Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
solvisk

Фрегат "Орел" первый русский корабль

В этой теме 23 комментария

Рекомендуемые комментарии

Бета-тестер
29 публикаций
6 боёв

Фрегат "Орел" и основание первой государственной верфи

0ade8e8315f8e7f8d74810503d841fa8.jpg

14 ноября 1667 года - закладка первого фрегата и основание первой государственной верфи в Дединово. Честь и заслуга создания Военно-Морского флота России, бесспорно, принадлежит Петру I. Однако нельзя забывать, что при этом имеется в виду создание регулярного и государственного флота. Делалось это Петром I вовсе не на пустом месте и не с нуля. Попытки создать флот для решения больших общегосударственных задач предпринимались и ранее. Также как и при Петре I, делалось это на основе использования опыта ведущих морских держав запада.

 

86c620a14bc6e9de48e53f78a6e68a2e.jpg

 

В конце 17 века стало быстро расширяться судоходство по Оке - главной водной артерии, по которой в Москву доставляли с юга и востока множество товаров. Обслуживание грузопотоков привело к расцвету речного судостроения в приокских селах, особенно в Дединово. Дединовские плотники были универсалами. Они строили тяжелые плоскодонные грузовые струги длиной 25-30 метров грузоподъемностью до 30 тонн. А для разъездов делали легкие, маневренные и устойчивые челны. Именно отсюда в 1640-1670-е годы регулярно отправляли опытных "постройщиков" на Дон, Западную Двину и Десну обучать кораблестроению местных мастеровых.

 

56245791ac7374c89571eb42270abb35.jpg

 

Гораздо больше судов стало строить и государство. В 1666 году возник вопрос о перевозках в европейские страны через Россию персидского шелка и других дорогих товаров. Было подписано специальное соглашение с Персией, по которому Россия обязалась обеспечить безопасность перевозок этих товаров по Каспийскому морю. В связи с этим царь Алексей Михайлович 19 июня 1667 года приказал "для посылок из Астрахани на Хвалынское (Каспийское) море делать корабли в селе Дединове". Общее руководство строительством было поручено боярину Афанасию Лаврентьевичу Ордин-Нащокину. Он был инициатором создания государственной верфи по образцу западных и приглашения иностранных мастеров для налаживания ее работы. Почти через месяц 15 июля 1667 года последовал царский указ о подыскании лесов, пригодных для "судового дела". Искали сосны, растущие в окружении елей. Зажатые мелкими деревьями, они тянулись вверх, и получался прямой ровный ствол с сучками только у самой вершины. Такие стволы были особенно прочными.

 

d018b43a850c7908bdd8d26c42dfed89.jpg

 

Требовались деревья, высота которых от комля до первых живых сучьев была бы не менее 10 метров, а диаметр ствола на пятиметровой высоте достигал полуметра. После подыскания строительного материала 9 сентября 1667 года последовали царские указы, определившие основных участников работ и их функции. По рекомендации А. Л. Ордин-Нащекина начальником строительства был назначен дворянин Яков Леонтьевич Плуехтов - человек огромной работоспособности и редкой честности. Однако нрав он имел тяжелый и вспыльчивый, чем сумел нажить немало врагов. Но даже они ни разу не обвинили его в самом распространенном на Руси грехе - попытке присвоения государственных денег. К строительству было привлечено 12 голландских специалистов во главе с полковником Корнилиусом фан Буковеном.

 

f0619e820e823323b60fd02a855b9efe.jpg

 

Выбор Дединова в качестве места основания первой государственной верфи объясняется его ролью крупнейшего судостроительного центра средней России, который мог обеспечить верфь квалифицированными мастерами. Ни Астрахань, ни Нижний Новгород не представлялись подходящими местами, поскольку на нижней Волге уже разворачивалось казацкое движение во главе со Степаном Разиным.

 

Деньги на строительство шли от Приказа Большого прихода. Это флотское учреждение, постепенно сложившееся на протяжении 17 века - предшественник петровского Адмиралтейства - полностью обеспечивало не только финансирование, но и набор квалифицированных рабочих, снабжение верфи материалами, инструментами и оборудованием. Это свидетельствовало о государственном характере постройки судов. За границей для верфи были закуплены 4 молота, 2 железных домкрата, различные пилы и другие инструменты, что позволило впервые ввести хоть какую-то механизацию работ.

