Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
tankowik

Галеон "Ваза"

В этой теме 17 комментариев

Рекомендуемые комментарии

664 публикации
195 боёв

Приветствую вас, уважаемые форумчане! На этот раз речь зайдёт о живописнейшем корабле шведского флота! Итак, понеслись...

 

Vása

Изображение

«Ваза» (также «Васа», швед. Vasa) — шведский боевой корабль, спущенный на воду летом 1628 года. Своё название корабль получил в честь царствовавшей в то время династии шведских королей Ваза.

Будучи одним из самых крупных и дорогостоящих боевых кораблей шведского флота, «Ваза» должен был стать его флагманом, однако

из-за конструктивных ошибок корабль опрокинулся и затонул в своём первом выходе из Стокгольмской гавани 10 августа 1628

года. В 1961 году корабль был поднят, законсервирован, подвергнут реставрации и в настоящее время экспонируется в специально построенном для него музее. «Ваза» — единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала XVII века.

 

История создания

 

История «Вазы» началась 16 января 1625 года, когда король Швеции Густав II Адольф подписал с голландским кораблестроителем Хенриком Хюбертссоном контракт на постройку нового боевого корабля для шведского флота. По замыслу короля, новый корабль должен был стать флагманом Шведского королевского флота, самым крупным и самым тяжеловооружённым кораблём из всех, имевшихся в распоряжении стран, располагавших выходом к Балтике. В том же году для постройки корабля было срублено около 16 гектаров дубового леса, то есть более тысячи деревьев.

Непосредственно работы по постройке корабля начались весной 1626 года под руководством Хюбертссона на верфи военного флота Блазиенхольмен близ Стокгольма. При этом деятельное участие в постройке «Вазы» принимал сам король. В частности, он лично утверждал размеры и состав вооружения будущего флагмана своего флота. На постройке было занято более 400 человек. Тогда же для «Вазы» начали отливать бронзовые пушки.

Уже при постройке «Вазе» было присвоено звание «королевского корабля», что подчёркивало его особый статус. Корпус корабля богато украшался позолоченными и раскрашенными резными скульптурами. К созданию «Вазы» были привлечены лучшие работники — плотники, пильщики, кузнецы, столяры, маляры… Новый корабль вызывал восхищение и гордость у жителей Стокгольма. С не меньшим интересом следили за строительством и представители враждующих со Швецией держав. В частности, письмо датского советника в Стокгольме Эрика Краббе содержит полную и детальную информацию о вооружении «Вазы».

В 1627 году судостроитель Хенрик Хюбертссон умер. Его преемником в работе над «Вазой» стал судостроитель верфи Блазиенхольмен Хайн Якобссон. Осенью того же года корабль был спущен на воду.

К началу 1628 года «Ваза» был в целом готов. 16 января, ровно через три года после заключения контракта на постройку, король Густав II Адольф посетил верфь Блазиенхольмен, осмотрел корабль и остался им доволен. К лету 1628 года «Ваза» был отбуксирован к королевскому дворцу и пришвартован там.

Spoiler
Изображение

Технические хар-ки

 

Тип судна: Галеон

    Государство флага: Швеция

    Принадлежность: Военный флот Швеции

    Верфь Верфь Блазиенхольмен, Стокгольм

    Корабельный мастер Хенрик Хюбертссон

    Хайн Якобссон

    Строительство начато 1625

    Спущен на воду 1627

    Введён в эксплуатацию 1628

    Выведен из состава флота 10 августа 1628 года, затонул при первом же выходе из гавани;

    поднят 24 апреля 1961 года;

    в настоящее время — музей

   Параметры

    Водоизмещение 1210 т (приблизительно)

    Длина между перпендикулярами 69 м

    Ширина по мидельшпангоуту 11,7 м

    Высота от киля до клотика грот-мачты 52,5 м

    Экипаж 145 матросов; 300 солдат

    Вооружение

    Общее число орудий 64 орудия, из них:

    48 × 24-фунтовых орудий;

    8 × 3-фунтовых орудий;

    2 × 1-фунтовых орудия;

    6 × мортир

Гибель "Вазы"

 

Изображение

К воскресению 10 августа всё было готово к плаванию. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. На борту находилось около 100 человек экипажа, а также их семьи — женщины и дети (по случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество, поэтому членам экипажа разрешили взять с собой членов своих семей и родственников). Целью первого плавания «Вазы» была выбрана военно-морская база Эльвснаббен к юго-западу от Стокгольма.

В гавани города собралась толпа горожан, следивших за отплытием корабля. Впрочем, для отплытия потребовалось немало времени — ветер дул с юго-запада, поэтому первые несколько сотен метров корабль приходилось вытягивать с помощью якорей. Затем, выйдя на открытое пространство, капитан корабля Сёфринг Ханссон приказал поднять четыре паруса — фок, фор-марс, грот-марс и бизань. После постановки парусов «Ваза» отсалютовал собравшимся бортовым залпом и отправился в своё первое плавание.

Когда корабль вышел на открытое пространство бухты, сильный порыв ветра наполнил паруса, и «Ваза» начал крениться на подветренную сторону, но затем выровнялся и прошёл ещё примерно 1300 метров, дойдя до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. Там, в ста метрах от острова, новый порыв ветра снова накренил корабль, на этот раз значительно сильнее. Вода хлынула через открытые пушечные порты, корабль лёг на борт и начал тонуть с поднятыми парусами и развевающимися флагами.

На место катастрофы быстро прибыла помощь — матросы других кораблей на парусных и гребных лодках — однако к их прибытию корабль успел почти полностью уйти под воду. Спасателям оставалось лишь подобрать уцелевших в крушении и доставить на Бекхольмен и в порт Стокгольма, что и было сделано. Хотя катастрофа произошла недалеко от берега, вместе с «Вазой» погибло около 50 человек — почти половина из находившихся на борту людей.

Подъём корабля и дальнейшая его судьба

 

Spoiler
Изображение

Карта первого плавания «Вазы». Цифрами обозначены:

1 — Верфь, где в 1626—1628 годах был построен корабль

2 — Стоянка корабля около королевского дворца летом 1628 года. Отсюда же «Ваза» отправился в первое плавание.

3 — Место гибели корабля 10 августа 1628 года.

 

В течение нескольких лет после гибели «Вазы» предпринимались неоднократные попытки его подъёма. Характерно, что основной причиной этих попыток была даже не ценность корабля как такового, а 64 дорогие бронзовые пушки, затонувшие вместе с ним.

Проекты подъёма корабля были довольно разнообразны, однако в большинстве своём нереализуемы — лишь некоторые из предложенных вариантов действительно имели какие-то шансы на успех. В частности, корабль пытались вытащить волоком по дну на остров Бекхольмен, от берегов которого до места катастрофы было не более ста метров (впоследствии, в середине XX века, когда «Ваза» был поднят на поверхность, на нём было обнаружено свыше двух десятков якорей, которыми цепляли корабль). Однако успехом эта операция не увенчалась.

После того как попытки поднять корабль целиком ничего не дали, для подъёма пушек была снаряжена экспедиция водолазов под руководством шведа Альбректа фон Трейлебена. В их распоряжении имелся только водолазный колокол. Ситуация осложнялась тем, что корабль затонул неповреждённым. Чтобы поднять на поверхность одну пушку, водолаз должен был на дне, в полной темноте и холоде, в одиночку, используя только крюк и молот, снять весившее почти тонну орудие с лафета, вытащить его через пушечный порт и поднять на поверхность. Тем не менее, водолазы Трейлебена справились с этой сложнейшей работой — в течение 1664-1665 годов с «Вазы» было поднято 53 пушки. Ещё одну подняли в 1683 году. На этом спуски на «Вазу» в XVII веке были прекращены. Показательно, что в середине XX века водолазу, располагающему современным оборудованием для подводных работ и осветительными приборами, для подъёма на поверхность одной пушки потребовался целый день. После подъёма пушек водолазы утратили к «Вазе» всяческий интерес. Корабль был забыт, пропали и данные о его местоположении.

