Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
LeopoldBloom

Корабельные разведчики СССР

В этой теме 99 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Разработчик
916 публикаций
969 боёв

Цикл статей «Морская авиация» — наш знак уважения и конструкторского интереса к вкладу авиации в вооружённую борьбу на море. Идея о возможности использования летательных аппаратов во флоте привела к эффективным техническим решениям, которые, несомненно, заслуживают вашего внимания. Периодичность рубрики: 2 статьи в месяц.

 

Проблема разведки на море всегда стояла очень остро. В давние времена для этого использовались различные вспомогательные корабли, такие как шлюпы, бриги, фрегаты и им подобные. Поэтому предпринимались разнообразные попытки увеличить зону обзора со своих кораблей. По мере развития технического прогресса, чтобы поднять точку обзора как можно выше, пытались применять воздушные змеи и привязные аэростаты. Само собой разумеется, что как только появился на свет самолёт, его тут же постарались применить для целей разведки. Впервые взлёт с корабля, правда, пока ещё неподвижно стоящего, сумел осуществить Юджин Эли. 14 ноября 1910 года пилот взлетел на самолёте Curtiss D Гленна Кёртисса с платформы, построенной на носу крейсера USS Birmingham (CL-2). С посадкой было сложнее. Полёт полного цикла, конкретно посадку с последующим взлётом, удалось осуществить только 18 января 1911 года. Для этого на корме броненосного крейсера USS Pennsylvania (ACR-4) была построена платформа длиной 36 метров. В качестве средств торможения использовались привязанные к мешкам с песком тросы, за которые самолёт цеплялся специальным крюком. Вместе с колёсными самолётами сухопутного базирования начали появляться гидросамолёты. Гладкая ровная поверхность спокойной воды вызывала желание использовать её в качестве аэродрома, который к тому же не надо строить.

 

Гидросамолеты

Первым гидросамолётом стал аппарат Анри Фабра, который совершил первый полёт 28 марта 1910 года. А первым гидросамолётом, поднятым на борт корабля (USS Pennsylvania), был также аппарат Кёртисса. Событие состоялось 17 февраля 1911 года. Также очень важным для развития морской авиации моментом стало успешное испытание катапульты Чемберса для взлёта самолёта Кёртисса с палубы специально оборудованной баржи 12 ноября 1912 года. Дальнейшее развитие морской авиации привело к созданию палубной авиации, базирующейся на авианосцах, и гидросамолётов, базирующихся на обычных кораблях или специальных гидроавиатранспортах. Для работы с таких кораблей на них пришлось оборудовать специальные площадки, ангары, краны и катапульты.

 

В Российской Империи первые эксперименты с размещением гидросамолётов на кораблях начались в 1912 году на крейсере «Кагул». В частности, первым гидроавиатранспортом стал пароход «Днепр», на борту которого разместили три гидросамолёта Curtiss D. Вслед за этим последовало активное использование летающих лодок Григоровича М-5 и М-9. Революция прервала поступательное развитие морской авиации в России, поэтому советскому правительству пришлось заново решать задачу оснащения кораблей флота самолётами-разведчиками. Этот процесс начался в 1925 году с размещения гидросамолётов на кораблях, которые проходили восстановительный ремонт. За авиационным хозяйством закрепилось название БЧ-6. Линкор «Парижская коммуна» одним из первых получил гидросамолёт Junkers Ju.20. На черноморских крейсерах установили поставленный на поплавки вариант старого доброго AVRO 504K под названием МУ-1. Однако было очевидно, что это всё полумеры, а самолёты устарели и не подходят для заданной роли.

 

Индекс KP-1

Поэтому было принято решение о разработке комплекса в составе корабельной катапульты и самолёта. Попытки сделать свою катапульту и самолёт не дали быстрого результата, так что пришлось заказывать то и другое за рубежом, а конкретно в Германии, где удалось достичь нужных договорённостей. За дело взялся небезызвестный Эрнст Хейнкель. Катапульта должна была иметь в длину 19 метров, вес 18 тонн и способность вращаться на 360 градусов. Предполагаемый вес самолёта составлял 2000 кг. Немцы очень быстро сделали проект самолёта под индексом HD.55 на базе почтового самолёта HD.15. Самолёт понравился, и осенью 1929 года заказ увеличили с 6 самолётов до 20. Первый серийный гидроплан был поставлен в СССР в январе 1930 года, последний — в августе того же года. Самолёт получил индекс КР-1.

