Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
IronHandOf

Британский броненосец «HMS WARRIOR» и закат деревянных линкоров

В этой теме 7 комментариев

Рекомендуемые комментарии

5 122
[VENOM]
Участник, Коллекционер, Лидер Форума
7 120 публикаций

         55011813.jpg                               18644933.jpg

 

«Уорриор» («Warrior») — один из самых выдающихся кораблей в мировой истории. Англичане называют его первым в мире броненосцем, открывшим новую эпоху в истории войны на море. Это не совсем так: первым броненосцем «Уорриор» не был, но именно этот корабль произвел настоящую революцию в кораблестроении и морской политике. Поэтому «владычица морей» не посчиталась с затратами на восстановление знаменитого корабля, корпус которого чудом сохранился до наших дней. Ныне «Уорриор» — одна из главных достопримечательностей комплекса исторических памятников Портсмута, где он поставлен на вечную стоянку. 

 

Скрытый текст

               Конец золотого века парусных линейных кораблей стал очевиден после изобретения французским генералом Пексаном так называемых бомбических орудий * и особенно после их практического применения эскадрой адмирала П. С. Нахимова в бою при Синопе. Беззащитность деревянных судов перед мощными разрывными снарядами пушек нового поколения уже не вызывала сомнений. Напрашивался логичный и фактически единственный выход — обшить деревянные борта боевых кораблей железной броней. Однако скептики выступали против гигантского дополнительного веса такой защиты, который крайне негативно мог отразиться на мореходных качествах судна, при этом уменьшалась допустимая нагрузка, отведенная на вооружение и запасы. Отчасти эти опасения подтвердились в ходе эксплуатации первых броненосных парусно-паровых батарей, построенных в Англии и Франции в годы Крымской войны (1853—1856 гг.). Обшитые броней деревянные суда не устраивали моряков ни по скорости хода, ни по мореходности, ни по дальности плавания и не могли заменить собой линейные силы флота. 

 

Но в 1858 г. во Франции началось строительство первого действительно мореходного броненосца «Ла Глуар» **. Этот корабль был спроектирован под руководством выдающегося кораблестроителя Дюпюи де Лома и по существу представлял собой типичный парусно-паровой линейный корабль того времени, но весь его надводный борт прикрывали 110-мм броневые плиты из кованого железа.

 

Весть о закладке «Ла Глуара» произвела сильное впечатление на Британское адмиралтейство, поскольку первенство Королевского флота, казавшееся вечным и незыблемым, отныне ставилось под сомнение. Ответ на вызов Франции последовал незамедлительно. «Уорриор» *** — корабль принципиально нового типа — должен был превзойти по боевым характеристикам любой существующий линейный корабль мира, как находящийся в строю, так и еще только планирующийся к постройке.


Разработку проекта вели главный строитель флота Болдвин Уокер, его помощник Джозеф Лардж и будущий преемник Уокера — конструктор Айзек Уоттс. 
Проектирование «Уорриора» осуществлялась «с чистого листа бумаги». Использование железа (так в те годы называли малоуглеродистую сталь) в качестве основного конструкционного материала давало два главных преимущества. Во-первых, уменьшало общую массу корпуса (деревянный корпус за счет солидной толщины всех его элементов был заметно тяжелее); во-вторых, позволяло изготовить корпус с большим удлинением без снижения его продольной прочности. В результате отношение длины к ширине на «Уорри-оре» достигло невиданной для тех  лет величины 6,5 : 1 (на «Ла Глуаре», для сравнения, — 4,7 : 1). Корпус набирался по поперечной схеме, ставшей классической на последующие десятилетия. На каждую сторону от вертикального бруса, заменявшего киль, шло по шесть стрингеров. Шпангоуты Т-образного сечения были разрезными, но их угольники — непрерывными, проходящими через стрингеры через специально проделанные отверстия. На протяжении 57 шпангоутов в средней части корпуса имелось двойное дно. На металлические бимсы настилались три непрерывные палубы. Толщина наружной обшивки была солидной — 22 мм, а в районе днища — 28,5 мм. В конструкции «Уорриора» имелись многочисленные водонепроницаемые переборки, делившие корпус на 14 больших отсеков. Всего внутри корпуса водонепроницаемых помещений насчитывалось 92, из которых 57 находилось в двойном дне. Впервые в истории кораблестроения все жизненно важные элементы (машины, котлы, погреба боезапаса, а также угольные бункеры, кладовые и т. п.) были в изолированных помещениях, что на порядок повышало живучесть судна по сравнению со всеми его предшественниками. Также впервые корпус корабля оснастили скуловыми килями, что благоприятно повлияло на уменьшение бортовой качки длинного и узкого корпуса. 

