Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
IronHandOf

Первая Балканская война на море: противники пробуют силы

В этой теме 16 комментариев

Рекомендуемые комментарии

4 687
[VENOM] IronHandOf
Коллекционер, Лидер Форума, Коллекционер-испытатель
6 686 публикаций

 

Балканские войны 1912–1913 годов стали одними из первых конфликтов ХХ века, в которых активно использовались военно-морские силы. Главными противниками на море стали флоты Греции и Османской империи, оснащённые преимущественно кораблями иностранной постройки.

 

Скрытый текст

Тень турецкого величия

В 1870-е годы османский флот считался третьим в мире и вторым на Средиземном море (после французского), но после Русско-турецкой войны  1877 - 1878 годов, пришёл в упадок из-за скудного финансирования и низкого технологического уровня турецкой промышленности. Лишь в самом начале XX века туркам удалось собрать средства на заказ за границей двух лёгких бронепалубных крейсеров. «Гамидие»  *  был построен в Англии, «Меджидие» **  — фирмой Крампа в США (как и построенный у того же Крампа «Варяг», он отличался ненадёжностью котлов).

Несколько позже в Германии и Франции были построены несколько небольших кораблей — минных крейсеров, миноносцев и канонерских лодок. Кроме того, с 1898 по 1903 год в Италии был кардинально модернизирован старый броненосный фрегат «Месудие» (9190 т): он получил новую силовую установку, две башни, в которых размещалось по одной 234-мм пушке, и двенадцать новых 152-мм пушек в казематах.

âÐÑоненоÑÐµÑ Â«ÐеÑÑдие» поÑле модеÑнизаÑии 1898â1903 годов. Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy - ÐеÑÐ²Ð°Ñ ÐалканÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° на моÑе: пÑоÑивники пÑобÑÑÑ ÑÐ¸Ð»Ñ | Warspot.ru

Броненосец «Месудие» после модернизации 1898–1903 годов.

 

Наследство греческого мецената

Греция, получившая независимость в 1820-е годы, очень гордилась своими морскими традициями, но денег на флот у неё было ещё меньше. К началу XX века самыми крупными греческими кораблями были три броненосца береговой обороны «Псара», «Идра» и «Спеце» *** , построенные в конце 1880-х годов. Лишь в 1900 году был учреждён особый фонд для воссоздания флота, после чего в 1906–1907 годах в Англии и Германии были заказаны восемь эскадренных миноносцев — классических «30-узловых» истребителей водоизмещением в 350–380 т.

âÐÑоненоÑÑÑ Ð±ÐµÑеговой обоÑÐ¾Ð½Ñ Ñипа «ÐÑаÑа». Brassey's Naval Annual, 1902 - ÐеÑÐ²Ð°Ñ ÐалканÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° на моÑе: пÑоÑивники пÑобÑÑÑ ÑÐ¸Ð»Ñ | Warspot.ru

Броненосцы береговой обороны типа «Псара».

В войне против турок 1897 года греки потерпели поражение, однако не перестали мечтать об освобождении островов Эгейского моря и присоединении прибрежных территорий Румелии и Анатолии. На османские территории претендовали и другие соседи Турции – Болгария, Сербия и Черногория. Отношения между этими странами представляли собой клубок противоречий, но к весне 1912 года им всё же удалось создать Балканский союз, единственной целью которого была война с Турцией. Самой мощной армией в этом союзе была болгарская, наиболее сильным флотом обладала Греция.

âСÑема ÑÑминÑа «ЭÑоÑ» â одного из ÑеÑÑÑÑÑ, кÑпленнÑÑ Ð³Ñеками в Ðнглии пеÑед Ñамой войной. tsusima.su - ÐеÑÐ²Ð°Ñ ÐалканÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° на моÑе: пÑоÑивники пÑобÑÑÑ ÑÐ¸Ð»Ñ | Warspot.ru

Схема эсминца «Этос» — одного из четырёх, купленных греками в Англии перед самой войной.

В последний момент грекам удалось серьёзно усилить свой флот: они купили в Германии два турбинных «больших миноносца» V-5 и V-6, вступившие в строй как «Керавнос» и «Неа Генеа», а в Англии — четыре новейших эсминца водоизмещением в 1175 т, строившихся по аргентинскому заказу. То ли по недосмотру, то ли из соображений экономии 533-мм торпеды для них куплены не были. В итоге «Этос», «Иеракс», «Пантер» и «Леон», прибыв в Грецию в октябре 1912 года, числились разведывательными кораблями: четыре 102-мм орудия и скорость в 32 узла позволяли им играть роль сверхлёгких крейсеров.

.âЭÑÐ¼Ð¸Ð½ÐµÑ Â«ÐанÑеÑ» в ÑоÑÑаве гÑеÑеÑкого ÑлоÑа. Ðа ÑоÑо видно, ÑÑо ÑоÑпеднÑе аппаÑаÑÑ Ð½Ðµ ÑÑÑановленÑ. «Okrety Wojenne», â18 - ÐеÑÐ²Ð°Ñ ÐалканÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° на моÑе: пÑоÑивники пÑобÑÑÑ ÑÐ¸Ð»Ñ | Warspot.ru

Эсминец «Пантер» в составе греческого флота. На фото видно, что торпедные аппараты не установлены.

 

Кроме того, во Франции удалось приобрести две подлодки, «Дельфин» ****  и «Ксифас»; правда, в разразившейся войне они сыграли минимальную роль — выяснилось, что купить субмарины проще, чем подготовить квалифицированные экипажи для них.

Самым ценным приобретением оказался купленный в Италии только что построенный броненосный крейсер, получивший имя «Георгиос Аверов» *****  — в честь известного александрийского банкира и мецената. Аверов умер в 1900 году, завещав своё наследство Фонду национального флота, из которого и была оплачена треть стоимости корабля.

âÐеоÑÐ³Ð¸Ð¾Ñ ÐвеÑов. averoph.wordpress.com - ÐеÑÐ²Ð°Ñ ÐалканÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° на моÑе: пÑоÑивники пÑобÑÑÑ ÑÐ¸Ð»Ñ | Warspot.ru

Георгиос Аверов.