 

7511d942-6a4f-11e8-9575-8cdcd4b149ac.jpg

 

Катапульты

Катапульта К-3 была создана, испытана, разобрана и по железной дороге доставлена в Севастополь, где была смонтирована на третьей орудийной башне линкора «Парижская коммуна». Первый успешный старт состоялся 8 октября 1930 года, однако около года ушло на её доводку. За счёт немецкого опыта отечественным специалистам удалось быстро освоить новую технику и в дальнейшем опираться уже на собственные силы. 11 июля 1933 года Совет Труда и Обороны принял программу военно-морского судостроения на 1933-1938 годы. Особое место уделялось строительству новых лёгких крейсеров, на вооружении которых должны были быть катапультные самолёты-разведчики. Предусматривалась разработка нового самолёта КОР-1, а также новых катапульт. Разработка катапульт была делом новым, поэтому для надёжности заказ был частично размещён на отечественных заводах (Кировский завод в Ленинграде и завод №198 в Николаеве), частично — у того же Эрнста Хейнкеля.

 

Индекс КОР-1

КОР-1 должен был совмещать функции разведчика, корректировщика и пикирующего бомбардировщика. Задание на самолёт подготовили в первой половине 1934 года, а 22 ноября 1934 года начальник ВВС РККА Яков Алкснис утвердил вариант компоновки самолёта в виде однопоплавкового биплана. Разработку вело Центральное конструкторское бюро морского самолётостроения (ЦКБМС) во главе с конструктором Бериевым. Сказалась мода на двухсредные самолёты, которые можно было легко трансформировать в сухопутный вариант и наоборот. Первый полёт состоялся 4 сентября 1936 года. В воздухе самолёт вёл себя неплохо, а вот мореходность оставляла желать лучшего. Однако государственные испытания выявили значительное количество недоработок, которые не были заметны вначале. В результате доработка затянулась до середины 1938 года, после чего самолёт был принят на вооружение. Всего было построено 12 экземпляров, 1 потерян в результате аварии. Как корабельный разведчик во время войны не использовался.

 

074ab022-6a50-11e8-b6c5-8cdcd4b149ac.jpg

 

Проекты KOP-2

Тактические и эксплуатационные характеристики КОР-1 не устраивали заказчика, несмотря на постановку на вооружение. Поэтому было решено сразу начать проектирование самолёта на замену КОР-1. Задание предусматривало создание разведчика-лёгкого бомбардировщика, который должен был нести наступательное и оборонительное стрелковое вооружение и обладать способностью выполнять спасательные функции. Последнее предполагало хорошие мореходные качества, поэтому не удивительно, что в результате самолёт представлял собой летающую лодку. Задание было предложено сразу нескольким КБ, в частности Шаврову, Никитину, Бериеву и Четверикову.

 

По результатам конкурса предложений победу одержал проект КБ Бериева. Эскизный проект был готов 7 августа 1939 года. Первый опытный экземпляр закончили осенью 1940 года. Государственные испытания прошли в период со 2 по 18 февраля следующего года и были признаны успешными. Начало войны осложнило организацию производства, начальный заказ составил всего 20 машин. Всего был построен 51 самолёт, причём пик производства приходился на 1944-1945 года — 38 экземпляров. В начальный период войны наличие авиационного оборудования на кораблях было признано обременительным и самолёты были списаны «на берег». КОР-2 приняли участие в боевых действиях прежде всего как базовые разведчики и патрульные самолёты. Они вооружались глубинными бомбами для атаки подводных лодок. Случаев таких атак было множество, однако об успехах нет никаких свидетельств. Восстановление авиационной боевой части на кораблях относится уже к 1944 году, но и после этого никаких заслуг в качестве корабельного разведчика КОР-2 не имел. Однако сам самолёт тут ни при чём, таковы были обстоятельства действия советского флота в период Великой Отечественной войны.

