Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
JamesWhite

Развитие Японских эсминцев. Часть I.

В этой теме 140 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Разработчик
1 113 публикации
1 373 боя

Развитие японских эсминцев


На стыке ХIХ и ХХ столетий корабли ведущих морских держав развивались с невероятной скоростью. Удивительно, как за короткое время, под воздействием разных факторов подходы к проектированию изменились до неузнаваемости. Подчиняясь, казалось бы, одним и тем же законам и правилам, зарождались уникальные школы кораблестроения.
Яркой иллюстрацией этого является становление Императорского флота Японии, признанного одним из сильнейших в мире. Всего за пол века, не имея элементарного опыта конструирования, технологической базы и необходимых ресурсов, практически аграрная страна смогла совершить невозможное – стать центром военно-морской силы в дальневосточном регионе.
Наиболее отчетливо прогресс флота Японии заметен в развитии миноносного класса. От линейных кораблей его всегда отличало небольшое водоизмещение, высокие скорости, почти полное отсутствие бронирования и усиленное торпедно-минное вооружение. Изначальной функцией миноносцев была охрана прибрежных зон и якорные стоянки, но со временем пришло понимание необходимости их участия в составе эскадры. Так, небольшие торпедоносные катера за несколько десятилетий превратились в мощные океанские корабли, поучившие название "эскадренные миноносцы", или коротко – "эсминцы".

Под эгидой Великобритании (до 1905 года)

Для Японии к концу ХIХ века стало окончательно ясно, что островное положение страны не защищает её от интервенции и атак извне. Остро встал вопрос о создании мощного флота, способного действовать в любых условиях на просторах океана, а главное – побеждать.
Создание крупного морского флота с чистого листа – задача крайне сложная, а с учетом отсутствия необходимой технологической базы в Японии конца XIX века – практически недостижимая без сторонней помощи. Решение закупать вооружение у ведущих кораблестроительных держав лежало на поверхности и было претворено в жизнь. Подписав договор о военно-морском сотрудничестве с Великобританией в мае 1895 года, Морское Министерство Японии получило практически неограниченную помощь в строительстве и закупке кораблей, а также доступ к новейшим разработкам частных кораблестроительных компаний. Такая почти отеческая забота о японском флоте выглядела бы странно, если бы не тот факт, что эти меры были направлены против российской активности на Дальнем Востоке.
В течении 26 лет (с 1878 по 1904 гг.) было реализовано несколько кораблестроительных программ, в которых невозможно переоценить влияние английской школы. Получая от Великобритании кредиты на выгодных условиях, Япония усердно копировала идеи сильного покровителя и закупала уже спроектированные корабли. Несмотря на то, что чисто японская школа кораблестроения того периода находилась только в зачаточном состоянии, именно тогда формировалось само понимание задач класса миноносцев и требования к основным тактико-техническим характеристикам, а также происходило обучение экипажей.

Прогресс существенно затронул эсминцы и миноносцы. Явным прорывом стало создание нескольких отрядов однотипных кораблей, которые отвечали мировым стандартам в сочетании с прекрасной выучкой экипажей. Однако присутствовали и очевидно слабые стороны, которые проявились в войне с Россией 1905 года. Из-за нехватки миноносцев первого класса, к боевым действиям зачастую привлекались миноносцы второго и третьего классов. Уступая по всем параметрам, они не могли эффективно вести бой в открытом море из-за недостаточной мореходности и пасовали в атаках броненосных сил России.

Первые самостоятельные шаги (1905 – 1918 г.)

Полученный во время Русско-японской войны боевой опыт наглядно показал, что небольшие миноносцы не могли оперировать совместно с броненосными силами в открытом море. Политика Морского генерального штаба относительно всего класса подверглась серьёзному пересмотру: было решено сосредоточить всё внимание на производстве эсминцев, способных эффективно выполнять боевые задачи совместно с линейными силами. К марту 1906 года были разработаны требования к "стандартному истребителю флота", повышающие водоизмещение миноносцев по сравнению с предыдущими поколениями.


