Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Fudo_Myo

Неординарная судьба

В этой теме 9 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
114 публикации

УВАЖАЕМЫЕ КАПИТАНЫ, ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ОТКРЫТЬ ТЕМУ О ИНТЕРЕСНЫХ И НЕОРДИНАРНЫХ СУДЬБАХ И ИСТОРИЯХ КОРАБЛЕЙ И КАПИТАНОВ.

 

 

 

  Моряки в шутку называют его "дедушкой украинского флота".

 

 

Изображение

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Кабмин разрешил Пограничной службе продать часть армейского имущества, сообщает "Интерфакс-Украина".  

Распоряжением №685-Р от 19 сентября 2012 года правительство утвержден перечень армейского имущества, которое может быть отчуждено конкурентных принципах.

В списке имущества, подлежащего отчуждению, указаны 2 самолета, 5 вертолетов, 10 катеров, 2 реактивно-бомбовых установки, 4 торпедных аппарата, 3 тысячи алюминиевых вилок и 1500 алюминиевых чайников.

В перечень имущества, выставляемого на продажу, попал корабль 1942 года выпуска "Дунай" - старейший корабль Госпогранслужбы, который был списан в 2010 году, а в конце прошлого года… был подарен Измаильскому Военно-морскому лицею.

Об этом в конце прошлого года сообщал руководитель лицея, капитан 2-го ранга запаса Юрий Соловьев. По его словам, корабль, хоть и выведен из состава сил морской охраны ГПСУ, находится на ходу и не требует капремонта - только косметического. В частности, его нужно покрасить. "У "Дуная" относительно новая машина и прочее оборудование", - добавил офицер. На "подарочном" корабле будут проводиться лекционные занятия и плавпрактика.

"Дунаем" уже активно интересовались австрийцы, венгры и поляки. А почему бы и не поинтересоваться? Судно на ходу, корпус нормальный. Самое место сделать на его основе какой-нибудь музей, который явно будет пользоваться популярностью. "Дунай" может быть продан очень задешево: слишком накладно Украине его содержать — в год его обслуживание обходится в 350 тысяч гривен. Хотя ушлые иностранцы вполне могут сообразить, как сделать из музейного корабля источник дохода или возможно повторить судьбу "Варяга".

ИСТОРИЯ

Корабль морской охраны "Дунай" свою историю начинал в 1939 году, когда согласно принятой в Австрии программе было решено построить буксиры однотипной серии.

Строительство было развернуто на трех верфях - в городах Дергендорфер, Корнебург и Линц. Все 22 судна серии имели - кроме своего названия - порядковый номер, начиная с "N", который указывал на принадлежность к данной серии.

Первое судно N-3 " Erlau" вошло в состав Венского DDSG (Первое Дунайское товарищество пароходства) 14 октября 1941 года. Согласно назначению буксиры строили для проводки барж, лихтеров по реке Дунай, но Вторая мировая уже готовила участь судьбе каждого судна…

 

Австрия стояла в то время на стороне фашистской Германии, поэтому все буксиры этой серии после строительства (через некоторое время) были включены в состав военно-морских сил Германии. В состав "Кригсмарин" суда входили в минно-тральные группы как тральщики, осуществляли сторожевую службу и конвоирование грузов.

Согласно планам судостроения на верфи акционерного товарищества Linza D города Линц, а также утвержденной документации от 13.12.1940 года, началось строительство буксиров серии "Nо" Буксиры сдавались приблизительно по одному в месяц. Шестым корпусом в серии был N-14 "Grafinau" (заводской номер 888) - судно, которому довелось за свою жизнь превратиться в настоящий боевой корабль и служить в составе военно-морских сил трех стран Европы.  "Дунай" является старейшим действующим боевым кораблем в Украине. Моряки в шутку называют его "дедушкой украинского флота". Судно спустили на воду 2 июля 1942-го в австрийском Линце (Третий Рейх) как гражданский буксир. 21 сентября 1942 г. корабль мобилизовали и ввели под названием "Графенау" в состав 3-й бригады тральщиков Дунайской флотилии Кригсмарине. Немцы использовали его в основном в конвойных операциях. По некоторым данным, "Графенау" уничтожил в Черном море одну из подводных лодок типа "М" ("Малютка") Черноморского флота СССР. Правда, отечественные историки это отрицают. 31 августа 1944 года после выхода Болгарии из войны немецкий экипаж затопил корабль (он базировался на дунайский порт Свиштов). Спустя месяц его подняли советские моряки, превратив в тральщик. Имени судно не получило - только номер Т-670. После войны будущий "Дунай" несколько раз перестраивался, менял хозяев и предназначение. Из тральщика он превратился в посыльный катер ПОК-76, потом поработал в качестве рейдового мотобота РМБ-49, побыл штабным кораблем Дунайской флотилии "Прут", посыльным судном ПС-10, судном связи 16-й Краснознаменной бригады речных кораблей ССВ-10,

После распада Советского Союза 116 БРЧК КЧФ еще некоторое время базировалась в Измаиле. В середине девяностых корабли, которые остались после вывода российскими моряками основных сил бывшей 116 БРЧК КЧФ, вошли в состав ВМФ Украины. Они официально были включены в созданную Третью бригаду речных кораблей ВМСУ. За непродолжительный период пребывания под флагом ВМСУ корабли получили свои названия. Бывшее судно связи ССВ-10 сменило название на корабль управления "Дунай" с бортовым номером У-500.

