Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
IronHandOf

Первые американские броненосцы.

В этой теме 1 комментарий

Рекомендуемые комментарии

4 752
[NEO-C] IronHandOf
Коллекционер, Лидер Форума, Коллекционер-испытатель
6 635 публикаций

 

1. Рождение 

 

                          В середине XIX века господству деревянных линейных кораблей в ведущих флотах мира был брошен вызов. Уже первое применение паровых броненосных батарей во время Крымской войны 1853–1856 годов показало серьёзный потенциал нового морского оружия – броненосцев. Настоящее же понимание возможностей пароходов, закованных в железную броню, пришло к морякам в ходе сражений на реках и у берегов Соединённых Штатов, где в смертельном поединке сошлись северяне и южане. Иногда одного броненосца было достаточно, чтобы нейтрализовать несколько тысяч вражеских солдат или надёжно защитить важный порт. Новый боевой опыт помогал обеим сторонам совершенствовать конструкцию кораблей и развивать тактику применения броненосных эскадр.

 

Скрытый текст

С 1861 по 1865 год в США шла гражданская война между северными (так называемыми федеральными штатами или Союзом) и южными штатами, образовавшими Конфедерацию. Её причиной стал конфликт экономических и политических интересов Юга и Севера: вопрос использования новых территорий под рабовладельческие плантации или фермерские хозяйства; отмена рабства как способ увеличения количества свободной рабочей силы для севера и угроза экономического краха для юга; потеря южанами политического господства над США; разница интересов в области таможенных пошлин и торговли и т. д. Возглавили междоусобную борьбу президент Союза Авраам Линкольн и президент Конфедерации Джефферсон Дэвис.

 

Президент Соединённых Штатов Авраам Линкольн (слева) и президент Конфедерации Джефферсон Дэвис (справа) Источник: civil-war.net - Первые американские броненосцы. Рождение | Военно-исторический портал Warspot.ru 
Президент Соединённых Штатов Авраам Линкольн (слева) и президент Конфедерации Джефферсон Дэвис (справа)

Соотношение сил Севера и Юга примерно оценивалось как 7:3. Тем не менее, решающие сражения 1861–1863 годов были выиграны войсками Конфедерации под командованием генералов Роберта Ли и Томаса Джексона (вместе с этим южане потеряли штаты Кентукки и Миссури, а также северные районы Миссисипи и Алабамы). Поражения южан в битвах при Геттисберге и Чаттануге в 1863 году определили переход Конфедерации к обороне.

Военные будни противников были весьма схожими. Да и отличить «янки» от «дикси» с первого взгляда трудно Источник: civil-war.net - Первые американские броненосцы. Рождение | Военно-исторический портал Warspot.ru
Военные будни противников были весьма схожими. Да и отличить «янки» от «дикси» с первого взгляда трудно

В 1864–1865 годах, имея подавляющее превосходство в численности и снабжении, армии Союза под командованием генералов Улисса Гранта и Уильяма Шермана взяли под контроль всю территорию США и выиграли войну. За годы войны потери Союза составили около 360 000 человек, южане потеряли не менее 258 000 человек. Рабство было законодательно запрещено, а политическая власть в стране перешла от южных плантаторов к экономической элите Севера.

Силы и задачи военно-морских сил Севера и Юга

С самого начала войны задачи военно-морских сил противников формулировались исходя из огромной протяжённости побережья Конфедерации и зависимости южан от импорта вооружений, а также экспорта хлопка и табака.

Главная задача флота Союза была сформулирована в плане «Анаконда». Плотная блокада портов и побережья, а также захват стратегических точек на приморских территориях южан должны были задушить экономику Конфедерации подобно кольцам огромной змеи. Тотальное превосходство в силах позволило северянам начать выполнение плана уже с первого года войны. По мере усиления флота северян и захвата баз на берегах южных штатов эффективность блокады увеличивалась, а экономическое положение Конфедерации ухудшалось.

Одна из иллюстраций плана «Анаконда» Источник: loc.gov - Первые американские броненосцы. Рождение | Военно-исторический портал Warspot.ru

Одна из иллюстраций плана «Анаконда»

 

 

Конфедерации приходилось защищать ключевые порты и гавани при помощи укрепления существующих и строительства новых фортов, а также плотного минирования подходов к гаваням. Не имея финансовой и технической возможности создать полноценный флот, южане сделали ставку на технические новшества – броненосцы, подводные лодки, морские мины и нарезные морские пушки. Шанс переломить ход морской войны в свою пользу был упущен на первом году войны с потерей крупных городов, где находились судостроительные предприятия. Поэтому качество и количество кораблей всегда было невысоким, а экипажам не хватало опыта и профессионализма. Поражения при Геттисберге и Виксберге лишили Юг поддержки Европы и надежды построить современный флот за границей.

Морские военные поставки Конфедерации хаотично осуществлялись частными кораблями. Успех сопутствовал коммерсантам более чем в 80% случаев, но обеспечить все нужды «клиента» они не могли. Кроме того, вместо оружия эти корабли зачастую привозили из Европы модные наряды и ***, которые можно было продать быстрее и выгоднее.

За время войны одиночные каперы-крейсера Конфедерации уничтожили или захватили примерно 5% торгового флота Союза (около 200 кораблей) – эти цифры могут показаться внушительными, но ущерб был незначителен. В свою очередь, северяне к концу войны не смогли нейтрализовать лишь один крейсер Юга.

Стратегическое господство и инициатива всегда были на стороне военно-морского флота Союза, который самостоятельно или при поддержке сухопутных сил выполнял поставленные перед ним задачи. В целом, действия южан можно охарактеризовать как активное, мужественное и отчаянное сопротивление, которое позволило продлить агонию Конфедерации.

Особенности судостроения

Весной 1861 года флот США насчитывал 70 боеспособных судов – в том числе 35 паровых (из них 20 винтовых). Ни один из боевых кораблей не перешёл на сторону Юга. При этом на вооружении или в постройке не было ни одного броненосца. К декабрю 1864 года ВМФ Союза под руководством секретаря Гидеона Уэллеса вырос до 671 единицы – в том числе 113 паровых винтовых кораблей и 71 броненосца.

