский полуостров. Для обеспече­ния переброски войск союзников через Мессинский пролив линейные корабли неоднократно произво­дили обстрел объектов береговой обороны против­ника. В частности, 31 августа вице-адмирал Уиллис на "Нельсоне" в сопровождении "Роднея", легкого крейсера и эсминцев подошел к южному входу в пролив для удара по объектам обороны в районе Реджо-де-Калабрия.

3 сентября произошла высадка сил союзников на побережье Италии. Противодействия ей оказано не было, и соединение "Н" в этот день продолжало оставаться на Мальте, где оно базировалось. Лишь 7 сентября во второй половине дня "Нельсон", "Род­ней", "Уорспайт", "Вэлиант", авианосцы "Илластриес" и "Формидебл" в охранении трех флотилий эс­минцев покинули остров и направились на юг, что­бы создать впечатление о намерении провести обычные учения, но вскоре легли на новый курс и Тунисским проливом зашли в Тирренское море. Основная задача этих сил заключалась в обеспече­нии прикрытия соединения эскортных авианосцев, которое, в свою очередь, обеспечивало высадку де­санта и морские перевозки. Вечером того же дня на эскадре получили сообщение о перемирии с Ита­лией.

9 сентября "Уорспайт" и "Вэлиант" выделили для встречи итальянских кораблей на Мальте, а "Нельсон" и "Родней" оставались с авианосцами до 11 сентября. Когда они вернулись на Мальту, союз­ное командование решило с пропагандистской целью подписать условия капитуляции на борту "Нельсона", что и было сделано 29 сентября 1943 г. маршалом Бадольо. Перед этим событием обоим кораблям пришлось еще раз выйти в море. 14 сен­тября они обстреляли позиции противника в райо­не Салерно, где крайне обострилась обстановка для английских сухопутных войск.

После капитуляции Италии необходимость в линейных кораблях для Средиземноморского теат­ра отпала. 1 октября оба корабля отправили в Гиб­ралтар, а в 20-х числах ноября они ушли в воды Метрополии, где приступили к подготовке Норман­дской операции. "Родней", в частности, прошел те­кущий ремонт корпуса (с постановкой в док) и ме­ханизмов. Кроме того, в очередной раз на нем уси­лили зенитное вооружение. Устаревшие 120-мм зе­нитные пушки заменили на 4 спаренные 102-мм установки Мк XIX, имевшие повышенную скоро­стрельность и более совершенную систему управле­ния огнем. Число восьмиствольных 40-мм автома­тов в установках типа Мк VIA увеличили с 4 до 6.В этот же период с обоих кораблей демонтировали все авиационное оборудование, исключая подъем­ные краны.Во время Нормандской операции основной за­дачей линейных кораблей являлась огневая поддер­жка высадки и дальнейшего наступления сухопут­ных войск союзников. В самом начале операции "Нельсон" подорвался на немецкой мине и был от­буксирован в Клайд. 22 июня он отправился в Фи­ладельфию для ремонта. "Родней" продолжал оста­ваться в составе отряда кораблей огневой поддерж­ки адмирала Вайена, которого 30 июня сменил контр-адмирал Райвит-Корнак. Помимо линкора, этот отряд состоял из мониторов "Эребус" и "Ро­берте", 5 легких крейсеров и множества эсминцев, канонерских лодок и других небольших кораблей, которые периодически сменяли друг друга на пози­циях, отправляясь в Англию для пополнения топ­лива и боеприпасов. Огонь, как правило, корректи­ровали береговые наблюдательные посты и разве­дывательные самолеты.

Использование "Роднея" прежде всего ограни­чивалось износом стволов его артиллерии главного калибра, и поэтому его привлекали к обстрелу про­тивника лишь в случае крайней необходимости. Так 8 июля он в сопровождении монитора "Роберте", легких крейсеров "Белфаст" и "Эмеральд" поддержал подготовку наступления на Канны. Сухопутное ко­мандование отметило особенно точный огонь линкора. 18 июля "Родней" вновь привлекли к обстрелу немецких позиций, когда 2-я английская армия пе­решла в наступление на юго-восток от Канн. Кроме того, линкор участвовал в попытке подавления не­мецких батарей, обстреливавших союзные конвои в проливе Ла-Манш. 12 августа он пересек пролив и подверг обстрелу 406-мм батареи немцев на остро­ве Альдерней.

Однако к середине августа "Родней" вывели из состава отряда кораблей огневой поддержки и пере­дали в распоряжение командующего Флотом Мет­рополии, заменив его "Уорспайтом". Объяснялось это тем, что в начале июня на Дальний Восток ушел новый линкор "Хау", а однотипные с ним "Кинг Джордж V" и "Ансон" находились в ремонте. Таким образом, в распоряжении адмирала Мура (команду­ющего флотом Метрополии) имелся лишь линкор "Дьюк ов Йорк". Этот линкор, как правило, привле­кался для прикрытия авианосцев, наносивших уда­ры по крупным надводным кораблям немцев в фи­ордах Северной Норвегии, а арктические конвои, следовавшие в СССР, оставались без прикрытия, которое и призван был осуществлять "Родней".

