Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
IronHandOf

«Удар направлен на юг — и только на юг!»

В этой теме 8 комментариев

Рекомендуемые комментарии

4 687
[VENOM] IronHandOf
Коллекционер, Лидер Форума, Коллекционер-испытатель
6 686 публикаций

Вторая мировая война велась почти по всему земному шару, в том числе и там, где боевые действия казались крайне маловероятными. К началу 1942 года линия фронта прошла вдоль северного побережья Австралии — протяжённого, слабо населённого и почти лишённого коммуникаций. На некоторое время эти пустынные места стали ареной битвы.

 

Скрытый текст

             Стремительный японский «бросок на юг» зимой 1941–1942 годов привёл к тому, что все довоенные центры колониальных владений в Юго-Восточной Азии оказались захвачены или блокированы. Природные богатства и промышленные мощности Филиппин, Малайи, Явы, Суматры, Борнео оказались в руках японцев, равно как и аэродромы, оборудованные порты, военные базы. Неожиданно для всех передовой линией союзной обороны оказалось северное побережье Австралии — практически пустыня, центром которой была столица Северной территории Дарвин, небольшой городок с населением около 5000 человек. Кроме того, в зоне боевых действия оказались малонаселённые северные части штатов Западная Австралия и Квинсленд.

 

Успешное вторжение японских армии и флота на Филиппины, в Малайю и Голландскую Ост-Индию (Индонезию) сделало городки северной Австралии стратегически важными: они стали путями отступления для разбитых войск и флотов, маршрутами спасения беженцев. В свою очередь, японцы опасались, что австралийские аэродромы и порты позволят союзникам перебросить в регион подкрепления или даже организовать контрнаступление. Неудивительно, что как только на Тихоокеанском театре военных действий наметились крупные успехи, японское флотское командование обратило свои взоры на северную Австралию.

 

âÂ«Ð£Ð´Ð°Ñ Ð½Ð°Ð¿Ñавлен на Ñг â и ÑолÑко на Ñг!» ÐиÑÑовка Ð¾Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð¸ пÑемÑеÑ-миниÑÑÑа Ðжона ÐÑÑÑина пÑизÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð°Ð²ÑÑÑалийÑев к ÑÑойкоÑÑи. awm.gov.au - Â«Ð£Ð´Ð°Ñ Ð½Ð°Ð¿Ñавлен на Ñг â и ÑолÑко на Ñг!» | Warspot.ru

 

«Удар направлен на юг — и только на юг!» Листовка от имени премьер-министра Джона Кёртина призывает австралийцев к стойкости.
awm.gov.au

 

 

Страшнейшей угрозой для австралийского военно-политического руководства к началу 1942 года выглядела высадка крупного морского десанта на уязвимом севере страны. Как стало известно позже, всерьёз такой вопрос японскими штабами никогда не поднимался, и меры по планированию подобной операции не принимались. Однако страх перед вражеским вторжением был объяснимым, особенно с учётом слабости австралийских вооружённых сил и невозможности США и Великобритании оказать эффективную помощь в тот момент.

Действия подводных лодок

С впечатляющей оперативностью уже в первых числах января 1942 года командование японских подводных сил выделило субмарины для действий в водах северной Австралии, Тиморском и Арафурском морях. Операция была поручена 6-й эскадре подлодок контр-адмирала Тимаки Коно, вооружённой четырьмя подводными минными заградителями типа «Kiraisen» * : I-121, I-122, I-123 и I-124. Корабли соединения (формально разделённого на два дивизиона) к моменту начала кампании базировались в оккупированном порту Давао на Филиппинах, их плавбазой служило судно «Chogei».

Субмарины типа «Kiraisen» (или KRS) являлись единственными в японском флоте подводными минными заградителями специальной постройки. Они были построены между 1924 и 1928 годами и основывались на конструкции германских подводных минзагов Первой мировой войны, изученных японцами. Субмарины были довольно крупными (стандартное водоизмещение — 1400 т, полное — 1800 т), их вооружение состояло из четырёх 533-мм торпедных аппаратов (12 торпед), одной 140-мм пушки и 42 морских мин. Стандартный экипаж составлял 75 человек.