Канонерская лодка флота США «Янтик» (USS Yantic). Подобные канонерки и вооружённые пароходы несли всю тяжесть блокадной службы Источник: navsource.org - Первые американские броненосцы. Рождение | Военно-исторический портал Warspot.ru
Канонерская лодка флота США «Янтик» (USS Yantic). Подобные канонерки и вооружённые пароходы несли всю тяжесть блокадной службы

Судостроение северян опиралось на шесть крупных верфей в Бостоне, Бруклине, Портсмуте, Вашингтоне, Балтиморе и Филадельфии. Паровые машины, сопутствующие механизмы и орудия выпускали шесть крупных машиностроительных предприятий – проблем с производственными мощностями не наблюдалось. Число рабочих в арсеналах и верфях за время войны возросло с четырёх до пятидесяти тысяч. В таких условиях строительство и ремонт кораблей не представляли проблем.

Южане на момент начала войны не только не имели ни одного боевого корабля, но и не располагали промышленностью для строительства военного флота. Судостроительными центрами Конфедерации были Норфолк, Новый Орлеан и Мемфис – больших верфей там не имелось, а судостроение составляло 5% от общеамериканского тоннажа (по состоянию на 1860 год). За исключением леса, ресурсов для строительства кораблей или новых верфей на Юге не было. С 1862 года Конфедерация начала испытывать и серьёзную нехватку трудовых ресурсов, так как на воинскую службу были призваны опытные рабочие, которые не вступили в армию ранее. Нехватка специалистов-корабелов росла год от года.

Винтовой шлюп флота США «Вачусетт» (USS Wachusett). Шлюпы охраняли морские коммуникации и охотились на крейсера южан Источник: navsource.org - Первые американские броненосцы. Рождение | Военно-исторический портал Warspot.ru
Винтовой шлюп флота США «Вачусетт» (USS Wachusett). Шлюпы охраняли морские коммуникации и охотились на крейсера южан

В феврале 1861 года южане создали военно-морской департамент во главе со Стефаном Мэллори. Большому флоту северян, состоявшему из парусных и паровых деревянных кораблей, он предложил противопоставить небольшой флот из броненосцев, первые из которых уже состояли на вооружении в Англии и Франции. По проекту конструктора Джона Портера с 1862 по 1865 год было начато постройкой около 50 броненосцев, но закончено лишь 22. Средняя стоимость одного броненосца составила около 300 000 долларов золотом. Всего южане заказали 150 боевых кораблей, из которых достроили лишь половину.

Перед инженерами Конфедерации стояла задача по перестройке в броненосцы военных и гражданских судов, сильно различавшихся по характеристикам. Юг никогда не мог позволить себе сконструировать и построить корабль «с нуля». Тем более удивительным является тот факт, что при отсутствии специализированной промышленности и нехватке ресурсов южанам удалось раньше северян построить броненосец, а позднее создавать более или менее унифицированные отряды броненосных кораблей.

Знаменитая «Вирджиния» в процессе перестройки из парового фрегата «Мерримак». Художник — Том Фримэн Источник: pinterest.com - Первые американские броненосцы. Рождение | Военно-исторический портал Warspot.ru

Знаменитая «Вирджиния» в процессе перестройки из парового фрегата «Мерримак». Художник — Том Фримэн

Известия о строительстве южанами броненосца «Вирджиния» и наличие броненосных батарей и фрегатов у потенциальных врагов (Англии и Франции) требовали от северян пополнения флота аналогичными по классу кораблями. В июле 1861 года Секретарь флота Гидеон Уэллес посоветовал Конгрессу назначить совет морских офицеров для выработки рекомендаций по строительству броненосцев – так называемый «Совет по броненосцам». Проекты батарейных броненосцев «Нью-Айронсайдс» и «Галена» были приняты без проблем, хотя все понимали, что на их постройку понадобится немало времени.

«Галена» – классический паровой корвет с тонкой и неудачно расположенной бронёй, закончил войну уже без брони. «Нью-Айронсайдс» следовал образцу первых французских броненосных фрегатов. Оба корабля оказались бы незаменимыми в случае вступления в войну Англии и Франции с их мощными линейными флотами. «Нью-Айронсайдс» оказался лидером по количеству попаданий и полученных повреждений, зарекомендовав себя сильнейшим броненосцем Союза. Слабой стороной обоих кораблей была большая осадка, что осложняло их действия при блокаде побережья и подавлении береговой обороны противника.

Первые федеральные броненосцы. Сверху — схема башенного броненосца «Монитор», снизу слева — броненосный фрегат «Нью Айронсайдс», снизу справа — броненосный корвет (шлюп) «Галена» Источник: navsource.org - Первые американские броненосцы. Рождение | Военно-исторический портал Warspot.ru

Первые федеральные броненосцы. Сверху — схема башенного броненосца «Монитор», снизу слева — броненосный фрегат «Нью Айронсайдс», снизу справа — броненосный корвет (шлюп) «Галена»

Самым интересным оказался последний, революционный проект – «Монитор» инженера Джона Эрикссона. На «Мониторе» были применены 47 запатентованных изобретений, он стал прародителем нового класса кораблей, получившего название по его имени. Низкая осадка, достаточная степень защиты, высокая манёвренность, большая огневая мощь и практически круговая зона ведения огня делали мониторы Эрикссона весьма эффективными при защите и ближней блокаде побережья.

Скрытый текст

Источники и литература:

  1. Wilson H. W. Ironclads in action. – London.: S. Low, Marston and Company, 1896
  2. A. Stenzel-H. Kirchoff, Seekriegsgeschichte in ihren wichtingsten Abschnitten mit Berucksichtigung der Seetaktik, Hannover, 1907–1911
  3. Official Records of the Union and Confederate Navies in the War of the Rebellion. Govt. Print. Off. Washington, 1894–1922
  4. Konstam Angus. Confederate Ironclad 1861–65 – Osprey Publishing, 2001, ISBN 10: 1841763071, ISBN 13: 9781841763071
  5. Konstam Angus. Union Monitor 1861–65 – Osprey Publishing, 2002, ISBN 10: 1841763063, ISBN 13: 9781841763064
  6. Donald L. Canney. The Old Steam Navy: The Ironclads, 1842–1885 – Naval Institute Press, 1993, ISBN-10: 0870215868, ISBN-13: 978–0870215865
  7. Jack Greene, Alessandro Massignani. Ironclads At War: The Origin And Development Of The Armored Battleship – Da Capo Press, 1998, ISBN 10: 0938289586, ISBN 13: 978–0938289586
  8. http://www.civil-war.net, The Civil War Home Page. Dedicated to the participants, both North and South, in the great American Civil War 1861–1865
  9. http://www.navsource.org, Photographic History of the U.S. Navy
  10. https://www.loc.gov, Library of U.S. Congress
  11. Ссылка: https://warspot.ru/7415-pervye-amerikanskie-bronenostsy-rozhdenie

 

 

 

2. В бою 

 

                      В начале Гражданской войны в США и северяне, и южане приняли решение: броненосцам - быть !  От первой дуэли между «Монитором» и «Вирджинией» до первого массированного применения броненосцев при бомбардировке форта Самтер пройдёт всего десять месяцев. А к концу войны уже ни одна значимая операция северян у побережья Конфедерации не проходила без участия этих кораблей. Броненосец типа «Монитор» стал символом экономической и военной мощи Союза, а также серьёзным фактором в непростых отношениях северян с европейскими державами.