Он прикрывал в конце августа — начале сентяб­ря конвои YW-59 (в СССР) и RA-59A (в Метропо­лию). После этого линкор находился в море в пери­од с 12 по 25 сентября, прикрывая очередные кон­вои — YW-60 и RA-60A. Когда в середине ноября 1944 г. английской авиации все-таки удалось унич­тожить "Тирпиц", необходимость в прикрытии арк­тических конвоев со стороны линкоров отпала.

К этому времени "Родней" имел значительный износ механизмов, орудийных стволов и нуждался в основательном ремонте корпуса. Корабль вывели в резерв, так как его использование признали неце­лесообразным. В начале декабря 1944 г. "Родней" прибыл в Скапа Флоу, где его экипаж сократили до 200 человек, и он прекратил свою боевую деятель­ность. Любопытно то, что за время боевых действий "Родней" прошел более 156 000 миль и его главные механизмы ни разу не выходили из строя. На пер­вый взгляд это кажется не такой уж и большой ве­личиной. Известный лайнер "Куин Мэри", напри­мер, за тот же промежуток времени прошел около 580 000 миль.

Однако нельзя забывать, что "Родней" был од­ним из самых тихоходных кораблей английского военного флота. Каждый его выход в море был рис­кованным из-за возможных атак подводных лодок и боевых столкновений со скоростными кораблями противника. В то время как тот же "Куин Мэри", благодаря своей скорости (свыше 30 уз), практиче­ски был недосягаем для немецких подлодок — ос­новного врага английского торгового судоходства. Это позволяло ему следовать даже без эскорта.

Ремонт линкора "Нельсон" в Филадельфии продолжался до апреля 1945 г. Помимо работ по кор­пусу и механизмам, ввиду предстоящей отправки корабля на Дальний Восток, на нем усилили зенит­ное вооружение. Так как англичане не имели воз­можности доставить в Филадельфию 40-мм уста­новки Мк VIA, американцы предложили устано­вить на корабле уже апробированные счетверенные 40-мм автоматы "Бофорс" и 20-мм "Эрликон" с со­ответствующими системами управления огнем и подачи боеприпасов. Адмиралтейство приняло это предложение даже несмотря на то, что "Нельсон" од­новременно нес на себе 3 различные системы зе­нитного огня ближнего боя, нарушая тем самым все стандарты английского флота. На линкоре су­щественным образом перестроили надстройки. На 4-х специальных спонсонах смонтировали счетве­ренные автоматы "Бофорс" и на платформах за пу­ленепробиваемыми щитами от 61 до 65 пулеметов "Эрликон".

После ремонта 7 мая 1945 г. "Нельсон" прибыл на Мальту, а затем через Суэцкий канал ушел в Во­сточную Индию, где стал 2-ым флагманом коман­дующего Восточно-Индийского флота и действовал против японцев в Малайе, занимаясь главным обра­зом обстрелом береговых объектов противника.

Известие о капитуляции японцев застало лин­кор в Тринкомали. По политическим соображени­ям "Нельсон" направили в Пенанг, где на его борту, за тем же столом, что и около двух лет до этого, приняли капитуляцию уже японских вооруженных сил.

В ноябре 1945 г. "Нельсон" возвратился в Мет­рополию и до августа 1946 г. оставался в составе действующего флота. Затем линкор переклассифи­цировали в учебный корабль и в этом качестве ис­пользовали до февраля 1948 г. В марте того же года "Нельсон", как и "Родней" разоружили и в апреле от­буксировали для разборки на реку Форт. "Родней" разобрали до середины 1949 г., а "Нельсон", как имевший хорошо сохранившийся и сравнительно недавно отремонтированный корпус, использовали в качестве мишени для учебного бомбометания. 15 марта 1949 г. в результате использования его в этих целях он затонул недалеко от Восточного побе­режья Великобритании.

 

Фотографии

P.S. Все фотографии большого размера!


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Всё понимаю, но утюг же жуткий...


1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Просмотр сообщенияArdRaeiss (20 Авг 2012 - 14:46) писал:

Всё понимаю, но утюг же жуткий...
ога, утюг ещё тот

0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Красивый утюжек) Наверно перед N3 будет идти :rolleyes:*

 

 

*Если скорости добавят конечно)

Изменено пользователем Hohenfrei

0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Вполне может и перед N3 оказаться, орудия у него от G3 (если предположить что G3 запихивают на 10й лвл лин крейсеров, то у Нелли практически самые мощные оруди в игре (лучше у N3 и Lion@44)), а по скорость он равен N3, правда бронирование хуже....


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Просмотр сообщенияArdRaeiss (20 Авг 2012 - 14:46) писал:

Всё понимаю, но утюг же жуткий...
Жертва экономии.