 

Это был типичный корабль преддредноутного типа, причём и четыре 234-мм, и восемь 190-мм орудий располагались в двухорудийных башнях. Толщина брони пояса и башен достигала 203 мм, скорость составляла 22,5 узла. Крейсер обошёлся Греции в 23 650 000 драхм — около 950 000 фунтов стерлингов. Для сравнения, за все четыре «аргентинских» эсминца было заплачено 740 000 фунтов — огромные деньги для маленькой бедной страны.

Империя готовится к схватке

Турки тоже пополняли свой флот. Весной 1910 года им удалось купить в Германии четыре турбинных миноносца, примерно аналогичные греческим, а также два старых броненосца — «Курфюрст Фридрих-Вильгельм» и «Вайсенбург», переименованные в «Хайраддин Барбаросса» и «Тургут-Рейс». Оба броненосца, построенные в начале 1890-х годов, обошлись в 18 млн марок, четыре новых миноносца в сумме оказались немногим дешевле — 17 млн.

âСÑема бÑоненоÑÑа Ñипа «ÐÑанденбÑÑг». Taschenbuch der Deutschen und der fremden Kriegsflotten, 1902 - ÐеÑÐ²Ð°Ñ ÐалканÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° на моÑе: пÑоÑивники пÑобÑÑÑ ÑÐ¸Ð»Ñ | Warspot.ru

Схема броненосца типа «Бранденбург».

По тогдашнему курсу (20 марок за фунт) оба броненосца обошлись туркам в 900 000 фунтов — то есть, немного дешевле одного «Аверова». Миноносцы германской постройки оказались дороже более сильных английских эсминцев — 212 500 фунтов против 185 000 за один корабль. Правда, «немцы» несли полноценное торпедное вооружение; один из них, «Муавенет-и Миллие» ****** ,     13 мая 1915 года тремя торпедами потопил у входа в Дарданеллы британский броненосец «Голиаф».

âЭÑÐ¼Ð¸Ð½ÐµÑ Ñипа «ÐÑавенеÑ-и Ðиллие». Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy - ÐеÑÐ²Ð°Ñ ÐалканÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° на моÑе: пÑоÑивники пÑобÑÑÑ ÑÐ¸Ð»Ñ | Warspot.ru

Эсминец типа «Муавенет-и Миллие».

 

Несмотря на паровую машину и устаревшую схему вооружения, «Георгиос Аверов» по размерам превосходил любой из кораблей османского флота. Вес его минутного залпа (около 5700 кг) примерно соответствовал весу минутного залпа всех двенадцати 280-мм орудий обоих турецких броненосцев (с учётом табличной скорострельности орудий). В реальности артиллеристы обеих сторон стреляли заметно медленнее, а у броненосцев скорость заряжания снижалась в зависимости от угла возвышения орудий.

Толщина пояса германских броненосцев достигала 400 мм, но это была старая броня «компаунд», по прочности в полтора-два раза уступавшая новейшей цементированной броне греческого крейсера. Впрочем, дистанция, на которой велись морские бои Балканских войн, редко превышала 25–30 каб, поэтому все корабли легко пробивали броню друг друга.

Новые английские пушки Армстронга имели бо́льшую кучность, чем старые германские орудия, вдобавок стволы последних уже были расстреляны. Оснащение «Аверова» новыми средствами управления огнём обеспечивали грекам дополнительный перевес (турецкие броненосцы не имели даже современных дальномеров). Наконец, греческий крейсер имел заведомо более высокую скорость (22,5 узла), в то время как старые броненосцы даже в лучшие времена давали не более 16,5 узла.

âÐÑоненоÑнÑй кÑейÑÐµÑ Â«ÐеоÑÐ³Ð¸Ð¾Ñ ÐвеÑов». Brassey's Naval Annual, 1915 - ÐеÑÐ²Ð°Ñ ÐалканÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° на моÑе: пÑоÑивники пÑобÑÑÑ ÑÐ¸Ð»Ñ | Warspot.ru

Броненосный крейсер «Георгиос Аверов».

 

Начало войны

Первой кусок «османского наследства» сумела отхватить Италия: в ходе Итало-турецкой войны 1911-1912 годов, она захватила Триполитанию и Киренаику, а затем, пользуясь полным господством на море своего флота, заняла Додеканесские острова. Эта война подтолкнула к действиям остальных желающих поживиться — поводом для выступления стал отказ Высокой Порты принять болгарский ультиматум о предоставлении автономии Македонии. 18 октября 1912 года Болгария и Сербия объявили войну Османской империи, 19 октября к ним присоединилась Греция.

âÐбÑий Ñод ÐеÑвой и ÐÑоÑой ÐалканÑÐºÐ¸Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½. СовеÑÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑнÑиклопедиÑ. Том 1. Ð.: ÐоениздаÑ, 1976 - ÐеÑÐ²Ð°Ñ ÐалканÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° на моÑе: пÑоÑивники пÑобÑÑÑ ÑÐ¸Ð»Ñ | Warspot.ru

Общий ход Первой и Второй Балканских войн.

 

Турки не успели пополнить свою армию на Балканах, она оказалась между двух огней и была быстро разгромлена. Уже к 9 ноября греки заняли Салоники и вместе с болгарами захватили всю Македонию и Восточную Фракию. Сербам достался Новобазарский санджак, а основная часть османской армии отступила на хорошо укреплённые Чаталждинские позиции, от которых до Константинополя оставалось всего 40 км.

Все попытки болгарской армии прорвать эти позиции провалились, болгары понесли огромные потери. Фронт стабилизировался, и 4 декабря Османская империя подписала перемирие с Болгарией, Сербией и Черногорией. Греки отказалась к нему присоединиться — сухопутного фронта с турками у них не было, но они активно занимались захватом Эгейских островов. Таким образом, морская война продолжилась.

Ещё до начала войны почти все турецкие войска были сняты с островов Эгейского моря, более-менее крупные гарнизоны оставались лишь на Лесбосе и Хиосе. Такое решение можно объяснить деморализацией военного руководства Османской империи, первоначально отказавшегося от всякой борьбы на море.