âÐодводнÑй миннÑй загÑадиÑÐµÐ»Ñ I-124 Ñипа «Kiraisen». 10 декабÑÑ 1941 года ÑÑа ÑÑбмаÑина поÑопила ÑоÑпедами бÑиÑанÑкий ÑÑанÑпоÑÑ Â«Hareldawins» (1300 Ñ). navalinstitute.com.au - Â«Ð£Ð´Ð°Ñ Ð½Ð°Ð¿Ñавлен на Ñг â и ÑолÑко на Ñг!» | Warspot.ru

Подводный минный заградитель I-124 типа «Kiraisen». 10 декабря 1941 года эта субмарина потопила торпедами британский транспорт «Hareldawins» (1300 т).
navalinstitute.com.au

 

Со стороны союзников противостоять подлодкам в водах северной Австралии могли устаревшие эсминцы-"флэшдекеры" типа «Clemson» **  Азиатского флота США, ходившие в северную Австралию с конвоями в первые месяцы 1942 года. В самом Дарвине базировалась 23-я австралийская флотилия тральщиков типа "Bathurst" ***,  четыре корабля которой использовались для патрульной и эскортной службы. Противолодочной обороной руководил старший морской офицер (так называемый NOIC) Дарвина кэптен ВМС Австралии Эдвард Томас. Стоит подчеркнуть, что к северу от Дарвина эпизодически появлялись крупные корабли американского Азиатского флота, в частности — тяжёлый крейсер «Houston» и авиатранспорт «Langley», которые могли оказаться ценной добычей для японских подводников.

I-121  (командир — капитан 2-го ранга Синобу Эндо) покинула Давао 5 января и направилась к Дарвину. В проливе Кларенс к северу от города подлодка выставила 39 морских мин, после чего патрулировала в Тиморском море, 18 января проведя безуспешную торпедную атаку неопознанного судна. Встречающееся иногда утверждение, будто в тот день  I-121 потопила голландский транспорт «Bantam» (3300 т), не соответствует действительности. Это судно было повреждено японскими пикирующими бомбардировщиками в феврале 1943 года у Новой Гвинеи и не восстанавливалось (корпус затоплен в 1946 году).

21 января I-121 была обнаружена и атакована в проливе Кларенс поисковой группой союзников (американские эсминцы «Alden» и «Edsall», австралийские тральщики «Deloraine» и «Katoomba»), но сброшенные глубинные бомбы не нанесли ей серьёзных повреждений. 30 января подлодка вернулась в Давао, где её отремонтировали с помощью плавбазы «Chogei».

âЭÑÐ¼Ð¸Ð½ÐµÑ Â«Alden» (одноÑипнÑй «Edsall») в 1942 годÑ. navsource.org - Â«Ð£Ð´Ð°Ñ Ð½Ð°Ð¿Ñавлен на Ñг â и ÑолÑко на Ñг!» | Warspot.ru

Эсминец «Alden» (однотипный «Edsall») в 1942 году.
navsource.org

 

9 февраля во второй поход в Тиморское море подлодку повёл новый командир — капитан 3-го ранга Ясуо Фудзимори. 18 февраля I-121 передала прогноз погоды для Ударного авианосного соединения, атаковавшего Дарвин, после чего безуспешно патрулировала ещё некоторое время. 28 февраля субмарина пришла на оккупированный индонезийский остров Сулавеси, откуда в начале марта направилась в Японию.

I-122 (командир — капитан 3-го ранга Судзиро Уцуги) покинула Давао 5 января, а 15 января выставила 30 морских мин в Торресовом проливе между Австралией (штат Квинсленд) и Новой Гвинеей. Затем она безуспешно патрулировала к северу от Дарвина до возвращения в Давао 30 января. После этого подлодка сменила командира (им стал капитан 3-го ранга Садатоси Норито) и 9 февраля направилась в Торресов пролив. Никаких результатов этот патруль не принёс, 28 февраля I-122 пришла на Сулавеси, откуда затем направилась в Японию.

I-123 (командир — капитан 3-го ранга Тоситаке Уэно) покинула Давао 10 января и направилась в воды к северу от Дарвина. Ранним утром 20 января в заливе Бигль подлодка атаковала четырьмя торпедами американский танкер ВМС «Trinity» (5400 т), следовавший в сопровождении эсминцев «Alden» и «Edsall». Все торпеды прошли мимо, «Alden» в ответ сбросил несколько глубинных бомб, но также промахнулся и быстро потерял контакт с противником. Этот эпизод примечателен тем, что даёт повод для путаницы, позволяющей американским эсминцам претендовать на уничтожение I-124, потопленной австралийскими тральщиками чуть позже в том же районе.

