Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Azzzky_karapuZ

Авианосцы. История появления и боевое применение

В этой теме 46 комментариев

Рекомендуемые комментарии

831 публикация
1 237 боёв

Доброго времени суток, уважаемые форумчане!

 

Решил написать статью для для Морской Академии. Это первая моя подобная работа, поэтому все ремарки и коментарии будут приниматься к сведению и дорабатываться.

 

 

Изображение

"Врагов не считают, их бьют."

Адмирал Ушаков Федор Федорович

И так....

АВИАНОСЦЫ

 

Изображение

 

История появления:

 

Изображение

Авиано́сец — класс военных кораблей, основной ударной силой которых является палубная авиация.Они которые оснащены палубой для взлета и посадки самолетов, а также ангарами для их заправки и обслуживания. Первыми подобными кораблями были аэростатоносцы, и появились они в 19 веке. Аэростатоносцы – это первые корабли XIX и начала XX, несущие авиацию. Аэростаты использовались как корабли -  разведчики, попытки применить их для бомбардировок не увенчались успехом. Аэростаты были достаточно примитивными летательными аппаратами, поэтому они могли использоваться только в разведке. По мере развития авиации в начале 20 столетия менялось и оснащение кораблей авианосцев. Позже, в начале XX века аэростатоносцы переоборудовались для несения гидросамолётов.

 

Первый взлет с платформы корабля совершил в 1910 году американец Юджин Эли с борта крейсера «Бирмингем», а уже через два месяца этот же летчик совершил посадку на крейсер «Пенсильвания».

 

Первые авианосцы назывались плавучими базами. Они могли обслуживать самолеты, имели палубу для их передвижения и взлета, но не для посадки. Гидросамолеты садились на воду, а на палубу корабля поднимались при помощи специальных кранов.

 

Авианосец родился в Англии в процессе поисков средств борьбы с дирижаблями над Северным морем. Гидросамолеты не справлялись с этой задачей из-за своей требовательности к состоянию моря при взлете и посадке. Оставалось поднять самолеты с корабля. Выбор корабля для экспериментов проходил по принципу — кого не жалко. Не жалко было «белых слонов» (легких линейных крейсеров адмирала Фишера): Битти после Ютландского боя категорически отказался включить их в состав Гранд Флита. Поэтому было решено устроить на «Furious» полетную палубу. Палубу строили по частям. Первой, летом 1917 года, была оборудована взлетная платформа в носовой части. Сухопутные самолеты взлетали с нее отлично, но терять их каждый раз было обидно. Вспомнив о полетах Ю. Эли 1912 года, устроили на корабле посадочную палубу позади надстройки и объявили его способным принимать самолеты. В первом боевом походе, летом 1918, выяснилось, что это не так — мешают вихревые потоки от трубы и мачты в центре корабля. Пока шли все эти переделки, в октябре 1918 вступил в строй первый гладко-палубный авианосец «Argus». Полученные в ходе экспериментов данные показывали, что любой крупный корабль относительно легко может быть переделан в авианосец. Оставалось одно: понять, какую пользу авианосцы могут принести флоту.

 

Первые авианосцы

Одним из первых настоящих авианосцев стал HMS Ark Royal в 1914 году, он принимал на своем борту гидросамолеты. Изначально судно строилось как торговое, но было переделано под прием/отправку самолетов. Взлетная полоса располагалась на передней части корабля, а на палубе была установлена катапульта, с которой запускались колесные самолеты. Участвовал в двух мировых войнах, гражданских войнах, в качестве торгового авианосца. С 1934 года носил название HMS Pegasus. В 1946 году был продан в частное владение с целью переделки опять в торговое судно, но работа не была завершена и корабль утилизирован в 1949 году.

Изображение

HMS Ark Royal

 

О применении:

 

В военное время под авианосцы переделывались различные военные корабли, сохраняя, таким образом, оружейные установки на судах. В перерывах между войнами разрабатывались и внедрялись новые модели, в том числе были попытки соорудить авианосцы на базе подводных лодок и дирижаблей. В строительстве подводных авианосцев преуспели японцы, они разработали модель подводной лодки, вмещающей три гидросамолета, и даже успели нанести удар США с их помощью во время Второй мировой войны.

http://s55.radikal.r...9686a050806.jpg

На фото запечатлена головная подлодка серии I-400 на следующий день после сдачи американцам. Японские подводные лодки серии I-400 являлись крупнейшими подводными лодками до появления атомных субмарин. Старт их проектированию положил адмирал Ямамото, которому требовался подводный авианосец, способный нести гидросамолеты вооруженные 800-кг бомбой или авиаторпедой. Таким самолетом стал Aichi M6A «Seiran» (Горная дымка), который, кстати, не получил прозвища у союзников, в числе немногих поздних японских машин. Из 18 лодок планировавшихся к постройке было завершено всего 3, но и они не приняли участия в боевых действиях

 

Самым ярким сражением при помощи авианосцев стала атака на Пёрл-Харбор, осуществленная Японией при помощи пикирующих бомбардировщиков, которые расположились на 6 японских авианосцах.

Изображение

Взрыв эсминца «Shaw» во время налета японской авиации в Перл-Харборе 7 декабря 1941 года.

Изображение

Горящие американские корабли после атаки японцев 7 декабря 1941 года.

Изображение

Переворачивающийса в клубах дыма Линкор «Arizona».

 

В 1942 году в Коралловом море произошла первая битва авианосцев Японии и объединенных сил США и Австралии. Эта битва сыграла не последнюю роль в поражении Японии.

Изображение

Обстрел японского авианосца американским самолетом во время Сражения в Коралловом море в мае 1942 года.

Изображение

Взрыв «Лексингтона» Коралловом море в мае 1942 года.

Более 200 человек из экипажа в 2951 ушли на дно вместе с кораблем. Хотя японцы выиграли сражение,

их корабли не смогли участвовать в предстоящей Битве за Мидуэй, которая произошла через месяц.

 

Статистика в разгар ВМВ:

 

В 1941 году в мире не было единой системы классификации авианосцев. Англичане, обладатели самой пестрой коллекции, делили их на просто авианосцы и конвойные, аналогичной была и советская классификация. Американцы и японцы разделяли тяжелые, легкие и конвойные авианосцы. При этом японцам приходилось числить в одном классе «Хирю» и «Хошо». В данной статье используется деление авианосцев на 3 группы по численности авиагруппы и 2 — по конструкции палубы и ангара. Тяжелыми именуются авианосцы с авиагруппой более 60 машин, средними — от 30 до 60, легкими — менее 30. Корабли с небронированной полетной палубой и ангаром-надстройкой в данной статье именуются ударными, а имеющие бронированную полетную палубу — бронепалубными. Эту классификацию не следует путать с принятой в США.

