Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Nikita_Primakov

Эсминцы. Тактика. Битва при Нарвике

В этой теме 18 комментариев

Рекомендуемые комментарии

589 публикаций
100 боёв

В сегодняшней теме, которая является логическим продолжением и завершением прошлой темы - "Эсминцы. История появления и боевое применение" - мы с вами поговорим о том, какой тактику применяли эсминцы во время боёв и подумаем, как же можно будет применять эсминцы в игре. В основы наших рассуждений выступит разбор боя при Нарвике.

Но сначала немного истории...



Изображение


"Жизнь каждого принадлежит отечеству, и не удальство, а только истинная храбрость приносит ему пользу"

Адмирал флота Российской Империи Павел Степанович Нахимов



Операция "Weserübung"


Операция "Везерюбунг" (нем. "Weserübung") или Датско-Норвежская операция - немецкая операция по захвату Дании и Норвегии во время Второй Мировой войны.


Предпосылки
К апрелю 1940 года Германия уже 7 месяцев как находилась в состоянии войны с Великобританией и Францией. Но союзники занимали позицию выжидания и не вели активных боевых действий, ограничиваясь лишь морскими операциями. Дания же и Норвегия после начала войны объявили о своём нейтралитете. Планируя вторжение во Францию, немцы беспокоились, что в этом случае англо-французские войска могут занять Данию и Норвегию и получить хороший плацдарм для атаки. Также оккупация Норвегии союзниками для Германии означала бы фактическую блокаду военно-морского флота. С другой стороны, для Германии захват Норвегии означал бы не только решение определённых проблем, но и приобретение военно-морских баз, которые можно было бы использовать в Атлантических сражениях. Поэтому в декабре 1939 года немецкое командование утверждает план вторжения. Основным планом немецкого командования было занятие крупных городов Дании и Норвегии и захват членов королевских семей и правительств обеих стран, которые должны были вынуждены подписать капитуляцию и заставить свои армии сложить оружие. Захват обеих стран по плану должен был быть осуществлён в течении нескольких дней. Для Дании и Норвегии нападение Германии стало полной неожиданностью, поэтому у них не было никаких военных планов обороны.

Уже начиная с сентября 1939 года Черчилль и Даладье высказывались за ввод войск в Норвегию. Поэтому 6 января 1940 года британское правительство предъявило Норвегии и Швеции ноту, в которой требовало покончить с германским судоходством в их территориальных водах. Советско-финская война 1939−1940 годов стала для союзников поводом для начала подготовки ввода войск в северную Норвегию и Швецию под предлогом оказания помощи Финляндии. 5 февраля министр иностранных дел Великобритании объявил норвежскому и шведскому послам о намерении прекратить экспорт руды в Германию. При этом из англо-французского экспедиционного корпуса меньшая часть (всего одна дивизия) предназначалась непосредственно для Финляндии, остальные войска должны были контролировать порты и транспортные пути, использовавшиеся для перевозки руды (12 марта между Финляндией и Советским Союзом был заключён мир, и эти планы союзников отодвинулись).
Произошедший 6 февраля 1940 года инцидент с "Альтмарком", когда британский эсминец совершил нападение на германское судно в норвежском порту, подтолкнул развитие событий. 21 февраля *** отдал приказ о подготовке вторжения, а Даладье в тот же день призвал захватить порты Норвегии.


Расстановка сил
Норвегия имела 6 дивизий, общей численностью около 55 тыс. человек, флот, имеющий 2 броненосца береговой обороны, 7 миноносцев, 8 тральщиков, 10 минных заградителей, 17 миноносцев и 9 подводных лодок, авиацию, состоящую из 190 самолётов. Дания имела 2 дивизии, общей численностью 14,5 тыс. человек, флот, состоявший из 2 броненосцев береговой обороны, 9 тральщиков, 3 минных заградителей, 6 миноносцев и 7 подводных лодок, авиацию, имеющую 94 самолёта. На помощь Дании и Норвегии были направлены войска союзников (Великобритании, Франции и Польши), состоящие из 4 британских, 3 французских и 1 польской бригады. Британский флот состоял из 3 авианосцев, 4 линкоров, 21 крейсера, 21 эсминца и 18 подводных лодок. Французский флот - из 2 крейсеров, 11 эсминцев и 1 подводной лодки. Польский - из 3 эсминцев и 1 подводной лодки.

Позиции сил военно-морских сил Англии и Германии у берегов Норвегии

Изображение


Германия выделила для захвата Дании и Норвегии 21-ю армию, состоящую из 9 дивизий и 1 бригады (всего около 140 тыс. человек). Операции содействовал немецкий флот в составе 2 линкоров, 7 крейсеров, 14 эсминцев, 3 тральщиков, 8 миноносцев и 28 подводных лодок. Немецкая авиация насчитывала 1300 самолётов.


Вторжение немецких войск в Данию...
В 4 часа 20 минут утра 9 апреля немцы высадили крупный десант в Копенгагене, а также захватили все главные мосты и аэродромы страны. Малочисленные силы датской авиации были уничтожены за несколько минут, не успев подняться в воздух, благодаря массированной атаке немецих бомбардировщиков. Одновременно сухопутная армия пересекла датско-немецкую границу и начала продвижение в Ютландии. Лишь на границе датская армия попыталась оказать небольшое сопротивление. В 6 часов утра датское правительство призвало армию не оказывать немцам сопротивления. Король Кристиан X под угрозой бомбардировки жилых кварталов был вынужден подписать капитуляцию и приказал армии сложить оружие. В результате за одни сутки немецкая армия беспрепятственно заняла все крупнейшие датские города, потеряв убитыми всего двух человек.


...и в Норвегию
Рано утром 9 апреля немцы выбросили десанты в 7 крупнейших норвежских портах: Осло, Арендале, Кристиансанне, Ставангере, Бергене, Тронхейме и Нарвике. Норвежская артиллерия смогла нанести значительные потери немецкому флоту возле Осло, Кристиансанна, Ставангера и Тронхейма. Так, артиллеристы форта Оскарборг, прикрывавшего с моря норвежскую столицу Осло, потопили тяжелый крейсер "Блюхер". Благодаря оказанному сопротивлению норвежцам удалось в некоторых местах задержать высадку немецких войск и эвакуировать из столицы королевскую семью, правительство, членов парламента и золотой запас страны. Тем самым был сорван план вермахта вынудить короля подписать капитуляцию. В ночь с 9 на 10 немцы вновь попытались захватить короля Хокона VII возле города Эльверум, однако их атаки были отбиты. Преодолевая сопротивление норвежских войск немцы к 22 апреля заняли большую часть Южной Норвегии. В ходе бомбардировок погибло много гражданского населения, города были разрушены, многие жители бежали из городов в сельскую местность. Возле Нарвика 10 апреля произошло морское сражение между подошедшими силами английского флота и немецкими эсминцами. Британцам удалось потопить и повредить немецкие корабли возле Нарвика, тем самым отрезав действовавшие в городе части второй и третьей горной дивизии. В результате немцам не удалось в первые дни кампании развить наступление на севере страны.