В марте 1996 года 3 БРЧК ВМСУ была передана пограничникам и стала 18 ОБПСКР. Корабль управления "Дунай" был переквалифицирован вместе с другими кораблями в ПСКР, и с его бортового номера была снята буква У. В составе погранвойск корабль снова переквалифицируется - на этот раз в корабль связи. Согласно принятой единой системе обозначения погранкораблей он получил номер "BG"-80.

В связи с принятым решением о расформировании 18 ОБРПСКР в конце 2000 года корабль включен в состав Одесской бригады. 16 мая 2000 года он прибыл в Одессу.

В 2002 году было принято решение о создании 18 Измаильского

погранотряда Морской охраны. Это стало знаменательным событием для морских пограничников на Дунае. "BG"-80 возвращается на охрану южных рубежей Украины.

В 1970, 1972, 1875, 1980, и 1985 годах судно возглавляло отряды кораблей при походах по Дунаю и осуществило официальные визиты в порты Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии.

 

Изображениеn

 

 

 

Редактировано по просьбе PJ_Shantaram

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер, Участник, Бета-тестер, Репортер
1 080 публикаций
905 боёв

Заголовки сделай с большой буквы, а то не норм. А так интересно, спасибо  :Smile_honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
114 публикации

Подлодка «Сюркуф» - история

 

В разделе  "история – история флота Второй Мировой войны – подводные лодки" есть пост о этой удивительной подлодке (ТТХ, фото),  предлагаю история создания и службы.

 

Робер Сюркуф (Robert Surcouf) (1773-1827)

 

 

Изображение

 

 

французский пират и капер, бретонец по происхождению, получивший прозвище «Гроза Морей». И хулиганил он ни много ни мало, а так. что его ловил чуть не весь английский флот, но не мог поймать. Он в одиночку прорывал английскую блокаду французских владений в индийском океане, спасал колонии от голода, раздобыв 14 английских кораблей с рисом за три месяца.

И когда французы очередной раз построили корабль с таким именем, англичанам было чего опасаться. Это была новейшая подводная лодка с невиданными возможностями.

 

 

 

Изображение

 

 

Поскольку подписанный в 1922 году Вашингтонский договор наложил существенные ограничения на тоннаж и численность надводных кораблей, но не содержал никаких упоминаний о подводных лодках, почти все ведущие морские державы сделали попытку создать подводные лодки, способные выполнять роль крейсеров.В 1927 во Франции была заложена серия из трёх крейсерских субмарин, первой и единственной достроенной лодкой в которой был «Сюркуф».

 

 

  Изображение

 

 

   Практически сразу после постройки лодки в силу вступил  Лондонский морской договор ограничивший главный артиллерийский калибр подлодок 155-мм орудиями. Специальной оговоркой в договоре для «Сюркуфа» было сделано исключение, но дальнейшее строительство лодок серии было невозможно.Почему подводную лодку вооружили двумя 203 мм 50-ти калиберными пушками?

 

 

Изображение

 

 

   О, это очень интересная история. Дело в том, что торпеды дороги. И стрелять ими можно только на очень небольшую дистанцию. Конечно, сегодня пишут о том, что подводная лодка должна была стать эскадренной, но это полная ерунда. Еще в 1923-м году во Франции обобщили опыт ПМВ в области использования подводных лодок трудами М.Лобефа и Г.Стро. (Хотя некоторые мои коллеги будут настаивать на том, что не менее точные выводы , сделанные сразу после ПМВ, о судьбе 15-ти тонных танков не повлияли на французское танкостроение, не заставили ориентироваться на 30-ти тонные машины.) Так вот по результатам ПМВ артиллерия подводных лодок считалась негодной для борьбы с крупными надводными кораблями. Оставались обстрелы побережья и сама крейсерская война.

И калибр 203 мм тут совершенно обоснован.