 

В конце 1941 года в мире сложилась следующая ситуация:

 

Англия

Бронепалубные  4 в строю  2 в постройке

Ударные средние (реконструированные)  1 в строю  3 погибли

Легкие  1 в строю  1 погиб

Эскортные  несколько в постройке  1 погиб

 

Английские авианосцы вступили в войну, не имея общей организационной структуры во флоте. Авианосцы 20-х годов уже устарели, а новые еще только поступали в состав флота. Использовались обычно поодиночке и парами, совместно с линейными силами, при поиске кораблей противника, рейдах против береговых объектов, переброске авиации на отдаленные базы в составе формируемых для этого соединений. Использованию авианосцев группами препятствовала малочисленность боеготовых кораблей. Палубная авиация была откровенно слабой, надежды на скорое получение новых машин не было. В результате этого одни из самых удачных кораблей своего времени не могли быть использованы с полной эффективностью до получения американских машин.

 

США

Ударные большие  4 в строю  2 в постройке

Ударные средние  2 в строю  

Эскортные  1 в строю  несколько в постройке

 

Американские авианосцы также не имели своей структуры в составе ВМС. В момент начала войны шло интенсивное переоснащение авиагрупп новыми типами машин, завершившееся летом 1942 года. Уровень подготовки пилотов был недостаточен, но значительное число учебных центров и обучающихся летчиков позволяло рассчитывать на быстрое восполнение потерь в личном составе. Авиагруппы не были подготовлены к проведению координированных атак авиагруппами нескольких авианосцев и к организации взаимодействия самолетов различных типов. В руководстве флотом было мало людей, верящих в потенциальные возможности авианосцев, что не могло не сказаться на подходе к их боевой подготовке и использованию. Существенное преимущество американским кораблям давала радиолокационная техника, отсутствовавшая у противника.

 

Япония

Ударные большие  4 в строю  

Ударные средние  2 в строю  

Бронепалубные 1 в постройке

Легкие  6 в строю  2 в постройке

 

Японские авианосцы были сведены в постоянные объединения (дивизии) из 2-3 кораблей с соответствующей управленческой и снабженческой структурой. Они объединялись в высшие соединения переменного состава — ударные соединения и флоты. Машины палубной авиации соответствовали требованиям времени, а новый палубный истребитель А6М — легендарный «Zero» — был лучшим в мире самолетом этого назначения. Подготовка пилотов была отличной на больших авианосцах и хорошей на малых. Боеспособность авианосных соединений снижалась отсутствием резерва пилотов и недостатками в средствах связи.

 

Германия

Бронепалубные средние  2 прекращены постройкой

 

Германские авианосцы предполагалось укомплектовать палубными вариантами сухопутных машин Bf-109 и Ju-87.

 

Франция

Бронепалубные средние  3 прекращены постройкой

Реконструированные  1 (интернирован)

 

«Beam» был укомплектован самолетами американского производства. Самолеты для новых авианосцев не были получены флотом.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
831 публикация
1 237 боёв

Представители класа:

 

Авианосец Акаги 1920/1942

Spoiler

Изображение

"Акаги" вместе с однотипным "Амаги" заложили как линейные крейсе­ра (нормальное водоизмещение — 41 200 т, вооружение — 5x2 410-мм орудий главного калибра) по кораблестроительной программе "8 — 8", но в связи с на­чалом Вашингтонской конференции их строительство в феврале 1922 г. было приостановлено. В соответствии с решениями конференции два этих корабля разрешили достроить в качестве авианосцев. На "Акаги" работы возобновились 17 ноября 1923. "Амаги", корпус которого серьезно повредило вследствие разрушительного землетрясения 1923 г., было решено сдать на слом, а вместо него переделать в авианосец недостро­енный линкор "Кага".

 

На момент вступления в строй "Акаги" стал крупнейшим авианосцем мира (его стандартное водоизмещение фактически превышало 30 000 т, хотя официально японцы указывали величину всего 26 900 т), и лишь достроенные несколько позже американские "Лексингтон" и "Саратога" ли­шили его этого титула.

На проект переоборудования "Акаги" в авианосец большое влияние ока­зал английский "Фьюриес". Первоначально японский корабль имел схожую конструкцию: сплошная полетная палуба размерами 190,2 х 30,3 м зани­мала примерно 3/4 длины корпуса, ангар был трехъярусным, впереди двух верхних ярусов располагались площадки для старта самолетов непосред­ственно из ангара. Нижняя площадка длиной 55 м предназначалась для взлета бомбардировщиков и торпедоносцев, над ней располагалась вто­рая, длиной всего 15 м, приспособленная для старта более легких само­летов — истребителей и разведчиков. Верхняя палуба на 2/3 длины име­ла уклон в корму в 1,5° для облегчения посадки самолетов.

 

Подъем самолетов на верхнюю палубу осуществлялся двумя лифта­ми (размеры носового — 11,8 х 13 м, кормового — 12,8 х 8,4 м).

В "наследство" от линейного крейсера "Акаги" досталось относитель­но мощное вертикальное бронирование. Броневой пояс толщиной 152 мм имел наклон 14° и простирался примерно на 2/3 длины корпуса. Сверху к поясу примыкала броневая палуба толщиной от 57 до 79 мм (с учетом подкладки). Палубы, расположенные выше, бронированы не были.

 

Вооружение "Акаги" первоначально состояло из 10 200-мм/50 орудий (4 в башнях и 6 в казематах) и 12 120-мм/40 зениток (6 х 2). В ходе мо­дернизации 1935 — 1938 гг. башни демонтировали, но казематные артустановки сохранились.

Характерной особенностью внешнего вида авианосца была "двухъ­ярусная" дымовая труба, у которой большой дымоход загибался вниз, а малый — вверх. Во время взлетно-посадочных операций действовала лишь большая (нижняя) труба.

