Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Etric

Историческая справка к викторине "Эпоха стальных акул"

В этой теме 1 комментарий

Рекомендуемые комментарии

738
[WEAP]
Лоцман, Коллекционер, Старший альфа-тестер, Комментатор турниров
2 574 публикации
6 657 боёв

13mzp7n6Tjo.jpg

 

В помощь игрокам для участия в викторине мы подготовили небольшую историческую справку.

 

Подводные силы Германии

 

1.Первая подводная лодка Германии

Скрытый текст

 

Первые проекты подводных лодок были предложены и реализованы еще в XVII веке, однако полномасштабное развитие перспективного направления началось лишь к середине XIX века. Именно в этот период свою первую попытку создания подлодки предприняла Германия. В 1850 году конструктор-энтузиаст Вильгельм Бауэр подготовил первый немецкий проект такого рода. Его разработка была воплощена в металле и получила название Brandtaucher:

 

B4GexmByneitDfKm8n1XR5cOPi7K-Jzks4q44vj4bpjdaU1YGO8XBjILhVx8KOcL3YEa0kzbUUgf4aBKi4g66rh9VVUEvmBsfEsq44ar1hfTaAp1XNhXUZEuv-_PDpVdwXMIYnuC

 

В марте 1848 года началась война между Германским союзом и Данией, боровшимися за герцогства Шлезвиг и Гольштейн. Бои шли с переменными успехами и обе стороны пытались получить преимущество перед противником. К примеру, весной 1849 года датские войска форсировали одну из водных преград при помощи понтонных мостов, что оказалось неприятным сюрпризом для немцев. Именно после этого у одного из немецких энтузиастов появилось любопытное предложение, направленное на борьбу с действиями противника на воде.

Во время той войны в 10-й полевой батарее Баварского вспомогательного корпуса служил капрал Вильгельм Бауэр. Он был артиллеристом, но этот факт не помешал ему поучаствовать в развитии флота. К лету 1849 года капрал Бауэр проработал предложение о строительстве специального корабля, способного скрытно действовать под водой. Он мог бы незаметно приближаться к кораблям или переправам противника и закладывать подрывные заряды. При помощи таких средств немецкие войска могли бы бороться как с вражеским флотом, так и с его инженерными сооружениями.

В июле того же года стороны заключили перемирие, что позволило В. Бауэру отвлечься от своей службы и сосредоточиться на создании новой подводной лодки. В начале 1850-го он сообщил о своей разработке командованию и получил одобрение. В марте военачальники велели завершить проектирование и построить первый образец нового судна.

По разным данным, строительство подлодки Бауэра началось в августе или сентябре 1850 года. Площадкой для строительства стал завод Maschinenfabrik und Eisengiesserei Schweffel & Howaldt в г. Киль. Всего за несколько недель предприятие изготовило все требуемые агрегаты и собрало полноценное судно, пригодное как для испытаний, так и для последующей эксплуатации на морских и речных театрах военных действий.

Проект Вильгельма Бауэра еще во время разработки получил название Brandtaucher, что можно перевести как «Огненный ныряльщик». Атаковать цели предлагалось при помощи специально разработанного подрывного заряда, названного Brand. Чуть позже к подлодке приклеилось прозвище. За характерные внешний вид и форму корпуса ее назвали Eiserner Seehund – «Железный тюлень».

Подлодка «Брандтохер» с точки зрения конструкции была похожа на некоторые разработки своего времени и значительно отличалась от более поздних образцов. Предлагалось строительство металлического корпуса, состоящего из каркаса и листовой обшивки. Такой корпус должен был иметь специфические обводы, обусловленные составом внутреннего оборудования, компоновкой и другими особенностями конструкции. Перевозка вооружения внутри корпуса не предусматривалась, но в носу имелось необычное оснащение для его использования.

Корпус имел большое удлинение и сложную обтекаемую форму с выгнутыми бортами. Внизу борта сходились и соединялись с килем. Сверху на корпусе имелась незначительно выгнутая крыша. В носовой части корпуса, на палубе, разместили рубку характерной угловатой формы. Она поднималась над вертикальным форштевнем, а ее лобовой агрегат выступал вперед относительно остальных элементов корпуса. Обшивка корпуса состояла из стальных листов толщиной 6 мм. Изначально предлагалось использовать обшивку толщиной 12,5 мм, но позже ее сделали менее толстой.