 

75283ee8-6a50-11e8-840a-8cdcd4b149ac.jpg

 

«Бумажные самолёты» Никитина и Шаврова

Так уж сложились обстоятельства, что в разных нациях разнообразие типов катапультных гидросамолётов совершенно различное, и если для США и Британии ветка катапультных разведчиков получается легко и непринуждённо, то для многих стран, в том числе и для СССР, задача эта представляет значительную трудность. В определённый период развития игры World of Warships возникла необходимость полностью заполнить уровни с третьего по десятый, поэтому нам не оставалось ничего другого, как взяться за проектирование. Для «бумажных» самолётов (которых не существовало в действительности) при необходимости мы выполняем работы в объёме эскизного проекта. Делаются весовые и балансировочные расчёты, чертится компоновочная схема с указанием основных силовых элементов и нагрузок, определяются основные тактико-технические характеристики (ТТХ) самолёта. Однако зачастую можно обойтись отдельными историческими эскизами или фотографиями. На основании предложений по КОР-2 у нас получилось сделать 2 самолёта.

 

Первый — проект Никитина КОР-2 М-62. Он основывался на его предыдущей работе — гидросамолёте НВ-4 с мотором М-11. Внешне самолёт напоминает американские Loening OA-1 и Grumman J2F, особенностью которых было использование пространства между поплавком и корпусом для размещения наблюдателя. Проект КОР-2 М-105 Шаврова — очень интересный прежде всего за счёт оригинального размещения двигателя в корпусе летающей лодки с промежуточным валом, соединяющим двигатель с воздушным винтом, установленным поверх корпуса лодки. Предлагалось сделать подкрыльевые поплавки, полностью убирающиеся в нижнюю поверхность крыла. Такая компоновка в сочетании с мощным мотором 1100 л.с., что довольно много для корабельных разведчиков, обещала высокие лётные данные самолёта. История часто развивается по спирали, и в этот раз она совершила оборот: по результатам проектирования КОР-3 КБ Бериева предложило в 1945 году проект разведчика под индексом КЛ-145, вероятно, в ответ на возвращение катапультных самолётов на корабли. Внешне он сильно напоминает КОР-2, стилизованный под конец 40-х, и с двигателем АШ-21 мощностью всего 615 л.с. Очевидно, что высоких характеристик, даже при передовом дизайне, достичь было невозможно.

 

b1926a6a-6a51-11e8-bcd4-8cdcd4b149ac.jpg

 

Проекты КОР-3 Бериева

В момент принятия на вооружение КОР-2 флот начал требовать самолёт с более высокими характеристиками. Бериев предложил два проекта: один поплавковый вариант и одну летающую лодку. Самолёт, выполненный по двухпоплавковой схеме, имел двухкилевое вертикальное оперение и мотор М-64Р мощностью 1200 л. с. Однако, как это частенько бывало, мотор на свет так и не появился. Поэтому проект был быстро переделан под мотор М-87А мощностью 950 л. с. Для этого проекта опять посчитали необходимым способность «переобуваться» на колеса. Желая существенно улучшить лётно-технические характеристики самолёта, Бериев выбрал двигатель ВК-107 мощностью 1500 л.с., что довольно много для этого класса самолётов. Видимо, идея Шаврова понравилась разработчикам КБ Бериева, и они также планировали разместить двигатель в лодке, что существенно снижало лобовое сопротивление винтомоторной группы. Изюминкой проекта были винты противоположного вращения, что решало проблему реактивного момента винта за счёт некоторого утяжеления конструкции. В остальном самолёт представлял собой закономерный результат эволюции КОР-2.

 

2266ed74-6a52-11e8-a249-8cdcd4b149ac.jpg

 

Продолжение следует!

  • Плюс 10
  • Круто 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
57 публикаций
1 362 боя

Сразу добавлю книгу по теме. 

Там автор начинает на МБР-2, потом летают бомбить Берлин, бомбят на Ленинградском фронте, получают лендлизовские машины и гасят немчуру на Балтийском море до победного конца.

 

mbr-2-floatplane.jpg

 

 

fKAk-g3HP8c-540x610.jpg

 

Читать

 

Аннотация издательства: Войну лейтенант А. В. Пресняков встретил под Ригой. Вместе с товарищами — балтийскими летчиками он участвовал в тяжелых боях в Прибалтике. Эскадрилья, в которой воевал лейтенант, обороняла Ленинград, прикрывала Дорогу жизни. Затем он служил в прославленном на Балтике 1-м гвардейском минно-торпедном полку. О мужестве боевых друзей, их стойкости рассказывают дневниковые записи балтийского аса, дополненные его же воспоминаниями.

 

Изменено пользователем Majestic_Princess
  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
105
[U-IL]
Участник
310 публикаций
5 153 боя

Самолеты осилили, теперь дело за малым - ветка ЛК СССР.

  • Круто 2
  • Ха-Ха 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2 765
[HUPER]
Бета-тестер, Бета-тестер, Бета-тестер
4 422 публикации
7 135 боёв

Всё это, конечно, хорошо, но когда будут советские линкоры?

Сделайте хотя бы до 6-7 уровня, потом продолжите. Ну правда, заждались уже.

  • Круто 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
4 395 публикаций
Сегодня в 12:19:09 пользователь Mebius_lW сказал:

Цикл статей «Морская авиация» — наш знак уважения и конструкторского интереса к вкладу авиации в вооружённую борьбу на море.

Спасибо. Очень интересно, но как то скомкано.

Сегодня в 12:19:09 пользователь Mebius_lW сказал:

Вслед за этим последовало активное использование летающих лодок Григоровича М-5 и М-9.

Было бы интересно прочесть с  каких носителей, как осуществлялся спуск и подъем  с воды? С удовольствием бы прочел (хотя бы кратко) о дальнейшей судьбе гидрокрейсеров.

Сегодня в 12:19:09 пользователь Mebius_lW сказал:

Революция прервала поступательное развитие морской авиации в России, поэтому советскому правительству пришлось заново решать задачу оснащения кораблей флота самолётами-разведчиками.

Не совсем понятно. А кто из капиталшипов РИ таскал самолеты-разведчики?

Если речь идет не о катапультных разведчика в частности, а о гидросамолетах корабельного базирования вообще, то интересно было бы прочесть, с каких носителей планировалось использовать, особенности запуска и приема самолетов. В разделе "бумажных проектов" интересно было бы прочесть про поплавковые варианты И-4, И-5, проект Шаврова 1930 года "ИМ" и.т д.

Я не придераюсь и не критикую, просто, судя по всему, у вас материалов поболе будет, а почитать про всё это мне, например"-интересно.

Изменено пользователем Richelieu_381
  • Плюс 2
  • Ха-Ха 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
57 публикаций
1 362 боя
Сегодня в 15:25:34 пользователь Richelieu_381 сказал:

С удовольствием бы прочел (хотя бы кратко) о дальнейшей судьбе гидрокрейсеров.

 

 

Ссылка на книгу в посте выше. Они базировались на озёрах в прибалтике, потом перекочевали на озёра около Ладоги и ночами бомбили немчуру до поздней осени. Большинство этих самолётов получили повреждения, а потом личный состав переучился уже на другую технику. 

В книге, в частности, описаны действия 1-го Гвардейского минно-торпедного полка (они утопили болеее 200 кораблей немцев, финнов и деже шведов). + конкретно эти самолёты занимались морской разведкой на всех флотах СССР в начальный период ВОВ. 

 

Заменили их в последствии ИЛ-4

il4t.jpg

 

и A20G Бостоны, которые наши лётчики получили на урале, изучили и допилили под использование своих более тяжелых бомб (для топмачтового бомбометания) и торпед. 

