Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
tankowik

Лёгкие крейсера типа «Грауденц»

В этой теме 8 комментариев

Рекомендуемые комментарии

664 публикации
195 боёв

Приветствую, ув. форумчане!

Graudenz-Klasse Kleiner Kreuzer

Изображение

Лёгкие крейсера типа «Грауденц» — тип крейсеров германского императорского флота времён Первой мировой войны. Являлись модификацией лёгких крейсеров типа «Карлсруэ». Построено 2 единицы: «Грауденц» (SMS Graudenz) и «Регенсбург» (SMS Regensburg). Их дальнейшим развитием стали лёгкие крейсера типа «Висбаден».

 

История создания

 

В соответствии с программой военного строительства было решено построить два крейсера этого типа, которые получили бюджетные наименования «Ersatz Prinzess Wilhelm» и «Ersatz Irene» и после вступления в строй должны были заменить существующие крейсера ранних построек. По готовности корабли могли бы составить полное соединение с крейсерами предыдущей серии проекта 1910 года, которая также состояла из двух кораблей - «Kartsruhe» и «Rostock». Заказы на строительство были выданы правительственной верфи «Kaiserliche Werft» в Киле и частной верфи «A. G. Weser» в Бремене. Во время спуска на воду крейсера соответственно получили названия «Graudenz» и «Regensburg».

 

Крейсера типа «Graudenz» стали последними в немецком военно-морском флоте имеющие 105 мм калибр артиллерии. Еще до начала войны для немецких моряков становилось очевидным, что этот калибр слишком мал для нормального боя с новыми британскими крейсерами и эсминцами. Опыт первых боевых действий доказал эти предположения со всей полнотой. Поэтому крейсер «Graudenz», как и многие другие корабли подобного класса, прошел перевооружение в 1915 году на той же самой верфи, где был построен.

Технические хар-ки

 

Стальной корпус крейсеров собирался по продольной системе набора с усиленными продольными связями. Внутренне пространство делилось на 17 водонепроницаемых отсеков. На продолжении 47 процентов корпуса было устроено двойное дно.

Корпус крейсеров имел легкое бронирование, которое не отличалось от кораблей базового проекта «Magdeburg». На протяжении отсеков силовой установки корпус прикрывался вертикальной бортовой броней толщиной 60 мм. В носовой части борт прикрывался более тонкими 18 мм стальными броневыми листами. Бронированная палуба имела толщину от 40 до 60 мм. В носовой части находилась специальная поперечная переборка, усиленная 40 мм листами из броневой стали. Предназначалась она для предотвращения распространения воды из носовой части в случае ее повреждения от мин или при столкновении. Соответственно она носила название «kollisionschott». Помимо корпусной брони борта и палубы боевые погреба прикрывались специальными защитными экранами толщиной 20 мм. Броней также прикрывалась боевая рубка и орудийные щиты. Во время войны легкое бронирование 30 мм получили также артиллерийские дальномерные посты.

Энергетическая установка крейсеров состояла из двух турбинных агрегатов типа «Marine», немецкой разработки, вращение от которых передавалось на два трилопастных гребных винта диаметром 3,5 м. Турбины получали пар от десяти двухтопочных угольных и двух двойных нефтяных котлов «Marine». Рабочее давление пара составляло 16 атмосфер. Турбины размещались в двух отсеках, разделенных продольной переборкой по диагонали. Котлы размещались в четырех отеках, причем дымоходы двух первых были объединены в одну трубу, а два других - выходили в отдельные трубы.

По проекту, расчетная мощность силовой установки составляла 26000 л. с. однако фактическая - несомненно, оказалось выше. Примерно тоже можно сказать и о скорости хода крейсеров, которая по проекту равнялась 27,5 узла, но реально оказалась более 28 узлов. Управлялся крейсер одним полубалансирным рулем обычного крейсерского типа.

