Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Styccaman

История Российских Дредноутов и линкор "Севастополь"

В этой теме 14 комментариев

Рекомендуемые комментарии

16 публикаций

История Дредноутов России.

 

 

К разработке своих первых линкоров Российский императорский флот приступил в 1906 году. В 1908 году, после международного конкурса проектов, был выбран, в основном по политическим причинам, проект Балтийского завода. На облик первых российских линкоров серьёзно повлиял опыт русско-японской войны, после которой российские моряки желали пойти в бой на быстроходных кораблях с мощной артиллерией, имеющими броневую защиту максимальной возможной площади. В результате, линкоры типа «Севастополь», заложенные в 1909 году в количестве четырёх единиц, оказались неудачным проектом.

Эти корабли имели сильную артиллерию из 12-ти 305-мм орудий с отличной баллистикой, размещённых в четырёх трёхорудийных башнях в диаметральной плоскости по всей длине корпуса. Скорость также была на высоком уровне. Однако как выяснилось ещё до окончания постройки, после опытных стрельб, проведённых в 1913 году, броневая защита линкоров типа «Севастополь» оказалась совершенно неудовлетворительной. Фактически, любое столкновение с серьёзным противником, было для русских кораблей крайне опасным. Кроме того, корабли отличались низкой мореходностью, малой дальностью плавания и практически полным отсутствием подводной защиты. На Западе их считали чем-то средним между линкорами и линейными крейсерами и причисляли к специфическому классу «балтийских дредноутов»

 

Немного конкретики.

Российский императорский флот переживал тогда тяжелые времена - Российско-японская война. Опыт, приобретенный в Цусимском сражении, тщательно изучался кораблестроителями, а знания направлялись на постройку нового типа кораблей. В 1906 году ученый отдел Главного морского штаба произвел опрос воинов-моряков, которые принимали участие в военно-морских сражениях. Собранные вместе опросные листы содержали в себе бесценный материал, который в процессе использовали для постройки новых на то время линкоров типа «Севастополь».

Линкоры типа «Севастополь», задуманные после войны, пополнили Балтийский флот лишь в ходе первой мировой из-за политических затягиваний в государстве (введение нового законодательного органа «Государственная дума» в 1909 году). Это в значительной степени повлияло на устаревание относительно вступивших в строй в тот же период линкоров второго поколения ведущих морских держав «сверхдредноутов» с артиллерийским калибром 343 мм или 356 мм.

Со стапеля крытого эллинга был спущен линкор «Севастополь» в ноябре 1914 года на Балтийском судостроительном заводе. Там же был построен однотипный «Петропавловск». На Адмиралтейском судостроительном заводе - линкоры «Полтава» и «Гангут» январь 1915 года.

Немаловажное значение придавали к способности корабля сохранять остойчивость при любых повреждениях  вне зависимости от остатка запаса плавучести. Также за основу при разработке проекта учитывались вооружение, бронированная защита, скорость и дальность плавания. К водоизмещению, мощностью машин, запасу топлива отнеслись как к обеспечению функционирования корабля, что особо не расширяло их возможности.

 

Что было потом?

Изображение - "Императрица Мария"

 

Потом появились новые Дредноуты. Они были другого класса, с другими достоинствами и другими недостатками. Тип "Императрица Мария" и "Император Николай I", который так и не был достроен.

Хоть и модификация в бортовой броне(225/262)и вооружении (12×305-мм/52 и 16×120-мм/50 / 12×305-мм/52 и 18×130-мм/55) была велика, на скорости "Императрицы" это особо не сказалось. (23/21 узлов) К тому же и мощности установок были снижены (паротурбинная, 52 000 л.с. / паротурбинная, 26 500 л.с.)

 

Немного из ВИКИ:

Тип «Императрица Мария» — серия российских линкоров. Были спроектированы в 1910—1911 годах на основе линкоров типа «Севастополь» и предназначались для противостояния новым турецким линкорам на Чёрном море. В 1911—1917 годах были построены три корабля этого типа. Четвёртый, «Император Николай I», был заложен в 1916 году по доработанному проекту, отличавшемуся усиленным бронированием, но его постройка не была завершена из-за начавшейся революции. «Императрица Мария» затонула 7 октября 1916 года из-за взрыва погребов при невыясненных обстоятельствах. «Императрица Екатерина Великая» была затоплена в Новороссийске 18 июня 1918 года, чтобы не допустить захвата Германией. «Император Александр III» же неоднократно переходил из рук в руки, в итоге попав в руки Добровольческой армии и уйдя в составе Русской эскадры в 1920 году в Бизерту, где он в 1924 году был передан СССР и впоследствии пущен на слом.