Внутренний объем корпуса не разделялся на отсеки и был полностью обитаемым. В его носовой части предусматривалась площадка для работы в рубке. Небольшие деревянные помосты также проходили вдоль бортов и находились в корме. На днище, рядом с килем, находился балласт в виде чугунных блоков общей массой 20 т. Над ним установили настил-палубу. Объем корпуса под палубой должен был выполнять функции балластной цистерны емкостью 2,8 куб.м. Любопытно, что такая цистерна не отделялась от общего объема корпуса. Для набора или удаления балластной воды использовался ручной насос.

Подлодка Бауэра Brandtaucher должна была использовать весьма простой двигатель, использующий мускульную силу человека. Вблизи центра корпуса помещалась пара колес-маховиков большого диаметра с ободами, оснащенными стержнями-ступенями. Общая ось колес входила в состав несложного редуктора, вращавшего вал гребного винта. Собственно винт имел трехлопастную конструкцию и находился за кормой корпуса. Под ним поместили сравнительно длинное перо руля. Последний управлялся парой цепей, перемещаемых при помощи штурвала внутри корпуса.

Основным и единственным оружием субмарины должен был стать специально разработанный подрывной заряд. Изделие с герметичным корпусом и часовым взрывателем должно было вмещать 50 кг взрывчатого вещества. Заряд под названием «Бранд» предлагалось перевозить на креплениях в носовой части корпуса. В выступающей части рубки располагались лючки с парой водолазных рукавиц. С их помощью один из членов экипажа должен был закреплять заряд на цели и запускать взрыватель.

По проекту, экипаж подлодки Brandtaucher состоял всего из трех человек. Командир, он же рулевой, находился на передней площадке, на небольшом сиденье. Он мог наблюдать за обстановкой при помощи набора иллюминаторов в рубке и управлять направлением движения, используя штурвал. Два других члена экипажа отвечали за обслуживание механизмов, а также играли роль двигателя. Им предлагалось использовать «лестницу» из ступенек на двух колесах и тем самым приводить механизмы в движение. Члены экипажа могли вести наблюдение при помощи двух прямоугольных иллюминаторов на каждом борту, Для доступа внутрь подлодки использовался люк в крыше рубки.

 

2. Военные действия подводного флота Германии в Первую Мировую войну

Скрытый текст

 

В начале Первой мировой войны немецкий адмирал Гуго фон Поль выступил в поддержку идеи подорвать английскую экономику, применяя подводные лодки против британских торговых судов. Ведь островная держава всегда зависела от морских перевозок. А оспаривать у Великобритании господство на море было для кайзеровской Германии при слабости ее надводных сил совершенно бесперспективным занятием. Немалое значение имело и то обстоятельство, что к началу Первой мировой германский флот уступал британскому.

У Германии на начало войны, то есть август 1914 г. — 15 дредноутов (в ходе войны ввели в строй еще 4), 4 линейных крейсера (в ходе войны ввели в строй еще 3), 20 броненосцев (старых, то есть додредноутных типов), 7 броненосцев береговой обороны, 9 броненосных крейсеров, 44 легких крейсера (в ходе войны достроили и ввели в строй еще 13), 8 флотилий эскадренных миноносцев, отряд заградителей и 3 дивизиона тральщиков, 2 флотилии подводных лодок.

Для сравнения — британский флот имел на ту же дату 24 дредноута (ввели в строй в ходе войны еще 11), 10 линейных крейсеров (ввели в строй в ходе войны еще 4), 41 броненосец (старых, то есть додредноутных типов), 34 броненосных крейсера, 80 легких крейсеров.

Сравнение с Британией четко показывает, почему немцы заинтересовались подводными лодками, — единственным действенным средством могли стать только подводные лодки, с помощью которых появлялась возможность проникнуть в контролируемые Британией моря, разрушить ее владычество на море и нанести удар в самое чувствительное место — снабжение и торговлю.