 

С 24 сентября 1935 по 31 августа 1938 "Акаги" прошел капитальную модернизацию, полностью изменившую внешний вид и характеристики корабля. Полет­ная палуба теперь простиралась почти на всю длину корпуса, носовые стартовые площадки на ангарных палубах ликвидировали, установили були, повысившие ширину корпуса с 29 до 31,3 м. Самолетоподъемников стало три: носовой (размерами 11,8 х 16 м), средний (11,8 х 13 м) и кормо­вой (12,8 х 8,4 м). Число принимаемых на борт самолетов увеличилось с 60 до 91 (66 боеготовых и 25 резервных в частично разобранном виде).

Паровые котлы полностью перевели на нефтяное отопление, что, благо­даря несколько возросшей паропроизводительности, позволило повысить мощность, хотя и не намного. Появилась небольшая надстройка-"остров": на "Акаги" она находилась по левому борту, а не по правому, как это было принято на большинстве других авианосцев. Вместо "двухъярусной" тру­бы установили новую, большего размера, направленную назад и вниз.

 

7 декабря 1941 года "Акаги" вместе с другими кораблями, в составе соединения вице-адмирала Тюити Нагумо, участвовал в атаке на Перл-Харбор.

В ходе сражения у о. Мидуэй днем 4 июня 1942 американская палубная авиация добилась двух попаданий авиабомб. 454-кг попала в центральный лифт и взорвалась на ангарной палубе, другая — на полетной, в кормовой части. Обширный пожар, охвативший находившиеся здесь самолеты, взять под контроль не удалось. Спустя 9 часов корабль был оставлен экипажем и утром 5 июня 1942 выгоревший остов потоплен торпедами эсминца эскорта.

 

Характеристики:

Общие:

Длина: 260,7 м

Ширина: 31,8 м

Водоизмещение стандартное: 36 500 тонн

Водоизмещение полное: 42 750 тонн

Запас хода:

Осадка: 8,7 м

Экипаж: 2 000

Скорость: 31,2 узлов

Вооружение:

Орудия: 12 120 мм

Зенитные установки: 28 25 мм

Самолеты: 91

 

Йорктаун (CV-5 Yorktown) 1934/1942

 

http://s019.radikal....a6c5ba2a7ca.jpg

После закладки "Рэйнджер" на остальные американские авианосцы, согласно Вашингтонскому соглашению, оставалось 55 тыс. т суммар­ного водоизмещения. Уложиться в эту цифру можно было, построив три корабля по 18 500 т или два — по 27 000 т. Командование флота пред­почитало иметь три авианосца, но, как показал мировой опыт, ограничение размеров кораблей данного класса резко снижало их боевые возмож­ности. В конце концов остановились на компромиссном варианте: решено было построить два корабля водоизмещением по 20 700 т и еще один (будущий CV-7 "Уосп") — меньшего размера. CV-5 и CV-6 были заложены в 1934 г.; четыре года спустя, после прекращения действия Вашингтонского соглашения, Конгресс США принял решение о строи­тельстве третьего однотипного авианосца — CV-8 "Хорнет".

Проект "Йорктаун" оказался гораздо удачнее проекта своего пред­шественника ("Рэйнджер"), гармонично сочетая в себе наступательные и оборонительные возможности. Ангар был рассчитан на прием вну­шительной авиагруппы — 96 машин (на момент проектирования, впоследствии из-за возросших размеров самолетов их число несколь­ко сократилось). Подъем авиатехники на полетную палубу (228,6 х 29,9 м) осуществлялся тремя лифтами размерами по 14,6 х 13,7 м. Помимо двух катапульт на полетной палубе имелась третья: она раз­мещалась палубой ниже и с ее помощью можно было запускать самолеты прямо из ангара через специальные окна в бортах. Впро­чем, оригинальная идея себя не оправдала, и третью катапульту в 1942 г. с "Энтерпрайз" и "Хорнет" сняли ("Йорктаун" к тому времени уже погиб).

 

Авианосцы обладали неплохой броневой защитой, аналогичной "вашингтон­ским" крейсерам. В отличие от "Рэйнджер", "Йорктаун" получил систему ПТЗ. Правда, последняя рассчитывалась на взрыв торпеды с боевым зарядом в 180 кг, в то время как ПТЗ линкоров была способна выдержать взрыв 320 кг ВВ (тротила).

 

Артиллерийское вооружение кораблей неоднократно менялось. В 1942 г. на них начали устанавливать 20-мм "эрликоны" (к лету 1942 г. на "Йорктаун" и "Хорнет" их было по 24, на "Энтерпрайз" — 32; в августе на двух последних их число увеличилось соответственно до 32 и 38 единиц).

Многочисленные перевооружения сильно увеличили "верхний вес" и снизили остойчивость. С марта по октябрь 1943 г. оставшийся в строю "Энтерпрайз" прошел модернизацию: корпус оснастили булями, из-за чего ширина по ватерлинии увеличилась до 29,1 м, а скорость несколь­ко уменьшилась. Корабль получил 40 40-мм "бофорсов", число "эрликонов" достигло 48 единиц. Запас нефти возрос до 6511 т, водо­измещение — до 24 128/29 882 т.

 

В 1945 г. на "Энтерпрайз" число стволов легкой зенитной артиллерии рав­нялось 86 (5х2 и 11х4 40-мм "бофорсов" и 16 х 2 20-мм "эрликонов").

"Йорктаун" в ходе боя в Коралловом море 7 мая 1942 поврежден ***­данием 250-кг бомбы. Экстренно отремонтирован в Пёрл-Харборе и успел принять участие в сражении у атолла Мидуэй 4 июня 1942. Тяжело поврежден японской палубной авиацией (получил 3 бомбовых и 2 торпед­ных попадания). Днем 6 июня 1942 поражен еще двумя торпедами с японской подводной лодки 1-168, утром следующего дня затонул.

 

Характеристики:

Общие:

Длина: 246,7 м

Ширина: 29,27 м

Водоизмещение стандартное: 19 875 тонн

Водоизмещение полное: 25 484 тонн

Запас хода: 12 000 миль

Осадка: 7,9 м

Экипаж: 2 175

Скорость: 32,5 узлов

Вооружение:

Орудия: 8 127 мм

Зенитные установки: 16 28 мм; 24 12,7 мм

Самолеты: 81-85

 

Авианосец Фьюриес 1915/1948

 

http://s55.radikal.r...e25afc611cb.jpg

Корабль, оказавший огромное влияние на эволюцию класса авианос­цев. Заложен как легкий линейный крейсер — третий корабль типа "Корейджес", но уже в ходе строительства его переоборудовали в "полуавианосец", оборудовав в носовой оконечности ангар и взлетную палубу. Вскоре после ввода в строй вновь возвращен на верфь и осна­щен второй, посадочной, палубой в кормовой части.