Следуя новому курсу, японские инженеры снова обратились к британскому опыту, при помощи компании Cammell Laird перерабатывая быстроходный лидер Swift. Итогом стал головной эсминец первого класса Umikaze 1908-1909 годов постройки. Силовая установка фирмы Parsons позволяла развивать приличную скорость хода: 33 узла при водоизмещении в 1500 тонн. Этот корабль имел на вооружении два 120мм и пять 76мм орудий, а также два двухтрубных 457мм торпедных аппарата. В таком корабле Морской генеральный штаб устраивало все, кроме высокой стоимости постройки.


Дальнейшее развитие идей Umikaze подарило Японскому флоту выдающийся по своим параметрам корабль: три 120мм новейших скорострельных орудия с длиной ствола 45 калибров, три спаренных 533-мм торпедных аппарата и со скоростью хода около 39 узлов. Прототипом являлся Amatsukaze, но, в отличие от него, новые эсминцы оснастили двумя паротурбинными агрегатами с зубчатой передачей системы Parsons собственного производства. Однако несмотря на нехватку совершенных эсминцев, пришлось ограничиться заказом только двух кораблей серии: экономическое положение Японии, в сочетании с по-прежнему слабой технической базой не позволяли строить в большом количестве дорогие и сложные «эсминцы первого класса».


В качестве достойного компромисса, японское командование сделало ставку на «эсминцы второго класса». При сохранении приличных боевых показателей и удовлетворительной мореходности, они стоили значительно дешевле и были проще в постройке. Такие корабли возможно было производить в большом количестве и в короткие сроки, что больше соответствовало потребностям и амбициям страны.


К январю 1911 года был подготовлен фактически самостоятельный японский проект «эсминца второго класса», первенцами которого стали Sakura и Tachibana. Максимально упрощённый, он уступал типу Umikaze по всем параметрам: скорость хода менее 30 узлов, два поворотных двухтрубных 457мм торпедных аппарата, одно 120мм и четыре 76мм орудия. Однако корабль получился надёжный, с достаточной мореходностью и, что немаловажно, дешёвый. Достоинства проекта были оценены Францией, которая в 1917 году заказала двенадцать усовершенствованных кораблей типа Kaba.

Стремительное совершенствование Императорского флота Японии не осталось незамеченным на мировой арене. В период Первой мировой войны, в 1917 году, лёгкий крейсер Akasi в сопровождении восьми эсминцев отправился на европейский театр военных действий.  По прибытии на Мальту, соединению было поручено эскортирование военных транспортов во Францию. Задача осложнялась действием вражеских подводных лодок, однако, со своими обязанностями японское соединение справилось превосходно. Контр-адмирал Джордж Баллард, командовавший морскими силами на Мальте, 21 августа рапортовал в Адмиралтейство:
«Французские стандарты эффективности ниже британских, однако итальянские стандарты ещё ниже. С японцами всё обстоит иначе. Эсминцы адмирала Сато содержатся в совершенно исправном состоянии и проводят в море столько же времени, сколько и наши корабли. Оно значительно больше, чем у французских и итальянских кораблей любых классов. Более того, японцы совершенно независимы в вопросах командования и снабжения, тогда как французы ничего не станут делать самостоятельно, если эту работу можно переложить на других. Эффективность японцев позволяет их кораблям проводить в море больше времени, чем любому другому британскому союзнику, что увеличивает эффект присутствия японских кораблей на Средиземном море.»
Удивительная цитата, полностью отражающая возможности кораблей Императорского флота Японии и их команд. Делая первые скромные шаги к проектированию собственных уникальных проектов, японцы активно перенимали зарубежный опыт в массовой постройке линеек однотипных кораблей. В действиях командования стала прослеживаться последовательная политика по разделению эсминцев исходя из водоизмещения кораблей. Следуя мировым тенденциям, большее внимание уделялось повышению основных боевых показателей. В результате взятого курса, из небольших 50-тонных катеров, оснащённых лишь несколькими торпедами, за пару десятилетий класс эволюционировал в мощные боевые корабли.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
2 413 публикации

Тьфу блин!!! я уж подумал дерево публикуют.. из-за специфического слова "развитие" :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
1 651 публикация
3 118 боёв

Просмотр сообщенияpkudinov (20 Июн 2013 - 18:00) писал:

Тьфу блин!!! я уж подумал дерево публикуют.. из-за специфического слова "развитие" :)
Хех, это был бы глобальный слив!!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Координатор супертеста
3 333 публикации
424 боя

А ведь Япония поднялась на уровень мировых держав за 40 лет. Из отсталой, крестьянской страны. Заставляет задуматься.