 

Изображение

 

Технические характеристики крейсера «Graudenz»:

Длина - 142,7 м;

Ширина - 13,7 м;

Осадка - 6,0 м;

Водоизмещение - 6382 тонн;

Силовая установка - две паровые турбины мощностью 26000 л. с.;

Скорость хода - 27 узлов;

Дальность плавания - 5500 миль;

Экипаж - 385 человек;

Вооружение:

Орудия 105 мм - 12;

Зенитные орудия 88 мм - 2;

Торпедные аппараты 533 мм - 4

Spoiler

Изображение

Служба крейсеров

"Грауденц"

 

Построен на военно-морской верфи в Киле. Заложен в 1912 г., спущен 25.10.1913, вошел в состав флота 1.08.1914. После начала мировой войны находился на Северном море, но в боевых действиях не оставил заметного следа. В начале 1915 г. переброшен на Балтику. 23.03.1915 принимал участие в обстреле Паланги. В начале августа вошел в состав сил, выделенных для форсирования Ирбенского пролива. 8.8.1915 прикрывал первую разведывательную группу (линейные крейсера). 10.08.1915 вместе с другими кораблями обстреливал русскую ВМБ У те, но после обнаружения русской ПЛ "Дракон" немецкие корабли отошли. В середине августа участвовал в новой попытке прорыва через Ирбенский пролив. 10-20.08.1915 "Грауденц" действовал в Рижском заливе, участвовал в операции по заблокированию порта Парнавы. "Грауденц" вместе с эсминцами "V-28", "V-32", "V-108" и "V-133" и тремя брандерами подошел к входу в порт. Русских кораблей поблизости не было. Комендант города, решив, что готовится высадка десанта, приказал уничтожить все портовые склады. Немецкие корабли довольно вяло обстреляли порт и город, затопили брандеры и ушли. Информация о появлении немецких кораблей сыграла трагическую роль в судьбе русской канлодки "Кореец", которая по приказу своего командира была взорвана.

После сражения у Скагеррака активность немецкого флота несколько уменьшилась, но для крейсеров работы не убавилось. Корабли по-прежнему часто выходили в море, занимаясь по большей части обеспечением боевых операциях легких сил. В частности крейсер «Graudenz» с 1916 года стал флагманским кораблем легких сил германского флота.

После завершения войны 1.6.1920 в Шербуре крейсер был передан итальянцам и ровно через два месяца, 1 августа, был зачислен в состав итальянского Marina Regina в качестве корабля-разведчика под наименованием «Ancona». Еще через два месяца, 2 октября 1920 года, корабль покинул Шербур и 23 октября прибыл на правительственную верфь в Таранто для проведения модернизационных работ. На заводе крейсер находился довольно долго, так как объем работ оказался довольно велик.

Итальянцы считали крейсер еще достаточно боеспособным, но хотели подвести его под собственные стандарты, приемлемы для своего флота. Кроме того, корабль после проведения переделок прошел длительные испытания.

Основной объем переделок заключался в изменении паропроизводящей установки и замене вооружения.

 

Изображение

 

В 1926 году крейсер «Ancona» снова прибыл на завод для модернизации. На этот раз она была более разнообразна. С учетом опыта военных действий были определены перспективы развития различного рода вооружений, исходя из этого, и была создана программа переоборудования крейсера.

Самым значительным из новшеств на крейсере «Ancona» стало появление гидросамолета «Macchi» M-7, который разместили на свободном пространстве в кормовой части. Катапульта для самолета не предусматривалась, поэтому взлет гидроплана производился с поверхности воды для чего его предварительно опускали с помощью крана на воду. После посадки самолет поднимали и устанавливали на своем месте.

Несмотря на использование крейсера-разведчика в опытовых целях, корабль еще считался боевым кораблем. 19 июля 1929 года «Ancona» был переквалифицирован в легкий крейсер, но дальнейшая служба корабля оказалась короткой.

 

В начале 30-х годов итальянский флот, в составе которого оставалось немало бывших немецких кораблей, столкнулся с проблемой запасных частей и оборудования. Крейсер «Ancona», как наиболее изношенный из трофейных судов, в конце 1932 года был выведен в резерв, разукомплектован и стал источником запасных частей для других итальянских крейсеров, которые находились в лучшем состоянии и механизмы которых были схожи.

В 1938 г. разобран на металл.