Все больше немецких лодок топили чужие транспорты. В мире кайзеровская Германия приобрела имидж «злобного агрессора», однако так и не смогла взять под контроль морские вражеские коммуникации. 7 мая 1915 г. на линии Ливерпуль — Нью-Йорк подводная лодка U-20 потопила английский лайнер «Лузитания». В числе погибших пассажиров было 115 американцев, что значительно осложнило отношения Германии с США и другими доселе нейтральными государствами. Спустя три месяца лодка U-24 отправила на дно пассажирский лайнер «Арабик»… После этого правительство кайзера было вынуждено заставить военно-морской флот отказаться от «неограниченной стратегии» и проинструктировать все подлодки относительно нападения на пассажирские суда, а потом и переместить военные действия из Атлантики в Средиземное море.n-dazBdR23eOQWB6U_oZEFRgcvR-UZaTb2r40G3zbRtYDiXm1oP5hGyqQARbzhF0js8B27gbQiiMlEHmtb2aafeRYKCihfsdGXj95ylr9PyCZ6yPrU5R84Cu71wjFKjMsjBQcVEt

                                                                     Гибель “Лузитании”

Но при этом германским командованием учитывалась не в полном объеме военная мощь британского флота, вовсе не намеренного терпеливо наблюдать за уничтожением своих судов. В этот период у немцев было на плаву 120 субмарин, из которых примерно 40 находились на круглосуточном боевом дежурстве, сменяя друг друга. Но такого числа лодок для выполнения грандиозной задачи было явно недостаточно.

Введение в 1916 г. конвойной системы сильно затруднило выполнение боевой задачи для субмарин, особенно в последний год ведения военных действий. Так, в 1917 г. Германские ВМС потеряли 65 лодок (из них 2 попали поврежденными в голландские воды и были проданы Нидерландам, поэтому иногда в списки боевых потерь за год они не попадают — тогда фигурирует цифра 63). Потери за этот год не в водах Северного моря (его немцы в списках потерь разбивают на районы) — около 8 лодок (с учетом пропавших без вести и с неточным местом гибели).

Цифра потопленных кайзерлихмарине за декабрь 1917 г. судов в разных исследованиях колеблется от 385 до 399 тыс. брт, из них одна Британия потеряла около 258 тыс. брт.

Германия проиграла эту морскую схватку, но отнюдь не из-за плохой подготовки или недостаточного мужества ее подводников. Все решали цифры — в этой вооруженной борьбе решающую роль играла численность (количество потопленного и восстановленного транспортного тоннажа, наращивание сил и средств противолодочной обороны, число введенных в строй и погибших субмарин). Особо следует отметить, что ни одна из сторон не имела особого технического преимущества ни в вооружении и скорости хода подводных лодок, ни в средствах противолодочной обороны. Однако ресурсы Германии, воевавшей на два фронта, уступали объединенной мощи стран Антанты.

И все же Первая мировая война наглядно продемонстрировала как руководителям немецкого флота, так и вождям рейха один из наиболее действенных способов контроля над морскими коммуникациями. Учитывая возможность новой войны с Британией в будущем, германские военные, лишенные по Версальскому договору возможности использования подводного флота, занялись анализом и обобщением военного опыта недавних морских сражений.

 

3. Первые подводники Германии.

Скрытый текст

 

Вильгельм Маршалл в январе-марте 1916 г. учился на курсах подводников, а в марте — июне 1916 г. — в школе командиров подводных лодок. 1 июля 1916 г. он принял командование миноносцем T-37, а уже 1 августа был переведен в распоряжение Инспекции подводного флота. С 26 ноября 1916 г. Маршалл командовал подлодкой UC-74 и 13 января 1917 г. был произведен в капитан-лейтенанты. С 30 декабря 1917 г. он командир субмарины UB-105. Принял участие в неограниченной подводной войне против торгового флота союзников. Всего за время боевых операций потопил 43 торговых корабля (общим водоизмещением 119 184 т), 1 военный корабль (водоизмещением 1290 т) и повредил 1 корабль (водоизмещением 765 т).

После окончания войны Маршалл был переведен в Инспекцию подводного флота. Являлся одним из руководителей военно-морских сил Германии в первой половине Второй мировой войны, но постоянно конфликтовал с Эрихом Рёдером. Неоднократно был увольняем в отставку и снова возвращался на службу. Конец Второй мировой встретил в должности руководителя командования ВМС «Запад».

