Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
IronHandOf

Кругосветный вояж Джорджа Энсона

В этой теме 2 комментария

Рекомендуемые комментарии

4 687
[VENOM] IronHandOf
Коллекционер, Лидер Форума, Коллекционер-испытатель
6 686 публикаций

1. Путь в Тихий океан

 

                В статье об осаде Картахены * , уже рассказывалось о причинах «войны из-за уха Дженкинса» и о рейде английского адмирала Вернона к Картахене и Порто-Белло. Но в рамках колониальной англо-испанской войны 1739–1742 годов эта осада была далеко не единственным событием, достойным отдельного описания. Одним из таких эпизодов стала кругосветная экспедиция небольшой эскадры коммодора Джорджа Энсона.

 

Скрытый текст

Сплав молодости и опыта

В конце лета 1739 года помимо эскадр Вернона и Огля, направлявшихся в Карибское море, английское правительство решило снарядить экспедицию к тихоокеанскому побережью Южной Америки. Её задачей должен был стать грабёж испанских колоний (прежде всего — Лимы, «серебряных ворот» в Тихом океане). Командующим отрядом был назначен кэптен Джордж Энсон, который получил звание коммодора.

В те времена коммодор в английском флоте — это временное звание с правами и обязанностями контр- или вице-адмирала, присваиваемое кэптену. При этом кэптен одновременно командовал и своим кораблём, и вверенными силами. По итогам экспедиции кэптен мог либо вернуться на прежнюю должность, либо стать контр-адмиралом.

Коммодор Джордж Энсон - Кругосветный вояж Джорджа Энсона: путь в Тихий океан | Военно-исторический портал Warspot.ru  Коммодор Джордж Энсон

Состав отряда Энсона был следующим:

  • 60-пушечный корабль «Центурион» (флагман, коммодор Джордж Энсон, эсквайр);
  • 50-пушечные корабли «Глостер» (кэптен Ричард Норрис) и «Северн» (кэптен Эдвард Легг);
  • фрегаты «Перл» (40 орудий, кэптен Мэттью Митчелл) и «Уоджер» (24 орудия, кэптен Денди Кидд);
  • шлюп «Трайал» (8 орудий, 200 тонн, лейтенант Джон Мюррей).

В состав отряда входили и два транспорта с припасами и провизией: пинк «Энн» и шхуна «Индастри».

Согласно правительственному указанию, Энсон должен был взять с собой 500 солдат. Но армейские, словно в насмешку, предложили ему набрать людей из стариков, раненых, больных и инвалидов (так в те времена называли отставных ветеранов), доживающих свой век в пансионате Челси. В результате было отобрано всего 259 солдат, причём некоторые из них прибыли на корабли на носилках. Недостающих было решено заместить морпехами, которые, наоборот, были ещё зелёными юнцами, не знающими даже, как заряжается пушка.

Начальником сухопутного отряда, который Энсон язвительно охарактеризовал как «сплав молодости и опыта», назначили подполковника Крекерода. Коммодор понимал, что времени на обучение у него нет, но плавание обещало быть долгим, там можно было заняться и боевой подготовкой.

В середине августа 1740 года эскадра была готова к выходу, но её задержали сильные ветра, поэтому выйти удалось лишь в начале сентября. Согласно указаниям Адмиралтейства Энсон должен был сопроводить из Дувра с Спитхед большой конвой из 152 транспортов, что и было сделано к 18-му числу. Экспедиция взяла курс на португальскую Мадейру (Португалия тогда оставалась нейтральной), куда прибыла 26 октября.

Энсон посетил губернатора острова, который сообщил ему, что три дня назад в направлении Вест-Индии проследовали семь или восемь линейных кораблей, принадлежащих Испании, которыми, по слухам, командовал хефе ди эскуадра (контр-адмирал) дон Хосеф Писарро. Состав эскадры Писарро был следующим: 64-пушечный «Азия», 64-пушечный «Гипускоа», 30-пушечный «Эрмиона», 50-пушечный «Эсперанса», 54-пушечный «Сен-Эстефан» и 20-пушечный паташ.

Карта кругосветного похода Джорджа Энсона - Кругосветный вояж Джорджа Энсона: путь в Тихий океан | Военно-исторический портал Warspot.ru Карта кругосветного похода Джорджа Энсона

Как оказалось, испанцы, извещённые французами о выходе отряда Энсона, послали вдогонку блокирующую эскадру. Однако Писарро посчитал, что англичане перебрасывают дополнительные силы в Карибское море, поэтому на всех парусах проследовал к Кубе. Энсон выслал на разведку «Трайал», шлюп выдвинулся на 8 лиг (около 40 километров) к западу, но не смог никого обнаружить. Успокоенный сообщением от Мюррея, коммодор направил корабли к острову Санта-Катарина у побережья Бразилии.

21 декабря английская эскадра имела справа по траверзу город Флорианополис и к полудню бросила якорь у португальского острова. К этому моменту на английской эскадре находилось большое количество больных (с одного только «Центуриона» было передано на берег 80 человек). Корабли сразу же встали на полную чистку, палубы мыли уксусом, чтобы предотвратить заразные болезни в убийственном бразильском климате. Англичане загрузили большое количество провизии, так как, согласно плану Энсона, это был последний дружественный порт на пути к тихоокеанскому побережью Южной Америки.

Губернатор Санта-Катарины, имея под боком обширные испанские колонии и опасаясь недружественного отношения испанцев, сразу же сообщил донам об отряде Энсона. Эта весть долетела и до Писарро. Более того: дон Хосеф узнал, что настоящей целью английской экспедиции являются Южные моря, поэтому, даже не успев загрузиться провизией после долгого перехода, взял курс на уругвайский порт Мальдонадо. Однако Энсон имел очень большую фору, и Писарро опоздал: англичане ещё четыре дня назад миновал бухту Мальдонадо и направились к мысу Горн. Хефе ди эскуадра, не заходя в порт, пустился в погоню.