"Регенсбург"

 

Построен на верфи "Везер" (Бремен). Заложен в 1912 г., спущен 25.4.1914, вошел в состав флота 3.1.1915. Уже через два месяца крейсер был переброшен на Балтику, где принял участие в обстреле Паланги. В августе 1915 г. участвовал в попытке форсирования Ирбенского пролива, выходил на обстрел ВМБ Уте, а затем принимал участие в удачном прорыве германских сил в Рижский залив.

В 1916 г. "Регенсбург" номинально числился во второй разведывательной группе, но выполнял функции флагмана всех эсминцев, приписанных к разведывательным силам флота. 31.5.1916 принял участие в Ютландском сражении. Во время первой фазы боя линейных крейсеров "Регенсбург" прикрывал атаку немецких эсминцев. Во время этих действий в 18.30 немцы потеряли эсминцы "V-27" и "V-29", а у англичан были повреждены эсминцы "Нестор" и "Номад", которые были добиты линейными крейсерами. Остальная часть боя прошла для "Регенсбурга" удачно — он не получил попаданий, хотя сам выпустил 372 снаряда. Ночью после боя "Регенсбург" сопровождал поврежденный ЭМ "G-40". Утром 1.06 "Регенсбург" был одним из немногих боеспособных крейсеров Флота Открытого моря. После Ют­ландского боя служба "Регенсбурга" протекала достаточно спокойно до самого конца войны.

 

Изображение

 

«Regensburg» прошел такое же артиллерийское перевооружение как и «Graudenz», но уже в 1917 году, то есть с учетом более обширного опыта войны. И при этом корабль получил не две, а четыре поворотных аппарат и возможность брать на борт 120 мин заграждения. При этом подводные аппараты были на крейсере удалены, а громадные торпедные помещения были разделены на несколько небольших, для снижения уровня опасности его затопления.

4.6.1920 крейсер в Шербуре был передан Франции, переименован в "Страссбург" и до 1936 г. находился в составе ее флота. В дальнейшем использовался в качестве блокшива в порту Лориент. Разобран в 1944 г.

Спасибо за внимание! Удачи!

 

 

 

 

Используемые источники: http://korabley.net/.../2010-06-04-580

http://www.wunderwaf...m_Cr_WWI/10.htm

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
686 публикаций
34 боя

спасибо. интересная статья. Только что такое блокшив?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17 387 публикаций
577 боёв

Просмотр сообщенияTomas_Plein (27 Янв 2013 - 12:36) писал:

спасибо. интересная статья. Только что такое блокшив?
М-дя...обленился народ.
Хотя наверно вечный бан в Гугле - это тяжело.  :Smile_trollface:
http://ru.wikipedia....rg/wiki/Блокшив

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
686 публикаций
34 боя

а что такое гугл   :Smile_trollface: ?

спасибо за ссылку. жаль плюсомёт на перезарядке .

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
298 публикаций
4 466 боёв

Ребята, помним, разработчики заявили, что ветка крейсеров будет начинаться с турбинных крейсеров.

На этих кораблях стояли паровые турбины, так что мы имеем повод ожидать их стоящими где-то в начале немецкой ветки.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
499 публикаций
35 боёв

Просмотр сообщенияUnCursed (27 Янв 2013 - 17:46) писал:

Ребята, помним, разработчики заявили, что ветка крейсеров будет начинаться с турбинных крейсеров.
На этих кораблях стояли паровые турбины, так что мы имеем повод ожидать их стоящими где-то в начале немецкой ветки.
Очень даже может быть. ТС держи +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 публикации

Просмотр сообщенияtankowik (27 Янв 2013 - 10:34) писал:

Торпедные аппараты 533 мм - 4
Поправочка - не 533 а 500 мм.
У немцев торпед калибра 533-мм в ПМВ вообще не было.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
664 публикации
195 боёв

Просмотр сообщенияGuntherPaschen (23 Фев 2013 - 00:11) писал:

Поправочка - не 533 а 500 мм.
У немцев торпед калибра 533-мм в ПМВ вообще не было.

Да, вы правы; не заметил опечатки. Спасибо за внимательность!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×