 

a20g-11.jpg

Изменено пользователем Majestic_Princess

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
4 395 публикаций
Сегодня в 16:04:41 пользователь Majestic_Princess сказал:

Ссылка на книгу в посте выше. Они базировались на озёрах в прибалтике, потом перекочевали на озёра около Ладоги и ночами бомбили немчуру до поздней осени.

МБР-2 не корабельный самолет, ну или не совсем корабельный.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
57 публикаций
1 362 боя
Сегодня в 16:08:24 пользователь Richelieu_381 сказал:

МБР-2 не корабельный самолет, ну или не совсем корабельный.

 

Ну да, но тоже поплавок же.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
4 395 публикаций
Сегодня в 16:10:31 пользователь Majestic_Princess сказал:

Ну да, но тоже поплавок же.

Тема вроде именно о корабельных:)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
9
[YORHA]
Бета-тестер
190 публикаций
4 451 бой
Сегодня в 14:50:09 пользователь Foxtrot324 сказал:

Всё это, конечно, хорошо, но когда будут советские линкоры?

Сделайте хотя бы до 6-7 уровня, потом продолжите. Ну правда, заждались уже.

Да, все уже заждались еще одной ветки натянутой на глобус совиет фантазий. Ведь больше водить некого, ага. 

  • Плюс 3
  • Скучно 1
  • Минус 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
4 395 публикаций
Сегодня в 16:35:45 пользователь Franken сказал:

Да, все уже заждались еще одной ветки натянутой на глобус совиет фантазий. Ведь больше водить некого, ага. 

А кого не натянутого на глобус вы бы предложили?

  • Минус 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник, Коллекционер
880 публикаций
10 396 боёв

Из фольклора пилотов - разведчиков ! Я взлетаю  пятый раз, светит солнце в левый глаз , не забыть - бы развернуться,что-б в пути не , упасть  , вообщем  ! Не поможет нам спецназ ,только "рыжая " и НАЗ !

 

" Рыжая "лодка самонадувная, шанс - так себе !

Изменено пользователем Skramasaks
  • Ха-Ха 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
9
[YORHA]
Бета-тестер
190 публикаций
4 451 бой
Сегодня в 16:45:49 пользователь Richelieu_381 сказал:

А кого не натянутого на глобус вы бы предложили?

Как минимум:

  • француских DD-DL до 10 лвл вполне пойдет;
  • итальянских CL-CA 5-8 уровень легко(если захотеть, Пола с хилкой и на 9 уйдёт);
  • яп. CL 5-9 лвл;  
  • брит CA 5-8 лвл влезут (конечно с фирменной хилкой);
  • брит DD-DL до 9 лвл;
  • Аляска в премы. Нет маняфантазиям!
  • CAV могамин на 7 и Тонэ 8 лвл (серьезно, ВГ, дайте ей кд 12-13 секунд, не зарезанную в очередной раз скорость и это будет нормальный 8 лвл с плюшками от пачки самолётов)
  • Исэ-класс BB и BBV (6 и 7 лвл)

Это так, навскидку. 

 

А, еще можно легко воткнуть япам вторую 10-ку в виде Шинано BB, но с кошерными тип98. Благо проектов Ямато было достаточно и не одним изюмом можно заполнить 9 лвл (с кошерными тип98).

Изменено пользователем Franken
Вспомнил о проектах Ямато и второй их партии.
  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
802 публикации
1 016 боёв
Сегодня в 13:20:25 пользователь Majestic_Princess сказал:

получают лендлизовские машины

 Спасибо дяде Сэму. :Smile_glasses:

Сегодня в 13:22:24 пользователь Mi5hanja3136 сказал:

Самолеты осилили, теперь дело за малым - ветка ЛК СССР.

 Они где-то в одной проектной нише с польскими авианосцами надо думать. :Smile_teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
4 395 публикаций

Простите мне мою бестактность-вам русский родной?

Сегодня в 17:52:56 пользователь Franken сказал:

Как минимум:

То есть мы оба помним да? Речь идет о несалфетных ветках?