 

В отличие от «Ла Глуара», на котором надводный борт был обшит броней от штевня до штевня, на «Уорриоре» применили другую, цитадельную схему защиты. Батарея из 26 орудий главного калибра (по 13 на борт) представляла собой бронированный «ящик», защищенный 114-мм коваными железными плитами на 460-мм деревянной подкладке и поперечными траверзами (также 114-мм толщины). По высоте броня простиралась до верхней палубы (4,9 м над ватерлинией) и уходила под воду на 1,8 м. Длина цитадели составляла 65 м — чуть более половины длины корпуса. Оконечности корабля остались незащищенными. Это была вынужденная мера: для обеспечения высокой скорости обводы в носовой и кормовой оконечностях пришлось сделать сильно зауженными. Попытка установить на них броню неизбежно привела бы к нарушению баланса весовой нагрузки, резкому снижению продольной прочности. Железное судостроение в то время делало свои первые шаги, и корпус «Уорриора» оказался чрезмерно тяжелым: без брони он весил 4970 т. Английский историк Оскар Паркс справедливо отмечал, что технология судостроения развивалась очень быстро, и уже через несколько лет масса аналогичного корпуса не превышала бы 3300 т. Собственно вес брони на «Уоррио-ре» составлял 950 т плюс еще 355 т на деревянную подкладку.

 

Главная энергетическая установка «Уорриора» — традиционно одновальная. Двухцилиндровая паровая машина (горизонтальная, тронковая, простого расширения) была изготовлена шотландской фирмой «Джон Пенн». На испытаниях она развила мощность 5270 индикаторных л. с. и вместе с машиной второго однотипного с «Уорриором» фрегата «Блэк Принс» в течение долгого времени оставалась самой мощной в мире. Диаметр цилиндра составлял 2845 мм, ход поршня — 1320 мм. Пар вырабатывали 10 коробчатых котлов в двух котельных отделениях (4 в носовом и 6 в кормовом). Рабочее давление пара составляло всего 1,4 кгс/см2. Запас угля — около 850 т. Двухлопастный гребной винт Гриффита был подъемным ****, но из-за огромного веса (вместе с подъемной рамой 24 т) для его подъема из шахты на палубу требовались усилия примерно 600 чел. (почти всего экипажа корабля, исключая офицеров). Весьма характерно, что на «Уорриоре» по традиции парусного флота все операции по выборке якоря, швартовке, перекладке руля, работе с рангоутом, подъему винта и шлюпок выполнялись вручную — на корабле не было никаких вспомогательных механизмов, кроме единственной помпы с паровым приводом. Паровой шпиль на корабле появился только после 12 лет его службы.

 

Несмотря на сверхмощные для своего времени механизмы и оптимизированную под паровую силовую установку форму корпуса, создатели «Уорриора» не смогли отказаться от парусной оснастки — такой шаг для конца 50-х годов был бы слишком революционным и вряд ли получил бы одобрение от воспитанных на парусных традициях адмиралов. В то же время уже было ясно, что парусное вооружение для кораблей нового типа уже является вспомогательным. В итоге был найден компромисс: «Уорриор» (по размерам крупнее самого большого корабля 120-пушечного ранга) получил парусную оснастку лишь стандартного 80-пушечного корабля, относившегося по регламенту лишь к III рангу. На борту корабля были телескопические дымовые трубы, которые могли складываться при использовании парусов. Тем не менее, благодаря плавным обводам, жесткости и прочности металлического рангоута, «Уорриор» оказался хорошим ходоком, обгоняя под парусами своих деревянных собратьев с большей площадью парусов. 


По первоначальному проекту «Уорриор» должен был нести 68-фунтовые гладкоствольные бомбические пушки, но в процессе его постройки появилась более совершенная артиллерия — 110-фунтовые казнозарядные орудия Армстронга. Поэтому корабль вступил в строй со смешанным вооружением: на нем было установлено двадцать шесть 68- фунтовых и восемь 110-фунтовых пушек, из которых восемь 68-фунтовок стояли на батарейной палубе за пределами броневой цитадели. В бортовом залпе, разумеется, участвовала половина этой артиллерии. 


