Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
tankowik

Линейный корабль первого ранга "Ройял Джордж"

В этой теме 9 комментариев

Рекомендуемые комментарии

664 публикации
195 боёв

Приветствую вас, уважаемые завсегдатаи и гости форума! Представляю вашему вниманию самое крупное судно в мире, на момент спуска на воду…

HMS Royal George

Изображение

HMS Royal George (1756) — 100-пушечный линейный корабль первого ранга. Третий корабль Королевского флота, названный в честь королей Георгов Ганноверской династии. Участвовал в Семилетней войне, входил в Западную эскадру Флота Канала (адмирал Эдвард Хок). Бо́льшую часть 1759 года провел в блокаде Бреста. В ноябре этого года флагман Хока HMS Ramillies встал в док на ремонт. Адмирал перенес флаг на Royal George. Он и был флагманом при Кибероне, где потопил французский «Superbe». С 1763 по 1778 год был в резерве, в консервации. В 1778 снова вошел в строй и принял участие в Американской Войне за независимость. В январе 1780 участвовал в Битве при лунном свете. Перевернулся и затонул в Спитхеде в 1782 году.

 

Изображение

Технические хар-ки

 

108-пушечный корабль первого ранга Британского королевского флота «Ройял Джордж», спущенный со стапелей в 1747 году, по праву считался лучшим среди многих. В течение тридцати пяти лет он верой и правдой служил английской короне. За это время пять британских адмиралов поочередно держали на «Ройял Джордже» свои штандарты, за что линкор получил неофициальное название «корабль адмиралов». Он участвовал во многих морских сражениях, не раз одерживая блестящие победы. В одном из поединков он ядрами своих пушек отправил на дно французский 70-пушечный линейный корабль "Сюперб", в другом - прижал к берегу и поджег 64-пушечный "Солейл Рояль".

Spoiler

Изображение

Служба:  Великобритания

Класс и тип судна линейный корабль 1 ранга 100-пушечный корабль, уложение 1745 года

Тип парусного вооружения Трёхмачтовый корабль

Организация Королевский флот

Изготовитель королевская верфь, Вулвич

Строительство начато 8 января 1747

Спущен на воду 18 февраля 1756

Введен в эксплуатацию октябрь 1755 (до спуска)

Выведен из состава флота затонул 29 августа 1782

Основные характеристики

Водоизмещение 2047 тонна[1]

Длина по гондеку 178 футов (54,3 м)

Длина по килю 143 фт 5,5 дюйма (43,7 м)

Ширина по мидельшпангоуту 51 фт 9,5 дм (15,8 м)

Глубина интрюма 21 фт 6 дм (6,6 м)

Двигатели Паруса

Вооружение

Общее число орудий 100

Орудий на гондеке 28 × 42-фунтовых пушек

Орудий на мидельдеке 28 × 24-фн пушек

Орудий на опердеке 28 × 12-фн пушек

Орудий на шканцах 12 × 6-фн пушек (после перевооружения)

Орудий на баке 4 × 6-фн пушки

 

 

Изображение

Гибель "красы" Британского адмиралтейства

 

В конце августа 1782 года «Ройял Джордж» под флагом контр-адмирала Ричарда Кемпенфельда бросил якорь на рейде Спидхеда, где располагалась база Королевского флота. Гордость Британии нуждалась в мелком ремонте, (кингстон правого борта пропускал воду). После его завершения флагман должен был отправиться в Средиземное море на встречу с английской эскадрой.

На время стоянки офицеры корабля получили разрешение, не покидая судно, повидаться с семьями перед дальней дорогой. Женщины и дети наводнили палубы. С ними смешались многочисленные торговцы и менялы, прознавшие, что команда перед походом получила жалование и лелеявшие надежду поживиться. В результате получилось так, что с раннего утра 29 августа на судне помимо 900 человек команды и контр-адмирала, находившегося в своей каюте, собрались еще около трех сотен званных и незваных гостей.