 

4052ce24f989e8f9c46640c71e1590a7.jpg

 

В отличие от производства стругов, на верфи сразу сложилось четкое разделение труда, характерное для крупного европейского производства. Только по дереву здесь работали мастера четырех специальностей: плотники, пильщики, токари и резчики. Каждый мастер привлекался на время выполнения своей работы и имел индивидуальную, как правило, не очень высокую, плату. Для выполнения сложных работ на верфь присылались мастера из различных районов страны: якорные мастера из Казани, кузнецы из Переяславля-Рязанского, токари из Москвы.

 

2bb64e71d17ee21e430ff76f660cca60.jpg

 

Постепенно верфь приобретала все характерные черты мануфактурного производства, хотя первоначально там явно преобладали кустарные традиции: отсутствие постоянного контингента рабочих, сезонность работ, преобладание ручного труда. Собственно говоря, в накоплении опыта, апробировании различных вариантов организации работ и было главное значение Дединовской верфи. На набор рабочих, поставку кованых изделий и строевого леса требовалось время, поэтому закладка первого военного морского корабля, с чего и началось настоящее функционирование верфи, произошла только 14 ноября 1667 года. Заложили двухпалубный, трехмачтовый фрегат длиной 24,5, шириной 6,4 и с осадкой 1,5 метра. Впервые в истории российского судостроения его строили в соответствии со всеми достижениями мировой практики, и по конструкции он не отличался от европейских морских судов того времени. В январе 1668 года на верфи заложили яхту длиной около 18 метров, а затем еще несколько более мелких судов.

 

3c536d2b19484539f87338e17f7ce325.jpg

 

Торжественный спуск на воду первенца состоялся 19 мая 1668 года. Оставалось еще установить мачты, настелить палубы, сделать надстройки и поставить такелаж. На выполнение этих работ ушло почти все лето. Все построенные суда были готовы к отправке сначала в Нижний Новгород, а затем в Астрахань 16 сентября 1668 года. Однако отправить их не удалось и кораблям пришлось зимовать в Дединово. Зимой 1668-1669 года на верфи царила полная тишина. Строительство кораблей полностью прекратилось. Зато в Москве события развивались очень бурно. Еще 20 ноября 1668 года в Посольский приказ прибыл голландец Давыд Бутлер, который год назад был нанят на русскую службу в качестве кормщика и капитана, но оставлен в Голландии для набора мастеров. Он сразу представил схематическую карту Каспийского моря, документы с расписанием обязанностей различных корабельных чинов и чертежи уже построенного фрегата.

 

01f0b4247085bbf25ebb3fed1d9b7a82.jpg

 

Предположительно он был автором проекта корабля. Затем Бутлер представил еще проект постройки 36-весельной галеры. Он чувствовал себя очень уверенно, готовясь лично возглавить работу по осуществлению предложенных им проектов. Но в Дединове уже работали Буковен и нанятые им голландские мастера. Между ними начала развиваться интрига, в результате которой выяснилось, что Бутлер присвоил некоторую сумму казенных денег и не имеет капитанского патента. Признав это, Бутлер заявил, что зато он имеет большой опыт дальних плаваний в Восточную Индию, Испанию и Францию. Дело закончилось тем, что полковник Буковен был отстранен от управления верфью, а на его место был назначен Бутлер.

 

87b9873e01aab3441b6732a6e1cc55f9.jpg

 

К весне 1669 года верфь стала крупным предприятием со своими стапелями, кузницами, амбарами (складами), лесопильными приспособлениями и большими котлами для варки смолы. Да и работа на этот раз началась гораздо более организованно. Наиболее важные решения принимались уже русскими, прежде всего Полуехтовым. Полковник Буковен был уволен, а Бутлер вскоре был назначен командиром построенной флотилии. 24 апреля последовал царский указ о присвоении фрегату названия "Орел" в честь русского государственного герба. Это высокое имя олицетворяло Россию как государство. Впервые русское судно получило персональное имя.

