Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
IronHandOf

Канонерская лодка «Гиляк», 1898 г.

В этой теме 9 комментариев

Рекомендуемые комментарии

[NEO-C] IronHandOf 3 292
Участник, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
5 844 публикации

 
Канонерская лодка «Гиляк», 1898 г.
 
 Российская мореходная канонерская лодка «Гиляк», построенная в начале 20-го века для нужд Дальнего Востока. 
 
Скрытый текст

 

 

Канонерские лодки для Дальнего Востока

Последнее десятилетие XIX века характерно для России активизацией военно-дипломатических усилий в вопросе упрочнения позиций и увеличения влияния страны в дальневосточном регионе.

В успешном решении этих задач не последнюю роль играла военно-морская группировка, представленная кораблями Балтийского флота, сведенных в Тихоокеанскую эскадру и Сибирской флотилии. Значение флота многократно возросло с обретением Россией незамерзающей гавани для базирования боевых кораблей на Квантунском полуострове (г. Порт-Артур, 1897 г.), сданной Китаем в долгосрочную аренду на 99 лет.

Конкуренция с другими европейскими державами за влияние в Китае, появление в дальневосточной акватории довольно мощного японского флота, необходимость охранять и контролировать обширные водные пространства, все эти факторы требовали значительного количественного увеличения корабельной группировки. Особенно остро ощущался дефицит в боевых многоцелевых кораблях 2 ранга, которые в военное время были бы способны выполнять задачи по охране и обороне водных районов и акваторий военно-морских баз, а в мирное время нести стационерную службу, в случае необходимости оказывать огневую поддержку боевых действий сухопутных войск, для чего должны были обладать способностью действовать и в речных акваториях.

По мнению русских военно-морских специалистов предъявляемым требованиям наиболее полно отвечал класс кораблей, называемый в России канонерскими лодками. Для учета специфики дальневосточного театра военных действий было решено начать строительство серии таких кораблей по специально разработанному проекту. В качестве «тактико-технического задания» на проектирование был использован рапорт начальника Тихоокеанской эскадры контр-адмирала П.П. Тыртова, в котором тот предлагал технические характеристики двух типов канонерских лодок: большой мореходной, водоизмещением до 1600 т, и малой речной, водоизмещением около 750 т.

 

Канонерская лодка «Гиляк» вскоре после постройки. Не такой и маленький военный корабль, как видно по фото.

 

Канонерская лодка «Гиляк» вскоре после постройки. 

История создания канонерской лодки «Гиляк»

Малая канонерская лодка должна была иметь длину не более 52 м, ширину — 9,8 м, осадку не более 2,6 м, что обеспечивало проходимость корабля по мелководным китайским рекам. Вооружение корабля, несмотря на минимальное водоизмещение, должны были составлять четыре 120 мм пушки, четыре 47 мм пушки, четыре 37 мм орудия и одна 63,5 мм десантная пушка системы Барановского, кроме этого, на корабле предусматривалась установка двух торпедных аппаратов.

Рапорт был рассмотрен на заседании Морского технического комитета (МТК) и был передан для реализации проекта малой канонерской лодки старшему кораблестроителю Э.П. Гуляеву. 17 ноября 1892 года начались работы по созданию проекта малой канонерской лодки с общим водоизмещением в 815 т, но с сохранением заявленной осадки в 2,6 м.

 

В 1894 г. от военно-морского атташе в США капитана 1 ранга Д.Ф. Мертваго поступили сведения о начале строительства серии канонерских лодок типа "Альбатрос". К сообщению были приложены подробные чертежи.

Специалисты МТК, внимательно изучив поступивший материал, приняли решение использовать американский проект в качестве прототипа нового корабля. С этого момента работа над созданием проекта «дальневосточной » канонерки начинается практически заново. К концу 1895 года были готовы рабочие и технологические чертежи нового корабля. При общем водоизмещении в 963 т канонерка сохраняла первоначально заданную осадку  — 2,6 м, однако за это пришлось расплатиться дальностью автономного плавания (судно брало при бункеровке 70 т угля вместо 130 т предусмотренных ранее) и мощностью вооружения.

