Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Cesarevich_EU

Лёгкий крейсер «Georges Leygues»

В этой теме 20 комментариев

Рекомендуемые комментарии

7 104
[LEGIO] Cesarevich_EU
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
12 641 публикация
8 332 боя

5fBVTAg.png

 

Приближается 73-я годовщина Дня Победы в Великой Отечественной войне, команда волонтеров проекта World of Warships посвящает этим знаменательным событиям серию статей посвященных кораблям союзников.

 

Легкий крейсер "Georges Leygues"

 

jyowBu7.png

 

Заложенный в сентябре 1933 года крейсер   "Georges Leygues"   (рус. "Жорж Лейг"), относился к типу новейших легких крейсеров французского флота – типу "La Galissonniere". Это были одни из наиболее сбалансированных легких крейсеров своего времени, сочетавшие в себе хорошее бронирование, достаточно мощное вооружение и неплохую скорость хода.

 

На долю этого корабля не выпало никаких подвигов, в том смысле, которое обычно придается этому слову. Его подвиг заключался в другом – бессильно наблюдать за тем как гибнут собратья, как капитулирует Родина, и как вчерашние союзники превращаются в противников. Но "Georges Leygues" повезло, пройдя все испытания, он избежал гибели, и 13 сентября 1944 года – возвратился домой, в Тулон, где двумя годами ранее погибли его братья - "La Galissonniere", "Jean de Vienne" и "Marseillaise".

 

Вошедший в 1937 году в состав вновь сформированной 4-й дивизии крейсеров корабль, в том же году участвует в походе на Дальний Восток, продолжавшийся более 4-х месяцев, и завершившийся в 14 марта 1938 года, когда "Georges Leygues" бросает якорь в Бресте. Во время учений флота в Атлантике в феврале 1939 года, крейсер в темноте таранит свой эсминец "Bison", начисто отрывая последнему носовую часть вплоть до ходового мостика. В отличии от эсминца, сам крейсер повреждений не получил, и своим ходом прибыл в Брест. 1 июля 1939 года, "Georges Leygues" входит в состав Рейдерского соединения (Force de Raid), для противодействия немецким боевым кораблям в Атлантике. 2 сентября 1939 года, "Georges Leygues" участвует в сопровождении крейсера-минзага "Pluton" в Касабланку. Осень 1939 года "Georges Leygues" проводит в сопровождении конвоев в Атлантике и безуспешных поисках немецких линкоров "Scharnhorst" и "Gneisenau".

 

jWuxHMY.jpg

"Georges Leygues" и линкор "Richelieu" (на заднем плане), Дакар 1940.

 

К моменту подписания перемирия между Францией и Германией, "Georges Leygues" покинул Атлантическое побережье Франции и перебазировался в Алжир, где под командование адмирала Буррагэ сосредоточились и остальные крейсера 4-й эскадры. Georges Leygues повезло, и будучи переведенным в Тулое - он избежал огня британских линкоров при атаке Мерс-Эль-Кебира. В августе 1940 года, 4-я эскадра контр-адмирала Буррагэ ведомая "Georges Leygues", совместно с 10-м дивизионом контрминоносцев (корабли типа "Le Fantasque"), вышла из Тулона и взяла курс на Дакар, для восстановления порядка во французских колониях Западной Африки.  На рассвете 11 сентября, корабли прошли Гибралтарским проливом, без какого-либо противодействия со стороны Королевского флота и прибыли в Касабланку. 20 сентября 1940 года, "Georges Leygues" прибывает в Дакар.

 

В рамках успешной обороны Дакара, крейсер участвует в столкновениях с Королевским флотом, и наносит повреждения британскому линкору "Barham"В 1941-1942 годах, "Georges Leygues" базируется на Дакар и проводит время в учебных походах и защищает французские интересы в регионе. Так, в апреле 1941 года, "Georges Leygues" совместно с "Montcalm"  отбивает у англичан захваченный ими французский транспорт "For de France", и конвоирует его в Касабланку. В мае происходит аналогичная, но к сожалению безуспешная операция, в рамках которой французские корабли пытались обнаружить и освободить транспорт "Burbonne". Несмотря на обилие задач, постепенно начинает сказываться нехватка топлива, которая сильно ограничивает активность французских кораблей.

 

SyfxCy4.jpg

Пленные немецкие моряки с блокадопрорывателя сходят на берег с борта "Georges Leygues".