âÐÑÑÑова Ñ Ð²Ñода в ÐаÑданеллÑ. naval-history.net - ÐеÑÐ²Ð°Ñ ÐалканÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° на моÑе: пÑоÑивники пÑобÑÑÑ ÑÐ¸Ð»Ñ | Warspot.ru

Острова у входа в Дарданеллы.

 

Греки не преминули воспользоваться этим: уже 20 октября их корабли высадили десант на остров Тенедос (Бозджаада), лежащий у входа в Дарданеллы. На следующий день был высажен десант на Лемносе с его великолепной гаванью в бухте Мудрос. Крошечные турецкие гарнизоны оказали неожиданно упорное сопротивление: бои на Лемносе продолжались до 27 октября, на Тенедосе — до 6 ноября. Тогда же был занят лежащий ещё ближе к Дарданеллам остров Имврос (Гёкчеада). Османский флот так и не оказал островам никакой поддержки — в это время почти все боеготовые корабли были заняты огневой поддержкой приморских флангов сухопутных войск и находились в Чёрном и Мраморном морях.

Османский флот выходит в море

Лишь 30 ноября, в преддверии перемирия с Болгарией, османский флот был переведён в Дарданеллы для действий против греков. 7 декабря 1912 года командующий флотом нерешительный Тахир-бей был снят с должности и заменён албаем (контр-адмиралом) Рамизом Наман-беем, тесно связанным с партией «младотурок». Последний сразу же начал реорганизацию флота: были созданы дивизион броненосцев, два дивизиона эсминцев, дивизион вспомогательных кораблей и крейсерская оперативная группа для независимых действий. Во главе этих соединений встали молодые и энергичные офицеры, также в основном связанные с «младотурками». Но для подъёма боевого духа моряков требовалось вывести флот в море, одержать победу или хотя бы не потерпеть поражения.

âÐÑÑÑие оÑманÑкие моÑÑкие оÑиÑеÑÑ Ð½Ð° палÑбе ÑлагманÑкого бÑоненоÑÑа «ХайÑаддин ÐаÑбаÑоÑÑа». ÐÑоÑой Ñлева - командÑÑÑий ÑлоÑом ТаÑиÑ-бей, напÑоÑив него - ÐºÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ð¸Ñ Ð±ÑоненоÑÑа Ð­Ð½Ð²ÐµÑ Ð¥Ð°ÐºÐºÐ¸-бей. 1912 год. Dirk Nottelmann. Die Brandenburg-classe - ÐеÑÐ²Ð°Ñ ÐалканÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° на моÑе: пÑоÑивники пÑобÑÑÑ ÑÐ¸Ð»Ñ | Warspot.ru

Высшие османские морские офицеры на палубе флагманского броненосца «Хайраддин Барбаросса». Второй слева — командующий флотом Тахир-бей, напротив него — командир броненосца Энвер Хакки-бей. 1912 год.

 

16 декабря 1912 года османский флот начал разработанную штабом Наман-бея операцию против острова Имврос. Дивизион броненосцев и два дивизиона миноносцев выдвинулись из Дарданелл, а дивизион вспомогательных кораблей перешёл к Кум-Кале, чтобы при необходимости оказать помощь повреждённым кораблям или отбуксировать их в безопасное место.

Броненосцы должны были держаться южнее Имвроса, по возможности оставаясь под защитой береговых батарей в Кум-Кале (на южной стороне пролива) и форта Седд-уль-Бахир возле мыса Хеллес (на северной стороне).

Корабли начали выходить с якорной стоянки между Нарой и Чанак-кале в 7 часов утра, а в 8:00 дивизион броненосцев подошёл к мысу Седд-уль-Бахир в следующем порядке: миноносец «Шиврихисар», броненосцы «Хайраддирн Барбаросса» (флагман), «Тургут-Рейс», «Месудие» и «Асар-и Тевфик». 1-й минный дивизион сначала шёл перед броненосцами, а после выхода из пролива переместился севернее, прикрывая главные силы от возможной минной атаки со стороны Имвроса. 2-й дивизион двигался по левому борту.

Вскоре на горизонте появилась греческая эскадра под руководством командующего флотом контр-адмирала Павлоса Контуриотиса — броненосный крейсер «Георгиос Аверов», броненосцы береговой обороны «Спеце», «Идра» и «Псара». В течение предшествующих двух суток греки патрулировали вблизи Дарданелл, ожидая турок, и поэтому были готовы к бою. Началось сражение, которое турки именуют «боем у мыса Хеллес». В западной историографии его принято называть «боем у мыса Элли», по греческому названию этого места — при том, что в описании Дарданелльской операции 1915 года он всегда именуется мысом Хеллес (Геллес).

âÐонÑÑ-адмиÑал ÐÐ°Ð²Ð»Ð¾Ñ ÐонÑÑÑиоÑиÑ. Demetra Vaka, In the heart of German intrigue. Boston & New York, 1918 - ÐеÑÐ²Ð°Ñ ÐалканÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° на моÑе: пÑоÑивники пÑобÑÑÑ ÑÐ¸Ð»Ñ | Warspot.ru

Контр-адмирал Павлос Контуриотис.

 

Обнаружив противника, греческая колонна развернулась на север, а турецкая эскадра — на северо-запад. По греческим данным, это произошло в 9:20, по турецким — в 9:35.Теперь противники шли параллельными курсами, постепенно сближаясь. Турецкие корабли исполняли данное им ранее предписание по возможности держаться под прикрытием артиллерии Кум-Кале и Седд-уль-Бахира.

Примерно в это время ко 2-му минному дивизиону присоединился крейсер «Меджидие»: он шёл по левому борту колонны и с некоторым отставанием, чтобы обезопасить броненосцы от возможной атаки подлодки с юга. Старый эсминец «Самсун» и миноносец «Акхисар» двигались впереди в качестве дозора — не имея радиооборудования, они могли общаться с остальными кораблями только семафором. Турецкая колонна двигалась заметно медленнее греческой, так как «Асар-и Тевфик» не мог дать ход более 8 узлов из-за проблем с котлом.

