Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
IronHandOf

«Хиэй» нашёлся? (ещё один "найдёныш" ?)

В этой теме 6 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
6 757 публикаций

                         Неподалёку от острова Гуадалканал обнаружены обломки, которые могут принадлежать японскому линкору. 26 февраля, газета The Telegraph сообщила о том, что согласно заявлению некоммерческой организации Asian-Pacific Remembrance Honouring Association, найденные ею останки, вероятнее всего, являются японским линкором «Хиэй», затонувшим во время Второй мировой войны.

 

 

Линкор (изначально — линейный крейсер) «Хиэй»  типа  "Конго" * вошёл в строй в 1914 году. Длина корабля составляла около 220 м, водоизмещение — свыше 32 000 т. В ходе морского морского сражения за Гуадаканал, 14 ноября 1942 года «Хиэй» получил тяжёлые повреждения, потерял ход, и после эвакуации экипажа был затоплен эсминцами ВМС Японии. Поскольку корабль затонул не сразу, а долгое время дрейфовал, точное место его гибели зафиксировать не удалось.

 

Линейный крейсер «Хиэй», фото 1915 года. telegraph.co.uk - «Хиэй» нашёлся? | Warspot.ru

Линейный крейсер «Хиэй», фото 1915 года.

 

Asian-Pacific Remembrance Honouring Association заявила, что благодаря архивным документам ей удалось установить последнее известное местоположение корабля, которое стало отправной точкой в поисковой операции. Используя гидролокатор, поисковая группа обнаружила неестественный предмет на морском дне. Он находится на расстоянии 10 км от Гуадалканала и глубине порядка 400 м. По словам исследователей, с большой долей вероятности можно утверждать, что обнаружен именно линкор «Хиэй». Чтобы подтвердить свои догадки, организация намерена провести повторное исследование останков с помощью подводных роботов.

 

 типа  "Конго" *  :  

 

Скрытый текст

     

     1.   «Конго»: вторая жизнь легенды :

 

Скрытый текст

                     Корабли, считавшиеся сверхдредноутами в начале Первой мировой войны, оказались устаревшими уже к ее окончанию. Особенно это касалось линейных крейсеров с их тонким бронированием, смертельная опасность которого стала очевидна после Ютландского сражения. Во многом из-за этого англичане так быстро отправили на слом почти все свои линейные крейсера. Японцы же пошли по другому пути, подвергнув свои корабли этого типа ряду последовательных модернизаций.

 

Малые модернизации 1917–1927 годов

Изначально японские линейные крейсера несли по два 3,5-метровых дальномера «тип В» на боевой рубке и два таких же дальномера в отдельных башенках поверх второй и третьей башен главного калибра. Некоторые авторы (в частности, А. Дашьян) утверждают, что последние были установлены только в 1923 году, однако на фото «Кирисимы» от 21 ноября 1915 года башенки дальномеров уже видны – правда, на вид они заметно меньшего размера, чем на фото мая 1922 года. Видимо, к этому времени дальномеры уже были заменены на 4,5-метровые (по другим данным, это произошло годом позже). В свою очередь, Ю. Апальков считает, что такие дальномеры стояли на всех башнях главного калибра, однако это не подтверждается ни одной из известных нам фотографий.

Линейный крейсер «Конго» после вступления в строй, 1913 год Источник – «Бриз», 1995, №4 - «Конго»: вторая жизнь легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Линейный крейсер «Конго» после вступления в строй, 1913 год

 

В 1917 году на нижнем марсе фок-мачты был установлен носовой командно-дальномерный пункт (директор), а между передними трубами появилась площадка для 110-см прожекторов. В 1918 году корабли получили по четыре 76-мм зенитных орудия (согласно справочнику Йентшура, они появились только в 1923 году).

 

Линейный крейсер «Конго», 1923 год Источник – «Бриз», 1995, №4 - «Конго»: вторая жизнь легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Линейный крейсер «Конго», 1923 год

 

В 1920 году на передней трубе появился дымоотводный козырек, а в 1921–1922 годах на свободном месте между третьей и четвертой башнями был установлен гидросамолет «Ганза-Бранденбург» W33 (пока без катапульты). В 1923 году корабли получили центральный пост управления огнем, 3,5-метровые дальномеры «тип В» на рубке заменили 4,5-метровыми; на «Харуна» на носовой надстройке установили экспериментальный 8-метровый дальномер «тип 13».

 

Линейный крейсер «Конго» перед началом первой большой модернизации, 1928 год Источник – «Бриз», 1995, №4 - «Конго»: вторая жизнь легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Линейный крейсер «Конго» перед началом первой большой модернизации, 1928 год

 

В 1924–1927 годах дважды увеличивалась носовая надстройка, в итоге ставшая пагодообразной (по образцу «Нагато»). На новом марсе фок-мачты были установлены дополнительные посты управления огнем и прожектора. Появились еще три 76-мм зенитки (две побортно – в средней части, одна – на кормовом мостике). Углы возвышения орудий главного калибра были увеличены до 33°. Гидросамолеты «Ганза-Бранденбург» были заменены на три отечественных машины E2N1 (Тип 15, модель 1), все еще без катапульты. Наконец, в 1928 году на второй трубе установили дымоотводный козырек-раструб.

 

Линейный крейсер «Харуна», 1919 год. Фото из коллекции автора - «Конго»: вторая жизнь легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Линейный крейсер «Харуна», 1919 год.

 

 

Первая большая модернизация

С 1928 по 1931 год на трех кораблях (кроме «Хиэй») была проходила капитальная модернизация, начатая с линкора «Харуна». На самом "Конго" она проводилась в последнюю очередь – с октября 1929 по март 1931 года.