âÐ¢Ð°Ð½ÐºÐµÑ ÐÐС «Trinity» Ñипа «Patoka» в 1945 годÑ. navsource.org - Â«Ð£Ð´Ð°Ñ Ð½Ð°Ð¿Ñавлен на Ñг â и ÑолÑко на Ñг!» | Warspot.ru

Танкер ВМС «Trinity» типа «Patoka» в 1945 году.
navsource.org

 

Пережив атаку, 20 января I-123 выставила 30 морских мин в проливе Дандас к северо-востоку от Дарвина, после чего продолжила безрезультатный патруль. Подлодка вернулась в Давао 3 февраля. Следующий боевой поход начался 19 февраля — субмарина прибыла в Торресов пролив, где 25 февраля поставила 40 мин. Не добившись никаких успехов, 9 марта I-123 пришла на Сулавеси, откуда направилась в Японию.

Гибель I-124

Самой драматичной среди подлодок 6-й эскадры оказалась судьба I-124 (командир — капитан 3-го ранга Коити Кисигами), покинувшей Давао 10 января. На борту субмарины находился командир 9-го дивизиона подлодок капитан 2-го ранга Юкио Эндо. I-124 вышла на позицию в Тиморском море к северу от Дарвина и 16 января выставила там 27 морских мин. За время патруля удалось обнаружить американский тяжёлый крейсер «Houston» и транспорт (возможно, танкер «Trinity»), но попыток атаковать Кисигами не предпринимал. При этом с крейсера подлодка была замечена, информацию о вражеской активности передали в Дарвин. Поздним вечером 19 января I-124 последний раз вышла на связь, сообщив о контакте с транспортом.

После безуспешной атаки I-123 на танкер «Trinity» утром 20 января старший морской офицер Дарвина кэптен Томас отправил в противолодочный патруль австралийский тральщик «Deloraine» (командир — лейтенант-коммандер Десмонд Мэнлав). В 13:35, находясь примерно в 90 км к северу от Дарвина в заливе Бигль, I-124 обнаружила противника и атаковала его одной торпедой, от которой «австралиец» уклонился. Один из матросов тральщика вспоминал:

«Торпеда прошла так близко за нашей кормой, что работа пропеллеров буквально заставила её выпрыгнуть на поверхность».

 

âТÑалÑÑик «Deloraine» аÑакÑÐµÑ Ð³Ð»ÑбиннÑми бомбами I-124. ÐалиÑие на заднем плане амеÑиканÑкого ÑÑминÑа не вполне ÑооÑвеÑÑÑвÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð»Ð¸Ð½Ð½Ð¾Ð¹ каÑÑине ÑобÑÑий. Ð¥Ñдожник â Фил Ðелбин. navy.gov.au - Â«Ð£Ð´Ð°Ñ Ð½Ð°Ð¿Ñавлен на Ñг â и ÑолÑко на Ñг!» | Warspot.ru

 

Тральщик «Deloraine» атакует глубинными бомбами I-124. Наличие на заднем плане американского эсминца не вполне соответствует подлинной картине событий. Художник — Фил Белбин.
navy.gov.au

 

 

В свою очередь, «Deloraine» в 13:38 установил акустический контакт с подводной целью и сбросил серию глубинных бомб. I-124 показалась на поверхности со следами повреждений, но тут же погрузилась вновь. До 15 часов тральщик методично атаковал глубинными бомбами, наблюдая на поверхности следы нефти и воздушные пузыри. По некоторым данным, в воздухе при этом находился (или даже сбросил серию бомб) американский гидросамолёт — либо PBY Catalina из гавани Дарвина, либо OS2U Kingfisher с авиатранспорта «Langley». Так или иначе, маловероятно, чтобы самолёт сыграл заметную роль в этих событиях. На «Deloraine» закончились глубинные бомбы, и после 16 часов его сменили подошедшие к месту боя систершипы «Lithgow» и «Katoomba». Ещё позже на сцене появились освободившиеся от конвоирования танкера американские эсминцы «Alden» и «Edsall».

Сложно утверждать наверняка, была ли I-124 полностью обездвижена, но контакт с ней поддерживался ещё довольно долго. Более того, союзники полагали, что имеют дело с тремя субмаринами, ошибочно интерпретировав данные о нескольких контактах (в том числе, вероятно, с I-121 и I-123). Пополнившие боезапас «Deloraine» и «Katoomba» сбрасывали глубинные бомбы с 4 часов утра до полудня 21 января, пока уничтожение противника не стало бесспорным. Через несколько дней американские водолазы с плавбазы «Holland» обнаружили лежавшую на глубине 50 м большую подлодку с разрушенным корпусом, опровергнув громкую заявку союзников на три победы. I-124 погибла со всем экипажем (80 человек, включая командира дивизиона), став первой японской субмариной, уничтоженной австралийцами. Её потопление считается одним из самых значительных успехов ВМС Австралии в годы Второй мировой войны.