 

Из-за завихрений воздуха, возникающих при обтекании расположенной в диаметральной плоскости надстройки и трубы, посадка самолетов на кор­мовую палубу "Фьюриес" оказалась сопряжена с большим риском, поэтому в 1922 —1925 гг. корабль прошел очередное переоборудование. С него сня­ли все надстройки, трубу и мачту. Носовой и кормовой ангары объединили в один (167,6x15,2x4,6 м), над которым надстроили верхний (158,5x15,2x4,6 м). Самолеты теперь могли стартовать сразу с двух уровней: с короткой носо­вой полетной палубы и с 175,5-м верхней, занимавшей 3/4 длины корабля. Самолеты поднимали на верхнюю палубу двумя лифтами грузоподъем­ностью по 5,5 т. Катапульт и аэрофинишеров не было. ПТЗ рассчитана на подводный взрыв 200 кг тротила.

 

"Фьюриес" сохранил 10 140-мм орудий, в дополнение к ним получил две 102-мм зенитные установки и 4 х 1 40-мм "пом-пома". В 1932 — 1933 гг. — третью 102-мм зенитную установку и 2 х 8 40-мм "пом-пома" вместо одноствольных.

 

Крупную модернизацию "Фьюриес" прошел в ноябре 1938 — мае 1939 г. На верхней палубе с правого борта появилась небольшая надстройка — "остров". Короткую нижнюю взлетную палубу перестали использовать по прямому назначению. Грузоподъемность одного из лифтов увеличи­ли до 6,4 т. Полностью заменили артиллерию: вместо одноствольных 140-мм и 102-мм пушек установили 6 спаренных 102-мм и добавили третий восьмиствольный 40-мм "пом-пом".

 

К началу Второй мировой войны находился в резерве.

В апреле 1941 г. добавили четвертый восьмиствольный "пом-пом" и 15 "эрликонов" (впоследствии их число довели до 22). В июле 1941 —авгус­те 1942 г. для улучшения остойчивости на "Фьюриес" изменили форму булей, углубив их и сделав более полными (27,4 м). Полетную палубу удлинили до 181,7м. Запас топлива возрос до 4010 т, авиабензина —до 94 550 л. Пол­ное водоизмещение достигло 28 495 т, а скорость упала до 28,5 узл.

Активно использовался в годы войны (в т.ч. конвои на Мальту и уда­ры по германскому линкору "Тирпиц"), что сказалось на его техническом состоянии.

В сентябре 1944 г. выведен в резерв, позднее переоборудован в опытовый корабль для испытаний систем ПТЗ.

 

Характеристики:

Общие:

Длина: 239,7 м

Ширина: 26,8 м

Водоизмещение стандартное: 22 450 тонн

Водоизмещение полное: 27 165 тонн

Запас хода:

Осадка: 6,4 м

Экипаж: 1218

Скорость: 30 узлов

Вооружение:

Орудия: 12 120 мм

Торпедные аппараты: 2

Зенитные установки: 26 40 мм; 8 12,7 мм

Самолеты: 36

 

Классификация авианосцев США:

 

AV: Seaplane Tender (упразднено)

AVG: Вспомогательный торговый авианосец ( Escort carrier) (1941-2)

AVD: Seaplane Tender Destroyer (упразднено)

AVP: Seaplane Tender, Small (упразднено)

AVT (I), Вспомогательный авианосец (упразднено)

AVT (II) Вспомогательный учебный авианосец (упразднено)

ACV: Вспомогательный авианосец ( Escort carrier) (1942)

CV (V): Флотский авианосец (1921-1975), многоцелевой авианосец (1975-настоящее время)

CVA: Ударный авианосец (объединен с классом CV 30 июня 1975)

CVAN: Ударный атомный авианосец (объединен с классом объединены в CVN 30 июня 1975)

CVB: Тяжелый авианосец (Использовался только для USS Midway, объединен с классом CVA, 1952)

CVE: Эскортный авианосец (упразднено)

CVL: Легкий Авианосец (упразднено)

CV (N): Авианосец поддержки ночных операций флота (Использовался только для USS Enterprise)

CVN: Атомный авианосец

CVS: Противолодочный авианосец (упразднено)

CVT: Учебный авианосец (Изменен на AVT (вспомогательный))

CVU: Авианосец поддержки (упразднено)

CVG: Ракетный авианосец (упразднено)

 

В данный список не были включены вертолетоносцы, если будет необходимо дополню.

 

Авианосцы японского Императорского флота:

АВИАНОСЦЫ

Ниже в таблицах указаны основные данные об авианосцах, начиная с первого японского авианосца "Нosho". В хронологическом порядке дается время вступления авианосцев в строй и параллельно дата их гибели. Из этой таблицы можно подсчитать, как коротка была жизнь многих из них. Так например, "Shinano" существовал всего лишь несколько часов, "Taiho" - три месяца, "Shoho" и "Unryu" - четыре месяца, "Chuyo", "Chiyoda", "Shinyo" и "Chitose" - менее года.

 

Накануне внезапного нападения на Перл-Харбор в Атлантическом и Тихом океанах Япония имела десять, а Америка семь авианосцев; один авианосец проходил испытания, два других достраивались. В начале кампании за Соломоновы острова, в мае 1942 года, японцы имели тринадцать этих ценнейших кораблей. Тремя месяцами позже шести из них уже не было: четыре авианосца были потоплены за один день - 6 июня (при Мидуэе). В это время был построен только один новый авианосец. Япония теперь уже не могла возместить эти потери. Боеспособность оставшихся авианосцев сократилась в связи с тем, что не хватало палубных самолетов и летчики были плохо подготовлены.

 

Необходимо подчеркнуть, что за исключением "Kaga", "Akagi" и двух американских "Lexington'нов", бывших линейных кораблей или переоборудованных крейсеров, в 1941 году японский флот имел, включая два авианосца типа "Zuikaku" водоизмещением более 30.000 тонн, самые крупные и самые быстроходные авианосцы в мире. Кроме "Hosho" и "Ryujo", все их авианосцы имели большее водоизмещение, чем это предполагали другие. Авианосцы "Soryu" (15.300 тонн) и "Hiryu" (17.300 тонн) были известны как корабли, имеющие водоизмещение 10.050 тонн. По данным Второго отдела американского военно-морского управления в октябре 1942 года авианосец "Zuikaku" имел водоизмещение 15.000 тонн. Большое количество авианосцев являлись переоборудованными кораблями различных классов. В период между январем 1940 года и концом войны было переоборудовано тринадцать таких кораблей.

