Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Nikita_Primakov

Ледокол "Пайлот"

В этой теме 8 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
589 публикаций
100 боёв

Доброго времени суток всем форумчанам, зашедшим на огонёк!

Как, возможно, кто-либо из вас знает, вчера, 22 апреля, был знаменательный день. Со стороны непросвещённых в данном вопросе резонен вопрос:"Чем же он знаменателен?" Отвечу вам - 22 апреля 1864 года в городе Кронштадт был спущен на воду первое в мире судно ледокольного типа - пароход "Пайлот". Об этом пароходе мы и поговорим сегодня.



Ледокол "Пайлот"

Изображение



Борьба со льдами


Бороться со льдами, преграждающими путь, моряки стремились с давних времён. Ещё в XIX веке суда на в Балтийском море с началом ледостава порой оборудовали закрепляемой на форштевень специальной насадкой – похожей по форме на нос современных ледоколов. Но варианты технического решения чисто ледокольного судна были тогда ложны – конструкторам, полагавшимся на силу механического двигателя и паровой энергетической установки, оно представлялось ледорезом, рассекающим льды удлиненной носовой частью. Существовало множество и других идей, которые были основаны на борьбе с льдом «прямой», так сказать, режущей силой. Среди тех, кто искал возможные решения данной проблемы, был даже известный писатель Жюль Верн, в своём романе о капитане Немо предложивший нагревать корпус судна (кстати, теперь на атомных ледоколах, обладающих избытком теплопроизводительности, начиная с "Арктики", эта идея реализуется). Но для энергетических установок того века это было утопией.

Новатором же оказался кронштадтский судовладелец Михаил Осипович Бритнев, который решил создать не имеющее в то время аналогов судно, способное . Так, 27 апреля 1884 года газета "Кронштадтский вестник" сообщала:"Большое удобство для публики, желающей ехать в Петербург и для приезжающих оттуда, доставляет винтовой пароход "Пайлот" почетного гражданина Бритнева, который ходит ежедневно до настоящего открытия навигации три раза в день с пассажирами в Ораниенбаум в 8, 12 и 3 часа".


Из простого парохода в ледоколы


"Пайлот" не был с нуля построенным ледоколом - основой для него послужил пароход, владельцем которого и был Михаил Осипович Бритнев. По его указанию, в 1864 году в Кронштадте на пароходе была срезана носовая оконечность под углом 20° к линии киля по образцу поморских торосных лодок - кочей (деревянных, одномачтовых, однопалубных  судов XI−XIX веков, корпус которых, благодаря своей форме, противостоял сжатию во льдах), в результате чего судно могло наползать на лед и ломать его своей тяжестью. 22 апреля 1864 года судно было спущено на воду и введено в эксплуатацию и стало первым в мире ледоколом.

Испытания и дальнейшая судьба

В начале ноября 1866 года, когда большая часть Финского залива покрылся льдом, чиновники Морского ведомства провели сравнительные испытания двух кораблей: ледокола  "Пайлот" и ледокольного судна "Опыт", которое, в отличие от "Пайлота", было снаряжено гирями для колки льда. "Пайлот" выиграл испытание, намного обойдя застрявший во льдах "Опыт". Однако, несмотря на успех «Пайлота», перспективной была признана конструкция ледоколов оснащенных различными устройствами для колки или резки льда (по типу «Опыта»).

Успех и известность конструкции ледокола Бритнева принесла холодная зима 1870-1871 годов. В ту зиму замерзла Эльба и акватория порта Гамбурга. Судоходство прекратилось, владельцы судоходных компаний несли убытки. В этой ситуации власти Гамбурга за 300 рублей купили у Бритнева чертежи "Пайлота", переделали по его подобию несколько портовых паровых судов и восстановили навигацию. Этому же примеру последовали многие предприниматели Дании, Швеции и США. В дальнейшем в результате усовершенствования бритневской конструкции в различных странах появились собственные проекты ледоколов - ледоколы с носовым винтом (американского типа), ледоколы гамбургского типа и многие другие.

Успех и мировое признание бритневских ледоколов "Пайлот" натолкнули адмирала Макарова, который лестно отзывался о кораблях Бритнева, на идею строительства мощного арктического ледокола "Ермак".


Графические материалы
Коч XVII века, форму корпуса которого позаимствовал Бритнев при создании ледокола:

Изображение


Ледокол "Пайлот" на марке (осторожно, большое изображение):

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Коллекционер-испытатель
3 423 публикации
1 272 боя

ОЙ!Где-то я эту марку у себя видел...

Спасибо за тему.) и+

Вот так наши идеи не найдя у нас же применения уходят туда,а потом к нам же и возвращаются:)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
664 публикации
195 боёв

Интересный такой ледокол. Спасибо за информацию, с интересом прочёл!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
589 публикаций
100 боёв

Просмотр сообщенияMatsuo (23 Апр 2013 - 17:47) писал:

ОЙ!Где-то я эту марку у себя видел...Спасибо за тему.) и+Вот так наши идеи не найдя у нас же применения уходят туда,а потом к нам же и возвращаются:)
Оно-то да, но тут, надо заметить, не тот случай - данная идея применение у нас нашла) "Ермака" построили, "Арктика" чего стоит, "Ленин" потом, еще многие корабли...

П.С. Спасибо за отзывы! :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
769 публикаций
1 709 боёв

Кратко. Доступно. Ненавязчиво. Плюс.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
1 651 публикация
3 118 боёв

Мне то же понравилось!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
510 публикаций
2 804 боя

Завершу-ка я свой обход на этой теме, понравилась +, а нет, закончились уже, ну тогда завтра поставлю не беда.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×