Высадка союзников
После того, как 13 апреля англичане нанесли поражение силам немецкого флота, подошедшим к Нарвику, 14 апреля начали высадку объединённого англо-франко-польского контингента в городе Харстад, где соединились с норвежской 6-ой дивизией и начали наступление на Нарвик. В этот же день англо-французский контингент высадился и в городе Намсус, где развернул наступление в центр страны. 17 апреля британские силы высадились в Ондальснесе, однако наступления союзников из Намсуса и Ондальснеса в центр страны окончились поражениями, и они были вынуждены вновь отойти к прибрежным городам.

12 мая союзники после продолжительных боёв заняли северную часть Нарвика, а 28 мая освободили весь город и вынудили немцев отойти к Вест-фьорду. Однако тяжёлое положение союзников во Франции вынудило их 3-8 июня эвакуировать все свои войска из Норвегии. Вместе с ними эвакуировались норвежские король и правительство. 2 июня сдались последние норвежские войска, действовавшие в центральной Норвегии, а 10 июня - в северной Норвегии. К 16 июня немцы заняли всю территорию Норвегии.


Потери сторон и итоги
Потери Великобритании составили 4400 человек, Норвегии - 853 человека, Франции - 400 человек, Польши - около 100 человек, Дании - 17 человек. Всего союзники потеряли 12 боевых кораблей и 9 подводных лодок.
Потери Германии - 6100 человек, 14 боевых кораблей и 6 подводных лодок.
В результате удачного завершения кампании немцам удалось оккупировать Данию и Норвегию. Германия получила стратегически важный плацдарм на севере Европы, улучшила базирование германских подводных лодок и авиации и обеспечила подвоз стратегического сырья из скандинавских стран.


Бой при Нарвике

Теперь, ознакомившись с ходом событий во время боёв за Норвегию и Данию, давайте поподробнее ознакомимся с первым днём главного морского сражения, произошедшего у города Нарвик.


В Уфут-фьорд союзниками была направлена 2-я флотилия эсминцев под командованием Уорбёртона-Ли: "Харди", "Хотспёр", "Хэвок", "Хантер", "Хостайл". В радиограмме Адмиралтейства сообщалось об "одном германском судне", пришедшем в Нарвик, и предписывалось потопить или же захватить его. Более подробные сведения о противнике флотилия получила от норвежских наблюдателей на лоцманской станции в Транё - норвежцы рассказали о шести больших германских эсминцах и о том, что Нарвик уже захвачен, а фьорд, по-видимому, заминирован. В ночь на 10 апреля Первый лорд Адмиралтейства радировал командиру 2-й флотилии:"Только Вы можете судить, целесообразно ли при таких условиях атаковать. Мы поддержим любое принятое Вами решение". Уорбёртон-Ли ответил:"Иду в бой. Намерен атаковать на рассвете".

Английский эсминец "Хантер"

Spoiler
Изображение
Технические характеристики
Spoiler
Длина, м: 98,5
Ширина, м: 10,1
Осадка, м: 3,8
Мощность двигателей: 34 000 л. с.
Скорость хода: 36 узлов
Экипаж: 146 человек

К 04:00 10 апреля эскадренные миноносцы Бонте располагались в следующем порядке: "Хайдкамп" и "Шмитт" на якоре в порту; "Кюнне" и "Людеман" там же (получали топливо с «"Яна Веллема"); "Тиле" и "Арним" - в Балланген-фьорде; "Гизе", "Ценкер" и "Кёльнер" - в Херьянгс-фьорде. "Дитер фон Рёдер" должен был находиться в дозоре в Уфут-фьорде, но из-за неразберихи в приказах его командир - капитан 3 ранга Холторф - счел эту миссию законченной, и с рассветом корабль вернулся в Нарвик. В 05:20 он встал на якорь в гавани, а через 10 минут туда вошли эсминцы "Харди", "Хантер" и "Хэвок". "Хостайл" и "Хотспёр", первоначально выделенные для обстрела береговых батарей, присоединились к ним спустя несколько минут. Погода благоприятствовала замыслу англичан. Сильный снегопад и плохая видимость (не более 2 каб.) способствовали скрытности и полной внезапности атаки. Британские эсминцы сразу же дали торпедный залп и открыли артиллерийский огонь.


Начало боя

В 05:35 торпеда с "Харди" попала в кормовую часть "Вильгельма Хайдкампа". Последовавшая детонация собственных торпед разрушила эскадренный миноносец вплоть до машинного отделения №1. "Антон Шмитт" стал жертвой двух торпед, выпущенных "Хантером". Взрывная волна выбросила его командира капитана 3 ранга Бёме далеко за борт. "Герман Кюнне", стоявший в нескольких метрах от "Шмитта", серьезно пострадал в результате этой серии взрывов - обе его машины сдвинулись с фундаментов и вышли из строя.

Гавань Нарвика утром 10 апреля

Spoiler
Изображение
Положение в гавани Нарвика утром 10 апреля 1940 года по эскизу в дневнике боевых действий командира эсминцев. Цифры передают часовое время по немецкому летнему времени. Торговые суда не указаны. DR - "Дитер фон Рёдер", HL - "Ганс Людеман", НК - "Герман Кюнне", AS - "Антон Шмитт", WH - "Вильгельм Хейдкамп", JW - "Ян Веллем"

Нападение оказалось для немцев настолько внезапным, что их первой реакцией стало открытие беспорядочного зенитного огня. Из-за плохой видимости противника они обнаружили лишь спустя несколько минут. Придя в себя, артиллеристы "Кюнне", "Людемана" и "Рёдера" наконец открыли ответный огонь и захватили в вилку "Хэвок", но добиться в него попаданий не смогли. Торпеды, выпущенные "Рёдером", прошли под всеми тремя британскими эсминцами (возможно, из-за повреждения рулей глубины).
Корабли Уорбёртона-Ли стреляли более метко. Взрыв английского снаряда повредил рулевую машину на "Людемане" и вызвал пожар, для тушения которого пришлось затопить кормовой погреб боеприпасов. "Рёдер" подвергся ураганному обстрелу с короткой дистанции и вскоре был тяжело поврежден. Капитан 3 ранга Холторф отвел корабль к почтовому пирсу и приказал экипажу сойти на берег.

