Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
IronHandOf

Несостоявшийся флот Конфедерации

В этой теме 10 комментариев

Рекомендуемые комментарии

4 982
[VENOM]
Участник, Коллекционер, Лидер Форума, Коллекционер-испытатель
6 978 публикаций

1. Пароходофрегаты

 

               С началом Гражданской войны в США американские морские силы и центры военного судостроения остались под полным контролем Союза. Опираясь на полное господство в море, северяне планировали установить блокаду побережья Конфедерации. Оказавшись в непростом положении, южане были вынуждены заказывать постройку кораблей в Европе и хватались за любой шанс купить готовые боевые единицы. В мае 1861 года генерал армии Конфедерации Пьер Борегар волей случая узнал о возможности приобрести десять кораблей-индиаменов при посредничестве британского торгового дома «Фрейзер, Тренхольм и компания». Такая перспектива казалась весьма заманчивой, и генерал начал действовать.

 

Скрытый текст

Подробности этой истории мы знаем лишь по воспоминаниям не всегда объективных очевидцев — к сожалению, никаких иных документальных свидетельств, кроме мемуаров, не сохранилось. После войны бывший президент Конфедерации Джефферсон Дэвис утверждал, что не может вспомнить подобной ситуации. В то же время прочие действующие лица оставили в своих воспоминаниях вполне отчётливую картину событий.

Выгодное предложение

В мае 1861 года во время своей поездки из Чарльстона в Монтгомери генерал армии Конфедерации Пьер Борегар встретил некоего Уильяма Тренхольма, отец которого Джордж Тренхольм был партнёром крупной торговой компании «Фрейзер, Тренхольм и компания» из Ливерпуля (в Чарльстоне она имела своё представительство). Тренхольм-младший сообщил генералу о важном предложении к правительству Конфедерации. Его суть сводилась к следующему: Ост-Индская компания при посредничестве вышеназванного торгового дома готова продать южанам десять своих новых мощных пароходов, в которых она более не нуждается. Владельцы хотели получить за свой флот 2 млн фунтов стерлингов (эквивалент 10 млн долларов). В мемуарах Уильяма Тренхольма акцент сделан на том, что речь шла о только что достроенных кораблях, тип которых указывался как ост-индиамены или просто индиамены. В то время индиаменами называли суда британской Ост-Индской компании или любые корабли, построенные или совершавшие регулярные рейсы из Англии в индийские владения компании.

Президент Конфедерации Джефферсон Дэвис. civil-war.net - Несостоявшийся флот Конфедерации: пароходофрегаты | Военно-исторический портал Warspot.ru  Президент Конфедерации Джефферсон Дэвис.

Оплату планировалось произвести не деньгами, а хлопком по рыночной цене в Великобритании (40 тысяч тюков, примерно 9 тысяч тонн). Ввиду того, что хлопок на рынках Конфедерации стоил впятеро дешевле, чем в Европе, южане должны были потратить на его покупку всего 400 тысяч фунтов. В Великобритании пароходы планировалось снарядить всем необходимым для трансатлантического перехода, при необходимости загрузить оружием и припасами для армии южан, после чего отправить их в любой из доступных портов Конфедерации. Затем британцы должны были забрать оплату в виде хлопка и вернуться в Европу.

Дэвис и Борегар: такие разные воспоминания

Генерал Борегар был впечатлён массой возможностей, которые открывались перед Конфедерацией в случае одобрения этого проекта, и обещал Тренхольму приложить все возможные усилия, чтобы помочь в принятии правительством столь выгодного предложения. В своём письме Борегару, датированном 18 сентября 1878 года, Уильям Тренхольм писал:

«Я хорошо помню, что Вы горячо поддерживали мои суждения (по этому вопросу) и использовали Ваше влияние перед правительством для положительного решения вопроса».

Однако ни поддержка генерала, ни убедительные доводы Тренхольма не дали результата. В том же письме Тренхольм упоминает о том, что никакого обсуждения проекта в его присутствии не велось, но по заданным ему вопросам у него сложилось впечатление, что президент и члены правительства просто не представляют всей важности дела. Правительство Конфедерации было убеждено в том, что война надолго не затянется, а потому далеко идущих планов стоить не нужно. Борегар же в 1861 году высказывал мнение о том, что война будет долгой и ужасной, а после её окончания заявлял, что была упущена важнейшая военная поставка и эту неудачу не смогли исправить ни выносливость, ни героизм солдат на полях сражений.

Генерал армии Конфедерации Пьер Борегар. civil-war.net - Несостоявшийся флот Конфедерации: пароходофрегаты | Военно-исторический портал Warspot.ru  Генерал армии Конфедерации Пьер Борегар.

В своей книге «Взлёт и падение Конфедерации» бывший президент Дэвис даже не упоминает о вышеописанных событиях. По воспоминаниям Дэвиса, в феврале 1861 года (уже на третий день после вступления в должность президента) он направил капитана Рафаэля Семмса на Север в качестве тайного агента, чтобы тот купил оружие, боеприпасы, оборудование, а также суда для военно-морских целей. По возвращении Семмс отчитался о том, что не смог найти подходящих судов. В мемуарах Дэвис сокрушается, что южане, служившие до войны флотскими офицерами, не смогли повести за собой свои команды и угнать корабли на Юг, тем самым лишая Конфедерацию её «законной» доли общеамериканского флота. Дэвис продолжает:

«Параллельно с нашими попытками обзавестись кораблями дома мы послали в Англию компетентного и заслуживающего доверия офицера нашего флота, чтобы там купить или построить суда, которые можно было бы использовать как военные».

Очевидно, президент Конфедерации осознавал важность наличия полноценных военно-морских сил, хотя попытка купить корабли в стане врага выглядит по меньшей мере странной. Отсутствие же решительной государственной поддержки новообразованных ВМС основывалось на негативном предвоенном отношении южан к общеамериканскому флоту. До начала конфликта именно Север был заинтересован в военно-морских силах и торговом флоте для перевозки товаров из южных штатов (прежде всего, хлопка и табака) на европейский и другие рынки. На Юге же практически отсутствовали морские традиции, а потому президент Дэвис не понимал важности ВМС для защиты военных поставок из Великобритании и Франции, а также роли рейдеров в нанесении урона торговле северян.

Чарльз Приоло: бизнес и патриотизм

Ещё одним важным фигурантом этого запутанного дела был Чарльз Приоло — богатый и влиятельный торговец хлопком и постоянный партнёр торгового дома «Фрейзер, Тренхольм и компания». Именно он играл ключевую роль в предложенной сделке.

Пароходофрегаты Ост-Индской компании принимали активное участие в Крымской войне 1853–1856 годов. nmrn.org.uk - Несостоявшийся флот Конфедерации: пароходофрегаты | Военно-исторический портал Warspot.ru Пароходофрегаты Ост-Индской компании принимали активное участие в Крымской войне 1853–1856 годов.

