Berry_Tiger

Взрыв в Галифаксе / Монблан

  • Вам необходимо провести 30 боёв, чтобы иметь возможность публикации в этом разделе.

26 ответов в этой теме

4796325.jpg

 

Вспомогательный транспорт «Монблан» был построен на английской верфи Рейлтона Диксона в Мидлсборо в 1899 году. Двухмачтовое судно имело вместимость 3 121 регистровую тонну, его длина составляла 97,5 метра, ширина — 13,6, осадка — 4,6 метра.

Когда началась первая мировая война, «Монблан» купила французская судоходная фирма «Компани дженерал трансатлантик». По требованию Адмиралтейства, которое в военное время имело право распоряжаться торговым флотом страны, владельцы подремонтировали борта парохода, установили на его баке четырехдюймовую пушку и покрасили судно в шаровый цвет — «Монблан» стал вспомогательным транспортом.

4804516.jpg

25 ноября 1917 года судно встало под загрузку в Нью-йоркском порту.

На него погрузили:

2 300 т. жидкой и сухой пикриновой кислоты;

200 т. тротила;

10 т. пироксилина (порохового хлопка);

35 т. бензола (в бочках).

Взрывоопасный груз требовал соответствующего обращения и строжайшего обеспечения безопасности, особенно учитывая то обстоятельство, что ему предстоял дальний переход из США во Францию, для которой этот груз предназначался.

Пересекать в одиночку Атлантический океан тогда было слишком опасно. Хотя становилось понятным, что Германия проигрывает войну, на океанских просторах ее крейсера и подводные лодки продолжали охотиться за судами противника. Поэтому в Галифаксе формировались конвои, чтобы корабли пересекали Атлантику под охраной военных судов. К такому конвою должен был присоединиться и «Монблан».

«Монблан» прибыл на внешний рейд Галифакса вечером 5 декабря.

4845476.jpg

 

На следующее утро, с охраняющей рейд канонерской лодки, азбукой Морзе просигналили приказ отдать якорь и принять на борт офицера связи. Прибывший через несколько минут на транспортник лейтенант Фриман, сказал капитану: «Если с моего корабля не последует каких-либо дополнительных сигналов, вы сможете сняться с якоря и войти в гавань, как только позволит видимость, то есть около 7 часов 15 минут утра».

Тем временем в шести милях от «Монблана», в гавани Галифакса, стоял готовившийся к выходу в открытое море норвежский пароход «Имо». Его капитан Хаакан Фром не успел вывести судно в море до сумерек в силу того, что баржа с углем подошла к его борту не в три часа дня, как было условлено, а только в шесть вечера, когда ворота противолодочного заграждения бухты уже закрыли. Так что выход в море норвежцам пришлось отложить до утра следующего дня.

4801447.jpg

Около 7 часов утра.

Ле Медек отдал распоряжение выбирать якорь и попросил местного лоцмана Фрэнсиса Маккея приступить к своим обязанностям.

Приблизительно в это же время снялся с якоря и через пролив Нарроуз, разделяющий Галифакс на две части, в открытое море направился и грузовой пароход «Имо». С моря войти в узкий фарватер было делом непростым: с одной его стороны располагались минные поля, а с другой тянулись сети заграждения, преграждавшие путь подводным лодкам противника, к тому же навстречу шли столь же тяжело груженые суда. Требовалось соблюдать предельную осторожность.

Лоцман знал, какой груз находился на палубе и в трюмах «Монблана», и, будучи достаточно опытным, уверенно вел судно по узкому фарватеру по хорошо известным ему береговым ориентирам, придерживаясь разрешенной скорости в четыре узла (примерно 7,4 километра в час).

«Монблан» прошел на расстоянии полкабельтова от стоявшего на фарватере британского крейсера «Хайфлаер», отсалютовав ему флагом. Впереди оставался самый простой участок пути.

В проливе было достаточно места, чтобы пароходы могли благополучно разойтись. Видимость была идеальной, других судов в фарватере не наблюдалось. Принятые еще в 1889 году Международные правила для предупреждения столкновения кораблей требовали, чтобы «в узких проходах всякое паровое судно держалось той стороны фарватера или главного прохода, которая находится с правой стороны судна». Три четверти мили – расстояние немалое, всегда есть время подумать, сориентироваться, произвести необходимый маневр. Но получилось так, что капитаны не проявили должной осторожности, и когда суда сблизились, оба капитана стали совершать рискованные маневры.