âÐÑейÑÐµÑ Â«Ðеджидие». Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy - ÐеÑÐ²Ð°Ñ ÐалканÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° на моÑе: пÑоÑивники пÑобÑÑÑ ÑÐ¸Ð»Ñ | Warspot.ru

Крейсер «Меджидие».

 

Дальнейший ход боя все источники описывают крайне туманно. Наиболее известна греческая версия событий — разойдясь по множеству публикаций, со временем она превратилась в апокрифическую. Но эта версия сильно расходится с турецкой — вплоть до времени и прокладки маршрута движения противников. При этом даже в описаниях греческих авторов встречаются серьёзные расхождения. Ниже мы дадим картину так, как она виделась с османских кораблей, уточняя и дополняя её по греческим источникам.

«Палочка над Т»

В 9:40 турецкие броненосцы первыми открыли огонь с дистанции около 50 каб. Греческие корабли ответили огнём через три минуты. Поскольку старые греческие броненосцы береговой обороны могли держать ход не более 12 узлов, адмирал Контуриотис решил разделить свои корабли и на быстроходном «Аверове» в одиночку устроить вражеской эскадре манёвр «crossing T».

Через пять минут после открытия огня, в 9:45, «Аверов» дал полный ход и оторвался далеко вперёд от греческих броненосцев, которые в свою очередь развернулись на обратный курс. Увидев этот манёвр, Рамиз-бей в 9:50 приказал своим кораблям поворачивать вправо и ложиться на обратный курс. Греки указывают, что флагманский «Барбаросса» начал поворот, и за ним стала поворачивать вся турецкая колонна, по пути рассыпаясь из-за плохого управления. В 9:55 греческий крейсер под прямым углом пересёк курс османской эскадры, поставив ей классическую «палочку над Т». Расстояние между флагманами составляло до 25 каб. В этот момент «Барбаросса» получил одно попадание тяжёлым снарядом в ют погибло пять человек из службы борьбы за живучесть.

âСÑема Ð±Ð¾Ñ Ñ Ð¼ÑÑа Ð¥ÐµÐ»Ð»ÐµÑ (гÑеÑеÑкий ваÑианÑ). senlachill.blogspot.ru - ÐеÑÐ²Ð°Ñ ÐалканÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° на моÑе: пÑоÑивники пÑобÑÑÑ ÑÐ¸Ð»Ñ | Warspot.ru

Схема боя у мыса Хеллес (греческий вариант).

 

Плохая сплаванность турецких кораблей привела к тому, что их строй в самом деле рассыпался: «Тургут-Рейс» последовал за «Барбароссой», а тихоходные «Месудие» и «Асар-и Тевфик» развернулись вправо по отдельности и двинулись почти параллельными курсами, оказавшись на правом траверзе «Барбароссы». Здесь они попали под огонь греческих броненосцев береговой обороны с дистанции чуть больше 20 каб.

Сам «Аверов» в 10:05 оказался за кормой «Барбароссы» и «Тургут-Рейса», причём так, что стрелять по нему могли только 280-мм орудия кормовых башен; дистанция между кораблями на тот момент составляла лишь около 15 каб. По утверждению греков, таким образом Контуриотис удачно поставил противника «в два огня». На самом деле в бою современных кораблей это не имело никакого значения, поскольку количество задействованных орудий у турок не менялось — остальные их пушки также могли стрелять по греческим броненосцам. Этот манёвр лишь позволил старым турецким броненосцам стрелять на оба борта.

Зато «Аверову», чтобы ввести в действие обе своих башни главного калибра, пришлось довернуть на юго-запад — теперь его курс постепенно расходился с курсом турецкой эскадры, двигавшейся на юг. Вдобавок Контуриотис подставил свой крейсер под огонь орудий Седд-уль-Бахир (батареи Кум-Кале не могли стрелять из-за большой дистанции и наличия перед противником своих кораблей).

âСÑема Ð±Ð¾Ñ Ñ Ð¼ÑÑа Ð¥ÐµÐ»Ð»ÐµÑ (ÑÑÑеÑкий ваÑианÑ). Dirk Nottelmann. Die Brandenburg-classe - ÐеÑÐ²Ð°Ñ ÐалканÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° на моÑе: пÑоÑивники пÑобÑÑÑ ÑÐ¸Ð»Ñ | Warspot.ru

Схема боя у мыса Хеллес (турецкий вариант).

 

Примерно в это время в купол кормовой башни «Барбароссы» попал ещё один тяжёлый снаряд, выведя её из строя. Броня пробита не была, но башня перестала поворачиваться. Осколочный снаряд меньшего калибра пробил небронированную часть борта, из-за чего в угольных ямах, расположенных выше броневой палубы, возник пожар. Сообщалось, что от этого попадания получили повреждения несколько котлов, однако данное утверждение выглядит малоправдоподобным, поскольку все котлы броненосца находились под броневой палубой. Не исключено, что таким образом турецкое командование пыталось скрыть неисправность машин (возможно, вызванную сотрясением от попаданий). Возможно, что третьего попадания не было вовсе, а уголь загорелся от осколков того снаряда, что попал в башню. Так или иначе, с этого момента скорость «Барбароссы» и «Тургут-Рейса» упала до 10 узлов.

В «Тургут-Рейс» и «Месудие» также попало несколько снарядов, на них имелись раненые, но в целом повреждения оказались незначительными — в основном на верхней палубе и у открыто стоящих орудий.

В 10:17 турецкая эскадра прекратила стрельбу, а в 10:25 развернулась на восток и ушла в Дарданеллы. Греческие корабли продолжали стрелять до 10:30, но дистанция выросла до 50 каб, и попаданий они не добились. К 11 часам три греческих броненосца опять вступили в кильватер «Аверову», и эскадра Контуриотиса ушла на запад.

âÐÑеÑеÑкий бÑоненоÑÐµÑ Ð±ÐµÑеговой обоÑÐ¾Ð½Ñ Â«ÐÑаÑа». РоÑлиÑие Ð¾Ñ Ð´Ð²ÑÑ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð±ÑоненоÑÑев, он имел не две, а ÑÑи маÑÑÑ. mezeviris.gr - ÐеÑÐ²Ð°Ñ ÐалканÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° на моÑе: пÑоÑивники пÑобÑÑÑ ÑÐ¸Ð»Ñ | Warspot.ru

Греческий броненосец береговой обороны «Псара». В отличие от двух других броненосцев, он имел не две, а три мачты.