В районе Огненной Земли (со стороны Атлантики) обе эскадры, находившиеся к тому времени в двух лигах (около 10 километров) друг от друга, попали в полосу штормов. Для англичан всё началось с того, что шлюп «Трайал» потерял грот-мачту, и в результате «Глостер» был вынужден взять его на буксир.

Отнесённый ветрами к северу 10 февраля 1741 года фрегат «Перл» в темноте принял корабли Писарро за свои и присоединился к ним, но ошибка быстро раскрылась, и английский фрегат был взят на абордаж командой испанского флагмана «Азия». Однако 17 февраля «Перл» потерялся в дождевом шквале, английская команда связала испанскую абордажную партию, и, миновав пролив ле Мера (между островами Огненная Земля и Статен Айленд), корабль сумел вернуться к своим. Так Энсон узнал, что испанцы в курсе его планов и послали за ним погоню. Поэтому, несмотря на непрекращающиеся шторма, он попытался обогнуть мыс Горн, что ему и удалось.

Берега Огненной Земли - Кругосветный вояж Джорджа Энсона: путь в Тихий океан | Военно-исторический портал Warspot.ru Берега Огненной Земли

Противные ветра помешали испанцам догнать английскую эскадру и навязать ей бой: они так и лавировали у мыса Горн, пытаясь выйти в Тихий океан. Эти же ветра помогли английскому коммодору: он укрылся от штормов в проливе Бигля, за островом Хосте (один из островов архипелага Огненная Земля). Поставив фальш-мачты на «Трайал» и «Глостер» Энсон вылавировал к острову Санта-Инес, где, пользуясь установившейся прекрасной солнечной погодой, закончил ремонт своих судов.

24 февраля был проведён военный совет, где коммодор предложил атаковать один из городов испанского побережья Чили — Вальдивию, откуда идти к островам Хуана Фернандеса, а потом — к побережью современных Колумбии и Панамы. Однако в дело опять вмешалась погода. Оказалось, что отличные летние солнечные дни (в южном полушарии лето длится с декабря по февраль) — это всего лишь затишье перед очередным штормом. Он начался неожиданно 7 марта 1741 года, как раз когда с атлантической стороны южноамериканского континента эскадра Писарро пыталась обогнуть мыс Горн.

В 10 часов утра «Перл» и «Трайал» находились у входа в пролив Магеллана с западной стороны, как вдруг небо очень быстро потемнело и начался шквалистый ветер и дождь. Море взбунтовалось, появились гигантские волны, корабли разбросало по округе. Ветер сменился с юго-восточного на юго-западный, а потом и на западный. Линкоры сумели зарифить, а потом и полностью убрать паруса, экипажи же «Уоджера» и «Энн» замешкались, и их понесло в направлении острова Эрмитэ. Вскоре два несчастных судна исчезли в пелене дождя и тумана.

Энсон направил оставшиеся корабли к Магелланову проливу, чтобы укрыться там от непогоды. С большими сложностями, потеряв почти весь рангоут, суда укрылись в проливе за островом Исла Риско.

Англичанам повезло, а вот испанцы, пытавшиеся в это время обогнуть мыс Горн, получили тяжёлые повреждения. Они не смогли справиться с плохой погодой: в ночь на 7 марта от Писарро отбились «Эрмиона», «Гипускоа» и «Эсперанса». Ветер сменился на западный, и корабли поволокло по направлению к Африке.

Писарро успел флажным сигналом указать своим судам точку рандеву в устье Ла-Платы, где можно было бы переждать шторма. Сам он был отброшен штормом к побережью Анголы и достиг указанного места только в середине мая. Спустя несколько дней на рейде появились «Эсперанса» и «Сен-Эстефан». От остальных не было никаких вестей.

Лишь в октябре неподалёку от Рио-Гранде были обнаружены обломки «Гипускоа», «Эрмиона» же сгинула в море бесследно. Несколько раз Писарро пытался выйти из устья Ла-Платы и пойти в погоню за Энсоном, но плохая погода, помноженная на ужасную подготовку испанских экипажей, препятствовала этому. В конце концов, только «Азия» смогла вернуться в Испанию, все остальные корабли погибли в результате навигационных аварий.

Зарисовки корабельного врача «Центуриона» на Огненной земле во время вояжа Энсона - Кругосветный вояж Джорджа Энсона: путь в Тихий океан | Военно-исторический портал Warspot.ru Зарисовки корабельного врача «Центуриона» на Огненной земле во время вояжа Энсона

Англичане же оставались в Магеллановом проливе до 23 марта 1741 года. Все это время дул пронзительный ветер, гигантские волны разбивались о скалы, дождь чередовался со снегом. Швы на корпусах кораблей от сильной качки разошлись, Энсон был вынужден назначить часть команд на помпы, которые работали круглосуточно, выкачивая воду из трюмов. На военном совете было принято решение: пользуясь улучшением погоды, покинуть столь негостеприимные места и направиться на север, к экватору.

Однако стоило кораблям выйти из пролива, как опять поднялся шквалистый ветер, который разом переломил грот-марсель на «Центурионе», и эскадра срочно вернулась на свою стоянку. Плотники закрепили фальш-мачту, заново поставили паруса и снова попытались выйти в море, но тут налетел шквал сильнее прежнего. Энсон, понимая, что эта погода может длиться на Огненной Земле очень долгое время (а провизия и вода к этому времени у британцев уже были на исходе), всё же решил выйти в океан.