 

В середине XX века историк Андерс Франсен, специализирующийся на военно-морском флоте Швеции, заинтересовался королевским галеоном. Потративший около 5 лет на исследование морского дна Балтийского моря, в 1956 году Андерс на глубине 30 метров нашел то, что искал. Еще пять лет понадобились для подъема затопленного судна.

Несмотря на то, что галеон "Ваза" более трех столетий пролежал на дне моря, он неплохо сохранился. В 1961 году корпус корабля поместили в здание судоремонтных мастерских, где затем открылся музей. В 1990 году для судна построили отдельное здание. С тех пор музей существенно разросся, появились экспозиции, посвященные истории строительства, затопления и подъема корабля. В музее «Вазы» есть кинозал, где демонстрируется фильм об истории корабля, проводятся экскурсии с гидом. К 2007 году в музее побывало более 25 млн посетителей.

Итак, дорогие читатели, мы переходим от истории этого судна к его экспозиции в Стокгольме.

 

Spoiler
Изображение

Вот так выглядит здание с одним единственным кораблём.

Изображение

Носовой выступ подкрепляет снасти, также здесь расположен гальюн для экипажа.

Изображение

Изображение

На "Вазе" имеется свыше 700 резных фигур!

Изображение

Изображение

На крышках орудийных портов, с внутренней стороны, расположены львиные головы.

Эх, вот мы и уперлись в лимит на интегрированные картинки. Но продолжение следует!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
664 публикации
195 боёв

Самое большое количество резных фигур находится конечно же на корме.

 

 

Spoiler
Изображение

Корму украшает герб шведского королевства

Изображение

Изображение

Восстановленная резьба крыши кормового мостика была заново покрашена и выглядит так, как в момент гибели.

Изображение

Скульптуры были окрашены яркие цвета, так что корабль просто пламенел цветом.

Изображение

На палубе размещались 3 шпиля, для тяжёлых работ с бегучем такелажем, битенги для крепления снастей, и множество других приспособлений для управления парусами.

 

Изображение

 

Изображение

История обнаружения корабля заслуживает отдельного рассказа и этому посвящена отдельная экспозиция в музее. Было несколько попыток найти корабль и поднять со дна Балтики. Корабль стал знаменит не оттого, что его нашли. Все было наоборот: его целенаправленно искали и подняли именно потому, что он был знаменит. Слава корабля началась еще на воде.

 

Изображение

Модель корабля

Изображение

Ну вот мой рассказ подошёл к концу. Всем огромное спасибо за внимание! Удачи!

 

Используемые источники: http://infmir.ru/art...stockholm_vasa/

http://yourwo.com/20...о-корабля-ваза/

http://dishmodels.ru/wshow.htm?p=2079

http://ru.wikipedia....i/Ваза_(корабль)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
686 публикаций
34 боя

вот что бывает когда боевой корабль превращают в плавучую выставку  деревянных резных фигур. автор молодец особенно  фотографии понравились +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
589 публикаций
100 боёв

Да-да, про корабль слышал, когда его поднимали со дна

Тема интересная, особенно фотографии. Так что заслуженный +!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
532
[RONIN] Matsuo
Коллекционер-испытатель
3 423 публикации
1 272 боя

Хороший рассказ.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник, Бета-тестер, Репортер
1 080 публикаций
905 боёв

Интересная история, я пару раз был в этом музее, там классно :3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
510 публикаций
2 804 боя

Понавешивали, неудивительно что так в итоге все "обернулось".