Операции подлодок 6-й японской эскадры у северного побережья Австралии в январе-феврале 1942 года сложно охарактеризовать иначе, чем «полная неудача». Достоверных побед (в том числе минным оружием) добиться не удалось, погибла одна большая субмарина со старшим офицером на борту. Судя по всему, разочарование командования Императорского флота оказалось очень сильным, поскольку позже японские подлодки на севере Австралии не появлялись. При этом у восточного тихоокеанского побережья страны японские подводники довольно активно действовали в 1942–1943 годах и добились некоторых успехов.

âÐоманда ÑÑалÑÑика «Deloraine», ÑÑгÑавÑего ÑеÑаÑÑÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð² ÑниÑÑожении I-124. awm.gov.au - Â«Ð£Ð´Ð°Ñ Ð½Ð°Ð¿Ñавлен на Ñг â и ÑолÑко на Ñг!» | Warspot.ru

Команда тральщика «Deloraine», сыгравшего решающую роль в уничтожении I-124.
awm.gov.au

 

Воздушное наступление 1942 года

Оккупация японцами островов Индонезии в феврале 1942 года позволила им быстро развернуть воздушное наступление на морские коммуникации северной Австралии. «Козырем» японского флота стало мощнейшее в то время в мире Ударное авианосное соединение вице-адмирала Тюити Нагумо. Немаловажную роль играла и авиагруппа «Токо», вооружённая тяжёлыми летающими лодками Н6К с большим радиусом действия (базы на островах Серам, Сулавеси, Амбон). Истребительная авиация у союзников в регионе фактически отсутствовала, изначально можно было рассчитывать лишь на мелкие группы американских Р-40, которые перегоняли в Индонезию через австралийские авиабазы.

Кампания началась 15 февраля, когда японская патрульная летающая лодка Н6К обнаружила в Тиморском море (в 250 км к западу от Дарвина) конвой из семи кораблей и судов, включавший американский тяжёлый крейсер «Houston» ****.  Попытка слежения оказалась неудачной, на перехват подняли единственный имевшийся в Дарвине Р-40 лейтенанта Роберта Буэля, который догнал и поджёг гидроплан, после чего сам погиб от огня 20-мм авиапушки. Пять уцелевших японских лётчиков высадились на острове Мелвилл, где 2 марта были взяты в плен аборигенами и переданы австралийским военным. Влиятельная мельбурнская газета «Argus» писала о случившемся:

«Хотя японцы, избавившиеся от своих лётных комбинезонов, заявляли, что они кули с союзного судна, Луи [предводитель аборигенов Луи Параптамели] было не так-то просто обмануть. Оставив Пароджими и Мариана, двух его товарищей, сторожить пленников, Луи пересёк пролив Эпсли и направился на авиабазу острова Батэрст, чтобы сообщить о своей находке».

Перед гибелью Н6К успел передать сообщение о найденном конвое, и 16 февраля его атаковало соединение из тридцати шести бомбардировщиков G3M (1-я авиагруппа) и девяти H6K. Столь значительные силы смогли лишь повредить транспорты «Meigs», «Manua Loa» и «Portmar» (погиб один моряк). Решающую роль в успехе союзников сыграл зенитный огонь тяжёлого крейсера «Houston». Впрочем, определённого успеха японцы всё-таки добились: конвой с подкреплениями для острова Тимор вернули в Дарвин, где транспорты через несколько дней попали под удар палубной авиации.

âТÑжÑлÑй кÑейÑÐµÑ Â«Houston» в ÐаÑвине, 15â18 ÑевÑÐ°Ð»Ñ 1942 года. ÐаÑÑаÑÑ ÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð½ÑÑ ÑÐµÐ»Ñ Ð² гавани ÑпонÑам не ÑдалоÑÑ. history.navy.mil - Â«Ð£Ð´Ð°Ñ Ð½Ð°Ð¿Ñавлен на Ñг â и ÑолÑко на Ñг!» | Warspot.ru

Тяжёлый крейсер «Houston» в Дарвине, 15–18 февраля 1942 года. Застать столь желанную цель в гавани японцам не удалось.
history.navy.mil

 

Наиболее известным эпизодом морской войны на севере Австралии стала, безусловно, бомбардировка города Дарвин самолётами японского Ударного авианосного соединения 19 февраля. Помимо самого факта единственного за всю войну появления японских авианосцев («Akagi», «Kaga», «Hiryu», «Soryu») непосредственно у побережья континентальной Австралии, операция включала нанесение ударов по морским целям. Обстоятельства этого рейда хорошо известны, в данной статье отметим лишь его воздействие на судоходство союзников.