 

 

Изображение

 

 

   Дело в том, что немецкие подводные лодки ПМВ несли на себе артиллерию. Для борьбы с морским разбоем появились "суда-ловушки", вооруженные мощной артиллерией. Калибр 203 мм нужен был для того, чтобы расстреливать любые транспорты, вне зависимости от того несут ли они вооружение. Издалека. «Сюркуф» стал вершиной экспериментальных проектов послевоенного периода, стремившихся сочетать скрытность подводных лодок с огневой мощью надводных кораблей. Гигантская субмарина водоизмещением 2880 тонн в надводном и 4330 тонн в подводном положении обладала огромной грузоподъемностью, несла 22 торпеды и могла вести артиллерийский огонь в полупогруженном положении. Ее длина равнялась 110 метрам, дальность плавания — 12 тысяч миль. А еще она несла гидросамолет, так что это одновременно был и подводный гидроавианосец.

Изображение

 

 

 

В 1932 году подводная лодка вступила в строй и была названа «Сюркуф» в честь легендарного французского пирата. Хотя на чертежах он выглядел великолепно, на деле подводный крейсер оказался белым слоном. (По легенде, король Сиама дарил священного белого слона тому придворному, которого хотел разорить.) Бывший капитан, англичанин Фрэнсис Бойер, служивший на «Сюркуфе» в качестве офицера связи союзнических сил с апреля по ноябрь 1941 года, вспоминал «Подлодка имела башенную установку с двумя восьмидюймовыми орудиями. По идее при сближении с целью мы должны были высовывать жерла орудий и стрелять, оставаясь под водой. Но так не получалось у нас возникали серьезные трудности с обеспечением водонепроницаемости башни. Что еще хуже, на «Сюркуфе» все было нестандартным каждую гайку, каждый болт требовалось вытачивать особо. Как боевой корабль он никуда не годился, гигантское подводное чудовище».

Изменились и цели для гидросамолета, разведчик Besson MB.35 уже не устраивал, нужен был корректировщик артиллерийского огня, и осенью 1932 года в небо взлетел Бессон МВ.410.01.

Разработанный Марселем Бессоном на основе МВ.35, он мог быть разобран для транспортировки и снова собран весьма быстро.

 

 

Изображение

 

 

Оснащенный двигателем Самсон (Salmson) мощностью 101 кВт (135 л.с.) с радиальным расположением цилиндров, он имел большой главный поплавок с двумя стабилизирующими поплавками, закрепленными на концах крыльев. Испытания самолета продолжались в течение 1933 года, пока прототип не потерпел катастрофу.

Собственно, по сравнению с М-2, "Сюркуф" был шаг назад, всесто полноценного ангара, за рубкой находился цилиндр диаметром 2 м и длиной 7 м, находившемся за рубкой субмарины. Катапульты не было, место этого самолет спускался на воду и поднимался с нее краном. На сборку требовалось всего четыре минуты с того момента, как самолет извлекали из ангара.

 

Боевой путь

До начала Второй мировой войны«Сюркуф» совершил значительное количество визитов в иностранные порты демонстрируя военную мощь Франции. Начало войны застало лодку на Французских Антилах. 26 сентября 1939 лодка в составе эскорта британского конвоя KJ-2 отплыла с Ямайки во Францию, и по прибытии была помещена для ремонта в сухой док в Бресте.

В 1940 году «Сюркуф» во время ремонта в Бресте вышел в море, чтобы не быть захваченным немецкой бронетанковой колонной, приближавшейся к порту. Он пересек Ла-Манш на одном работавшем двигателе. Экипаж не знал, что вишистский коллаборационист адмирал Дарлан (министр флота в сотрудничавшем с Гитлером правительстве Петэна) послал вдогонку «Сюркуфу» приказ вернуться назад. Подлодка прибыла в Девонпорт 18 июля. Примерно половина кораблей французского военно-морского флота осталась у адмирала Дарлана, а остальные перешли на сторону вооруженных сил «Свободной Франции», под командование эмигрировавшего в Англию генерала Шарля де Голля. Большинство этих кораблей подчинилось контролю союзнических сил, но отношения между союзниками были пронизаны подозрительностью. Хотя английский премьер-министр Уинстон Черчилль стремился упрочить лидерство де Голля в вооруженных силах «Свободной Франции», он также находил генерала упрямым и высокомерным.

Правительство США подозревало де Голля в симпатиях к левым и пыталось выдвинуть в качестве альтернативного руководителя стоявшего на правых позициях генерала Жиро. (Версия насчет «симпатии к левым», конечно, абсурдна и не объясняет положения известно, что США некоторое время уже после вступления в войну поддерживали связи с режимом Виши, рассчитывая с его помощью обеспечить свое влияние в Северной Африке и других стратегически важных районах, а потом стали делать ставку на генерала Жиро, считая де Голля с его открыто заявленной программой защиты национальных интересов Франции «неподходящей фигурой» и «несговорчивым партнером». Известно также, что сам де Голль для оказания давления на своих англо-американских собеседников не раз выдвигал тезис о «коммунистической опасности» и давал понять, что может сдержать развитие этой «опасности» во Франции.)