Вот выдержка из письма Чарльза Приоло, отправленного Пьеру Борегару через много лет после войны (25 сентября 1880 года):

«Мой дорогой Генерал! С самого начало борьбы я понимал огромную важность морских портов. Я рассматривал их как лёгкие страны, после перекрытия которых последовало бы удушение. Поэтому я постарался как можно быстрее оказаться в Лондоне, чтобы начать свои поиски судов, которые могли бы длительное время находиться в открытом море и быть достаточно большими и мощными, чтобы нести вооружение равное военным кораблям, или, по крайней мере, справиться с вражескими кораблями, занятыми блокадой побережья. Мне повезло найти как раз то, что и требовалось. Флот первоклассных индиаменов был доступен для покупателя меньше чем за половину стоимости. Они были построены, чтобы нести вооружение, а также использоваться как войсковые транспорты. Четыре из них — большие суда первого класса, а ещё шесть — поменьше, но также полезны для необходимых целей. По соображениям финансового характера корабли более не были нужны собственнику. С помощью эксперта я осмотрел их и сразу вступил в переговоры относительно их покупки. Посредничество в сделке я предложил почтенному мистеру Тренхольму, который, как я полагаю, связался с правительством Конфедерации в Монтгомери».

Приоло считал, что на тот момент не было никаких трудностей в покупке судов, их выходе в море и достижении портов Юга. «Фрейзер, Тренхольм и компания» направили своё предложение представителям Конфедерации до того, как блокадные мероприятия северян развернулись в полную силу. В то время Великобритания ещё не препятствовала подобным сделкам и, как нейтральная страна, вполне могла продать невооружённое судно воюющей стороне — стоило лишь приложить достаточно усилий и не забывать об осторожности. Время на подготовку кораблей к выходу в море оценивалось в шесть месяцев. К сожалению, нам неизвестно, на чём основывалась уверенность Приоло, что на корабли конфедератов завербуется достаточное количество британских моряков, но сам предприниматель не видел в этом проблемы.

Прототипами индиаменов служили пароходофрегаты Королевского флота — такие как «Тигр» 1849 года постройки. nmrn.org.uk - Несостоявшийся флот Конфедерации: пароходофрегаты | Военно-исторический портал Warspot.ru Прототипами индиаменов служили пароходофрегаты Королевского флота — такие как «Тигр» 1849 года постройки.

Приоло так и не дождался прямого ответа от правительства Конфедерации, но был уверен, что его предложение рассмотрено и отклонено. Он был убеждён в ценности судов, а потому затягивал переговоры с продавцами как можно дольше, чтобы предотвратить продажу третьим лицам. Кроме того, Приоло надеялся на то, что со дня на день от правительства придут хорошие вести и сделка состоится. Всё изменилось с ухудшением отношений между США и Великобританией в связи с так называемым делом «Трента», когда две державы оказались на грани войны друг с другом. Британскому правительству немедленно понадобились суда для транспортировки войск и снаряжения в Канаду, и оно зарезервировало индиамены для этих нужд. Сделка была сорвана, никаких переговоров по ней более не велось.

Вооружённые пароходы

О каких же кораблях шла речь и насколько соответствовало действительности предложение от «Фрейзера, Тренхольма и компании»?

После подавления восстания сипаев в 1858 году, в Индии началась административная реформа, в ходе которой страна переходила под прямое управление британской короны, а Ост-Индская компания ликвидировалась. В связи с этим Индийский флот компании терял владельца и выставлялся на продажу. Если обобщить всю информацию, предоставленную конфедератам, то становится ясно, что речь шла о четырёх больших и шести менее крупных колёсных пароходах новой постройки. Характеристики этих судов приведены в отдельной таблице в конце статьи.

«Виктория» — вооружённый колёсный пароход Индийского флота. nmrn.org.uk - Несостоявшийся флот Конфедерации: пароходофрегаты | Военно-исторический портал Warspot.ru «Виктория» — вооружённый колёсный пароход Индийского флота.

Все четыре «больших» парохода имели немалые водоизмещение и длину. К 1861 году они прослужили от 7 до 15 лет, а значит, не могли называться новыми судами. Все они были построены из дерева (те, что сошли со стапелей бомбейских доков — из тика). Стоит отметить, что тиковое дерево — хороший материал для корабельных корпусов и может выдерживать длительное пребывание в солёной воде без негативных последствий. Тик долговечен, прочен, легко обрабатывается и устойчив к гниению. Благодаря столь ценным свойствам тикового дерева до наших дней в качестве корабля-музея сохранился британский фрегат «Тринкомали», спущенный на воду ещё в 1817 году.

Шесть менее крупных пароходов обладали достаточной мореходностью, чтобы перевозить солдат и поддерживать их своими пушками в многочисленных колониальных войнах, в которых участвовали корабли Индийского флота.

«Береника» — вооружённый колёсный пароход Индийского флота. nmrn.org.uk - Несостоявшийся флот Конфедерации: пароходофрегаты | Военно-исторический портал Warspot.ru «Береника» — вооружённый колёсный пароход Индийского флота.

Качество британских паровых машин и котлов для колёсных пароходов было эталонным, а правильное обслуживание и своевременный ремонт позволяли использовать механизмы списанных судов при строительстве новых. Правда, расход угля при ходе под парами был чудовищным, но пароходофрегаты были, прежде всего, парусниками со вспомогательными паровыми установками.

Для проведения колониальной «политики канонерок» колёсные пароходы подходили отлично, а вот для военного корабля огромные гребные колёса в центре корпуса и паровая машина над ватерлинией были слабой стороной. Достаточно было нескольких удачных попаданий, чтобы вывести пароход из строя. Примером может служить бой между крейсером Конфедерации «Алабама» и колёсной канонерской лодкой Союза «Гаттерас». Одним из попаданий в корпус «Гаттераса» был разбит цилиндр паровой машины, и всё машинное отделение наполнилось паром. Один-единственный снаряд вывел корабль из строя: он потерял управление и лишился возможности действовать помпами, огонь в топках начал гаснуть.

Что касается мощности паровых машин индиаменов, то для 1861 года она была уже недостаточной: наибольшая скорость под парами не превышала 8–10 узлов. Для сравнения, колёсные блокадопрорыватели  *  конфедератов разгонялись до 13–14 узлов, что было очень хорошим показателем даже для военных кораблей. Вооружение индиаменов (от пяти до десяти восьмидюймовых гладкоствольных дульнозарядных пушек) можно оценить как опасное для любого небронированного корабля.

Паровой колёсный шлюп (пароходофрегат) флота США «Саскуэханна» 1850 года постройки. civil-war.net - Несостоявшийся флот Конфедерации: пароходофрегаты | Военно-исторический портал Warspot.ru  Паровой колёсный шлюп (пароходофрегат) флота США «Саскуэханна» 1850 года постройки.