 

Возле входа в пролив оказавшиеся впереди «Месудие» и «Асар-и Тевфик» восстановили строй и легли в циркуляцию, чтобы дождаться двух других броненосцев и прикрыть их с тыла вместо 2-го дивизиона. К 12 часам вся эскадра достигла Седд-уль-Бахира, а в 13 часов подошла к месту своей обычной стоянки у Чанак-Кале. Здесь на госпитальное судно «Решит-паша» с кораблей были переданы 18 погибших и 40 раненых (в основном с «Барбароссы»).

Тем временем 1-й минный дивизион вернулся к острову Тенедос, где в 15:45 вступил в перестрелку с группой греческих эсминцев, пытавшихся подойти ко входу в Дарданеллы. Обе стороны обменялись несколькими залпами и разошлись.

Таким образом, командующий турецкой эскадрой прекратил бой и вернулся в Дарданеллы, не добившись решительного результата. 1-й минный дивизион имел возможность атаковать разделившиеся греческие корабли, но не воспользовался ею. Однако греки также не решились отправить свои эсминцы для атаки отходящих турецких кораблей. Более того, при отходе имел место инцидент, когда с «Аверова» была случайно выпущена торпеда, прошедшая мимо броненосцев.

Неопределённый итог

Всего «Хайраддин Барбаросса» выпустил 127 снарядов калибром 280 мм и 159 снарядов калибром 105 мм. «Тургут-Рейс» стрелял меньше: он израсходовал 123 снаряда калибром 280 мм и 64 — 105-мм. «Месудие» сделал 63 выстрела из 234-мм орудий и 414 выстрелов из 150-мм, «Асар-и Тевфик» выпустил 143 снаряда калибром 150 мм и 307 — калибром 120 мм. Количество снарядов, выпущенных турецкими береговыми батареями, неизвестно.

âСÑажение пÑи Элли. ÐаÑÑина гÑеÑеÑкого ÑÑдожника ÐаÑилейоÑа ХаÑÑиÑа, около 1913 года - ÐеÑÐ²Ð°Ñ ÐалканÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° на моÑе: пÑоÑивники пÑобÑÑÑ ÑÐ¸Ð»Ñ | Warspot.ru

Сражение при Элли. Картина греческого художника Василейоса Хатциса, около 1913 года

 

Турки видели несколько попаданий в греческий флагман. Они посчитали, что «Аверов» тяжело повреждён и будет ремонтироваться три или четыре месяца. На самом деле греческий броненосный крейсер получил в бою три попадания — с кораблей или береговых батарей. Ему сильно повезло: два снаряда прошли через кормовую трубу и окружавшие её воздухозаборники, не причинив большого ущерба. Третий снаряд попал в шлюпочную палубу и убил сигнальщика — это была единственная объявленная жертва на греческой стороне.

Не исключено, что потери греков были больше, но подробности с греческой стороны крайне скупы. Неизвестно даже количество снарядов, выпущенных греческими кораблями. В целом очевидно, что артиллеристы с обеих сторон стреляли крайне плохо (при том, что на «Аверове» стояли современные английские орудия).

Результат боя в целом оказался разочаровывающим, но османский флот, по крайней мере, показал готовность сражаться, что было особенно важно в момент внутренней политической нестабильности в империи. В конце концов, бой при мысе Хеллес стал первым морским сражением османского флота с 1877 года. Один из турецких морских офицеров заявил германскому военно-морскому атташе, что «линкоры, купленные у Германии, доказали свою ценность в бою с греческим флотом».

Продолжение следует…

 

 

 

 

Скрытый текст

1. «Гамидие»  * - «Хамидие́» (тур. Hamidiye, иногда, в литературе «Гамидие», в буквальном смысле означает «принадлежащее Хамиду») — бронепалубный крейсер военно-морских сил Османской империи и Турецкой республики. Участвовал в Балканских войнах и Первой мировой войне. В начале XX века был одним из немногих современных кораблей турецкого флота.

 

Скрытый текст
«Хамидие»
 
Hamidiyecruiser.jpg
Крейсер «Хамидие»
Служба
Flag of the Ottoman Empire.svg  Османская империя
Класс и тип судна Бронепалубный крейсер
Порт приписки Стамбул
Изготовитель «Армстронг», Эльзвик, (Великобритания)
Строительство начато 1901 год
Спущен на воду 25 сентября 1903 года
Введён в эксплуатацию 12 декабря 1904 года
Выведен из состава флота 1947 год
Статус Разобран в 1964 году
Основные характеристики
Водоизмещение 3805 тонн
Длина 112 м
Ширина 14,5 м
Осадка 4,8 м
Бронирование Палуба: 37 мм, 
скосы: 102 мм, 
рубка и щиты орудий: 25 мм
Двигатели 16 паровых котлов, 2 вертикальные паровые машинытройного расширения
Мощность 12 000 л. с. (8,8 МВт)
Движитель 2
Скорость хода 22 узлов (40,7 км/ч)
Дальность плавания 5500 морских миль на 10 узлах
Экипаж 302 человека
Вооружение
Артиллерия 2 × 1 — 152-мм/45, 
8 × 1 — 120-мм/50, 
6 × 1 — 47-мм/50, 
6 × 1 — 37-мм
Минно-торпедное вооружение Два 457-мм торпедных аппара

 

 

2. «Меджидие» ** -  «Прут» («Меджидие») — бронепалубный крейсер турецкого, и Российского Императорского флотов.