Среди французских офицеров и матросов также произошел раскол многие из них, если и не придерживались открыто провишистких взглядов, не могли без колебаний принять решение о том, на какой стороне им быть в войне, в ходе которой они могли получить приказ открыть огонь по соотечественникам. В течение двух недель отношения между английскими и французскими моряками в Девонпорте были вполне дружелюбными. Однако 3 июля 1940 года в два часа ночи, получив, очевидно, сообщение, что двигатели «Сюркуфа» в порядке и он собирается тайно покинуть гавань, офицер Деннис Спрейг поднялся на борт подлодки с абордажной группой для ее захвата. Затем Спрейг в сопровождении старшего лейтенанта Пэта Гриффитса с английской подлодки «Таймс» и двух вооруженных часовых спустился в офицерскую кают-компанию. Оформив прикомандирование «Сюркуфа» к Королевскому военно-морскому флоту, Спрейг разрешил французскому офицеру отлучиться в гальюн, не подозревая, что французы хранили там личное оружие. Спрейг получил семь пулевых ранений. Гриффитсу выстрелили в спину, когда он полез по трапу за помощью. Один из часовых — Хит — был ранен пулей в лицо, а другой — Уэбб — убит наповал. Погиб также один французский офицер.

Позднее в тот же день на другом театре военных действий английский флот открыл огонь по французской эскадре, стоявшей у берегов Алжира и Мерсэль-Кебире, после того как вишистское командование этой французской военно-морской базы отклонило английский ультиматум, в котором предлагалось либо начать военные действия против Германии и Италии, либо разоружить корабли. Погибло 1300 французских моряков. Сообщение из Северной Африки потрясло и взбудоражило экипаж «Сюркуфа» лишь 14 из 150 человек дали согласие остаться в Англии и участвовать в боевых действиях. Остальные вывели из строя оборудование, уничтожили карты и другую военную документацию, прежде чем их увезли в лагерь для военнопленных в Ливерпуле. Офицеров отправили на остров Мэн, а на подводной лодке остался только Луи Блезон в качестве старшего помощника (позднее его назначили командиром). Был набран новый экипаж из числа находившихся в Англии французских военных моряков, примкнувших к «Свободной Франции», и французских матросов торгового флота.

На плечи Блезона легла задача подготовить из неопытных добровольцев квалифицированных специалистов-подводников, в то время как каждый вечер те слушали французское радио (под контролем вишистов), передававшее немецкую пропаганду с призывами вернуться домой, чтобы «не дать использовать себя англичанам в качестве пушечного мяса». События в Девонпорте наложили характерный отпечаток на дальнейшее участие «Сюркуфа» в войне. Политические соображения требовали, чтобы он был укомплектован военнослужащими из состава сил «Свободной Франции» и полноправно участвовал в боевых операциях союзников, но предчувствие говорило Адмиралтейству британских ВВС, что эта подводная лодка станет обузой.

Хотя МВ.411 N 1 сделал несколько вылетов из Южного Девона и побережья Дорсета, приведя в некоторое замешательство воздушных наблюдателей. Из-за повреждения, полученного самолетом во время одного из воздушных рейдов, он так и остался на берегу.1 апреля 1941 года «Сюркуф» покинул Галифакс, свой новый порт базирования, в канадской провинции Новая Шотландия, чтобы присоединиться к конвою НХ 118. Но 10 апреля приказ был неожиданно изменен без каких-либо объяснений — «следовать на полных оборотах в Девонпорт». Эта поспешная и полная перемена плана вызвала на флоте усиленные слухи, будто «Сюркуф» торпедировал корабли, которые должен был охранять. 14 мая подлодке было приказано выйти в Атлантику и вести свободный поиск, пока позволит автономность, а затем направиться на Бермуды. Цель поиска — перехват вражеских плавучих баз снабжения. Архивные документы Форин офис (британский МИД) говорят о том, что в августе 1941 года «Сюркуф» триумфально прибыл в американский порт Портсмут, штат Нью-Гэмпшир. На деле же положение на подводной лодке было весьма сложным. Более 10 членов экипажа находились под арестом и были списаны на берег за дисциплинарные проступки. Сообщалось, что моральное состояние экипажа плачевно. 21 ноября командир Блезон сообщил из Нью-Лондона, штат Коннектикут, что «Сюркуф» на маневрах столкнулся с американской подводной лодкой. Удар вызвал течи в третьей и четвертой носовых балластных цистернах, устранить которые без постановки в сухой док невозможно.