Британские эсминцы отошли, прикрывшись дымовой завесой, но вскоре появились опять. В этой повторной атаке англичане направили разрушительную силу своих орудий и торпед против стоявших в гавани пароходов. Гавань быстро заполнилась остатками тонущих и взрывающихся судов. Таким образом, четыре из пяти находившихся в Нарвике германских эсминцев были потоплены или серьезно повреждены, тогда как корабли Уорбёртона-Ли оставались практически невредимыми. Искореженный "Хайдкамп" срочно пришвартовали к борту нейтрального парохода, чтобы избежать мгновенного затопления (тем не менее, на следующее утро эсминец опрокинулся и затонул).

На "Хайдкампе" погибло 83 человека, среди них был и коммодор Бонте. Потери экипажа "Антона Шмитта" составили 52 человека; 13 матросов были убиты на "Рёдере" и двое на "Людемане". После почти часового избиения немцев англичане начали отход, посчитав свою задачу выполненной. В заключение этого эпизода "Ганс Людеман" послал им вслед четыре торпеды, но уже без всякой надежды на успех.


Инициатива переходит к немцам

Уорбёртон-Ли имел все основания быть удовлетворенным достигнутыми результатами, но сражение на этом не закончилось. Внезапно с правого борта появились три германских эсминца. "Вольфганг Ценкер", "Эрих Кёльнер" и "Эрих Гизе" (последний - только на двух котлах из-за недостатка топлива), ведомые капитаном 1 ранга Беем, вышли из Херьянгс-фьорда и с дистанции 35 кабельтовых завязали новый бой. Почти одновременно два других корабля ("Арним" и "Тиле"), выйдя из Балланген-фьорда, появились впереди по курсу британской флотилии. Однако, едва начав пристрелку, "Ценкер", "Кёльнер" и "Гизе" отвернули, чтобы уклониться от торпед "Людемана", веером идущих по фьорду. Еще не открывшие огня "Арним" и "Тиле" остались вдвоем против пяти эсминцев неприятеля. Но тут "прокололись" англичане - они приняли германские корабли в своем тылу за свои. Для Уорбёртона-Ли эта ошибка стала роковой.

В 06:57 "Арним" и "Тиле" с небольшой дистанции внезапно обстреляли головной "Харди", после чего пересекли курс англичан и обменялись безрезультатными торпедными залпами с "Хэвоком". После повторного вступления в бой трех эсминцев под командованием Бея ситуация резко изменилась в пользу немцев. Меткие перекрестные залпы германских эсминцев быстро превратили "Харди" в пылающую развалину. Кэптен Уорбёртон-Ли был смертельно ранен и передал командование лейтенанту Стеннингу. Потерявший управление корабль выбросился на берег в южной части Уфут-фьорда. Серьезно пострадали "Хотспёр" и "Хантер", причем на последнем возник пожар и значительно упала скорость.

Немецкий эсминец "Эрих Кёльнер"

Spoiler
Изображение
Технические характеристики
Spoiler

Длина, м: 119
Ширина, м: 11,3
Осадка, м: 4,23
Водоизмещение, т: 3190
Мощность двигателей: 70 тыс. л.с.
Скорость: до 36 узлов
Экипаж: 325 чел.

Ответный огонь противника был весьма силен. Семь снарядов, попавших в "Тиле", повлекли значительные разрушения, но несмотря на это "Тиле" продолжил бой, выпустив еще три торпеды, одна из которых попала в "Хантер". Вслед за этим потерявший управление "Хотспёр" протаранил торпедированного "собрата". Столкнувшиеся корабли безжалостно расстреливались подошедшими "Ценкером", "Кёльнером" и "Гизе". Это продолжалось до тех пор, пока передние в строю британской флотилии "Хэвок" и "Хостайл" не развернулись, чтобы прикрыть их. "Хотспёр" смог уйти, управляясь одними машинами, а "Хантер" затонул через некоторое время. Германские эсминцы спасли 57 членов его экипажа.


Первые итоги

Однако нескоординированность последующих действий и отсутствие заранее подготовленного плана боя помешали реализовать полученное преимущество и нанести решительное поражение врагу. Остается неясным, почему Бей отказался от преследования отходящего противника. Нерешительность командира 4-й флотилии обошлась немцам довольно дорого. На выходе из Уфут-фьорда британские корабли безнаказанно уничтожили идущее в Нарвик судно снабжения "Рауэнфельс". В результате германские эсминцы, истратившие в бою по меньшей мере половину снарядов и большое число торпед, лишились возможности пополнить свой боезапас.

Не повезло и стрелкам Дитля. Транспорт "Альстер", перевозивший снаряжение и автотранспорт для группы, 9 апреля был замечен норвежским сторожевиком "Сюрьян" и направлен в Будё. Судно подчинилось, но как только норвежский корабль скрылся из виду, вернулось на прежний курс. Однако на следующее утро его обнаружил другой сторожевик - "Свалбард II", сообщивший об этом на британский эсминец "Икарус". Последний настиг противника в Вест-фьорде и взял на абордаж. "Альстер" был захвачен в качестве приза и отправлен в Тромсё.

Английский эсминец "Икарус"

Spoiler
Изображение

Адмирал Уайтворт получил последнее сообщение от Уорбёртона-Ли около 7 утра и сразу направил ему на помощь "Пинелопи" и эсминцы "Бедуин", "Эскимо", "Панджаби" и "Кимберли". Но они прибыли слишком поздно и уже не успели принять участие в бою. Второй флагман 2-й флотилии коммандер Лейман из-за повреждений своего корабля передал командование коммандеру Райту. Встретив "Пинелопи" в устье Уфут-фьорда, Райт предложил командиру крейсера Ятсу возглавить оставшиеся эсминцы и их обратно в Нарвик, чтобы довершить разгром противника, но Ятс отказался ввиду отсутствия прямого приказа. Впрочем, это никак не повлияло на судьбу германской группы, разве что отсрочило на несколько дней ее гибель.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
589 публикаций
100 боёв

Действие продолжается

Утром 10 апреля, после неудачной попытки атаки Бергена, адмирал Форбс находился в районе севернее Шетландских островов. Около полудня пришло сообщение об успешной атаке Уорбёртона-Ли, а вскоре к главным силам Флота метрополии присоединились "Уорспайт" и "Фьюриэс". Крейсерские эскадры Лейтона и Эдвард-Коллинза были направлены на патрулирование в район между Бергеном и Ставангером с целью воспрепятствовать переброске морем германских подкреплений. Несколько крейсеров и эсминцев ушли на дозаправку. Располагавший теперь тремя линкорами ("Родней", "Вэлиэнт", "Уорспайт"), авианосцем, тремя тяжелыми крейсерами ("Беруик", "Девоншир", "Йорк") и 18 эсминцами Форбс двигался на север с намерением нанести авианосными эскадрильями удар по Тронхейму, где по сообщению Адмиралтейства находилось два германских крейсера с несколькими миноносцами и подводной лодкой, а также прикрыть конвой, шедший из Бергена.