 

Японцы считали, что авианосец "Taiho" являлся авианосцем самой лучшей конструкции. Он был заложен в июле 1941 года и во многом отличался от своих предшественников - двух авианосцев типа "Zuikaku". Одной из отличительных черт этого авианосца являлось то, что взлетная палуба между подъемниками была покрыта броней толщиной в 95 мм., считающейся достаточной, чтобы выдержать удар 500-кг. бомбы. На авианосце было всего два подъемника, и их постарались разместить в наибольшем отстоянии друг от друга; один как можно ближе к носу, другой - к корме. Расстояние между ними составляло 150 м. каждая из их платформ имела 5-мм. броню и весила 100 тонн. Для того, чтобы снизить центр тяжести корабля, взлетная палуба "Taiho" находилась на высоте 12,5 м. над ватерлинией, то есть почти на такой же высоте, что и у авианосца "Hiryu" с водоизмещением всего 17.300 тонн. Палуба "Taiho" была несколько меньших размеров, чем у "Zuikaku", и к тому же "Taiho" имел меньшую самолетовместимость. Тщательно продуманная система защиты подводной части корабля состояла из большого количества переборок и двух бронированных переборок толщиной 25 мм. и расположенных в 3 м. за обшивкой борта. На "Taiho" отказались от низких и наклоненных труб, которые были установлены на его предшественниках, заменив их одной высокой трубой, имеющей небольшой наклон (26 градусов) от борта. Форштевень корабля, поднимавшийся до уровня верхней палубы, был лучше защищен от волн, чем на предыдущих проектах. Однако одной торпеды, выпущенной 19 июня 1944 года подводной лодкой "Albakore", оказалось достаточно для гибели корабля. К его несчастью взрывом были повреждены бензопроводы и носовой самолетоподъемник в тот момент, когда его платформа находилась внизу. Вследствие этого повреждения подъем самолетов сразу же был приостановлен, хотя скорость хода корабля и его маневренность не изменились. Между тем пары бензина распространились в ангар и через поврежденные вентиляционные трубы попали во многие отсеки. Через несколько часов в результате сильного взрыва "Taiho" закончил свое существование.

 

Авианосцу "Shinano", который был заложен как линкор типа "Yamato", не повезло еще больше. Он был потоплен через двадцать часов после того, как впервые вышел в море, торпедами подводной лодки "Archerfish". Надо признать, что если бы корабль был полностью достроен, а его экипаж был бы хорошо обучен, корабль можно было бы спасти. Но авианосец шел из Йокосуки в Куре, где его должны были достроить. Он шел с неукомплектованной командой, всего 1400 человек, из которых было много заводских рабочих, плохо знающих корабль. На корабле не были полностью доделаны переборки; не были установлены многие герметичные двери, не были закончено много электропроводки и трубопроводов, а их проходы в переборках не были заделаны. Через семь часов после получения торпедных попаданий "Shinano" медленно затонул, увлекая за собой всю команду, которая отказалась покинуть корабль.

"Shinano" сохранил под своей полетной палубой (ее толщина 102 мм.) все средства защиты, которые были на линкорах типа "Yamato", включая тол.с.тый броневой пояс в 203 мм., а также широкие були и тройное дно. Ангар был расположен над главной палубой и сверху защищен полетной палубой, бронированной по всей длине. Ангар делился на две части переборкой, защищавшей от осколков. На первых двух третях длины ангар закрывался металлическими решетками, а кормовая часть была закрыта и защищена броней в 52 мм. 102-мм. броня полетной палубы состояла из трех слоев: первые 20 мм. стальная броня, затем промежуточная броня толщиной 76 мм. и, наконец, противоударный слой, сделанный из материала, в состав которого входили древесные опилки, цемент и каучук. Все это держалось на 80-мм. стойках-пиллерсах. Бензобаки и емкости с мазутом были хорошо защищены. Погреба, которые вначале предназначались для 457-мм. снарядов, были переоборудованы в бензохранилища и защищались броней 178 мм. с водяным промежутком. Мазут хранился во внутренних отсеках, в наиболее возможном удалении от обшивки. Отсеки защищались броней от 25 до 76 мм. и были ограждены водяной и цементной перегородками. Все бортовые вентиляционные трубы были также защищены броней в 37 мм. В общей сложности защита "Shinano" включала 17.964 тонн брони и 2000 тонн воды. В дополнение ко всему этому с корабля было удалено все деревянное, возгораемое. Покраска была произведена не воспламеняющимися красками. Применены новые виды огнетушителей. То есть на корабле были учтены все уроки войны и особенно боя за Мидуэй.

 

ЯПОНСКИЕ ТЯЖЕЛЫЕ АВИАНОСЦЫ .

Изображение

Авианосцы «Junyo» и «Hiyo» также представляют некоторый интерес. Оба они были заложены в 1939 году как торговые суда тоннажем 27.000 тонн. Их переоборудование было предпринято в тот момент, когда уже давно шла сборка их корпусов. Установленные первоначально четыре цилиндрических котла были заменены водотрубными, что давало возможность довести скорость хода корабля до 25,5 узлов. Жизненные части корабля были защищены броней в 25 мм. Вид корабля с носа и кормы никак не говорил, что раньше это было торговое судно. Получив сильные повреждения от двух торпед и одной бомбы «Junyo» все же оставался в строю в течение всей войны. Во время ремонта на верфи авианосец был несколько усовершенствован. Так, например, его бензоналивные баки защищены дополнительно бетонированной перегородкой. С корабля были удалены все возгораемые материалы, были усилены зенитные средства корабля.