Одним из выдающихся немецких подводников Первой мировой был Альфред Заальвахтер. 1 апреля 1915 г. он был назначен флаг-лейтенантом командования Флота открытого моря, служил на флагмане — линейном корабле «Friedrich der Grosse» (дредноут «Фридрих Великий»), 1 апреля 1916 г. Заальвахтер был переведен в подводный флот. После окончания школы подводного флота командовал подводными лодками U-25 (1 июля — 30 сентября 1916 г.), U-46 (1 октября 1916 — 2 марта 1917 г.) и U-94 (3 марта 1917 — март 1918 г.). За время военных действий потопил 28 кораблей (водоизмещением 65 334 т) и повредил 3 корабля (19 326 т). С марта 1918 г. занимал пост офицера Адмирал-штаба в штабе командующего подводным флотом.  С 23 августа 1939 г. по 20 сентября 1942 г. был командующим группой ВМС «Запад». Под его руководством разрабатывалась операция по захвату Норвегии («Везерюбунг»), В ноябре 1942 г. уволен в отставку. После окончания войны в июле 1945 г. арестован советской контрразведкой, привезен в Москву и расстрелян. Реабилитирован в 1994 г.

29 ноября 1916 г. командиром миноносца D-9 стал капитан-лейтенант Вильгельм Канарис. Будущий адмирал и начальник абвера[3] в январе — мае 1917 г. прошел курс офицеров подводного флота. С 28 ноября 1917 г. он — командир транспортной подводной лодки UC-27, с января 1918 г. — подводной лодки U-34, с мая 1918 г. — командир лодки UB-128. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го классов.

 

4. Подводный флот Германии 1934-1945 года.

Скрытый текст

 

Поражение Германии в Первой Мировой войне 1914-1918 года принесло ей запрет на строительство подводных лодок.

В 1935 году Германия подписало военно-морское соглашение с Великобританией, результатом которого стало признание субмарин устаревшим оружием, и получение, таким образом, разрешение на их строительство Германией.

Летом этого же 1935 года  Карл Дёница становится командующим всеми субмаринами Рейха, на этом посту он находился до 1943 года, когда был назначен главнокомандующим ВМФ Германии. В 1939 году Дёниц получил звание контр-адмирала.

Множество операций разрабатывал и планировал лично он. Через год, в сентябре Карл становится вице-адмиралом, а еще через полтора года получает звание адмирала, в это же время он получает Рыцарский крест с Дубовыми листьями.

Именно ему принадлежит большинство стратегических разработок и идей, применённых во время подводных войн.

Дёниц создал из своих подчинённых подводников новую сверхкасту «непотопляемые Пиноккио», а сам получил прозвище «Папа Карло». Все подводники проходили интенсивную подготовку, и знали возможности своей субмарины досконально.

Тактика ведения боя подводными лодками Дёница была настолько талантлива, что получила у противника прозвище «волчьи стаи». Тактика «волчьих стай» была следующей: субмарины выстраивались таким образом, чтобы одна из подводных лодок смогла обнаружить приближение конвоя противника. Нашедшая противника субмарина передавала зашифрованное сообщение в центр, и дальше она продолжала путь уже в надводном положении параллельно противнику, однако довольно

удалено за ним. Остальные субмарины наводились центром на конвой противника, и они окружали его как стая волков и нападали, пользуясь численным превосходством. Такие охоты обычно велись в темное время суток.

 

 

4.1 Строительство подводного флота

 

На вооружении ВМФ Германии находилось 31 боевая и учебная флотилия подводного флота. Каждая из флотилий имела четко организованную структуру. Число субмарин входящих в определенную флотилию могло, меняться. Субмарины часто выводились из состава одного подразделения и вводили в другое. Во время боевых выходов в море командованием занимался одним из командиров оперативной группой

подводного флота, а в случаях очень важных операций управление на себя брал командующий подводного флота Бефельсхабером дер Унтерзееботе.

На протяжении войны Германия построила и полностью укомплектовала 1153 субмарины. Во время войны пятнадцать субмарин было изъято у противника, они были введены в «волчью стаю». Турецкая и пять голландских субмарин принимали

участия в сражениях, две норвежские, три голландские и по одной французской и английской были учебные, четыре итальянских были транспортные и одна итальянская субмарина, стояла в доках.

Как правило, основными целями субмарин Дёница являлись транспортные суда противника, которые отвечали за обеспечение войск всем необходимым. Во время встречи с судном противника, действовал главный принцип «волчьей стаи» - уничтожить судов больше, чем противник сможет построить. Такая тактика приносила свои плоды с первых дней войны на огромных водных просторах от Антарктиды до Южной Африки.

 

4.2 Требования

 

Основой нацистского подводного флота были субмарины 1,2,7,9,14,23 серии. В конце 30-х годов Германия в основном строила подводные лодки трёх серий.

Главное требования к первым подлодкам - это применение субмарин в прибрежных водах, такими стали  подлодки второго класса, они были просты в обслуживании, хорошо маневренны и могли погрузиться за несколько секунд, но их недостатком был маленький боекомплект, поэтому их сняли с производства в 1941 году.

Во время ведения боя в Атлантике применялась седьмая серия подлодок, разработкой которых изначально занималась Финляндия, они считались самыми надёжными, так как они были укомплектованы шноркелям - устройством, благодаря

которому под водой можно было заряжать аккумулятор. Всего их было построено более семисот штук. Для ведения боя в океане использовались субмарины девятой серии, так как они имели большой радиус действия и могли без дозаправки плыть даже в Тихий океан.

 

 

4.3 Комплексы оборонных сооружений

 

Строительство огромной подводной флотилии подразумевало постройку комплекса оборонных сооружений. Предполагалась постройка мощных бетонных бункеров с укрепительными сооружениями для тральщиков и торпедных катеров, с наличием огневых точек и укрытий для артиллерии. Специальные укрытия также строились в Гамбурге, Киле на их военно-морских базах. После падения Норвегии, Бельгии и Голландии Германия получила дополнительные военные базы. Так для своих субмарин нацисты создали базы в Норвежском Бергене и Тронхейме и французских Бресте, Лорьяне, Сен-Назере, Бордо. В германском Бремене был оборудован завод по выпуску субмарин 11 серии, оборудован он был в середине громадного бункера возле реки Везер. Несколько баз для субмарин немцам предоставили и японские союзники база в Пенанге и на Малайском полуострове, также в индонезийской Джакарте и японской Кобе был оборудован дополнительный центр для ремонта немецких субмарин.

 

4.4 Вооружение

 

Основным вооружением субмарин Дёница были торпеды и мины, эффективность которых постоянно повышалась. Также субмарины были укомплектованы артиллерийскими орудиями 88-мм либо 105-мм калибром, ещё могли быть установлены и зенитные пушки с калибром 20 мм. Однако начиная с 1943 года артиллерийские орудия постепенно снимались, так как эффективность палубного орудия существенно снизилась, а вот опасность авиационной атаки наоборот, заставила усилить мощь зенитного вооружения. Для эффективности ведения подводного боя немецкие инженеры смогли разработать детектор радарного излучения, что позволяло избегать английских радиолокационных станций. Уже в конце войны, немцы стали оборудовать свои подводные лодки большим количеством аккумуляторов, что позволяло развивать скорость до семнадцати узлов, однако окончание войны не позволило перевооружить флот.

 

4.5 Оборудование

 

Для связи с субмаринами использовались радиограммы, зашифрованные на специальной шифровальной машине «Энигма». Великобритания принимала все возможные усилия для получения этого устройства, так как расшифровать тексты по-другому не получалось, однако как только появлялась возможность выкрасть такую машину из захваченной субмарины, немцы первым делом уничтожали устройство и все шифровальные документы. Однако все-таки это им удалось после захвата U-110 и U-505, так же в руки попали и ряд зашифрованных документов. U-110 была атакована глубинными бомбами британцев в мае 1941 года, в результате повреждений субмарина вынуждена была всплыть, немцы планировали сбежать с субмарины и потопить ее, однако потопить её не успели, поэтому лодка была захвачена британцами, и в руки им попала «Энигма» и журналы с шифрами и картами минных полей. Для того, что бы тайна о захвате «Энигмы» была сохранена, из воды спасли весь уцелевший экипаж подводников, сама лодка вскоре была потоплена. Полученные шифры позволяли британцам до 1942 года быть в курсе немецких радиограмм, пока «Энигма» не была усложнена. Взломать этот шифр помог захват зашифрованных документов, находившихся на борту U-559. Она была атакована британскими эсминцами в 1942 году и взята на буксир, там же была найдена и новая вариация «Энигмы», однако субмарина начала быстро идти на дно и шифровальная машина вместе с двумя британскими матросами утонула.