«Сюркуф» вышел из Нью-Лондона без исправления этих повреждений, имея на борту нового английского офицера связи Роджера Бэрни. То, что Бэрни увидел на «Сюркуфе», привело его в ужас. В своем первом рапорте адмиралу Максу Хортону, командовавшему подводными силами, Бэрни высказал сомнение относительно компетентности командира и беспокойство по поводу морального состояния экипажа. Он отметил «сильную вражду между младшими офицерами и рядовыми моряками, которые, правда, не проявляли неприязни к союзникам, но часто ставили под вопрос значимость и полезность вооруженных сил «Свободной Франции» в их боевых операциях, особенно против французов. Этот первый рапорт Бэрни был скрыт Уайтхоллом (резиденция британского правительства) от французов. Помимо Бэрни, памяти которого композитор Бенджамин Бриттен посвятил свой «Военный реквием», на борту «Сюркуфа» находились еще два английских подводника старший телеграфист Бернард Гоф и старший сигнальщик Гарольд Уорнер. В начале 1942 года «Сюркуф» получает приказ направиться в Тихий океан для срочного пополнения сил «Свободной Франции». Мощная подлодка была там необходима после разгрома японцами американского флота в Пёрл-Харборе. Но на пути из Галифакса в Сен-Пьер «Сюркуф» попал в шторм, ударами волн повредило рубку, орудийную башню заклинило. Лодка теряла мореходность в сильную волну, у нее были повреждены люки, палубные надстройки и торпедные аппараты. Она вернулась в Галифакс, где неожиданно получила новое задание — следовать на Таити с заходом на Бермуды. Там главнокомандующий английскими военно-морскими силами в районе Америки и Вест-Индии адмирал Чарльз Кеннеди-Пэрвис по просьбе командующего подводными силами адмирала Макса Хортона должен был принять для устного доклада молодого Бэрни. Перед уходом из Галифакса Бэрни возвращался на подводную лодку с канадским военно-морским офицером. При расставании Бэрни сказал ему «Вы только что пожали руку мертвецу». «Сюркуф» вышел из Галифакса 1 февраля 1942 года и должен был прибыть на Бермуды 4 февраля, но пришел туда с опозданием, получив к тому же новые повреждения. На этот раз выявились дефекты в главной двигательной установке, для устранения которых потребовалось бы несколько месяцев. В совершенно секретной телеграмме, направленной Хортону, а затем Адмиралтейству, Кеннеди-Пэрвис писал «Английский офицер связи на «Сюркуфе» передал мне копии своих рапортов. После разговора с этим офицером и посещения «Сюркуфа» я убежден, что он никоим образом не преувеличивает исключительно неблагоприятное положение дел. Две главные причины, отметил он, заключаются в инертности и некомпетентности экипажа «Дисциплина неудовлетворительна, офицеры почти утратили контроль. В настоящее время подводная лодка потеряла боевую ценность. По политическим соображениям, возможно, будет сочтено желательным оставить ее в строю, но, с моей точки зрения, ее следовало бы направить в Великобританию и списать».

Однако «Сюркуф» олицетворял дух и мощь военно-морских сил «Свободной Франции». Адмирал Хортон послал свое донесение Адмиралтейству и, следовательно, Уинстону Черчиллю «Командир «Сюркуфа» — моряк, хорошо знающий корабль и свои обязанности. На состояние экипажа отрицательно сказались долгое безделье и антианглийская пропаганда в Канаде. На Таити, при обороне своей земли, я думаю, «Сюркуф» может принести значительную пользу...

