Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
WZander

Самые больше корабли Российского Императорского флота (линейные крейсера типа "Измаил")

В этой теме 99 комментариев

Рекомендуемые комментарии

367 публикаций
179 боёв

Сразу оговорюсь - я в курсе существования вот этой темы http://forum.worldof...ра-типа-измаил/

К сожалению, сделана она до безобразия кратко и неинформативно. А корабли, равно как и история их создания, интереснейшие, грешно отделываться краткой энциклопедической справкой о них.

 

Линейный крейсер, это наиболее редкий класс кораблей. Они были в составе всего трёх флотов – британского, германского и японского. Ещё два их строили, но так и не получили (американский и российский). Про «Лексингтоны» мы поговорим в другой раз, а тема этого рассказа:

линейные крейсера типа «Измаил».

Изображение

 

Предыстория

После поражения в русско-японской войне, в новосозданном Морском генеральном штабе, вовсю кипела работа над ошибками. Прежде чем приступать к воссозданию потерянного флота, решено было определиться с концепцией эскадренного боя, и уже исходя из неё, выдавать задания на проектирование. Разумеется, эта концепция разрабатывалась с оглядкой на Цусиму и, разумеется, не обошли вниманием действия крейсерской эскадры Камимуры. Было признано желательным придать линкорам быстроходные, хорошо бронированные крейсера. В отличие от ранее строившихся броненосных крейсеров, их задача заключалась не в одиночном рейдерстве или истреблении вражеских рейдеров, а в полноценном участии в эскадренном сражении.

 

Согласно судостроительной программе 1910 года, предполагалось построить для Балтики две бригады линкоров (по 4 корабля в каждой) и бригаду броненосных крейсеров (класс линейных крейсеров в РИФ официально был введён лишь в 1915 году). Однако изначально удалось выбить средства лишь на постройку 4-х «Севастополей».

Тем не менее, работа над проектами новых крейсеров велась и дальше. Изначальное ТТЗ было достаточно расплывчатым: ГК (главный калибр) «не слабее, чем вооружение линейного корабля», числом «не менее восьми», ПМК (противоминный калибр) - 24 102-мм ору­дия. Башни ГК должны обеспечивать полный бортовой залп из всех орудий.

 

Но в это время, в Англии уже сошли на воду линейные крейсера «Лайон» и «Принцесс Ройял» с ГК 8х13,5"/45. Потребовался срочный пересмотр ТТЗ. В его новом варианте речь уже шла о ГК 9х14”. Выросли требования и к бронированию – главный пояс 254мм, верхний 127мм.Поскольку и осадка и предельные габариты корабля были жестко ограничены особенностями ТВД, пришлось пожертвовать дальностью плавания — 635 миль полным ходом при нормальной нагрузке и 1908 миль — при полной.

Конкурс.

26 августа 1911 года Морской технический комитет (МТК) объявил конкурс на проектирование броненосного крейсера. Приглашения ушли в Англию фирмам «Джон Браун», «Суон Хантер энд Уиндхэм Ричардсон», «Бирдмор», «Фэйрфилд», «Виккерс»; в Герма­нию — «Блом унд Фосс», «Вулкан»; во Францию — «Форж э Шантье»; в Италию — «Ансальдо»; в США — «Нью-Йорк Шипбилдинг» и «Крамп».

Из отечественных компаний к участию в конкурсе приглашались, помимо Адми­ралтейского и Балтийского заводов, так­же «Наваль», «Руссуд», Путиловский и Невский заводы. Но оба южных судостроительных общества отказались от участия ввиду загруженности постройкой дредноутов для Черного моря, а Невский завод, вви­ду того, что крейсер по своим размерам не может пройти по Неве через мосты (завод находился на левом берегу реки выше всех мостов). Таким образом, из русских компаний остались лишь два ка­зенных предприятия, а также Путилов­ский завод, который вошел в соглашение с «Блом унд Фосс» и представлял его про­екты от своего имени.

 

Всего, поступило 32 проекта, которые рассматривались зимой 1911-12 гг. При рассмотрении проектов был проявлен изрядный консерватизм. Сразу-же отвергались варианты с линейно-возвышенным размещением башен. Отвергнут был и интереснейший проект Балтийского завода с двигательной установкой из восьми 6-цилиндровых двухтакт­ных дизелей.