 

Во время войны японское Адмиралтейство решило построить несколько авианосцев типа «Taiho» и «Hiryu», которые им больше всего подходили; первый как тяжелый авианосец, второй как легкий авианосец. В программу 1941 года было включено строительство авианосца «Unryu» и усовершенствование «Hiryu». В пересмотренную программу 1942 года было включено строительство пяти авианосцев типа «Taiho» и пятнадцати новых авианосцев типа «Unryu». Все авианосцы первого типа и девять второго так и остались на бумаге, a «Unryu» и два однотипных корабля – «Katsuragi» и «Amagi» вступили в строй перед самой капитуляцией. Три других однотипных корабля – «Kasagi», «Ikoma» и «Aso» были спущены на воду только перед концом войны. Для «Unryu» был взят упрощенный проект «Hiryu», причем количество подъемников было сокращено до двух. Все авианосцы, за исключением двух, предполагалось оснастить установкой мощностью 152.000 л.с., так же как и прототип этой серии кораблей «Taiho» и современные тяжелые крейсера. На двух других кораблях была установлена двойная установка эсминца, мощностью только 104.000 л.с. и позволяющей развить скорость вместо 34 только 32 узла.

 

Два первых корабля этого типа «Unryu» и «Amagi» вступили в строй в августе 1944 года, но они так и не приняли участия в последних боях войны. Их использовали только в качестве транспортных средств. 19 декабря, выполняя задачу по перевозкам, «Unryu» был торпедирован подводной лодкой «Redfish» и затонул.

 

ЯПОНСКИЕ ЛЕГКИЕ АВИАНОСЦЫ.

Изображение

 

«Katsuragi» и «Amagi» (типа «Unryu») имели по два двигательных агрегата эсминцев по 52.000 WPS. Скорость 32 узла. Остальные авианосцы этого типа имели двигательную установку крейсера в 152.000 WPS, как «Soryu» и «Hiryu».

 

Радиус действия «Kasagi» 10000 миль 18-узловым ходом, скорость 32 узла. Остальные авианосцы этого типа имели двигательную установку крейсера в 152.000 WPS, как «Soryu» и «Hiryu».

«Hosho», принимавший участие в сражении у Мидуэя, затем использовался как учебный и его полетная палуба была увеличена до наиболее возможного предела.

 

В августе 1945 года к испытаниям был подготовлен легкий авианосец «Ibuki», оставшийся в единственном числе из кораблей данного типа. Он был заложен в апреле 1942 года в качестве крейсера, а летом 1943 года, через несколько недель после его спуска на воду, было решено переоборудовать его в авианосец. «Ibuki» подобен американским авианосцам типа «Independent». На нем оставили только половину двигательной установки, предусмотренной для крейсера. 72.000 л.с. сообщали авианосцу скорость 29 узлов.

 

ЯПОНСКИЕ ЛЕГКИЕ АВИАНОСЦЫ.

Изображение

 

Следует напомнить также о переоборудовании японцами двух линкоров и одного крейсера с тем, чтобы использовать их как корабли смешанного типа. После боя за остров Мидуэй линкоры «Ise» и «Hyuga» в течение года подверглись некоторым изменениям. На месте двух кормовых башен главного калибра был построен обширный ангар с подъемником, вмещающий 22 самолета. Они могли быть подняты в воздух с помощью двух катапульт за 20 минут. Планировалось такие же работы провести и на кораблях «Fuso» и «Yamashiro», но они еще до этого погибли в проливе Суригао во время боев за остров Лейте в октябре 1944 года. Нехватка самолетов не дала возможности снабдить ими оба переоборудованных корабля и в боях за Лейте они участвовали только как линкоры, без всякой авиации. Необходимо добавить, что на этих кораблях была изъята артиллерия вспомогательного калибра (восемнадцать 140-мм. орудий) и установлена зенитная артиллерия (шестнадцать 127-мм. орудий в восьми спаренных установках, шесть тридцатиствольных 120-мм. ракетных установок и 104 25-мм. зенитных автомата, из которых 93 были смонтированы в строенных установках).

 

Тяжелый крейсер «Mogami» через два года после Мидуэя, в котором он получил серьезные повреждения, снова вступил в строй. Во время ремонта он подвергся большим изменениям: две кормовые башни были заменены полетной палубой. Несколько недель спустя, 25 октября 1944 года, во время боя в проливе Суригао крейсер был потоплен. Сначала он был обстрелян корабельной артиллерией, а затем добит авиацией.

 

Японцы, так же как и англичане, считали, что в конвои необходимо включать большие торговые суда, оборудованные полетными палубами. Но ни одно из заказанных флотом таких судов не вступило в строй как транспорты; обстановка заставила их переделать в торговые суда, но у японцев имелись три других корабля с взлетно-посадочной палубой, заказанные армией, о которых будет рассказано ниже, при описании кораблей, заказанных армией для собственных нужд.

 

ТРАНСПОРТЫ ДЛЯ САМОЛЕТОВ И ГИДРОСАМОЛЕТОВ.

 

Токийское Адмиралтейство имело в своем распоряжении большое количество транспортных судов и судов заправщиков для авиации. Одни из них были специальной постройки, другие были переоборудованы из торговых судов. «Mizuho», спущенный на воду 25 февраля 1939 и потопленный 1 мая 1942 года, являлся однотипным «Chitose» и «Chiyoda», впоследствии переоборудованным в легкие авианосцы. Водоизмещение «Mizuho» равнялось 11.500 тонн, силовая установка из четырех дизелей (15.200 л.с.) сообщала ему скорость 22 узла.

Корабль «Nisshin», спущенный на воду 30 ноября 1939 года и перевооруженный 27 февраля 1942 года, был построен как крупный минный заградитель (700 мин), но имел обширную палубу, две катапульты и четыре мощные стрелы. Он мог брать на борт двенадцать разведывательных гидросамолетов. При стандартном водоизмещении 11.317 тонн скорость его достигала 28 узлов. Впоследствии этот корабль был использован как плавбаза карликовых подводных лодок, но при этом на нем было сохранено авиационное оборудование.

 

Кроме этих кораблей в транспорты авиации или заправщики для самолетов были переоборудованы 18 торговых судов водоизмещением от 5800 до 8600 тонн и скоростью хода от 15 до 19 узлов. Как правило, они могли брать на борт 12 самолетов, для которых они служили базой.

 

Японский флот использовал также определенное количество кораблей, подобных французскому «Commandante Rober Jiro» (бывший немецкий). Самым крупным из них был «Akitsushima», вооруженный в апреле 1942 года. Водоизмещение 4670 тонн. Дизельная установка в 8000 л.с. сообщала кораблю скорость в 19 узлов. Другие были значительно меньших размеров, часть из них – с деревянным корпусом.