Чтобы более объективно оценить боевые характеристики индиаменов, можно сравнить их с аналогами и возможными противниками в довоенном американском флоте. С 1841 по 1850 год в строй вошли четыре пароходофрегата водоизмещением от 2489 до 3825 т, скоростью от 8 до 10 узлов и с вооружением от 9 до 20 восьмидюймовых гладкоствольных пушек. За годы гражданской войны, неся блокадную службу, эти старые корабли захватили 14 судов южан. Осадка всех четырёх «американцев» была такой же большой, как и у индиаменов, и не позволяла действовать на мелководье.

Наконец, самая главная проблема состояла в вербовке экипажей. В мае 1861 года в Англии находились только два из десяти кораблей Индийского флота: «Асаи» и «Пенджаб». Успели бы конфедераты получить остальные пароходы и навербовать почти полторы тысячи моряков до того, как федеральный флот перейдёт от «бумажной» к реальной блокаде? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но в случае заключения сделки эта история могла бы иметь далеко идущие последствия.

В целом предложенные корабли не являлись ни новыми, ни мощными, однако могли быть вполне полезными для южан — особенно в самом начале войны, когда под контролем Конфедерации оставались глубоководные гавани. Пароходы под флагом южан могли бы успеть совершить несколько выгодных рейсов в Европу, а затем стать важной частью активной обороны некоторых портов. Использовать вооружённые пароходы в качестве крейсеров было бы затруднительно из-за особенностей их конструкции, большого экипажа и огромного расхода угля, но цена в 400 тысяч фунтов за целый флот была вполне оправданной.

Характеристики кораблей, предложенных Конфедерации

НАЗВАНИЕ

ГОД

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ

СТРОИТЕЛЬ

КОРПУС

МАШИНА

РАЗМЕРЫ

ВООРУЖЕНИЕ

«Асаи»

1854

2430 т

Бомбей*

дерево

650 ном. л. с.

76 × 12 × 6,5 м

10 × 68-фунт. ГД**

«Пенджаб»

1854

2355 т

Бомбей*

дерево

650 ном. л. с.

76 × 12 × 6,5 м

10 × 68-фунт. ГД**

«Астаха»

1846

1944 т

Блэквелл

дерево

500 ном. л. с.

67 × 11 × 7 м

8 × 68-фунт. ГД**

«Феруз»

1848

1957 т

Бомбей*

дерево

500 ном. л. с.

67 × 11 × 7 м

8 × 68-фунт. ГД**

«Окленд»

1840

1277 т

Нэпир

дерево

220 ном. л. с.

нет данных

6 × 68-фунт. ГД**

«Семирамида»

1837

972 т

Ривер Темз

дерево

300 ном. л. с.

нет данных

6 × 68-фунт. ГД**

«Зенобия»

1851

951 т

Бомбей*

дерево

280 ном. л. с.

59 × 10 × 6,4 м

6 × 68-фунт. ГД**

«Виктория»

1839

963 т

Бомбей*

дерево

230 ном. л. с.

54 × 8,5 × 3 м

5 × 68-фунт. ГД**

«Береника»

1836

896 т

Нэпир

дерево

220 ном. л. с.

52 × 8,8 × ? м

5 × 68-фунт. ГД**

«Леди Каннинг»

1857

711 т

Бомбей*

дерево

160 ном. л. с.

53 × 7,6 × 4,3 м

4 × 68-фунт. ГД**

* Бомбейские доки.

** ГД — гладкоствольные дульнозарядные пушки.

Скрытый текст

блокадопрорыватели  *    -

корабль или торговое судно, осуществляющее преднамеренный вход в блокируемый район или выход из него в целях оказания военной или экономической помощи государству, подвергшемуся блокаде, либо в иных целях, нарушающих режим блокады. Американцы и англичане называют такие торговые корабли блокадными бегунами (англ. Blockade runners), так как с целью прорыва блокады использовались торговые суда с наибольшей скоростью своего времени.

Блокадопрорыватель может быть захвачен или уничтожен блокирующими силами. Согласно международному праву, блокадопрорывателями не считаются госпитальные суда, санитарные транспорты, почтовые суда и суда невоюющих государств, по уважительным причинам не сумевшие вовремя покинуть блокируемый район или оказавшиеся в нём в силу форс-мажорных обстоятельств. Блокирующие силы вправе произвести опрос, остановить и досмотреть такие суда с целью выяснения их статуса.

 

320px-SS_Banshee.jpg

Banshee — блокадопрорыватель времён Гражданской войны в США.
Скрытый текст

Литература:

  1. Nepveux, Ethel S. George: Alfred Trenholm and the Company that went to war, 1861–1865. Charleston SC, 1973.
  2. Roman, Alfred: The Military Operation of General Beauregard in the War between the States 1861 to 1865, New York, 1884.
  3. Jefferson Davis, constitutionalist: his letters, papers, and speeches / collected and edited by Dunbar Rowland. Jackson, Printed for the Mississippi Dept. of Archives and History, 1923.
  4. Basso, Hamilton, Beauregard, the Great Creole. New York, 1933.
  5. Dodd, W. E., Jefferson Davis, Philadelphia, 1907.
  6. Meade, Robert D. Judah P. Benjamin, Confederate Statesman. New York, 1943.
  7. David Lyon and Rif Winfield, The Sail and Steam Navy List: All the Ships of the Royal Navy, 1815–1889, US Naval Institute Press (December 31, 2003), ISBN-10: 1861760329 ISBN-13: 978–1861760326.
  8. Charles Rathbone Low, History of the Indian Navy 1613–1863, 1877.

 

 

2. Клиперы

 

             В самом начале Гражданской войны в США южане упустили возможность приобрести флот ликвидируемой Ост-Индской компании. В это же время одна из британских судоходных компаний выставила на продажу семь железных винтовых клиперов. Покупка сразу целой флотилии готовых кораблей могла значительно расширить возможности южан на море, однако контракт так и не был подписан…

 

Скрытый текст

В 1848 году британский предприниматель и судовладелец Джеймс Лэминг основал Судоходную компанию паровых винтовых судов (General Screw Steam Shipping Company). До этого Лэминг около тридцати лет владел несколькими парусниками, совершавшими регулярные рейсы между Англией и Нидерландами. Для 1848 года идея заменить парусники винтовыми пароходами была если не революционной, то вполне новаторской.

В середине XIX века информация перемещалась по миру со скоростью парусного корабля и содержалась в обычной бумажной переписке. Деловых и личных бумаг циркулировало настолько много, что ими можно было загружать трюмы кораблей, а доставка документов была важным и выгодным делом. Появление пароходов увеличивало надёжность и скорость доставки почты, а при неэкономичности первых паровых машин только дорогие почтовые перевозки могли обеспечить пароходным компаниям хорошую прибыль.