В итоге предпочтение отдали вариан­ту VI Адмиралтейского завода — в нем все требования отражались наиболее полно:

Spoiler

Изображение

Проект Адмиралтейского судостроительного завода (вариант №6), победивший на конкурсе 1912г.

Однако в это время ТТЗ были изменены и от конкурсантов потребовали добавить четвёртую башню ГК.

В мае 1912 года были рассмотрены проекты Адмиралтейского, Бал­тийского и Путиловского заводов. Проект Путиловского завода выделялся очень мощным ПМК (28х130мм), но был отклонён из-за линейно-возвышенной схемы размещения ГК.

Проекты Адмиралтейского и Бал­тийского заводов были схожи и не имели явных преимуществ друг перед другом, в результате чего было принято решении об их слиянии в единый проект.

Т.к. стоимость кораблей превышала отпущенные на постройку средства, пришлось экономить. Толщину главного пояса уменьшили до 237,5 мм, скорость полного хода - до 27,5 узла. Однако в отпу­щенную сумму уложиться все же не уда­валось — недостающее пришлось взять из кредитов, выделенных на четыре легких крейсера типа «Светлана».

 

12 октября 1912 года Николай II, по представлению морского министра, утвердил названия новых кораблей: им присвоили имена «Измаил», «Бородино», «Наварин» и «Кинбурн».

 

Изображение

 

Посторойка

Закладка «Измайлов» состоялась 6 де­кабря 1912 года на стапелях Адмиралтейского и Балтийского заводов. К середине апреля были в основном собраны килевые балки, к середине августа борта были выведены на высоту нижнего шельфа. Предполагалось закончить постройку корпусов к зиме. Но, тут возникли новые обстоятельства.

 

В августе 1913 года на полигоне Чер­номорского флота у Тендровской косы был проведён эксперимент. Броненосец «Иоанн Злато­уст» с новыми 12" орудиями с утяжеленным снаря­дом, расстреливал корабль-цель (бывший броненосец «Чесма»). Задачей эксперимента была как проверка новых снарядов образа 1911 года, так и проверка бронирования линкоров. С этой целью, в «Чесму» был встроен «опытный отсек» — фрагмент по­ясного бронирования «Севастополя» с со­ответствующими подкреплениями — и двойной каземат противоминного калиб­ра, а над «опытным отсеком» соорудили боевую рубку дредноута.

 

Эксперимент продемонстрировал пол­ный успех снарядов нового типа, но одновременно, породил тревогу относительно недостаточной защиты новых кораблей. Выяснилось, что 305-мм фугасный (фактически – полубронебойный) снаряд образца 1911 года пробивает главный пояс “Севастополя” уже с дальности в 63 кабельтова, а на больших дистанциях стрельбы деформирует расположенную за броней рубашку, нарушая герметичность корпуса. Обе броневые палубы оказались слишком тонкими — снаряды не только пробивали их, но и дробили на мелкие осколки, вызывающие еще большие разрушения.

 

По приказу вице-адмирала М.В.Бубнова был создан «переработанный» проект «Изма­ила». Проект, ввиду срочности, оказался сырым и непродуманным. Для усиления бронирования башен и главного пояса, пришлось снять часть брони с оконечностей, с верхнего (казе­матного) пояса, отказаться от броневых палуб в носу и корме, а также от 25-мм траверзов и тыльной переборки на сред­ней палубе, предохранявших от пораже­ния противоминную артиллерию. В результате защита различных жизненно важных час­тей корабля обеспечивалась далеко не одинаково. Из-за отсутствия броневых палуб в оконечностях и ослабления бортовой защиты носа и кормы сохранение достаточных мореход­ных качеств корабля в бою являлось со­мнительным, что было недопустимо. В было принято решение совершен­ствовать броневую защиту «Измаила» в рамках уже разработанного проекта, не подвергая его переработке.

Spoiler

Изображение

 

На воду «Измаил» был спущен 9 июня 1915 г., «Бородино» - двумя днями позже, «Кинбурн» 17 октября, а «Наварин» лишь 27 октября 1916 г.