Готовясь к походу в Гибралтар в составе флота адмирала Хау. Royal George был закренен на левый борт с помощью смещения груза, для работ на подводной части. С этой целью все орудия левого борта были выдвинуты в открытые для этой цели пушечные порты, а орудия правого борта перемещены к центру судна, и волна время от времени заплескивалась в орудийные порта левого борта, накапливаясь в палубе, уменьшая таким образом остойчивость. Одновременно с ремонтом происходила погрузка корабля. С причаливших к флагману двух портовых суденышек матросы перетаскивали в трюм бочки с ромом, запасы воды и провизии, таким образом на корабль оказывался дополнительный кренящий момент .

Вскоре кингстон был исправлен, пушки поставлены на место, но корабль почему-то не выпрямился, а даже наоборот — накренился еще больше. Один из матросов обратил внимание на то, что вода поступает внутрь через открытые пушечные порты левого борта, и бросился наверх с докладом к вахтенному офицеру.

Иерархия на флоте всегда соблюдалась очень жестко. Рядовому составу было строжайше запрещено показываться на верхней палубе, на что офицер, недавно назначенный на судно, раздраженно и указал матросу, не приняв в расчет саму причину такого его поведения.

Моряк спустился вниз и обнаружил, что вода все прибывает. Не выдержав, он помчался на поиски другого, более покладистого офицера. На этот раз ему повстречался опытный лейтенант, который соблаговолил выслушать рядового матроса, после чего предпринял некие действия, необходимые для выпрямления корабля. Прежде всего, он отдал команду: «Все наверх!»

И вот тут-то, то ли потому, что большая часть матросов бросила погрузку и рванула из трюмов наверх по тому самому критичному левому борту, то ли из-за неожиданного порыва ветра, а может и по всем этим причинам «Ройял Джордж» потерял остойчивость и начал все больше и больше валиться на левый борт. Через несколько секунд незакрепленные орудия и уже погруженные бочки с водой и ящики с провизией сдвинулись со своего места и еще больше увеличили крен.

Изображение

Сотни очевидцев утверждали впоследствии, что прошло не более полутора минут, как только что возвышавшийся на рейде «корабль адмиралов» — краса и гордость Британского адмиралтейства — под страшный грохот сдвинувшихся с места орудий и многоголосый визг раздавленных людей лег мачтами на воду и тут же пошел на дно.

Вместе с линкором затонуло и пришвартованное к нему грузовое суденышко. Что касается человеческих жертв, то их количество потрясло всю Британию: около тысячи человек, включая контр-адмирала Кемпенфельда, за считанные минуты нашли свою смерть на спидхедском рейде. Среди спасшихся, помимо взрослых мужчин, была только одна женщина и единственный ребенок.

Официальная версия

Spoiler

Изображение

Резьба по моржовому клыку

Известный русский мореплаватель В. М. Головнин в своих «Описаниях примечательных кораблекрушений» указывал, что «это несчастное и до того неслыханное происшествие случилось от крайнего небрежения и беспечности корабельного командира и офицеров». Он основывался на информации о том, что после встречи с матросом, офицер решил для пущего эффекта отдать команду на спрямление корабля одновременно с подъемом флага, в результате чего драгоценное время было упущено.

Однако члены трибунала британского адмиралтейского суда, разбиравшие это кошмарное дело, пришли к совершено другим выводам. Они заключили, что открытые пушечные порты, пренебрежение к младшему составу команды и, как следствие, беспечность и заносчивость морских офицеров здесь непричем, а повинна в гибели «Ройял Джорджа» так называемая «сухая гниль» — постепенное и незаметное на глаз разрушение корпуса, которое заканчивается внезапным выпадением целых фрагментов деревянной обшивки. Другими словами, в тот страшный день из днища корабля выпал огромный кусок, в результате чего в трюмы флагмана хлынула вода. «Это подтверждается точными фактами, которые у членов трибунала адмиралтейского суда не вызывают спора или сомнения» — заключили следователи. Подобный вывод полностью реабилитировал офицерский состав Британского флота и перекладывал всю вину на гражданских лиц — хозяев судоверфи, якобы допустивших во время последнего ремонта корабля серьезные просчеты и не увидевших грозящую беду.