 

Подробнее про постройку типов.

 

 

  • Тип "Севастополь"
ИзображениеИзображение

Петропавловск    Спуск на воду Гангута

 

Все четыре корабля были заложены в один день — 3 июня 1909 года. «Гангут» и «Полтава» были заложены на Адмиралтейском заводе, тогда как «Севастополь» и «Петропавловск» — на Балтийском. Постройку кораблей планировалось осуществить в 38 месяцев, закончив в августе 1912 года, но в реальности она значительно растянулась из-за недостаточного финансирования, и как следствие, запоздалого заключения договоров на поставку комплектующих. Фактически, работы стапелях начались лишь сентябре—октябре того же года. Другой, традиционной уже проблемой, стала весовая перегрузка корабля по сравнению с изначальным проектом, в процессе разработки чертежей достигавшая ещё на бумаге 150 т по корпусу и 200 т по механизмам, по состоянию на январь 1910 года. На 1 января 1911 года на строительство кораблей было выделено лишь 12 % необходимой суммы, а готовность корпусов без брони и оборудования для разных кораблей составляла от 36 до 45 % по массе установленных конструкций.

Продолжение строительства такими темпами теряло смысл, поэтому для получения необходимых средств Совету министров пришлось пойти навстречу требованиям думы — был проведён ряд организационных изменений, организована финансовая комиссия по проверке деятельности Морского министерства, а также отправлены в отставку ряд деятелей Морского министерства. После этого, в феврале—марте 1911 года представленная Морским министерством просьба о выделении ассигнований на достройку кораблей была рассмотрена Комиссией по государственной обороне и 19 мая, после принятия Государственной думой, закон об ассигновании средств на достройку линкоров был утверждён Николаем II. Общая стоимость постройки кораблей оценивалась Морским министерством в 147,5 миллионов рублей, из которых за вычетом уже потраченных на постройку к тому моменту средств, на достройку было выделено 119,56 миллионов. Из-за уже значительно отстававших от плана темпов строительства кораблей, сроки их вступления в строй были отодвинуты на 1914 год.

После получения финансирования, темпы постройки резко возросли. К лету 1911 года закончились начавшиеся ещё в январе испытания отсеков на водо- и нефтенепроницаемость, после чего приступили к сверлению дейдвудных отверстий и подготовке кораблей к спуску на воду. Наибольшая степень готовности имелась у «Гангута», но его постройка была задержана, чтобы в первую очередь подготовить к спуску остальные три корабля. Первым 16 июня 1911 года на воду был в торжественной обстановке спущен на воду «Севастополь», ставший головным кораблём серии, за которым 27 июня последовала «Полтава», 27 августа — «Петропавловск» и наконец, 24 сентября — «Гангут». Масса спускаемых корпусов приближалась к 8 000 т, около 75 % из которых составлял сам корпус, а остальная часть приходилась на почти полностью установленную палубную броню и около 10 % судовых систем.

После спуска на воду, работы на линкорах почти прекратились, так как оборудование и вооружение к этому времени готовы ещё не были — начинала сказываться задержка с заключением контраков на их поставку[4]. Так, на «Гангуте» с сентября по декабрь 1911 года степень готовности по массе установленных конструкций увеличилась лишь на 3 %, при этом готовность энергетической установки и другого оборудования составляла лишь около 3—5 %. Для упорядочения и ускорения, а также контроля качества работ Морским министерством была сформирована специальная комиссия, представлявшая собой аналог военных приёмных комиссий более позднего времени. Фактически, достроечные работы перешли в активную стадию лишь в начале 1912 года. В течение этого года были установлены главные бортовые броневые пояса, а также оборудованы фундаменты башенных установок. Была также начата постройка артиллерийских погребов, однако их пришлось переоборудовать и расширять после принятия в начале 1912 года новых 305-мм снарядов, отличавшихся большей длиной.