 

Скрытый текст

Согласно чертежу, длина по главной ватерлинии 63,09, ширина с обшивкой 11,15 м . Продольный и поперечный набор изготавливался из листовой и угловой стали. Толщина продольных стрингеров достигала 4,7, вертикального киля 6,35 мм. Толщины флор и книц колебались в этих же пределах. Для наборов верхней палубы, кормовой платформы и полубака использовали угловую, коробчатую и полосовую сталь, а наружная обшивка склепывалась из листовой (толщина 6,35-7,93 мм). Стальной настил жилой палубы (5,6 мм) мостик, полубак и палубу кормовой надстройки покрывали линолеумом; верхнюю палубу-деревянным настилом. Продольные и поперечные водонепроницаемые переборки толщиной 4,7-6,53 мм в районе машинно-котельной установки имели утолщения до 12,7 мм; такую же толщину имели и смонтированные в этом районе листы палубного настила, представлявшего единственное бронирование корпуса. Боевая рубка прикрывалась 9,5-мм стальными листами в два слоя. 

Корпус с довольно большим завалом бортов имел в кормовой части своеобразные туннели ("своды"). Для улучшения маневренности лодку снабдили двумя рулями. Два штурвала располагались на мостиках (носовом и кормовом), по одному в румпельном отделении и боевой рубке. Там же стоял и машинный телеграф, установка которого позднее предполагалась и на мостиках; однако от этого отказались из-за высокой стоимости заказа в Англии и большого срока изготовления на отечественных предприятиях. В результате МТК предложил ограничиться переговорными трубами для связи с машинным отделением. 

Характерной особенностью лодки стала башенноподобная мачта американского образца. Это стальное сооружение (общая масса около 20 т) с боевым марсом и наблюдательной рубкой придавало кораблю весьма своеобразный силуэт. Что касается энергетической установки, то при разработке общих чертежей задавались лишь индикаторной мощностью (1000 л. с.), считавшейся достаточной для достижения скорости 12 уз. Нормальный запас топлива составлял 70 т (7,3% от водоизмещения), масса остальных грузов-893 т (92,8%): корпус 503 (52,3), бронирование 35 (3,7), артиллерия 83 (8,6), электрическая часть 25 (2,6), машинно-котельная установка 155 (16,1), снабжение 92 т (9,5%). Технологическая смета на постройку стального корпуса канонерской лодки (водоизмещение 963 т) определялась в 603 013 руб. 

 

В ноябре 1895 г. МТК окончательно определил тип энергетической установки: две машины тройного расширения при давлении пара в котлах 10,5 атм. должны были на шестичасовом испытании развить суммарную индикаторную мощность не менее 1000 л. с. (около 200 об/мин). Полная нагревательная поверхность шести водотрубных котлов Бельвиля - 385,4 м2, масса всей энергетической установки - не более 143 т. По итогам конкурса на лучшую машинную установку с участием пяти заводов (12 апреля 1896 г.) заказ был выдан фирме Крейтона в Або. Она обещала не позднее 15 мая 1898 г. смонтировать на лодке две машины индикаторной мощностью по 500 л. с. со всеми вспомогательными механизмами, а также шесть котлов заказать через своих представителей на заводе Бельвиля (Франция). 

 

 

Чертеж-схема канонерской лодки «Гиляк»

Чертеж-схема канонерской лодки «Гиляк»

 

Теперь  артиллерийский комплект лодки включал в себя лишь одно 120 мм орудие, пять 75 мм, четыре 47 мм пушек и столько же 37 мм орудий, кроме этого предусматривалось комплектование корабля двумя 63,5 мм десантными пушками системы Барановского.

 

В декабре 1895 г. на малом каменном эллинге Нового адмиралтейства начались подготовительные работы к закладке  корабля. Общее руководство строительством судна было возложено на младшего судостроителя П.Е. Черниговского. 

 

Название новой канонерки дали довольно типичное для небольших вспомогательных кораблей: «Гиляк».