 

Бой эсминцев у Нарвика в первой половине дня 10 апреля

Spoiler
Изображение

Однако еще вечером 10 апреля "Адмирал Хиппер" вышел в море, чтобы соединиться с линкорами Лютьенса. "Фридрих Экольдт", получивший остатки топлива с других эсминцев, сопровождал крейсер, но плохая погода вынудила его вернуться обратно. Этот поход едва не стал для "Адмирала Хиппера" последним - в ночь на 11 апреля его курс практически пересекся с курсом британского флота. К счастью для немцев, англичане были полностью увлечены подготовкой воздушного удара. В результате "Хиппер" проскочил в 30 милях за кормой противника и утром 12 апреля к югу от Эгерсунна соединился с "Шарнхорстом" и "Гнейзенау". На конечном участке пути, в районе Кристиансанна, корабли были обнаружены британской авиационной разведкой. Против них было брошено 83 бомбардировщика, но из-за исключительно плохой видимости они целей не нашли. В 22:12 того же дня германские соединение бросило якоря в бухте Яде.

 

На сцене появляются авианосцы

Утром 11 апреля заявили о себе британские авианосцы. Восемнадцать "Суордфишей" 816-й и 818-й эскадрилий поднялись с палубы "Фьюриэса" и взяли курс на Тронхейм. Пилоты торпедоносцев ожидали крупный "улов", однако обнаружить удалось только пару эсминцев. Более того, первая в этой войне британская торпедная атака с воздуха потерпела полный провал. Мелководье и незнание пилотами театра действий привели к тому, что большинство торпед просто воткнулось в грунт, а остальные прошли мимо целей. Одновременно проводилась разведывательная акция - два эскадренных миноносца получили приказ войти в Тронхеймс-фьорд, чтобы выяснить состояние береговой обороны и наличие минных заграждений. Едва эсминцы миновали мыс Агденес, береговые батареи открыли по ним огонь, заставив ретироваться.

 

Немцы, хотя и несколько задержались с ответом, не оставили британцев без такового. Ближе к полудню соединение Форбса было обнаружено летающими лодками береговых авиагрупп, а около 18 часов над ним появились десять Не-111. Встреченные интенсивным зенитным огнем "хейнкели" сбрасывали бомбы с большой высоты, не добившись попаданий в крупные корабли. Однако две бомбы угодили точно в эскадренный миноносец "Эклипс" и нанесли ему столь тяжелые повреждения, что он был оставлен экипажем. От гибели его спасло упорство командира и команды однотипного эсминца "Эскорт", которым удалось завести концы и с большим трудом за пять дней довести поврежденного собрата до родного побережья. Вскоре после этого "Беруик", "Девоншир" и "Йорк" отделились от основных сил с целью произвести поиск германских судов между Тронхеймс и Вест-фьордами, а затем и далее до Киркенеса. Но большинство транспортов либо уже достигло портов назначения, либо покоилось на дне, поэтому крейсера остались без добычи. Ничего не добился и эсминец "Кимберли", посланный на разведку в Будё.

 

Вернёмся немного назад...

...и перенесемся в район Нарвика, где происходили наиболее драматичные события. Сразу после захвата города немцы укрепили береговую полосу Уфут-фьорда. Норвежские "бофорсы" и пять трехдюймовых пушек, снятых с захваченных в гавани британских судов, установили на берегу. Уже к вечеру 10-го группа Дитля была готова отразить высадку сравнительно крупных десантов (хотя возможность этого считалась пока маловероятной), однако фиаско с батареями "Рамнес" и "Хавнес" доставляло немало головной боли.

 

Англичане ставили перед собой задачу полностью уничтожить оставшиеся немецкие корабли. Вечером 10-го Уайтворт получил приказ из Лондона, в котором данная задача возлагалась на "Пинелопи" и эсминцы. Радиограмма вызвала протест Уайтворта - он считал, что противник располагает двумя легкими крейсерами и, как минимум, шестью эсминцами, поэтому атака была отложена до прибытия более крупных сил.

 

Эскадренный миноносец "Вольфганг Ценкер"

Spoiler
Изображение

Технические характеристики

Spoiler
Водоизмещение, т: 3190

Длина, м: 119

Ширина, м: 11,3

Осадка, м: 4,23

Мощность двигателя: 70 тыс л.с.

Скорость (максимальная): 36 узлов

Экипаж: 325 чел.

Перед оставшейся в Нарвике немецкой группой стояла сложнейшая задача - возвращение в Германию. В 14:30 10 апреля командиры эскадренных миноносцев собрались на "Ценкере", чтобы обсудить план дальнейших действий. Командир зашедшей в гавань "U 46" капитан-лейтенант Золер доложил о британских кораблях, замеченных им у входа в Уфут-фьорд, и о своих неудачных атаках. Положение усугублялось нехваткой топлива и боеприпасов, и множественными повреждениями, полученными эсминцами в прошедшем бою. Но выбора не оставалось, и капитан 1 ранга Бей, старший из офицеров, возглавивший нарвикскую группу после гибели Бонте, приказал готовиться к выходу в море. К выходу оказались готовы только два корабля  "Ценкер" и "Гизе", пришвартовавшиеся к бортам чудом уцелевшего во время нападения англичан танкера "Ян Веллем" и начавшие заправку. Остальные приступили к срочному ремонту.

 

Прорыв немецкой группы из Нарвика

Командование немецкой военно-морской группы "Вест" было сильно озабочено положением в Нарвике. Немедленный прорыв считался единственной возможностью спасти хотя бы два из восьми эсминцев группы. Радиограмма, полученная от генерал-адмирала Заальвехтера предписывала следующее:"По флоту. Командиру 4-й флотилии. "Ценкеру", "Гизе" с командиром флотилии прорываться сегодня после сумерек. Командующий флотом в пункте встречи даст короткий сигнал. Группа". В 20:40 Эрих Бей вывел два эсминца из нарвикской гавани. Опустившаяся ночь была ясной, с хорошей видимостью. "Ценкер" и "Гизе" миновали Уфут-фьорд и взяли курс на запад. В 22:05 они миновали остров Барё, и впереди на горизонте появились силуэты британских кораблей, опознанных как крейсер и эсминцы. Превосходство противника было очевидным, и Бей отказался от прорыва. Хотя находящиеся в дозоре союзнические "Пинелопи", "Бедуин", "Эскимо", "Панджаби" и "Кимберли" не заметили противника, немцы поставили дымовую завесу, а затем легли на обратный курс. Ждать помощи от своих линейных крейсеров, которые должны были обеспечить возвращение нарвикской группы, уже не приходилось. От "Гнейзенау" и "Шарнхорста" больше суток не было вообще никаких известий, зато в 00:55 11 апреля пришла новая инструкция по осуществлению прорыва:

- переход производить под английским флагом;

- танкер "Скагеррак" будет ожидать западнее Тронхейма;

- возможен заход для пополнения топлива в Берген или Кристиансанн;

- использовать Тронхейм невозможно.

На следующий день ремонт и заправка продолжались. После полудня у Бея было уже четыре готовых к действию эсминца: "Ценкер", "Кёльнер", "Людеман" и "Кюнне". "Эрих Гизе" выбыл из строя из-за поломки машины. Однако оставалось главное затруднение - превосходящие английские силы, блокировавшие Уфут-фьорд и заставившие Бея помедлить с новой попыткой прорыва.

 

К утру 12 апреля все надежды немцев на прорыв, кажется, были оставлены окончательно. Поврежденный "Кёльнер" передал свое топливо на другие эсминцы. Бей решил использовать этот корабль в качестве плавучей батареи у Торстадта. Полуразрушенный "Рёдер" с действующими двумя носовыми орудиями оставался у пирса в нарвикской гавани. В полдень 12 апреля главные силы Форбса прибыли в район Лофотенских островов. Для пополнения запасов топлива на эсминцах в Вест-фьорд пришел флотский танкер "Бритиш Лэди". От флота требовали довести разгром противника до конца. Самолеты с "Фьюриэса" должны были взаимодействовать с надводными кораблями. Вечером 12-го Форбс отдал приказ на атаку, передав в подчинение Уайтворту линкор "Уорспайт" и девять эсминцев. "Ринаун" был отозван к главным силам - риск лишиться одного из немногих быстроходных линкоров в стесненном фьорде был слишком велик. В бою против превосходящих сил немецкие корабли, конечно, не имели никаких шансов уцелеть.

Изменено пользователем Nikita_Primakov

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
589 публикаций
100 боёв

Второй бой у Нарвика

Выполненный вечером 12 апреля налет на Нарвик палубных самолетов 816-й и 818-й эскадрилий с авианосца "Фьюриес" стал явным признаком сосредоточения в этом районе крупных сил британского флота. Из-за плохих погодных условий всего девяти "Суордфишам" удалось выйти на цель. Точность их бомбометания оказалась весьма высокой - "Эрих Кёльнер" получил прямое попадание, были потоплены три захваченных норвежских сторожевика, имелись жертвы среди личного состава на суше. На ночь для несения дозора в Уфут-фьорд высылался эсминец "Ганс Людеман". С наступлением утра "Кёльнер" вышел из Нарвика, чтобы вовремя занять свою позицию у Торстадта. Его сопровождал идущий в дозор "Герман Кюнне".

 

Немецкий эсминец "Ганс Людеман"

Spoiler
Изображение

Технические характеристики

Spoiler
Длина, м: 123,2

Ширина, м: 11,8

Осадка, м: 4,5

Водоизмещение, т: 3415

Мощность двигателей: 70 тыс. л.с.

Скорость: до 36 узлов

Экипаж: 323 чел.

Капитан 1 ранга Бей предполагал, что атака кораблей противника состоится во второй половине дня 13 апреля. Командир английского отряда вице-адмирал Уайтворт не заставил немцев долго ждать. Сразу после полудня его корабли (линкор "Уорспайт" и девять эсминцев) вошли в Уфут-фьорд. В 12:56 британское соединение было обнаружено "Германом Кюнне". Эсминец передал по радио сигнал тревоги и отошел под прикрытием дымовой завесы, обмениваясь огнём с британскими кораблями. «Эрих Кёльнер», не успевший дойти до Торстадта, где ему надлежало встретить англичан внезапным торпедным залпом и артиллерийским огнем, изменил курс и пошел на юг в надежде укрыться у Дьюпвика.

 

Поднявшийся в воздух с "Уорспайта" разведывательный гидросамолет "Суордфиш" в 13:03 обнаружил "Кюнне", а в 13:10 - находившийся несколько восточнее "Кёльнер". Но визуальный контакт с "Кюнне" британские эсминцы "Бедуин" и "Коссэк" установили только в 13:28 и еще через 2 минуты открыли по нему огонь с предельной дистанции. Между тем британский гидросамолет осмотрел Нарвик и близлежащие фьорды - у входа в гавань воздушный разведчик заметил эсминец "Ганс Людеман", а в Херьянгс-фьорде - подводную лодку "U 64". Решение атаковать пришло почти мгновенно. Пилот Райс направил свой "Суордфиш" в пикирование и, когда машина находилась всего в 60 метрах над целью, сбросил две 100-фунтовые бомбы. Одна из них упала рядом с бортом "U 64", зато другая угодила прямо в рубку. Подводная лодка затонула.

 

На обратном пути лётчики "Суордфиша" снова встретили "Кёльнер", благодаря чему подошедшие через некоторое время в этот район эсминцы "Бедуин", "Панджаби" и "Эскимо" вовремя получили предупреждение о затаившемся здесь германском эскадренном миноносце и успели развернуть свои орудия и торпедные аппараты. Положение "Кёльнера" стало безнадежным, но он оказал довольно упорное сопротивление превосходящему противнику. В 14:09 практически одновременно обе стороны открыли огонь с дистанции 18 кабельтовых. В течении следующих десяти минут "Кёльнер" был поражен в носовую часть, получил множество снарядных попаданий, вызвавших сильные разрушения и пожар. По приказу командира эсминца капитана 2 ранга Шульце-Хинрихса экипаж оставил обреченный корабль. Но расчет одного 127-мм орудия продолжал бой. Тогда линкор "Уорспайт" ввел в действие свой главный калибр. 381-мм бронебойные снаряды прошивали тонкие борта "Кёльнера" навылет, круша все на своем пути, но не успевая разорваться. При каждом таком попадании корпус эсминца сильно раскачивался. После шестого залпа "Уорспайта" все было кончено. Потери команды "Кёльнера" составили 31 убитый и 39 раненых. Оказавшиеся на берегу немецкие моряки с Альфредом Шульце-Хинрихсом во главе попали в плен к норвежцам и были освобождены только в июне.

 

Бой у Нарвика 13 апреля

Изображение

Оповещенный о приближении противника капитан 1 ранга Бей вышел в 13:15 с "Ценкером", "Арнимом" и "Людеманом" в Уфут-фьорд, где к ним присоединился "Кюнне". "Тиле" и "Гизе" оставались в порту. Этим кораблям предписывалось находиться в готовности только к 14:00 (следствие неудачного предположения Бея о времени английской атаки), и теперь их команды спешно приводили механизмы в действие. Британские эсминцы приближались двумя группами: "Коссэк", "Кимберли" и "Фористер" продвигались по северной части Уфут-фьорда, а "Бедуин", "Панджаби" и "Эскимо" составляли южную группу. Еще три эсминца - "Икарус", "Хироу" и "Фоксхаунд" - с тралами на случай наличия во фьорде германских мин прокладывали дорогу флагманскому "Уорспайту".