Сегодня в 17:52:56 пользователь Franken сказал:

DD-DL

 

Сегодня в 17:52:56 пользователь Franken сказал:

CL-CA

 

Сегодня в 17:52:56 пользователь Franken сказал:

CA

 

Сегодня в 17:52:56 пользователь Franken сказал:

DD-DL

 

Сегодня в 17:52:56 пользователь Franken сказал:

CAV

 

Сегодня в 17:52:56 пользователь Franken сказал:

BB и BBV

Всё вот это, более уместно на американском сервере, как вы считаете? Всему этому есть в русском языке синонимы.

Ну и возвращаясь к нашей 

Сегодня в 16:35:45 пользователь Franken сказал:

натянутой на глобус совиет фантазий

1. 9-10 уровень французских контр-миноносцев назовите если она, по сути, заканчивается "Могадором".

2.Да хоть на 10-й натягивайте. У вас сова, похоже, из латекса.

3. Кому они нужны?

4.Мы о ветках говорим правда ведь?

5.Всё остальное то же ветки?

Сегодня в 18:41:15 пользователь UltraShirou сказал:

Они где-то в одной проектной нише с польскими авианосцами надо думать. :Smile_teethhappy:

Вентилятору чаще лопасти мойте.

  • Минус 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
4 395 публикаций
Сегодня в 18:41:15 пользователь UltraShirou сказал:

Спасибо дяде Сэму. :Smile_glasses:

Ради интереса почитайте (в сети есть) разбивку по годам этой самой помощи, сравните с производством/выпуском отечественной промышленности. Во время подсчетов-следите за шаблоном.

  • Плюс 1
  • Круто 1
  • Ха-Ха 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Глобальный модератор
17 748 публикаций
577 боёв
Сегодня в 17:52:56 пользователь Franken сказал:

если захотеть, Пола с хилкой и на 9 уйдёт

То-то же "Альжери" на 7-м уровне...:)

 

Сегодня в 18:57:47 пользователь Richelieu_381 сказал:

1. 9-10 уровень французских контр-миноносцев назовите если она, по сути, заканчивается "Могадором".

9-й "Могадор"

10-й "Клебер"

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
802 публикации
1 016 боёв
Сегодня в 19:01:11 пользователь Richelieu_381 сказал:

Ради интереса почитайте (в сети есть) разбивку по годам этой самой помощи, сравните с производством/выпуском отечественной промышленности. Во время подсчетов-следите за шаблоном.

 Вы предлагаете сравнить все протоколы лэнд-лиза с производством местных летающих пиломатериалов? Или каким-нибудь иным чудом советского [...]прома? Нет, я не против цифр. Их можно любые нарисовать. Но я более, чем уверен, что вы правы. Почему нет? Ведь как известно, даже не очень богатая Гватемала в вопросе производства коровьего навоза вовсю дышит в затылок передовой Германии. И поговаривают, что даже обгоняет и немцы им на самом деле в подметки не годятся.

  • Плюс 1
  • Минус 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
4 395 публикаций
Сегодня в 19:08:32 пользователь Darth_Vederkin сказал:

9-й "Могадор"

10-й "Клебер"

хорошо 1 есть.

Сегодня в 19:12:51 пользователь UltraShirou сказал:

Вы предлагаете сравнить все протоколы лэнд-лиза с производством местных летающих пиломатериалов? Или каким-нибудь иным чудом советского [...]прома? Нет, я не против цифр. Их можно любые нарисовать. Но я более, чем уверен, что вы правы. Почему нет? Ведь как известно, даже не очень богатая Гватемала в вопросе производства коровьего навоза вовсю дышит в затылок передовой Германии. И поговаривают, что даже обгоняет и немцы им на самом деле в подметки не годятся.

не не не.  вам конкретно я уже ничего не предлагаю.:)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
4 395 публикаций
Сегодня в 19:08:32 пользователь Darth_Vederkin сказал:

9-й "Могадор"

10-й "Клебер"

Кстати. А кого со 2-го по 6-й?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×