 

Изображение

Линейный крейсер "Бородино" на стапеле перед спуском на воду

Первая мировая война отразилась на постройке «Измаилов» самым негативным образом. Часть заказов пришлось передавать с одних перегруженных предприятий на другие с не менее загруженными произ­водственными мощностями и даже заклю­чать новые договоры. Так, в июле 1915 года с трудом удалось разместить за границей заказ на не изготовлявшиеся в России части для ба­шенных установок (стальные шары и ша­риковые подшипники, цельнотянутые ре­зервуары для продувания, специальные цепи, оптические трубы), а 1916 году под­писать контракт с акционерным общест­вом «Л.М.Эриксон и К°» на поставку при­боров управления артиллерийским огнем и центральной наводки.

После революций

По состоянию на 15 апреля 1917 г. готовность линейных крейсеров «Измаил», «Бородино», «Кинбурн» и «Наварин» была следующей: по корпусу, системам и устройствам—65, 57, 52 и 50%; по уже установленному поясному и палубному бронированию—36, 13, 5, 2%; механизмам—66, 40, 22, 26,5%, по котлам—66, 38,4, 7,2 и 2,5%. Срок готовности башен «Измаила» перенесли уже на конец 1919 г., а остальных кораблей—на следующий год.

Летом 1917 г. Съезд работников судостроительных заводов, постановивший продолжать постройку «Измаила» хотя бы ради обеспечения заработка, выразил пожелание о переделке остальных кораблей этого типа в коммерческие суда.

В эскизных проработках намечались два варианта переоборудования: в грузовые (или нефтеналивные) пароходы грузоподъемностью по 16000 т и в нефтяные баржи (22000 т).

Существовал также проект переделки в быстроходные (24 узла) океанские пароходы, пригодные для обслуживания пассажирских линий Атлантического и Тихого океанов. Соглас­но расчетам они должны были принимать до 3500 пассажиров и брать на борт до 5000 т груза.

 

Что же касается «Измаила», то задел по нему оказался таков, что летом 1916-го постройка корабля была поставлена в первую очередь. К декабрю для него была изготовлена почти вся толстая борто­вая броня (внутреннее горизонтальное и отражательное бронирование установи­ли еще на стапеле), на ОСЗ имелось во­семь поступивших из Англии 14" орудий, 2/3 турбин и котлов также были готовы. С трудом, но дело шло, однако после Фев­ральской революции и полной смены ру­ководства Морского министерства, в ус­ловиях дезорганизации управления и па­дения дисциплины поставок перспектива достройки приобретала почти нереальные очертания. Поэтому 11 октября Временное правительство приостановило постройку трех крейсеров. В отношении «Измаила» аналогичное решение приняла 1 декабря 1917 г. уже Верховная морская коллегия.

 

С окончанием гражданской войны заводы были в таком состоянии, что не могли даже поддерживать на должном уровне корабли, находившиеся у них на хранении. Поэтому для спасения наиболее ценных кораблей, годных для достройки при первой возможности, заводам поручалось провести необходимые работы по их сохранению «во что бы то ни стало». Среди прочих кораблей находились на долговременном хранении и четыре линейных крейсера.

Планировалось достроить «Измаил» по первоначальному проекту, а «Бородино» вооружить восемь-десятью 406-мм орудиями. Стоимость достройки в довоенных рублях составляла соответственно 26,5 – 29,5 млн. рублей.

Впрочем, по мнению авторов проекта (профессора Морской академии Л. Г. Гончарова и инженера П. Г. Гойнкиса), несмотря на существенное усиление «Измаилов», даже уже в модернизированном виде, они далеко не в полной мере соответствующими современным требованиям. Из основных недостатков отмечалось:

недостаточно сильный продольный огонь из-за линейного расположения башен (к тому времени во всех флотах стандартом стало линейно-возвышенное);

не обеспечивавшее надежную защиту жизненных частей корабля бронирование;

недостаточная для линейных крейсеров наибольшая скорость;

недостаточная противоторпедная защита.

Spoiler

Изображение

Варианты модернизации I, III и IV (8х16")

 

 

Изображение

Вариант модернизации II (10х16")

 

Впрочем, даже с учётом вышесказанного, остается сожалеть, что линейные крейсеры типа «Измаил» так и не вошли в строй. Ведь при том положении, в котором находился советский флот, желательность их достройки трудно переоценить. Однако, в итоге 21 августа 1923 года недостроенные «Бородино», «Кинбурн» и «Наварин» приобрела немецкая судоразделочная фирма. 25 сентября «Кинбурн», а 5 и 16 октября «Наварин» и «Бородино» были приготовлены к букси­ровке в Германию. С них выгрузили все вспомогательные механизмы и оборудо­вали помещения для буксировочных ко­манд на 14 человек. Проводка огромных корпусов по осенней штормовой Балти­ке оказалась непростой из-за большой высоты надводного борта — она достига­ла 18м. Для создания требуемой остой­чивости в междудонные отсеки пришлось принять до 7500 т водяного балласта. Гол­ландские буксиры привели «Бородино» и «Кинбурн» в Киль , а «Наварин» в Гам­бург. Вскоре они были разделаны на металл.

 

В марте 1925 года был подготовлен проект «Пятилетнего плана усиления РККФ» по которому планировалось переоборудовать «Измаил» в авианосец (или, как тогда говорили, в «авиаматку»). На корабле долж­на была базироваться авиагруппа в «не менее, чем 50 самолетов», а артиллерия авианосца рассчитывалась для защиты от легких крейсеров противника и от минных (торпедных) воздушных атак.

Полетная палуба должна была быть сплошной во всю длину и ширину корабля; в ее носовой части находились две катапульты. Рубки, мостики и дымовые трубы располагались по одному бор­ту. Ангар для самолетов занимал прост­ранство между верхней и полетной па­лубой, причем высота его определялась из условия возможности «перемещения аппаратов поверх хранящихся в ангаре». Интересно выглядело решение о переобо­рудовании бывших погребов 14" боезапа­са в отсеки хранения запасных самоле­тов в разобранном виде.

Прикидки, как мог бы выглядеть авианосец можно посмотреть тут:

http://alternathisto...-chast-1?page=2

 

Проблема заключалась том, что для будущего авиа­носца не существовало пока ни самоле­тов, ни артиллерии, а сам корабль требовал достаточно больших и дорогостоящих переделок.

В итоге, от этого проекта отказались, и корабль передали Фондовой комиссии для сдачи на слом.

Прежде чем отправить почти готовый корабль на разделку, его пытались использовать в качестве опытового судна. Запланирован был целый ряд экспериментов с его расстрелом из артиллерийских орудий, торпед с неконтактным взрывателем и бомбардировок с воздуха. Но вся эта обшир­ная программа увязла в многочисленных согласованиях между РККФ, ВВС и дру­гими ведомствами до осени 1930 года, после чего вопрос решился сам собой — за отсутствием средств на опы­ты, корабль окончательно шел на слом.

Судьба орудий «Измаилов»

Еще во время подготовки «Бородино», «Наварина» и «Кинбурна» к буксировке на слом за границу, был поднят вопрос о дальнейшей судьбе четырех недостроенных 14" установок для «Измаила». ЛМЗ представил в Артиллерийское управление РККА проект исполь­зования станков от этих башен для созда­ния в короткий срок открытых береговых одноорудийных установок. В последующие годы появилось еще несколько вариантов использования артиллерии «Измаила»: в 1925-м был разработан и одобрен последний проект трехорудийной 14" установки для монитора, в 1926-м — проект аналогичной береговой установки. Однако дело не двигалось из-за отсутствия средств.

С конца 20-х годов взгляд руководства РККА на проблему обороны побережья СССР от тяжелых кораблей «империалистического окружения» круто изменился — теперь упор делался не на дорогую стаци­онарную береговую артиллерию, а на тя­желые мобильные батареи.

Spoiler

Изображение

 

Было создано шесть транспортеров ТМ-1-14 с 14"/52 орудием, предназначавшихся для борьбы с линкорами противника. Пред­полагалось, что огонь по неприятелю бу­дет вестись с заблаговременно подготов­ленных бетонных оснований, где вся сис­тема устанавливалась на центральном штыре и имела круговой обстрел. Их свели в две батареи: № 6 и № 11. Пер­вую в ноябре — декабре 1933 года пере­бросили на Дальний Восток, вторая базировалась у форта Красная Гор­ка на побережье Финского залива. 11-я батарея активно участвовала в обороне Ленинграда осенью — зимой 1941/42 года, причем настолько интенсивно, что в нача­ле 1942 года пришлось заменять совер­шенно расстрелянные стволы 14" орудий. Установки ТМ-1-14 состояли на вооруже­нии до 1952 года.