Почтовые пароходы мистера Лэминга

В конце 1849 года на маршрут Ливерпуль — Гибралтар — Мальта — Константинополь вышел первый 500-тонный железный винтовой пароход «Босфор». Вскоре к нему присоединились однотипные «Геллеспонт», «Пропонтида» и «Предвестник». Годом позже компания Лэминга получила контракт на почтовые перевозки между Плимутом и Кейптауном с условиями оплаты в 30 тысяч фунтов стерлингов ежегодно. Бизнес процветал и потребовал расширения. Судостроителю Чарльзу Мэйру из Блэквелла (пригород Лондона), построившему первые четыре парохода, компания заказала ещё более крупные и мощные суда: «Королева Юга», «Леди Джоселин», «Индиана», «Калькутта», «Маврикий» и «Гидасп».

Парусно-винтовой клипер «Леди Джоселин». historic-shipping.co.uk - Несостоявшийся флот Конфедерации: клиперы | Военно-исторический портал Warspot.ru Парусно-винтовой клипер «Леди Джоселин».

В 1852 году новые пароходы стали на почтовые маршруты между Англией, Мадрасом и Калькуттой, став индиаменами — кораблями, совершающими плавания в Индию. В 1853 году ещё одно новое судно компании («Арго») начало осуществлять почтовые рейсы между Англией и Австралией. Фактически это был первый пароходный маршрут между метрополией и её самыми отдалёнными колониями.

В 1854 году и без того немалый флот Лэминга пополнили винтовые клиперы «Золотое руно» (Golden Fleece), «Ясон» (Jason), «Принц» (Prince) и «Крез» (Croesus). В среднем каждый из почтовых маршрутов приносил компании от 10 000 до 30 000 фунтов стерлингов в год (без учёта сопутствующих грузов и пассажиров), а средняя стоимость постройки одного судна на все той же судоверфи в Блэквелле составила 90 000 фунтов стерлингов.

Парусно-винтовой клипер «Золотое руно». Иллюстрация из книги «Mail and passenger steamships of the nineteenth century» - Несостоявшийся флот Конфедерации: клиперы | Военно-исторический портал Warspot.ru Парусно-винтовой клипер «Золотое руно». Иллюстрация из книги «Mail and passenger steamships of the nineteenth century»

Во время Крымской войны 1854–1855 годов все корабли компании были зафрахтованы британским правительством для перевозки солдат, вооружения и припасов из Англии в Крым. Три корабля были потеряны: в ноябре 1854 года во время урагана погиб «Принц», в феврале 1855 года во время докования в Саутгемптоне сгорел «Маврикий», в апреле того же года был уничтожен пожаром «Крез».

Всего под флагом компании действовало 15 судов, в том числе 4 небольших парохода водоизмещением около 500 т и 11 крупных винтовых клиперов водоизмещением около 2500 т. Как упоминалось выше, три крупных клипера были потеряны во время Крымской войны. «Босфор» в 1858 году перешёл в руки частного владельца Уильяма Инмана. «Предвестник» был продан в Россию 14 октября 1856 года. «Геллеспонт» продали с торгов группе частных лиц 22 января 1856 года. «Пропонтида» была продана в 1857 году и участвовала в прокладке трансатлантического телеграфного кабеля.

Из рук в руки

В 1857 году все оставшиеся восемь судов компании были проданы новой Европейской и Американской пароходной судоходной компании (European & American Steam Shipping Company). Согласно записям реестра, новые владельцы получили шесть однотипных пароходов водоизмещением по 1850 т («Королева Юга», «Леди Джоселин», «Ясон», «Индиана», «Золотое Руно» и «Арго»), а также два парохода покрупнее («Гидасп» — 2243 т, «Калькутта» — 2260 т). Приведённые цифры отличаются от построечных характеристик, что связано с различиями в методиках оценки размеров.

Парусно-винтовой клипер «Калькутта». historic-shipping.co.uk - Несостоявшийся флот Конфедерации: клиперы | Военно-исторический портал Warspot.ru  Парусно-винтовой клипер «Калькутта».

Новые владельцы занимались перевозками между Гавром, Бременом и Нью-Йорком, доставляя в США эмигрантов из Европы, а также обеспечивали сообщение с Южной Америкой. С началом восстания сипаев в Индии все суда были зафрахтованы Британской Ост-Индской компанией по 17 тысяч фунтов стерлингов за каждый. На этот раз речь идёт именно о всемирно известной компании, которая использовала пароходы для доставки военных и прочих грузов из Англии в Индию.

В 1859 году в кораблекрушении был потерян «Арго», но на этом неприятности не закончились. Финансовое состояние компании было плачевным, а долги росли. Балансовая стоимость оставшихся семи судов оценивалась в 564 тысячи фунтов стерлингов. К декабрю 1860 года владельцам не оставалось ничего иного, как продать Ост-Индской и Лондонской судоходной компании (East India and London Shipping Company Limited) весь свой флот за 250 тысяч фунтов стерлингов. Новый владелец не имел ни других судов, ни заключённых контрактов на перевозки. До получения в июле 1861 года британских правительственных заказов на перевозку солдат и припасов из Англии в Канаду флотилия практически бездействовала. В то время в её состав входили следующие суда:

  • «Ясон» водоизмещением в 2668 т, спущен на воду 6 августа 1853 года. Единственное судно в серии с паровой машиной фирмы «Джеймс Уатт и Компания» (прочие пароходы снабжались машинами фирмы Модсли).
  • «Золотое руно» водоизмещением в 2768 т, во время Крымской войны использовался как специализированный транспорт для перевозки лошадей (около 500 голов за один рейс). 12 мая 1862 года с этим пароходом произошёл примечательный инцидент. Отношения между Великобританией и США были настолько враждебными, что, когда в открытом море к «Золотому руну» стал приближаться большой пароход, принятый за американский, капитан британского клипера приготовился к бою. Канониры встали к шести длинноствольным 24-фунтовым пушкам и даже сделали несколько выстрелов, однако когда дистанция между судами сократилась, то выяснилось, что это французский транспорт.
  • «Индиана» водоизмещением в 2365 т, спущена на воду 8 апреля 1852 года. Чтобы понять, откуда в России возник столь большой интерес к грузу однотипного «Принца», погибшего во время Крымской войны, стоит заметить, что только в одном из рейсов в сентябре 1857 года в трюмах «Индианы» было 65 тысяч долларов монетами.
  • «Калькутта» водоизмещением в 2261 т, вместимость — до 100 пассажиров при полной загрузке трюмов.
  • «Гидасп» водоизмещением в 2249 т, спущен на воду 30 августа 1852 года. Как и все прочие клиперы серии, он был парусным кораблём со вспомогательной паровой машиной. При использовании одновременно парусов и машины разгонялся до 14–15 узлов.
  • «Леди Джоселин» водоизмещением в 2242 т, оценочная стоимость — 80–90 тысяч фунтов стерлингов. Спроектирован как вспомогательный военный корабль (был полностью готов к установке зарезервированного вооружения), офицеры числились в резерве Королевского флота. В собственности компании — с 18 декабря 1860 года, грузоподъёмность — до 100 пассажиров и 3000 тюков груза. Был зафрахтован британским правительством, в 1862 году перевозил солдат из Индии в Англию, годом позже — из Англии в Новую Зеландию. Фактическая скорость под парами составляла лишь 7 узлов (по данным на 1863 год).
  • «Королева Юга» водоизмещением в 2221 т, спущена на воду 29 октября 1851 года. Построечная стоимость — 70 тысяч фунтов. В салоне на верхней палубе размещались 130 пассажиров. В Крымскую войну использовалась в качестве войскового транспорта, перевозя до 800 солдат за рейс.

Упущенный шанс

Гражданская война в США началась в апреле 1861 года, а в мае посредник ливерпульской торговой компании «Фрейзер, Тренхольм и Компания» Чарльз Приоло уже был готов предложить южанам купить частный Индийский флот ликвидированной британской Ост-Индской компании (не путать с Ост-Индской судоходной компанией) за 2 млн фунтов стерлингов. Рассчитаться планировалось хлопком.

Парусно-винтовой клипер «Арго». Иллюстрация из книги «Mail and passenger steamships of the nineteenth century» - Несостоявшийся флот Конфедерации: клиперы | Военно-исторический портал Warspot.ru Парусно-винтовой клипер «Арго». Иллюстрация из книги «Mail and passenger steamships of the nineteenth century»

С учётом того что сделка по продаже клиперов Ост-Индской судоходной компании была заключена за пять месяцев до начала войны, южане или их представители не смогли бы купить суда за 250 тысяч фунтов. Однако у них было три месяца (с апреля по июнь 1861 года), чтобы попробовать перекупить их у нового владельца. Конечно, сумма сделки была бы куда выше, чем на аукционе в декабре 1860 года, но даже в случае необходимости оплаты наличными деньгами это не должно было стать проблемой. В начале войны Конфедерация располагала значительными средствами в твёрдой валюте и при наличии политической воли могла бы позволить себе покупку всех семи судов.

В случае покупки конфедераты могли бы использовать клиперы для перевозки хлопка из Америки в Европу — доходы от таких рейсов очень скоро покрыли бы все затраты на приобретение кораблей.

Трудно сказать, почему администрации президента Конфедерации Джефферсона Дэвиса не были предложены более современные и подходившие южанам винтовые клиперы. Возможно, в этом не был финансово заинтересован основной коммерческий партнёр южан в Великобритании — «Фрейзер, Тренхольм и Компания». А может быть, представитель этой компании Чарльз Приоло попросту не имел достаточной информации.

Очень полезные корабли

Каждый из пароходов, основные характеристики которых приведены в таблице в конце статьи, был построен с учётом возможности вооружения, и южанам не требовалось бы никаких переделок. Достаточно было просто поставить пушки на главную палубу и погрузить в погреба снаряды и порох. Первоначально вооружением каждого из пароходов могли бы стать 32-фунтовые или 64-фунтовые гладкоствольные пушки (до 20 и 12 штук соответственно). Этого было бы достаточно, чтобы вступить в бой с любым федеральным кораблём из состава эскадры, блокировавшей тот или иной порт Конфедерации. Стоит напомнить, что первые месяцы войны объявленная северянами блокада была «бумажной»: для активных действий у янки просто не хватало кораблей. Из военных кораблей "федералов" только огромные винтовые фрегаты были безусловно сильнее индиаменов. К счастью для южан, пять этих исполинов были поодиночке разбросаны по всем блокадным станциям. Что же касается винтовых и колёсных шлюпов северян, то по размерам и боевым возможностям они равнялись или уступали британским клиперам. Кроме того, южане могли действовать группами кораблей.

Парусно-винтовой клипер «Гидасп». Иллюстрация из книги «Mail and passenger steamships of the nineteenth century» - Несостоявшийся флот Конфедерации: клиперы | Военно-исторический портал Warspot.ru Парусно-винтовой клипер «Гидасп». Иллюстрация из книги «Mail and passenger steamships of the nineteenth century»

Кроме функций прорыва блокады, индиамены значительно лучше колёсных пароходов подходили на роль истребителей торговли Союза. Проанализировав действия своих первых крейсеров, южане пришли к выводу, что рейдером должен быть быстроходный парусник со вспомогательной паровой машиной и приводом на гребной винт. Таких кораблей было заказано шесть (четыре во Франции и два в Великобритании), но ни один из них так никогда и не поднял флаг Конфедеративных Штатов. Водоизмещение строившихся крейсеров составляло около 2000 т, вооружение — до 14 нарезных пушек. Что же касается винтовых клиперов, то каждый из них можно было перевооружить двенадцатью-четырнадцатью 6-дюймовыми или тремя-четырьмя 8-дюймовыми нарезными пушками. В целом для успешных крейсерских операций хватило бы и трёх нарезных пушек на поворотных платформах. Кроме того, экипаж военного корабля на 60% состоял из артиллеристов, поэтому уменьшение их количества серьёзно повысило бы возможности южан по найму экипажей, а также автономность крейсеров.

Наконец, винтовые корабли стали бы донорами механизмов для строительства броненосцев. Известно, что наличие готовых механизмов было стартовой точкой для постройки абсолютного большинства броненосцев Конфедерации. Как правило, эти механизмы были изношены и маломощны, машины же собственной постройки являлись большой редкостью и имели крайне низкие характеристики. Комплект из семи качественных и надёжных британских механизмов дал бы южанам шанс построить больше броненосцев и лучше защитить свои гавани.

Парусно-винтовой клипер «Королева Юга». Иллюстрация из книги «Mail and passenger steamships of the nineteenth century» - Несостоявшийся флот Конфедерации: клиперы | Военно-исторический портал Warspot.ru Парусно-винтовой клипер «Королева Юга». Иллюстрация из книги «Mail and passenger steamships of the nineteenth century»

Доподлинно неизвестно, почему флотилия из семи отличных винтовых пароходов не попала в поле зрения британских партнёров правительства Конфедерации. Эти суда были бы выгодным приобретением и могли бы стать костяком океанского флота южан. Получив флот «под ключ», конфедераты доставили бы множество неприятностей своим врагам. Клиперы могли бы стать трансатлантическими транспортами, кораблями охраны гаваней, океанскими крейсерами или в крайнем случае донорами механизмов для броненосцев. Тем не менее этого не случилось, и флот Конфедерации был обречён вести неравную борьбу в условиях подавляющего превосходства северян.