 

Столкновение.

«Имо» и «Монблан» встретились перед поворотом пролива. Сделав несколько не совсем удачных маневров, пароходы оказались на расстоянии каких-нибудь 15 метров друг от друга. Казалось, опасность столкновения миновала, но тут произошло непредвиденное. Как только «Монблан» стал отворачивать влево, норвежцы дали задний ход, просигналив об этом тремя короткими гудками.

4814779.jpg

«Монблан» тоже сдавал назад. Несколько мгновений, и нос «Имо», словно топор сказочного великана, вонзился в правый борт «Монблана». Форштевень на три метра разворотил борт французского транспортника, легко воспламеняемый бензол из разбитых бочек потек по палубе, а оттуда на твиндек (межпалубное пространство внутри корпуса судна), где была уложена пикриновая кислота. Капитан «Имо» сразу дал судну задний ход. Целую минуту винты «Имо» вспенивали воду, пока его нос со страшным скрежетом не выскользнул из пробоины. При трении метала об металл возникли снопы искр, от которых и вспыхнул растекшийся бензол и все вокруг загорелось. В считанные секунды пламя перекинулось на соседние бочки. Бак «Монблана» охватило пламя, и столб густого черного дыма взвился на 100 метров вверх.

4817831.jpg

Ле Медек немедленно отдал приказ покидать судно. Экипаж уже и без того спускал шлюпки на воду. Все, кто был на борту «Монблана», живые и здоровые, добрались до берега, оставив смертельно опасный груз дрейфовать самому по себе.

Покинутый командой, «Монблан» оказался во власти внутреннего течения, которое подогнало его к деревянным пирсам Ричмонда – северной части Галифакса, на которые стремительно перекинулось пламя. По обоим берегам пролива стали собираться толпы зевак, привлеченных страшным и необычным зрелищем, надеясь получше рассмотреть редкое событие — горящее судно. Многие побежали на набережную. Через некоторое время к месту трагедии прибыли пожарные суда. С крейсера «Хайфлайер» видели, что команда покинула горящее судно, и послали к «Монблану» вельбот. Команда вельбота закрепила трос на корме «Монблана» и передала его конец на буксирный пароход «Стелла Марис». Двигательная установка буксира взревела, и «Стелла Марис» начала отводить «Монблан» в сторону моря.

В Галифаске о том, каким грузом начинен «Монблан», практически никто не знал.

Чтобы избежать катастрофы, не хватило примерно получаса.

 

Разрушенный город.

Часы на башне городской ратуши показывали 9 часов 6 минут утра, когда над «Монбланом» взметнулся гигантский огненный язык.

4791207.jpg

Размещенная впереди и позади средней надстройки и машинного отделения взрывчатка с детонировала почти мгновенно. Пароход разлетелся на сотни тысяч раскаленных кусочков, и чудовищной силы, взрывная волна разошлась во все стороны. Все каменные здания, не говоря о деревянных домишках, по обоим берегам пролива Нарроуз буквально смело с лица земли. Телеграфные столбы переламывались, словно спички, деревья вырывало с корнем. Обрушились мосты, водонапорные башни и заводские кирпичные трубы.

4834214.jpg

4827046.jpg

 

4833190.jpg

 

4817830.jpg

 

4821926.jpg

 

4818854.jpg

 

Взрыв был настолько сильным, что даже дно небольшого залива Норт Арм обнажилось на несколько секунд, а в расположенном в 30 милях от места трагедии городе Труро выбило оконные стекла. На несколько минут весь порт и стоявшие у причала суда утонули в кромешной тьме. Некоторые, как крейсер «Найоб» водоизмещением 11 000 тонн или пароход «Курака», словно щепки, выбросило на берег. Галифакс был окутан черным дымом, сквозь который на город падали раскаленные куски металла и обломки кирпича.

Особенно пострадал расположенный на склоне холма Ричмонд. Там рухнуло здание протестантского приюта для сирот, заживо похоронив под каменными обломками своих обитателей. Было разрушено три школы, из 500 учеников которых в живых остались лишь 11. Погибли несколько сот рабочих, собравшихся на крыше сахарного завода «Акадиа», чтобы посмотреть пожар на «Монблане». На текстильной фабрике не уцелел почти никто. Многие раненые замерзли, поскольку на следующий день похолодало и начался сильный буран. Всего же, согласно официальной статистике, погибли 1963 человека, более 2000 пропали без вести, около 9000 были ранены, в том числе 500 человек лишились зрения от разлетевшихся оконных стекол. Крова лишились не менее 25 тысяч человек.