 

Столкновение в Уфут-фьорде

Начался маневренный бой в замкнутом пространстве Уфут-фьорда. Противники прятались в снежных зарядах, обменивались торпедными залпами и вели интенсивный артиллерийский огонь, неэффективный большей частью из-за плохой видимости. Только эсминец "Бедуин" получил несколько попаданий, снесших 120-мм орудие на полубаке и изуродовавших его надводный борт в носовой части. В разгар боя десять "Суордфишей" с "Фьюриэса" сбросили 250-фунтовые бомбы на германские эсминцы. Немцев спасла высокая скорость и непрекращающееся маневрирование. Лишь одна из бомб разорвалась вблизи от "Арнима", но не нанесла ему никаких повреждений. Зато два самолета 816-й эскадрильи были сбиты зенитчиками "Арнима" и "Гизе".

 

За все это время вице-адмирал Уайтворт не отдал ни одного приказания, предоставив командирам эсминцев полную свободу действий. Линкор "Уорспайт" оставался позади эсминцев, растянувшихся по ширине фьорда. Корабль двигался 10-узловым ходом и вел огонь из орудий главного калибра. Вспоминая бой, командир "Хироу" коммандер Биггс уподобил английское построение охотнику со сворой гончих.

 

Торпеды, выпущенные "Ценкером", прошли вблизи от "Уорспайта", но не попали в него. К 14:50 эсминцы "Ценкер", "Арним", "Людеман" и "Кюнне" израсходовали почти все снаряды и вместе с присоединившимся к ним в 14:30 "Тиле" были оттеснены от порта. Бей поднял сигнал общего отхода в Румбакс-фьорд. "Тиле" прикрыл выходящие из боя эсминцы дымовой завесой. "Вольфганг Ценкер" и "Бернд фон Арним" ушли в дальнюю часть фьорда и были приготовлены к взрыву. "Тиле" и "Людеман", еще сохранившие несколько торпед, заняли позицию в Стрёмснесской узости - наиболее узкой части Румбакс-фьорда.

 

Английский эсминец "Бедуин"

Spoiler
Изображение

Технические характеристики

Spoiler
Длина, м: 119,9

Ширина, м: 11,12

Осадка, м: 3,96

Водоизмещение, т: 2519

Мощность двигателей: 44 тыс. л.с.

Скорость: до 36 узлов

Экипаж: 190 чел.

 

Наблюдатели "Германа Кюнне" не увидели сигнала флагмана к отходу. Командир эсминца капитан 3 ранга Фридрих Коте принял решение уходить в Херьянгс-фьорд, чтобы выброситься на берег у Трольвика, спасти экипаж и взорвать корабль. "Кюнне" не имел повреждений и потерь в личном составе, но он израсходовал весь боезапас. Дальнейшее сопротивление не имело смысла. Команда сошла с корабля, были открыты кингстоны и установлены подрывные заряды. "Эскимо" преследовал "Кюнне" и в 15:13 с дистанции 25 кабельтовых выстрелил в него торпеду. Мощный взрыв переломил германский эсминец пополам. Невозможно установить, было ли это результатом попадания торпеды "Эскимо" или же подрывные заряды - глубинные бомбы эсминца - успели сработать прежде. Так или иначе, англичане и немцы продемонстрировали в этом эпизоде редкое единство в стремлении уничтожить корабль.

 

Около 14:50, когда Бей с четырьмя эсминцами устремился в Румбакс-фьорд, "Эрих Гизе" сумел наконец дать ход, но на выходе из гавани левая машина "Гизе" отказала, задержав эсминец на месте еще на полчаса. В этот момент "Гизе" (вместе со стоявшим неподвижно у пирса "Рёдером") вступил в огневой поединок с "Бедуином" и "Панджаби". Дистанция стрельбы сократилась с 30 до 15 кабельтовых. "Панджаби" был накрыт залпами германских артиллеристов и получил повреждения. "Рёдер" имел два попадания, не повлекших серьезных последствий.Только в 15:05 Шмидту удалось вывести свой корабль из нарвикской гавани, но лишь затем, чтобы попасть под огонь британского линкора. "Гизе" дал торпедный залп. После израсходования всех снарядов экипаж оставил свой корабль дрейфующим и горящим. Англичане продолжали расстреливать его и добились множества попаданий прежде, чем германский эсминец затонул.

 

Последняя фаза боя

Настала последняя фаза сражения, которое вице-адмирал Уайтворт не без причин мог считать выигранным. Однако уцелевшие германские эсминцы еще могли применить торпеды и нанести урон британцам. Поэтому около 15:00 флагманский "Уорспайт" просигналил:"Торпедная угроза должна учитываться. Враг должен быть уничтожен без промедления. Сталкивайтесь или высаживайтесь, если это необходимо".

 

Британские эсминцы начали обыскивать все заливы и бухты в поисках противника. В 15:15 коммандер Шербрук на "Коссэке", поддерживаемый артиллерией "Уорспайта", вошел в нарвикскую гавань, где был встречен залпами "Рёдера". В ходе короткой артиллерийской дуэли (у немцев скоро кончились боеприпасы) "Коссэк" получил четыре попадания, потеряв при этом 9 человек убитыми и ранеными. Один из снарядов вывел из строя рулевое устройство. Лишившись управления, британский корабль в 15:22 выскочил на мель у Анкенеса. Сам же "Рёдер" получил только одно попадание. Снаряды "Уорспайта" увечили пристань и портовые сооружения, но ни один из них не попал в абсолютно неподвижный германский эсминец.

 

Не сумев справиться с противником посредством артиллерии, Уайтворт приказал эсминцу "Фоксхаунд" сблизиться с "Рёдером" и захватить его. Тем временем один из офицеров германского корабля, лейтенант Титке, заложил два мощных подрывных заряда. Он поджег запалы с таким расчетом, чтобы оба эсминца были уничтожены взрывами как раз в тот момент, когда они сцепятся бортами. Случайная пулеметная очередь с берега, ранившая матроса на палубе "Фоксхаунда", помешала замыслу немцев. Не дойдя до "Рёдера" всего 50 метров, "британец" застопорил машины, а затем дал полный назад. В 16:20 "Дитер фон Рёдер" взорвался. Сорванный с места и поднятый в воздух кормовой четырехтрубный торпедный аппарат упал в воду в 150 метрах от корабля, а обломки рубки рухнули на набережную.

 

"Георг Тиле" и "Ганс Людеман" приняли свой последний бой в Румбакс-фьорде, преградив путь англичанам, ведомым коммандером Миклетуэйтом на "Эскимо". Торпеда с "Тиле", выпущенная с дистанции 25 кабельтовых, застигла противника врасплох. Поставленная немцами при отходе дымовая завеса еще не успела развеяться. Ширина фьорда в этом месте была немногим более 1 кабельтова, что исключало возможность уклониться от залпа. К счастью для англичан, вторая торпеда с "Тиле" не вышла из аппарата, а торпедный залп "Людемана" оказался неточным. Но даже попадание одной торпеды произвело ужасные разрушения и в 15:45 полностью вывело "Эскимо" из строя. Взрывом была оторвана носовая оконечность корабля вплоть до второго орудия. Потери при этом составили 15 убитых и 10 тяжело раненых.