К «Сюркуфу» особое отношение во французских военно-морских силах, и «свободная Франция» будет категорически против его списания». Сообщение о повреждениях подводной лодки Хортона не переубедило «Даже если промежуточный ремонт на Бермудах окажется неудовлетворительным, на пути в Таити «Сюркуф» все равно сможет уйти под воду, пользуясь одним двигателем...» 9 февраля «Сюркуф» получил приказ следовать на Таити через Панамский канал. Последний рапорт Бэрни датирован 10 февраля «После моего предыдущего донесения от 16 января 1942 года разговоры и события на борту, которые я слышал и наблюдал, еще больше укрепили мое мнение, что неудачи на «Сюркуфе» вызваны скорее некомпетентностью и безразличием экипажа, чем открытой нелояльностью...» 12 февраля «Сюркуф» покинул Бермуды и направился через кишевшее немецкими подводными лодками Карибское море. Он был способен идти лишь в надводном положении — командир Блезон не стал бы уходить под воду с неисправным двигателем. Помимо вычисленных координат предполагаемого местонахождения «Сюркуфа», больше сведений о нем нет.19 февраля советник британского консульства на Колона-порт (при входе в Панамский канал со стороны Карибского моря) направил через Бермуды в Адмиралтейство телеграмму с грифом «Совершенно секретно» «Французский подводный крейсер «Сюркуф» не прибыл, повторяю, не прибыл». Далее в телеграмме говорилось «Военный транспорт США «Томсон Лайкс», вышедший вчера с конвоем в северном направлении, сегодня вернулся после столкновения с неопознанным судном, которое, видимо, сразу затонуло, в 22.30 (восточное стандартное время) 18 февраля в 10 градусах 40 минутах северной широты, 79 градусах 30 минутах западной долготы. Транспорт вел поиск в этой точке до 08.30 19 февраля, но ни людей, ни обломков не обнаружил. Единственный след — нефтяное пятно. У «Томсон Лайкс» серьезно повреждена нижняя часть форштевня». «Американские власти, — сообщалось далее, — изучили рапорт капитана транспортного судна, ведется широкий поиск самолетами. По неофициальным сведениям, предварительное расследование указывает на то, что неопознанным судном был сторожевой катер. Пока еще нет достоверных сведений обо всех подводных лодках США, которые могли находиться в этом районе, но их сопричастность считают маловероятной».В записке, которая легла на стол Черчилля, были вычеркнуты следующие слова телеграммы «...в 15-м военно-морском районе США явно не информированы о маршруте и скорости французского подводного крейсера «Сюркуф» и не могут определить его местонахождение. Единственным сообщением, переданным мною американцам 17 февраля, была упомянутая шифровка». 15 марта 1942 года в Новом Орлеане началось закрытое заседание официальной комиссии по расследованию инцидента с транспортом «Томсон Лайкс». С английской стороны в качестве наблюдателя был прислан капитан 1-го ранга Гарвуд — представитель подводных сил британских ВМФ в Филадельфии, в докладе которого представительству британского военно-морского командования в Вашингтоне говорилось «Никто из свидетелей не видел корабля, с которым произошло столкновение. Приблизительно через минуту после столкновения под килем «Томсон Лайкс» раздался сильный взрыв. Обширные повреждения форштевня транспорта значительно ниже ватерлинии дают основание полагать, что корабль, в который он врезался, был большого тоннажа и низко сидел в воде. Как корабли, следовавшие встречными маршрутами, они («Сюркуф» и «Томсон Лайкс») неизбежно должны были пройти на близком расстоянии друг от друга». Согласно подсчетам Гарвуда, «Сюркуф» находился в пределах 55 миль от той точки, где, по сообщению «Томсон Лайкс», произошло столкновение. Комиссия в итоге доложила только, что «Томсон Лайкс» столкнулся с «неопознанным судном неизвестной национальности, в результате чего это судно и его экипаж полностью погибли». Пока комиссия заседала, руководитель ФБР Дж. Эдгар Гувер направил секретный меморандум управлению военно-морской разведки, в котором указал, что «Сюркуф» в действительности затонул в нескольких сотнях миль дальше — у Сен-Пьера — 2 марта 1942 года. Возможно, Гувер имел в виду порт Сен-Пьер на Мартинике. Не взбунтовался ли экипаж, как это можно было предположить из последнего сообщения Гофа, и не направился ли он, измученный командованием союзников, на Мартинику, решив отсидеться до конца войны в этой тихой фашистской гавани.

Из-за отсутствия каких-либо достоверных сведений о судьбе подводной лодки различные теории продолжают выдвигаться по сей день.

В начале 1983 года капрал военно-морской пехоты США, который во время войны служил на американском крейсере «Саванна», заявил, что его кораблю было приказано встретиться с английским крейсером около Мартиники и потопить «Сюркуф», так как того-де засекли при нападении на один из кораблей союзников. Но, добавил капрал, когда они прибыли на место, подводная лодка уже затонула. Вскоре после исчезновения «Сюркуфа» представители «Свободной Франции» потребовали сначала проведения независимого расследования, затем разрешения присутствовать на заседании комиссии в Новом Орлеане и, наконец, предоставления возможности ознакомиться с судовым журналом «Томсон Лайкс». Все эти требования Уайтхолл отклонил.

И многие месяцы и даже годы спустя семьи 127 французских моряков и 3 английских связистов так и ничего не знали об обстоятельствах гибели своих близких. Если «Сюркуфом» пришлось пожертвовать, потому что его экипаж сменил флаг и перешел на сторону пронацистского правительства Виши, что выразилось в нападениях на союзнические суда, то тогда, разумеется, надлежало принять все меры, чтобы спасти репутацию военно-морских сил «Свободной Франции».

Любые слухи о бунте или преднамеренном уничтожении «Сюркуфа» союзниками дали бы бесценный пропагандистский материал нацистам и вишистам. Пострадала бы также политическая репутация «Свободной Франции», если бы один из ее кораблей добровольно перешел в стан врага. Так что официальная версия гибели «Сюркуфа» устраивала все стороны. Необходимо было придерживаться этой версии в дальнейшем, ибо национальная гордость французов не позволит им согласиться с тем, что военный корабль, внесенный в почетный именной список «свободной Франции», изменил де Голлю.