Характеристики кораблей, предложенных Конфедерации
(все корабли построены в Блэквелле, материал корпуса — железо)

НАЗВАНИЕ

ГОД

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ, Т

МАШИНА

РАЗМЕРЫ, М

РЕЗЕРВ ПОД ВООРУЖЕНИЕ

«Золотое руно»

1853

2768

350 л. с., 9 узлов

85 × 12,8 × 9,4

нет данных

«Ясон»

1853

2668

350 л. с., 9 узлов

85 × 12,8 × 9,4

нет данных

«Индиана»

1852

2365

300 л. с., 9 узлов

74 × 8,8 × 7,6

нет данных

«Калькутта»

1852

2261

300 л. с., 10 узлов

74 × 11,6 × 7,6

20 × 32 фнт, 2 × 10 дм

«Гидасп»

1852

2249

300 л. с., 10 узлов

75 × 11,3 × 7,6

20 × 32 фнт, 2 × 10 дм

«Леди Джоселин»

1851

2242

300 л. с., 9 узлов

82 × 11,6 × 7,6

20 × 32 фнт, 2 × 10 дм

«Королева Юга»

1851

2221

300 л. с., 10 узлов

72 × 9,14 × 7,6

26 × 32 фнт, 2 × 10 дм

 

Скрытый текст

Список источников и литературы:

  1. Foster, Kevin J. National Archives Trust Fund Board 2001. The diplomats who sank a fleet: the Confederacy's undelivered European fleet and the Union Consular Service. ISSN: 0033–1031.
  2. Parker, Captain H. and Frank C. Bowen. Mail and passenger steamships of the nineteenth century. — Sampson Low, Marston & Co. Ltd, London, 1928.
  3. Sullivan, D. M. Phantom Fleet: The Confederacy's Unclaimed European Warships. — Warship International. Toledo, OH: International Naval Research Organization. XXIV (1): 12–32. ISSN 0043–0374.
  4. http://www.historic-shipping.co.uk.
  5. http://www.theshipslist.com.
  6. http://www.abrandonjones.com.

 

 

 

3. «Китайская» флотилия

 

             В 1863 году дипломатические представители Соединённых Штатов в Европе были весьма обеспокоены информацией, пришедшей с Дальнего Востока. Целая флотилия английских военных кораблей, ранее предназначавшаяся для службы китайскому императору, осталась бесхозной. Оптимизма северянам не добавляли и сведения о том, что знаменитый крейсер конфедератов «Алабама» тенью следовал за флотилией от Южной Африки до Малаккского пролива. Действительно ли южане намеревались купить эти корабли и почему этого не случилось?

 

Скрытый текст

Таможня даёт добро

Одним из последствий заключения в 1842 году Нанкинского договора было открытие пяти крупнейших китайских портов для международной торговли. Для её обслуживания и регулирования в Шанхае была учреждена Императорская морская таможня. Персонал этой службы набирался из европейцев, а сбор налогов и общий контроль осуществляли китайские власти.

В начале 1860-х годов главой Императорской морской таможни был волевой, амбициозный и энергичный англичанин Горацио Нельсон Лей, дальний родственник знаменитого адмирала. В 1861 году Лей по состоянию здоровья был вынужден вернуться в Англию, и его временно подменил другой англичанин — Роберт Харт. В это время в Китае продолжалась гражданская война, и повстанцы-тайпины всё ещё представляли серьёзную угрозу для государства. На фоне активных действий европейских наёмников и цинских войск, которые были обязаны многими своими победами английским пароходам, купленным в Шанхае, для китайских властей было бы логичным попробовать заполучить большее количество судов. Тайпины и пираты мешали морской торговле Европы с Китаем, а значит, и работе морской таможни. Кроме того, после сражений с европейцами в ходе Второй опиумной войны 1856-1860 годов,  китайцы хорошо уяснили преимущества вооружённых паровых судов для перевозки войск и их огневой поддержки.

Временно управляя таможенной службой, Роберт Харт сумел заручиться поддержкой брата императора — князя Гуна, очень влиятельного маньчжурского аристократа. Этот человек возглавлял китайский аналог министерства иностранных дел и был сторонником политики ограниченной модернизации Китая. Харт и князь Гун решили воспользоваться тем, что Горацио Лей находится в Великобритании. В 1862 году Харт получил формальное поручение от князя, которое должно было быть направлено Лею. Тот должен был организовать небольшую флотилию канонерских лодок для службы в китайских водах (на эти нужды выделялось около 250 тысяч британских фунтов стерлингов). Поскольку на тот момент у Китая не было официального дипломатического представителя в Великобритании, все хлопоты по реализации плана с энтузиазмом взял на себя Горацио Лей.

Брат китайского императора князь Гун. metmuseum.org - Несостоявшийся флот Конфедерации: «китайская» флотилия | Военно-исторический портал Warspot.ru  Брат китайского императора князь Гун.

Пароходы для Китая

Лей сумел получить у британского правительства согласие на приобретение кораблей, закупку вооружения и припасов и, самое главное, вербовку персонала (благо желающих было более чем достаточно). 2 сентября 1862 года разрешение дала и королева Виктория. Для работы Лей скооперировался с капитаном британского королевского флота Шерардом Осборном, который командовал английскими канонерками в Китае во время войны 1857–1860 годов, а значит, был знаком с предполагаемым театром действий будущей флотилии. С лёгкой руки газетчиков отряд кораблей для китайской службы был назван флотилией Лея — Осборна.

Капитан Шерард Осборн. pinterest.com - Несостоявшийся флот Конфедерации: «китайская» флотилия | Военно-исторический портал Warspot.ru  Капитан Шерард Осборн.

Три корабля Лей купил у британского флота. 670-тонная винтовая канонерская лодка «Могавк» был переименован в «Пекин». Винтовую канонерскую лодку «Африка» водоизмещением в 669 тонн переименовали в «Китай», а 300-тонный винтовой шлюп «Джаспер» стал называться «Амой». Кроме того, у частного лица была куплена винтовая яхта «Туле», которая сохранила своё название и была определена в качестве тендера. Возможно, приобретение яхты стало своеобразной благодарностью её владельцу за помощь в получении правительственного разрешения на организацию флотилии. Для перевозки припасов предназначался пароход «Балларат», который также сохранил своё изначальное название. Судостроительная верфь Лэрда получила заказ на два парохода: винтовой «Тиетцин» (водоизмещением 448 т) и колёсный «Квантун» (водоизмещением 552 т). Наконец, флагманом флотилии стал колёсный пароход «Киангсу» (судостроитель — Уайт) водоизмещением 1000 строительных тонн, построенный для турецкого правительства, но так и не оплаченный им.

Винтовой шлюп «Китай» (бывшая «Африка»). nmrn.org.uk - Несостоявшийся флот Конфедерации: «китайская» флотилия | Военно-исторический портал Warspot.ru Винтовой шлюп «Китай» (бывшая «Африка»).

Чтобы избежать проблем с идентификацией принадлежности флотилии, новые корабли должны были нести китайский флаг. Согласно императорскому рескрипту *, государственный флаг должен был быть треугольной формы с голубым драконом на круглом красном поле. Однако в инструкциях князя Гуна об этом сказано не было, а потому Лею пришлось самому придумывать флаг для своей флотилии.

В январе 1863 года Лей и Осборн заключили между собой договор, по которому капитан исполнял приказы непосредственно Лея при условии, что он сам согласен с ними. Тем самым флотилия, купленная на деньги китайской таможенной службы, выводилась из подчинения китайских властей. Ни британские, ни китайские власти не были поставлены в известность о содержании договора.

Бесхозная флотилия

13 февраля 1863 года флотилия под командованием капитана Осборна отправилась в плавание, держа курс на Китай. Лей выехал в Китай по суше. В сентябре 1863 года, по прибытии кораблей в Китай, цинская провинциальная администрация не смогла использовать их ни против тайпинов, ни для борьбы с многочисленными пиратами, так как Осборн отказывался выполнять её приказы, желая действовать автономно. В свою очередь, китайский наместник Ли Хунчжан отказался сотрудничать с Осборном на его условиях, но исправно снабжал британцев деньгами и провизией.

Флагман флотилии — колёсный пароход «Киангсу». Иллюстрация из книги «The Chinese Steam Navy 1862–1945» - Несостоявшийся флот Конфедерации: «китайская» флотилия | Военно-исторический портал Warspot.ru Флагман флотилии — колёсный пароход «Киангсу».
Иллюстрация из книги «The Chinese Steam Navy 1862–1945»

В итоге китайцы отказались признавать договор между Леем и Осборном. Такое положение не могло долго оставаться неизменным, тем более что заинтересованные стороны стали опасаться, что бесхозные корабли попадут в руки мятежников, пиратов или японцев. Ситуация разрешилась, когда британский посланник в Пекине приказал Осборну как можно быстрее отправить корабли в Индию или Великобританию. Флотилия «вампиров» (так называли себя команды пароходов под командованием Осборна) была распущена. Сам Осборн получил от китайцев 10 тысяч серебряных мексиканских долларов на дорожные расходы и вернулся в Англию, где впоследствии дослужился до адмиральского чина. Горацио Лей потерял свой пост руководителя морской таможни, а его место занял Роберт Харт. Капитан Осборн с «Киангсу», «Квантуном», «Амоем» и «Туле» направился в Бомбей, где и он сам, и его корабли попали под арест британских властей до конца Гражданской войны в США. «Китай», «Тиетсин» и «Балларат» вернулись в Англию. «Балларат» был продан, чтобы оплатить жалованье экипажей и прочие расходы на возвращение из Китая. На этом часть истории флотилии, связанная с Гражданской войной в США и Конфедерацией, заканчивается.

«Алабама» следует за британцами

Обратимся к более ранним событиям, происходившим на палубе крейсера южан «Алабама» ** . Согласно воспоминаниям капитана корабля Рафаэля Сэммса, 27 июля 1863 года «Алабама» двинулась от южноамериканских берегов к мысу Доброй Надежды на встречу со своим кораблём снабжения «Агриппиной». 29 июля крейсер бросил якорь в бухте Салданья к северо-западу от Кейптауна. 9 августа «Алабама» перешла в гавань города Саймонстауна, где находились угольная станция и база британского флота в южноафриканских водах. Здесь и состоялась встреча южан с англо-китайской флотилией, шедшей из Англии в Китай. В судовом журнале капитан представляет эту встречу как случайную, а обмен визитами — как норму поведения в подобных обстоятельствах:

«Понедельник, 10 августа. Погода прекрасная. Был у адмирала (командующего британской эскадрой адмирала Уокера) и был представлен его семейству. Обедал на китайском корвете “Кванг-Тунг” (“Квантун”) у командира, Юнга. Это один из лэрдовских колёсных пароходов, построенный для эскадры капитана Шерарда Осборна. С нами вместе обедали капитан (британского) фрегата “Нарцисс”, Бикфорд и флаг-офицер, лейтенант Вуд».

Запись, датированная следующем днём:

«Посетил (британский) флагманский корабль, потом был на “Кванг-Тунге”. Конопачу судно и починяюсь. Много посетителей».

Таким образом, трудно заподозрить некую интригу на основании записей судового журнала. С другой стороны, между Лондоном и британскими владениями в Южной Африке, у берегов которых Сэммс крейсировал до 25 сентября, была установлена постоянная связь (действовала почтовая пароходная линия), по которой капитан южан «получал известия из дома» и «отправлял корреспонденцию в Англию». До конца года «Алабама» охотилась на торговые корабли северян в Индийском океане, доходя до Сингапура. 24 декабря в Сингапуре Сэммс снова встречается с пароходом «Квантун»: «В половину девятого утра снялся с якоря “Кванг-Тунг”; последовал его примеру. <> Через несколько минут от подъёма якоря перегнал его». Однако до самого вечера оба корабля двигались рядом. Далее «Квантун» направился в Индию, а «Алабама» снова ушла в Южную Африку — сведений о каких-либо новых контактах между Сэммсом и флотилией капитана Осборна не имеется.

Винтовая канонерка «Амой» (бывший «Джаспер»). nmrn.org.uk - Несостоявшийся флот Конфедерации: «китайская» флотилия | Военно-исторический портал Warspot.ru Винтовая канонерка «Амой» (бывший «Джаспер»).

Как бы то ни было, дипломатическая служба Союза предпринимала действия, чтобы исключить переход готовой флотилии под флаг мятежников-южан. После настоятельных требований северян британские колониальные власти в Индии задержали флотилию, возвращавшуюся из Китая. Британское правительство считало, что в Шанхае и Бомбее находятся агенты Конфедерации, которые своими действиями могут скомпрометировать британский нейтралитет. Интересно, что никаких сведений о таких агентах в документах дипломатической службы или флота самой Конфедерации не зафиксировано. Скорее всего, британцы и «янки» перестраховывались или попросту ошибались.

Если бы «китайская» флотилия служила южанам…

Какие же выводы можно сделать из всей этой истории? Из разрозненных фактов складывается общее представление о том, что американцы-северяне и британцы больше опасались перехода кораблей на службу к конфедератам, чем сами южане прилагали усилия, чтобы заполучить флотилию. Даже если представить, что в Шанхае или Бомбее действительно находились агенты Конфедерации, то наличие у них средств, достаточных для покупки кораблей и найма экипажей, вызывает большие сомнения. Напомним, что речь идёт об огромной сумме в 250 тысяч британских фунтов стерлингов, не считая текущих расходов на содержание флотилии. Возможно, сопоставимые средства могли иметься на борту «Алабамы» — во всяком случае, в самом начале путешествия крейсера в капитанском сейфе лежало 100 тысяч фунтов.

Серьёзной проблемой для южан стало бы и то, что большинство англичан из экипажей «китайской» флотилии состояло на службе в британском королевском или резервном флотах. Все эти люди имели правительственное разрешение на службу в Китае. Стали бы они наниматься к конфедератам без подобного разрешения — неизвестно.

Под командой капитана Осборна находились два быстроходных колёсных парохода, которые можно было успешно использовать в качестве блокадопрорывателей. Однако, в отличие от начального этапа войны, в 1863 году потребность конфедератов в готовых кораблях для перевозки военных грузов была минимальной. Десятки быстроходных британских блокадопрорывателей регулярно курсировали между блокированными портами южан и английскими базами на Бермудах, Кубе и в Нассау. Проблема с военными поставками для южных армий лежала в плоскости организации и контроля за стороны правительства Конфедерации, а не тоннажа флота блокадопрорывателей.

Общий вид на флотилию Лея и Осборна в китайских водах, слева направо: «Киангсу», «Квантун», «Амой», «Пекин», «Тиетсин» и «Китай». Иллюстрация из книги «The Chinese Steam Navy 1862–1945» - Несостоявшийся флот Конфедерации: «китайская» флотилия | Военно-исторический портал Warspot.ru Общий вид на флотилию Лея и Осборна в китайских водах, слева направо: «Киангсу», «Квантун», «Амой», «Пекин», «Тиетсин» и «Китай».
Иллюстрация из книги «The Chinese Steam Navy 1862–1945»

Три канонерские лодки и винтовой пароход из состава флотилии можно было бы использовать в качестве крейсеров, но следует помнить, что канлодки проектировались для действий в прибрежных водах и крупных реках, а не для многомесячных океанских рейдов. Тем более что для борьбы с торговлей северян конфедераты уже заказали в Европе постройку более крупных крейсеров, приспособленных для подобных задач. Маленькая яхта и вспомогательный корабль и подавно не могли стать эффективными истребителями торговли. Конечно, каждый из винтовых кораблей теоретически мог бы стать донором механизмов для новых броненосцев, но в 1863 году доставить их в места потенциальной постройки уже было почти невозможно.

Возможно, если бы конфедераты приложили должные усилия, то дипломатическая служба северян не смогла бы помешать им приобрести «китайскую» флотилию. Однако непохоже, чтобы сами южане были в этом заинтересованы.

Скрытый текст

императорскому рескрипту * - так именовался документ, лично написанный (впоследствии — подписанный) императором, обычно — высочайшее повеление (указ) сопровождалось присвоенным рескрипту номером: «…в рескрипте № A» или «рескрипта № B …».

 

крейсера южан «Алабама» **  - CSS Alabama (Корабль Конфедеративных Штатов Америки «Алабама») — винтовой шлюп, построенный в Великобритании для Конфедеративных Штатов Америки во время Гражданской войны в США. Предназначался для крейсерских операций против торгового флота «северян». Построен фирмой John Laird Sons and Company по специальному заказу Конфедерации. Спущен на воду 29 июля 1862 года. 24 августа включён в состав флота Конфедерации.  ( https://ru.wikipedia.org/wiki/CSS_Alabama )

 

Скрытый текст

Литература:

  1. Merli, F. J. The Alabama, British Neutrality, and the American Civil War. — Indiana University Press 2004. ISBN-10: 0253344735 ISBN-13: 978–0253344731.
  2. Foster, Kevin J. National Archives Trust Fund Board 2001. The diplomats who sank a fleet: the Confederacy's undelivered European fleet and the Union Consular Service. ISSN: 0033–1031.
  3. Sullivan, D. M. Phantom Fleet: The Confederacy's Unclaimed European Warships. — Warship International. Toledo, OH: International Naval Research Organization. XXIV (1): 12–32, 1987. ISSN 0043–0374.
  4. Wright, R. N. J. . The Chinese Steam Navy 1862–1945. — Chatham Publishing (February 1, 2001). ISBN-10: 1861761449 ISBN-13: 978–1861761446.
  5. G. M. Spence. A Forgotten Flotilla. On the «Lay-Osborn» Flotilla Sent to China in 1863. — Bromley, 1948.
  6. Wilson, W. E., McKay G. L. James D. Bulloch: Secret Agent and MasterMind of the Confederate Navy, McFarland 2012, ISBN-10: 0786466596, ISBN-13: 978–0786466597.

 

 

:Smile_honoring:

  • Плюс 18
  • Круто 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
492
Участник
1 687 публикаций
4 428 боёв

плюс однозначно...

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
7 202
[SHELF]
Участник, Участник, Участник, Лидер Форума
11 776 публикаций

Как всегда - БОЛЬШОЙ  ПЛЮС за интересный  материал !:cap_like:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 404
[NW]
Бета-тестер, Бета-тестер, Бета-тестер, Коллекционер
4 871 публикация

Годно.Познавательно и интересно. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 736
[WG-A]
Разработчик
3 693 публикации
1 319 боёв
Сегодня в 11:39:56 пользователь IronHandOf сказал:

С началом Гражданской войны в США американские морские силы и центры военного судостроения...

 

 

Доброго дня!

Благодарю за интереснейшую статью! Параходофрегаты выглядят шикарно и очень близки духу стимпанка, но клиперы всё же лидируют в списке моих личных предпочтений — красоту этих кораблей сложно переоценить:

Скрытый текст

02_golden_fleece-08a34dc60dc6eafe534055e

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
396
[MOCKB]
Участник, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
873 публикации
28 736 боёв

Как всегда жирный плюс!!! :cap_like:

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 805
Бета-тестер
6 577 публикаций
4 996 боёв

Ситуацию это не изменило бы по простой причине: моряков у конфедератов было раз-два и обчелся. Купленные в Европе рейдеры комплектовались наемниками, чей уровень дисциплины и подготовки был крайне низок - в то время как северяне имели прекрасно обученных офицеров и в буквальном смысле неистощимый запас опытных матросов из своего торгового флота. Дуэль "Кирсэйджа" и "Алабамы" наглядно продемонстрировала разницу: горе-канониры "Алабамы" палили "в сторону", в то время как "Кирсэйдж" методично всаживал в нее залп за залпом.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
842 публикации
1 550 боёв
В 14/03/2018 в 12:39:56 пользователь IronHandOf сказал:

:Smile_honoring:

Спасибо за очень интересную статью- узнал много нового.

Не для прикола, а чисто из любопытства (правда) - как вам удается столько тем выдавать?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
7 137
[DONAT]
Старший бета-тестер, Лидер Форума
9 562 публикации
6 464 боя

  В своё время искал про флотилию Осборна. Наконец-то более подробно прочитал. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×