25 мая 1859 года заложен на лондонской верфи. Из-за морозов в конце декабря 1860 года оказался затруднительным спуск судна на воду — "Уорриор" примёрз к слипам стапелей на верфи. Тем не менее 29 декабря спуск судна произвели. К 24 октября 1861 года броненосец был полностью готов. Общая стоимость корабля составила 357 291 фунт стерлингов (эквивалентно 23 млн фунтов в настоящем исчислении).

 

"Уорриор" никогда не участвовал в сражениях, хотя на момент постройки, броненосец был самым большим и самым мощным военным кораблём в мире. В 1869 году "Уорриор" участвовал в буксировке корабельного сухого дока от Мадейры к Бермудским островам. Плавание длилось 39 дней.

 

Быстрое развитие кораблестроения во второй половине XIX века привело к тому, что в течение 10 лет "Уорриор" технически устарел. 1 апреля 1875 года он был переведён в резервный флот, 31 мая 1883 года броненосец прекратил свою службу как боевой корабль, с него было снято артиллерийское вооружение и мачты, а трюмы стали использоваться под склады. В 1902—1904 гг. он был приписан к одной из крейсерских флотилий как депо для хранения боеприпасов и топлива, а в 1904 году был передан на военно-морскую базу в Портсмут для торпедной школы Vernon и переименован в Vernon III.

 

В это время как судно он не использовался, лишь его паровая машина была в эксплуатации для выработки электроэнергии и пара. В 1925 году корабль планировалось продать на металлолом, но снижение спроса и соответственно цены на лом спасло бывший броненосец от уничтожения. В 1929 году он был передан на одну из верфей в Уэльсе, ещё раз переименован в Oil Fuel Hulk C77 и в течение последующих 50-ти лет использовался как плавающий заправщик.

 

Реставрация корабля началась 3 сентября 1979 года, планировавшиеся работы оценивались в 8 млн фунтов. Реставрация началась с очистки судна от мусора и грязи, которых было вывезено около 80 тонн. Полностью был восстановлен внешний и внутренний вид, изготовлены новые мачты и такелаж. Работы были завершены в 1984 году. Броненосец получил своё первое название и с 16 июня 1987 года в качестве корабля-музея  ***** находится на постоянной стоянке в Портсмуте.

 

 


Оригинальные фотографии броненосца «HMS Warrior»:

Скрытый текст

04217796.jpg

 

 

49542102.jpg

 

48798229.jpg


 

Скрытый текст

 

1. бомбических орудий * - Бомбическая пушка (бомбическое орудие, пушка Пексана) — гладкоствольная пушка большого калибра, стрелявшая артиллерийскими бомбами по настильной траектории.

Скрытый текст

255px-PaixhansCanonImage.jpg    Бомбическая пушка Пексана                     192px-Old-granate.jpg   Артиллерийская бомба

 

 

2. мореходного броненосца «Ла Глуар» ** - «Глуар» (фр. La Gloire) — первая в мире серия французских батарейных броненосцев. Построены в 1858-1861 году.                                                                                                      Состояла из трех броненосцев: La GloireInvincible и Normandie.

 

Скрытый текст
Броненосцы типа «Глуар»
Classe Gloire (cuirassé)
 
La Gloire.jpg
La Gloire
Проект
Страна
Операторы
Годы постройки La Gloire — 1858
Основные характеристики
Водоизмещение 5630 т.
Длина по ватерлинии 80,4 м.
Ширина по мидельшпангоуту 17,8 м.
Осадка 8,5 м.
Двигатели горизонтальная паровая машина возвратного действия 2540 л.с.
Скорость хода 12,5 узлов
Вооружение
Общее число орудий 36 × 164-мм нарезных орудий (34 орудия на батарейной палубе и 2 — на верхней)

 

 

3. «Уорриор» *** :

Скрытый текст

warrior-small.GIF (46520 bytes)

 

Батарейный броненосец “Уорриор”, Англия, 1861 г.

Заложен в 1859 г., спущен на воду в 1860 г. 
Водоизмещение 9140 т, длина наибольшая 128 м, ширина 17,8 м, углубление 7,9 м. Мощность машины 5300 л. с., скорость хода 13,5 уз. 
Бронирование (кованое железо): пояс по ВЛ — 114 мм, траверзы 114 мм. 
Вооружение (на 1867 г.): четыре 203-мм и двадцать восемь 179-мм нарезных дульнозарядных орудий, четыре 20-фунтовых казнозарядных орудия. 
Построено 2 единицы: “Уорриор” и “Блэк Принс” (1862).