В течение 1913 года на корабли были погружены главная энергетическая установка и артиллерийские орудия, закончена установка бронирования. Была установлена палуба вплоть до деревянного настила и смонтированы боевые рубки, надстройки и мачты. Весной 1914 года строительство двух из линкоров вновь затормозилось, на этот раз причиной этого стало стачечное движение, охватившее всю Россию, включая и Адмиралтейский завод. Для борьбы с нехваткой рабочей силы, Морским министерством к постройке кораблей были привлечены и их команды, проживавшие в тот период в Крюковских казармах вблизи завода. В первой половине 1914 года был проведён окончательный монтаж оборудования, а также были изготовлены и установлены на корабли башенные установки, а также проводились окончательные работы по подготовке линкоров к сдаточным испытаниям.

С началом Первой мировой войны в июле 1914 года и вступлением России в войну, было решено провести сдаточные ходовые испытания в сокращённом объёме, не выводя энергетическую установку на форсированный режим, для сбережения её ресурса и сокращения сроков испытаний. Другой причиной этого стало и желание ввести «Гангут» в строй к 27 июля, годовщине Гангутского сражения, в честь которого корабль получил своё имя. 18 июля на «Гангуте» были проведены швартовные испытания энергетической установки, прошедшие успешно. После этого корабль 20 июля был формально принят на вооружение и на нём был поднят вымпел, несмотря на то, что линкор прошёл ещё не все испытания, имел ряд недоделок и не был полностью принят комиссией.

Проведению дальнейших испытаний помешала поломка 29 июля рулевого устройства, на полтора месяца выведшая корабль из строя. Вновь вышел на ходовые испытания, на этот раз в открытом море, «Гангут» лишь 21 сентября, совместно с законченным к тому времени «Севастополем». Однако первым реально законченным и принятым на вооружение линкором стал «Севастополь», завершивший свои ходовые испытания 27 сентября, тогда как «Гангут» 28 сентября оказался выведен из строя, на этот раз поломкой одной из турбин. Испытания показали превышение проектной мощности энергетической установки на 950 л.с. без форсирования, однако её экономичность оказалась ниже заданной. В конце октября, после завершения ремонта турбины, «Гангут» вновь был вынужден встать на ремонт — на этот раз после столкновения с «Полтавой», повреждения которой оказались значительно меньшими. В итоге, завершить испытания линкору удалось только 21 декабря 1914 года, после чего он 22 декабря был реально введён в состав действующего флота. Ходовые испытания «Полтавы» и «Петропавловска» были завершены, соответственно, 24 ноября и 20 декабря.

  • Тип "Императрица Мария"
После русско-японской войны Черноморский флот сохранил все свои боевые корабли. Он имел в своем составе 8 броненосцев постройки 1889—1904 гг., 3 крейсера, 13 эсминцев. В постройке находились еще два броненосца — «Евстафий» и «Иоанн Златоуст».

Однако сообщения о том, что Турция собирается значительно усилить свой флот (в том числе дредно­утами), потребовали от России адекватных мер. В мае 1911 г. император Николай II утвердил программу обновления Черноморского флота, предусматривавшую строительство трех линкоров типа «Императрица Мария».

В качестве прототипа был выбран «Гангут», одна­ко с учетом особенностей ТВД проект основательно переработали: пропорции корпуса сделали более пол­ными, мощность механизмов уменьшили, зато суще­ственно усилили броню, вес которой теперь достиг 7045 тонн (31% от проектного водоизмещения против 26% на «Гангуте).

Уменьшение длины корпуса на 13 метров позво­лило сократить протяженность броневого пояса и за счет этого увеличить его толщину. Причем размер броневых плит подогнали к шагу шпангоутов — так, чтобы те служили дополнительной опорой, предохра­няющей от вдавливания плиты в корпус. Значительно мощнее стало бронирование башен ГК: стенки — 250 мм (вместо 203 мм), крыша— 125 мм (вместо 75 мм), барбет — 250 мм (вместо 150 мм). Увеличение шири­ны при той же осадке, как у балтийских линкоров, должно было привести к повышению остойчивости, но этого не произошло из-за перегрузки кораблей.

Эти линкоры получили новые 130-мм пушки дли­ной 55 калибров (7,15 м) с прекрасными баллистиче­скими характеристиками, производство которых ос­воил Обуховский завод. Артиллерия ГК не отличалась от «гангутов». Однако башни имели несколько боль­шую вместимость за счет более удобной компоновки механизмов и были оборудованы оптическими даль­номерами в бронированных трубах, что обеспечива­ло автономную стрельбу каждой башни.