Пользуясь юго-западным ветром, корабли покидали негостеприимное побережье и с убранными парусами дрейфовали на север. В эти мартовские дни Тихий океан сполна показал, что «тихим» Магеллан назвал его по ошибке. Англичан сопровождали снег вперемешку с дождём, волны «высотой до облаков», свинцовое небо, туман. Тем не менее Энсон непосредственно из-за непогоды потерял только одного человека, который не удержался на мачте и улетел в бурлящее море. К сожалению, он сразу скрылся в волнах, и никто не успел кинуть ему даже обломок дерева.

30 марта ветер утих, волнение на море достигало 3–4 балов, что, в общем-то, было терпимо. Но только коммодор приказал поднять паруса, снова посвежело. 1 апреля вновь поднялся сильный шторм, что заставило англичан убрать паруса и вновь отдаться на волю волн. Три дня неистовый норд носил корабли у побережья Южной Америки. Когда буря немного утихла, корабли снова подняли паруса и легли на прежний курс. Если в конце марта с относительно попутным юго-западным ветром корабли почти достигли Пуэрто-Мотт, то 13 апреля они оказались в той же точке, откуда начали свой поход, — у Магелланова пролива.

Карта архипелага Огненная Земля - Кругосветный вояж Джорджа Энсона: путь в Тихий океан | Военно-исторический портал Warspot.ru Карта архипелага Огненная Земля

Эти 40 дней стоили экспедиции четырёхсот с лишним матросов и солдат. Люди умирали каждое утро. Торопливо выслушав молитву пастора, с кораблей в море скидывали трупы в парусине. К тому же один из штормов раскидал корабли по морю. «Северн» и «Перл» отнесло к самому мысу Горн, корабли получили существенные повреждения и решили идти обратно в Англию. Теперь у Энсона остались только линейные корабли «Центурион», «Глостер», шлюп «Трайал» и шхуна «Индастри».

Скрытый текст

осаде Картахены *  - см. "Страсти по Картахене" (https://forum.worldofwarships.ru/topic/106705-страсти-по-картахене/?tab=comments#comment-4482096)

 

 

 

2. Крейсерство поневоле

 

                Небольшая английская эскадра коммодора Джорджа Энсона, отправившаяся осенью 1740 года к тихоокеанскому побережью Южной Америки с целью грабежа тамошних испанских колоний, добрались до места назначения с большими приключениями. Потеряв во время перехода через Атлантику и Магелланов пролив значительную часть людей и несколько кораблей, Энсон был вынужден изменить первоначальные планы. Вместо высадки десантов у крупных испанских городов в Новом Свете он перешел к тактике крейсерской войны.

 

Скрытый текст

Рандеву у острова Робинзона Крузо

25 апреля 1741 года море немного успокоилось, задул южный ветер, что позволило коммодору Энсону дрейфовать на север. Движение в нужном направлении продолжалось до начала мая, когда вновь задули крепкие северные ветра, начались один за другим шторма, пошел снег и дождь. Коммодор, наученный недавним горьким опытом, предусмотрительно укрылся у острова Мадре-де-Диос.

Помимо штормов, на англичан вскоре свалилась и другая напасть – цинга. Плохое питание, холод и голод сделали свое черное дело – у людей распухали и чернели десны, они покрывались красными пятнами, еле ползали, как сонные мухи. На военном совете высказывались мысли причалить к берегу и попытаться купить, захватить или выменять апельсины или лимоны, способные побороть скорбут. Однако тихоокеанское побережье, отделенное от континента мощной стеной Анд, очень неприветливо – тонкая полоска песчаного берега и громадные скалы и горы, прячущиеся верхушками в небе.

В штормах англичане потеряли шлюп «Трайал» и корабль «Глостер».

Стоянка в Мадре-де-Диос - Кругосветный вояж Джорджа Энсона: крейсерство поневоле | Военно-исторический портал Warspot.ru Стоянка в Мадре-де-Диос

8 мая «Центурион» и «Индастри» достигли островов Хуан-Фернандес, но из-за противных ветров никак не могли войти в бухту. Еще в марте Энсон на одном из военных советов указал Сокорро, один из островов архипелага Хуан-Фернандес, как место встречи для отставших и потерявшихся кораблей.

Соккоро, в наше время известный как остров Робинзона Крузо (исп. Isla Robinsón Crusoe) имеет площадь 96,4 км² и является наибольшим из трёх островов архипелага. Он расположен в южной части Тихого океана, в 674 км западнее берегов Чили. До 1966 года он назывался испанцами Isla Más a Tierra (русск. «ближайший к земле остров»). В 1704 году на острове был высажен шотландский моряк Александр Селькирк, который прожил на нём 4 года и 4 месяца в полном одиночестве. Писатель Даниэль Дефо использовал историю его жизни в качестве основы при написании романа «Робинзон Крузо». Имя главного героя этого литературного произведения и носит сейчас остров.

На Сокорро водились одичавшие козы и курицы. В 1680-х годах испанцы попытались заселить остров индейцами, но попытка провалилась, однако козы и куры, взятые с собой переселенцами, расплодились в немалом количестве. А растущие на склонах гор деревья позволяли произвести хоть какой-то ремонт совсем расшатанным английским кораблям.

Лишь в ночь с 9 на 10 июня 1741 года корабли Энсона смогли войти в бухту острова Сокорро. Хотя острова Хуан-Фернандес тогда были необитаемы из-за не очень хорошего климата, для добравшихся сюда британцев они показались раем. 18-го числа в бухту Сокорро к великой радости Энсона вошел и шлюп «Трайал».

26 июня у острова бросил якорь еле дошедший до него из-за убыли в экипаже «Глостер». Однако налетевшим шквалом его сорвало с якоря и вытащило в открытое море. Корабль лавировал у Сокорро с 19 июня, но из-за противных ветров не мог приблизиться к острову. В отчаянии Норрис поднял флажный сигнал, что у него не хватает провизии и людей. Энсон послал шлюпку с водой и вяленным мясом, которая, несмотря на большое волнение, смогла сблизиться с кораблем и пополнить его запасы провизии. Благодаря этим мерам «Глостер» был спасен.

Только 23 июля корабль смог вернуться в бухту.

Шторм – практически постоянное состояние пролива Дрейка у южной оконечности Америки - Кругосветный вояж Джорджа Энсона: крейсерство поневоле | Военно-исторический портал Warspot.ru Шторм – практически постоянное состояние пролива Дрейка у южной оконечности Америки

Время стоянки было употреблено на чистку корпусов, мытье кораблей с уксусом (дабы избежать заразы) и лечение больных. В море постоянно дежурил «Трайал» во избежание внезапной атаки испанцев: от рыбаков англичане узнали, что идальго вооружили в Консепсьоне несколько приватиров (50-пушечный «Консепсьон», 40-пушечные «Сан-Фермино» и «Сакраменто», а также 24-пушечный «Сокорро» под общим командованием капитана Сегуролы).

16 августа дозорными был замечен корабль, идущий к острову. Тотчас же была объявлена тревога, «Центурион» поднял паруса и вышел из бухты. Оказалось, что это был пинк «Энн», который Энсон потерял еще в проливе Дрейка. С помощью капитана пинка удалось восстановить картину гибели «Уоджера» после того, как корабли раскидало у острова Нуар.

Оказывается, на фрегате после смерти Кидда исполняющим обязанности кэптена стал первый лейтенант Чип. Это был умелый, знающий свое дело моряк. Благодаря Чипу «Уоджер» и «Энн» не разбились о скалы острова Эрмитэ, а смогли отдрейфовать к острову Санта-Инес. Несмотря на шторма, маленький отряд упорно двигался к островам Хуан-Фернандес, и уже 14 мая достиг Сокорро.

Но далее произошла череда неприятных неожиданностей. Чип оступился и упал с лестницы, вывихнув руку и сильно ударившись головой, после чего не мог командовать. За власть на корабле разгорелась нешуточная борьба, заводилой оказался гардемарин Козенс.

Чип, пытавшийся утихомирить спорщиков, был ранен из пистолета. Главари мятежа захватили власть на корабле, а сторонников капитана и его самого посадили на лодку и отпустили в чисто море. Благодаря умению Чипа и мастерству господ офицеров (лейтенанты Бирон и Кэмпбелл, гардемарин Элиот) бедняги достигли острова Чилоэ, где были подобраны индейцами и переправлены на континент. Затем Чип и его спутники добрались до португальской Бразилии и на французском пакетботе отплыли в Англию.

Что касается «Уоджера», то первый же его выход в море под руководством нового капитана оказался и последним – корабль из-за невежества Козенса разбило о скалы острова Санта-Клара, находящегося в двух километрах от Сокорро. Несколько человек спаслось, было обнаружено «Энн» и поднято на борт. Именно от них и узнали остальные подробности гибели «Уоджера».

Стоянка эскадры Энсона на острове Сокорро в архипелаге Хуан-Фернандес - Кругосветный вояж Джорджа Энсона: крейсерство поневоле | Военно-исторический портал Warspot.ru Стоянка эскадры Энсона на острове Сокорро в архипелаге Хуан-Фернандес

Вечером 21 августа был созван военный совет, на котором англичане решали, что делать. Слово взял Энсон, который говорил очень долго. Положение выглядело следующим образом: из 961 члена экипажей осталось лишь 335 человек, которых едва хватило бы для комплектования команды одного «Центуриона». Поэтому коммодор предлагал укомплектовать людьми флагман и шлюп «Трайал», полезный для разведки, а остальные корабли сжечь. Впрочем, этого англичане таки и не успели сделать.

С учетом того, что Писарро вряд ли отступился от погони (коммодор не знал о том, что испанцы надолго застряли в Ла-Плате), ни о какой атаке Лимы не стоило даже и думать. Ведь из 500 солдат здоровыми были только 4 самых крепких инвалида. Остальные оставшиеся в живых были очень больны и еще не оправились от цинги. Кроме того, власти Чили и Перу наверняка были предупреждены об английской эскадре, и по морям уже рыскали приватиры испанцев. Дело – табак.

В сложившейся ситуации исходные цели экспедиции оказались недостижимыми, следовательно – надо было ставить новые цели. Энсон предложил идти к берегам Панамы, где следовало попытаться перехватить какое-нибудь богатое испанское судно, после чего плыть домой через Тихий и Индийский океаны. Утром 8 сентября «Центурион» был готов к выходу в море, как вдруг дозорные сообщили, что видят к северо-востоку от острова паруса нескольких кораблей. Подозревая, что по морю крейсируют испанские корабли в поисках англичан, Энсон срочно приказал вернуться на стоянку.

12-го числа была сделана вторая попытка выхода в море. Дул сильный зюйд-вест, «Центурион» лавировал с целью обогнуть Сокорро с запада, когда в 4 или 5 лигах к северо-западу было обнаружено одинокое судно, судя по виду – испанский торговец. Коммодор приказал убрать с палуб все лишнее и бить тревогу. Англичане пустились в погоню. Около 9 часов утра налетел шквал, начался дождь и туман, донам удалось скрыться, но не надолго. В 12.30 Энсон смог сблизиться с купцом на дальность пушечного выстрела и дал залп изо всех орудий правого борта. После четвертого залпа испанец убрал паруса и лег в дрейф.

Энсон отослал на борт старомодной каракки *  абордажную партию во главе с лейтенантом Джоном Самарецом. Самарец приказал испанскому капитану дону Мануэлю Заморе принести накладные на груз. Вскоре даже у лейтенанта брови неудержимо полезли наверх от удивления – оказывается, в качестве груза на 600-тонном галеоне **  «Нуэстра Сеньора дель Монте Кармельо» числились синий японский шелк, сахар, хлопок, табак, чилийский перец, а главное – 450 фунтов серебряных слитков! Вот уж называется – повезло так повезло!

Линейный корабль «Центурион» у берегов Южной Америки - Кругосветный вояж Джорджа Энсона: крейсерство поневоле | Военно-исторический портал Warspot.ru  Линейный корабль «Центурион» у берегов Южной Америки

Допрос Заморы показал, что капитан был совершенно уверен в безопасности вод вокруг архипелага Хуан-Фернандес, ведь несколько дней назад этот район обследовала эскадра Сегуролы. Кроме того, плохую шутку с испанцами сыграли и злоключения Писарро. По возвращении к Ла-Плате хефе ди эскуадра сообщил о жесточайшем шторме, разыгравшемся вокруг мыса Горн. По мнению Писарро, англичане просто разбились о скалы Огненной Земли. Мысли эти излагались так убедительно, что испанцы поверили в слова дона Хосефа. Поэтому «Центурион», появившийся недалеко от Вальпараисо, стал для них совершеннейшей неожиданностью.

Особый интерес вызвали у Энсона сведения, согласно которым после вооружения отряда Сегуролы три его корабля базировались на остров Хуан-Фернандес (ныне остров Александра Селкирка, или Самый Дальний) в том же архипелаге, что и Сокорро, однако снялись с рейда 6 июня, решив, что англичане сгинули в «ревущих сороковых».

Радость от захвата приза быстро прошла и уступила место страху – как довести захваченный корабль с сокровищами до Англии? Энсон решил сжечь шлюп, а всю команду в полном составе перевести на приз. Испанцев (53 матроса, капитана и 25 пассажиров) заперли в трюме, остатки провизии и мелкокалиберные пушки со шлюпа (6- и 4-фунтовые, на вертлюгах) перенесли на «Нуэстра Сеньора дель Монте Кармельо».

Однако перед сожжением 8-пушечный «Трайал», текущий как решето (в его трюме постоянно было до 3 футов воды), сослужил хорошую службу. 24 сентября, после 36-часовой погони, шлюп захватил 600-тонный галеон «Арранзазу» с грузом серебра на 5000 фунтов стерлингов (на 1717 год эта денежная единица содержала 120 грамм серебра) и привел приз к Сокорро.

Энсон поменял планы. Кэптену Саундерсу (сменившему умершего Мюррея) он приказал всей командой перейти на «Арранзазу», которая теперь именовалась фрегатом Его Величества «Трайал». Также на захваченный галеон были перенесены все ремкомплекты и тяжелые пушки, после чего корпус шлюпа был сожжен. Поскольку матросов катастрофически не хватало, англичане наняли часть из пленных испанцев, индейцев и мулатов.

Энсон, так легко захвативший два богатых приза, строил теперь далеко идущие планы, намереваясь устроить крейсерскую войну у Вальпараисо и Кальяо. Но испанцы, обеспокоенные пропажей двух больших кораблей, уже послали к островам Хуан-Фернандес свою эскадру. Все же до 5 ноября коммодор сумел захватить еще одно судно – 300-тонный «Санта-Тереза-де-Иезус» (капитан Бартоломью Уррунага) с грузом табака, перца, кокосового ореха, воска и красного дерева. Наличных денег на корабле было немного – всего около 170 фунтов стерлингов.

Модель линейного корабля «Центурион» - Кругосветный вояж Джорджа Энсона: крейсерство поневоле | Военно-исторический портал Warspot.ru Модель линейного корабля «Центурион»

10 ноября 1741 года «Глостер», крейсировавший у острова Лобос, атаковал и захватил 270-тонный «Нуэстра Сеньора дель Кармен» со сборным грузом перца, панамского кедра, корицы, железных чушек, воска, и другого малопригодного для англичан товара. Однако в Панаме данный товар можно было продать за 40 тысяч песо (песо содержал 25.57 грамм серебра, 1 фунт стерлингов был примерно равен 4,7 песо).

Среди пленных был обнаружен ирландец-католик, который добродетельными испанскими монахами был обобран догола. Увидев среди команды «Глостера» своих соотечественников, он сразу воспылал большой любовью к предприятию коммодора Энсона. Ирландец сообщил командующему «Глостером» первому лейтенанту Брэтту (Норриса похоронили на Сокорро), что из перуанского порта Паита вскорости выходит судно, доверху груженое серебром. Он выказал желание провести корабли до порта и скромно просил (если информация окажется верной и господа англичане захватят-таки сокровища проклятых донов) только лишь возместить ему потери, что-то около четырех-пяти тысяч песо.

Узнавший об этом Энсон решил организовать нападение на Паиту. 12 ноября около 10 часов вечера 60 человек с 3 пушками под командованием Брэтта высадились в 5 лигах южнее города. Городок Паита представлял собой обыкновенное поселение с одноэтажными глиняными бараками, где жило примерно 200 испанских семей и примерно столько же индейцев и негров. Проделав быстрый марш, англичане атаковали город, однако испанцы открыли огонь из пушки, находящейся на бруствере, окружавшем город, и матросы залегли в лощине.

Перуанский порт Паита, современный вид - Кругосветный вояж Джорджа Энсона: крейсерство поневоле | Военно-исторический портал Warspot.ru Перуанский порт Паита, современный вид

Одновременно с Брэттом к берегу двинулся и Энсон с двумя кораблями («Центурионом» и «Глостером»). Правда, количество канониров позволяло вести огонь только паре десятков орудий, все свободные моряки были вооружены для участия в десанте. Испанцы заметили корабли и открыли огонь с прибрежного форта, однако не успели они произвести и пары залпов, как шлюпки с «Центуриона» причалили к берегу и оттуда выскочили первые морпехи.

Отряд из 40 человек быстро отогнал испанских канониров от пушек, и английские корабли вошли в гавань. Тем временем подчиненные Брэтта, разделившись на два отряда, атаковали с суши дом губернатора и форт. Одновременная атака с суши и с моря вызвала в городе панику, губернатор сумел бежать, солдаты же сдавались англичанам целыми группами.

У мола Брэтт обнаружил человек 50 негров, которые не оказывали сопротивления и сидели в сторонке, уныло жуя табак. За небольшую плату они согласились снести все сокровища из таможенного склада к прибрежному форту, и далее – на корабли. Серебро на сумму в 6000 фунтов стерлингов грузили на «Трайал», который из-за своей небольшой осадки мог подойти близко к пирсу, а потом – перегружали на корабли, дрейфовавшие примерно к югу от города. Погрузка длилась три дня.

15 ноября Энсон приказал Брэтту перед уходом поджечь город, что и было сделано. Но – вот закоулки английской души – в Паите было решено освободить всех испанских пленных, поскольку охранять их было по большому счету некому. Общая сумма захваченных англичанами призов к этому времени достигла 57 тысяч песо.

 

Скрытый текст

каракки *   - 

(итал. Carасса, исп. Carraca) — большое парусное судно XVXVI веков, распространённое во всей Европе. Отличалось исключительно хорошей по тем временам мореходностью, с чем связано активное использование каракк для плаваний в океанах в эпоху Великих географических открытий.

Использовались и как торговые, и как военные корабли. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Каракка)

320px-Vittore_carpaccio%2C_leone_di_san_

 

Каракки на картине Витторе Карпаччо, современника эпохи, 1516

 

 

галеоне **  - (исп. galeón, также галион, от фр. galion) — большое многопалубное парусное судно XVIXVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение постоянных перевозок между Европой и американскими колониями. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища и в сражении Непобедимой армады, произошедшем в 1588 году. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Галеон)

350px-Roman_Polanski_Ship_4.jpg         350px-Mauritius_-_Detail_uit_Het_uitzeil

Галеон «Нептун» в Генуе, Италия                                                                Нидерландский галеон. С картины XVII века
                                 

 

 

3. Захват «манильского галеона»

 

               В июне 1744 года коммодор Джордж Энсон наконец вернулся в Англию из своей кругосветной экспедиции. С ним осталась лишь десятая часть от команды, которая вышла в море четырьмя годами ранее. Но крейсерская война эскадры Энсона в Тихом океане оказалась настолько удачной, что захваченные испанские трофеи на несколько лет покрыли потребности Англии в серебре для чеканки монет.

 

Скрытый текст

В ожидании «манильского галеона»

Как мы помним, в середине ноября 1741 года Энсон совершил успешный налет на Паиту. Вскоре после этого к «Центуриону» вернулся «Глостер», производивший рейд севернее. С собой он привел два маленьких нао с грузом хлопка. Энсон приказал внимательно проверить груз, и оказалось, что под наваленным сверху хлопком были спрятаны серебряные слитки и монеты на сумму около 12 000 фунтов.

Кроме того, испанские капитаны, напуганные проницательностью английского коммодора, рассказали ему, что вскоре из Акапулько к Филиппинам выходит так называемый «манильский галеон», большое 1200-тонное судно, доверху груженое серебром и колониальными товарами для торговли в Китае и Индии. Впрочем, эти данные не соответствовали действительности и более походили на байки. Характеристики реального «манильского галеона» будут приведены ниже.

Этот корабль обычно делал в год два рейса. В январе – феврале он, забитый песо под завязку, отплывал из Акапулько в Манилу, а в июле с Филиппин возвращался с колониальными товарами в Новую Испанию. Чаще всего испанские моряки после выхода из Акапулько, находящегося на 17 параллели северной широты, спускались вдоль центральноамериканского побережья до широты в 13–14 градусов, где дули пассаты. Далее они плыли по маршруту остров Койба — остров Гуам — Манила. Энсон знал об этом, поэтому сполна оценил уникальную возможность атаковать и при удачном стечении обстоятельств захватить большой галеон из Акапулько, с трюмами, полными серебра.

Побережье острова Койба, Панама - Кругосветный вояж Джорджа Энсона: захват «манильского галеона» | Военно-исторический портал Warspot.ru Побережье острова Койба, Панама

Сразу же был взят курс к побережью Панамы, к острову Койба. 3 декабря 1740 года впередсмотрящие увидели берег, а 5 числа корабли бросили якорь у Койбы. На острове англичане пополнили запасы свежей воды и очистили днища своих кораблей, а также произвели неотложный ремонт. Энсон устроил своим командам небольшой отдых — матросы нежились на золотых песчаных пляжах, охотились за черепахами, опивались кокосовым молоком, в общем – расслаблялись, как могли.

12 декабря англичане крейсировали у мыса Корриентес в ожидании «манильского галеона», но ни в этот день, ни в последующие так и не смогли его обнаружить. Коммодор начал беспокоиться, что испанцев все-таки упустили, ибо надвигалось время штормов. К концу месяца беспокойство достигло такой степени, что в Акапулько послали небольшой бот, выкрасив его паруса в черный цвет, чтобы разведать, стоит ли еще на якоре «манильский галеон». Бот так и не смог пробиться к гавани, но призовая команда сумела захватить рыбацкий баркас с тремя рыбаками на борту, которые были допрошены и рассказали, что вице-король Новой Испании отложил выход галеона до 14 марта.

Весь февраль и начало марта британцы провели в ожидании. Очень не хватало воды и рабочих рук. 7 апреля Энсон решил сжечь фрегат «Трайал» (испанский приз), а его команду перевести на «Глостер», который испытывал большие проблемы с численностью экипажа.

Переход через Тихий океан

Тем временем слухи об английской эскадре дошли до вице-короля Новой Испании, и выход «манильского галеона» был в очередной раз отложен. Издерганный коммодор решил спускаться до 13 градусов северной широты и идти к Китаю, надеясь, что там он все же сможет перехватить испанский корабль. Во время этого перехода из-за порывистых ветров «Глостер» потерял грот-мачту, что сильно замедлило скорость движения отряда.

20 мая эскадра поймала пассат и пошла курсом на юго-запад. 26 июля, в 300 лигах (примерно в 1 400 километрах) от острова Ладронес из группы Марианских островов на «Глостере» открылась большая течь. Корабль полностью исчерпал свои ресурсы. Героические усилия команды помогли протянуть ему еще почти три недели, и все же 15 августа, свезя все самое ценное на «Центурион», англичане затопили корабль.

«Манильский галеон» в разрезе - Кругосветный вояж Джорджа Энсона: захват «манильского галеона» | Военно-исторический портал Warspot.ru «Манильский галеон» в разрезе

23 августа Энсон достиг Марианских островов. Через три дня на Тиниане англичане закупили провизии и пополнили запасы питьевой воды. Коммодор решил дать измученной команде передышку (только на берег сгрузили 128 человек больных, в том числе и самого Энсона), моряки отдыхали на островах до середины сентября 1742 года. В это же время был произведен и ремонт «Центуриона».

18 сентября корабль вышел в море, но тут начался жестокий шторм, который снес судно на 20 лиг (около 100 км) к югу. Энсон с упорством повернул назад, на север, и 9 октября подошел к Гуаму. В поисках «манильского галеона» коммодор пошел к Формозе (Тайвань), а потом в португальский порт Макао на побережье Китая.

Португальцы приняли англичан холодно – губернатор впрямую заявил британцам, что расценивает их вояж, как пиратский, поскольку не только испанские, но и португальские, китайские, японские, голландские торговцы с нетерпением ждут галеона из Акапулько. Торговля в результате действий англичан совсем заглохла, и он не видит в этом ничего хорошего.

Пути «манильского галеона» в Тихом океане и «серебряного флота» в Атлантическом - Кругосветный вояж Джорджа Энсона: захват «манильского галеона» | Военно-исторический портал Warspot.ru Пути «манильского галеона» в Тихом океане и «серебряного флота» в Атлантическом

Тем не менее, португальцы разрешили Энсону воспользоваться ремонтными мощностями Макао. К середине марта 1743 года корабль был полностью отремонтирован и готов к выходу. 5 апреля коммодор вышел в море и стал крейсировать к северу от Филиппин, ожидая «манильский галеон». По расчетам Энсона выходило, что в этом году будет два подобных корабля, поскольку отправку первого он сорвал осенью прошлого года. Мысли о том, как захватить 50-пушечный большой галеон, который наверняка имел 500–600 человек экипажа (тогда как у англичан осталось всего 227 человек, из которых 30 — юнги), не заботили командующего экспедицией.

Удача любит настойчивых

«Центурион» бороздил океан между Формозой, Макао и Филиппинами. Энсон был уверен в успехе. Наконец 20 июня 1743 года около полудня у мыса Эспириту-Санту (филиппинский остров Самар) «манильский галеон» был обнаружен. Увидев незнакомое судно, испанцы подняли все паруса и взяли курс на сближение. Как позже признавался капитан галеона дон Жерониму де Монтеру (португалец по происхождению, перешедший на испанскую службу), никто не ожидал увидеть здесь англичан.

Энсон специально разместил на марсах 30 отборных стрелков, и когда расстояние между кораблями составляло около лиги, британцы открыли частый ружейный огонь, а также дали два выстрела из носового орудия. Испанцы начали неумело разворачиваться оверштаг и открыли огонь из орудий левого борта, тогда как «Центурион» повернул на два румба и давал залп за залпом из пушек опердека. Подойдя к галеону вплотную, британцы из пушек на вертлюгах палили холостыми зарядами, вылетавшие пыжи зажгли у галеона паруса на бизани, и корабль почти лишился хода.

Испанский галеон назывался «Нуэстра Сеньора де Кавадонга». Рассчитанный на вооружение из 50 пушек, он был построен в Кавите в 1730 году и имел длину 36 м, ширину 9 м, осадку — 5 м. Его водоизмещение составляло 700 строевых тонн, сто было сильно меньше «обещанного 1200-тонника». В 1743 году галеон имел всего 13 пушек – пять 12-фунтовых и восемь 6-фунтовых. На борту находилось 530 человек, половину из которых составляли пассажиры. Экипаж насчитывал 266 человек, в том числе 43 солдата.

Команда «Нуэстра Сеньора де Ковадонга» быстро справилась с пожаром, поставила дополнительные паруса, на палубу выскакивали солдаты, готовясь к отражению абордажа. И в этот момент Энсон приказал пройтись по верхней палубе неприятеля картечью. Двумя залпами англичане буквально залили кровью верхнюю палубу испанца, но галеон вырвался вперед и меткими залпами из ретирадных орудий повредил «Центуриону» бушприт. Жерониму де Монтеру взял курс на филиппинский порт Яллапай, находящийся в семи лигах (примерно в 35 километрах) к северу.

Энсон, предугадав эти действия испанца, поставил все паруса и начал прижимать испанское судно к берегу. Англичане нагнали галеон, и вновь зазвучали частые залпы картечи, а также раскаленных на жаровне ядер. Продолжалось это в течение часа, испанцы по мере сил отвечали, но решило дело одно британское ядро, сбившее брамсель. На грот-мачте галеона взвился белый флаг, и Энсон спустил шлюпки с призовой партией.