 

8aa5eec4b465ed66675043572880643b.jpg

 

Пышное убранство "Орла", многочисленная позолота резко выделяли его среди других судов. На корме судна был изображен государственный герб России. На мачте развевался первый российский морской флаг, составленный из полос белого, синего и красного цвета. Первым командиром "Орла" стал Д. Бутлер. "Орел", яхта и другие суда флотилии покинули Дединово 7 мая 1669 года и в августе прибыли в Астрахань. Восстание Степана Разина сорвало планы развития торговли с Персией. "Орлу" так и не удалось выйти в море. Вскоре прекратила свое существование и верфь в Дединово, поскольку строительство морских судов было перенесено в Казань. Однако опыт строительства судов на первой государственной верфи в Дединово будет высоко оценен и использован Петром 1 при создании российского флота.

 

текст взят: пруф

Картинки собраны и пережаты с гугл кртинки

Изменено пользователем solvisk
  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Видеоблогер
1 099 публикаций
3 478 боёв

Все хорошо, только картинки под спойлер вставьте и укажите источники.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
29 публикаций
6 боёв

Все хорошо, только картинки под спойлер вставьте и укажите источники.

 

Сделано, на будущее учту :honoring:

пролетел мимо 15го поста)))) интересно, чем займусь?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер, Коллекционер, Бета-тестер кланов
629 публикаций
8 948 боёв

4052ce24f989e8f9c46640c71e1590a7.jpg

 

Это не "Орёл".

И подобная тема уже была.

Update: Prooflink

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
29 публикаций
6 боёв

 

Это не "Орёл".

И подобная тема уже была.

 

Больше всего времени убил на эту картинку :teethhappy: Сорри не доглядел

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший бета-тестер
585 публикаций

 Фрегат "Орел" первый русский корабль.

 Гкхм... А русские князья грабить Византию на велосипедах ходили?:teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
10 публикаций

Лет в 5 я с отцом смоделировал данный кораблик, канаты были нитками и бечевками, когда модель была завершена со всеми пушечками маленькими и т.д., она была поставлена на шкаф, чтобы бабушка не достала. И зимой на шкаф был отправлен цветок, дабы не замерз. И в мое отсутствие бабушке конечно приспичило полить данное растение. И мой ОРЁЛ "полетел" со шкафа ... 5 лет, любимая модель, сделанная таким трудом, я ненавидел бабушку...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Коллекционер, Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер, Старший бета-тестер
6 997 публикаций
3 850 боёв

Классная статья, узнал много интересного, особенно что в последствии суда строили в моей родной Казани. И вновь наш древний город подтверждает свой статус надежного промышленного тыла государства) :great:

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
5 597 публикаций
7 975 боёв

Не плохая историческая справка. Может быть хотя бы небольшое описание ТТХ корабля смогло бы более полно представить данный корабль: водоизмещение, ДхШхО, вооружение, наконец. А то как то много слов, но ничего конкретного нет. И как вы думаете на момент постройки данного корабля как он был в сравнении с иностранными боевыми кораблями- лучше, хуже? Было бы интересно узнать ваше мнение.

А так наверное соглашусь с товарищами - повтор в основном.

Изменено пользователем S_Alex_D

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
234 публикации
46 боёв

Вы пишите что этот корабль считали фрегатом, но по каким признакам был определен его класс? Тем более в российском флоте того времени не было четкой классификации кораблей, а в зарубежном - все было не настолько и определенно. Да и по количеству пушек он как то не дотягивает до фрегата. Кстати, у него была закрытая батарея?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
72 публикации
2 419 боёв

"Орел" -разновидность голландского пинаса (небольшой трехмачтовый корабль, использовался ,в основном, для посыльной службы). Вооружение: 22 пищали 6-фн калибра, а также мушкеты и пистолеты для команды. 

 Классический фрегат появился примерно на 100 лет позже, в середине 18 века. Так что строго говоря "Орел" не фрегат.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
272 публикации
1 139 боёв

Ничего не могу сказать , не в курсе . а так  понравилось:)

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
61 публикация
206 боёв

"Орел" -разновидность голландского пинаса (небольшой трехмачтовый корабль, использовался ,в основном, для посыльной службы). Вооружение: 22 пищали 6-фн калибра, а также мушкеты и пистолеты для команды. 

 Классический фрегат появился примерно на 100 лет позже, в середине 18 века. Так что строго говоря "Орел" не фрегат.

 

Строго говоря, по современной классификации парусных судов и кораблей "Орёл" самый настоящий фрегат. "Фрегат" в смысле парусного вооружения. Три мачты на всех есть прямые паруса.

Просто у термина "фрегат" есть два значения (впрочем, как и у термина "шлюп") - в смысле парусного вооружения (тут слово "фрегат" синоним слову "корабль") и в смысле назначения, как военного корабля.

Кстати, если фрегат по назначению - это и фрегат в смысле парусного вооружения, но не наоборот - линейный корабль по назначению тоже фрегат в смысле парусного вооружения, корвет и шлюп по назначению в большинстве своём фрегаты в смысле парусного вооружения (сильно реже барки, а то и бриги). То шлюп по назначению никогда не может быть шлюпом в смысле парусного вооружения. )

 

Речь, естественно идёт о парусных линкорах, корветах и фрегатах....

А! У фрегата есть ещё одно значение - птица такая морская... )

Изменено пользователем elviajero

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
11 публикаций
1 330 боёв

Всем привет. "Орел" это разновидность пинаса. Построен по указу Алексей Михайловича в селе Дединово. Его принято считать первым российским кораблем западноевропейского типа,хотя в 1636 году был построен корабль "Фредерик".Но он ходил не под российским флагом,поэтому "Орел" считается первым.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
72 публикации
2 419 боёв

 

Строго говоря, по современной классификации парусных судов и кораблей "Орёл" самый настоящий фрегат. "Фрегат" в смысле парусного вооружения. Три мачты на всех есть прямые паруса.

 

 

Фрегат (корабль) — судно, имеющее не менее трёх мачт с прямыми парусами на всех мачтах. У "Орла" на бизань-мачте кроме прямого есть косой парус. Да к тому же ещё и латинский (в виде треугольника). Такого парусного вооружения у фрегата (классического, т.е. произошедшего от линейного корабля) не было.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
61 публикация
206 боёв

Фрегат (корабль) — судно, имеющее не менее трёх мачт с прямыми парусами на всех мачтах. У "Орла" на бизань-мачте кроме прямого есть косой парус. Да к тому же ещё и латинский (в виде треугольника). Такого парусного вооружения у фрегата (классического, т.е. произошедшего от линейного корабля) не было.

Блин... На бизань мачте у всех (ВСЕХ!!!) кораблей (фрегатов) есть косой парус. Иначе маневрировать практически не получится! Фрегат не происходил от линейного корабля - это линкор произошёл от фрегата! ))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

На бизань мачте фрегата (корабля) кроме косой бизани есть и прямые паруса - марсель, брамсель... иногда в дополнении к косой бизани (тогда это уже контр-бизань) есть и прямая бизань, но её может и не быть. А вот если нет прямых марселей и брамселей, а бизань-мачта несёт только косые паруса, то это уже не фрегат, а "барк".

У "Орла" на бизань-мачте был прямой марсель - значит "фрегат". Латинский, гафельный или бермудский косой парус на бизаньмачте у корабля - не важно - правилами не регламентируется. ))))))))))

 

ЗЫ: Применительно к парусникам "корабль" и "судно" вещи совершенно разные. ))))) Посему "Фрегат" (корабль) никак не судно.

 

Изменено пользователем elviajero

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
72 публикации
2 419 боёв

Блин... На бизань мачте у всех (ВСЕХ!!!) кораблей (фрегатов) есть косой парус. 

 

Да, здесь я дал маху. Косой парус действительно есть. Но на всех изображениях известных фрегатов изображен гафельный парус. Ну хорошо, возможно встречается латинский (хотя я не видел).

. Иначе маневрировать практически не получится! 

Но вот как косой парус используется для увеличения маневренности опишите пожалуйста. Возможность идти круче к ветру возрастает, не спорю, а маневренность от наличия-отсутствия косого паруса не меняется.

 Фрегат не происходил от линейного корабля - это линкор произошёл от фрегата! ))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

 

Да неужели?!! Тогда вы сделали великое открытие! Потому что во всех остальных источниках говорится о том, что линейный корабль является дальнейшим развитием галеона. Но для выполнения второстепенных задач (не для боя в линии): дальней разведки, каперства, защиты своих коммуникаций не нужен такой большой и дорогостоящий корабль. В результате уменьшения размеров линейных кораблей и сокращения числа орудийных палуб появился фрегат. Ну и все-таки, посмотрите на дату строительства Орла и сравните с временем появления фрегатов.

 

У "Орла" на бизань-мачте был прямой марсель - значит "фрегат". Латинский, гафельный или бермудский косой парус на бизаньмачте у корабля - не важно - правилами не регламентируется. ))))))))))

 

Интересная логика. Во-первых - на бизань-мачте марселей не бывает, парус, который вы имеете ввиду, называется крюйсель. А во-вторых, вот описание парусного вооружения пинаса: пинас имел три мачты и мощный бушприт; на грот- и фок-мачтах поднимали прямые паруса, на бизань-мачте — бизань и над нею крюйсель, а на бушприте — блинд и бом-блинд. По-моему больше соответствует тому, что мы видим на Орле. Да и форма корпуса Орла - с приподнятым ютом -  больше соответствует пинасу.

 

ЗЫ: Применительно к парусникам "корабль" и "судно" вещи совершенно разные. ))))) Посему "Фрегат" (корабль) никак не судно.

 

Ну, а здесь вы сами себя переумничали!

Давайте по-порядку.

Су́дно — плавучее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых, ВОЕННЫХ, научных, спортивных и других целей.

В  классификации парусных судов корабль — большое СУДНО с прямым парусным вооружением на всех мачтах (числом три и более).

То есть, под словом "судно" подразумевалось "плавучее сооружение", а под словом "корабль" - его парусное вооружение.

 

 А ещё:корабль — СУДНО, входящее в состав военно-морского флота вооружённых сил государства, боевая и организационная единица ВС государства способная решать определённые боевые или специальные задачи, в мирное и военное время;  в общем смысле — крупное морское СУДНО.

 

То есть: корабль - это всегда судно, а вот судно может и не быть кораблем.

 

 

  
Изменено пользователем Shad42

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
61 публикация
206 боёв

 

Да, здесь я дал маху. Косой парус действительно есть. Но на всех изображениях известных фрегатов изображен гафельный парус. Ну хорошо, возможно встречается латинский (хотя я не видел).

Но вот как косой парус используется для увеличения маневренности опишите пожалуйста. Возможность идти круче к ветру возрастает, не спорю, а маневренность от наличия-отсутствия косого паруса не меняется.

 

Да неужели?!! Тогда вы сделали великое открытие! Потому что во всех остальных источниках говорится о том, что линейный корабль является дальнейшим развитием галеона. Но для выполнения второстепенных задач (не для боя в линии): дальней разведки, каперства, защиты своих коммуникаций не нужен такой большой и дорогостоящий корабль. В результате уменьшения размеров линейных кораблей и сокращения числа орудийных палуб появился фрегат. Ну и все-таки, посмотрите на дату строительства Орла и сравните с временем появления фрегатов.

Интересная логика. Во-первых - на бизань-мачте марселей не бывает, парус, который вы имеете ввиду, называется крюйсель. А во-вторых, вот описание парусного вооружения пинаса: пинас имел три мачты и мощный бушприт; на грот- и фок-мачтах поднимали прямые паруса, на бизань-мачте — бизань и над нею крюйсель, а на бушприте — блинд и бом-блинд. По-моему больше соответствует тому, что мы видим на Орле. Да и форма корпуса Орла - с приподнятым ютом -  больше соответствует пинасу.

Ну, а здесь вы сами себя переумничали!

Давайте по-порядку.

Су́дно — плавучее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых, ВОЕННЫХ, научных, спортивных и других целей.