Вследствие уменьшения мощности механизмов (и скорости) претерпела некоторые изменения силовая установка. В ее состав входили турбины Парсонса высокого и низкого давления, размещенные в пяти отсеках между третьей и четвертой башнями. Котель­ная установка состояла из 20 треугольных водотруб­ных котлов типа Ярроу, установленных в пяти котель­ных отделениях. Котлы могли отапливаться как углем, так и нефтью.

Несколько увеличился нормальный запас топлива. Зато от перегрузки черноморские дредноуты страда­ли больше, чем их балтийские собратья. Дело усугуб­лялось тем, что из-за ошибки в расчетах «Императри­ца Мария» получила заметный дифферент на нос, еще более ухудшивший и без того неважную мореход­ность. Чтобы хоть как-то исправить положение, при­шлось уменьшить боезапас двух носовых башен глав­ного калибра (до 70 выстрелов вместо 100 по штату), носовой группы противоминной артиллерии (по 100 выстрелов вместо 245), укоротить якорь-цепь правого борта. На «Императоре Александре III» с той же це­лью сняли два носовых 130-мм орудия и ликвидирова­ли их погреба боезапаса.

В ходе войны черноморские дредноуты использо­вались довольно активно (в основном для прикрытия действий маневренных тактических групп), но в на­стоящем бою побывал только один из них, «Императ­рица Екатерина Великая», встретивший в декабре 1915 г. германо-турецкий линейный крейсер «Гебен». Последний использовал свое преимущество в скоро­сти и ушел в Босфор из-под залпов русского линкора.

Судьба всех черноморских дредноутов была несчастливой. Самая известная и одновременно самая загадоч­ная трагедия произошла утром 7 октября 191 6 года на внутрен­нем рейде Севастополя. Пожар в артиллерийских погребах и вызванная им серия мощных взрывов превратили «Императ­рицу Марию» в груду искоре­женного железа. В 7.16 утра линкор перевернулся вверх ки­лем и затонул. Жертвами ката­строфы стали 228 членов эки­пажа.

В 1918 г. корабль подняли. С него сняли 130-мм артиллерию, часть вспомогательных меха­низмов и другое оборудование, а корпус простоял в доке вверх килем 8 лет. В 1927 г. «Импера­трицу Марию» окончательно разобрали. Башни ГК, сорвав­шиеся при опрокидывании,под­няли эпроновцы в 30-e годы. В 19З9 г. орудия линкора установили на 30-й батарее под Севастополем.

Линкор «Екатерина II» пережил своего брата (или сестру?) меньше чем на два года. Переименованный в «Свободную Россию», он затонул в Новороссийске, получив в борт четыре торпеды с эсминца «Керчь» при затоплении (по приказу В.И. Ленина) части кораб­лей эскадры собственными экипажами.

«Император Александр III» вступил в строй летом 1917 года уже под именем «Воля» и вскоре «пошел по рукам»: андреевский флаг на гафеле его мачты сме­нил украинский, затем — германский, английский и снова андреевский, когда Севастополь оказался в ру­ках Добровольческой армии. Вновь переименован­ный, на этот раз в «Генерал Алексеев», линкор до конца 1920 г. оставался флагманом белого флота на Чер­ном море, а затем ушел в Бизерту с эскадрой Вранге­ля. Там в 1936 г. его разобрали на металл.

12-дюймовые пушки русского дредноута французы сохранили, а в 1939 г. подарили их Финляндии. Пер­вые 8 орудий достигли пункта назначения, а вот по­следние 4 прибыли в Берген почти одновременно с началом гитлеровского вторжения в Норвегию. Так они попали к немцам, и те использовали их при созда­нии Атлантического вала, оснастив ими батарею «Мирус» на острове Гернси. Летом 1944 г. эти 4 орудия впервые открыли огонь по кораблям союзников, а в сентябре добились прямого попадания в американ­ский крейсер. Остальные 8 пушек в 1944 г. достались в Финляндии частям Красной Армии и были «репатрии­рованы» на родину. Одна из них сохранилась в качест­ве музейного экспоната на форту «Красная Горка».

 

  • "Император Николай I"
После спуска на воду «Императрицы Екатерины Великой» Общество Николаевских заводов и верфей 9 июня 1914 года заложило на стапеле последний, четвертый корабль этого типа под названием «Иоанн Грозный». 13 августа 1914 года был подписан официальный контракт. Срок сдачи корабля на ходовые испытания был установлен 1 марта 1917 года.