 

Английский эсминец "Эскимо" после повреждения немецкой торпедой

Spoiler
Изображение

Подоспевшие эсминцы "Фористер", "Хироу" и "Бедуин" открыли ураганный огонь. "Тиле" отвечал редкими выстрелами из четырех орудий, но вскоре истощение артиллерийских погребов и тяжелые повреждения заставили командира эсминца капитана 3 ранга Макса-Экарта Вольффа прекратить огонь. Около 16:00 "Георг Тиле" выбросился на мель и переломился на две части. 14 человек из его экипажа были убиты, еще 28 получили ранения. Мужественное сопротивление этого корабля задержало на некоторое время англичан, что позволило "Людеману" отойти вглубь Румбакс-фьорда и присоединиться к находившимся там "Ценкеру" и "Арниму". Отсутствие снарядов и торпед делало дальнейшее сопротивление невозможным, поэтому немецкие моряки взорвали свои эсминцы. Из-за небрежности при закладке зарядов "Людеман" не был разрушен взрывом. Уайтворт решил взять его в качестве трофея и отбуксировать в Англию, но потом отказался от этой затеи - корпус "Людемана" был взорван торпедами эсминца "Хироу".

 

Удовлетворенный результатами боя, вице-адмирал Уайтворт увел свои корабли в Вест-фьорд, оставив "Кимберли" и "Айвенго" для прикрытия поврежденного "Коссэка". Около 21:00 "Кимберли" подобрал с берега спасшихся с "Харди" и моряков потопленных в гавани британских торговых судов - всего около 50 человек. Снять с мели "Коссэк" удалось только следующим утром (примерно в 04:15). К тому времени устранили повреждения, и корабль ушел на ремонт своим ходом. Из состава экипажей погибших эсминцев (всего набралось около 2600 человек) немцы сформировали отряд морской пехоты. Вместе с горными егерями генерала Дитля моряки храбро сражались против высадившихся в этом районе союзных войск, а корабельные технические специалисты совместно с саперами восстанавливали портовые сооружения Нарвика, ремонтировали паровозы, вагоны, автомобили и вооружение.

 

Итоги

В боях за Нарвик немцы потеряли 10 эсминцев - ровно половину от общего числа кораблей этого класса, которыми располагала Германия к началу 1940 года. Никто не порицал Эриха Бея за поражение, хотя при большей инициативности он, возможно, смог бы спасти четыре или хотя бы два эскадренных миноносца группы, не говоря уже о его чрезмерной осторожности на завершающей фазе боя против британской 2-й флотилии. 15 мая 1940 года Бей стал преемником Бонте на посту начальника эсминцев. Ореол героизма, которым окружила нарвикскую эпопею официальная пропаганда, полностью скрыл за собой причины одного из крупнейших поражений германского флота. Чтобы их проанализировать, необходимо ответить на два вопроса: была ли действительно необходима высадка в Нарвике в рамках операции "Везерюбунг" и могли ли эсминцы избежать истребления после высадки десанта?

 

Безусловно, Нарвик являлся весьма важным пунктом, особенно если учесть место, занимаемое им в планах союзников. Однако успех германского предприятия кардинально зависел от двух предпосылок. Первая - отсутствие сопротивления со стороны норвежской армии, так как сохранение ею своих сил на подконтрольной себе прибрежной территории таило угрозу высадки союзного десанта. Данная угроза снималась только в случае справедливости второй предпосылки, а именно - недостатка сил и решимости союзных стран провести свой контрдесант. Вероятность совпадения этих двух условий была настолько мизерна, что неизбежный на любой войне риск трансформировался в авантюру. Очевидно, что высадившиеся союзники, опираясь на поддержку норвежских вооруженных сил и британского флота, имели все шансы нанести немцам тяжелое поражение. Определяющим здесь было также отсутствие аэродрома со всеми вытекающими последствиями.

 

Таким образом, с точки зрения конечной цели всей операции - захвата Норвегии - группа Бонте и отряд Лютьенса были подвергнуты экстремальному, но ненужному риску. Любое из боевых столкновений, в которых участвовали эти соединения могли закончиться если не гибелью, то тяжелыми повреждениями кораблей и их экипажей. Теоретически германские эсминцы имели неплохие шансы покинуть Нарвик без сильных потерь. В обратном виновато наличие эскадры Уайтворта в Вест-фьорде и перехват танкера "Каттегат". Даже если бы последнего не произошло, своевременно заправить эсминцы все равно бы не удалось. Задержка с отправлением в обратный путь вынесла группе Бонте смертный приговор. После этого уже ничего не имело значения: ни уход на север своих линкоров, ни героизм 2-й британской флотилии. Однако именно в этом и состоит отличие хорошего плана от плохого, что в хорошем плане все случайности должны быть учтены. В том, что погибло десять эскадренных миноносцев, повинны и те, кто составлял общий замысел операции, и те, кто разрабатывал детальный план.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
589 публикаций
100 боёв

Возможное применение эсминцев в игре

Итак, мы ознакомившись с боем при Нарвике, давайте же подумаем, как можно будет играть на эсминцах в WoWs.

Как Вы успели заметить при прочтении темы, эсминец - корабль вовсе не такой слабый, как кажется, и при грамотном использовании может уничтожить практически любой корабль.

Возьмём, к примеру, ситуацию, когда два эсминца ведут бой против линейного корабля. Игрок, управляющий ЛК, ествественно, сможет вести огонь только по одному из ЭМ, его атакующих. Следовательно, если один ЭМ будет отвлекать игрока на ЛК на себя и, конечно, не забывать вести огонь, то другой ЭМ сможет практически беспрепятственно пустить свои торпеды по ЛК, при попадании нанеся ему не малый урон. Не стоит забывать и про его орудия, которые тоже могут неплохо покусать ЛК. Вполне вероятно, что если эти два ЭМ будут под управлением двух игроков, играющих в эскадре (?), то они смогут потопить ЛК, оставшись при этом на плаву.

 

В бою же ЭМ против ЭМ главным будет не столь вооружение каждого из них (которое всё же тоже играет не самую последнюю роль), сколько умение игроков грамотно пользоваться маневренностью, которой обладал этот класс кораблей, уходить из-под огня противника, уклоняться от его (и, возможно, неудачно выпущенных союзниками) торпед.