Средняя часть линейного крейсера «Хией», около 1918 года. На второй и третьей башнях хорошо видны башенки дальномеров Источник – Ships of the Imperial Japanese Navy (Ships of the World №500, 1995) - «Конго»: вторая жизнь легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Средняя часть линейного крейсера «Хиэй», около 1918 года. На второй и третьей башнях хорошо видны башенки дальномеров

В ходе этой модернизации корпус каждого корабля фактически «выпотрошили», заменив внутреннюю «начинку». Все башни, часть верхней палубы и надстроек были сняты для укладки новых плит горизонтальной брони. В результате толщина нижней палубы в пределах цитадели увеличилась с 19 до 82,5–121 мм. Верхняя палуба сохранила толщину 38 мм, лишь в районе котельных отделений ее увеличили до 178 мм, а у вентиляционных шахт машинных отделений – до 102–127 мм. Толщина крыш башен, а также барбетов ниже верхней палубы выросла с 76 до 152 мм.

Подводная защита корпуса была увеличена добавлением 51–76-мм (по другим данным – до 102 мм) слоя конструкционной стали HT прямо поверх обшивки, а в районе машинно-котельных отделений установили 76-мм продольные противоторпедные переборки. Всего вес бронирования вырос на 3600 т – неясно, входила ли в эту величину масса новых переборок и вышеупомянутого слоя конструкционной стали.

Японские школьники на палубе линейного крейсера «Харуна», 1926 год. Фото из коллекции автора - «Конго»: вторая жизнь легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Японские школьники на палубе линейного крейсера «Харуна», 1926 год.

Была осуществлена полная замена котлов. Модернизировавшийся первым «Харуна» получил 6 и 10 котлов «Хо-Го» соответственно (все – на смешанном отоплении). На «Конго» и «Кирисиме» установили по 10 высокотемпературных котлов «Ро-Го» (25 кг/см, 320°): шесть «большой версии» (смешанное отопление) и четыре «малой версии» (нефтяное отопление). Было ликвидировано носовое котельное отделение, результатом чего стало изменение силуэта кораблей – теперь они имели по две трубы вместо трех. Запас топлива несколько снизился (с 6220 до 5950 т), однако за счет увеличения доли нефти (3290 т) дальность плавания несколько выросла и теперь составляла 9500 миль на 14 узлах и 4200 миль – на 25 узлах.

Линейный крейсер «Конго» поставлен в док для модернизации, осень 1929 года. Фото из коллекции автора - «Конго»: вторая жизнь легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Линейный крейсер «Конго» поставлен в док для модернизации, осень 1929 года. 

Наконец, на кораблях были установлены були, изнутри заполненные стальными герметичными трубами – доработка конструкции этих булей продолжалась на «Конго» вплоть до начала войны. После этого ширина корпуса увеличилась до 29 м. Считалось, что новая противоторпедная защита способна выдерживать взрыв до 200 кг тротила.

Вооружения кораблей модернизация коснулась в меньшей степени. Углы возвышения орудий главного калибра увеличили до 43°. 76-мм зенитки заменили на восемь 127-мм универсальных орудий в одинарных палубных установках. Тогда же корабли получили по два спаренных 40-мм зенитных автомата «Виккерс», в 1934 году дополненных двумя счетверенными 13,2-мм пулеметами. В том же году была несколько уменьшена высота второй мачты, а в боекомплект главного калибра ввели бронебойные снаряды «тип 92».

Линейный крейсер «Конго» после первой большой модернизации, 1931 год Источник – «Бриз», 1995, №4 - «Конго»: вторая жизнь легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Линейный крейсер «Конго» после первой большой модернизации, 1931 год

С 1931 года нормальное водоизмещение «Конго» составляло 29 330 т, полное – 31 785 т. Длина корабля осталась прежней: 215,2 м – максимальная, 212,1 м – по ватерлинии. Ширина корпуса увеличилась почти на метр – с 28,04 до 29 м. Осадка при полном водоизмещении у «Конго» осталась прежней (8,2 м), у «Харуна» она увеличилась до 8,54 м, у «Кирисима» – до 8,7 м.

Линейный крейсер «Конго» после второй большой модернизации, 1937 год Источник – «Бриз», 1995, №4 - «Конго»: вторая жизнь легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Линейный крейсер «Конго» после второй большой модернизации, 1937 год

Изменения в системе управления огнем в этот период вызывают ряд вопросов. Согласно большинству источников, в 1929­-1931 годах на пагодообразной надстройке был установлен 10-метровый дальномер, а вторую и третью башни главного калибра оборудовали новыми 6-метровыми дальномерами – все так же в отдельных броневых башенках. А. Дашьян пишет о 8-метровых дальномерах в башнях главного калибра, однако на всех известных фотографиях «Конго» 1926–1929 годов надстройка дальномера на крыше второй башни заметно меньше ее диаметра, а на фото 30-х годов у всех кораблей этого класса концы дальномеров уже явно выступают за края башен. При этом известно, что ширина задней части крыши башни на линкорах этого типа составляла 6,2 м. Таким образом, можно констатировать, что не позднее начала 30-х годов 4,5-метровые дальномеры в башенках на внутренних башнях главного калибра были заменены дальномерами с большей базой (очевидно, 6-метровыми), размещенными в продолговатых надстройках поверх задней части башен.

«Харуна» в августе 1934 года. Фото из коллекции автора - «Конго»: вторая жизнь легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

«Харуна» в августе 1934 года.