 

 

 

84272160.jpg  ÐÑоненоÑÐµÑ Ð£Ð¾ÑÑиоÑ

 

 

 

4. Двухлопастный гребной винт Гриффита был подъемным **** :

Скрытый текст

08747840.jpg

 

Подъемное устройство гребного винта на броненосце

 

 

5. в качестве корабля-музея  *****

 

Скрытый текст

40291092.jpg      92236687.jpg

 

 

35837156.jpg    23137297.jpg

 

 

 

 

 

 

 

:Smile_honoring:

Изменено пользователем IronHandOf
  • Плюс 15
  • Круто 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник, Коллекционер, Лидер Форума
8 718 публикаций

Каквсигда плюсик:cap_like:.

Интересно, в каком состоянии его обшивка? По идее низколегированная кованая сталь ржавеет дай дорогу. Боюсь подумать, что там за 150 с лишним лет от корпуса осталось:Smile_ohmy:. Или как на Авроре - всё новодел?

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
5 122
[VENOM]
Участник, Коллекционер, Лидер Форума
7 120 публикаций
Сегодня в 14:00:43 пользователь Ssupersvintuss сказал:

Каквсигда плюсик:cap_like:.

Интересно, в каком состоянии его обшивка? По идее низколегированная кованая сталь ржавеет дай дорогу. Боюсь подумать, что там за 150 с лишним лет от корпуса осталось:Smile_ohmy:. Или как на Авроре - всё новодел?

 

Скрытый текст

Реставрация корабля началась 3 сентября 1979 года, планировавшиеся работы оценивались в 8 млн фунтов. Реставрация началась с очистки корабля от мусора и грязи, которых было вывезено около 80 тонн. Полностью был восстановлен внешний и внутренний вид, изготовлены новые мачты и такелаж.

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/HMS_Warrior_(1860)

....конкретных подробностей о реставрации, практически нет....:Smile_sad:

 

Вот ещё один фотообзор , вернее ссылка на скачивание :  http://allday1.com/index.php?newsid=349140

 

  • Минус 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
301
[_BT_]
Участник, Коллекционер
2 390 публикаций
13 225 боёв

Спасибо:Smile_honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Глобальный модератор
17 758 публикаций
577 боёв
В 21.07.2018 в 15:02:43 пользователь IronHandOf сказал:

....конкретных подробностей о реставрации, практически нет....:Smile_sad:

Печально когда и автор исходника поленился, и топикстартеру лениво поработать... :Smile_facepalm:

Краткая информация даже в Википедии есть.

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 611
[WG-W]
[WG-W]
Вики-гвардеец, Коллекционер, Старший бета-тестер, Заслуженный автор Wiki
2 955 публикаций
8 981 бой
В 21.07.2018 в 14:00:43 пользователь Ssupersvintuss сказал:

 

Интересно, в каком состоянии его обшивка? По идее низколегированная кованая сталь ржавеет дай дорогу. Боюсь подумать, что там за 150 с лишним лет от корпуса осталось:Smile_ohmy:. Или как на Авроре - всё новодел?

 

... сайт корабля пишет, что даже в 20-м веке было неплохое.

Цитата

Some 5,000 ships refuelled alongside Warrior and her armoured hull showed little sign of deterioration.

 

В 21.07.2018 в 15:02:43 пользователь IronHandOf сказал:

....конкретных подробностей о реставрации, практически нет....:Smile_sad:

Да ладно!

1) носовую фигуру восстановили - она была уничтожена в 60-ых годах 20-го века

2) нижние части мачт были сделаны из стали, не из дерева

3) оборудование ЭУ - копия, сделанная с использованием современных материалов

4) пушки - из стеклопластика

 

 

... хотя  ТС умолчал, о том, что из-за нехватки денег на корабле свадьбы и пр праздники проходят - и сразу как-то вспоминается сразу песня одна...

Скрытый текст

 

ЗЫ Спорим, ТС мне не ответит ;)?

Изменено пользователем Barkil
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Глобальный модератор
17 758 публикаций
577 боёв

 

Сегодня в 18:46:13 пользователь Barkil сказал:

ЗЫ Спорим, ТС мне не ответит ;)?

Минус в "репу" - очень ёмкий и содержательный ответ.

ТС, так держать!!!

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×