Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Tomas_Plein

Парусный корабль "Орел"

В этой теме 5 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
686 публикаций
34 боя

Продолжаю наполнять форум копипастой   интересной и познавательной информацией  :Smile_honoring: .

 

«Орёл» (1667—1669) — первый русский парусный корабль западноевропейского типа, является разновидностью голландского пинаса. Построен по указу Алексея Михайловича в селе Дединово Коломенского уезда. Предназначался для охраны русских торговых судов на Каспийском море.

«Орёл» принято считать первым российским парусным кораблём западноевропейского типа, хотя ещё в 1636 году был построен корабль «Фредерик». Однако «Фредерик», хоть и был построен в России, нёс флаг Шлезвига-Гольштейна.

 

Строительство

 

Заготовка леса производилась в районе Коломны, а железо, «самое доброе к корабельному делу», поставляли тульские и каширские заводы. Наблюдение за строительством кораблей было поручено боярину Ордин-Нащокину. Из Голландии был приглашён мастер Ламберт Гельт. Русскими плотниками руководили корабелы дворянин Яков Полуектов и подьячий мытной избы Степан Петров. В марте 1668 года корпус «Орла» был уже настолько готов, что потребовалась присылка в Дединово живописца и резчика для его отделки и украшения. В январе 1668 года дело с постройкой корабля обстояло так: «у корабля дно и стороны основаны, и кривые деревья все прибиты, а на верх на корабль брусья растирают». В мае 1668 года корабль был спущен на воду, но отделочные работы запоздали, и «Орёл» зазимовал в Дединове. Строительство корабля обошлось казне в 2221 рубль.

 

 

Триколор

По одной из версий на корабле был поднят триколор, первый в истории России флаг военного корабля. Перед постройкой корабля капитан Бутлер отправляет письмо царю, в котором спрашивает о флаге, потому что — как он дальше разъясняет — «какого государства корабль, такое и знамя на нем живет». Из приходно-расходных книг явствует, что после этого для изготовления «флага большого» и множества вымпелов выписываются ткани красного, белого и синего цветов. Вернее, как тогда говорили, черчатого, белого и лазоревого. Таким образом, вполне возможно, что родиной российского флага является село Дединово под Коломной, где находилась верфь. Хотя достоверно и не известно, каким был рисунок флага, о нём можно судить по изображениям корабля на гравюрах из изданной в 1681 году в Амстердаме книге «Странствования Яна Стрюйса»[4]. Первое же известие о полосатом бело-сине-красном флаге относится к 1694 году — именно этот флаг царя Московского (полосатое полотнище с изображением золотого двуглавого орла) был личным штандартом Петра I, под которым он плавал в Архангельске.

Первое плавание

В апреле 1669 года корабль был назван «Орлом», изображение орла как государственного герба России было нашито на корабельные флаги. Капитаном назначили голландца Давида Бутлера, а все матросы были иностранцами. 7 мая корабль поднял паруса и тронулся в путь. Весь путь от Дединова до Астрахани занял три с половиной месяца.

Вступление в строй первого боевого корабля вызвало необходимость организации на нём корабельной службы. В Посольский приказ был представлен проект краткого морского устава в виде «письма корабельного строя» (то есть устройства). Это «письмо» состояло из введения и 34 уставных статей, в которых содержались основные правила корабельной службы, излагались обязанности и взаимоотношения командира и остальных должностных лиц корабля, а также краткие наставления о действиях личного состава во время якорной стоянки, на ходу, в бою и при различных других обстоятельствах. Статьи эти, получившие утверждение царя, свидетельствовали о том, что постройка «Орла» была в жизни русского государства не случайным явлением, а серьёзным началом создания регулярного военного флота.

Гибель корабля

По одной из версий, в 1670 году, вскоре после захвата Астрахани восставшими казаками Степана Разина «Орёл» был сожжён, так как по своему устройству и парусному снаряжению он был слишком сложен для управления, а в случае захвата его царскими войсками представлял бы опасность для восставших. Но судя по найденной ведомости осмотра обветшалого корабля после подавления восстания, фрегат был захвачен бунтовщиками но так и не использовался по назначению, в течение многих лет простоял в протоке Кутум и пришёл в негодность.

 

Технические характеристики:

Класс и тип судна: Голландский пинас

Спущен на воду май: 1668 года

Введен в эксплуатацию: 1670 год

Водоизмещение: 250 тонн

Длина между перпендикулярами: 24,5 м

Ширина по мидельшпангоуту: 6,5 м

Осадка: 1,5 м

Экипаж: 58 человек (23 матроса и 35 стрельцов)

Вооружение:

Общее число орудий 22 пищали (18 × 6-фн и 4 × 3-фн) , 40 мункетов, 40 пар пистолетов и ручные гранаты

Картинки:

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

 

 

статья взята из http://ru.wikipedia....)

картинки найдены самостоятельно на просторах интернета.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
14 публикаций

очень хорошая статья. хоть и скопиластерно, но ведь ещё и оформить надо. ставлю +

Изменено пользователем Ayton

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Коллекционер
568 публикаций
10 098 боёв

фото в студию, хотя бы черно-белое  :Smile_trollface:

а поподробнее о его службе не нашел ? просто интересно, ходил он по каспию или так и проболтался у стенки.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
499 публикаций
35 боёв

Кратко, но все же плюс, как задел на будущее. +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×