 

14 ноября 1942 года, власть во французских владениях в Африке взял в свои руки адмирал флота Дарлан (amiral de la flotte Jean Louis Xavier François Darlan), который призвал французов выступить против стран Оси на стороне союзников. Несмотря на сложности различного характера (материальные и не только), уже в январе 1943 года "Georges Leygues" принимает участи в операциях совместно с флотом США. В апреле 1943 года "Georges Leygues" перехватывает и топит немецкий блокадопрорыватель "Portland", а в мае того же года – уходит на модернизацию в США. В ноябре 1943 года, обновленный "Georges Leygues", совместно с другими французскими крейсерами начинает планомерное патрулирование в поисках немецких блокадопрорывателей. Выполнив около 13 походов, в первой половине 1944 года крейсер начинает готовиться к тому, о чем его команда мечтала на протяжении долгих лет – освобождению Франции.

 

ASaCPYB.jpg

"Georges Leygues" окрашен в американский камуфляж MS22, после ремонта в США.

 

6 июня 1944 года, "Georges Leygues" и "Montcalm" под командованием контр-адмирала Жожара открывают огонь по родной земле – местечкам Сен-Лоран и Сен-Онорэн. Вплоть до 10 июня французские крейсера поддерживают огнем союзные войска, пока линия фронта не продвигается вперед настолько, что выходит за пределы дистанции стрельбы 152-мм орудий "Georges Leygues" и "Montcalm". За 27 стрельб, проведенных в рамках поддержки войск в Нормандии, "Georges Leygues" выпустил по врагу не менее тысячи снарядов калибром 152-мм. 15 августа 1944 года "Georges Leygues" поддерживает огнем уже другую высадку союзных войск – в рамках операции "Драгун". 20 августа крейсер получает попадание в кормовую часть, которое полностью уничтожает один из 4-х ствольных бофорсов. Но крейсер "работает" не зря, эффективная артиллерийская поддержка союзных сил дает свои плоды и 28 августа немецкий гарнизон Тулона сдается.

13 сентября 1944 года, следуя в кильватер "Georges Leygues", французские корабли возвращаются домой, и трехцветные флаги вновь видны над главной базой французского флота – Тулоном. Говорят, у французов есть традиция, по которой у кораблей, возвращающихся после длительного похода, флаги увеличиваются на 1 метр за каждый месяц, проведенный вдали от Франции. Говорят, что входя на рейд Тулона, "Georges Leygues" нес на мачте флаг огромного размера. Так ли это было на самом деле – сложно сказать, но изучая фото хроники тех лет, кажется, что "Georges Leygues" и впрямь несет флаг куда более крупного размера чем обычно.

 

k4uW9c6.jpg

"Georges Leygues" и "Émile Bertin" входят в гавань Тулона.

 

После освобождения юга Франции, "Georges Leygues" совместно с остальными кораблями французского флота участвует в окончательном изгнании немцев из района Средиземноморья. Корабль обстреливает береговые позиции, сопровождает конвои, перебрасывает подкрепления, поддерживает высадки и прикрывает союзные корабли от немецкой авиации. 21 апреля 1945 года, интенсивно эксплуатировавшийся "Georges Leygues" уходит на ремонт в Касабланку, в котором он и встретит окончание войны. В послевоенные годы "Georges Leygues" использовался в качестве быстроходного транспорта, демонстрировал флаг воссоздаваемого французского флота, успел "повоевать" в разнообразных "горячих точках" послевоенного Средиземноморья, а в 1957 году был выведен в резерв.

 

5Vzc7yi.jpg

Послевоенное фото "Georges Leygues".

 

Время неумолимо по отношению ко всему, не только к людям. За много лет службы "Georges Leygues" прошел более 400 тысяч морских миль, и наконец в 1961 году, ветеран французского флота возвратился в освобожденный им 17 лет назад Тулон, для того чтобы никогда больше не выйти в море.

 

Литература:

1. Патянин С., Французские Крейсера Второй Мировой;

2. Патянин С., Дашьян А., Балакин К., Все крейсера Второй Мировой;

3. Патянин С., Дашьян А., Митюков Н., Иванов В., Гайдук А., Барабанов М., Все флоты Второй Мировой;

4. Гаррос Л., Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне;

5. Georges Leygues (1936).

Изменено пользователем Cesarevich_EU
  • Плюс 35
  • Круто 5
  • Минус 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
6 848
[WG] Mebius_lW
Коллекционер, Мододел
4 521 публикация
7 146 боёв

Отличная статья, спасибо! :Smile_great:

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
7 982
[WG-V] nevic
Лоцман
20 451 публикация
10 143 боя

Спасибо!

Великолепно написано.

Всё как я люблю, кратко, лаконично и с душой.

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
46 публикаций

По поводу форматирования, раз начали, то выравните все фотографии по центру.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2 193
[BARR_] jonking_1
Лидер Форума
3 361 публикация
3 868 боёв

Супер! :cap_like:

 

Еще бы прямо в клиенте сделать ссылки на такие исторические статьи по кораблям - было бы интересно!