 

Скрытый текст
«Меджидие» 
с 26 мая 1915 до 1 мая 1918 — «Прут»
 
Prut1915-1918f.jpg
Крейсер «Прут»
Служба
Flag of the Ottoman Empire.svg Османская империя 
Naval Ensign of Russia.svg Россия 
Flag of the Ottoman Empire.svg Турция
Класс и тип судна Бронепалубный крейсер
Изготовитель "Крамп и сыновья" (Филадельфия, США)
Заказан к постройке 1900 год
Строительство начато 7 ноября 1901 года
Спущен на воду 8 июля 1903 года
Введён в эксплуатацию 19 декабря 1903 года
Выведен из состава флота 1 мая 1918 года захвачен германскими войсками
Основные характеристики
Водоизмещение 4030 тонн
Длина 105,15 м
Ширина 14,5 м
Осадка 5,21 м
Бронирование Броневая палуба — 101 мм, 
боевая рубка — 26 мм
Двигатели 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 16 котлов Никлосса
Мощность 12 500 л. с. (9,2 МВт)
Движитель 2
Скорость хода 22 узла (40,7 км/ч)
Дальность плавания 700/1100 миль (22/12 уз.)
Экипаж 19 офицеров и 249 матросов
Вооружение
Артиллерия 2 × 152-мм
8 × 120-мм
6 × 47-мм
6 × 37-мм
С 1916: 10 × 1 — 130-мм/55, 
4 × 1 — 7,62-мм
С 1917: 
8 × 1 — 130-мм/55, 
2 × 1 — 75-мм/30, 
4 × 1 — 7,62-мм
Минно-торпедное вооружение Два надводных торпедных аппарата

 

 

 

3. «Псара», «Идра» и «Спеце» *** :

 

Скрытый текст

«Псара» (греч. ΨΑΡΑ) — броненосец береговой обороны, построен по заказу греческого правительства в 18881890 годах по проекту французского адмирала Дюпона на верфи Forges et Chantiers de la Mediterranée, Гранвиль. Получил имя одного из трёх основных островов-оплотов греческого флота эпохи Греческой революции — острова Псара.

 

 

«ПСАРА»
«ΨΑΡΑ»
 
Psara ship.jpg
Служба
Hellenic Naval Ensign 1935.svg  Греция
Класс и тип судна Броненосец береговой обороны
Изготовитель Forges et Chantiers de la Mediterranée, Гранвиль , Франция
Заказан к постройке 1885
Строительство начато 1885
Спущен на воду 1890
Введён в эксплуатацию 1890
Выведен из состава флота 1929 год
Основные характеристики
Водоизмещение 4900 тонн
Длина 103 метров
Ширина 15,8 метров
Осадка 6,4 метра
Бронирование на ватерлинии 12-30 мм, надводного борта 80 мм, палубы 75 мм, центрального орудия 35 мм
Двигатели две (2) ПМ с возвратно-поступательным движением и 3 котла
Мощность 6700 л. с.
Скорость хода 17,5 узлов
Вооружение
Артиллерия 3 × 270-мм, 
1 скорострельное 100-мм орудие ,
5 скорострельных 150-мм орудий 
были добавлены 8 скорострельных орудий 65-мм Канэ .
Минно-торпедное вооружение

3 торпедных аппарата 

 

 

 

 

 

 

 

«Идра» (греч. ΥΔΡΑ) — броненосец береговой обороны, построенный по заказу греческого правительства в 18881890 годах по проекту французского адмирала Дюпона на верфи Сен-Назера, Франция. Получил имя одного из трёх основных островов-оплотов греческого флота эпохи Греческой революции острова Идра

 

«ИДРА»
«ΥΔΡΑ»
 
Thorikton Hydra.JPG
Служба
Hellenic Naval Ensign 1935.svg  Греция
Класс и тип судна Броненосец береговой обороны
Изготовитель St. Nazaire, Сен-Назер, Франция
Заказан к постройке 1885 год
Строительство начато 1888 год
Спущен на воду 15 мая 1889 года
Введён в эксплуатацию 1892 год
Выведен из состава флота 1918 - исключён, в 1930 - разобран
Статус продан на лом
Основные характеристики
Водоизмещение Нормальное: 4732 длинных тонн, полное: 5415 длинных тонн
Длина 102,01 метра
Ширина 15,8 метров
Осадка 5,49 метров при нормальном водоизмещении
Бронирование Пояс: 300 мм, 
надводный борт: 80 мм, 
палубы: 75 мм, 
барбеты: 360 мм.
Двигатели 2 паровых машины, 3 паровых котла
Мощность 6700 л. с.
Скорость хода 17,5 узлов
Экипаж 440 офицеров и матросов
Вооружение
Артиллерия 1892: 2 × 274/34 мм/клб, 1 - 274/28 мм/клб, 5 - 149/36 мм/клб, 4 - 87/22 мм/клб, 4 - 47 мм, 10 - 37 мм. В 1900 году вместо 87 мм пушек добавлены: 1 - 100 мм и 8 - 65 мм
Минно-торпедное вооружение 3 - 356 мм торпедных аппарат

 

 

 

 

«Спеце» (греч. ΣΠΕΤΣΑΙ) — броненосец береговой обороны, построен по заказу греческого правительства между 18871890 по проекту французского адмирала Дюпона на верфи Forges et chantiers de la Méditerranée Гавр, Франция. Получил имя одного из трёх основных островов-оплотов греческого флота эпохи Греческой революции — острова Спеце. 

 

«СПЕЦЕ»
«ΣΠΕΤΣΑΙ»
 
Thorikton Spetsai.JPG
Служба
Hellenic Naval Ensign 1935.svg  Греция
Класс и тип судна Броненосец береговой обороны
Изготовитель Forges et chantiers de la Méditerranée, Гавр, Франция
Заказан к постройке 1885
Строительство начато 1887
Спущен на воду 1889
Введён в эксплуатацию 1890
Выведен из состава флота 1930 год
Статус продан на лом
Основные характеристики
Водоизмещение 4900 тонн
Длина 108 метров
Ширина 15,8 метров
Осадка 6,4 метра
Бронирование на ватерлинии 12-30 мм, надводного борта 80 мм, палубы 75 мм, центрального орудия 35 мм
Двигатели две (2) ПМ с возвратно-поступательным движением и 3 котла
Мощность 6700 л. с.
Скорость хода 17,5 узлов
Вооружение
Минно-торпедное вооружение 3 торпедных аппарата

 

 

 

 

 