Захват галеона «Нуэстра Сеньора де Ковадонга» - Кругосветный вояж Джорджа Энсона: захват «манильского галеона» | Военно-исторический портал Warspot.ru Захват галеона «Нуэстра Сеньора де Ковадонга»

Прибывшие на борт «Нуэстра Сеньора де Ковадонга» англичане обнаружили, что из команды в 550 человек потери испанцев составили 36 человек убитыми и 83 – раненными. Помимо тринадцати орудий крупного калибра, галеон имел также двадцать восемь пушек калибром от 4 фунтов и меньше. В трюмах было загружено серебро в монетах на сумму 1 313 843 испанских песо, а, кроме того, серебряные слитки общим весом в 35 682 унций, кошениль и другие колониальные товары. От пленных англичане узнали, что второй галеон (тот самый, который они блокировали в Акапулько) неделю назад удачно дошел до Манилы.

Потери англичан в этом бою составили 2 человека убитыми и 16 – раненными. Но радость победы чуть не затмилась горечью поражения – на «Центурионе», который вел огонь раскаленными ядрами, начался пожар в непосредственной близости от крюйт-камеры * . Благодаря грамотным действиям экипажа пожар удалось локализовать, а затем и потушить.

Дорога домой

На приз Энсон отправил лейтенанта Джона Самареца с 18-ю матросами, назначив его капитаном «Нуэстра Сеньора де Ковадонга». 30 июня англичане находились у Кантона (Гуанчжоу), где взяли на борт двух китайских шкиперов, а 11 июля бросили якорь в гавани Макао. Там были отпущены все испанские военнопленные и за очень низкую цену – 6000 песо – продан призовой корабль. Затем британцы вернулись в Кантон, где был отремонтирован «Центурион». Китайцы, извещенные о захваченном судне, безбожно задрали цены на провиант и ремонтные работы. Англичанам приходилось платить фунт стерлингов за фунт мяса, и коммодору пришлось вести долгие и сложные переговоры с правителем Гуанчжоу.

Кантон, 40-е годы XVIII века - Кругосветный вояж Джорджа Энсона: захват «манильского галеона» | Военно-исторический портал Warspot.ru Кантон, 40-е годы XVIII века

Лишь 15 декабря 1743 года «Центурион», наполнив трюмы всем необходимым и отремонтировавшись, поднял паруса и взял курс на мыс Доброй Надежды. 11 марта 1744 года он достиг Кейптауна, где бросил якорь. Здесь Энсон нанял 40 голландских матросов, пополнил запасы воды и провизии и 3 апреля взял курс домой. 19-го числа «Центурион» миновал остров Святой Елены, а 10 июня был недалеко у входа в Канал.

От встреченного голландского судна англичане узнали, что между Францией, Испанией и Англией во всю идет война, и что англичане постоянно блокируют Флот Океана в гавани Бреста, однако французские крейсера довольно часто орудуют в Ла-Манше. «Центурион» осторожно пошел вдоль берега Южной Англии и 15-го июня прибыл в Спитхед.

Из 1900 человек, отплывших с Энсоном из Англии, в живых обратно прибыло, совершив кругосветное плавание, только 188 человек. Всего оставшихся в живых, вместе с командами вернувшихся ранее «Северна» и «Перла», осталось 500 человек. За время вояжа были потеряны три корабля, отбились от эскадры и вернулись домой ранее окончания плавания еще два.

Добыча, захваченная Энсоном, была выставлена на всеобщее обозрение на улицах Лондона. Сумма ее, включая колониальные товары, исчислялась суммой в 400 тысяч фунтов стерлингов, из них серебра – на 242 тысячи фунтов. Запас серебра, привезенный командором, оказался столь велик, что Королевский монетный двор после выпуска в 1746 году новых тиражей монет из серебра Энсона с надписью LIMA (в диапазоне от шестипенсовика до кроны) не возобновлял чеканку серебряной монеты до 1750 года.

С корабля «Центурион» сгружают трофеи, которых хватило, чтобы забить под завязку 32 кареты. Картина 1748 года. - Кругосветный вояж Джорджа Энсона: захват «манильского галеона» | Военно-исторический портал Warspot.ru С корабля «Центурион» сгружают трофеи, которых хватило, чтобы забить под завязку 32 кареты. Картина 1748 года.

В призовом же суде разгорелся крепкий скандал. Дело в том, что коммодор решил исключить из раздела добычи офицеров, перешедших на «Центурион» с погибших «Глостера» и «Трайала» на том основании, что те не были назначены в команду флагмана на офицерские должности и формально считались обычными матросами. Обойденные офицеры резонно возражали, что без их участия захват «Нуэстра Сеньора де Ковадонга» и других призов был бы вряд ли возможен. Сначала суд принял их сторону, но вскоре под давлением Адмиралтейства их доля была уменьшена до 500 фунтов на человека вместо положенных 6000 фунтов, полученных офицерами «Центуриона».

Сам Энсон получил 3/8 от добычи, полученной при захвате «манильского галеона», которая, по некоторым оценкам, составила 91 тысячу фунтов стерлингов. Для сравнения, его довольствие за четырехлетнее плавание составило 719 фунтов стерлингов. И даже рядовые матросы «Центуриона» получили по 300 фунтов, что было сравнимо с их зарплатой за 20 лет.

 

Скрытый текст

крюйт-камеры *  - (нидерл. kruit-kamer от kruit — порох и kamer — комната) — во времена парусного флота — помещение на военном корабле, предназначенное для хранения пороха (как бочек с порохом, так и готовых к стрельбе пороховых зарядов) и сигнальных ракет. Располагался, как правило, в носу или корме корабля ниже ватерлинии. Термин вышел из употребления в конце XIX века. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Крюйт-камера)

200px-Porohovoi_yashik.jpg

 
Корабельный пороховой ящик и совок для пороха XVIII—XIX вв.

 

:Smile_honoring:

  • Плюс 7
  • Круто 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
843
[NW] Andrew_Bio
Коллекционер
4 454 публикации

Познавательно и интересно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×