Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
firstDEN

Последний поход Военно-Морской Флота Российской империи

В этой теме 2 комментария

Рекомендуемые комментарии

125 публикаций
810 боёв

 

С 31 октября 1920 года из портов Крыма началась эвакуация белогвардейских войск Юга России генерала П.Н. Врангеля. 2 ноября 1920 года в 15 часов с рейда Севастополя одним из последних вышел в море крейсер “Генерал Корнилов” (бывший “Очаков”) с самим генералом Врангелем, его штабом и штабом флота. Последними, 4 и 5 ноября, были вывезены войска, отошедшие в Керчь. Через несколько дней на рейде Константинополя собрались все 120 кораблей и торговых судов бывшего Черноморского флота, эвакуировавших около 150 тысяч человек. Не досчитались лишь одного эсминца “Живой”, который, по всей вероятности, погиб во время шторма.

 

В Константинополе Черноморский флот 21 ноября приказом его командующего, вице-адмирала М.А. Кедрова, был реорганизован и переименован в Русскую эскадру, которая хотя и испытывала недостаток в личном составе, в топливе и припасах, все же представляла собой внушительную силу. В состав эскадры входили: новейший линкор “Генерал Алексеев” (бывший “Император Александр III”), старый броненосец “Георгий Победоносец”, крейсер “Генерал Корнилов” и вспомогательный крейсер “Алмаз”, 6 эсминцев типа “Новик” (“Гневный”, “Дерзкий”, “Пылкий”, “Беспокойный”, “Поспешный” и “Цериго”), 4 эсминца более старых типов, дивизион подводных лодок (“Тюлень”, “Утка”, “Буревестник” и “АГ-22”), 2 канонерские лодки, посыльное судно, тральщики, транспорты, ледоколы, 2 гидрографических судна, плавмастерская “Кронштадт” и база подводных лодок “Добыча”.

После продолжительных переговоров с представителями Антанты, отнюдь не заинтересованной в сохранении независимой мощной эскадры, барон Врангель вынужден был дать письменное обязательство: “Отдавая себе отчет в том, что Франция - единственная держава, признающая правительство Юга России и оказавшая ему материальную и моральную помощь, я отдаю мою армию и мой флот и всех, кто за мной последовал, под ее покровительство. Я рассматриваю также эти корабли как залог в уплату тех издержек, кои предстоят для оказания первой помощи, вызываемой текущими событиями”. 8 декабря 1920 года 33 корабля Русской эскадры с 5200 беженцами покинули Константинополь и 23 декабря пришли в Бизерту - потерявшую стратегическое значение базу в Тунисе, которую до первой мировой войны правительство России хотело арендовать для создания там опорного пункта русских кораблей при их действии против Дарданелл.

Так на далеком африканском берегу возникла русская военно-морская колония. Новый командующий эскадрой контр-адмирал М.А. Беренс (в 1915-1916 годах командир знаменитого эсминца “Новик”) и его штаб, возглавляемый контр-адмиралом А.И. Тихменевым, пытались сделать все возможное, чтобы сохранить дисциплину и некоторую боеспособность кораблей. Моряки собственными силами отремонтировали линкор, крейсер, три новых эсминца и все подводные лодки. В старом французском форте Джебель-Кебир разместился Морской корпус, в последующие годы осуществивший 5 выпусков офицеров (300 человек). Директором Морского корпуса все это время являлся вице-адмирал А.М. Герасимов. На борту подводной лодки “Утка” по инициативе ее командира капитана 2 ранга Н.А. Монастырева даже начал выпускаться журнал “Морской сборник” - один из трех одноименных журналов, издававшихся в 20-е годы в советской России и за рубежом. “Георгий Победоносец” был переоборудован под общежитие для офицерских семей. Но за исключением парусно-паровой баркентины воспитанников Морского корпуса, французские власти запретили кораблям эскадры выходить в море. Так продолжалось почти 4 года.

Осенью 1924 года Франция установила дипломатические отношения с СССР, который потребовал возврата русских кораблей. Французское правительство согласилось на это при условии признания СССР царских долгов. После отказа признать долги, эскадру решили расформировать и передать в ведение командира базы. С заходом солнца 30 октября 1924 года на последних кораблях Российского Императорского флота были спущены Андреевские флаги, и только через 68 лет, 26 июля 1992 года, они снова взвились над нашими кораблями.

Морской корпус просуществовал до мая 1925 года, а большинство кораблей Русской эскадры ветшало, и к 1930 году были проданы на металлолом. Только отлично оборудованной плавмастерской и нескольким транспортам удалось еще поплавать под иностранными флагами, да 305-мм орудия “Генерала Алексеева” постреляли в 1944 году по Ла-Маншу из немецкого форта на острове Гернси. Судьба разбросала моряков Русской эскадры по всему миру. Более тысячи их вернулось по амнистии 1921 года на Родину и сразу попало в “фильтрационные комиссии”...

Флаг последнего командующего эскадрой контр-адмирала М.А. Беренса хранится в Нью-Йорке в музее “Общества офицеров Российского Императорского флота в Америке”, преобразованного в 1953 году из “Общества бывших русских морских офицеров в Америке”. Первым председателем “Общества” в 1923 году был избран отважный командир подводной лодки “Тюлень” капитан I ранга М.А. Китицын.

На фотографиях

Линкор «Георгий Победоносец» Русской Эскадры, внутренний рейд Бизерты, конец 1920-х годов

Вице-адмирал М. А. Кедров, контр-адмирал М. А. Беренс, контр-адмирал А. И. Тихменев на подводной лодке «Тюлень» в Бизерте, июль 1921 года

 

Линкор «Георгий Победоносец» Русской Эскадры, внутренний рейд Бизерты, конец 1920-х годов.jpg

Вице-адмирал М. А. Кедров, контр-адмирал М. А. Беренс, контр-адмирал А. И. Тихменев на подводной лодке «Тюлень» в Бизерте, июль 1921 года.jpg

  • Плюс 5

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
105 публикаций
165 боёв

Познавательно 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×