4. «Дельфин» ****  - (греч. Δελφίν) — греческая подводная лодка (в действительности именовалась «ныряющей» — греч. καταδυόμενον, повторяя французскую терминологию той эпохи). Действовала в Балканские войныи Первую мировую войну. Дельфин была второй подлодкой греческого флота после Nordenfelt I (в составе флота 1886—1901), и отмечена как первая подводная лодка в мире, произведшая торпедную атаку (хотя и без успеха) против военного корабля

 

Скрытый текст
Дельфин
Δελφίν
DELFYN-I-Y-JPG.jpeg
Макет подлодки «Дельфин I» — Военный музей, Афины
История корабля
Государство флага Hellenic Naval Ensign 1935.svg  Греция
Спуск на воду 1912
Выведен из состава флота 1920
Современный статус списана в 1920 году
Основные характеристики
Главный конструктор Шнайдер-Лобёф
Скорость (надводная) 12 узлов
Скорость (подводная) 8,5 узлов
Предельная глубина погружения 36 м
Автономность плавания 2 часа при 8 узлах, 17,5 часов при 4,5 узлах
Экипаж 24 человек
Размеры
Водоизмещениенадводное 360 т
Водоизмещение подводное 452 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
49,5 м
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
2 носовых палубных, 2 кормовых палубных и 1 носовой подпалубный × 450 мм ТА

 

 

 

5. «Георгиос Аверов» *****  - Броненосный крейсер «Георгиос Авероф» (греч. ΠΝ Γεώργιος Αβέρωφ) — наиболее заслуженный корабль греческого флота, в настоящее время корабль-музей на вечной стоянке в Палеон-Фалиронев Южных Афинах.

 

Скрытый текст
Георгиос Авероф
Γεώργιος Αβέρωφ
 
Averof1.jpg
Броненосный крейсер «Георгиос Аверов»
Служба
Flag of Greece.svg Греция
Назван в честь Георгиос Аверофф
Класс и тип судна Броненосный крейсер типа «Амальфи»
Изготовитель Верфь «Orlando», Ливорно, Италия
Строительство начато 1907 год
Спущен на воду 12 марта 1910 года
Введён в эксплуатацию 16 мая 1911 года
Статус Музей в Палеон-Фалироне в Греции
Основные характеристики
Водоизмещение 10 411—10 688 тонн
Длина 140,5 м
Ширина 21 м
Осадка 6,9—7,1 м
Бронирование Пояс — 83-200 мм 
палуба — 50 мм 
башни главного калибра — 160 мм 
башни среднего калибра — 130 мм 
боевая рубка — 180 мм
Двигатели 2 паровые машины тройного расширения, 22 паровых котла Бельвиля
Мощность 20 260-20 808 л. с.
Движитель 2 винта
Скорость хода 23,6—23,47 узла
Автономность плавания 2500 морских миль на 12 узлах
Экипаж 684-687 человек
Вооружение
Артиллерия 2 × 2 - 234-мм/45,
4 × 2 - 190-мм/45,
16 - 76-мм,
8 - 47-мм,
4 пулемёта
Минно-торпедное вооружение Три однотрубных 450-мм торпедных аппарата

 

 

"Averof" in dark gray paint, c.1913.jpg

 

2009-02-19 Yachthafen Glyfada 05.jpg

 

 

 

 

 

6. «Муавенет-и Миллие» ****** - (тур. Muâvenet-i Millîye) — турецкий эсминец типа S-165 (в Турции — типа «Муавенет-и Миллие»), построенный специально для флота Османской империи перед Первой мировой войной . Отличился тем, что потопил британский броненосец «Голиаф (англ.)русск.» во время войны на море против Антанты в Дарданеллах 

 

Скрытый текст
Муавенет-и Миллие
Muavenet-i Milliye
 
MuavenetiMilliye.jpg
эсминец Муавенет-и Миллие
Служба
Fictitious Ottoman flag 7.svg Османская империя / Fictitious Ottoman flag 7.svg Турция
Класс и тип судна эсминцы типа «Муавенет-и Миллие» (тип S-165)
Организация Османский флот, Военно-морские силы Турции
Изготовитель Schichau-Werft
Строительство начато 1908
Спущен на воду 20 марта 1909
Введён в эксплуатацию 17 августа 1910
Выведен из состава флота октябрь 1918
Статус разрезан на металл в 1953 году
Основные характеристики
Водоизмещение 765 т
Длина 74 м
Ширина 7,9 м
Осадка 3 м
Двигатели 2 турбины и 2 котла
Мощность 17 700 л.с.
Скорость хода 26 узлов
Дальность плавания 1900 км (17 узлов)
Экипаж 90 человек (мирное время)
Вооружение
Артиллерия два 75-мм орудия, два 57-мм орудия
Минно-торпедное вооружение три 450-мм торпедных аппарата

 

 

 

 

 

 

Скрытый текст

 

:Smile_honoring:

Изменено пользователем IronHandOf
  • Плюс 18
  • Круто 2
  • Минус 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
136
[NESW] avm74BC
2 624 публикации
3 168 боёв

Продолжение будет?)

Если кому любопытно, "Аверофф" на гуглоснимке.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 137
[VN] Sckorpion100
3 138 публикаций
12 672 боя

Спс,интересно+++.....

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Коллекционер
7 518 публикаций

Забавный эпизод. Жалко на борту не было независимых наблюдателей - к примеру немецких(на турецких кораблях) или британских(на греческих) офицеров-инструкторов. Дабы описать сражение непредвзятым взглядом.

Ну и эпизод с эсминцами купленными без торпед позабавил. Экономия такая экономия, греки уже не те:cap_haloween:.

Скрытый текст

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
824
[NW] Andrew_Bio
Коллекционер
4 444 публикации

Интересно и познавательно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 493
[WG-W] Barkil
Коллекционер, Старший бета-тестер, Заслуженный автор Wiki
[WG-W]
2 748 публикаций
8 481 бой
Сегодня в 13:04:16 пользователь IronHandOf сказал:

 

Балканские войны 1912–1913 годов стали одними из первых конфликтов ХХ века, в которых активно использовались военно-морские силы. Главными противниками на море стали флоты Греции и Османской империи, оснащённые преимущественно кораблями иностранной постройки.