81 «горизонтальный» бомбардировщик В5N и 71 пикирующий бомбардировщик D3A потопили в гавани Дарвина транспорты «Meigs», «Zealandia», «Neptuna», «Mauna Loa» (общее водоизмещение — 25 000 т), танкер «British Motorist» (6900 т) и американский эсминец «Peary» — «флэшдекер» 1920 года постройки (1190 т). Погибли 160 союзных моряков. На обратном пути к авианосцам самолёты потопили в море паром «Don Isidro» (3200 т) и транспорт «Florence D» (2600 т), на которых погибли ещё 16 человек. За этот успех японцы заплатили гибелью одного пикирующего бомбардировщика и одного истребителя эскорта от огня с земли, ещё два самолёта сели на воду на обратном пути.

20 февраля в открытом море у границы Западной Австралии и Северной территории четыре гидроплана H6K атаковали 60-кг авиабомбами транспорт «Koolama» (4100 т, 1937 года постройки), шедший с эвакуируемыми из Дарвина. Японские лётчики добились нескольких попаданий и вынудили судно выброситься на берег. Потери команды и пассажиров составили два человека ранеными (один из которых позднее умер), выжившие не без труда за несколько дней добрались посуху до ближайшей религиозной миссии и получили там помощь. Позднее их эвакуировали на летающей лодке.

âÐÑÑзопаÑÑажиÑÑкое ÑÑдно «Koolama» в 1941 годÑ. awm.gov.au - Â«Ð£Ð´Ð°Ñ Ð½Ð°Ð¿Ñавлен на Ñг â и ÑолÑко на Ñг!» | Warspot.ru

Грузопассажирское судно «Koolama» в 1941 году.
awm.gov.au

Судьба повреждённого транспорта оказалась неожиданно запутанной. 21 февраля его попытался добить одиночный Н6К, но все бомбы упали мимо. Затем вернувшиеся на «Koolama» члены экипажа смогли запустить двигатель, довели судно до городка Уиндэм и поставили его там в верфь. Но уже 3 марта городок подвергся штурмовой атаке восьми "Зеро", по итогам которой транспорт затонул на мелководье. Австралийские историки отмечают, что причиной гибели стала неисправность электропомп, из-за которых судно набрало воду. «Koolama» не ремонтировали и не вводили в строй, но его корпус уничтожили лишь после войны.

Преследование японцами отступавших из Индонезии кораблей и судов союзников не может быть рассмотрено в данной статье, поскольку проходило вдалеке от австралийского побережья, но один эпизод стоит упомянуть. 27 февраля шесть G4M с Тимора (авиагруппа «Такао») безуспешно атаковали у побережья Западной Австралии американскую плавбазу гидроавиации «Childs» — устаревший эсминец-«флэшдекер», уходивший с Явы. На следующий день корабль благополучно прибыл в безопасный залив Эксмут на побережье Индийского океана.

âÐлавбаза «Childs» в 1943 годÑ. ÐоÑле ÑÑпеÑного бегÑÑва бÑвÑий ÑÑÐ¼Ð¸Ð½ÐµÑ Ð´Ð¾ 1944 года дейÑÑвовал Ñ Ð±ÐµÑегов ÐвÑÑÑалии. history.navy.mi - Â«Ð£Ð´Ð°Ñ Ð½Ð°Ð¿Ñавлен на Ñг â и ÑолÑко на Ñг!» | Warspot.ru

Плавбаза «Childs» в 1943 году. После успешного бегства бывший эсминец до 1944 года действовал у берегов Австралии.
history.navy.mi

 

Наконец, 18 марта три G4M с мощным эскортом из 15 «Зеро» (4-я авиагруппа, базировавшаяся на Новой Гвинее и Новой Британии) атаковали остров Горн у северного побережья Квинсленда. В Торресовом проливе между Австралией и Новой Гвинеей они обнаружили и обстреляли пушечно-пулемётным огнём пассажирский лайнер «Canberra» водоизмещением 7700 т. В ходе этой атаки 13 моряков получили ранения, но судно не пострадало.

Фактически целенаправленное наступление японских ВМС на морские коммуникации северной Австралии оказалось крайне непродолжительным и велось лишь в январе-феврале 1942 года. Его пиком стал воздушный удар по Дарвину,  который навсегда остался самым разрушительным нападением на австралийскую метрополию за всю историю существования Австралийского Союза. Затем активность японской стороны была сведена к систематическим авиаударам по наземным целям в северной Австралии, главным образом по городу Дарвин с окрестностями. Впрочем, морская война в регионе продолжалась.