 

Кроме того, в ходе модернизации 1928–1931 годов были демонтированы четыре надводных неподвижных торпедных аппарата, использованию которых мешали були. Наконец, уже после завершения модернизации в 1932–1933 годах на каждом из кораблей появилась катапульта, а в 1934 году гидросамолеты был заменены на три машины «Тип 90».

Вторая большая модернизация

Вторая капитальная модернизация кораблей типа «Конго» началась в 1933 году с линкора «Харуна» и была завершена в августе следующего года. В январе 1935 года на модернизацию был поставлен «Кирисима», через год – «Конго», работы на котором, как и на других кораблях, длились примерно год и завершились в начале 1937-го. «Хиэй» по Вашингтонскому соглашению был разоружен и с 1931 по 1936 год находился в статусе учебного корабля: с него сняли третью башню и часть котлов, скорость уменьшили до 18 узлов. Обе модернизации линкора «Хиэй» были объединены и велись очень долго – с декабря 1936 по январь 1941 года.

Линейный крейсер «Кирисима» в заливе Сукумо, май 1937 года. Фото из коллекции автора - «Конго»: вторая жизнь легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Линейный крейсер «Кирисима» в заливе Сукумо, май 1937 года. 

В этот раз изменения коснулись, прежде всего, силовой установки. Котлы были переведены на чисто нефтяное отопление, мощность машин увеличилась до 136 000 л. с. При этом турбины с прямой передачей были заменены на турбозубчатые агрегаты, в результате чего возросла экономичность установки. Для увеличения пропульсивного коэффициента * , корму кораблей удлинили на 7,6 м. В итоге скорость хода на испытаниях достигла 30 узлов. Таким образом, японцам удалось сделать из устаревших линейных крейсеров фактически новые корабли совершенно другого класса, не только кардинально усилив их защиту, но и повысив скорость.

Вес брони увеличился на 419 т (в основном, за счет усиления защиты барбетов главного калибра ниже верхней палубы) и составил в общей сложности 10 732 т – к сожалению, точная информация по усилению бронирования кораблей в ходе последней модернизации отсутствует.

Изменение носовой надстройки «Конго»: на момент вступления в строй, после первой и второй модернизаций Источник – «Бриз», 1995, №4 - «Конго»: вторая жизнь легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Изменение носовой надстройки «Конго»: на момент вступления в строй, после первой и второй модернизаций

В ходе модернизации 1934–1940 годов была также усилена система борьбы за живучесть: на месте прежних угольных ям оборудовали систему противоторпедной защиты (ПТЗ), состоявшую из отсеков поглощения и фильтрации, разделенных тремя продольными переборками, внутренняя из которых имела толщину 40­-51 мм. Кроме того, была оборудована система быстрого контрзатопления (20 отсеков) и нормального затопления (26 отсеков). Впрочем, именно она вкупе с ПТЗ в итоге оказалась совершенно недостаточной, что и послужило причиной гибели «Хиэй» (3 бомбы и 4 авиаторпеды 13 ноября 1942 года) и «Конго» (три торпеды 21 ноября 1944 года).

Удлинение кормы и изменение корпуса линейных крейсеров типа «Конго» при второй модернизации Источник – фотоальбом «Конго» на японском языке - «Конго»: вторая жизнь легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Удлинение кормы и изменение корпуса линейных крейсеров типа «Конго» при второй модернизации
Источник – фотоальбом «Конго» на японском языке

Вооружение кораблей в ходе последней капитальной модернизации изменилось довольно незначительно – были сняты оставшиеся четыре неподвижных торпедных аппарата и передняя пара 152-мм орудий, а остальные орудия среднего калибра в казематах получили более высокие основания и угол возвышения в 30°. К зенитной артиллерии были добавлены десять одинарных 25-мм автоматов (перед самой войной их заменили на спаренные).

Схема бронирования «Конго» после первой модернизации Источник – «Бриз», 1995, №4 - «Конго»: вторая жизнь легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Схема бронирования «Конго» после первой модернизации

К 1940 году все корабли получили новую систему управления огнем для главного и среднего калибров с двумя стабилизированными директорами «тип 92» (главный и резервный) и прибором управления стрельбой. 10-метровый дальномер «тип 94» располагался на носовой надстройке, два 8-метровых дальномера «тип 14» – в возвышенных башнях главного калибра. Противоминная артиллерия управлялась приборами стрельбы главного калибра и дополнительно имела два визира прицеливания «тип 13» на носовой надстройке. Для управления огнем универсальных орудий имелся прибор управления стрельбой «тип 94» и три стабилизированных директора «тип 89» с 4,5-метровыми дальномерами «тип 93» на крыше боевой рубки. Все системы были объединены и могли переключаться на управление любым калибром. «Хиэй» с 1940 года нес директора новой модели («тип 95»), а также получил центральный автомат стрельбы «тип 98» и два башенных автомата стрельбы «тип 94».

Линкор «Кирисима» в 1939 году. Фото из коллекции автора - «Конго»: вторая жизнь легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Линкор «Кирисима» в 1939 году. 

С 1937 года корабли несли по три гидросамолета «тип 94 модель 2» (E7K2), а с 1941 года – «тип 0 модель 1» (E13A).