 

Служили они спасательными судами для самолетов. Переоборудование началось с тральщика с очень длинным ютом, на корме которого был установлен поворотный кран, поднимающий от 3 до 5 тонн. Таких судов, конструкции 1933 года, к началу войны насчитывалось 15 единиц (100-200 тонн). В ходе войны было заложено 30 кораблей подобного класса водоизмещением 300 тонн. Большая часть из них была построена. Каждое судно могло перевозить по два гидросамолета. Имея длину 46,50 м, осадку 2,25 м и скорость хода 14 узлов при работе двух дизелей в 400 л.с., эти ремонтно-аварийные суда обладали большой мореходностью и поворотливостью. Каждое из авиационных соединений флота имело несколько таких мелких судов.

 

ЯПОНСКИЕ ЭСКОРТНЫЕ АВИАНОСЦЫ И ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА-НОСИТЕЛИ САМОЛЕТОВ

Изображение

 

«Akitsu Maru» и «Nigitsu Maru» – бывшие пассажирские суда компании «Nippon Kaiun Co.» Корабли были куплены армией (японская армия имела собственные корабли и флотилии) еще на верфи. О них, а также о построенном в конце войны почти таком же «Kumano Maru» будет сообщено позже – при описании судов, принадлежащих армии.

 

Планировалось построить для флота четыре корабля типа «Shimane Maru». Первый спущен на воду 17.12.1944 и в феврале 1945 остановлен постройкой при почти полной готовности. Второй спущен на воду 14.1.1945, но его в феврале было решено вновь переоборудовать в танкер.

 

Транспорты типа «Yamashiro Maru» были начаты постройкой по типу «Shimane Maru», но с более простой конструкцией. Головной закончен в январе 1945, и сразу же после этого было решено переоборудовать его в грузовое судно с угольным отоплением, однако спустя несколько недель  это решение отменили. Такая же история произошла и со вторым кораблем, но еще в период его постройки. К августу 1945 второй корабль еще не был спущен на воду.

 

Возможное игровое разделение авианосцев по выполняемым боевым задачам (в соответствии с их реальными ТТХ):

 

В предполагаемом мной формате сражений игры World of Warships, по специфике применения и техническим характеристикам авианосцы удобно разделить на 5 основных видов ): линейные, ударные, эскортные, разведывательные и авианесущие корабли со смешанным вооружением.

 

Линейный авианосец предназначен для действий в составе смешанной эскадры. Может выполнять функции ударного, однако чаще всего используется для организации авиационного прикрытия соединения. При водоизмещении в 20.000 тонн ударный авианосец может вместить около 60 самолетов в ангаре и еще немного на полетной палубе, в то время как на линейный авианосец того же водоизмещения помещаются до 80-100 истребителей ПВО. Это дает возможность одним линейным авианосцем надежно прикрыть эскадру от двух ударных. (Из 120 самолетов, имеющихся на двух ударных авианосцах, в вылете смогут участвовать не более ста. Из них - 30-50 истребителей, которые, являясь истребителями сопровождения, будут слабее, чем истребители ПВО линейного авианосца, ввиду большей массы, обусловленной необходимостью иметь значительный радиус действия.

Линейный авианосец должен иметь сильную бронированную полетную палубу, систему быстрого подъема самолетов в воздух и согласованную с соединением скорость. Во Второй мировой войне только англичане заботились о ПВО соединениях: и американцы и японцы не построили ни одного корабля этого типа. Так что, в качестве примера можно привести лишь "Illustrious".

 

Для ударного авианосца необходима скорость 29-33 узла при размещении 60-100 самолетов. Как показывает опыт войны, при сравнительно равных силах ударные авианосцы "размениваются" в сражении в отношении "один к одному". (Это связано прежде всего с распределением целей.) Вот почему два маленьких авианосца как правило лучше одного большого - в результате вражеского налета все равно гибнет один авианосец, но зато меньший. (Классический пример - сражение в Коралловом море - размен "Сехо" на "Lexington".)

Таким образом, ударные авианосцы должны отставать от современных им линейных по размерам. Для ударного авианосца главный параметр - численность авиагруппы. Этому параметру придется принести в жертву и скорость и бронирование.

Почти все крупные авианосцы Второй мировой войны - "Акаги", "Секаку", "Lexington", "Yorktown", "Essex" и другие могут быть отнесены к ударным.

 

Эскортный авианосец имеет своим назначением сопровождение небыстроходного соединения (чаще всего, конвоя) и организацию противовоздушной обороны такого соединения. При нехватке кораблей может использоваться как плохой ударный или слабый линейный авианосец, поэтому иногда этот класс называется многоцелевым (у американцев - обозначение CVE).

Вообще говоря, эти корабли следовало бы помещать в списках флотов после эсминцев и не относить основным классам - поскольку эскортные авианосцы не могут быть использованы, как атакующие корабли. Хотя некоторые не согласятся с подобным выводом учитывая действия «Оперативного соединения 77.4» контр-адмирала Спрэга в бою у острова Самар 25 октября 1944 года.

Во время Второй мировой войны таких кораблей было построено очень много - прежде всего во флоте США. (Серия "Commencement Bay", например.) После войны к этому классу были причислены все авианесущие корабли, которые утратили боевое значение, но были еще слишком молоды для списывания на слом.

 

Разведывательный авианосец так же как и легкий авианосец имеет своей целью организацию воздушной разведки. Это корабль водоизмещением восемь-двенадцать тысяч тонн, скоростью 32-35 узлов, несущий на себе 10-20 невооруженных самолетов-разведчиков, что обеспечивает обнаружение противника в круге радиуса 300 км.

Разведывательный авианосец идет отдельно от соединения (в 50-100км от него), и являет собой трудно уязвимую для авиации противника цель (из-за скорости и малого водоизмещения).

Как ни странно, появившаяся уже в наши дни концепция SCC - Sea Control Carrier, предполагающаяся строительство ряда небольших разведывательных авианосцев практически для всех малых стран-союзниц США не лишена смысла.

Идея очень проста: а) авианосец престижен, б) ударный авианосец невозможно дорог, в) разведка - основа боя.

Примерами разведывательного авианосца периода войны можно считать "Argus", и "Хосё".

 

Так же отдельным классом хотелось бы выделить:

Авианесущий корабль со смешанным вооружением – разнородная по своим характеристикам группа кораблей, сочетающая в себе различные элементы вооружения (артиллерия; противолодочные, зенитные) и авиационное вооружение. К данному классу можно отнести крейсера 1930-х годов, оборудованные для базирования гидросамолётов (шведский крейсер «Готланд», японский крейсер «Могами»).