 

Скрытый текст

Дуэль на Хэмптонском рейде 8–9 марта 1862 года

В 1861 году южане захватили город Норфолк, где в их руки попал корпус деревянного 40-пушечного фрегата «Мерримак» 1856 года постройки с действующей паровой машиной. При отступлении северяне не сумели полностью уничтожить этот корабль, а также оставили множество припасов и материалов — в том числе 1200 крупнокалиберных морских пушек (огромная удача позволила южанам вооружить множество кораблей, береговых батарей и фортов). Летом 1861 года началась перестройка трофея в броненосец «Вирджиния» по проекту капитана 2-го ранга Брука и корабельного инженера Портера.

В ходе строительства нового корабля было преодолено множество организационных и технических проблем. Например, броня прокатывалась из обычных железнодорожных рельсов на единственном доступном южанам заводе в Ричмонде, а экипаж корабля набрали из солдат армии Конфедерации. Тем не менее к марту 1862 года «Вирджиния» была готова и передана под командование капитана Бьюкенена и лейтенанта Джонса.

Командир «Вирджинии» Франклин Бьюкенен (слева) и командир «Монитора» Джон Варден (справа) Источник: civil-war.net - Первые американские броненосцы в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru

Командир «Вирджинии» Франклин Бьюкенен (слева) и командир «Монитора» Джон Варден (справа)

 

8 марта 1862 года в 12:40 первый броненосец Конфедерации вступил в бой с блокировавшей Хэмптонский рейд эскадрой Союза, состоявшей из четырёх фрегатов («Конгресс», «Миннесота», «Роанок», «Сент-Лоуренс»), шлюпа «Камберленд» и двух канонерских лодок. В 13:20 был протаранен и затонул «Камберленд», в 16:00 — взорван фрегат «Конгресс», а к 17:00 «Вирджиния» вышла из боя, намереваясь завершить разгром северян на следующий день. В 21:00 к месту битвы подошёл первый броненосец Союза — «Монитор».

 

Лист оригинального чертежа броненосца «Монитор» Источник: loc.gov - Первые американские броненосцы в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru

Лист оригинального чертежа броненосца «Монитор»
 

9 марта 1862 года в 8:30 началась первая в истории дуэль между бронированными паровыми судами — броненосцами. Корабли кружили друг вокруг друга, обменивались залпами и пытались таранить. Позже выяснилось, что 11-дюймовые дульнозарядные гладкоствольные пушки Дальгрена можно безопасно заряжать вдвое большим зарядом пороха, чем во время боя «Монитора» с «Вирджинией». Кроме того, в боезапасе «Монитора» не было бронебойных стальных кованых ядер. Поэтому потенциально опасные для «Вирджинии» 11-дюймовки не смогли реализовать свои возможности.

Для нарезных шести- и семидюймовых пушек Брука, которыми вооружили «Вирджинию», были заказаны бронебойные снаряды, но к моменту боя в погреба броненосца они ещё не поступили. Всё это обусловило тот факт, что оба броненосца получили минимальные повреждения, хотя капитан «Монитора» был серьёзно ранен. В 12:15, так и не выявив победителя, стороны разошлись, и бой завершился.

Бой «Вирджинии» и «Монитора», литография 1884 года Источник: loc.gov - Первые американские броненосцы в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru

Бой «Вирджинии» и «Монитора», литография 1884 года

Взятие Нового Орлеана, 24–25 апреля 1862 года

В начале войны южане контролировали реку Миссисипи от Каира до Нового Орлеана, что позволяло им беспрепятственно использовать внутренние речные коммуникации. Кроме того, долина реки обеспечивала Юг пшеницей и другими продуктами питания, в то время как большинство остальных сельскохозяйственных земель использовались как плантации хлопка и табака. Укрепления южан в устье реки (возле Нового Орлеана) закрывали флоту Союза вход в Миссисипи.

Для захвата устья северяне сформировали эскадру под командованием Дэвида Глазго Фаррагута, состоявшую из четырёх паровых деревянных фрегатов (106 орудий), трёх шлюпов (26 орудий), девяти канонерских лодок (18 орудий) и двадцати мортирных шхун. Сняв верхний такелаж и укрепив борта и палубы своих кораблей цепями и мешками с песком, северяне внезапно подошли к двум вражеским фортам, закрывавшим подход к Новому Орлеану, — форту Святого Филиппа и форту Джексон. На вооружении этих укреплений имелось всего 28 пушек, а два крупных броненосца южан все ещё находились в стадии строительства — один из них («Луизиана») был спущен на воду, но пока не мог самостоятельно двигаться. Элементами активной обороны с трудом можно было назвать несколько вооружённых пароходов и таранный броненосец «Манассас», перестроенный из старого портового буксира. Слабые укрепления и разногласия среди руководства обороной Нового Орлеана стали серьёзной проблемой южан.

24 апреля 1862 года, подготовив прорыв мощной бомбардировкой (16 800 снарядов) эскадра Фаррагута под огнём противника начала проход между фортами южан, находившимися по обе стороны реки. Попытки южан взять корабли Союза на абордаж или поджечь их при помощи брандеров успеха не имели, хотя и нанесли серьёзные повреждения некоторым кораблям. В довершение всего «Манассас» неоднократно таранил корабли северян, но пробить борт ни одного из них не сумел. В итоге «Манассасу» пришлось выброситься на берег, где он и был сожжён экипажем. Неудачу можно объяснить тем, что броненосец не имел скорости и массы, достаточных для успешного тарана.

Сразу за фортами (выше по течению) в качестве плавучей батареи стоял на якоре недостроенный броненосец «Луизиана», который также участвовал в перестрелке. Броня хорошо защищала его от вражеских снарядов, но неподвижность не позволяла вести активный бой. Прорыв северян вверх по течению отрезал форты конфедератов от основных сил. Лишённые продовольствия и боеприпасов, их гарнизоны капитулировали несколько позже (29 апреля). 25 апреля десант северян при поддержке прорвавшихся кораблей захватил пребывавший в панике Новый Орлеан — крупнейший город и промышленный центр Конфедерации. Недостроенные броненосцы были сожжены их экипажами, а Юг потерял возможность создания крупных броненосцев собственными силами. После этого сражения Франция отказалась от вмешательства в конфликт на стороне Юга, а Англия уже опасалась рисковать в одиночку.

Броненосец северян «Онондага» в 1862 году. Вторая башня удваивала его огневую мощь Источник: navsource.org - Первые американские броненосцы в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru

Броненосец северян «Онондага» в 1862 году. Вторая башня удваивала его огневую мощь

 

Прорыв на реке Миссисипи

С сентября 1861 года шла упорная борьба за контроль над реками Миссисипи, Теннесси и Камберленд. Для борьбы с береговыми укреплениями конфедератов северяне перестроили в речные броненосцы три колёсных парохода. К февралю 1862 года совместными силами речных флотилий из канонерских лодок, вышеупомянутых броненосцев и сухопутных частей генерала Гранта Союзу удалось принудить к сдаче большинство батарей и фортов южан. Двигаясь с севера по течению реки Теннесси, 6 апреля 1862 года армия Гранта столкнулась с войсками Конфедерации под командованием генерала Джонстона. В местечке Шило состоялась одна из самых кровавых и упорных битв той войны. Поддержка пушек речной флотилии сыграла заметную роль в сражении, и победа осталась за федеральными войсками. Один за другим населённые пункты переходили в руки северян — в частности, ими был взят крупный город Мемфис. К июню 1862 года единственным опорным пунктом Конфедерации на реке Миссисипи оставался сильно укреплённый город Виксбург.

С октября 1861 года южане строили в Мемфисе два однотипных броненосца («Арканзас» и «Теннесси»), однако «Теннесси», находившийся в меньшей степени готовности, пришлось взорвать перед капитуляцией города, чтобы он не попал в руки северян. «Арканзас» ещё в апреле 1862 года отбуксировали в Язу-сити, где он и был достроен к 14 июля. 15 июля «Арканзас» с боем прорвался в Виксбург, блокированный эскадрой Фаррагута. Появление вражеского броненосца стало одной из причин отступления флота северян от Виксбурга вниз по реке. После этого «Арканзас» был переведен из Виксбурга в Батон-Руж для поддержки наступления, готовившегося южанами. 6 августа 1862 года, когда броненосец вышел навстречу вражеским кораблям, на нём сломалась паровая машина, и он сел на мель. Чтобы избежать захвата «Арканзаса», команда уничтожила его.

Пополнившись ещё пятью импровизированными речными броненосцами, эскадра Фаррагута установила полный контроль над речной системой — за исключением никак не желавшего сдаваться Виксбурга. С 22 мая по 4 июля 1863 года шли бои за последние береговые укрепления, а когда они пали, город оказался в осаде и вскоре сдался. Конфедерация потеряла свои внутренние речные коммуникации и важный район производства продовольствия. После падения Виксбурга цены на продукты на Юге выросли в шесть раз, а многим районам пришлось переключиться с производства экспортного товара (хлопок, табак) на выращивание пшеницы, что плачевно сказалось на денежных доходах Конфедерации.

Федеральный броненосец «Галена» со следами боевых повреждений. На фото видно ядро, застрявшее в корпусе над ватерлинией Источник: navsource.org - Первые американские броненосцы в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru

Федеральный броненосец «Галена» со следами боевых повреждений. На фото видно ядро, застрявшее в корпусе над ватерлинией

 

Сражение у Чарльстона, январь 1863 — февраль 1864 года

Относительный успех «Монитора» в первом бою подвиг северян к строительству новых, более совершенных и крупных мониторов. Целая эскадра новых кораблей готовилась прибыть к гавани Чарльстона — столицы штата Южная Каролина. Но пока этого не произошло, блокаду осуществлял отряд паровых канонерок и шлюпов. Конечно же, южан это устраивать не могло, и для противодействия врагу были построены два небольших броненосца — «Палметто-Стейт» и «Чикора». 31 января 1863 года, уничтожив канонерскую лодку и повредив два других корабля, конфедераты на короткое время сняли блокаду. К 7 апреля силы блокирующей эскадры Союза под командованием адмирала Дюпона выросли до девяти броненосцев: в её состав входили казематный корабль «Кеокук», крупный батарейный броненосец «Нью-Айронсайдс» и семь мониторов класса «Пассаик».

Задачей северян было разрушить артиллерийским огнём форт Самтер, занимавший центральное положение на острове при входе в гавань Чарльстона. Мелководье, сваи, забитые южанами в дно, и мины оставляли кораблям единственный путь — через узкий фарватер около форта, находившийся под прицелом семи батарей. Построившись в колонну, броненосцы Союза двинулись к цели, но уже при подходе к форту броненосец «Кеокук» выбился из строя и подошёл слишком близко к берегу, став отличной мишенью для пушек, находившихся на берегу. Флагманский «Нью-Айронсайдс» также вскоре покинул строй из-за большой осадки и опасности посадки на мель. В последовавшем часовом бою «Кеокук» был насквозь изрешечён снарядами, а на следующий день (8 апреля) затонул из-за начавшегося ночью шторма. Возможно, его удалось бы спасти, но адмирал Дюпон решил не рисковать людьми и снять экипаж.

Мониторы же получили некоторые повреждения, и Дюпон отвёл их на исходные позиции, убедившись в невыполнимости задачи имеющимися силами. Ситуация могла бы сложиться для северян ещё хуже, так как один из мониторов столкнулся с миной — к счастью, она проржавела и не взорвалась. «Нью-Айронсайдс» большую часть боя простоял над подводной миной, которая не взорвалась только потому, что были повреждены провода, связывавшие её с источником питания на берегу. Таким образом, северяне потерпели неудачу, но сохранили эскадру броненосцев, которая надёжно блокировала город и два броненосца южан.

В целях усиления своих сил в регионе конфедераты перестроили новый английский железный пароход в броненосец «Атланта» — его задачей было крейсерство у берегов. Об этом стало известно Дюпону, и он отправил на перехват два своих монитора («Уихаукен» и «Нэхент»). «Атланта» имела броню плохого качества, а экипаж был совершенно не знаком ни с морем, ни с артиллерией. Очень скоро броненосец конфедератов сел на мель, что и стало причиной его поражения и быстрой сдачи.

Неудача Дюпона у форта Самтер, привела к замене его на адмирала Дальгрена — 17 и 23 августа тот безуспешно пытался разрушить вражеские укрепления.