В  классификации парусных судов корабль — большое СУДНО с прямым парусным вооружением на всех мачтах (числом три и более).

То есть, под словом "судно" подразумевалось "плавучее сооружение", а под словом "корабль" - его парусное вооружение.

 

 А ещё:корабль — СУДНО, входящее в состав военно-морского флота вооружённых сил государства, боевая и организационная единица ВС государства способная решать определённые боевые или специальные задачи, в мирное и военное время;  в общем смысле — крупное морское СУДНО.

 

То есть: корабль - это всегда судно, а вот судно может и не быть кораблем.

 

 

  

 

По порядку...

1. Без косой бизани сделать поворот на корабле с полным парусным вооружением практически невозможно.... Примерно, как с поломанным рулём - остаётся возможность идти только по ветру... Ну может под небольшим углом.... Как вы повернёте корабль???!!!!!!! Какой парус создаст момент, приводящий к смене галса?!!!!! На парусниках со старым парусным вооружением была даже мачта, позади бизань-мачты - "буэновентура" для той же цели...

2. Вы черпаете свои знания из очень сомнительных источников. Линейные корабли - фрегаты в смысле парусного вооружения появились не в эпоху галеонов... С развитеем кораблестроения стало возможным оснащать фрегаты большим количеством пушек, и после того, как фрегаты стали нести большое количество пушек, ну... хотя бы 50..., хотя 50 пушек в 19 веке  - это даже не тяжёлый фрегат, появилась "линейная тактика"... ну почитайте про адмирала Нельсона... битва на Ниле... и т.д... вот тогда и появился термин "линейный корабль" - фрегат который специально построен для использования в линейной тактике боя. Изначально для этой тактики использовались именно фрегаты, но самые мощные...

3. Блин... В огороде бузина в Киеве - дядька... Пинас ... нет такого типа судов или кораблей в современном парусном вооружении... Это отголоски старой эпохи... Или вообще местечковой... Если смотреть с точки зрения современного парусного вооружения, то Орёл  - парусник несущий полное парусное вооружение, по русски "корабль" или "фрегат", по немецки "фольшиф" - полный корабль.... Три мачты, на всех мачтах прямые паруса....

4. Про "корабль" и "судно"... Посмешили... Бросьте читать всякую фигню... А то и про трёхмачтовые бриги прочитаете....   Сейчас (а термины со временем меняют значения) правильно говорить "военный корабль" и "гражданское (торговое судно)", так же, как правильно говорить "командир корабля", но "капитан судна". В эпоху, когда парусный флот был военным и доминирующим, значения данных терминов были другими. "Корабль" ("Фрегат") - это парусник несущий полное парусное вооружение (бушприт, три ли более мачты на всех мачтах есть прямые паруса, но могут быть и косые в дополнение к прямым), а "судно" - это парусник, который несёт не полное парусное вооружение, например барк или шхуна (т.е. не на всех мачтах прямые паруса или мачт менее трех).... И это были разные понятия... "Корабль" не мог быть "судном" и наоборот...

Помните, как в "Миссии на Маврикий" капитан Джек Обри поправляет не сильно знающего морскую терминологию доктора Метьюрина:

--------------

Джек прервался и бросил вороватый взгляд на Стивена Мэтьюрина, ибо написанное грубо нарушало основные принципы, которые его друг пытался вдалбливать в него постоянными нотациями.

Стивен перехватил его взгляд и спросил:

— Не желаешь ли хороших новостей?

— Не откажусь.

— Тогда тебе будет полезно узнать, что капитан корабля «Джефферсон Б. Лауэлл»…

Барка, Стивен. Американец — барк. И очень неплохой ходок, к тому же.

— Пф!

-----------------

 

 

ЗЫ: В догонку... Не сразу заметил.... Сотрите свои источники... На бизань мачте "марсель" есть... "Крюйс-марсель", в просторечии, которым вы пользуетесь, допустимо название "крюйсель"... Но так, как я говорил о бизань-мачте (когда Вы были не в курсе, что на фрегатах есть косые паруса)... то марсель мог быть только "крюйс-марселем"....

Изменено пользователем elviajero

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×