Вообщем, интересно было почитать и посмотреть. Хорошие фотографии.

А все это значит, что? Правильно! +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
31 публикация
267 боёв

Когда я там был, нам рассказывали, что одной из причин затопления являлась лишняя надстроеная палуба, которая была сооружена для увеличения огневой мощи.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
30 публикаций
270 боёв

Просмотр сообщенияTomas_Plein (02 Мар 2013 - 16:03) писал:

вот что бывает когда боевой корабль превращают в плавучую выставку  деревянных резных фигур. автор молодец особенно  фотографии понравились +
немножечко не так: вот что бывает когда в постройку такой сложной инженерной конструкции вмешивается высокопоставленный дилетант!

Цитата

При этом деятельное участие в постройке «Вазы» принимал сам король. В частности, он лично утверждал размеры и состав вооружения будущего флагмана своего флота
читал когда то интересную книжку, Лев Скрягин "Тайны морских катастроф" в ней описывалась гибель "Вазы" и её причины,
основной причиной послужило то, что король повелел добавить орудий когда корпус уже был готов, это сильно нарушило остойчивость и привело к гибели корабля!
и если мне не изменяет память, в тексте первого сообщения особенно в разделе про гибель корабля как раз и есть текст из той книжки!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
60 публикаций

Спасибо! Интересно было читать +1 :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
664 публикации
195 боёв

Просмотр сообщенияpetro4151 (02 Мар 2013 - 22:53) писал:

И если мне не изменяет память, в тексте первого сообщения особенно в разделе про гибель корабля как раз и есть текст из той книжки!

Это копи-пастил из "вики". А книги Лева Скрягина и вправду интересные! Только вы, наверное, имели ввиду "300 катастроф, которые потрясли мир"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
30 публикаций
270 боёв

Просмотр сообщенияtankowik (03 Мар 2013 - 15:57) писал:

Это копи-пастил из "вики". А книги Лева Скрягина и вправду интересные! Только вы, наверное, имели ввиду "300 катастроф, которые потрясли мир"
нет книга называлась "Тайны морских катастроф" вот она http://www.e-reading....php?book=52679
история "Вазы" называеться: "цена королевской прихоти", раздел: со стапеля на дно

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
664 публикации
195 боёв

Просмотр сообщенияpetro4151 (03 Мар 2013 - 16:11) писал:

нет книга называлась "Тайны морских катастроф" вот она http://www.e-reading....php?book=52679
история "Вазы" называеться: "цена королевской прихоти", раздел: со стапеля на дно
Ага, точно! Просто пролистал содержание, и не заметил эту статью, хотя именно её искал!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 публикация
170 боёв

всему вина количество и калибр орудий, королю же виднее... :Smile_sceptic:

P.S. не единый случай переворота корабля из за ветра или небольшого количества воды в трюме, всему виной перегруз пушек, в пример, посмотрите фильм "Тайна гибели Мери роуз", корабль был потоплен одним каменным ядром.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
31 публикация

Корабль красивый, жаль, что утонул так глупо. Тогда ведь линкороподобные корабли только начинали строить, неудивительно, что были допущены конструкторские ошибки.

Хотелось бы съездить в этот музей, посмотреть, надеюсь, когда-нибудь у меня получится...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
664 публикации
195 боёв

Просмотр сообщенияSovereign27 (05 Мар 2013 - 15:40) писал:

Корабль красивый, жаль, что утонул так глупо. Тогда ведь линкороподобные корабли только начинали строить, неудивительно, что были допущены конструкторские ошибки.
Хотелось бы съездить в этот музей, посмотреть, надеюсь, когда-нибудь у меня получится...

Да, конечно жаль, и команду, и корабль. Но, с другой стороны, это судно, если бы не утонуло, не дожило бы до наших дней, и мы бы им не любовались...
А съездить в музей и правда стоит!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
249 публикаций

Спасибо за информацию. Лови +.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×