Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.

В этой теме 12 комментариев

Рекомендуемые комментарии

589 публикаций
100 боёв

Вновь приветствую всех форумчан, решивших заглянуть на огонёк!

Как вы помните, в прошлой теме мы подняли тему кораблей на подводных крыльях, узнали что же это такое и как это работает, а затем повели разговор непосредственно о самим судах на воздушных крыльях. Итак, закончив наш разговор на "Ракете", мы переходим к таким кораблям, как "Метеор" и "Спутник".



Суда типа "Метеор"

Характеристики

Размеры габаритные, м:
   - длина - 34,6
   - ширина - 9,5
   - высота от основной линии - 6,25
   - высота от уровня воды при ходе на крыльях - 6,73
   - высота надводного борта - 0,42
Осадка габаритная, м:
   - на плаву - 2,35
   - при ходе на крыльях - 1,2
Водоизмещение с полным грузом, т - 53,4
Осадка при полном водоизмещении (по корпусу), м: - 1,05
Осадка при ходе на крыльях, м - 0,92
Водоизмещение порожнем, т - 36,4

Скорость судна, км/ч:
   - эксплуатационная - 65
   - максимальная - 70
Мореходность (обеспечение движения судна на волне), м:
   - при ходе на крыльях - 1,3
   - в водоизмещающем состоянии - 2

Пассажировместимость, чел:
   - с облегченными креслами - 124
   - со склоняющимися креслами - 116
Дальность плавания (без пополнения запасов топлива), км - 600

Материал корпуса и надстройки - дюралюминий Д16АТ (листовой материал) и Д16 (профильный материал). Отдельные детали выполнены из стали.

Главный двигатель - М400
Количество ГД - 2
Максимальная мощность, л.с. - 1100
Частота вращения при максимальной мощности, об/мин -1800

Движитель - гребной винт
Количество - 2
Диаметр, м -0,71
Число лопастей - 5


Вслед за спроектированной талантливым конструктором Р.Е.Алексеевым и его КБ "Ракетой", которая имела внушительный успех, последовали и другие проекты, как, например, "Восход", "Заря", "Метеор" и многие другие. Как вы уже поняли, мы начинаем с "Метеора".
Скоростные пассажирские суда «Метеор» - крупная серия советских больших скоростных пассажирских судов на подводных крыльях. Строительство серии судов «Метеор» началось в 60-х годах на судостроительном предприятии «Зеленодольский завод им. А.М.Горького» (Зеленодольск, Россия).
Предназначение теплоходов типа «Метеор» заключалось в осуществлении скоростных перевозок пассажиров по судоходным рекам, озёрам и водохранилищам (в том числе с возможностью выхода в устьевые участки рек и прибрежные районы моря). Всего в серии было построено более 300 судов в различных модификациях. К сожалению, в начале 90-х годов в связи с экономическими сложностями судостроительного предприятия, а также в связи с устареванием серии судов, производство "Метеоров" было полность прекращено. Так что если вам где-либо удастся повстречать суда данного типа, не обольщайтесь - "Метеор", увиденный вами, скорее всего, сохранился в эксплуатационном состояни лишь по причине слабо развитой транспортной системы n-ного региона или местный Колян купил его в личное пользование.

В Советском Союзе построенные суда данного типа получали название «Метеор» и порядковый (построечный) номер, хотя отдельные теплоходы всё же получали собственные имена (чаще всего "Метеоры" называли именами созвездий: Андромеда, Кассиопея и т.д., что не удивительно, если учесть "небесное" имя теплоходов). После спуска на воду теплоходы сдавались различным пароходствам и портам РСФСР и Украины, и были представлены практически на всех судоходных реках, где работали на пассажирских линиях. Помимо пароходств Советского Союза "Метеоры" также поставлялись и в другие страны мира, в некоторых из которых продолжают работать и по сей день (особенно много работы выпадает на "Метеоры", проданные Нидерландам и странам Азии). На сегодняшний день, в основном из-за высоких эксплуатационных расходов и из-за сокращения речных пассажирских линий страны, практически все пароходы данного типа выведены из эксплуатации, списаны или проданы частным фирмам. Число по сей день эксплуатируемых "Метеоров" составляет примерно 80 единиц по России и странам СНГ, и примерно 250-300 единиц по всему миру.



Суда типа "Спутник"

Характеристики

Водоизмещение, т – 40
Габаритные размеры, м:
   - длина - 47,3
   - ширина – 11,7
Осадка при полном водоизмещении, м - 2,7 м
Осадка при ходе на крыльях - 0,9 м

Главный двигатель - М50-Ф3
Количество ГД, шт. - 4
Максимальная мощность, л.с. – 850

Эксплуатационная скорость, км/ч – 65

Пассажировместимость, чел – 300

Дальность плавания (без пополнения запасов топлива), км - 600


"Спутник" (да-да, вновь космическое название, время всё-таки располагало: первый искусственный спутник, полёт Гагарина...) — советское судно на подводных крыльях, предназначавшееся для скоростных пассажирских перевозок по рекам и водохранилищам на маршрутах протяженностью до 600 км. Конструктором водного "спутника" является Р.Е.Алексеев.
В 1961 году на заводе Красное Сормово был построен опытный экземпляр. На момент постройки это было крупнейшее в мире по вместимости речное судно подобного типа. В связи с этим "Спутник" своё первое плавание совершил не куда-нибудь, а в саму Москву к XXII съезду КПСС. Даже в газете «Правда» в статье от 12 октября 1961 года сообщалось об этом событии: "Самый большой в мире пассажирский теплоход на подводных крыльях "Спутник" — трудовой подарок судостроителей „Красного Сормова“ XXII съезду КПСС — прибыл вчера в Москву".

Согласно проекту, гребные винты были расположены впереди крыла, что ранее не было характерно ни для одного подобного судна на подводных крыльях. Кроме того, для уменьшения веса судна его строили не из стали, а из алюминиево-магниевого сплава. Планировалась возможность эксплуатации при волнении до 8 баллов. Пассажиры же размещались в трёх салонах с авиационными креслами.

Сначала "Спутник" эксплуатировался преимущественно на линии Горький - Тольятти. В 1965 же году его перевели на линию Куйбышев - Казань. Причиной перевода стала глубокая осадка судна, не позволявшая эффективно использовать корабль в верховьях Волги. Однако эту навигацию , проходив в Тольятти всего лишь три месяца, "Спутник "так и не окончил. Дело всё состояло в том, что четыре двигателя, приводившие судно в движение, потребляли очень много горючего, из-за чего эксплуатация "Спутника" оказалась крайне убыточной. Кроме того, от четырёх работающих дизелей исходила настолько сильная вибрация, что частые поломки были обыденным делом. Не стоит забывать также и о том, что машинное отделение располагалось между пассажирскими салонами, под мини-рестораном, вследствие чего шум и вибрация сильно снижали комфорт пассажиров. Таким образом, по результатам опытной эксплуатации суда в серийное производство не пошли, и на реках и озёрах остались лишь опытные образцы судна данного типа.

Стоит упомянуть про одного долгожителя, который "бороздил просторы Большого Театра водные просторы" в Тольятти, которого, не смотря на, казалось бы, счастливую по сравнению с остальными "Спутниками" судьбу также постигли беды, неудачи. Так, в одном из своих рейсов судно столкнулось с топляком, после чего несколько лет простояло в судоремонтном заводе. Так как во время происшествия серьёзно пострадал один из двигателей, а на покупку нового средств не было, то судно, хотя и оставалось на плаву, потеряло ход и не могло подняться на крыло. Вначале предлагалось разрезать его на металлолом, но затем было принято другое решение - судно установили на постаменте на набережной в Тольятти. В 2005 году в расположенном внутри судна молодёжном центре возник пожар, в результате которого внутренняя отделка выгорела. Так закончилась история "Спутника", настоящего речного исполина, бывшего одним из самых перспективных и передовых проектов своего времени.


Фото

Изображение
Судно "Метеор", 2011

Изображение
Судно "Спутник", 1965



В следующей теме мы поближе познакомимся с теплоходами "Комета" и "Восход". Благодарю всех прочитавших тему!



Речные суда на подводных крыльях:
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
Проект 1240 "Ураган"

Источники:
- http://river-forum.ru
- http://www.zdship.ru

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
532
[RONIN] Matsuo
Коллекционер-испытатель
3 423 публикации
1 272 боя

Катались,катались.Ох,детство "золотое".....

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
22 публикации
294 боя

Очень классное продолжение классной темы(простите за тавтологию)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
9 публикаций

Просмотр сообщенияchYvakofvar (12 Фев 2013 - 13:02) писал:

Очень классное продолжение классной темы(простите за тавтологию)
согласен! Ждём продолжения :Smile_popcorn:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
499 публикаций
35 боёв

Темы интересные, обязательно прочитаю следующую. :Smile_great: +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
30 публикаций
81 бой

Напомнили времена СССР. Тогда были чудесные времена.   :Smile_smile:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
855 публикаций
6 089 боёв

 У меня с Метеором связана очень неприятная история из детства. Ока - маршрут Кашира - деревня Прилуки. Ездили с мамой на дачу таким макаром, поначалу народу было немного, катера ходили часто. Потом стали ходить реже + народу прибавилось. Итог в одной из поездок чуть не вылетели на берег - набилась куча народа все сидячие места заняты и людистояли в проходе.  лето жарко, очень душно - и в какой то момент люди в проходе подтянулись к носу - там свежее воздух был от входа. Капитан по громкой связи все пытался людей упросить перейти к корме. не помогало, зато массы людей хватило, чтобы Метеор потерял управление  - там еще очередной изгиб у Оки был - понесло к берегу и почти на лодку с рыбаками - вот тут меня (лет 12 - 14 тогда было) чуть не задавили все так на корму бросились. Обошлось - но больше на дачу на катере мы не ездили. И было жалко - хоть дольше так ехать было, но очень красиво. А потом вообще на Оке прикрыли навигацию.

Изменено пользователем OzerovPaparacci

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
71 публикация
189 боёв

Увы, недовелось прокатиться, только "посмотреть"... =(

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
57 публикаций

катался в детстве в Днестрвском лимане. Но честно не скажу что это было: Спутик или Комета. Были это 1993-1996 года. Но впечатления какие-то невероятные: чуть ли не космический корабль. Я еще удивлялся почему впереди нет водителя/капитана, а потом только увидел что он в кабине на крыше, а не впереди как в машине.:laugh:

Изменено пользователем joker_first

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
324 публикации
418 боёв

Канечно впечатления от поездки на нем классные !:eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
57 публикаций

а кто-то знает где-то сейчас плавают корабли на подводных крыльях?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×