 

Цитата
«СПЕЦЕ»
«ΣΠΕΤΣΑΙ»
 
Thorikton Spetsai.JPG
Служба
Hellenic Naval Ensign 1935.svg  Греция
Класс и тип судна Броненосец береговой обороны
Изготовитель Forges et chantiers de la Méditerranée, Гавр, Франция
Заказан к постройке 1885
Строительство начато 1887
Спущен на воду 1889
Введён в эксплуатацию 1890
Выведен из состава флота 1930 год
Статус продан на лом
Основные характеристики
Водоизмещение 4900 тонн
Длина 108 метров
Ширина 15,8 метров
Осадка 6,4 метра
Бронирование на ватерлинии 12-30 мм, надводного борта 80 мм, палубы 75 мм, центрального орудия 35 мм
Двигатели две (2) ПМ с возвратно-поступательным движением и 3 котла
Мощность 6700 л. с.
Скорость хода 17,5 узлов
Вооружение
Минно-торпедное вооружение 3 торпедных аппарата

 

 

:Smile_honoring:

Что-что?? Только 3 ТА?? ГК не было??

 

ЗЫ ТС меня:

1) проигнорит

2) ошибку не исправит

3) влепит минус (хотя мб и не влепит, но п.1 и 2 точно сбудутся)

 

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
713
[_POI_] Lutgarnikov
Коллекционер, Лидер Форума, Коллекционер-испытатель
1 161 публикация
6 726 боёв

Можно я тезис вброшу?

Первая мировая война началась потому что Италии захотелось колоний. Италия отжимает Ливию у Османов -> балканские страны видят что Османь слаба и воюют её -> Сербия приходит к успеху и начинает бурлить великодержавными идеями об изгнании всех оккупантов и создании объединенного государства южных славян -> Австро-Венгрии контролирующей Хорватию, Словению, Боснию, часть сербских земель + земли западных славян такой поворот крайне не нравится и она начинает искать повод выпилить Сербию с концами -> Сараево. Австро-Венгрия выдвигает Сербии невыполнимые требования чтобы наверняка развязать войну.

Скрытый текст

По итогам Первой мировой Германия дико унижена -> реваншизм -> художник -> геноцид. В геноциде виновата Италия.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
494
[WG-W] PabloEller
Лидер Форума, Коллекционер-испытатель
1 318 публикаций
5 281 бой
Сегодня в 13:30:24 пользователь avm74BC сказал:

Продолжение будет?)

А не было продолжения, это единственная стоящая морская битва Балканских войн.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
494
[WG-W] PabloEller
Лидер Форума, Коллекционер-испытатель
1 318 публикаций
5 281 бой
Сегодня в 17:12:29 пользователь Lutgarnikov сказал:

Можно я тезис вброшу?

Первая мировая война началась потому что Италии захотелось колоний.

Мимо :Smile_smile: Прежде всего колоний хотелось Германии, опоздавшей к разделу третьего мира. АВИ думаю тоже, но про её претензии пишут крайне скупо. Столкновение Германии со "старыми" колониалистами Францией и Англией было неизбежным, вопрос в сроках и поводе.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
136
[NESW] avm74BC
2 624 публикации
3 168 боёв
Сегодня в 17:24:54 пользователь PabloEller сказал:

А не было продолжения, это единственная стоящая морская битва Балканских войн.

Вообще была и вторая.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
494
[WG-W] PabloEller
Лидер Форума, Коллекционер-испытатель
1 318 публикаций
5 281 бой
Сегодня в 17:32:20 пользователь avm74BC сказал:

Вообще была и вторая.

Согласен, забыл про Лемнос.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 493
[WG-W] Barkil
Коллекционер, Старший бета-тестер, Заслуженный автор Wiki
[WG-W]
2 748 публикаций
8 481 бой

 

Сегодня в 17:24:54 пользователь PabloEller сказал:

А не было продолжения, это единственная стоящая морская битва Балканских войн.

... будет - на ВоСпоте есть 2-ая часть ;).

 

Как обычно, очень интересно.

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
713
[_POI_] Lutgarnikov
Коллекционер, Лидер Форума, Коллекционер-испытатель
1 161 публикация
6 726 боёв
Сегодня в 14:15:50 пользователь Ssupersvintuss сказал:

Ну и эпизод с эсминцами купленными без торпед позабавил. Экономия такая экономия, греки уже не те:cap_haloween:.

Скрытый текст

 

Captain Greece: can I borrow some money?

 

Я мельком читал что какие-то южноамериканцы получили заказанный в Британии линкор без ГК, только с пмк - британцы реквизировали орудия для собственных кораблей в связи с войной.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
494
[WG-W] PabloEller
Лидер Форума, Коллекционер-испытатель
1 318 публикаций
5 281 бой
Сегодня в 17:40:04 пользователь Barkil сказал:

 

... будет - на ВоСпоте есть 2-ая часть ;).

 

Как обычно, очень интересно.

 

Забавно, там написано, что Аверофф не отделялся от эскадры, а в Википедии - наоборот.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
342
[-ODS-] KatranOdesskiy
584 публикации
12 577 боёв
Сегодня в 16:12:29 пользователь Lutgarnikov сказал:

Можно я тезис вброшу?

Первая мировая война началась потому что Италии захотелось колоний. Италия отжимает Ливию у Османов -> балканские страны видят что Османь слаба и воюют её -> Сербия приходит к успеху и начинает бурлить великодержавными идеями об изгнании всех оккупантов и создании объединенного государства южных славян -> Австро-Венгрии контролирующей Хорватию, Словению, Боснию, часть сербских земель + земли западных славян такой поворот крайне не нравится и она начинает искать повод выпилить Сербию с концами -> Сараево. Австро-Венгрия выдвигает Сербии невыполнимые требования чтобы наверняка развязать войну.

  Показать содержимое

По итогам Первой мировой Германия дико унижена -> реваншизм -> художник -> геноцид. В геноциде виновата Италия.

 

Глав.воен.атташе в Франции граф Игнатьев бает, шо всему виной реваншизьм Франции за (франко-прусскую) и неуёмный комплекс только что объединившейся немчуры о "лебенсрауме" и о "саморский кольониа". А там и все гниющие монархии скинулись дровишками....

Изменено пользователем KatranOdesskiy

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×