 

Кроме того не забудем упомянуть про неплохое противовоздушное вооружение, которое несли на себе ЭМ. Вполне логично, что ещё одним вариантом применения ЭМ в игре может послужить защита союзных кораблей от авиации противника.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
589 публикаций
100 боёв

Дарт, чуть поторопился ты :) Попроси удалить сообщение, а то целостность нарушается

 

Просмотр сообщенияDarth_Vederkin (01 Май 2013 - 13:12) писал:

Рано...Надо знать игровые условности.
Ну, на то и сказано в заглавии - "возможное". Можно приписать "Давайте повангуем" :)

 

Просмотр сообщенияDarth_Vederkin (01 Май 2013 - 13:12) писал:

Статья хорошая. :)

Но Нарвик не показатель применения эсминцев.

Спасибо :)

Но я думаю, что для разбора применения эсминцев Нарвик тоже можно взять. Всё же и с одной, и с другой стороны их участвовало достаточное число, и роль они играли не последнюю

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
786 публикаций
24 боя

Просмотр сообщенияNikita_Primakov (01 Май 2013 - 13:18) писал:

Игрок, управляющий ЛК, ествественно, сможет вести огонь только по одному из ЭМ, его атакующих.
Не совсем верно, грамотный игрок ЛК сможет одновременно поливать 2 ЭМ огнём. Для свободного выхода ЭМ на дистанцию пуска торпед нужно 3 ЭМ.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2 413 публикации

Ну.. уже слишком большой объем информации.. не для широких масс.. Я просто не рискну сесть прочитать такую объемную статью..

...

Чисто мое мнение.. выступаю просто как одна из групп потребителей..

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
532
[RONIN] Matsuo
Коллекционер-испытатель
3 423 публикации
1 272 боя

Всё прочитал.Возьму на заметку.

 

Зря вы так,весьма неплохой материал.Конечно рано ещё натягивать его для игры,которую мы невидели,но определённые мысли навеять должно.

ТС-спасибо.

 

КСТАТИ,прошу кого-то из фокус-тестеров отписаться-возможна ли такая тактика в игре.Или разработчиков.Без конкретики.Ибо NDA.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
589 публикаций
100 боёв

Просмотр сообщенияpkudinov (01 Май 2013 - 13:52) писал:

Ну.. уже слишком большой объем информации.. не для широких масс.. Я просто не рискну сесть прочитать такую объемную статью..
...
Чисто мое мнение.. выступаю просто как одна из групп потребителей..
Никто никого не заставляет читать всё сразу. Можно по-немножку - так даже усвоится лучше :)

Просмотр сообщенияMatsuo (01 Май 2013 - 17:11) писал:

КСТАТИ,прошу кого-то из фокус-тестеров отписаться-возможна ли такая тактика в игре.Или разработчиков.Без конкретики.Ибо NDA.
Кстати, да, было бы весьма неплохо знать хоть в том ли направлении идёт мысль

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
222 публикации
992 боя

Спасибо, с удовольствием прочитал и даже сделаю для себя пару выписок. Почему-то у меня именно к эсминцам душа лежит, уж не знаю с чего бы...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
14
[VKN-A] Der_Inqisitor
300 публикаций
3 788 боёв

О_О

 

Так, в "Избранное", почитаем на досуге...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 253 публикации
376 боёв

Спасибо! Хорошая тема.

Информации для размышления и примеров много.

И, кстати, по поводу двух ЭМ, идущих на ЛК... Мне кажется несколько оптимистичным. Там еще АИ на ПМК и УК сидеть будет. Кто его знает, как его "накрутят"...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
589 публикаций
100 боёв

Просмотр сообщенияBlack_Hunter (06 Май 2013 - 21:54) писал:

Спасибо! Хорошая тема.
Информации для размышления и примеров много.
И, кстати, по поводу двух ЭМ, идущих на ЛК... Мне кажется несколько оптимистичным. Там еще АИ на ПМК и УК сидеть будет. Кто его знает, как его "накрутят"...
Если считать, что за ЛК играет среднестатистический танкист-лётчик, то, думаю, даже не смотря на то, что есть ПМК и УК, два эсминца-таки смогут изрядно покусать/потопить ЛК. К тому же если ИИ, отвечающий за отличные от Главного калибры, будет как сейчас бортстрелки в самолётах, то не так уж он и страшен. Хотя сейчас только разработчики могут сказать какой он

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
786 публикаций
24 боя

Просмотр сообщенияNikita_Primakov (07 Май 2013 - 16:04) писал:

Если считать, что за ЛК играет среднестатистический танкист-лётчик, то, думаю, даже не смотря на то, что есть ПМК и УК, два эсминца-таки смогут изрядно покусать/потопить ЛК. К тому же если ИИ, отвечающий за отличные от Главного калибры, будет как сейчас бортстрелки в самолётах, то не так уж он и страшен. Хотя сейчас только разработчики могут сказать какой он

Изрядно это насколько? Создать дифферент? или выбить дальномерный пост? просадить по хп на 90%? И почему 2? Может 1 хватит, или 3 мало будет. И какие лвла ЭМ и ЛК расматриваються?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 253 публикации
376 боёв

Просмотр сообщенияpirania (07 Май 2013 - 17:01) писал:

Изрядно это насколько? Создать дифферент? или выбить дальномерный пост? просадить по хп на 90%? И почему 2? Может 1 хватит, или 3 мало будет. И какие лвла ЭМ и ЛК расматриваються?
Пираньич - ну не цепляйся к словам  :trollface:
Само собой сейчас говорить о конкретных "граммах", "миллилитрах", "ньютонах" и "джоулях" в данный момент - не более чем брать константы со справочника Стэля.
В любом случае - вряд ли кто в здравом уме будет балансить 100%-й 1 ЛК с 1 100%-м ЭМ. Т.е. баланс скорее всего будет идти в рамках 1:1 по капитал-слотам.
А вот уже исходя из этого становится вполне очевидным, что одиночному ЭМ против цельного ЛК, если ЛК-вод не полный олень и не занять другой целью, мало что светит. А значит - нужно стремиться работать группой.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 342 публикации
844 боя

Просмотр сообщенияBlack_Hunter (07 Май 2013 - 18:05) писал:

Пираньич - ну не цепляйся к словам  :trollface:
Само собой сейчас говорить о конкретных "граммах", "миллилитрах", "ньютонах" и "джоулях" в данный момент - не более чем брать константы со справочника Стэля.
В любом случае - вряд ли кто в здравом уме будет балансить 100%-й 1 ЛК с 1 100%-м ЭМ. Т.е. баланс скорее всего будет идти в рамках 1:1 по капитал-слотам.
А вот уже исходя из этого становится вполне очевидным, что одиночному ЭМ против цельного ЛК, если ЛК-вод не полный олень и не занять другой целью, мало что светит. А значит - нужно стремиться работать группой.
Ну так то Эм может утопить ЛК если всадит все свои торпеды в него.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×