Однако официальной версии никто не верил. Если бы от днища действительно оторвался бы большой кусок, то корабль не стал бы сначала ложиться на борт, а отправился бы на дно как стоял — кверху мачтами. К тому же появлению «сухой гнили» предшествуют сильные течи, которые просто невозможно не заметить.

 

 

Изображение

Медальон, посвящённый гибели "Ройяла Джорджа"

Заколдованное место

 

В середине XVIII века англичане провели первые водолазные работы на месте гибели флагмана. Водолазы осмотрели корпус затонувшего судна, но никаких «отвалившихся кусков» не обнаружили, что полностью исключает официальную версию.

Ныряльщикам удалось поднять несколько бронзовых пушек, чугунные ядра, посуду, человеческие черепа и кости. Позже был найден корабельный колокол, который повесили на колокольню местной портовой церкви. Из флагманской каюты достали серебряное блюдо, глиняную трубку, корабельную печать, пистолет, серебряную пряжку от ботинка, кусок адмиральского палаша, медаль и золотое кольцо, снятое со скелета погибшего адмирала.

Несколько позже водолазам удалось обнаружить еще один ствол пушки. Но, к всеобщему удивлению, он не принадлежал к артиллерии «Ройял Джорджа». В процессе дальнейших поисков обнаружилось еще несколько подобных орудий и… полуразвалившийся корпус гораздо более старого корабля. Тогда-то вспомнили, что еще триста лет назад на том же самом месте затонул «Мери Роуз» — один из самых больших и мощных военных кораблей английского короля Генриха VIII. Он имел три сплошных палубы, на которых была установлена самая мощная по тому времени артиллерия: 39 больших орудий и 53 малых. Самое интересное, как выяснилось из исторических записей, что «Мери Роуз», не только погиб в той же гавани, так же как и «Ройял Джордж» на виду всей английской эскадры, а то, что трагедия случилась по той же самой причине — из-за потери остойчивости…

 

Изображение

Всем традиционное спасибо за внимание! Удачи!

 

Используемые источники: http://ru.wikipedia....al_George_(1756)

http://www.chronoton...ea/Royal-George

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
872 публикации
329 боёв

Очень интересно.Лови+.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
364 публикации
1 048 боёв

Напомнило "кучность" гибели Императрицы Марии и Новороссийска в Севастополе, при не менее таинственных обстоятельствах. Странно все это )))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
510 публикаций
2 794 боя

Ах! Такая красота и так затонула! Жалко.

 

+

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
30 публикаций
17 боёв

Морская нация - мать в дышло, в этом они ревут!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
374 публикации
1 140 боёв

Боже, какая нелепая и маразматичная смерть корабля. Один из тех случаев, когда можно сказать, что он "слился"...

А как можно было его спасти? Допустим, если бы матроса послушали сразу. Срочно передвинуть все пушки (и людей) на правый борт, начать откачивать воду и пришвартоваться к соседним линкорам?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
664 публикации
195 боёв

Просмотр сообщенияToyMachine (09 Мар 2013 - 16:44) писал:

А как можно было его спасти? Допустим, если бы матроса послушали сразу. Срочно передвинуть все пушки (и людей) на правый борт, начать откачивать воду и пришвартоваться к соседним линкорам?
Да, таким образом его можно было спасти. Ещё можно было срочно кинуть якорь по правому борту.
Но, как говорится, "если бы знал, куда упадёшь, соломку бы постелил". Кто же мог подумать, что этот победоносный корабль утонет в родной гавани...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
589 публикаций
100 боёв

Сразу шведскую "Вазу" вспомнил. Тоже, считай, нелепо затонул корабль. А жаль..

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
249 публикаций

Перевернулся и затонул в Спитхеде в 1782 году. Как так ошибки проектирования (в чертежах)? Конструкторы должны же были все продумать?

Изменено пользователем HOPMAHH__

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×