2 июля 1915 года линкор был формально зачислен в состав Черноморского Флота под названием «Император Николай I». Следует отметить, что императору на утверждение было предложено два варианта названия линкора — «Святой равноапостоль­ный князь Владимир» и «Император Нико­лай I», из которых Николай II выбрал второе. 5 октября 1916 года в 13 часов линкор был благополучно спущен со стапеля в воду и был ошвартован у достроенной стенки завода.

После спуска корабля на воду достроечные работы были отложены из-за отсутствия готовых механизмов и оборудования. По состоянию на 1 января 1917 года го­товность линкора по корпусу составляла 77,5%, брони было изготовлено 26,5% (ус­тановлено 16,5%), но уже к 1 марта объем выделки последней возрос до 64%. Однако все более ухудшав­шаяся экономическая, а после Февраль­ской революции 1917 года и политическая обстановка в России явно не способство­вала успешному продолжению работ. Пе­регруженные военными заказами пред­приятия срывали контрагентские поставки, а часть зарубежных контрактов приходи­лось по различным причинам аннулиро­вать и пристраивать на отечественных за­водах с весьма отдаленными сроками их выполнения.

Через 2 месяца после Февральской революции, 16 апреля 1917 года, линкор был переименован в «Демократию». 24 октября 1917 года в связи с малой степенью готовности снят со строительства и поставлен на прикол.

В марте 1918 г., николаевские судостроительные заводы были захвачены германскими войсками. 1 февраля 1919 года город был занят французскими войсками, а еще через пару месяцев — большевиками.

После занятия Николаева Красной Армией линкор поставили на прикол. В середине 1920-х годов командование флотом попы­талось включить его достройку в разраба­тывавшуюся тогда первую советскую кораблестроительную программу. Однако понимания и поддержки у руков­одства страны моряки не нашли. 11 апреля 1927 он был продан Севморзаводу на слом, и 28 июня 1927 года на буксире у ледо­реза «Фёдор Литке» (с кормы его одер­живал пароход «Вежилов») отправился из Николаева в Севастополь для разделки на металл.

 

 

 

 

 

 

Линкор "Севастополь"

Изображение

Технические характеристики:

 

Длина - 181 м;

Ширина - 26 м;

Осадка - 8,5 м;

Водоизмещение - 26900 тонн;

Судовая силовая установка - десять паровых турбин системы «Парсонс», мощностью 52000 л. с.;

Скорость -24 узла;

Экипаж - 1140 человек;

Вооружение:

Орудия 305 мм - 12;

Орудия 120 мм - 16;

Орудия 75 мм - 2;

Торпедные аппараты - 4;

Изменено пользователем Styccaman

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
84 публикации
243 боя

Заходя в эту тему я ожидал увидеть целый пуд текста об "История Дредноутов России." но на деле...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
16 публикаций

Я ж говорю, не получается с картинками а на тексте не интересно + сейчас рою...

 

Нарыл и отредактировал! Милости просим!

Изменено пользователем Styccaman

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17
GRK1
85 публикаций
257 боёв

Такое ощущение, что фото "Севастополя" еще дореволюционные.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
331 публикация

Вы хоть кавычки с двух сторон поставьте. -_-

И раз нет по истории - прилите чисто про Севастополь. Так будет лучше, имхо. :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17
GRK1
85 публикаций
257 боёв

Подарю вам еще фотографий этого линкора:

 

 

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

 

И на будущее - гугл очень помогает. Вот вам интересный сайт с фотографиями - waralbum.ru

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
16 публикаций

Товарищи, можете заново все посмотреть! Обновил.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
491
VauIt
712 публикации
2 833 боя

Не стена текста и при этом не слишком мало +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
21 публикация
17 боёв

Тема очень интерсная,узнал много нового.

Ждемс от автора новых поступлений.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
109 публикаций
454 боя

Спасибо было интересно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 публикации

Какая-то не завидная судьба у дредноутов

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
16 публикаций

Просмотр сообщенияB777_ (21 Авг 2012 - 00:43) писал:

в "Технические характеристики"  может стоит добавить данные о бронировании?
О бронировании типов написано в статье под спойлерами. Читайте внимательнее.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×