 

Суд.

4822950.jpg

Еще не успели в городе затушить все пожары и еще не были извлечены из-под обломков зданий все трупы, как население Галифакса потребовало у губернатора выдать им виновников катастрофы.
13 декабря 1917 г. в уцелевшем здании городского суда началось расследование причин катастрофы. Председателем судебной комиссии назначили Артура Драйздейла - верховного судью Канады.
В комиссию вошли представители Британского адмиралтейства, капитаны кораблей, известные в городе инженеры и юристы.
Суду ясно, что причиной катастрофы явилось столкновение пароходов в проливе Тэ-Нарроус. Вначале допросили капитана взорвавшегося парохода. Напомним, что команда "Монблана" высадилась в одной миле от горевшего судна на побережье Дартмута и залегла в лесу.
Весь экипаж "Монблана" спасся, кроме одного матроса, который в момент взрыва получил смертельное ранение осколком в спину.
При допросе капитан Ле Медэк детально охарактеризовал погрузку взрывчатки в Нью-Йорке, объяснил причины прибытия в Галифакс и рассказал об инструкциях, которые он получил накануне перед входом в бухту. Он доложил суду, какие он давал гудки и какие делал маневры, потом рассказал, при каких обстоятельствах суда столкнулись .
С норвежской стороны показания давал старший штурман (капитан и лоцман "Имо" были убиты при взрыве). Согласно норвежской версии, "Имо" входил в пролив со скоростью не более 5 узлов и отошел влево от оси фарватера, чтобы разойтись с американским грузовым пароходом, который шел им навстречу. Норвежские моряки заявили, что "Монблана сам подставил свой борт под форштевень "Имо".
На второй день допроса капитан Ле Медэк повторил свои показания, а лоцман Маккей под присягой полностью подтвердил все, что заявил Ле Медэк.
После того как лоцман закончил рассказ о столкновении, Ле Медэку задали вопрос: "Что произошло потом?" Капитан ответил: "Когда я увидел пламя и дым, я посчитал, что судно взлетит на воздух немедленно. Невозможно было что-либо предпринять, чтобы погасить пожар, и, чтобы зря не рисковать жизнью, сорока человек, я отдал команду покинуть судно".
Защитник "Имо" шел на всяческие ухищрения, чтобы сбить с толку французов, доказать их вину и отстоять норвежцев.
У Ле Медэка не было почти никаких шансов выиграть дело по той причине, что он был капитаном французского судна, а в то время в Канаде очень не любили французов. Это объясняется одним политическим конфликтом в самом начале войны. Многие канадские французы, особенно из провинции Квебек, не хотели воевать на стороне Англии. В провинции Квебек по этому поводу были даже волнения. Слова "французский канадец" в те дни звучали как "изменник".
Для жителей Галифакса было более чем достаточно, что судно, погубившее их город, носило трехцветный флаг...
Французского капитана пытались сбить с толку, запутать в его же показаниях о сигналах, которые давал "Монблан". Но Ле Медэк оставался спокойным. Газета "Галифакс Геральд" отмечала: "...на все вопросы судей он давал прямые ответы, его глаза все время смотрели в глаза спрашивающего". - Ваше судно несло на мачте красный флаг или какой-то другой сигнал, обозначавший, что оно имеет на борту взрывоопасный груз?
- Нет сэр.
- Почему нет?
- Потому что красный флаг согласно Международным правилам означает, что на судно грузят взрывчатку и что оно находится в процессе погрузки или выгрузки опасного груза. Нигде в Правилах не сказано, что флаг должен быть поднят, когда судно на ходу, и я полагал тогда, что особенно во время войны было бы предпочтительным, чтобы никто не знал о моем грузе.
Версия норвежцев сводилась к следующему. Прежде чем "Имо" мог вернуться на свою сторону фарватера, впереди показался буксир "Стелла Мариек с баржами. Он резал им нос, и, таким образом, они продолжали движение близ берега Дартмута. Когда "Имо" дал один короткий гудок, "Монблана вовсе не находился близ берега Дартмута, а был на оси фарватера и резал нос "Имо", который, находясь на траверзе "Стелла Марис" против пирса No 9, дал три гудка и пустил машину на задний ход.