Силуэты кораблей: «Конго» в 1913 году, «Хией» в 1936 году в качестве учебного корабля (без четвертой башни), «Харуна» в 1936 году, «Кирисима» в 1937 году Источник: Warship Profile №12 - «Конго»: вторая жизнь легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Силуэты кораблей: «Конго» в 1913 году, «Хиэй» в 1936 году в качестве учебного корабля (без четвертой башни), «Харуна» в 1936 году, «Кирисима» в 1937 году

К началу Второй мировой войны стандартное водоизмещение кораблей достигло 32 350 т, почти добравшись до «вашингтонского» лимита, а полное составило от 38 200 до 38 900 т. Максимальная длина составляла 222,5 м, по ватерлинии – 219,6 м, ширина на миделе – 29,3 м. Увы, корабли продолжали оставаться линейными крейсерами – несмотря на все ухищрения инженеров, они имели слишком слабую бортовую защиту цитадели (всего 203 мм).

Скрытый текст

   пропульсивный коэффициент *  -  Характеристика эффективности движителя судна, представляющая собой отношение полезной или буксировочной мощности при данной скорости судна и к мощности, подводимой к движителю для сообщения судну этой скорости …   Морской энциклопедический справочник

Скрытый текст

Список литературы:

  1. Ю. В. Апальков. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы. 10.1918–8.1945 гг. СПб., Галея-Принт, 1997
  2. А. Дашьян, С. Патянин, Н. Митюков, М. Барабанов. Флоты Второй мировой. М.: Коллекция; Яуза; Эксмо, 2009
  3. Корабль Императорского флота «Kongo» // «Бриз», 1995, №4
  4. Masataka Chihaya and Yasuo Abe. IJN Kongo/Battleship 1912–1944 – Warship Profile №12
  5. H. Jentschura, D. Jung, P. Mickel. Warships of Imperial Japanese Navy 1869–1945. Annapolis: Naval Institute Press, 1986
  6. Ссылка: https://warspot.ru/6609-kongo-vtoraya-zhizn-legendy

 

    2.  «Конго»: конец легенды : 

 

 

Скрытый текст

 

                     К началу Второй мировой войны линейные корабли типа «Конго» стали самыми старыми дредноутами Императорского флота Японии. Однако из всех японских линкоров именно они приняли наиболее активное участие в боевых действиях и нанесли противнику самый существенный урон.

Старые, но быстрые

К декабрю 1941 года линкоры типа «Конго» занимали в японском флоте довольно своеобразную нишу: по скорости (30 узлов) они были вполне современными кораблями, находясь на уровне лучших линкоров того времени. По калибру артиллерии (356 мм) они также стояли вровень с кораблями своей эпохи, в японском флоте уступая только линкорам «Нагато» и «Муцу», а также еще не введенным в строй гигантам типа «Ямато».

Линейный корабль «Конго» в 1944 году Источник: Masataka Chihaya and Yasuo Abe. IJN Kongo/Battleship 1912–1944 – Warship Profile №12 - «Конго»: конец легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Линейный корабль «Конго» в 1944 году

Зато по толщине броневого пояса (203 мм) корабли типа «Конго» оставались практически на уровне печально знаменитых английских линейных крейсеров эпохи Ютландского сражения. Не помогало даже усиление горизонтального бронирования, осуществленное в ходе модернизаций начала 30-х годов. Теоретически общей толщины палуб в пределах цитадели (140–160 мм) хватало для защиты от 356-мм снарядов старых американских линкоров на дистанциях до 150 каб. Однако из-за того, что новые броневые плиты приходилось укладывать в глубине корпуса, инженерам не удалось обеспечить достаточной целостности нижней броневой палубы. Кроме того, восьми 14-дюймовых стволов для линейного корабля было уже явно недостаточно – старые американские и японские линкоры несли по двенадцать таких орудий, старые английские линкоры – по восемь, но 15-дюймовых.

Главный калибр линкора «Конго». К 1942 году эти 356-мм орудия уже уступали артиллерии новейших американских линкоров. Фото из коллекции автора - «Конго»: конец легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru 

Главный калибр линкора «Конго». К 1942 году эти 356-мм орудия уже уступали артиллерии новейших американских линкоров

 

Парадоксально, но именно эта «неполноценность» кораблей типа «Конго» обеспечила им бурную боевую биографию. Не рассчитывая на них как на существенную подмогу в грядущем генеральном морском сражении, командование японского Объединенного флота не «тряслось» над ними и не боялось активно задействовать их в ударных операциях первого периода войны, а высокая скорость этих кораблей позволяла им действовать вместе с крейсерами.

Первый год войны: от Перл-Харбора до Цейлона

«Хиэй» и «Кирисима» вместе с двумя тяжелыми крейсерами («Тоне» и «Тикума») составляли ядро Отряда поддержки Ударного авианосного соединения адмирала Нагумо во время атаки на Перл-Харбор, «Конго» и «Харуна» вместе с четырьмя тяжелыми крейсерами («Атаго», «Такао», «Майя» и «Тёкай») базировались в бухте Камрань, прикрывая операции в Южно-Китайском море – сначала высадку в Малайе («Конго») и на Борнео («Хиэй»), а затем вторжение на остров Лусон, приведшее к падению Филиппин.

От Малайи до Цейлона. Действия японского флота в западной части Тихого океана и Индийском океане в декабре 1941-апреле 1942 годов Источник: Морской атлас. Том III, часть вторая. Издание ГШ ВМФ, 1963 - «Конго»: конец легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

От Малайи до Цейлона. Действия японского флота в западной части Тихого океана и Индийском океане в декабре 1941-апреле 1942 годов
Источник: Морской атлас. Том III, часть вторая. Издание ГШ ВМФ, 1963

В январе 1942 года «Хиэй» и «Кирисима» участвовали в захвате Рабаула – они прикрывали авианосцы, наносившие удары по этой британской базе на острове Новая Британия и по порту Кавиенг на Новой Ирландии. В начале февраля оба линкора пытались перехватить американские авианосцы «Йорктаун» и «Энтерпрайз», выходившие для атаки Марианских островов.

В конце февраля 1942 года все четыре корабля типа «Конго» вновь объединились в составе Ударного соединения адмирала Нагумо, обеспечивавшего японское вторжение на Яву. 1 марта «Конго» вместе с тяжелым крейсером «Тикума» потопил американский эсминец «Эдсолл», а 7 марта вместе с «Харуной» обстрелял британский остров Рождества.

В апреле 1942 года линкоры участвовали в знаменитом рейде авианосного соединения адмирала Нагумо в Индийский океан. Именно один из трех гидросамолетов «Аити» тип 0 мод. 1 (E13A) с «Харуны» 8 апреля обнаружил у восточного побережья Цейлона британские корабли, бежавшие из Тринкомале – легкий авианосец «Гермес», эсминец «Вампир», корвет «Холлихок», танкер «Бритиш Серджент» и плавбазу «Ательстан». Все они были уничтожены налетом девяноста японских палубных бомбардировщиков.

Новая Гвинея и Соломоновы острова. Красными кружками обозначены японские базы по состоянию на август 1942 года Источник: ibiblio.org - «Конго»: конец легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Новая Гвинея и Соломоновы острова. Красными кружками обозначены японские базы по состоянию на август 1942 года

 

В начале июня 1942 года все четыре линкора участвовали в сражении у Мидуэя:  «Харуна» и «Кирисима» входили в Ударное авианосное соединение вице-адмирала Нагумо, а «Конго» и «Хиэй» вместе с тяжелыми крейсерами – в Соединение поддержки вице-адмирала Кондо. После неудачного завершения операции корабли возвратились в метрополию, где прошли ремонт и модернизацию в Морском арсенале Куре: на «Конго» и «Кирисиме» были установлены радиолокаторы воздушного обнаружения тип 21 мод. 1 (поверх командно-дальномерного поста на носовой надстройке).

В октябре 1942 года все четыре линкора были направлены в Рабаул, где «Конго» стал флагманом Передового соединения вице-адмирала Куриты. Задачей Куриты была непосредственная поддержка японских войск на острове Гуадалканал – в ключевой точке японского оборонительного периметра, где лучшие войска Страны восходящего солнца сошлись в бою с элитой американской морской пехоты.

Аэродром Хендерсон-Филд (главная цель японских атак на Гуадалканале), август 1942 года. Фото из Национального архива США - «Конго»: конец легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Аэродром Хендерсон-Филд (главная цель японских атак на Гуадалканале), август 1942 года. Фото из Национального архива США

 

13 октября «Конго» и «Харуна» вышли к Гуадалканалу и в ночь на 14 октября обстреляли аэродром Хендерсон-Филд, выпустив соответственно 430 и 483 специальных осколочно-фугасных снарядов. В ходе ночного обстрела с моря и предшествовавшего ему налета японских бомбардировщиков было полностью уничтожено 48 американских самолетов из 90, а главное – сгорели практически все запасы бензина. Этот удар стал одним из самых ярких успехов японцев в боях на острове: временный вывод аэродрома из строя позволил японским транспортам с войсками 15 октября разгрузиться буквально в полутора десятках километрах от него. На берег были высажены крупные подкрепления: 16-й полк 2-й пехотной дивизии и часть 230-го полка прибывшей из Индонезии 38-й пехотной дивизии (всего около 4500 человек с боеприпасами и продовольствием). С этого момента японские войска на Гуадалканале начали усиливаться быстрее, чем американские.

Пятница, тринадцатое…

12–15 ноября 1942 года все четыре линкора приняли участие в решающем морском сражении за Гуадалканал. «Конго» и «Харуна» в составе Соединения поддержки находились к северу от Соломоновых островов, прикрывая авианосцы «Хийё» и «Дзуньё», и непосредственного участия в артиллерийском бою не принимали. А вот «Хиэй» и «Кирисима» угодили в самое пекло. Вместе с легким крейсером «Нагара» и четырнадцатью эсминцами они вошли в состав Добровольческого ударного соединения вице-адмирала Абэ, державшего свой флаг на «Хиэй». Пока вышедшие с острова Буин быстроходные транспорты (бывшие эсминцы) разгружали войска, боеприпасы и продовольствие у мыса Тассафаронга, соединение Абэ должно было дважды обстрелять аэродром Хендерсон-Филд и разгружающиеся американские транспорты (в ночь с 12 на 13 и в ночь с 13 на 14 ноября). Для максимальной эффективности удара адмирал Абэ решил рискнуть: на линкоры были взяты, в основном, осколочно-фугасные снаряды для обстрела берега, они же и были подняты в перегрузочные отделения, а бронебойные боеприпасы оставались внизу.

Вечером 12 ноября разразился шторм, нарушивший строй японских кораблей и разбросавший эсминцы прикрытия. Уже после полуночи, в 1:21, с эсминца «Юдати» внезапно обнаружили американские корабли – отряд адмирала Каллахэна: три тяжелых и три легких крейсера, а также одиннадцать эсминцев. Адмирал Абэ приказал спешно менять снаряды – ситуация напоминала перевооружение самолетов Нагумо в битве при Мидуэе.