0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Просмотр сообщенияpirania (20 Авг 2012 - 17:56) писал:

орудия у него от G3 (если предположить что G3 запихивают на 10й лвл лин крейсеров, то у Нелли практически самые мощные оруди в игре (лучше у N3 и Lion@44)), а по скорость он равен N3, правда бронирование хуже....


уточним что  из англичан ...  
по  комплексу вес снаряда, начальная скорость ,скорострельность  у викерса на руках была куда более интересная  русская пушка  14 года Изменено пользователем tank_bd

0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Просмотр сообщенияtank_bd (20 Авг 2012 - 18:39) писал:

уточним что  из англичан ...  
по  комплексу вес снаряда, начальная скорость ,скорострельность  у викерса на руках была куда более интересная  русская пушка  14 года
...которая англичанам не понравилась совершенно, т.к. не давала заявленных характеристик(как и "российская" 356мм производства того же Виккерса).
Впрочем, и Нельсоновская 16" пушка работать так, как хотели создатели, отказалась-изначально-то хотели очень даже сильную дуру.
А получилось то, что получилось. Так что не надо обижать Нельсопушку-в теории она очень ок ...должна была быть.

0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Просмотр сообщенияAinen (20 Авг 2012 - 19:43) писал:

...которая англичанам не понравилась совершенно, т.к. не давала заявленных характеристик(как и "российская" 356мм производства того же Виккерса).
Впрочем, и Нельсоновская 16" пушка работать так, как хотели создатели, отказалась-изначально-то хотели очень даже сильную дуру.
А получилось то, что получилось. Так что не надо обижать Нельсопушку-в теории она очень ок ...должна была быть.

одно уточнение с кордитом ....  теория то теория  а в реальности ? нельсопушка уступала  пушке 14

0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Просмотр сообщенияtank_bd (20 Авг 2012 - 19:51) писал:

одно уточнение с кордитом ....  теория то теория  а в реальности ? нельсопушка уступала  пушке 14
А в реальности у англичан и 16" образца 14 года вообще оказалась не пригодной, по их мнению.
В случае с Нельсоновской(и, 14" Изи) они это решили снижением заряда.
Впрочем, англичане все свои пушки до этого делали проволочными(кроме РиФовских и, Нельсоновской, сделанной по немецким мотивам)-так что в обоих случаях это мог быть просто их косяк.

0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Цитата

Любопытно то, что "Родней" вел огонь по само­летам противника из 406-мм орудий с дистанции 9 миль на максимальном угле возвышения. Дан­ных о результатах этой стрельбы, к сожалению, нет.

как они целились в самолеты?! типа стрельнем, а вдруг и собьем. У них были зенитные снаряды 406 мм калибра?

0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Просмотр сообщенияB777_ (21 Авг 2012 - 12:41) писал:

как они целились в самолеты?! типа стрельнем, а вдруг и собьем. У них были зенитные снаряды 406 мм калибра?

картечи  достаточно

0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

ооо, как вы так много о кораблях знаете?


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Просмотр сообщенияTANGYAR (21 Авг 2012 - 14:13) писал:

ооо, как вы так много о кораблях знаете?

форум читаем)

0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Послужил Англии-матушке утюжок :)


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Вот это размеры. :)


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Просмотр сообщенияtank_bd (21 Авг 2012 - 12:51) писал:

картечи  достаточно
Ты имел ввиду - шрапнель? ;) А была ли шрапнель такого калибра?
Да там и обычная дистанционная граната нехилый объем накроет. Главное более-менее попасть в район с самолетами. Изменено пользователем Black_Hunter

0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Просмотр сообщенияBlack_Hunter (23 Авг 2012 - 10:52) писал:

Ты имел ввиду - шрапнель? ;) А была ли шрапнель такого калибра?
Да там и обычная дистанционная граната нехилый объем накроет. Главное более-менее попасть в район с самолетами.

зависит от извращенности и готовности  портить ствол  ....

0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Просмотр сообщенияArdRaeiss (20 Авг 2012 - 14:46) писал:

Всё понимаю, но утюг же жуткий...

Утюг утюгом но в невике его неплохо реализовали )))

0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Просмотр сообщенияBlack_Hunter (23 Авг 2012 - 10:52) писал:

Ты имел ввиду - шрапнель? ;) А была ли шрапнель такого калибра?
Да там и обычная дистанционная граната нехилый объем накроет. Главное более-менее попасть в район с самолетами.
Не было не то что шрапнели, но и фугаса такого калибра. Снаряд разработали, но до 43-го года его не производили.

А вообще-то перед торпедоносцами ставили стену из всплесков - для этого достаточно и АР.

Просмотр сообщенияtank_bd (24 Авг 2012 - 00:53) писал:

зависит от извращенности и готовности  портить ствол  ....
Жить захочешь - не так раскорячишься...(с)

0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу