Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
IronHandOf

Маленькие, но отважные

В этой теме 4 комментария

Рекомендуемые комментарии

4 687
[VENOM] IronHandOf
Коллекционер, Лидер Форума, Коллекционер-испытатель
6 684 публикации

Шестьдесят корветов типа «Bathurst», построенных Австралией в 1940–1944 годах, никак нельзя отнести к числу известных и популярных кораблей. Тем не менее, они с честью воевали на морских просторах от Соломоновых островов до Гибралтара, внеся немалый вклад в победу союзников. Корветы искали вражеские подводные лодки * и отражали воздушные атаки, высаживали морские десанты и сопровождали транспорты, расчищали минные поля и обстреливали береговые цели. Маленькие корабли прошли через многочисленные встречи с сильным врагом и закончили войну у берегов Японии. Несомненно, эти «рабочие лошадки» австралийского флота достойны того, чтобы рассказать о них.

 

Скрытый текст

История проекта

До конца 1930-х годов Королевский австралийский ВМФ оставался весьма малочисленным – как по финансовым, так и по политическим причинам. Обеспечивать полноценную защиту судоходства он не мог, и когда угроза новой мировой войны стала очевидной, потребовалось принять срочные меры. Нужен был военный корабль, с массовым строительством которого могли бы справиться австралийские верфи. В 1938 году в Австралии начались работы по созданию такого корабля – небольшого и относительно недорогого, простого по конструкции и способного выполнять функции тральщика и охотника за подлодками. Как показали дальнейшие события, это решение оказалось мудрым и дальновидным.

Проект «Австралийского тральщика» (AM – Australian minesweeper) подготовили к концу 1939 года. В его конструкции прослеживались черты британских тральщиков типа «Bangor» но в целом это был отдельный тип универсальных кораблей с хорошей мореходностью, большой дальностью хода, неплохим противолодочным и противовоздушным вооружением. Позднее боевые действия показали, что в роли тральщиков кораблям проекта «АМ» приходится выступать очень редко, поэтому за ними закрепилось неофициальное, но более точно подходящее обозначение – корветы (corvettes). Следуя австралийской традиции, в данной статье будем именовать их именно так.

âÐеÑвÑй коÑÐ°Ð±Ð»Ñ ÑеÑии «Bathurst» на ÑодовÑÑ Ð¸ÑпÑÑаниÑÑ. ÐоÑбÑÑ 1940 года, Сидней ÐÑÑоÑник: navy.gov.au - ÐаленÑкие, но оÑважнÑе | Ðоенно-иÑÑоÑиÑеÑкий поÑÑал Warspot.ru

Первый корабль серии «Bathurst» на ходовых испытаниях. Ноябрь 1940 года, Сидней
Источник: navy.gov.au

Первенец серии, названный «Bathurst» (названия давались в честь небольших австралийских городов), заложили на сиднейской верфи Cockatoo Island 10 февраля и ввели в строй 6 декабря 1940 года. Последний корабль серии («Parkes») вошёл в строй 25 мая 1944 года. В реализации программы, ставшей крупнейшей в истории австралийского военного флота, участвовали все основные кораблестроительные предприятия Зелёного континента. Всего австралийцы построили 60 корветов: 36 – по австралийскому заказу; 20 – по заказу Великобритании (однако они также достались австралийцам); 4 – индийского ВМФ.

В годы войны корветы стали настоящими «чернорабочими» австралийского ВМФ. Комплектовались они преимущественно офицерами военно-морского резерва с торговых судов, а многие из матросов-новобранцев до войны в море не ходили. Условия службы на корветах были более чем спартанскими: в открытом океане команды жестоко страдали от штормов, нехватки свежих продуктов и питьевой воды. В тропиках неизбежным злом были невыносимая жара и духота в тесных кубриках, морякам постоянно угрожали тропические болезни. Тяжёлые испытания сближали – в абсолютном большинстве экипажей царили товарищеские отношения между матросами и офицерами. После войны один из лейтенантов корвета «Lismore» говорил: «Мы все гордились нашей службой. Чтобы быть офицером, надо было понимать людей и уметь работать с ними»

âÐаÑÑоÑÑ Ð¸ оÑиÑеÑÑ ÐºÐ¾ÑвеÑа «Lismore», ÑлÑживÑего в ÐндийÑком океане в 1942â1944 Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ ÐÑÑоÑник: navy.gov.au - ÐаленÑкие, но оÑважнÑе | Ðоенно-иÑÑоÑиÑеÑкий поÑÑал Warspot.ru

Матросы и офицеры корвета «Lismore», служившего в Индийском океане в 1942–1944 годах
Источник: navy.gov.au

Говоря о боевом применении кораблей типа «Bathurst», необходимо учитывать, что они были построены крупной серией и активно использовались на различных театрах военных действий, находясь в подчинении флотов Австралии, США и Великобритании. Тральные флотилии (Minesweeping Flotilla), в которых формально числились корветы, не имели постоянного состава. В данной статье мы покажем лишь общую картину боевого применения австралийских корветов, акцентируя внимание на самых ярких его эпизодах.

На Северном фронте: от Сингапура до Дарвина

По состоянию на 7 декабря 1941 года в Сингапуре базировалась 21-я тральная флотилия («Goulburn», «Bendigo», «Burnie», «Maryborough»), позднее усиленная ещё несколькими корветами. До конца января 1942 года австралийцы занимались патрулированием в проливе Сунда, изредка встречаясь с японскими самолётами. Поскольку японцы атаковали Сингапур с суши, заметной роли в его обороне корабли не сыграли.

В начале февраля флотилия перебазировалась на остров Ява, где снова занялась патрулированием и сопровождением транспортов. Здесь корветам пришлось пережить первые сильные воздушные атаки и спасать людей с потопленных судов. В условиях коллапса союзной обороны и абсолютного господства японцев на море и в воздухе австралийские моряки «отделались лёгким испугом» – в начале марта все корабли 21-й флотилии благополучно вернулись в Австралию, избежав встречи с японскими крейсерами.

К тому времени японцы всерьёз нацелились на австралийский порт Дарвин. 20 января 1942 года, когда ещё шли бои за Сингапур, американские эсминцы «Edsall» ** и «Alden» обнаружил у Дарвина японскую подводную лодку I-124 и атаковали её – впрочем, безуспешно. На помощь союзникам пришёл австралийский корвет «Deloraine», которому удалось установить контакт с целью, уклониться от вражеской торпеды и атаковать подлодку глубинными бомбами. Позже к месту событий подошли «Lithgow» и «Katoomba», присоединившиеся к атаке. Действия австралийцев ознаменовались успехом, и субмарина погибла вместе со всем своим экипажем. Уничтожение большой подлодки (подводный минный заградитель водоизмещением в 1383 т) стало одним из самых значительных успехов австралийского флота за всю войну.

âÐоÑÐ²ÐµÑ Â«Deloraine» аÑакÑÐµÑ ÑпонÑкÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð»Ð¾Ð´ÐºÑ I-124. ÐаÑÑина авÑÑÑалийÑкого ÑÑдожника Фила Ðелбина ÐÑÑоÑник: navy.gov.au - ÐаленÑкие, но оÑважнÑе | Ðоенно-иÑÑоÑиÑеÑкий поÑÑал Warspot.ru

Корвет «Deloraine» атакует японскую подлодку I-124. Картина австралийского художника Фила Белбина
Источник: navy.gov.au

19 февраля 1942 года корветы «Deloraine», «Katoomba», «Townsville» и «Warrnambool», базировавшиеся в Дарвине, пережили «Австралийский Пёрл-Харбор» – мощнейший удар японской авиации по городу и порту. К счастью, ни сами корабли, ни их экипажи от бомбёжки не пострадали.

Следующий этап войны к северу от Австралии был связан с островом Тимор, где около трёхсот австралийских солдат избежали плена и вели партизанскую борьбу с японцами. Для помощи им была организована так называемая «Тиморская паромная переправа», первоначально состоявшая из катеров и малых судов. С сентября 1942 года походы на остров стали совершать и корветы («Kalgoorlie», «Warrnambool», «Castlemaine»).

Поначалу походы на Тимор осуществлялись весьма успешно, хотя и привели к единственной боевой потере среди австралийских корветов в годы войны. 29 ноября к острову направились «Castlemaine» и недавно прибывший на север «Armidale» в сопровождении сторожевого катера «Kuru». Корабли были довольно быстро обнаружены японцами но, несмотря на воздушные атаки, 1 декабря всё-таки достигли острова. «Castlemaine» принял с катера 80 португальских беженцев и направился обратно в Дарвин. Планировалось, что «Armidale» высадит на Тимор отряд голландских солдат, однако его атаковали 9 торпедоносцев (в сопровождении 3 истребителей и гидросамолёта), которые добились двух попаданий, после чего корабль быстро затонул.

Гибель корвета «Armidale» стала одним из ярчайших примеров мужества и самопожертвования австралийских моряков. Восемнадцатилетний матрос Эдвард Шин отказался покинуть корабль и прикрывал спасавшихся товарищей огнём из зенитного автомата, пока не ушёл под воду вместе с гибнущим корветом. Возможно, отважному юноше удалось сбить один из вражеских самолётов. Тех, кто пережил атаку, ожидали тяжёлые испытания. Шлюпки и плоты разделились, часть людей нашёл и подобрал корвет «Kalgoorlie», причём некоторых из них удалось обнаружить только через неделю после гибели «Armidale». Самой страшной оказалась судьба тех, кто оставался на спасательном плоту, замеченном австралийской летающей лодкой 8 декабря. Когда «Kalgoorlie» отправился к ним на помощь, он так и не смог найти плот. Всего на «Armidale» погибли 40 моряков и 60 солдат, выжили 49 человек из числа находившихся на борту.

âСпаÑаÑелÑнÑй Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ñ Â«Armidale», ÑÑоÑогÑаÑиÑованнÑй Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑÑа 8 декабÑÑ 1942 года. ЭÑÐ¸Ñ Ð»Ñдей болÑÑе никÑо не видел⦠ÐÑÑоÑник: awm.gov.au - ÐаленÑкие, но оÑважнÑе | Ðоенно-иÑÑоÑиÑеÑкий поÑÑал Warspot.ru

Спасательный плот с «Armidale», сфотографированный с воздуха 8 декабря 1942 года. Этих людей больше никто не видел…
Источник: awm.gov.au

К январю 1943 года эсминцы эвакуировали с Тимора партизан, и «паромная переправа» прекратила свою работу. В дальнейшем деятельность корветов к северу от Австралии заключалась в конвойной службе. До конца 1943 года случались встречи с японскими самолётами, после чего наступило затишье. Во время серии десантных операций на Борнео (май-июль 1945 года) австралийские моряки вернулись в воды Индонезии. В августе 1945 года отличились корветы «Stawell» и «Strahan», которые перехватили в море две японских самоходных баржи и потопили их. Данный эпизод стал одним из немногих за всё время войны, когда кораблям этого типа пришлось вести огонь по надводным целям.

После окончания боевых действий важной задачей флота стало возвращение домой австралийских военнопленных, освобождённых из японских лагерей на территории Индонезии. В частности, 10 сентября 1945 года четыре корвета обеспечивали эвакуацию солдат из лагеря на острове Амбон, печально известного высочайшей смертностью. Офицер корвета «Latrobe» так описывал первую встречу с освобождёнными пленниками:

«Худые как скелеты, они были одеты в лохмотья из заношенной и гнилой ткани. Их обувь выглядела еще хуже. Но они приветствовали нас с образцовой выправкой. Это была очень эмоциональная сцена; мало кто на корабле мог сдержать слезы»

Тихий океан: Восточное побережье Австралии и Новая Гвинея

Летом 1942 года «битва за Австралию» была в разгаре – страна должна была защищать свои морские коммуникации от атак японских подводных лодок и авиации. Кроме того, в бесперебойном снабжении нуждались войска на Новой Гвинее. Учитывая высокую активность врага, с 8 июня 1942 года на Тихоокеанском побережье Австралии ввели систему конвоев. Поскольку эсминцев и шлюпов в распоряжении австралийского командования имелось критически мало, её ключевым элементом стали корветы.

Первая кампания японских подводных лодок у берегов Австралии продолжалась с июня по август 1942 года и обошлась австралийцам в 10 погибших судов. Корветы не смогли уничтожить ни одной вражеской субмарины (одну подлодку потопил у Порт-Морсби эсминец «Arunta» ***). В то же время, не погиб ни один транспорт из числа ходивших в составе конвоев. При очевидной слабости австралийской противолодочной обороны серьёзных проблем судоходству японцы создать не смогли.

âÐоÑÐ²ÐµÑ Â«Bendigo» в гавани ÐоÑÑ-ÐоÑÑби (ÐÐ¾Ð²Ð°Ñ ÐвинеÑ), ÑенÑÑбÑÑ 1942 года ÐÑÑоÑник: awm.gov.au - ÐаленÑкие, но оÑважнÑе | Ðоенно-иÑÑоÑиÑеÑкий поÑÑал Warspot.ru

Корвет «Bendigo» в гавани Порт-Морсби (Новая Гвинея), сентябрь 1942 года
Источник: awm.gov.au

 

Осенью 1942 года союзникам удалось остановить сухопутное наступление японцев на Новой Гвинее и выйти к северному побережью острова. Поскольку внутренние районы острова были почти непроходимы для транспорта, встал вопрос о снабжении войск по морю – для этого кораблям пришлось бы действовать в почти неизученных водах, где прежде не велось активное судоходство (достаточно сказать, что многие карты и лоции, имевшиеся в распоряжении, относились ещё к XIX веку). Что особенно важно, к северу от Новой Гвинеи на тот момент господствовали японцы, а потому встреча с их авиацией выглядела неизбежной. Кроме того, в Рабауле базировались японские подводные лодки.

Решением проблемы стала операция «Лилипут» – переброска людей и грузов вдоль северного побережья Новой Гвинеи под защитой австралийских боевых кораблей. 11–12 декабря 1942 года корвет «Lithgow» провёл первый транспорт по разведанному гидрографами маршруту (залив Милн – залив Оро). Всего до июня 1943 года 15 австралийских корветов и 24 голландских транспорта совершили 39 рейсов, перевезя 60 000 т грузов и 3800 солдат. Потери составили 3 судна, которые были потоплены японскими самолётами. Эта рискованная операция сыграла важную роль в успехах войск генерала Макартура, позволив союзникам перехватить стратегическую инициативу. Один из руководителей конвойных операций союзников на Новой Гвинее отозвался о роли австралийских корветов следующим образом:

«Все капитаны очень высоко ценят мастерство кораблевождения и боевые качества, продемонстрированные этими маленькими, но отважными кораблями»

Судоходство союзников близ Новой Гвинеи стало одной из главных целей операции I-Go, осуществлённой японцами. 11 апреля 1943 года 94 японских самолёта атаковали залив Оро (конечную точку маршрута союзных конвоев). Находившийся там корвет «Pirie» получил прямое попадание бомбы и 6 близких разрывов (погибли 7 моряков), а сопровождаемый им транспорт был тяжело повреждён. Однако меткий зенитный огонь и подоспевшие истребители спасли маленький конвой от гибели. На следующий день японцы бомбили Порт-Морсби, а 14 апреля 188 самолётов атаковали залив Милн, где под удар попали корветы «Kapunda», «Whyalla», «Wagga» и группа транспортов. Японцам удалось потопить одно судно, а ещё одно получило повреждения. При этом корветы лишь незначительно пострадали от близких разрывов (из числа их экипажей погибло 4 человека), спасли повреждённый транспорт от гибели и претендовали на несколько сбитых самолётов. В целом, результаты масштабных налётов оказались более чем скромными, а моряки австралийского флота хорошо показали себя в противовоздушной обороне.

âÐоÑÐ²ÐµÑ Â«Wagga» в Ð±Ð¾Ñ Ñ ÑпонÑкими ÑамолÑÑами 14 апÑÐµÐ»Ñ 1943 года. РиÑÑнки военного ÑÑдожника ÐенниÑа ÐдамÑа, наÑодивÑегоÑÑ Ð½Ð° боÑÑÑ ÐºÐ¾ÑÐ°Ð±Ð»Ñ Ð² ÑÐ¾Ñ Ð´ÐµÐ½Ñ ÐÑÑоÑник: navy.gov.au - ÐаленÑкие, но оÑважнÑе | Ðоенно-иÑÑоÑиÑеÑкий поÑÑал Warspot.ru

Корвет «Wagga» в бою с японскими самолётами 14 апреля 1943 года. Рисунки военного художника Денниса Адамса, находившегося на борту корабля в тот день
Источник: navy.gov.au

С января по июнь 1943 года японцы осуществляли вторую подводную кампанию у Восточного побережья Австралии – погибли 16 судов, 5 из которых шли в составе конвоев. Увы, австралийские корабли не смогли уничтожить ни одной вражеской подлодки (на одну победу претендует авиация). При этом стоит учесть, что в 1943 году в зоне своей ответственности австралийский ВМФ благополучно провёл более 4000 судов – на фоне этого японские успехи просто ничтожны. Пожалуй, самым ярким эпизодом кампании стала атака субмарины I-174 на конвой 16 июня 1943 года: лодка безнаказанно потопила транспорт и сильно повредила танкодесантный корабль, несмотря на эскорт из пяти корветов. Тем не менее, летом 1943 года активность японского подводного флота в австралийских водах сошла на нет – немалую роль в этом сыграли конвойные операции (что признаётся самими японцами). К февралю 1944 года австралийцы отменили систему конвоев на Восточном побережье.

На Новой Гвинее союзники перешли в широкомасштабное наступление осенью 1943 года. Корветы вновь приступили к защите коммуникаций, причём масштабы их работы серьёзно возросли. Лаэ, Новая Британия, острова Адмиралтейства, Холландиа, Манус, Моротай, Бугенвиль… Прокладывались новые маршруты, неуклонно росло количество проведённых судов, увеличивались объёмы доставленных грузов. После высадки американцев на острове Лейте, началось сопровождение конвоев на Филиппины. Время от времени японцы «показывали зубы»: до начала 1945 года фиксировались воздушные атаки и контакты с подводными целями (хотя вести бои с подлодками австралийцам больше не пришлось). Единственной потерей среди корветов стал «Geelong» – 18 октября 1944 года он столкнулся с американским танкером у северного побережья Новой Гвинеи и затонул (к счастью, обошлось без погибших).

Помимо привычной конвойной службы, на завершающем этапе войны австралийские корветы успешно освоили роль канонерских лодок. С середины 1944 года они регулярно привлекались для обстрела береговых целей, подавления вражеской артиллерии (в том числе, взаимодействуя с авиацией и катерами), а также переброски десантных и разведывательных отрядов. Так, в мае 1945 года «Deloraine», «Colac» и «Dubbo» обеспечивали высадку австралийского морского десанта на полуостров Вевак (Новая Гвинея). Несколько позднее, у Бугенвиля, «Colac» получил японский снаряд под ватерлинию и чуть не затонул. Активная работа по поддержке сухопутных войск выполнялась до последних дней войны.

âÐÑÑадка пеÑоÑинÑев 6-й авÑÑÑалийÑкой дивизии Ñ ÐºÐ¾ÑвеÑа «Dubbo» на полÑоÑÑÑов Ðевак, 11 Ð¼Ð°Ñ 1945 года ÐÑÑоÑник: awm.gov.au - ÐаленÑкие, но оÑважнÑе | Ðоенно-иÑÑоÑиÑеÑкий поÑÑал Warspot.ru

Высадка пехотинцев 6-й австралийской дивизии с корвета «Dubbo» на полуостров Вевак, 11 мая 1945 года
Источник: awm.gov.au

Средиземное море и Индийский океан

Корабли типа «Bathurst» обеспечивали защиту судоходства в Индийском океане на протяжении большей части войны. Они действовали как в зоне ответственности австралийского командования, так и находясь в подчинении британского Восточного флота (включая 4 корвета индийского ВМФ). В целом, встречи с противником на океанских просторах были нечастыми, потому мы рассмотрим лишь самые примечательные из них.

Ярким эпизодом Второй мировой войны стал героический бой индийского корвета «Bengal» с японскими вспомогательными крейсерами «Hokoku Maru» и «Aikoku Maru». Боевой путь индийского флота не является темой данной статьи, но этот эпизод нельзя не упомянуть. 11 ноября 1942 года к югу от Кокосовых островов «Bengal» и сопровождаемый им вооружённый танкер «Ondina» смело вступили в бой с рейдерами, несмотря на очевидное неравенство в силах. Во время перестрелки снаряд (вероятно, с «Ondina») попал в торпедный аппарат «Hokoku Maru», что привело к взрыву боеприпасов и гибели корабля. Второй крейсер обстрелял танкер, нанеся ему серьёзные повреждения, после чего ретировался.

Корветам австралийского ВМФ пришлось повоевать и в европейских водах. В мае 1943 года британское командование направило 21-ю и 22-ю тральные флотилии (всего 8 кораблей) в Средиземное море. Австралийцы занялись привычным для себя сопровождением конвоев, во время которого несколько раз выходили в Атлантический океан. В июле 1943 года обе флотилии в числе других кораблей англо-американской армады обеспечивали высадку союзных войск на Сицилии, отражая вражеские воздушные атаки. Достойным финалом средиземноморской кампании австралийских кораблей стало участие корвета «Wollongong» в уничтожении немецкой подводной лодки U-617 ****. 12 сентября 1943 года у средиземноморского побережья Марокко субмарину тяжело повредили британские самолёты, после чего её добили артиллерийским огнём британский корвет «Hyacinth» и «Wollongong». Команда подлодки спаслась на испанской территории. Вскоре после этого эпизода австралийцы покинули Средиземное море.

âÐÐ¸Ð±ÐµÐ»Ñ Ð½ÐµÐ¼ÐµÑкой подлодки U-617 ÐÑÑоÑник: iwm.org.uk - ÐаленÑкие, но оÑважнÑе | Ðоенно-иÑÑоÑиÑеÑкий поÑÑал Warspot.ru

Гибель немецкой подлодки U-617
Источник: iwm.org.uk

Пока вдали от дома шли яростные бои, австралийский флот потерял один из своих корветов, действовавших в Индийском океане. 11 июня 1943 года у побережья Западной Австралии корвет «Wallaroo» столкнулся с американским транспортом и затонул (погибли трое моряков).

Начало 1944 года оказалось богатым на интересные события. Австралийцам улыбнулась удача, и они смогли записать на свой счёт ещё одну морскую победу. 2 февраля в Бенгальском заливе японская подлодка RO-110 (средняя субмарина водоизмещением 611 т) торпедировала британский транспорт. Сопровождавшие его корветы «Ipswich» и «Launceston», а также индийский шлюп «Jumna» смогли установить гидроакустический контакт и уничтожить противника глубинными бомбами. Спасённых с подлодки не было.

Неприятные воспоминания оставила о себе встреча с «пиратами Дёница». 22 февраля 1944 года в Аденском заливе конвой, сопровождаемый корветом «Tamworth» и индийским тральщиком «Orissa», был атакован немецкой подлодкой U-510, которая потопила три транспорта и благополучно ушла от преследования. Не имевшие достаточного опыта союзные моряки ничего не смогли противопоставить мастерству подводного аса Альфреда Эйка *****, который после этого похода стал кавалером Рыцарского Креста.

К концу 1944 года большой потребности в корветах у Восточного флота уже не имелось. Однако они понадобились новому британскому Тихоокеанскому флоту: в его состав вошли 18 кораблей (как ранее действовавших в Индийском океане, так и ветеранов Тихого океана). Служба в Тихоокеанском флоте не была богата яркими событиями и встречами с врагом, но австралийцы выполняли свою работу – в частности, находясь в зоне боевых действий у Окинавы весной-летом 1945 года.

âÐоÑÐ²ÐµÑ Â«Ballarat» в ÐокоÑÑке, 3 ÑенÑÑбÑÑ 1945 года. ЭÑÐ¾Ñ ÐºÐ¾ÑÐ°Ð±Ð»Ñ Ð½Ð°Ñал Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ Ð² оÑаждÑнном СингапÑÑе, а законÑил ÐµÑ Ð² ТокийÑком заливе ÐÑÑоÑник: navy.gov.au - ÐаленÑкие, но оÑважнÑе | Ðоенно-иÑÑоÑиÑеÑкий поÑÑал Warspot.ru

Корвет «Ballarat» в Йокосуке, 3 сентября 1945 года. Этот корабль начал войну в осаждённом Сингапуре, а закончил её в Токийском заливе
Источник: navy.gov.au

Австралийские корветы «Ballarat», «Cessnock», «Ipswich» и «Pirie» находились в Токийском заливе 2 сентября 1945 года (в день капитуляции Японии), после чего «Ballarat» вошёл в порт Йокосука. Несколько кораблей британское командование отправило в Гонконг, где они обеспечивали очистку гавани от мин и участвовали в разоружении японского гарнизона.

Послевоенная судьба и память

В конце 1944 года австралийский флот начал снимать оборонительные минные заграждения у берегов Австралии, а после окончания войны ему пришлось расчищать и освобождённые от японцев территории Новой Гвинеи, Новой Британии, Соломоновых островов. Фактически, после войны австралийские корветы в первый и последний раз целенаправленно использовались в роли тральщиков, для которой предназначались. Эта работа продолжалась долго и стоила одного погибшего корабля – 13 сентября 1947 года «Warrnambool» подорвался на невытраленной мине в районе Большого Барьерного рифа и затонул (погибли 4 моряка).

Вскоре после войны 18 корветов были переданы флотам Турции, Нидерландов, Китайской Республики, Новой Зеландии. Ещё несколько из них достались частным владельцам и были перестроены в гражданские суда. Корветы, оставшиеся в составе австралийского ВМФ, в основной массе попали в резерв (откуда продавались на слом), но некоторые из них довольно долго использовались в роли учебных судов. В 1960 году из состава флота вывели последний корвет – «Wagga».

Два корабля сохранились до наших дней и стали музеями. «Castlemaine», использовавшийся как несамоходное учебное судно, с 1976 года находится на вечной стоянке в Вильямстауне (портовый квартал Мельбурна). «Whyalla» был продан частному владельцу, использовался как гражданское судно, а в 1987 году встал на постамент в городе Вайалла (штат Южная Австралия). Эти мемориалы достойно хранят память о «маленьких, но отважных кораблях» ******, которые послужили своей стране в трудный час и помогли одержать победу.

âÐоÑаблÑ-мÑзей «Castlemaine» на веÑной ÑÑоÑнке в ÐелÑбÑÑне. ФоÑо авÑоÑа - ÐаленÑкие, но оÑважнÑе | Ðоенно-иÑÑоÑиÑеÑкий поÑÑал Warspot.ru

Корабль-музей «Castlemaine» на вечной стоянке в Мельбурне. 

Основные тактико-технические характеристики корветов/тральщиков типа «Bathurst»

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ НОРМАЛЬНОЕ/ПОЛНОЕ, Т

650/1050

ДЛИНА НАИБОЛЬШАЯ, М

56,73

ШИРИНА НАИБОЛЬШАЯ, М

9,45

ОСАДКА, М

2,55

КОЛИЧЕСТВО ПАРОВЫХ МАШИН

2

СУММАРНАЯ МОЩНОСТЬ МАШИН, Л. С.

2000

МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, УЗ

15,5

ДАЛЬНОСТЬ ХОДА, МОРСКИЕ МИЛИ/КМ (НА СКОРОСТИ 10 УЗЛОВ)

2600/4752

ЭКИПАЖ, ЧЕЛОВЕК

85–90 (в т.ч. 5–6 офицеров и 12–13 петти-офицеров)

АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ, КОЛИЧЕСТВО ОРУДИЙ – КАЛИБР, ММ

1×102 (1×76 на первых кораблях серии)

ЗЕНИТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ, КОЛИЧЕСТВО ОРУДИЙ – КАЛИБР, ММ

3×20 либо 2×20+1×40 (после модернизации), дополнительно – 2–4 ручных пулемёта

ПРОТИВОЛОДОЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ, БОМБОМЁТЫ

2, 20–30 глубинных бомб

СРЕДСТВА ОБНАРУЖЕНИЯ

гидролокатор ASDIC, РЛС обнаружения морских и воздушных целей (различные модели)

ТРАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

параваны и тралы для уничтожения контактных и магнитных мин, оборудование для уничтожения акустических мин

 

 

 

Скрытый текст

1. Корветы искали вражеские подводные лодки * - см.  «Удар направлен на юг — и только на юг!» : https://forum.worldofwarships.ru/topic/114530-«удар-направлен-на-юг-—-и-только-на-юг»/?tab=comments#comment-4878999

 

 

2. американские эсминцы «Edsall» ** :

 

Скрытый текст

Эсминец USS DE-129 Edsall (Destroyer Escort)

USS_DE-129_Edsall_Destroyer_Escort_1945_6061d232be1048a301a92c0184104012.png

 

3. эсминец «Arunta» *** : 

 

Скрытый текст

ЭÑкадÑеннÑй миноноÑÐµÑ Â«Arunta» (I-30)

 

Эскадренный миноносец «Arunta» (I-30)

 

ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,9 тыс.т., полное – 2,5 тыс. т.; длина – 108 м, ширина – 11,1 м; высота – 6,6 м; осадка – 3,8 м; скорость – 36 узл.; энергетические установки — 3 паротурбинные установки и 3 паровых котла; мощность – 44 тыс. л.с.; запас топлива – 524 т. мазута; дальность плавания – 5,7 тыс. миль; экипаж – 190 человек. Вооружение: 3х2 – 120-мм орудия; 2х1 – 102-мм орудия; 5х2 –20-мм зенитных автоматов; 1х4 – 533-мм торпедный аппарат; бомбосбрасыватель; 2 бортовых бомбомета; 20 глубинных бомб.

 

 

4. немецкой подводной лодки U-617 ****   - (подводные лодки типа VII) — серия подводных лодок, которые использовались германским ВМФ во время Второй мировой войны (19391945 гг.). Самый крупносерийный тип подводных лодок в истории. Из заказанных Кригсмарине 1050 подводных лодок этого типа в период с 1935 по 1945 год в строй вошли 703 лодки семи модификаций: 10 лодок модификации VII-A, 24 — модификации VII-B, 572 — модификации VII-C, 87 — модификации VII-C/41, 0 — модификации VII-C/42, 6 — модификации VII-D и 4 лодки модификации VII-F.

 

Скрытый текст

ФоÑо: ÐÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ¼ÐµÑкой подводной лодки U-617 капиÑан-лейÑÐµÐ½Ð°Ð½Ñ ÐлÑбÑеÑÑ ÐÑанди

 

Командир немецкой подводной лодки U-617 капитан-лейтенант Альбрехт Бранди (Albrecht Brandi, 1914—1966).


Кроме U-617 , Альбрехт Бранди командовал U-380 и U-967. Потопил 8 судов общим тоннажем 25879 брт и 4 боевых корабля (5810 брт). Награжден Рыцарским крестом (1943) с дубовыми листьями (1943), мечами (1944) и бриллиантами (1944).

 

http://s41.radikal.ru/i093/1611/6a/7ed3d08ef702t.jpg   

 

 U 617. Пола. 13 февраля 1943 года.

 

 

5. подводного аса Альфреда Эйка ***** - (нем. Alfred Eick; 9 марта 1916, Эссен  12 апреля 2015, Билефельд) — немецкий офицер-подводник, капитан-лейтенант.

 

Скрытый текст
Альфред Эйк
нем. Alfred Eick
Дата рождения 9 марта 1916
Место рождения Эссен, Германская империя
Дата смерти 12 апреля 2015 (99 лет)
Место смерти Билефельд, Германия
Принадлежность  Германия
Род войск  Кригсмарине, подводный флот
Годы службы 19371945
Звание капитан-лейтенант
Командовал U-510
Сражения/войны
Награды и премии
Ribbon of Knight's Cross of the Iron Cross.svg Железный крест 1-го класса Железный крест 2-го класса

 

21 сентября 1937 года поступил на службу в ВМФ кадетом. 1 мая 1938 года произведен в фенрихи, 1 августа 1939 года — в лейтенанты.

 

Служил на эсминце «Рихард Байтцен», на котором в первый год войны совершил 16 боевых походов. В ноябре 1940 года перешел в подводный флот.

Совершил 2 боевых похода на подлодке U-176.

22 мая 1943 года назначен командиром подлодки U-510, на которой совершил 4 боевых похода (проведя в море в общей сложности 354 сутки).

Первый поход совершил к берегам Бразилии, а затем был переведен с лодкой на Монсунскую базу. После этого основным районом его действий стал Индийский океан.

31 марта 1944 года награждён Рыцарским крестом Железного креста.

Оставался командиром U-510 до конца войны. В начале 1945 года совершил переход в Северную Атлантику и в конце апреля 1945 года прибыл на базу Сен-Назер во Франции.

Всего за время военных действий Эйк потопил 10 судов общим водоизмещением 67 191 брт и повредил 1 судно водоизмещением 3702 брт. В мае 1945 года интернирован французскими войсками. В июле 1947 года освобожден.

После войны окончил Гамбургский университет и успешно работал поверенным в делах.

 

 

6. «маленьких, но отважных кораблях» ****** : 

 

Скрытый текст

                                                                                                                                                               Корабли для любой работы :

 

1-4cf6d73b138e37021672aadb13d65063.jpg

 

Когда речь идёт о боевых кораблях, внимание неизбежно привлекают самые мощные, уникальные, прославленные из них. Но на любой войне и в любом флоте важную роль играют скромные и малозаметные «рабочие лошадки»

Небольшие, простые в постройке и относительно недорогие корветы стали самой массовой серией кораблей в истории военного кораблестроения Австралии. Для малочисленного Королевского Австралийского флота они стали весьма ценным пополнением, позволившим быстро нарастить силы в самое тяжёлое для страны время. Изначально спроектированные как тральщики, корветы взяли на себя множество задач – противолодочную и противовоздушную оборону, защиту морских коммуникаций, высадку десантов и обстрелы береговых целей. Уже в начале войны австралийские моряки стали называть свои корветы «чернорабочими» (maids for all work).

Корабли типа «Bathurst» обороняли Сингапур и Дарвин, водили конвои на Новую Гвинею в самый разгар боёв за остров, снабжали австралийские гарнизоны на островах Тихого океана и поддерживали их огнём, сопровождали суда в Индийском океане. В 1943 году некоторые из них служили в Средиземном море и даже выходили в Атлантику. Достойным стал и финал их боевого пути – в 1945 году австралийские корветы Британского Тихоокеанского флота присутствовали в Токийском заливе на церемонии капитуляции Японии. В данной подборке представляем вашему вниманию фотографии, запечатлевшие эпизоды их боевой службы в годы Второй мировой войны.

 

 

3-a601f86fceba827c42c46f03b1c72935.jpg

 

Спуск на воду корвета «Bathurst», 1 августа 1940 года. Сидней, верфь 

 

4-e5d9d11d8bd3c0651e1f0be0654394ee.jpg

 

Спуск на воду корвета «Geelong», 22 апреля 1941 года. Мельбурн, верфь Melbourne Harbour Trust

 

5-84d667b68519041f025e3f4c22d84e0d.jpg

 

«Parkes», последний из серии австралийских корветов, сразу после вступления в строй. Брисбен, май 1944 года

 

6-c197bfb16d2665c78feb383d799bde5d.jpg

 

«Австралийский Пёрл-Харбор» – Дарвин, 19 февраля 1942 года. Корвет «Deloraine» в сопровождении буксира «Wato» во время удара японской авиации по порту

 

7-108b521eaad410fe694a0cc3310baab2.jpg

 

Корвет «Armidale» в Порт-Морсби (Новая Гвинея), сентябрь 1942 года. Вскоре корабль перейдёт в Дарвин, а 1 декабря 1942 года будет потоплен японскими торпедоносцами у Тимора

 

 

10-2a6c31bb008e57d04f05da965f6240f7.jpg

 

Корвет «Ballarat» с пехотинцами на борту в одной из гаваней Новой Гвинеи, декабрь 1942 года

 

13-7a1a9cff58cd37c2e17a1ca169d161ae.jpg

 

Корвет «Shepparton» у Новой Гвинеи, 1943 год. Корабль использовался для гидрографических работ в интересах австралийского ВМФ и 7-го флота США

 

14-4cb6cb8bdca5ef08c41dffa32be19141.jpg

 

Корвет «Benalla» на ремонте в Сиднее, 1943 год. Корабль также использовался гидрографической службой

 

20-83dd1f1acc0d2c53994e21640855ebe5.jpg

 

Аэроснимок корвета «Wallaroo». 11 июня 1943 года корабль столкнулся с американским транспортом у Западного побережья Австралии и затонул (погибли 3 моряка)

 

 

21-79de87f5c043ec5a2f252e609a1a4986.jpg

 

Корвет «Horsham» на полном ходу, 1943 год. Хорошо видна камуфляжная окраска корабля

 

23-8b824547817934bc2d3ff46506c006fc.jpg

 

Картина, типичная для Новой Гвинеи времён Второй мировой войны, – корвет (в данном случае – «Lithgow») с пехотинцами на борту

 

24-1c4e3b0ace3bfec432fcd607e8416df8.jpg

 

Корвет «Ararat» сопровождает судно у Тихоокеанского побережья Австралии. Такую картину можно было увидеть на морских просторах от Бугенвиля до Гибралтара

 

 

25-f804b21575b6bf387f035b55b46a0fec.jpg

 

Корветы в гавани Мельбурна в перерыве между боями

 

 

26-1d95ddf8ddace1ea62c6b841f7035578.jpg

 

Матросы и петти-офицеры корвета «Launceston», в феврале 1944 года потопившего японскую субмарину Ro-110

 

27-b6e18fa3be8b479e2f98098677b0bd08.jpg

 

Команда корвета «Ballarat», присутствовавшего 2 сентября 1945 года на церемонии капитуляции Японии

 

28-9a481fb61df8a96557a6409d7499a29d.jpg

 

3 сентября 1945 года «Ballarat» зашёл в Йокосуку, и комендант японской военно-морской базы символически сдал её австралийцам

 

30-0fd0fb5902bba4ebc2dae7aee468b431.jpg

 

 

Корвет «Inverell», перевозивший освобождённых австралийских военнопленных осенью 1945 года. Тенты на палубе предназначались для удобства пассажиров

 

31-8713b0deea4d92dac2f13b7a34f9ec66.jpg

 

Корвет «Warrnambool». 12 сентября 1947 года во время тральных работ в районе Большого барьерного рифа он подорвался на мине и затонул (погибли 4 моряка)

 

33-43be56091f7310a66aa57f99ef98888a.jpg

 

Разоружённые корветы ожидают своей судьбы в резерве. Фото послевоенных лет

 

34-301f72b2b2199d61d283bdedb4df18f5.jpg

 

Корветы «Ballarat» и «Goulburn», перестроенные в гражданские суда

 

35-df69736df37cab7e463173f86522e39d.jpg

 

Дольше всех в составе австралийского флота оставался корвет «Wagga», использовавшийся в качестве учебного судна. Окончил службу в 1960 году

 

36-c81cf9fd7c8fa65811fa6bed7b871277.jpg

 

Один из двух корветов, сохранившихся до наших дней. «Castlemaine» на вечной стоянке в Мельбурне. Корабль установлен недалеко от верфи, где он был построен.

 

 

 

 

 

 

Скрытый текст

Список источников и литературы:

  1. http://www.awm.gov.au/ (официальный сайт Австралийского Военного мемориала)
  2. http://www.navy.gov.au/history (исторический раздел официального сайта Королевского австралийского ВМФ)
  3. http://hmascastlemaine.org.au/ (официальный сайт корабля-музея HMAS «Castlemaine»)
  4. http://combinedfleet.com/
  5. http://uboat.net/
  6. Pfennigwerth Ian «The Royal Australian Navy and MacArthur» – Kenthurst NSW: Rosenberg Publishing, 2009
  7. Моррисон Стив Элиот «Американский ВМФ во Второй мировой войне: Прорыв барьера у архипелага Бисмарка, июнь 1942-май 1944» – Москва: «АСТ», 2003
  8. http://alldrawings.ru/risunki/item/esminets-uss-de-129-edsall-destroyer-escort-1945-chertezhi-gabarity-risunki
  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Подводные_лодки_типа_VII
  10. http://waralbum.ru/168357/
  11. http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=2364&p=108
  12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Эйк,_Альфред
  13. https://warspot.ru/5411-malenkie-no-otvazhnye
  14. https://warspot.ru/5509-korabli-dlya-lyuboy-raboty

 

:Smile_honoring:

 

Изменено пользователем IronHandOf
  • Плюс 24

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 493
[WG-W] Barkil
Коллекционер, Старший бета-тестер, Заслуженный автор Wiki
[WG-W]
2 744 публикации
8 471 бой

 

 

Но у вас белый шрифт в п 6 осложняет прочтение - приходится переключать стиль: но тогда другой текст не видно.

 

Upd спасибо, все видно норм сейчас. 

Изменено пользователем Barkil

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
645
[COBET] BOEHMOP_
2 024 публикации

Ну с продолжением австралийской темы :Smile_honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 687
[VENOM] IronHandOf
Коллекционер, Лидер Форума, Коллекционер-испытатель
6 684 публикации
Сегодня в 12:39:47 пользователь Barkil сказал:

Тс, я Вас знаю - Вы меня проигнорить, да еще и минус кините. 

 

Но у вас белый шрифт в п 6 осложняет прочтение - приходится переключать стиль: но тогда другой текст не видно.

 

Upd спасибо

Благодарю....поменял ! надеюсь, что теперь текст виден ! :cap_look:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×