Бой у Гуадалканала в ночь на 13 ноября 1942 года. Маневрирование «Хиэй» и «Кирисимы» Источник: The Campaigns of the Pacific War - «Конго»: конец легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Бой у Гуадалканала в ночь на 13 ноября 1942 года. Маневрирование «Хиэй» и «Кирисимы»

 

Однако для американцев встреча тоже оказалась неожиданной: их лучший поисковый радар, стоявший на крейсере «Хелена», обнаружил противника на три минуты позже японских наблюдателей. Завязался беспорядочный бой, в ходе которого корабли противников перемешались; огонь крейсеров велся с «пистолетной» дистанции в 15–25 каб, на которой бортовая броня японских линкоров уже не спасала от 203-мм американских снарядов.

В то же время, 356-мм снаряды линкора «Хиэй» обрушились на американский легкий крейсер «Атланта», который был тяжело поврежден и затонул ближе к утру (на нем погиб командир Оперативной группы 67,4 контр-адмирал Скотт со своим штабом). Однако тем самым японский линкор обнаружил себя, после чего на нем сосредоточили огонь большинство американских кораблей вплоть до эсминцев. Адмирал Абэ потерял управление боем и успел отдать приказ на отход, после чего вражеские снаряды уничтожили радиостанцию.

Легкий крейсер ПВО «Атланта» заправляется с тяжелого крейсера «Сан-Франциско», 16 октября 1942 года Источник: ibiblio.org - «Конго»: конец легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Легкий крейсер ПВО «Атланта» заправляется с тяжелого крейсера «Сан-Франциско», 16 октября 1942 года

Этой стрельбой американские корабли, в свою очередь, обнаружили себя, после чего остававшийся незамеченным «Кирисима» открыл огонь по флагманскому тяжелому крейсеру «Сан-Франциско». Снаряды уничтожили все башни главного калибра и попали в боевой мостик, где был убит еще один адмирал – командир американского соединения контр-адмирал Каллахэн. Сам японский линкор в ответ получил всего одно попадание 203-мм снаряда.

Управление боем было утрачено обеими сторонами, и теперь каждый корабль дрался в одиночку, а командиры принимали решение в зависимости от своего представления о ситуации. Эсминцы «Юдати» и «Амацукадзе» выпустили по восемь торпед; одна торпеда с «Юдати» попала в корму тяжелого крейсера «Портленд», но и сам японский эсминец был накрыт огнем и потоплен. Торпеда с «Амацукадзе» попала в эсминец «Бартон», который взорвался и затонул. После этого «Амацукадзе» огнем своих 127-мм орудий смог поджечь легкий крейсер «Джуно», но попал под град 127-мм снарядов крейсера «Хелена» и затонул. На «Хелену» обрушился огонь японских эсминцев, и она тоже вышла из боя, однако уцелела. А вот поврежденному «Джуно» повезло меньше: утром следующего дня на отходе он был потоплен японской подлодкой I-26.

Тяжелый крейсер «Портленд» на ремонте в Сиднее через месяц после боя Источник: navsource.org - «Конго»: конец легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Тяжелый крейсер «Портленд» на ремонте в Сиднее через месяц после боя

 

Постепенно бой затих – корабли противников разошлись в разные стороны. Помимо оставленного командой «Юдати», японцы потеряли эсминец «Амацукадзе», погибший со всем экипажем. Американцы недосчитались четырех эсминцев («Бартон», «Кашинг», «Монссен» и «Лэффи»). До полудня 13 ноября список американских потерь пополнился двумя легкими крейсерами, а один тяжелый крейсер надолго вышел из строя.

Японцев же подстерегало еще большее несчастье. «Хиэй» находился севернее острова Саво, у него было выведено из строя рулевое управление, но корабль имел ход, и японские моряки надеялись его спасти. Однако днем 13 ноября (в пятницу) линкор обнаружили американские самолеты, после чего последовала серия воздушных налетов. Именно теперь сказалось полное господство американцев в воздухе. К 14:30 линкор потерял ход, а в 18:00 пришел приказ снять с корабля экипаж и затопить его.

Перелом у Гуадалканала

Тем временем к Гуадалканалу шел новый конвой – на этот раз, состоявший из больших тихоходных транспортов. Он перевозил два полка свежей 38-й пехотной дивизии (228-й и 230-й) и должен был достичь места выгрузки у мыса Тассафаронга в ночь на 15 ноября. Главную опасность для транспортов на подходе к острову представляли американские самолеты с Хендерсон-Филд, поэтому адмирал Абэ решил продолжить операцию против аэродрома, усилив свой отряд крейсерами адмирала Микавы (Соединение Внешних Южных морей).

В ночь на 14 ноября тяжелые крейсера «Тёкай», «Майя» и «Судзуя» обстреляли аэродром Хендерсон-Филд осколочно-фугасными снарядами и, не обнаруженные противником, отошли на соединение с остальными силами. Однако утром американские пикировщики с Гуадалканала атаковали отряд Микавы и потопили тяжелый крейсер «Кинугаса». Если ночью японцы могли противостоять американцам и даже наносить им серьезные потери, то днем, не имея серьезного воздушного прикрытия, они были бессильны против вражеских самолетов.

Японский отряд идет к Гуадалканалу, 14 ноября 1942 года. Снимок сделан с крейсера «Атаго», впереди видны крейсер «Такао» и линкор «Кирисима» Источник: Tameichi Hara. Japanese Destroyer Captain. Ballentine Books, 1961 - «Конго»: конец легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Японский отряд идет к Гуадалканалу, 14 ноября 1942 года. Снимок сделан с крейсера «Атаго», впереди видны крейсер «Такао» и линкор «Кирисима»

 

Поэтому адмирал Кондо сделал последнюю ставку на ночной бой. Теперь впереди его соединения шло дальнее охранение из легкого крейсера «Сендай» и трех эсминцев. 14 ноября в 22:10 в десяти милях к северо-востоку от острова Саво они обнаружили вражеские корабли. И вновь американские радары уступили японским наблюдателям – американцы обнаружили дозор противника только в 22:52.

Бой опять шел беспорядочно, поскольку японские корабли обходили остров Саво с двух сторон. Японские эсминцы выпустили торпеды, потопив эсминец «Уолк», а их лидер, легкий крейсер «Нагара», 140-мм снарядами потопил эсминец «Престон»; эсминец «Бенсон» получил попадание торпеды и затонул на следующий день. Японцы потеряли эсминец «Аянами».

Но в 23:40 японцы обнаружили, что им противостоит нечто большее, чем тяжелые крейсера: в лучах их прожекторов появился новейший американский линкор «Саут Дакота».

Линейный корабль «Саут Дакота» Источник: US Fast Battleships 1936–1947. Osprey Publishing 2010 (Osprey New Vanguard #169) - «Конго»: конец легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Линейный корабль «Саут Дакота»

«Кирисима», единственный остававшийся у Абэ линкор, был на целых два поколения старше – он имел восемь 356-мм орудий против девяти 406-мм, заведомо более слабую броню и лишь слегка превосходил противника в скорости. Но японцы использовали представившийся им шанс и открыли огонь первыми. «Саут Дакота» получил нескольких попаданий тяжелых снарядов, на нем вспыхнули пожары, а главное – вышла из строя система управления огнем. Потеряв 39 человек убитыми и 59 ранеными, американский линкор вышел из боя. Ремонт корабля продлился три месяца – до февраля 1943 года.

Линкор «Вашингтон» ведет огонь по «Кирисиме» Источник: navsource.org - «Конго»: конец легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru 

Линкор «Вашингтон» ведет огонь по «Кирисиме»

Открыв огонь, «Кирисима» также обнаружил себя. А в темноте таился еще один американский линкор – «Вашингтон», следовавший в кильватере за «Саут Дакотой». В 0:05 его 406-мм снаряды с дистанции в 40 каб обрушились на японского ветерана. В течение следующих семи минут «Кирисима» получил как минимум девять попаданий 16-дюймовых снарядов, его руль заклинило, корабль потерял ход и начал принимать воду. Осознав ужасающее превосходство противника, адмирал Кондо решил прекратить операцию: в 0:30 он приказал эсминцам снять с «Кирисимы» экипаж и отходить на северо-восток. Попыток буксировать линкор не предпринималось, но он продержался на плаву еще три часа и затонул лишь в 3:23 в семи милях к северо-западу от острова Саво. На линкоре погибло 284 человека, а еще 84 человека из числа спасшихся были ранены.

Бой у Гуадалканала в ночь на 15 ноября 1942 года. Дуэль линкоров Источник: The Campaigns of the Pacific War - «Конго»: конец легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Бой у Гуадалканала в ночь на 15 ноября 1942 года. Дуэль линкоров

Тем временем к мысу Тассафаронга подошли транспорты японского конвоя – после дневных налетов американской авиации их осталось всего четыре из одиннадцати. Но и они, обстрелянные артиллерией американских эсминцев, были вынуждены выброситься на берег. Всего на Гуадалканал удалось доставить четырехдневный запас риса и 2000 человек (из 10 000 солдат 38-й пехотной дивизии). Около 5000 человек погибло.

Японские транспорты «Хирокава-мару» и «Кинугава-мару», выбросившиеся на берег у мыса Тассафаронга Источник: wwiiarchives.net - «Конго»: конец легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru 

Японские транспорты «Хирокава-мару» и «Кинугава-мару», выбросившиеся на берег у мыса Тассафаронга

«Конго» и «Харуна» участия в сражении не приняли. Трудно сказать, чем оно могло окончиться, если бы вице-адмирал Кондо бросил их в бой вместе с «Хиэй» и «Кирисимой». Вряд ли японцам удалось бы потопить новейшие американские линкоры, но можно предполагать, что судьба шедшего на Гуадалканал конвоя, оказалось бы иной. А высадка свежей 38-й дивизии давала японцам шанс удержаться на острове и, возможно, добиться успеха в боях за Хендерсон-Филд.

Транспорт «Кинугава-мару» через год после боя Источник: history.navy.mil - «Конго»: конец легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Транспорт «Кинугава-мару» через год после боя

 

Именно морское сражение у Гуадалканала стало переломным моментом войны на Тихом океане. До «пятницы тринадцатого» японцы наступали, а американцы оборонялись, японский флот действовал активно и, в целом, более удачно, а до середины ноября 1942 года японцам удавалось наращивать свои силы на острове быстрее, чем это делали американцы.

Медленный закат

В конце ноября 1942 года «Конго» и «Харуна» были отправлены в метрополию и вновь поставлены на текущий ремонт, совмещенный с модернизацией: количество 25-мм зенитных автоматов на кораблях было увеличено до 34; установлены инфракрасные приборы ночного видения и радиолокатор надводного обнаружения тип 22 мод. 4.

На протяжении 1943 года «Конго» и «Харуна» в боях не участвовали. В марте с «Конго» были сняты два 152-мм казематных орудия (седьмое и восьмое), с «Харуны» – шесть 152-мм орудий. Вместо них на «Харуне» были добавлены две спаренных 127-мм установки. Число 25-мм стволов на «Конго» увеличилось до 26 (добавлены два строенных автомата), на «Харуне» – до 34 (добавлены 7 спаренных автоматов). Про итогам боев у Гуадалканала на обоих кораблях защита румпельного отсека была дополнительно усилена слоем бетона, теоретически способным выдержать попадание 203-мм снаряда.

В сентябре линкоры были направлены в Сингапур – самую мощную и лучше всего оборудованную японскую базу в Южных морях. Вдобавок Сингапур находился вблизи от источников топлива, которого в Японии не хватало. Здесь корабли осенью 1943 года получили РЛС обнаружения надводных целей управления огнем тип 23.

В начале 1944 года последовала очередная модернизация: с «Конго» были сняты еще четыре 152-мм орудия (1-е, 2-е, 11-е и 12-е), число 127-мм спаренных универсальных установок на нем также довели до 6, а количество 25-мм стволов – до 94. К лету 1944 года их число составило уже 118, одновременно с этим корабли получили РЛС обнаружения воздушных целей и управления зенитным огнем тип 13.

В июне 1944 года оба линкора были готовы принять участия в бое в Филиппинском море, однако сражение ограничилось схваткой авианосцев и было вчистую проиграно японцами. Линейные японские силы подверглись лишь отдельным атакам американских палубных бомбардировщиков – в ходе одной из них «Харуна» получил бомбу в кормовую часть цитадели (для предотвращения взрыва кормовых погребов боезапаса их пришлось затопить). Ремонт в Сингапуре продлился до начала августа – в ходе него число 25-мм автоматов на линкоре увеличили до 100 стволов: 16 строенных, 6 спаренных и 40 одинарных. В конце лета «Конго» и «Харуна» были включены во Вторую группу ночного боя Первого ударного диверсионного соединения (1-YB). Фактически они должны были играть роль смертников: задачей диверсионного соединения было под покровом темноты сблизиться с противником и любой ценой нанести ему максимальные повреждения.

25 октября оба корабля приняли участие в сражении в заливе Лейте – последней отчаянной попытке японского флота сорвать американское вторжение на Филиппины. Целью японских линкоров было любой ценой добраться до американских авианосцев, прикрывавших высадку. «Конго» это удалось: огнем своих 356-мм орудий он тяжело повредил эскортный авианосец «Гамбиер-Бэй», впоследствии добитый японскими крейсерами и эсминцами. Самому «Конго» удалось вернуться на свою базу в Бруней.

Линкор «Конго» в конце войны. Рисунок японского художника И. Мидзуно - «Конго»: конец легенды | Военно-исторический портал Warspot.ru

Линкор «Конго» в конце войны. Рисунок японского художника И. Мидзуно

Но это был последний успех японского флота. 21 ноября на пути из Брунея в Японию «Конго» был атакован американской подлодкой «Силайон II» в 40 милях от Формозы. Из шести выпущенных торпед в линкор попали только две, но из-за сильного шторма он лишился хода. Пока два японских эсминца пытались взять поврежденный линкор на буксир, субмарина вернулась и произвела еще один залп. Третья торпеда оказалась роковой: корпус старого линкора разломился на две части, которые затонули почти мгновенно.

«Харуне» удалось дойти до базы Куре – но лишь для того, чтобы здесь и остаться. В январе 1945 года число 25-мм стволов на корабле было увеличено до 118, однако выйти в открытое море ему уже не удалось. 19 марта 1945 года линкор был поврежден при налете американской авиации – бомба разрушила заднюю часть надстройки. Однако самым сильным стал налет 24 июля – в «Харуну» попало несколько бомб, броневая палуба смогла защитить цитадель, но носовая и кормовая оконечности получили тяжелые повреждения. Борьбы за живучесть практически не велось, незащищенные броней отсеки заполнились водой, и корабль лег на грунт в гавани. После войны он был разобран на металл.

В течение почти всей войны командование японского Объединенного флота готовилось к генеральному морскому сражению и берегло для него свои линейные силы. Поэтому для проведения боевых операций выделялись наиболее устаревшие и малоценные линкоры – ими и считались корабли типа «Конго», «карьера» которых оказалась столь богата событиями.

Скрытый текст

Список литературы:

  1. Ю. В. Апальков. Боевые корабли японского флота. Том 1. Линкоры и авианосцы. 10.1918–8.1945 гг. СПб.: Галея-Принт, 1996
  2. Стивен Далл. Боевой путь Императорского японского флота. Екатеринбург: Сфера, 1997
  3. С. Э. Морисон. Американский ВМФ во Второй мировой войне. Борьба за Гуадалканал, август 1942-февраль 1943. М.: АСТ, 2002
  4. М. Морозов, Е. Грановский. Гуадалканал! М.: ЧеРо, 1996
  5. The Campaigns of the Pacific War. United State
  6. Ссылка: https://warspot.ru/7175-kongo-konets-legendy

 

 

:Smile_honoring:

  • Плюс 19
  • Круто 1
  • Плохо 1
  • Минус 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Лидер Форума, Коллекционер
7 805 публикаций

Добереглись блин:Smile_sceptic:. Если бы у Гуадалканала амеры встретили не старенькие линейные крейсера, а Ямато и Мусаси - исход боя вполне мог быть другим.

  • Круто 1
  • Ха-Ха 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
6 757 публикаций
Сегодня в 14:54:23 пользователь Dimasyan_Rus сказал:

Так была же новость уже...

Новость, это как бы "завязка" для темы о ЛК....

Скрытый текст

...можно ссылку на эту тему, наверное я пропустил....?

 

Изменено пользователем IronHandOf

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Глобальный модератор
17 389 публикаций
577 боёв
В 07.03.2018 в 15:14:49 пользователь IronHandOf сказал:

 

  Скрыть содержимое

...можно ссылку на эту тему, наверное я пропустил....?

 

Надо было просто посмотреть НИЖЕ по разделу...:)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×