 

Мне вспомнился мультик про капитана Врунгеля, они там пели песенку : "Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт", может в пиратском названии лодки и кроется история её исчезновения?  :Smile_smile:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
664 публикации
195 боёв

ИМХО, но лепить в одной теме истории десятков кораблей, когда про некоторые из них уже написано на форуме, имеющих интересные и неординарные судьбы, не самая лучшая идея...

Но про "Дунай" было интересно

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Коллекционер-испытатель
3 423 публикации
1 272 боя

Французы и нагличане-вечные соперники.То одни пушечную подлодку сварганят,то другие ответят темже.Только у французов более жизнеспособно получилось.НО....некачественно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
114 публикации

Просмотр сообщенияtankowik (26 Фев 2013 - 14:01) писал:

про некоторые из них уже написано на форуме
Уважаемый, если Вы внимательно читали пост про "Сюркуф", то не могли не заметить первых строчек "В разделе  "история – история флота Второй Мировой войны – подводные лодки" есть пост о этой удивительной подлодке (ТТХ, фото),  предлагаю история создания и службы.", я надеялся, что данное сообщение не вызовет таких заявлений как у Вас, но видимо ошибся. На счёт "не самой лучшей идеи" возможно, но надеюсь кто нибудь откликнется, создание данной темы обосновано не ттх кораблей и их фотографиями, а именно необычными судьбами или курьёзными случаями с кораблями и капитанами ВМФ.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
664 публикации
195 боёв

Просмотр сообщенияCelestialTribunal (26 Фев 2013 - 18:35) писал:

Уважаемый, если Вы внимательно читали пост про "Сюркуф", то не могли не заметить первых строчек "В разделе  "история – история флота Второй Мировой войны – подводные лодки" есть пост о этой удивительной подлодке (ТТХ, фото),  предлагаю история создания и службы.", я надеялся, что данное сообщение не вызовет таких заявлений как у Вас, но видимо ошибся. На счёт "не самой лучшей идеи" возможно, но надеюсь кто нибудь откликнется, создание данной темы обосновано не ттх кораблей и их фотографиями, а именно необычными судьбами или курьёзными случаями с кораблями и капитанами ВМФ.

В этой теме есть и про историю создания и про службу, но ваша подробно описывает вооружение этой пл, за что вам хвала и слава! (без сарказма)
Я не против создания этой темы, напротив, я только "за"! Но вот всё сваливать в одно место...  Или стоит быть чуть более лаконичным и акцентировать внимание именно на "необычности" истории корабля. Можно дать ссылку на тему, где рассказывается непосредственно о этом судне (ТТХ, история постройки и т.п.).
ТС - барин, а я лишь советую, как подправить сообщение. :) И я отнюдь не настаиваю на своём ИМХО.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
114 публикации

Просмотр сообщенияtankowik (26 Фев 2013 - 19:54) писал:

В этой теме есть и про историю создания и про службу, но ваша подробно описывает вооружение этой пл, за что вам хвала и слава! (без сарказма)
Я не против создания этой темы, напротив, я только "за"! Но вот всё сваливать в одно место...  Или стоит быть чуть более лаконичным и акцентировать внимание именно на "необычности" истории корабля. Можно дать ссылку на тему, где рассказывается непосредственно о этом судне (ТТХ, история постройки и т.п.).
ТС - барин, а я лишь советую, как подправить сообщение. :) И я отнюдь не настаиваю на своём ИМХО.
Спасибо Вам, что не поленились прояснить свою позицию

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
114 публикации

Стариков Валентин Георгиевич

08.06.1913 - 26.06.1979

Герой Советского Союза

 

Изображение

 

Биография

Стариков Валентин Георгиевич - командир подводной лодки (ПЛ) «М-171» 3-го дивизиона отдельной бригады подводных лодок Северного флота, капитан-лейтенант.

 

Родился 8 июня 1913 года в городе Сарапуле (Удмуртия) в семье служащего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. Окончил школу ФЗУ при Пермском паровозоремонтном заводе.

 

В Военно-Морском флоте с 1931 года. В 1936 году окончил Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, в 1938 году - специальные курсы командного состава подводного плавания. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов.

 

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

 

Командир ПЛ «М-171» 3-го дивизиона отдельной бригады подводных лодок Северного флота капитан-лейтенант В.Г. Стариков, действуя на коммуникациях противника, до января 1942 года дважды прорывался на подводной лодке во вражеские базы, потопил 5 транспортов.

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года за успешное командование подводной лодкой и героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Старикову Валентину Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 657).

 

Подводная лодка «М-171» впоследствии была удостоена гвардейского звания.