âÐаÑÑоÑÑ ÑпонÑкого ÑÑминÑа «Hatakaze» на ÑеÑемонии Ð¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñленов Ñкипажа I-124. ÐаÑвин, 2014 год. abc.net.au - Â«Ð£Ð´Ð°Ñ Ð½Ð°Ð¿Ñавлен на Ñг â и ÑолÑко на Ñг!» | Warspot.ru

Матросы японского эсминца «Hatakaze» на церемонии поминовения членов экипажа I-124. Дарвин, 2014 год.
abc.net.au

 

 

 

Скрытый текст

1. подводными минными заградителями типа «Kiraisen» * - (яп. 伊百二十一型潜水艦), также известные как тип I-21 или тип «KRS» (Kirai Sen) — серия японских дизель-электрических подводных лодок 1920-х годов, класса минных заградителей. Единственный класс специализированных подводных минных заградителей, построенный в Японии. С середины 1920-х годов по 1928 год в серии было построено четыре корабля. Лодки этого типа активно использовались в первые годы Второй мировой войны, но с 1943 года использовались лишь для учебно-тренировочных целей. Три из подводных лодок этого типа погибли в бою, единственная пережившая войну лодка была пущена на слом в 1946 году.

 

Скрытый текст
Подводные лодки типа I-121
伊百二十一型潜水艦
Japanese submarine I-21.jpg
I-21
Основные характеристики
Скорость (надводная) 14,5 узлов
Скорость (подводная) 7 узлов
Предельная глубина погружения 60 м
Автономность плавания 19 450 км на 8 узлах,
74 км подводная (40 миль на 4,5 узлах)
Экипаж 75 человек
Размеры
Водоизмещениенадводное 1 142 т стандартное
1 383 т полное
Водоизмещение подводное 1 768 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
85,2 м
Ширина корпуса наиб. 7,5 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
4,39 м
Силовая установка
дизель-электрическая,
2 дизеля, 2 400 л.с,
электродвигатели, 1 100 л.с,
2 гребных вала
Вооружение
Артиллерия 1 × 140-мм/40
Торпедно-
минное вооружение
4 носовых 533-мм ТА,
12 торпед,
42 мины

 

 

2. эсминцы-"флэшдекеры" типа «Clemson» **  - это тип эсминцев, насчитывающий 156 кораблей, которые служили в флотах США, Канады, Великобритании, Японии и СССР, начиная с Первой мировой войны и заканчивая концом 1940-х годов. Эсминцы типа Клемсон строились по заказу ВМС США с 1919 по 1922 год. Постройка производилась на следующих верфях: Newport News Shipbuilding, New York Shipbuilding Corporation, William Cramp and Sons, Bethlehem Steel, Norfolk Naval Shipyard, Bath Iron Works и Mare Island NSY. Данный тип являлся переработкой проекта Эскадренных миноносцы типа «Викс»под большую вместимость топлива. Также это был последний тип эсминцев США, не имеющий полубака (так называемые «флэшдекеры») вплоть до появления эсминцев типа «Флетчер». Помимо того, это была самая большая серия эсминцев, опять-таки до появления «Флетчера».

 

Скрытый текст
Эскадренные миноносцы типа «Клемсон»
 
USSClemson.jpg
Головной корабль типа
Проект
Страна
Операторы
Годы постройки 1918-1922
Годы в строю 1919-1948
Запланировано 162
Построено 156
Отменено 6
Отправлено на слом 136
Потери 20
Основные характеристики
Водоизмещение 1215 тонн(стандартное) 1308 тонн (полное)
Длина 95,8 м
Ширина 9,4 м
Осадка 2,8 м
Двигатели 4 котла, две паровых турбины
Мощность 27 600 л. с. (20 600 КВт)
Скорость хода 35,5 узла (полная)
Дальность плавания 9100 км (3900 морских миль) на 15 узлах
Экипаж 122
Вооружение
Артиллерия 4 × 1 — 102-мм/50 пушки
Зенитная артиллерия 1 × 1 — 76-мм орудие
Минно-торпедное вооружение 4 трёхтрубных 533-мм ТА

 

 

3. тральщиков типа "Bathurst" *** -  (англ. Bathurst class) — серия австралийских тральщиков периода Второй мировой войны.

 

Были созданы на основе британских тральщиков типа «Бангор», отличаясь от них прежде всего увеличенной шириной корпуса и лучшей остойчивостью. Всего в 19401946 годах были построены 59 кораблей этого типа. 4 из них были построены по заказу Индии, а 20 — по заказу КВМС Великобритании, но все британские корабли этого типа ещё до завершения строительства были переданы КВМС Австралии.