Броненосец Конфедерации «Атланта». Фото сделано после захвата корабля северянами Источник: navsource.org - Первые американские броненосцы в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru

Броненосец Конфедерации «Атланта». Фото сделано после захвата корабля северянами

 

Действия «Албемарла», апрель-октябрь 1864 года

Албемарл — глубокий залив на побережье Северной Каролины. Над узким проходом между его северной и южной частями господствует остров Роанок, который в начале 1862 года был занят экспедицией северян при поддержке флота. Конфедераты с беспокойством смотрели на присутствие северян в этих водах, открывавших им доступ в самое сердце штата. Северяне действительно угрожали тылу армии южан, которая стояла перед Ричмондом. Южане дважды тщетно пытались выбить своих врагов из залива Памлико, находящегося к югу от пролива Албемарл, но в обоих случаях атаки были отбиты — главным образом морскими силами северян. После этого южанам стало очевидно, что остаётся единственный способ достигнуть успеха — добиться господства на воде, а для этого требовались броненосцы. Построив небольшую бронированную канонерскую лодку «Албемарл», 5 мая 1864 года конфедераты вступили в бой с отрядом кораблей Союза, состоявшим из четырёх канонерских лодок. Все попытки северян протаранить или взять на абордаж небольшой броненосец не увенчались успехом. В течение нескольких месяцев «Албемарл» постоянно беспокоил обстрелами федеральные сухопутные войска. Развязка произошла 26 октября: лейтенант Кашинг на паровом баркасе с миной, закреплённой на шесте в носовой части судна, сумел взорвать вражеский корабль.Федеральный монитор «Махопак», представитель наиболее удачного типа «Каноникус» Источник: navsource.org - Первые американские броненосцы в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru

Федеральный монитор «Махопак», представитель наиболее удачного типа «Каноникус»

Прорыв у Мобила, 5 августа 1864 года

Город Мобил в южной части штата Алабама стал ещё одной целью федерального флота. Южане построили здесь довольно сильную оборону, состоявшую из минных заграждений, фортов и батарей, а также лучшего броненосца конфедератов — «Теннесси». Северяне собрали силы под командованием адмирала Фаррагута в количестве 7 паровых фрегатов, 7 паровых канонерских лодок и шлюпов и 4 мониторов (двухбашенных «Виннебаго» и «Чикасо», однобашенных «Текумсе» и «Манхэттена»).

Для прорыва корабли построились в две колонны: первая состояла из мониторов, вторая — из закреплённых рядом пар из фрегатов и канонерок. Это был испытанный способ, позволявший кораблю продолжать движение на буксире, даже если его паровая машина будет разрушена. Эскадра Фаррагута двинулась к единственному проходу между фортом и минным заграждением. Перестрелка между кораблями и береговыми пушками наносила обеим сторонам повреждения, но остановить корабли северян не могла. «Текумсе», шедший головным в колонне мониторов, желая сблизиться с броненосцем южан «Теннесси», находившимся за минным заграждением, подорвался на одной из мин и быстро затонул. Флагманский фрегат «Хартфорд» также направился на мины, но, благодаря тому, что многие из них проржавели, успешно миновал опасное заграждение. Один за другим корабли северян проходили опасный участок и наконец остановились в центре гавани.

В этой критической ситуации «Теннесси» под командованием адмирала Франклина Бьюкенена (бывшего командира «Вирджинии») в одиночку вступил в бой. После трёх таранных ударов и боя на очень близкой дистанции со всей эскадрой противника, сильно разрушенный броненосец конфедератов был принуждён к сдаче. Контроль над ещё одним крупным портом, через который осуществлялись поставки из Европы, перешёл к Союзу, ухудшив и без того плачевное положение Конфедерации.

«Теннесси» — лучший броненосец южан. На корме уже развевается звёздно-полосатый флаг Источник: civil-war.net - Первые американские броненосцы в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru

«Теннесси» — лучший броненосец южан. На корме уже развевается звёздно-полосатый флаг

 

Захват форта Фишер, 15 января 1865 года

К началу 1865 года в руках Конфедерации оставалось лишь два порта для сообщения с внешним миром, причём одним из них был Чарльстон, блокированный мощной эскадрой вражеских броненосцев, вторым — Уилмингтон. Располагаясь недалеко от Ричмонда, он обеспечивал поставки армии генерала Ли, защищавшей столицу Юга. Ключевым пунктом обороны южан был мощный форт Фишер. Впрочем, береговая оборона конфедератов располагала всего 2300 снарядами (чего было совершенно недостаточно для противодействия противнику), а из 5000 человек, необходимых для службы в гарнизонах, было с трудом набрано 1500.

Захват почти всех портов Конфедерации позволил Союзу задействовать в штурме форта Фишер почти все свои силы, включая мониторы и броненосец «Нью-Айронсайд» (всего — 41 корабль и 2000 человек десанта). 12 и 13 января корабли бомбардировали укрепления южан. 15 января при поддержке кораблей был высажен десант, который занял форт после кровопролитного и ожесточённого штурма. Падение форта Фишера привело к захвату северянами Уилмингтона, что повлекло за собой окончание войны и капитуляцию войск Конфедерации 23 июня 1865 года.

Скрытый текст

Источники и литература:

  1. Wilson H. W. Ironclads in action. – London.: S. Low, Marston and Company, 1896
  2. A. Stenzel-H. Kirchoff, Seekriegsgeschichte in ihren wichtingsten Abschnitten mit Berucksichtigung der Seetaktik, Hannover, 1907–1911
  3. Official Records of the Union and Confederate Navies in the War of the Rebellion. Govt. Print. Off. Washington, 1894–1922
  4. Konstam Angus. Confederate Ironclad 1861–65 – Osprey Publishing, 2001, ISBN 10: 1841763071, ISBN 13: 9781841763071
  5. Konstam Angus. Union Monitor 1861–65 – Osprey Publishing, 2002, ISBN 10: 1841763063, ISBN 13: 9781841763064
  6. Donald L. Canney. The Old Steam Navy: The Ironclads, 1842–1885 – Naval Institute Press, 1993, ISBN-10: 0870215868, ISBN-13: 978–0870215865
  7. Jack Greene, Alessandro Massignani. Ironclads At War: The Origin And Development Of The Armored Battleship – Da Capo Press, 1998, ISBN 10: 0938289586, ISBN 13: 978–0938289586
  8. http://www.civil-war.net, The Civil War Home Page. Dedicated to the participants, both North and South, in the great American Civil War 1861–1865
  9. http://www.navsource.org, Photographic History of the U.S. Navy
  10. https://www.loc.gov, Library of U.S. Congress
  11. Ссылка: https://warspot.ru/7440-pervye-amerikanskie-bronenostsy-v-boyu

 

 

 

3. Устройство и тактика 

 

                         В ходе боевых действий гражданской войны в США, стали очевидны сильные и слабые стороны броненосцев. Смелые мечты южан и опасения их противников, что «Вирджиния» в одиночку может разрушить Вашингтон, сменились рутиной войны. Броненосец северян «Монитор» – основатель одноимённого класса кораблей – был потерян при буксировке в плохую погоду. Для северян стало очевидным то, что броненосцы – это корабли для действия на реках и в спокойных гаванях. С другой стороны, отсутствие у Конфедерации количества броненосцев, достаточного для сложного взаимодействия, так и оставило тактику их применения на зачаточном уровне.

 

Скрытый текст

Тактика применения броненосцев

Появление нового оружия морской войны потребовало понимания его возможностей и правильной тактики использования. Никаких теоретических наработок ни у одной из сторон не существовало. Первый же бой на Хэмптонском рейде определил мизерные дистанции боя (от 50 до 100 м), но даже на таком расстоянии пушки, мало изменившиеся со времён наполеоновских войн, с трудом пробивали защиту из обычного железа толщиной от 25 до 350 мм. Сблизившись как можно сильнее, броненосцы обменивались выстрелами, причём мониторы давали один залп примерно в семь минут, а броненосцы южан – один залп в пятнадцать минут. Даже при бое на столь незначительных дистанциях точность ведения огня в среднем не превышала 5%.

Полноразмерная реплика броненосца «Монитор» у входа в Морской музей в Ньюпорт-Ньюс Источник: marinersmuseum.org - Первые американские броненосцы: устройство и тактика | Военно-исторический портал Warspot.ru

Полноразмерная реплика броненосца «Монитор» у входа в Морской музей в Ньюпорт-Ньюс

Обычная практика была такова: орудие наводилось по горизонтали и вертикали на требуемый угол, после чего артиллерист осуществлял выстрел в тот момент, когда линия прицеливания совпадала с мишенью. Сложность заключалась в осуществлении выстрела именно в этот момент, а не мгновением раньше или позже, и именно здесь крылся источник наибольших погрешностей. Ошибка в десятую долю секунды на корабле, раскачивающемся с амплитудой в десять градусов, означала, что снаряд пройдет на 30 футов выше или ниже цели, находящейся на расстоянии 1000 ярдов. Скорость реакции артиллеристов колебалась от четырех до восьми десятых секунды и могла меняться в зависимости от их самочувствия и эмоционального состояния. Каждый артиллерист должен был бесконечно тренироваться в стрельбе именно в тот момент, когда три точки – прорезь целика, мушка и мишень – окажутся на одной линии. Некоторые могли достичь совершенства после долгих тренировок, но общим было мнение, что хорошими артиллеристами рождаются, а не становятся. Даже после всех возможных тренировок погрешности были столь велики, что считалось невозможным вести эффективный огонь с дистанции более 1000 ярдов.

Модели броненосцев «Монитор» и «Вирджиния» в одном масштабе Источник: marinersmuseum.org - Первые американские броненосцы: устройство и тактика | Военно-исторический портал Warspot.ru

Модели броненосцев «Монитор» и «Вирджиния» в одном масштабе

Тщательная наводка и корректирование стрельбы считались необходимыми и для того, чтобы избежать бесполезной траты драгоценных боеприпасов, особенно бронебойных снарядов и ядер. Высокая стоимость и сложность изготовления снарядов заставляли вести тщательный учет и стараться использовать их наверняка. Чтобы увеличить энергию бронебойного снаряда, следовало использовать двойной, а иногда и тройной заряд пороха (по сравнению с безопасным).

Новинкой морской артиллерии для обеих сторон стало ограниченное использование нарезных орудий и снарядов вместо привычных круглых ядер и гладкоствольных пушек. Однако несовершенство технологий делало нарезные пушки опасными, так как, несмотря на все преимущества в точности, дальности и проникающей силе снаряда, они могли взорваться в любую минуту.

Таранные атаки стали попыткой преодолеть почти тупиковую ситуацию, когда для вывода из строя броненосца требовался концентрированный огонь в течение длительного времени. Таран позволял быстро отправить противника на дно, но низкие скорости и плохая манёвренность осложняли задачу определения траектории для выхода в атаку. Против таранных ударов мониторы Союза были защищены размещением главного бортового бронепояса на некотором расстоянии от корпуса, а южане удлиняли нижнюю кромку своих наклонных казематов, и она уходила под воду, образуя своеобразный «горбыль». Продолжением тактики таранного удара стало размещение в носовой части корабля выступавших вперёд шестов, на которых крепились мины. При контакте с корпусом противника мина взрывалась, и от этого уже не мог спасти никакой горбыль.

Модель броненосца южан «Теннесси» показывает внутреннее устройство каземата Источник: cottageindustrymodels.com - Первые американские броненосцы: устройство и тактика | Военно-исторический портал Warspot.ru

Модель броненосца южан «Теннесси» показывает внутреннее устройство каземата

Как показали многократные опыты, таран – это оружие, которое очень трудно использовать. Чтобы применить его, нужно было подойди к неприятелю вплотную. Если же паровые машины врага не имели повреждений, и он не был стеснен в движениях, то это становилось весьма непростой задачей. При таране же быстродвижущегося корабля атакующему грозила опасность сильно пострадать – оказаться протараненным самому или взорванным своей шестовой миной.

Перед началом боя командование определяло общую задачу для корабля или эскадры. К месту сражения корабли двигались в кильватерной колонне – при таком построении было легко менять курс и перестраиваться, сохранять свои места и пользоваться бортовыми орудиями, не боясь попасть в собственные корабли. Необходимость в сигналах была невелика, что являлось важным преимуществом при управлении броненосцами, на верхней палубе которых во время боя никого нет.

Буквально через несколько минут после начала боя капитаны сами определяли для себя цели и направление движения – каждый корабль маневрировал в одиночку. Во многом это объясняется тотальным количественным превосходством Союза в броненосцах – разрабатывать какую-либо особую тактику северянам было незачем. Борьба с неподвижными береговыми укреплениями Конфедерации не требовала ухищрений, кроме того, на реках попросту не хватало места для сложного маневрирования или сохранения строя.

Дешевая мина, изготовленная из обычной деревянной бочки, могла в одночасье уничтожить дорогостоящий броненосец Источник: marinersmuseum.org - Первые американские броненосцы: устройство и тактика | Военно-исторический портал Warspot.ru

Дешевая мина, изготовленная из обычной деревянной бочки, могла в одночасье уничтожить дорогостоящий броненосец

Отдельно стоит упомянуть важную роль первых, ещё совсем простых и ненадёжных морских мин. Железный или деревянный контейнер, цепь и решётка в роли якоря составляли внешние элементы смертоносного оружия, а заряд пороха – его «начинку». Детонатором служила стеклянная капсула с особым химическим веществом, при повреждении приводившая к взрыву, либо электрические провода, протянутые до гальванического элемента питания, расположенного на берегу. Стоило корпусу мины проржаветь или получить иное повреждение, как она становилась бесполезной. Тем не менее, 100% боевых потерь мониторов северян приходятся именно на мины.

Устройство броненосцев

Во второй половине XIX века происходило становление индустриального общества и рост колониальных империй. В этих условиях господство на море стало решающим фактором, а борьба за него вышла на новый уровень благодаря паровым бронированным кораблям. Фактически кораблестроение было наиболее наукоёмкой и передовой отраслью того времени, вбиравшей в себя тогдашние технологические достижения. Эпохой броненосцев принято называть период с 1855 по 1905 год.

К моменту появления первых броненосцев все элементы, определявшие их особенности, были в той или иной степени опробованы. Паровая машина использовалась на деревянных парусных кораблях в качестве вспомогательного механизма на случай штиля. Винт упростил конструкцию и повысил коэффициент полезного действия парового двигателя. Пушки, стрелявшие разрывными и зажигательными бомбами, уже уничтожили турецкую эскадру при Синопе. Технический прогресс позволил наладить производство в рамках существовавших технологий и быстрое освоение новых типов кораблей. Пожалуй, новинкой являлась лишь железная броня, предназначенная для защиты от зажигательных и разрывных снарядов.

Даже лучшая в мире британская 6-дюймовая броня не могла устоять против мощи огромных бронебойных снарядов американских 15-дюймовых пушек Дальгрена. Фото из коллекции автора - Первые американские броненосцы: устройство и тактика | Военно-исторический портал Warspot.ru

Даже лучшая в мире британская 6-дюймовая броня не могла устоять против мощи огромных бронебойных снарядов 

К 1862 году уже имелся вполне успешный опыт строительства железных клепаных корабельных корпусов – например, английского броненосного фрегата «Уорриор». Железный корпус обеспечивал большую конструктивную прочность, меньший вес и самое важное – возможность придать обводам корпуса большую остроту, что обеспечивало выигрыш в скорости. Однако железо стоило значительно дороже привычного дерева, кроме того, ощущался недостаток квалифицированных специалистов для работы с новым материалом. Тем не менее, первый же броненосец северян «Монитор» был полностью железным, что отчасти объясняло низкую скорость его постройки. Последовавшие за ним броненосцы имели деревянные корпуса и железную обшивку – большие запасы дерева, отработанные технологии постройки и наличие квалифицированных плотников позволяли строить такие корабли быстро и относительно дешево. Сложности в сочетании дерева и железа заключались в неоднородной прочности конструкции, ее склонности к вибрациям и повышенной пожарной опасности.

На Юге отсутствие развитой промышленности не позволяло строить боевые корабли с железными корпусами – исключением являлся лишь броненосец «Атланта», перестроенный из английского железного парохода.

Разрез реконструкции брони и деревянной подложки броненосца «Вирджиния» Источник: marinersmuseum.org - Первые американские броненосцы: устройство и тактика | Военно-исторический портал Warspot.ru

Разрез реконструкции брони и деревянной подложки броненосца «Вирджиния»

Характер ведения боевых действий на мелководье и реках требовал небольшой осадки (от 3 до 4 м), что повлекло за собой пренебрежение к мореходности броненосцев. Лишь северные «Галена» и «Нью-Айронсайд», а также «Стоунволл» конфедератов могут считаться вполне мореходными кораблями. Хотя длина корпуса кораблей редко превышала 70 м, на полную циркуляцию затрачивалось от 15 минут у северян до 40 минут – у кораблей Конфедерации.

Водоизмещение южных броненосцев варьировалось от 500 до 1000 т, северных – от 1000 до 2100 т, хотя так называемый мореходный монитор крейсерского типа «Диктатор» имел водоизмещение 4438 т, а в постройке находились двухбашенные мониторы типа «Каламацу» с водоизмещением в 5660 т.

Корабли противников отличались друг от друга и расположением артиллерии. За исключением двух броненосных фрегатов, все остальные броненосцы Союза были мониторами с расположением спаренных пушек в одной или двух бронированных вращающихся башнях. Такое размещение давало почти круговой радиус обстрела и позволяло хорошо защитить артиллерию вертикальной бронёй. Для вращения башен требовались вспомогательные гидравлические и паровые механизмы, что делало этот тип корабля недоступным для южан ввиду их слабой промышленности. Поэтому броненосцы Конфедерации несли свою артиллерию в наклонных бронированных казематах. Наклон стенки каземата приводил к рикошетам вражеских снарядов и обеспечивал лучшую устойчивость брони к повреждениям. Малые углы ведения огня каждой из пушек требовали размещения в каземате большего количества орудий, чтобы обеспечить круговой обстрел.

Наглядный макет устройства башни федерального броненосца «Монитор» Источник: marinersmuseum.org - Первые американские броненосцы: устройство и тактика | Военно-исторический портал Warspot.ru

Наглядный макет устройства башни федерального броненосца «Монитор»

Броненосцы Союза и Конфедерации были вооружены пушками одинаковых систем (Дальгрена, Брука и Парротта) калибрами от 6 до 15 дюймов, причём северяне отдавали предпочтение крупнокалиберным дульнозарядным гладкоствольным пушкам системы Дальгрена, а южане – нарезным шести- и семидюймовым дульнозарядным пушкам Брука.

Из бомбических пушек стреляли тремя видами боеприпасов (не считая картечи) – сплошными ядрами (solid shot), бомбами (shell) и пустотелыми ядрами (hollow shot). Пушки стреляли пустотелыми ядрами или бомбами, снаряженными порохом. Оба типа боеприпаса имели одинаковый вес, чтобы канониры в горячке сражения не перепутали пороховые заряды. При этом пустотелые ядра не были пустыми бомбами, а являлись отдельным типом боеприпаса.

Бомбы для бомбических пушек представляли собой полые чугунные оболочки, заполненные чёрным порохом. Они имели дистанционный взрыватель в виде деревянного (позднее – медного) запала со специальной огнепроводной вставкой. Бомбы хранили пустыми и снаряжали перед боем, либо заранее снаряжали и хранили вместе с установленным взрывателем. Бомбу снаряжали, вставляя запал, который укорачивали до определённой длины, соответствовавшей предполагаемой дальности выстрела, сверяясь при этом со специальной таблицей. Впрочем, такая «настройка» была очень грубой и делалась «с запасом». Обычно бомбы пробивали небронированный борт корабля и взрывались уже внутри. Бомбы с контактным взрывателем распространения не получили, поскольку артиллеристы боялись их случайного срабатывания до или во время выстрела.

Нарезная дульнозарядная 6,4-дюймовая пушка Брука на низком деревянном станке. Самое опасное орудие, которым мог вооружаться броненосец Источник: portcolumbus.org - Первые американские броненосцы: устройство и тактика | Военно-исторический портал Warspot.ru

Нарезная дульнозарядная 6,4-дюймовая пушка Брука на низком деревянном станке. Самое опасное орудие, которым мог вооружаться броненосец

Нарезные пушки стреляли конусообразными сплошными или разрывными снарядами большей пробивной силы. Лучшее качество дымного пороха у северян давало им ещё одно преимущество над южанами, которым не хватало пороха вообще и качественного в частности. Статистика, собранная конфедератами за время войны, показала, что примерная вероятность взрыва пушки Уитворта или Блэкли при выстреле составляла 0,4–0,5%. Отчет северян 1865 года содержит информацию о том, что одна из испытуемых 100-фунтовых пушек Парротта взорвалась после 514-ти выстрелов, одно 150-фунтовое орудие разорвалось после 660 выстрелов, ещё два – после 88-ми и 215-ти выстрелов, а средняя вероятность взрыва при выстреле составила 0,3%.

Другим оружием броненосца стал таран, впервые применённый «Вирджинией» в бою на Хэмптонском рейде. Железная броня определила эффективную дистанцию ведения огня в 50–100 м и, чтобы уничтожить броненосец противника, требовался концентрированный огонь по одной цели в течение 30–40 минут. В таких условиях таран, который одним удачным ударом мог решить исход боя, приобрел особую важность. Ещё одним новым оружием, призванным нейтрализовать броневую защиту, стали мины, начинённые взрывчаткой и укрепленные на шестах в носовой части броненосца. После подведения мины под корпус атакуемого корабля срабатывал контактный стеклянный взрыватель, либо заряд детонировали вручную посредством электрического заряда и воспламенения.

Масштабная (3/8) ходовая реплика броненосной канонерки южан «Албемарл» Источник: civilwartalk.com - Первые американские броненосцы: устройство и тактика | Военно-исторический портал Warspot.ru

Масштабная (3/8) ходовая реплика броненосной канонерки южан «Албемарл»

Броневую защиту мониторов Союза обеспечивали дюймовые листы катаного железа – несколько слоев, из которых набиралась броня необходимой толщины: борт – 100–150 мм; башня – 250–300 мм; рубка – 200–300 мм; палуба – 12–40 мм. При равной толщине такая броня уступала по прочности сплошным пластинам европейской выделки, однако имелась возможность набрать большую толщину брони, чем позволяли тогдашние технологии проката сплошного железного листа (127 мм). Южные броненосцы несли на себе импровизированную броню, состоявшую из нижнего продольного и верхнего поперечного слоёв железнодорожных рельсов толщиной в 101 мм, расплющенных методом ковки. Подобная броня не могла устоять перед гладкоствольными 11- и 15-дюймовыми пушками Дальгрена на дистанции менее 50 м. В то же время, и слоёная броня мониторов не выдерживала снарядов, выпущенных из 7-, 8- и 9-дюймовых нарезных пушек южан.

Еще одной постоянной проблемой броненосцев Конфедерации были паровые машины. Не имея возможности строить новые, южане снимали изношенные паровые машины с гражданских судов. Такое решение не позволяло развивать скорости более 5–7 узлов, в то время как новые паровые машины северян, построенные специально для конкретных кораблей, обеспечивали их броненосцам скорость в 7–11 узлов. Небольшие запасы угля не позволяли броненосцам совершать длительных переходов, что не было критичным для действий в прибрежной зоне.

В целом, за время войны броненосцы обеих сторон прошли путь от экспериментального и довольно неуклюжего оружия до главного аргумента противостояния на море. Даже в условиях нехватки практически всех необходимых ресурсов южане сумели выработать самобытный и вполне жизнеспособный тип казематной броненосной лодки. Современные американские историки характеризуют программу строительства конфедеративного флота очень уместной поговоркой: «На день опоздали, и доллара не хватило». В тех же случаях, когда южане не «опаздывали», и всего «хватало», их броненосцы становились весомым фактором боевых действий. Северяне сделали ставку на развитие мониторов – самого сложного и дорогого из доступных им типов броненосцев. Отчасти это было обусловлено громким успехом первого детища инженера Эрикссона на Хэмптонском рейде, отчасти – угрозой вмешательства в войну европейских держав. Тихоходные мониторы не вполне подходили для блокадной службы, плохо проявили себя в противостоянии с фортами и батареями, зато могли успешно воевать с любыми вражескими кораблями – от канонерок южан до французских или британских батарейных броненосцев.

Скрытый текст

Источники и литература:

  1. Wilson H. W. Ironclads in action. – London.: S. low, Marston and Company, 1896
  2. A. Stenzel – H. Kirchoff, Seekriegsgeschichte in ihren wichtingsten Abschnitten mit Berucksichtigung der Seetaktik, Hannover, 1907–1911
  3. Official Records of the Union and Confederate Navies in the War of the Rebellion. Govt. Print. Off. Washington, 1894–1922
  4. Konstam Angus. Confederate Ironclad 1861–65 – Osprey Publishing, 2001, ISBN 10: 1841763071 ISBN 13: 9781841763071
  5. Konstam Angus. Union Monitor 1861–65 – Osprey Publishing, 2002, ISBN 10: 1841763063 ISBN 13: 9781841763064
  6. Donald L. Canney. The Old Steam Navy: The Ironclads, 1842–1885 – Naval Institute Press, 1993, ISBN-10: 0870215868 ISBN-13: 978–0870215865
  7. Jack Greene, Alessandro Massignani. Ironclads At War: The Origin And Development Of The Armored Battleship – Da Capo Press, 1998, ISBN-10: 0938289586 ISBN-13: 978–0938289586
  8. http://www.marinersmuseum.org, Американский национальный морской музей в Ньюпорт-Ньюс
  9. http://www.portcolumbus.org, Военно-морской музей Гражданской войны в США
  10. Ссылка: https://warspot.ru/7471-pervye-amerikanskie-bronenostsy-ustroystvo-i-taktika

 

:Smile_honoring:

Изменено пользователем IronHandOf
  • Плюс 6
  • Круто 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×