К примеру, после тяжелого боя - рассматриваешь корабль в порту - и можешь нажать на иконку/вкладку где есть возможность почитать историческую статью про данный корабль/серию кораблей. Думаю было бы интересно и познавательно.

  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
7 104
[LEGIO] Cesarevich_EU
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
12 641 публикация
8 332 боя
Сегодня в 09:16:56 пользователь Ernst_Lindemann сказал:

По поводу форматирования, раз начали, то выравните все фотографии по центру.

Яволь герр капитан.

  • Плюс 2
  • Круто 1
  • Минус 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
971
[SHIMA] Ariane
5 221 публикация

Прочту, думаю будет интересно и познавательно.:fish_book:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
832 публикации
970 боёв
В ‎02‎.‎05‎.‎2018 в 17:13:45 пользователь Cesarevich_EU сказал:

и конвоирует его в Касабалнку.

Это что за город-порт такой?

 

зы ни фига не видно...все глаза сломал, пока прочитать пытался...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
7 104
[LEGIO] Cesarevich_EU
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
12 641 публикация
8 332 боя
Сегодня в 10:38:48 пользователь GipsyDanger80 сказал:

Это что за город-порт такой?

 

зы ни фига не видно...все глаза сломал, пока прочитать пытался...

Чукча имел тройку в школе, поэтому очепятывается даже в словах из трех букв, например в слове "омл". :cap_haloween: 

ЗЫ: поправил, спасибо!

Изменено пользователем Cesarevich_EU
  • Плюс 1
  • Минус 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
6 677
[-ZOO-] Linegiv63
Коллекционер, Старший бета-тестер
11 049 публикаций

Было интересно :cap_like:+

  • Плюс 1
  • Минус 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
203 публикации

Отличный трактат. Прочитал с удовольствием-с.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
487
[FC] Ma_Fa
Коллекционер-испытатель
2 044 публикации
13 338 боёв

Вот такой прем нужен был. А не убожество De Grasse...

 

UPD: Модераторы, пожалуйста, аннулируйте жалобу на тему. Случайно ткнул.

Изменено пользователем Ma_Fa
Случайно ткнул в жалобу

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Коллекционер
7 550 публикаций
В 02.05.2018 в 17:13:45 пользователь Cesarevich_EU сказал:

совместно с другими французскими крейсерами начинает планомерное патрулирование в поисках немецких блокадопрорывателей.

А можно поинтересоваться в целях повышения образованности, что это за зверушки такие:cap_popcorn:?

з.ы.Правда не в курсе, а гуглить лениво:fish_sleep:.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
7 104
[LEGIO] Cesarevich_EU
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
12 641 публикация
8 332 боя
Сегодня в 14:13:16 пользователь Ssupersvintuss сказал:

А можно поинтересоваться в целях повышения образованности, что это за зверушки такие:cap_popcorn:?

з.ы.Правда не в курсе, а гуглить лениво:fish_sleep:.

Как правило это были коммерческие пароходы, которые использовались странами Оси, для перевозки грузов сквозь союзную блокаду. Такие корабли могли нести дополнительное оборудование, позволявшее изменить силуэт корабля (и тонны краски, чтобы после каждой встречи - перекраситься во что-то другое), могли нести вооружение. 

Немцам, например, постоянно нехватало всякого там каучука, вольфрама, которого у японцев было в достатке, а японцам нужна была немецкая технология и всякое прочее. 

В первые годы войны там даже неплохой процент от общего кол-ва вышедших кораблей прорывался, а вот позднее - союзники все почти наглухо перекрыли.

Там довольно интересный пласт войны на море, вообще-то. 

  • Плюс 4
  • Минус 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Коллекционер
7 550 публикаций
Сегодня в 14:28:49 пользователь Cesarevich_EU сказал:

Как правило это были коммерческие пароходы, которые использовались странами Оси, для перевозки грузов сквозь союзную блокаду.

Ага, вот это уже понятней. А я-то грешным делом подумал что это рейдеры какие-нибудь или вообще ребята Дёница. А тут типа арктических конвоев, но с "другой" стороны. Ясно-понятно, спасибо:cap_yes:.

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
7
[-ATOM] eglantier02
102 публикации
4 424 боя

Спасибо, интересная статья

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
587
[LEGIO] Xappuep
Коллекционер
2 079 публикаций
8 660 боёв

супер, молодцом

  • Плюс 2
  • Минус 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
800 публикаций
9 902 боя

А кто такой этот Жорж?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
6 848
[WG] Mebius_lW
Коллекционер, Мододел
4 521 публикация
7 146 боёв
Сегодня в 19:36:28 пользователь Skramasaks сказал:

А кто такой этот Жорж?

Французский морской министр и политик.

  • Плюс 1
  • Круто 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
861
[NW] Andrew_Bio
Коллекционер
4 465 публикаций

Позновательно,интересно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×