В качестве тральщиков они оказались малопригодны для борьбы с новыми минами из-за отсутствия современного оборудования, но зато тип «Бангор» проявил себя в качестве сравнительно удачного эскортного корабля, из-за чего корабли этого типа зачастую неофициально назывались корветами. Корабли этого типа активно использовались в годы Второй мировой войны, при этом от действий противника был потерян лишь один из них, и ещё два — в столкновениях. 11 ноября 1942 года индийский тральщик «Бенгал» этого типа во время конвоирования нидерландского танкера «Ондина» вступил в бой с двумя японскими вспомогательными крейсерами, и не только смог защитить танкер, но и сумел потопить один из нападавших крейсеров (по другой версии японский рейдер потопил сам танкер). После окончания войны тральщики типа «Батерст» были вскоре сняты с вооружения Австралии и частью были проданы другим странам, а частью — пущены на слом. В других странах отдельные представители этого типа оставались на вооружении до середины 1960-х годов.

 

Скрытый текст
Тип «Батерст»
Bathurst-class corvette
HMAS Horsham (300807).jpg

корвет HMAS Horsham
Проект
Страна
В строю сняты с вооружения
Основные характеристики
Водоизмещение 650—790 т стандартное
800—850 т полное
Длина 56,7 м
Ширина 9,4 м
Осадка 3,0 м
Двигатели 2 трёхколекторных котлаАдмиралтейского типа 
2 паровые машины тройного расширения — город в Австралии
Мощность 1 550 — 2 000 л.с.
Движитель 2 винта
Скорость хода 15—16 узлов максимальная
Экипаж 60—87 человек экипажа
 Вооружение
Артиллерия 1 × 76-мм/40 или
1 × 102-мм/40 или
1 × 102-мм/45
Зенитная артиллерия 1 × 40-мм/40 «Pom-Pom» или
1 × 40-мм/56 «Бофорс»
после модернизаций:
до 1—3×1 20-мм «Эрликон»
Противолодочное вооружение до 4 бомбомётов
2 бомбосбрасывателя
до 40, в перегруз до 92 глубинных бомб

 

 

 

4. американский тяжёлый крейсер «Houston» **** - тип тяжёлых крейсеров флота США. Всего построено 6 единиц: «Нортхэмптон» (CA-26 Northampton), «Честер» (CA-27 Chester), «Луисвилл» (CA-28 Louisville), «Чикаго» (CA-29 Chicago), «Хьюстон» (CA-30 Houston), «Аугуста» (CA-31 Augusta). Развитие крейсеров типа «Пенсакола».

 

Скрытый текст
Тяжёлые крейсера типа «Нортхэмптон»
Northampton-class heavy cruisers
 
USS Northampton (CA-26) at Brisbane on 5 August 1941 (NH 94596).jpg
Тяжёлый крейсер «Нортхэмптон»
Проект
Страна
Операторы
Предшествующий тип «Пенсакола»
Последующий тип «Портленд»
Построено 6
Отправлено на слом 3
Потери 3
Основные характеристики
Водоизмещение Стандартное: 9300—9390 дл. т, 
полное: 11 826 — 12 350 дл. т
Длина 177,4/183 м
Ширина 20,1 м
Осадка 5,9 м
Бронирование Пояс — 76…95 мм; 
траверзы — 63,5…38 мм; 
палуба — 25…51 мм; 
башни — 63,5…19 мм; 
барбеты — 38 мм; 
рубка — 32 мм
Двигатели 4 ТЗА Parsons, 8 котлов White-Forster
Мощность 107 000 л. с. (78,7 МВт)
Движитель 4 винта
Скорость хода 32,5 узла (60,2 км/ч)
Дальность плавания 10 000 морских миль 15-узловым ходом
Экипаж 621 человек (на флагманских — 734)
Вооружение
Артиллерия 3 × 3 — 203-мм/55
Зенитная артиллерия 8 × 1 — 127-мм/25, 
4 × 4 — 28-мм/75
Авиационная группа 2 катапульты, 
4 гидросамолёта

 

 

 

 

Скрытый текст

Источники и литература:

  1. https://www.awm.gov.au/ (официальный сайт Австралийского военного мемориала)
  2. http://www.combinedfleet.com
  3. http://www.navy.gov.au/ (официальный сайт Королевских ВМС Австралии)
  4. Gill, George Hermon. Royal Australian Navy, 1939-1942 (1st edition, 1957). https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070207/
  5. Gillison, Douglas Napier. Royal Australian Air Force, 1939-1942. (1st edition, 1962). – https://www.awm.gov.au/collection/C1417315
  6. Lewis, Tom. The Empire Strikes South: Japan`s Air War Against Northern Australia 1942-45. – Kent Town, South Australia: Avonmore Books, 2017
  7. Lewis, Tom. Sunk 75 years ago – Japanese Navy`s I-124 Darwin`s submarine. https://navalinstitute.com.au/sunk-75-years-ago-japanese-navys-i-124-darwins-submarine/
  8. McCarthy, Mike. Japanese submarine I-124. Report. http://museum.wa.gov.au/maritime-archaeology-db/sites/default/files/no._043_japanese_sub_i124.pdf
  9. Tanaka, Hiromi. The Japanese Navy's operations against Australia in the Second World War, with a commentary on Japanese sources. https://www.awm.gov.au/articles/journal/j30/tanaka
  10. https://warspot.ru/12595-udar-napravlen-na-yug-i-tolko-na-yug
  11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Подводные_лодки_типа_I-121
  12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Эскадренные_миноносцы_типа_«Клемсон»
  13. https://ru.wikipedia.org/wiki/Тральщики_типа_«Батерст»
  14. https://ru.wikipedia.org/wiki/Тяжёлые_крейсера_типа_«Нортхэмптон»

:Smile_honoring:

  • Плюс 18

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 138
[VN] Sckorpion100
3 148 публикаций
12 682 боя

Оп,свежачок,спс и ++++

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
645
[COBET] BOEHMOP_
2 027 публикаций

Спасибо за полезную информацию.:Smile_honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17 239 публикаций
577 боёв
Сегодня в 13:46:31 пользователь Sckorpion100 сказал:

Оп,свежачок,спс и ++++

 

Сегодня в 15:27:01 пользователь BOEHMOP_ сказал:

Спасибо за полезную информацию.:Smile_honoring:

 

Сегодня в 17:01:17 пользователь Volk_45rus сказал:

Познавательно +

 

Сегодня в 17:48:25 пользователь Evgen2011a сказал:

Что то новенькое. СПС

А всего-то навсего, чтобы не ждать манны небесной, надо сохранить в закладках ссылку - warspot.ru

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
645
[COBET] BOEHMOP_
2 027 публикаций
Сегодня в 18:52:36 пользователь Darth_Vederkin сказал:

 

 

 

А всего-то навсего, чтобы не ждать манны небесной, надо сохранить в закладках ссылку - warspot.ru

Я не жду манны небесной. Вопрос не в том что я не в состоянии найти нужную информацию о конкретном событии. Обычно на все это нет времени. Не все мы историки. Мне ближе наш флот.  Этим мало интересовался, но если же я заинтересуюсь, я найду информацию.  Спасибо человеку за то, что показал и рассказал здесь и сейчас. Я прочитал и теперь знаком с этим событием хоть с краю.  По-этому и говорю спасибо.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 493
[WG-W] Barkil
Коллекционер, Старший бета-тестер, Заслуженный автор Wiki
[WG-W]
2 752 публикации
8 486 боёв
В 10.08.2018 в 21:05:22 пользователь BOEHMOP_ сказал:

Я не жду манны небесной. Вопрос не в том что я не в состоянии найти нужную информацию о конкретном событии. Обычно на все это нет времени. Не все мы историки. Мне ближе наш флот.  Этим мало интересовался, но если же я заинтересуюсь, я найду информацию.  Спасибо человеку за то, что показал и рассказал здесь и сейчас. Я прочитал и теперь знаком с этим событием хоть с краю.  По-этому и говорю спасибо.

... Фишка в том, что я КАЖДЫЙ ДЕНЬ захожу на ряд сайтов и в жж, чтобы быть в курсе интересных событий. И Ворспот в их число входит. Хотя у меня тоже времени не много. 

 

И там можно выводить статьи по категориям - нажмите Флот и будет инфа только по кораблям и ВМС. 

 

И человек, который мне опять не ответит

1) копирует зачем-то ВСЁ источники статьи - тем самым он её выдаёт за свою. Источник самой темы один - ворспот или другой сайт. 

2) открыто игнорирует замечения - при этом ещё и минусы появляются даже если написано вежливо и корректно. Как вот по тяжёлым кр Японии

3) у обычного копипаста есть минус - берётся вся инфа, даже если там ошибки, альтернатива или шутка. Как было с броненосцем одним, у которого, ВНЕЗАПНО, появились зрк и пкр. ТС до сих пор картину не убрал - а что? ПлюсИг получен - да и форумчане и так его поставят.. А критиков можно игнорить и ставить им минусы. 


 

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×