 

В 1948 году окончил Военно-морскую академию. После окончания академии в течение двух лет был начальником штаба Лиепайской военно-морской базы 4-го ВМФ. В 1953 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 1951–1954 годах занимал должность старшего преподавателя кафедры подводных лодок Военно-морского факультета Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова. С ноября 1954 года по сентябрь 1955 год был начальником Морского научно-исследовательского полигона, в 1956–1959 годах возглавлял Высшие специальные офицерские классы Высшего военно-морского училища подводного плавания. В 1960-1965 годах был начальником минно-торпедного факультета этого училища, в 1965-1972 годах – начальником Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С.О. Макарова. С июля 1972 года вице-адмирал В.Г. Стариков - в отставке.

 

Скончался 26 июня 1979 года. Похоронен в городе-герое Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург) на Ново-Волковском кладбище (участок 16).

 

Награждён 2 орденами Ленина (08.11.41; 03.04.42), 2 орденами Красного Знамени (20.06.42; 27.12.51), орденами Ушакова 2-й степени (№ 48 от 25.07.45), Отечественной войны 1-й степени (29.01.43), Красной Звезды (05.11.46), медалью "За боевые заслуги" (03.11.44), другими медалями.

В паутине

Третьим по счету из подводников-североморцев (после Егорова и Фисановича) Стариков сумел проникнуть в Петсамо-фьорд. Пожалуй, это было труднее, чем в двух предыдущих случаях, поскольку гитлеровцы приняли кое-какие меры оборонительного порядка, в частности поставили сетевое заграждение у гавани Лиинахамари, о чем Стариков не догадывался вплоть до того момента, когда "малютка" очутилась в критическом положении.

 

Лодка вошла в гавань беспрепятственно, по счастливой случайности не задев противолодочной сети. Два больших транспорта у причала приковали к себе все внимание Старикова. Он удачно атаковал их, торпедировал, зарегистрировал два взрыва и, совершив поворот на обратный курс, направил "М-171" к выходу в море, однако несколько в сторону от места, где лодка вошла в гавань. Это и послужило причиной задержки, которая могла стать роковой для "малютки" и для всего экипажа. На полном ходу, следуя на глубине восемнадцати метров, лодка врезалась в противолодочную сеть и застряла на месте в то время, когда за ней гнались катера с глубинными бомбами. Попытки вырваться переменными ходами из ловушки оказались безуспешными. А вражеские катера уже сновали над "малюткой", сбрасывая неподалеку от неё свой смертоносный груз.

 

Положение "М-171" было гибельным: не имея возможности двигаться, она представляла собой мишень для глубинных бомб.

 

Внезапно катера прекратили бомбометание: гитлеровцы определили, что "малютка" запуталась в противолодочной сети, и собирались либо захватить ее вместе с экипажем, когда она всплывет, либо, в случае сопротивления, расстрелять.

 

Тут и проявились качества настоящего командира, присущие Старикову. Его поведение в первые критические минуты и в последующие часы, пока лодка, освободившись из сети, оставалась в Петсамо-фьорде, всё время преследуемая вражескими катерами, было правильным и соответствующим образом действовало на экипаж, служило примером для каждого.

 

"М-171" удалось выскочить из сети после того, как Стариков дал ещё раз полный ход назад, создав максимальный дифферент на корму и рискуя вылить электролит из баков аккумуляторов. К чему могло привести последнее, говорить не приходится.

 

Маневр удался. "Малютка" выскользнула из сети, над которой её стерегли вражеские катера, но осталась внутри фьорда. Путь в море был закрыт, в чём Стариков убедился после неоднократных попыток пройти мимо единственного прохода, где скопились корабли противника с глубинными бомбами наготове. Иного пути из фьорда не было. Даже когда лодка ушла на предельную глубину, чтобы попытаться проскользнуть под сетью, она и там упёрлась в заграждение. Между тем время шло, воздух в лодке всё более насыщался углекислотой, плотность аккумуляторных батарей снизилась до минимума.

 

В таких условиях командир корабля нашел правильный выход. Приказав включить регенерацию, он объявил свое решение: пройти над сетью, в надводном положении, использовав замешательство противника, вполне вероятное, поскольку тот считал, что теперь, когда лодка высвободилась из сети, ей незачем всплывать. На всякий случай, распорядился командир, экипажу быть готовым к артиллерийскому бою и, если не удастся отбиться, к необходимости взорвать лодку.

 

Ни то, ни другое не понадобилось. На помощь пришла природа. Стоило "малютке" подвсплыть на ходу, и она, ещё не достигнув поверхности, оставаясь незамеченной вражескими наблюдателями, свободно прошла над сетью. Такую возможность создал океанский прилив, уровень которого достаточно высок в наших северных местах.

 

На фашистских кораблях спохватились слишком поздно: полным ходом "М-171" ушла от них в море, а затем благополучно возвратилась в базу, известив двумя выстрелами о двойной победе.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×