Информация интересная, спасибо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
96 публикаций

Лол , подумал что дерево развития :veryhappy:

Но это с удовольствием читаю :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
445 публикаций

Интересненько, почитаем :)

Просмотр сообщенияpkudinov (20 Июн 2013 - 18:00) писал:

Тьфу блин!!! я уж подумал дерево публикуют.. из-за специфического слова "развитие" :)

Просмотр сообщенияalexeydfef (20 Июн 2013 - 18:08) писал:

Лол , подумал что дерево развития :veryhappy:

Но это с удовольствием читаю :honoring:

ишь чего захотели  :sceptic:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
882 публикации
87 боёв

Благодарю. Действительно, первая мысль была о дереве =)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер, Репортер
6 281 публикация
647 боёв

Просмотр сообщенияpkudinov (20 Июн 2013 - 18:00) писал:

Тьфу блин!!! я уж подумал дерево публикуют.. из-за специфического слова "развитие" :)

Не ты один.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
639 публикаций

супруга пока курила, разглядывала эсминцы, и сказала, что-это не пароход а такса! дальнейший диалог умолчу т.к. цензура!!!!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
21 публикация
798 боёв

Самому не верится, но "понравилось и хочется продолжения".

 

Просмотр сообщенияleoni231 (20 Июн 2013 - 18:17) писал:

фу копипаст - поставил

Коли не нравится, можно было не читать и не высказываться. Тем более в такой грубой манере.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
11 публикаций
2 570 боёв

Странно... Я сразу подумал про историю... Возможно сказались наблюдения за аналогичными статьями по танкам)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
445 публикаций

Просмотр сообщенияLing (20 Июн 2013 - 18:43) писал:

Коли не нравится, можно было не читать и не высказываться. Тем более в такой грубой манере.
ты просто не обращай на него внимания, он пытается быть троллем.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
11 публикаций
2 570 боёв

Просмотр сообщенияWOTWPBSG (20 Июн 2013 - 18:55) писал:

ты просто не обращай на него внимания, он пытается быть троллем.

Скорее пытается набрать заветные 250 постов)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
4 921 публикация
3 044 боя

Просмотр сообщенияleoni231 (20 Июн 2013 - 18:17) писал:

фу копипаст - поставил
Товарищ, вы склонны во всём (пруф) видеть копипаст, это уже фобия! Поиск по рандомно выделенным предложениям показал, что тема написана товарищем-разработчиком самим, без применения клавиш Ctrl, C и V. Имхо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
783 публикации
3 057 боёв

Замечательно и интересно, но остается впечатление, что текст неокончен. В конце концов, остановились на 1917г., а после этого было еще много чего интересного.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
4 921 публикация
3 044 боя

Просмотр сообщенияRazlom (20 Июн 2013 - 19:32) писал:

Замечательно и интересно, но остается впечатление, что текст неокончен. В конце концов, остановились на 1917г., а после этого было еще много чего интересного.
Так Часть I же.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
443 публикации

Просмотр сообщения1L1dan (20 Июн 2013 - 18:07) писал:

А ведь Япония поднялась на уровень мировых держав за 40 лет. Из отсталой, крестьянской страны. Заставляет задуматься.
Информация интересная, спасибо.

Да и продолжают лидировать в этом компоненте.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Координатор супертеста
3 333 публикации
424 боя

Просмотр сообщенияdefKiller (20 Июн 2013 - 19:41) писал:

Да и продолжают лидировать в этом компоненте.
Не сказал бы. Япония не является ровней тем же США.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
165 публикаций

Просмотр сообщенияpkudinov (20 Июн 2013 - 18:00) писал:

Тьфу блин!!! я уж подумал дерево публикуют.. из-за специфического слова "развитие" :)
Я думаю у всех были такие мысли, ну, по крайней мере у большинства, и у меня в том числе=)
А статья очень интересная, был освоился с самолетами, теперь осваиваюсь в корабликах) подобное очень помогает, с нетерпением жду второй части)))
Зы. забрал все картинки себе =З

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
443 публикации

Просмотр сообщения1L1dan (20 Июн 2013 - 19:46) писал:

Не сказал бы. Япония не является ровней тем же США.

Поизучаю, спасибо за пищу для размышлений.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×