 

 

4.6 Боевые операции

 

Во время Второй мировой войны германские подводные лодки совершили 3587 боевых походов. За это время субмаринами было потоплено 149 боевых кораблей противника, из них два линейных корабля, три авианосца, пять крейсеров, одиннадцать миноносцев и множество других суден, общим тоннажем 14879472 брутто-регистровые тонны. Рекордсменом по количеству боевых походов является подлодка U-565, совершившая 21 поход, в ходе которых потопила 6 судов общим тоннажем 19053 тонны.

 

Потопление Корейджес

Первой крупнейшей победой  стало потопление авианосца «Корейджес». Это произошло в сентябре 1939 года, авианосец был потоплен подлодкой U-29 под командованием капитан-лейтенанта Шухарта. После потопление

авианосца субмарину четыре часа преследовали сопровождающие его эсминцы, однако U-29 смогла выскользнуть, почти без повреждений.

pEBfLSL90w6XsDg-PNNSbZjy-XQWitOpMsFYmMj5340GrroYaYXeVEFB4iaKDuW9JO0Igq5TY2XBWKu3osP1Lwv5FIWlT_GItMPq_45EjxLQR1vi1b4HgwvKL3yz5UcWj5Dtfc9v

 

Уничтожение Ройял Оук

Следующей блистательной победой стало уничтожение Линкора «Ройял Оук». Произошло это после того как на военно-морскую базу Англии в Скала-Флоу проникла подводная лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанту Гюнтера

Прина. После этого рейда флот Великобритании пришлось на полгода перебазировать в другое место.

CP6bjvo4bvMcAGXPQqsfCcod44uCy2FXCU9h45So0jq2rgincAWQaQgMDvM6kv_LWQVru_-x-ZHCbeVptD0xCEYMXdu3UgflQFsayLTqDEUoCccFIu1ZGfwwg1Wqa1uAn3nlFmdj

 

 

 

Победа над Арк Ройял

Очередной громкой победой подводных лодок Дёница стало торпедирование Авианосца «Арк Ройял». В ноябре 1941 года субмарины U-81 и U-205, находящиеся возле Гибралтара получили приказ атаковать британские корабли, возвращающиеся с Мальты. В ходе атаки был поражен авианосец «Арк Ройял», сначала британцы надеялись, что смогут отбуксировать подбитый авианосец, однако этого сделать не получилось, и «Арк Ройял» затонул.

jg7YRHsg02WnQzTIdieYhZA05a7bREvrrSGGzY0yc-XjFD5LvilGTNmqmNL1b2baeXDYK2G210qmRu5U-lKXRJi26Rn031CQKcqcO9BMg_0gTRTISmlRc84MjqoVmLtXvOmAOo4v

 

4.7 Легендарные подводники

 

Самыми результативными подводниками Третьего Рейха стали Отто Кречмер и капитан Вольфганг Лют, сумевшие потопить по 47 судов с тоннажем свыше 220 тысяч тонн. Наиболее результативной была подводная лодка U-48, экипаж которой потопил 51 судно, с тоннажем около 305 тысяч тонн. Самое длительное время в плаванье пребывала подводная лодка U-196, под командованием Эйтель-Фридриха Кентрата, которая пребывала в плаванье 225 суток.

 

5. Закат подводного флота Германии

Скрытый текст

За время войны немцы сумели ввести в строй 1153 под­водных лодок. Несмотря на громадные потери, немцы смогли наладить производ­ство такими темпами, что в течение всей войны количество вновь вводимых в состав ВМФ лодок превышало количество, погибавших. Однако Германию это не спасло. По­терпев сокрушительное поражение на сухопутных фронтах, она проиграла и битву на море. Из всех родов сил флота Германии лишь один подводный флот до самого кон­ца войны представлял серьезную угрозу, и «подводная война» закончилась только после того, как Германия была занята союзными армиями. Весь гигантский подводный флот Германии, насчиты­вавший 1188 лодок, перестал существовать в 1945 году. Из них 725 были уничтожены в боях, 53 погибли от разных причин, 224 затоплены экипажами после капитуляции Германии и 186  подводных лодок капитулировали.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

×