В это время расстояние между судами составляло половину - три четверти мили. С машиной, работающей на задний ход, "Имо" носом повернул вправо, в сторону Галифакса, и с этого времени до столкновения его нос даже не поворачивался в сторону Дартмута.
Перед столкновением норвежское судно не двигалось. Потом последовал один гудок "Монблана". "Имо" ответил одним гудком, так как его нос валился вправо.
К этому моменту "Монблан" намного вылез на середину фарватера, но, тем не менее, суда все же могли разойтись левыми бортами. Потом французское судно дало два гудка и повалилось влево, подставив свой борт под форштевень "Имо", который немедля дал три гудка и среверсировал машину, но было уже поздно.
Суд проходил в обстановке шпиономании. В каждом действии и маневре французских и норвежских моряков судьи пытались найти злой умысел. Лоцмана Маккея пытались чуть ли не силой заставить отречься от показаний. Была сделана попытка уличить его в пьянстве. Но местный шериф отрицал это, а председатель лоцманской ассоциации Канады заявил, что Фрэнсис Маккей является одним из лучших лоцманов ассоциации.
По поводу красного флага на мачте "Монблана" мнения судей разошлись. Большинство считало, что в условиях военного времени этот флаг был бы равносилен ***: дать знать немецким агентам о грузе.
Через несколько дней следствия выяснилось, что "Имо" вообще не имел официального разрешения на выход в море. Капитан судна мог получить его только у капитана третьего ранга Фредерика Виятта, который отвечал за движение судов на внутреннем рейде. И вообще Виятт считал, что никакой опасности столкновения судов в проливе Тэ-Нарроус никогда не отмечалось. На суде он обосновывал свое мнение тем фактом, что в этом проливе неоднократно расходились лайнеры "Олимпик" и "Мавритания".
4 февраля 1918 г. верховный судья Канады Драйздейл объявил решение суда. В тринадцати пространных пунктах вся вина была свалена на капитана "Монблана" и его лоцмана. В постановлении говорилось, что они нарушили Правила предупреждения столкновения судов в море. Суд требовал уголовного наказания лоцмана, рекомендовал французским властям лишить капитана Ле Медэка судоводительских прав и судить его по законам его страны.
Ле Медэк, Маккей и капитан третьего ранга Виятт, которого обвинили в том, что он поздно предупредил жителей города о возможном взрыве, были арестованы.
Удивительно, что никому из судей не пришла в голову мысль обвинить в галифакской катастрофе Британское адмиралтейство, которое фактически приказало судну, набитому взрывчаткой, войти в пролив, проходящий через город, и бросить якорь в бухте Бедфорд, где оно должно было ждать формирования конвоя. Бросается в глаза парадоксальный факт: судно, уже принявшее груз (причем огромную партию взрывчатых веществ), заставили следовать в залив, забитый судами. Почему-то никому не пришло в голову отдать приказ ожидать конвоя на внешнем рейде Галифакса под охраной канонерских лодок. Если бы даже "Монблан" получил в борт торпеду немецкой подводной лодки, то город не пострадал бы. Однако об этом на суде не было сказано ни слова.
В марте 1918 г. дело снова слушалось в Верховном суде Канады. Синдикат капитанов дальнего плавания Франции подал прошение морскому министру страны о защите капитана Ле Медэка. Через год он и лоцман Маккей были освобождены и обоим вернули судоводительские права.
Позже международный суд, разбиравший иски двух судоходных компаний, решил, что в столкновении виновны оба судна в равной степени,
В начале 1918 г. злополучный пароход "Имо" был снят с мели и отбуксирован в Нью-Йорк на ремонт. Потом его переименовали в "Гивернорен". В 1921 г. во время рейса из Норвегии в Антарктику он выскочил на камни и погиб.
Капитан Ле Медэк служил в фирме "Компании женераль трансатлантик" до 1922 г. В 1931 г. французское правительство, как бы подчеркивая невиновность своего флага в столкновении "Монблана" и "Имо", в связи с уходом на пенсию наградило бывшего капитана парохода, погубившего город, орденом Почетного Легиона.

 

 

Источники:

http://weaponsman.com/

http://moremhod.info/

http://dloadme.net/

http://tainy.info/

http://www.allmobile4u.ru/

ru.wikipedia.org/

И еще несколько......


10

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

бабахнуло так бабахнуло

ТС молодец:great:

Изменено пользователем NUBYARA71

0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

бабахнуло так бабахнуло

ТС молодец:great:

 

Ага. Сидишь такой в 50 км от места проишествия за столом чаек попиваешь и тут хлобысь окна вылетают.:amazed:


1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Да уж, суровая трагедия, либо, роковое стечение обстоятельств.


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Интересно, открыть кингстоны- это долго? И насколько быстро можно было затопить "Монблан" таким образом?


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Спасибо за труды, интересно . 

Столько жертв из за чей то ошибки . 


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Ни дать ни взять - репетиция конца света. Хорошая статья. Ловите плюсы. 


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Познавательно и интересно. однозначно +


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

2,5 килотонны ... как тактический заряд с ЯБЧ


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Интересно, открыть кингстоны- это долго? И насколько быстро можно было затопить "Монблан" таким образом?

 

Открыть - не долго. Но ждать пока судно нахлебается воды чтобы утонуть может быть долго. И затопить его было нельзя, ибо пожар сильный бушевал.Никто кроме снявшейся команды не знал о грузе, поэтому пожарные особо не рисковали. Я думаю, если бы они были в курсе, то даже ценой своих жизней, высадились бы на корабль и затопили его.

0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Тема, несомненно, очень интересная и познавательная, но почему она создана именно в данном разделе форума ?

 Текст и стихи

Для создания тем и размещения творческих работ посвященных кораблям

Почему не создали ее в данном разделе, или, по крайней мере, здесь ?

 


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

А про титаник будут увлекательные истории?:popcorn:

 


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

 

Открыть - не долго. Но ждать пока судно нахлебается воды чтобы утонуть может быть долго. И затопить его было нельзя, ибо пожар сильный бушевал.Никто кроме снявшейся команды не знал о грузе, поэтому пожарные особо не рисковали. Я думаю, если бы они были в курсе, то даже ценой своих жизней, высадились бы на корабль и затопили его.

Так точно. Мне даже странно, зачем такое судно вообще стали заводить в порт.

Тема, несомненно, очень интересная и познавательная, но почему она создана именно в данном разделе форума ?

Почему не создали ее в данном разделе, или, по крайней мере, здесь ?

 

 6849999.png

А про титаник будут увлекательные истории?:popcorn:

Думаю написать про Гранкан


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

кстати в 1944году 14 апреля в индийском портовом городе Бомбей взорвался груженный более 1000 тоннами взрывчатых веществ оружием и боеприпасами транспорт Форт Стикайн  погибло около 1500 и около 2500 человек были ранены


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

2,5 килотонны ... как тактический заряд с ЯБЧ

Нет. 2,5 килотонны это 2500т., а тут всего 200т тротила было!


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Нет. 2,5 килотонны это 2500т., а тут всего 200т тротила было!

 

"На него погрузили:

2 300 т. жидкой и сухой пикриновой кислоты;

200 т. тротила;

10 т. пироксилина (порохового хлопка);

35 т. бензола (в бочках)."

Вы остальное не учли....


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Удивительно, что никому из судей не пришла в голову мысль обвинить в галифакской катастрофе Британское адмиралтейство, которое фактически приказало судну, набитому взрывчаткой, войти в пролив, проходящий через город, и бросить якорь в бухте Бедфорд, где оно должно было ждать формирования конвоя. Бросается в глаза парадоксальный факт: судно, уже принявшее груз (причем огромную партию взрывчатых веществ), заставили следовать в залив, забитый судами. Почему-то никому не пришло в голову отдать приказ ожидать конвоя на внешнем рейде Галифакса под охраной канонерских лодок. Если бы даже "Монблан" получил в борт торпеду немецкой подводной лодки, то город не пострадал бы. Однако об этом на суде не было сказано ни слова.

Вот, наверное, для меня самый интересный вопрос в этой катастрофе.


1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Интересная история зацепило 


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

..............а потом придумали знаки....."запрещение транспортировки опасного груза"

Изменено пользователем ABZZAC

0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Красиво написано :)

 


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу