Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
tankowik

броненосец "Капитан"

В этой теме 12 комментариев

Рекомендуемые комментарии

664 публикации
195 боёв

Приветствую, ув. форумчане! Представляю вашему вниманию…

 

HMS Captain (1869)

Изображение

HMS Captain (1869) (Кэптен, англ. HMS Captain) — броненосец британского флота. На момент ввода в строй в 1870 году был одним из наиболее мощных кораблей этого класса в мире (а возможно, и самым мощным). Корабль был спроектирован и построен под руководством известного кораблестроителя Купера Фипса Кольза в значительной степени под влиянием взглядов английской общественности на развитие военно-морских сил.

Серьёзные теоретические ошибки и конструктивные просчёты, допущенные в проекте, привели к очень существенной перегрузке корабля и, как следствие, — плохой остойчивости. Из-за перегрузки броненосец, пробыв в строю чуть больше 4 месяцев, перевернулся и затонул в Бискайском заливе в ночь с 6 на 7 сентября 1870 года почти со всем экипажем, что стало одной из крупнейших катастроф на Королевском флоте в мирное время. Гибель «Капитана» оказала важное воздействие на дальнейшее британское и, в целом, мировое военное кораблестроение.

 

   Изображение

 

История создания

 

Предыстория:

Офицер британского Королевского флота Купер Коулз в 1861 году сообщил Адмиралтейству, что сконструированный им корабль, вдвое дешевле «Уорриора» и с вдвое меньшим экипажем, сможет в течении часа подавить сопротивление «Уорриора» и принудить его к капитуляции. Секретом этого корабля было размещение артиллерии в орудийных башнях. Лорды Адмиралтейства решили принять предложение Коулза. В 1864 году на воду был спущен броненосец «Принц Альберт», наглядно доказавший эффективность орудийных башен, — ведь они позволяли наводить орудия на цель значительно быстрее, чем это было возможно на кораблях с бортовым расположением артиллерии.

Однако новый броненосец не мог соревноваться с «Уорриором» в мореходности, поскольку нес только легкое парусное вооружение, а его паровая машина была недостаточно мощной для столь большого судна с тяжелой броней. Каждая из двух бронированных башен корабля весила 112 тонн и поворачивалась вручную.

 

Отказавшись признать свое поражение, Купер Коул вновь попытался доказать жизнеспособность мореходного башенного корабля. В 1869 году по его проекту был построен «Капитан». Корабль был оснащен полным парусным вооружением; чтобы мачты не мешали стрельбе, башни располагались совсем низко над водой. Это конструкторское решение оказалось неудачным: «Капитан» перевернулся во время шторма прямо на испытаниях, унеся на дно большую часть команды и своего капитана Купера Коулза.

Технические хар-ки

 

На первый взгляд корабль должен был внушать уважение: водоизмещение «Капитана» составляло 7770 тонн, длина - примерно 100 метров, а ширина - 16 метров. На корабле стояли четыре пушки в двух башнях, расположенных высоко на носу и на корме. Башни соединялись крытой верхней палубой. Толщина башенной брони составляла от 20 до 32,5 сантиметра, а пояса по ватерлинии - 15-20 сантиметров. На корабле установили три трехногие мачты с полным рангоутным вооружением. В экипаж входили 500 офицеров и матросов; запас топлива составлял 500 тонн, хотя сам Кольз рассчитывал на 1000 тонн.

Стоит отметить, что техники фирмы Лэрда, на чьих верфях строился броненосец, с недоверием поглядывали на чертежи новоявленной конструкции - слишком высоко, по их мнению, стояли тяжелые башни. Работу они выполнили хорошо, однако честно предупредили приемную комиссию о своих сомнениях и настоятельно рекомендовали тщательнейшим образом проверить новый броненосец на остойчивость.

 

Spoiler

Изображение

Конструкция корпуса:

 

Изображение

Корабль был разделен на 7 водонепроницаемых отсеков. Каждая из башен вместе с подбашенным отделением (с механизмом вращения) и погребами боезапаса представляла собой отдельный отсек.

Броненосец обладал полным броневым поясом (то есть шедшим по всей длине корпуса по ватерлинии, который, в свою очередь, был длиной 320 футов или 97,5 м) толщиной 7 дюймов (178 мм) с деревянной подкладкой из 12-дюймового слоя тика, за которой располагался слой железа в 1,5 дюйма (38 мм). Напротив башен пояс на протяжении 80 футов (24,4 м) утолщался до 8 дюймов (203 мм). Верхняя палуба, на которой располагались башни, была защищена полуторадюймовой броней с 1-дюймовой железной подкладкой, а сверху покрыта 6-дюймовым (152 мм) дубовым настилом. Башни были защищены броневыми плитами толщиной на лобовой части в 10 дюймов и 9 дюймов — в остальной части (254 и 229 мм соответственно)

Вооружение:

 

Изображение

2 × 2 — 25-тонных (305-мм),

2 × 1 — 6,5-тонных (178-мм) нарезных дульнозарядных орудий

 

Меткость 12-дюймовых орудий, установленных на «Капитане», равно как и других тяжёлых орудий того времени, оставляла желать много лучшего. Во время своего последнего выхода в море «Капитан» провёл учебные стрельбы у Виго и вместе с двумя другими броненосцами произвёл 12 выстрелов по скале, размером и формой примерно напоминавшей корабль. С дистанции в 1000 метров корабли добились только 1 прямого попадания.

Вооружение корабля дополняли два 178-мм орудия (именовавшиеся тогда 6,5-тонными), установленные открыто в носу и корме, так, чтобы иметь возможность ведения огня вдоль продольной оси корабля. Эти орудия стреляли 112-кг снарядами с начальной скоростью 403,7 м/с.

«Капитан», как и все броненосцы того времени, был оснащён тараном, который, согласно существовавшим в те годы воззрениям на военно-морскую тактику, считался едва ли не более значимым оружием, чем орудия главного калибра.

Коечные сетки (особого устройства ящики вдоль борта, в которые укладывались койки личного состава, свёрнутые в тугие коконы) были установлены таким образом, чтобы служить прикрытием для стрелков на случай абордажного боя, возможность которого в 1860-70-е годы считалась для броненосцев вполне вероятной. На корабле были также установлены пусковые установки ракет.

 

Изображение

Испытания

 

По проекту Кольза, высота надводного борта броненосца должна быть около двух с половиной метров. Однако из-за допущенной ошибки в чертежах высота борта получилась на полметра ниже. Вследствие этого броненосец, даже на бумаге вызывавший сомнение у специалистов, «вживую» выглядел еще более ненадежным.

Однако многочисленные проверки, которым подвергся новый корабль Ее Величества, заставили на какое-то время приутихнуть голоса скептиков. В мае «Капитан» выдержал сильный шторм в Бискайском заливе; тогда же были испытаны и его боевые качества. При довольно сильном волнении стрельба из тяжелых орудий производилась без всякого затруднения, и стрельба эта была довольно меткой. Он неплохо держался под парусами и прекрасно маневрировал, легко обгоняя другие корабли. Один из авторитетных британских адмиралов после наблюдения за действиями «Капитана» пришел к выводу, что «это весьма грозный корабль и может, благодаря превосходству своего вооружения, уничтожить в отдельности все казематные корабли эскадры».

Ввиду столь положительных отзывов «Кэптен» был признан лучшим кораблем Ее Величества и полноправно вошел в состав английского флота. В конце лета 1871 года он вместе с эскадрой из десяти кораблей вновь направился в Бискайский залив. На борту судна, помимо команды и офицеров, находился и сам создатель нового броненосца - Купер Кольз.

6 сентября эскадра проходила мыс Финистерре (Испания). Погода стояла хмурая, море волновалось и, похоже, дело близилось к грозному шторму. Адмирал Майлн - командир эскадры - посетив «Капитан», обратил внимание его создателя на то, что подветренная палуба броненосца во время качки полностью скрывается под водой. Кольз пытался успокоить адмирала, утверждая, что подобное уже случалось на испытаниях и кораблю ничего не грозит. Однако Майлн пребывал в сомнениях и, дальновидно отказавшись переночевать на борту броненосца, отправился на флагман.

 

Spoiler
Изображение  

Гибель "Капитана"

 

К восьми вечера волнение усилилось, однако до настоящего шторма было еще далеко. В одиннадцать вечера поднялся ветер, пошел сильный дождь, и корабли начали терять друг друга в хмурой пелене. К часу ночи стихия показала всю свою силу. Могучий шквал, казалось, разметал эскадру по всему океану и готов был утопить британские корабли, но, внезапно начавшись, шторм так же внезапно и закончился. К трем часам ночи тучи разошлись. Адмирал Майлн вспоминал: «Месяц давал довольно много света, но не было видно ни одного большого корабля там, где в последний раз видели "Капитана", хотя на некотором расстоянии виднелись огни нескольких других кораблей. С наступлением рассвета оказалось, что эскадра разбросана, но вместо одиннадцати налицо было только десять кораблей, недостающим был "Капитан"».

«Лоханки эпохи Колумба» спокойно и без потерь пережили шторм. А сверхновый броненосец, краса и гордость британского флота, попросту исчез, растворился в ночи, как будто его и не было.

Все корабли эскадры тут же отправилась на поиски. Но все, что им удалось обнаружить , это кусок верхней палубы, обломок мачты и тело одного из матросов. Картина стала предельно ясна и от этого еще более трагична: во время последнего шквала броненосец так быстро ушел на дно, что похоронил с собой весь экипаж.

Через несколько дней выяснилось, что кое-кому удалось спастись. Восемнадцать человек избежали гибели в пучине и смогли добраться до мыса Финистерре. По прибытии в Англию они поведали о страшных событиях роковой ночи.

 

Изображение  

Описание очевидцев:

 

Через несколько минут после полуночи наверх поднялась очередная вахта. Шторм еще не разошелся в полную силу, но корабль уже сильно раскачивало. В какой-то момент люди почувствовали, как броненосец опасно накренился на правый борт, однако, помедлив, вернулся в первоначальное положение. Через несколько минут крен повторился. На этот раз корабль не торопился выпрямляться, а злобные волны все яростнее подхлестывали его уже фактически в днище, норовя опрокинуть навзничь. Внезапно судно полностью легло на правый борт; несколько вахтенных матросов тут же оказались в ледяной воде, и больше их никто не видел. Из-под палубы раздались жуткие крики, переходящие в вой, - топки котлов броненосца располагались вдоль корпуса, и когда судно легло на правый борт, дверцы расположенных слева топок, не выдержав давления угля, раскрылись. Пылающее топливо обрушилось на кочегаров, прижимая их к котлам с правой стороны. Те, кто успел спастись от огня, сварились заживо, когда через трубу в раскаленные котлы проникла забортная вода и ворвалась в машинное отделение уже в виде пара. Никто из матросов, находившихся в этой преисподней, не выжил.Еще через минуту броненосец перевернулся вверх килем и тут же пошел на дно.

 

 

Описание катастрофы адмиралом Милном

 

"В эту минуту «Капитан» под парами находился позади флагманского корабля и, казалось, приближался к нему... в 01:15 корабль находился на подветренной раковине «Лорда Уордена» приблизительно на 6 R позади его траверза; марселя были частью наглухо зарифлены, частью убраны; фок был зарифлен, грот убран уже в 17:30, косых парусов я не видел. Корабль сильно кренился на правый борт, имея ветер слева. Красный отличительный огонь его был в это время ясно виден. Несколько минут спустя я опять посмотрел в его сторону, но шёл сильный дождь, и огня больше не было видно. Шквал с дождём был очень силён... В 02:15 (7-го числа) ветер несколько стих, переменил свое направление на NW и дул без шквалов; тяжелая гряда туч ушла по направлению к осту, и стали видны ясные и блестящие звёзды; месяц, дававший довольно много света, садился, но не было видно ни одного большого корабля там, где в последний раз видели «Капитана»..."

Существует большое количество памятников как всему экипажу броненосца, так и отдельным его членам, кроме того — множество памятных знаков и мемориальных досок. Всего, по некоторым подсчётам, их около 1400, к наиболее значимым из них относятся памятная доска в лондонском Соборе св. Павла и витраж, посвященный катастрофе, в Вестминстерском аббатстве.

 

 

Всем спасибо за внимание! Желаю удачи!

 

Используемые источники: http://ru.wikipedia....S_Captain_(1869)

http://www.ufostatio...=163&rowstart=1

http://www.mortransc...amily/bronenos/

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
437 публикаций
4 265 боёв

Какими трудными были первые шаги,первых кораблей эпохи пара...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
686 публикаций
34 боя

да, иногда изобретатели  платят жизнью за неудачные идеи....  за работу +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
53 публикации
746 боёв

Да прогресс-прогрессом , а морячков  жалко ! +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
178 публикаций
16 боёв

Интересно

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
12 публикаций

Познавательно. Интересно было читать :Smile_honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
589 публикаций
100 боёв

Да, жаль, что и в мирное время так люди гибнут.. Нет. Жаль, что вообще гибнут.

Автору спасибо за познавательный материал

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
499 публикаций
35 боёв

Свариться заживо внутри корабля, когда вокруг ледяной шторм. Такой смерти не пожелаешь никому. :sad: +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
510 публикаций
2 794 боя

Инженеры-проектировщики просчитались, а за их ошибки расплатился экипаж этого корабля. Жутко...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
516 публикаций

Вот как бывает... Жаль и корабль и команду.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
30 публикаций
81 бой

Зачет!

Автору здоровенный Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
20 публикаций

Долго же Британия была впереди планеты всей.

Спасибо за материал.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×