Помимо трех железнодорожных уста­новок 11-й батареи по противнику вело огонь еще одно 14" орудие, первоначаль­но предназначавшееся для вооружения «Измайлов». Это было орудие опытной установки Морского полигона, на которой в 20 — 30-е годы производились опыты по усовершенствованию артиллерийской техники. С началом войны ее вместе с одной 16"/50 и двумя 12"/52 установками полигона объединили в тяжелую артилле­рийскую батарею, которая вела эффек­тивный огонь по осадившему город вра­гу. Так замкнулся круг — пушкам «Измаи­ла» все же удалось внести свой вклад в борьбу с противником, против которого они создавались с самого начала. И дейст­вовали они, хоть и на суше, но все же формально в составе морских частей.

 

Подробнее о ТМ-1-14 можно почитать тут: http://zonawar.ru/ar...-mm_tm1-14.html

 

Некоторым образом образом, «Измаилы» поучаствовали и в обороне Севастополя. В знаменитой береговой батарее № 35, в качестве командно-дальномерного поста использовали боевую рубку «Наварина». Ее броневые конструкции изготавливались на Мариу­польском заводе. Решение оказалось вполне рациональным: почти 380-тонный цилиндр из 400-мм крупповской брони был способен выдержать прямые попада­ния самых тяжелых снарядов.

ТТХ

Первоначальное ТЗ

Водоизмещение – 28 тыс. т

Мощность машин – 80 тыс. л.с.

Полная скорость – 28 узлов

Вооружение:

ГК 8х12"/52

ПМК 24х102

ТА 6х457

Бронирование:

ГП 190мм

ВП 75-100мм

Башни ГК 254мм

Палубы

верхняя 51мм

средняя + нижняя 32-38мм

 

Проект принятый к постройке

Водоизмещение – 32,5 тыс. т

Мощность машин – 68 тыс. л.с.

Полная скорость – 26,5 узлов

Вооружение:

ГК 9х14"/52

ПМК 24х130

Зенитная 4х63-мм/35

Салютная – 4х47-мм

Пулеметы – 4х7,62-мм

ТА 6х457

Бронирование:*

главный бортовой пояс - 125/237,5/125

тыльная продольная переборка. - 25/50

верхний бортовой пояс - 75/100

траверзы: носовой/кормовой - 100/100

палубы: верхняя/средняя/

нижняя (скосы)/кубрик - 37,5/20+40/25+50/20

башни: лоб/бока/крыша - 300/300/150

барбеты - 250/150

рубка: бока/крыша/

броневой колодец связи - 400/250/75

дымоходы - 50

 

*Примечание:

Для поясного бронирования — нос/цитадель/корма; для тыльной броневой переборки — выше/ниже средней палубы; для палуб — наибольшая толщина; для барбетов — выше/ниже верхней палубы.

 

Проект 1922 г. (вариант II)

Водоизмещение – 33,9 тыс. т

Мощность машин – 68 тыс. л.с.

Полная скорость – 26,5 узлов

Вооружение:

ГК 10х16"

ПМК 15х130

ТА 6х685.8

Бронирование:*

главный бортовой пояс - 125/300/125

траверзы: носовой/кормовой - 100/100

палубы: средняя 95, остальные не бронированы

башни: лоб/бока/крыша - 400/300/250

барбеты - 250/150

рубка: бока/крыша/

броневой колодец связи - 400/250/75

дымоходы - 50

 

Проект авианосца на базе «Измаила»

Мощность машин – 68 тыс. л.с.

Скорость – 30 узлов

Дальность плавания:

полным ходом — 1000 миль,

эко­номическим — 3000 миль.

2 катапульты

Вооружение:

Авиационное

12 бомбардировщиков-торпедоносцев

27 истребителей

6 разведчиков

5 корректировщиков

Артиллерийское

ГК - 8х7,2"

Универсальный калибр – 8х100-мм (либо 127-мм)

Многоствольные зенитные автоматы – 2х40мм

Бронирование:

главный бортовой пояс – 75 мм

полет­ная палуба – 50-64 мм

Список использованных источников:

Морская коллекция 2001 №1 - С. Е. Виноградов. Линейный крейсер "Измаил"

Гангут 2003/32 - Л.А.Кузнецов. Последний дредноут империи

"Гангут" №1 - Л. А. Кузнецов. Почему не достроили линейные крейсера типа «Измаил»

“Моделист-Конструктор” 1995 №5 С. Балакин. Трудный путь к совершенству

http://ship.bsu.by/ship/101808

  • Плюс 6

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
30 публикаций
81 бой

Вот это круть! Точно будет нагибать в игре!  :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2 413 публикации

Сожалею, но - повтор: http://forum.worldof...__fromsearch__1

Хотя Ваша вроде полнее и оформлена лучше

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
664 публикации
195 боёв

Отличная тема! Мне понравилось, соответственно... держи +!!!

 

Просмотр сообщенияpkudinov (12 Июн 2013 - 19:57) писал:

Сожалею, но - повтор: http://forum.worldof...__fromsearch__1

Хотя Ваша вроде полнее и оформлена лучше

Ну так человек сразу сказал, что пост на ту же тематику существует. Даже вступление лень почитать. Как не красиво... :ohmy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2 413 публикации

Просмотр сообщенияtankowik (12 Июн 2013 - 20:07) писал:

Отличная тема! Мне понравилось, соответственно... держи +!!!


Ну так человек сразу сказал, что пост на ту же тематику существует. Даже вступление лень почитать. Как не красиво... :ohmy:
Дак он вроде после добавил.. А может я м правда проморгал.. прошу прощения у автора. Но.. в конце концов я же указал, что этой я более доволен  :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 167 публикаций

Вот это действительно грамотное оформление! Плюс конечно!

P.s. Откровенно говоря, раз уж зашел разговор о переделывании существующих тем, то обратите внимание на тему про крейсер "Варяг" - она одна из самых обсуждаемых, а оформление и информации в первом посте нуль.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
664 публикации
195 боёв

Просмотр сообщенияShellback (12 Июн 2013 - 21:06) писал:

P.s. Откровенно говоря, раз уж зашел разговор о переделывании существующих тем, то обратите внимание на тему про крейсер "Варяг" - она одна из самых обсуждаемых, а оформление и информации в первом посте нуль.
Согласен, только нужно качественно покопаться в источниках. И, наконец, определиться, нанёс крейсер "Варяг" хоть какой-то ущерб японским кораблям в том бою или нет.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 167 публикаций

Просмотр сообщенияtankowik (12 Июн 2013 - 21:12) писал:

Согласен, только нужно качественно покопаться в источниках. И, наконец, определиться, нанёс крейсер "Варяг" хоть какой-то ущерб японским кораблям в том бою или нет.
Тут и определяться нечего. Разве нельзя высказать несколько версий? Объективненько нужно, объективненько! Без своего мнения и отсебятины.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
364 публикации
1 048 боёв

Прекрасная тема, отлично будет если этот кораблик на фармовые средние лв попадет.

Да и если на то пошло было бы круто сделать одну тему про "Севастополи", чтоб хоть немного прекратили недотемы по ним постить.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 651 публикация
3 118 боёв

Лови плюс.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
405 публикаций
144 боя

Отлично, отлично.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
367 публикаций
179 боёв

Спасибо всем на добром слове. Рад, что тема понравилась, я старался. По поводу "Севастополей" - есть такая тема в планах. Если руки дойдут, в ближайшие выходные оформлю.

А вот за "Варяг" не возьмусь. Там требуется не столько компиляция, сколько анализ весьма спорных и противоречивых источников. Есть у нас на форуме зубры с "Цусимы", скорее эта тема им по плечу.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
16 998 публикаций
577 боёв

Просмотр сообщенияWZander (12 Июн 2013 - 23:07) писал:

А вот за "Варяг" не возьмусь. Там требуется не столько компиляция, сколько анализ весьма спорных и противоречивых источников. Есть у нас на форуме зубры с "Цусимы", скорее эта тема им по плечу.
Судя по войнам, которые с переменным успехом идут на самой "Цусиме" даже для тамошних обителей тема очень неоднозначна.
В описанием железа проблем не будет, а вот бой - это что-то... :trollface:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 342 публикации
844 боя

Хорошая тема, молодец!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
187 публикаций
5 007 боёв

Класная тема-молодец!! :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
488 публикаций
2 888 боёв

интересно плюсую

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×