Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Sherrinford

Как проходил процесс постановки лайнеров класса «Олимпик» в сухой док Томпсона?

В этой теме 2 комментария

Рекомендуемые комментарии

[GAZ3L] Sherrinford 999
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
220 публикаций
6 771 бой

0a8c7f3803d8.jpg

 

Церемония докования гигантов-«Олимпийцев» ничуть не уступала по значимости спуску на воду новых флагманов. Гордые белфастцы – рабочие верфи, их семьи, рядовые горожане и гости города собирались на причале в ожидании масштабного действа, когда два крупнейших объекта в мире должны были составить «одно целое».

 

Скрытый текст

 

7515547c936c.jpg

«Олимпик» впервые в сухом доке Томпсона (1 апреля 1911)

 

Для осуществления сложнейшей задачи требовалась предварительная подготовка, учитывая скромные габариты дока Томпсона (длина - 270 м с учетом ширины затвора, ширина - 39 м, глубина - 10,6 м), по сравнению с крупнейшими лайнерами «Олимпик»-класса (длина — 269,062 м, ширина «Титаника» и «Олимпика» — 28,2 м, «Британника» — 28,7 м).

 

e19c4cef0486.jpg

Схема сухого дока Томпсона

 

До начала процесса постановки размечали расположение и конфигурацию кильблоков на доковом чертеже, в котором указывали точные размеры судна и его доковую массу. Ввод и вывод из дока был допустим при ветре не более 4-5 баллов, если погодные условия соответствовали нормам, рабочие приступали к операции маневрирования огромным корпусом. Конструкция килевой дорожки представляла собой ряд уложенных друг на друга железных блоков, на которых сверху была закреплена жесткая и водостойкая «подушка» из африканского тропического дерева ироко, защищающая корпус парохода от воздействия металла.

 

cf8c91c25e81.jpg

Кильблоки, сохранившиеся до нынешних времен в доке Томпсона, сверху лежит прочная деревянная «подушка»

 

Обычно ввод осуществлялся двумя-тремя буксирами, которые разворачивали пароход перпендикулярно к линии входа в сухой док и подводили носовой частью к его середине. Метод докования «Олимпийцев» отличался своеобразным примитивизмом. Поскольку внутри дока не было свободного места для сопровождающих буксиров, маневрирование огромными океанскими лайнерами при введении и выведении решалось посредством использования пяти кабестанов (трех 30-тонных, расположенных у краев сухого дока, и два 11-тонных — в центре, стоящих параллельно друг другу), которые приводила в движение паровая сила.

 

b4d3f9bcaf4e.jpg

Знаменитый желто-черный кабестан

 

Один конец буксирного каната крепили на киповой планке в носовой части перемещаемого судна, затем его пропускали через направляющий блок, протягивая на всю длину сухого дока, другой конец подводили к валу кабестана, вокруг которого ему предстояло сделать пять оборотов. Коммуникацию работники верфи осуществляли с помощью мегафонов и сигнальной системы паровых свистков.

 

ac1346a3fe2f.jpg

 

Первый оборот давался легко, затем по мере натяжения и подъема из воды пенькового троса, впитавшего в себя воду, возрастало напряжение. Самой тяжелой работой было преодоление инерции 45 000-тонного корпуса судна и его последующая идеальная посадка на опорные блоки.

 

b5c62a5af136.jpg

Сухой док Томпсона в наше время

 

Как только пароход был втянут и закреплен, плавучий полый затвор (батопорт) отсоединяли от стояночных столбов, направляли ко входу в сухой док и заполняли водой, чтобы он осел на дно и прижался к опорному контуру, где в качестве герметика выступал дробленный торф. С окончанием центровки «Олимпийца» над килевой дорожкой приступали к осушению бассейна, объём которого составлял около 23 млн галлонов. Откачка воды из сухого дока с помощью трех центробежных насосов мощностью 31 000 л.с. занимала более 100 минут.

 

7f267e1f185b.jpg

«Олимпик» незадолго до начала постановки в сухой док (1 апреля 1911)

 

В момент касания корпуса кильблоков подавалась команда «Осмотреться, замерить крен и дифферент». Крен более 1-1,5° не допускался, но в случае его появления искусственный бассейн вновь заполняли водой и выявляли причину наклона. Каждый шпангоут корпуса должен был опираться на кильблок, чтобы избежать вмятин на обшивке судна. При постановке на килевую дорожку пароход удерживался в вертикальном положении боковыми дубовыми распорами, установленными на расстоянии 8-10 метров друг от друга между бортом и ступенчатыми стенками дока.

 

07db2081e875.jpg

«Олимпик» в доке Томпсона уже после осушения бассейна (1 апреля 1911)

 

Вода из сухого дока откачивалась до того момента, пока киль судна не коснется ряда опорных блоков, тогда после очередной проверки на остойчивость устанавливали некоторые боковые распоры, остальные добавляли уже после окончательной посадки корпуса на кильблоки.

 

7468b1222cc5.jpg

Поперечная схема докования «Олимпика» и наглядное сопоставление размеров габаритов других сухих доков верфи «Harland & Wolff» и дока Томпсона

 

 

Историко-Исследовательского Сообщества Титаника

 

  • Плюс 42

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер, Коллекционер
3 156 публикаций

Познавательно,интересно.

Изменено пользователем Andrew_Bio
  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×