С некоторой натяжкой к авианесущим крейсерам можно отнести несколько типов кораблей, которые никогда официально так не именовались, однако обладали признаками авианесущего крейсера:  Крейсера, которые в 1920—1930-е годы по каким-либо причинам были перестроены в авианосцы, но сохранявшие (по крайней мере некоторое время) артиллерийское вооружение (английский авианосец "Фьюриэс", американский "Саратога")

 

Но каждый должен понимать, что данное разделение, довольно условно, т.к. 2-3 эскортных авианосца смогут выполнить задачи 1 ударного. И т.д. все будет зависеть от баланса и соотношения техники в игре.

 

 

 

Отдельная благодарность за помощь в составлении данной статьи:

LexxRed

Shellback

Black_Hunter

Darth_Vederkin

 

 

Всем огромное спасибо за внимание! Все коментарии будут приниматься на доработку.

 

 

Источники:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 167 публикаций

Просмотр сообщенияNikita_Primakov (30 Апр 2013 - 12:00) писал:

"морской" - проверочное слово "мОре" :)
А вообще молодец! Материал интересный. Постепенно доработаешь - и будет отличная статья :)
Только еще заключения не хватает.
Или это мы ***, а Indestructible пишет сейчас второй пост?  :ohmy:  А мы тут со своими постами мешаем.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
589 публикаций
100 боёв

Просмотр сообщенияShellback (30 Апр 2013 - 12:02) писал:

Только еще заключения не хватает.Или это мы ***, а Indestructible пишет сейчас второй пост? А мы тут со своими постами мешаем.
:DD А ты прав! Второй пост появился)
Уважаемые модераторы, если вы здесь, то удалите, пожалуйста наши лишние посты

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
831 публикация
1 237 боёв

Просмотр сообщенияShellback (30 Апр 2013 - 12:02) писал:

Только еще заключения не хватает.
Или это мы ***, а Indestructible пишет сейчас второй пост?  :ohmy:  А мы тут со своими постами мешаем.
угадал)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 167 публикаций

Просмотр сообщенияxXIndestructibleXx (30 Апр 2013 - 12:05) писал:

угадал)
Вот мы тюлени  :amazed:
Прости уж. В таком случае нужно либо резерв заранее делать, или в самом посте предупреждать. У меня такой облом уже был.  :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 253 публикации
370 боёв

Можно еще эпиграф какого-то адмирала или кораблестроителя вначале добавить..

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
831 публикация
1 237 боёв

Просмотр сообщенияShellback (30 Апр 2013 - 12:06) писал:

Вот мы тюлени  :amazed:
Прости уж. В таком случае нужно либо резерв заранее делать, или в самом посте предупреждать. У меня такой облом уже был.  :eyesup:

я просто, не сильно опытный форумный житель)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
589 публикаций
100 боёв

Просмотр сообщенияBlack_Hunter (30 Апр 2013 - 12:11) писал:

Можно еще эпиграф какого-то адмирала или кораблестроителя вначале добавить..

Да и раз уж в первых двух темах Академии пошла такая пьянка, то пусть это будет отличительной чертой статей Академии

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
664 публикации
195 боёв

Молодец! Хорошая статья, материал очень интересный!

Я думаю, что всё-таки шрифт не стоит делать мелким в комментариях фотографий. Глаза режет.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 167 публикаций

Просмотр сообщенияNikita_Primakov (30 Апр 2013 - 12:14) писал:

Да и раз уж в первых двух темах Академии пошла такая пьянка, то пусть это будет отличительной чертой статей Академии
В этом-то и вся соль. Я думаю, может мне вообще 2 цитаты взять. Одну нельсонскую, а другую - одного кораблестроителя (не скажу какого, не скажу о чем).

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 253 публикации
370 боёв

Просмотр сообщенияShellback (30 Апр 2013 - 12:17) писал:

В этом-то и вся соль. Я думаю, может мне вообще 2 цитаты взять. Одну нельсонскую, а другую - одного кораблестроителя (не скажу какого, не скажу о чем).
Да я жиж вроде тебя "благословил"  :trollface:
Бери одну любую. Не Нэльсоном единым...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
831 публикация
1 237 боёв

Просмотр сообщенияBlack_Hunter (30 Апр 2013 - 12:11) писал:

Можно еще эпиграф какого-то адмирала или кораблестроителя вначале добавить..
Сделано....

Просмотр сообщенияtankowik (30 Апр 2013 - 12:17) писал:

Я думаю, что всё-таки шрифт не стоит делать мелким в комментариях фотографий. Глаза режет.
Тоже сделано...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 167 публикаций

Просмотр сообщенияxXIndestructibleXx (30 Апр 2013 - 12:44) писал:

Сделано....
Классную цитату взял! Можно отдельный плюс поставить, да уже никак не получится: один плюс - один пост.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 253 публикации
370 боёв

Крайне неплохо.  :great:

Осталось модераторов упросить удалить посты между 1-й и 2-й частями темы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
831 публикация
1 237 боёв

Просмотр сообщенияBlack_Hunter (30 Апр 2013 - 12:55) писал:

Крайне неплохо.  :great:
Осталось модераторов упросить удалить посты между 1-й и 2-й частями темы.

Просьба к владельцам этих постов, поставить пометки на удаление. И, соответственно, просьба к модераторам удалить посты между частями темы!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 253 публикации
370 боёв

Просмотр сообщенияxXIndestructibleXx (30 Апр 2013 - 12:59) писал:

Просьба к владельцам этих постов, поставить пометки на удаление. И, соответственно, просьба к модераторам удалить посты между частями темы!
Нажимаешь кнопка "Жалоба" на сообщении и пишешь "Просьба удалить комментарии между 1-й и 2-й частями темы". Думаю писавшие будут не против  :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
831 публикация
1 237 боёв

Просмотр сообщенияBlack_Hunter (30 Апр 2013 - 13:02) писал:

Нажимаешь кнопка "Жалоба" на сообщении и пишешь "Просьба удалить комментарии между 1-й и 2-й частями темы". Думаю писавшие будут не против  :eyesup:
Спасибо!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 167 публикаций

Просмотр сообщенияBlack_Hunter (30 Апр 2013 - 13:02) писал:

Думаю писавшие будут не против  :eyesup:
Конечно не против. А то мы как-то всю целостность картины портим. Сейчас поставлю отметку об удалении.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17 001 публикация
577 боёв

И тут курят Переслегина в части классификации АВ...:(

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×