Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
IronHandOf

Красивая судьба американского авианосца «Орискани»: солдат, кинозвезда и риф

В этой теме 4 комментария

Рекомендуемые комментарии

3 767
[NEO-C] IronHandOf
Коллекционер, Лидер Форума, Коллекционер-испытатель
6 412 публикации

f62782238da4f35e19678d343f6763e027da988d.jpg?1518768009

 

«Орискани» застал три полноценные войны, дважды снимался в оскароносных фильмах, избежал участи металлолома и превратился в мировую дайверскую мекку. Не каждый может похвастать столь бурной жизнью! Мы изучили всю биографию знаменитого авианосца и делимся с вами самыми впечатляющими моментами.

 

Скрытый текст

Опоздание на Вторую мировую

Новый авианосец «Орискани» с обозначением CV34 заложили на стапелях Нью-йоркской верфи 1 мая 1944 года. На воду его спустили через десять дней после окончания Второй мировой войны.

Доработку приостановили, но потом запустили вновь — и корабль стал прототипом программы SCB-127, которая позволяла авианосцам, спроектированным для поршневых самолётов, принимать и запускать реактивные истребители.

016f89520f8cdf03eb10456f51ed5878cb1d907d.jpg?1518767373

 

Авианосец «Орискани»

 

В строй корабль вступил только в 1950 году.

Боевым крещением для «Орискани» стал поход к берегам Кореи в 1952-53 годах. Его штурмовики отработали по коммуникациям северокорейских войск, а истребители сбили два Миг‑15.

Затем последовала череда модернизаций и улучшений, чтобы подтянуть«ветерана» к новым типам эксплуатируемых самолётов.

За это время корабль даже сняли в киноленте«Мосты у Токо-Ри», посвящённой Корейской войне.

Кстати, в 1956 году фильм получил премию «Оскар» за лучшие спецэффекты.

 

96f75d7fe430ca17ab37a34a0c5ae1939e50d12f.jpg?1518767409

 

Кадр из фильма «Мосты у Токо-Ри» (фото: Скриншот)

 

 

Вьетнам, пожар, Маккейн и прочие неприятности

Попал авианосец и на войну во Вьетнаме. В 1965 году самолёты вылетали с его борта двенадцать тысяч раз!

Затем «Орискани» почистил "пёрышки" в гавани Сан-Диего и уже на следующий год вернулся к своим задачам у берегов Вьетнама. Но вскоре на его борту произошёл сильнейший пожар: один из моряков, находившихся в ангаре под полётной палубой, случайно зажёг сигнальную ракету и в панике бросил её в шкаф к остальным. Пожар начался мгновенно и унёс жизни 44 человек.

 

5bef7d4095e60241101a9027af5d7b5b0340e59c.jpg?1518767305

 

Пожар на авианосце «Орискани» 26 октября 1966 года 

 

После ремонта, который занял полгода, «Орискани» отправился в третий поход к берегам Вьетнама. 26 июля 1967 года он оказал помощь собрату по несчастью — авианосцу «Форрестол», на котором… начался пожар из-за случайного пуска ракеты.

Спустя год с борта «Орискани» в непримечательный боевой вылет поднялся А-4«Скайхок» с лейтенантом-коммандером Джоном Маккейном на борту. В июле 1967 года тот чуть не погиб при злополучном пожаре на «Форрестоле».

Полёт закончился плачевно. В этот день будущего сенатора США сбили над Вьетнамом, и следующие шесть лет он провел в плену.

 

9d0762979f5f5ff03842eb890db3022bb9b40207.jpg?1518767320

 

Джон Маккейн (справа внизу) с пилотами своей эскадрильи

 

Много чего произошло за восемь боевых походов к берегам Вьетнама: аварии, потери самолётов, гибель лётчиков… Корабль раз за разом модернизировали для работы с современными истребителями и штурмовиками, но в 1975 году стало ясно, что служба его закончилась.

 

57491b3aa31ffb027ce8ccf1a3d3185d0d5cc20d.jpg?1518767330

 

F-8J «Крусейдер» сопровождает Ту-95. На заднем плане авианосец «Орискани» 

 

 

«Чемодан без ручки»

В век атомных авианосцев модернизировать «старичков» Второй мировой войны было слишком накладно, и в ВМС США пошли по простому пути — пустили их «на иголки».

Уцелели только четыре корабля — их превратили в музеи. Остальных разобрали в 1970-х годах — кроме «Орискани» и «Лексингтона» (до 1991 года он служил учебным авианосцем).

Удивительно, но «Орискани» был никому не нужен.

Одно время к нему приценивались на предмет переоборудования, однако при виде сметы в 520 млн долларов, выставленной в 1982 году, об этой идее благополучно забыли. Попытка перевести корабль в Японию в рамках выставки «City of America» вызвала в конгрессе оживление, но бизнесмены из Страны восходящего солнца умели считать деньги и отказались от проекта.

ВМС спихнули корпус в калифорнийскую стартап-компанию «Пегасус Интернешнл» и даже отбуксировали корпус на Западное побережье. Но деньги закончились, и в 1999 году «Орискани» вернули на резервную стоянку флота в городе Бомонт, штат Техас.

 

b1d630f55012479606dbfd3a4ac92580c143b7c5.jpg?1518767521

 

Кадр из фильма «Куда приводят мечты» 

 

 

Лучшая могила для корабля

Так бы и гнил корпус заслуженного ветерана на стоянке ВМС, если бы не программа создания искусственных рифов по всему побережью США.

В рамках этой программы с целью привлечения туристов и дайверов и реновации морской среды на небольшой глубине затапливают списанную технику: рыбацкие лодки, буксиры, танки, автомобили и прочий технически и морально устаревший хлам. Это гораздо дешевле и эффективнее, чем перерабатывать устаревшие М113 или разбирать баркасы.

Штат Флорида решил переплюнуть сразу всех и сделал искусственным рифом… да-да, авианосец «Орискани».

С него полностью слили остатки жидкости, удалили большинство полимерных и изоляционных материалов, а также всю электропроводку. Многие дверные проёмы заварили, а для дайверов проделали несколько дополнительных точек входа в корпус корабля. За всю работу ВМС США заплатили 20 миллионов долларов.

 

c5ecf9d849a19c50d7a50ffdb3d37fca71985273.jpg?1518767573

 

15 мая 2006. Авианосец «Орискани» выходит в Мексиканский залив к месту затопления

 

 

17 мая 2006 года (после пары лет согласований с экологами) авианосец отвели на 24 мили от побережья, выровняли носом строго на север, киношники включили кинокамеры, пошёл обратный отсчёт… и сапёры взорвали 230 килограммов взрывчатки С‑4.

Корабль постепенно наполнился водой и лёг на дно — ровно на киль.

Видимо, авианосец долго ждал этого момента. Вместо положенных пяти-восьми часов он утонул за 37 минут и наконец-то нашёл последнее пристанище на глубине 64 метров в тиши вод Мексиканского залива.

 

Это ещё не финал

Вскоре «Орискани» стал дайверской меккой, и из года в год приносит штату Флорида неплохой доход. Естественно, не обошлось без несчастных случаев — всё же погружение на такой большой корабль требует хорошей подготовки. Да и, положа руку на сердце, — может, пора оставить его в покое?

ВМС США не испытывают недостатка в списанных судах, которые пора разобрать«на иголки», и многие штаты внимательно присматриваются к этому списку, чтобы выбрать себе особенную «знаменитость».

Но пока никто не может затмить звезду авианосца «Орискани», который даже после «смерти» остаётся «самым значимым среди искусственных рифов».

 

 

 

 
 
 
Скрытый текст

Авианосец "Орискани" CV34

Авианосец "Орискани" CV34

 

 


Авианосец "Орискани" CVA34

 

Авианосец "Орискани" CV34

 

 


Демонтаж корабля в порту Сан Франциско

 

 

 

Авианосец "Орискани" CV34

 

 

Авианосец "Орискани" CV34
003.png
 

Авианосец "Орискани"

Названия и даты

Название

Место постройки

Дата закладки

Дата спуска

Вступил в строй

"Орискани" Верфь Ньюпорт

1 мая 1944

13 октября 1945

25 сентября 1950

 

Тактико-технические характеристики

Размеры

Водоизмещение:

34881 т

Длина:

250 м

Ширина:

28.3 м

Осадка:

8.7 м

Силоваяустановка

Тип:

Паровые машины

Количество валов:

4

Мощность:

150000 л.с.

Скорость, дальность плавания

Скорость:

33 узл.

Дальность плавания:

н.д.

Вооружение

  • 8 38мм пушек
  • 18 40мм пушек
  • 61 20мм пушка
  • 100 самолетов

Прочие сведения

Команда:

2631 чел

 

:Smile_honoring:

Изменено пользователем IronHandOf
  • Плюс 9

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
408
[MOCKB] AOZORAN
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
873 публикации
28 734 боя

Железная рука ну тебе как всегда жирный + молодчина!!!:cap_like:

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
3 767
[NEO-C] IronHandOf
Коллекционер, Лидер Форума, Коллекционер-испытатель
6 412 публикации
Сегодня в 15:50:12 пользователь AOZORAN сказал:

Железная рука ну тебе как всегда жирный + молодчина!!!:cap_like:

Благодарю ! :Smile_honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2 040
13tucha
Коллекционер, Старший бета-тестер, Коллекционер-испытатель
3 961 публикация

Довольно интересно...плюс Вам +

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×