Конструкция канонерской лодки «Гиляк» во многом являлась новаторской для своего времени. На ней впервые в истории русского флота была установлена боевая мачта ( как уже указывалось - американского образца ), а кроме того, первым в русском флоте «Гиляк» получил "новинку" : пулемёты системы Максима.

Корабль полностью соответствовал проекту и отличался не только неплохой мореходностью, но и был способен к плаванию на мелководных реках.

 

 

Характеристики канонерской лодки «Гиляк»

Канонерская лодка «Гиляк», 1898 г.
Страна: Россия
Тип: Канонерская лодка
Дата выпуска: 1898 г.
Водоизмещение: Стандартное: 1239 тонн (1300 тонн полное)
Длинна: 63,9 м
Ширина: 11,15 м
Осадка: 3,04 м
Бронирование: см.выше
Экипаж: 11 офицеров и 159 матросов
Силовая установка: 1х паровая установка мощностью 1179,7 л.с. (запас угля: 70 тонн)
Дальность хода: 1760 миль
Максимальная скорость: 11,64 узлов
Вооружение:
  • 1х 120 мм пушка системы Канэ (100 выстрелов)
  • 5х 75 мм пушка системы Канэ (1000 выстрелов)
  • 1х 63,5 мм пушка Барановского (300 выстрелов)
  • 4х 47 мм пушка системы Гочкиса (800 выстрелов)
  • 2х 37 мм пушка системы Гочкиса (400 выстрелов)
  • 2х 7,62 мм пулемет Максима
  • 1х 381 мм торпедный аппарат (2 торпеды)
Авиагруппа: Нет

Боевая служба канонерской лодки «Гиляк»

30 апреля 1896 г. года состоялась официальная закладка канонерской лодки «Гиляк». 22 сентября 1897 г. корабль был спущен на воду и помещен у достроечной стенки. 10 октября того же года лодка была объявлена участником кампании, хотя на ней продолжались достроечные работы. Вплоть до лета 1899 г. на «Гиляке» продолжались достроечные работы и испытания работоспособности систем и механизмов в доке и на ходу. 19 сентября того же года корабль под командованием капитана 2 ранга В.М. Ларионова вышел из акватории военно-морской базы Либава и направился к месту постоянного базирования на дальний восток.

10 мая 1900 года канонерка отшвартовалась у бочки в военной гавани порта Сайгон. С июня по октябрь того же года «Гиляк» принимал участие в боевых действиях международных сил по подавлению боксерского восстания в Китае, в ходе которых получил некоторые повреждения в результате артиллерийского огня противника с фортов г. Тянцзин на реке Пейхо.

 

Канонерская лодка «Гиляк» в боевой раскраске Тихоокеанской эскадры

 

Канонерская лодка «Гиляк» в боевой "раскраске" Тихоокеанской эскадры

 

За боевые отличия в этой кампании кораблю были вручены "серебряные георгиевские рожки" *. 20 ноября 1900 г. «Гиляк» прибывает в Порт-Артур. Вплоть до начала русско-японской войны лодка несет службу в портах Китая и Кореи, участвует в походах Тихоокеанской эскадры.

На исходе 26 января 1904 г. японские корабли атаковали русскую эскадру на рейде Порт-Артура. Началась русско-японская война в ходе которой «Гиляк» используется для охраны и обороны акватории базы, а с началом осады Порт-Артура поддерживает артиллерийским огнем части и подразделения гарнизона крепости.

31 октября 1904 г., учитывая крайнюю изношенность машин корабля, принимается решение, о разоружении «Гиляка», большая часть команды при этом списывалась в десант. 25 ноября разоруженная лодка получает не менее пяти попаданий 280 мм снарядов японской осадной батареи и ложится на грунт. Команда покидает судно. 19 декабря, после сдачи крепости, «Гиляк » подрывают с помощью четырех сфероконических мин **. "Серебряные георгиевские рожки" в числе регалий и знамен эскадры и гарнизона были вывезены на миноносце «Статный» в порт Чифу.

В 1906 г. лодка была поднята японцами и разделана на металлолом.

 

Модель канонерской лодки «Гиляк»

Модель канонерской лодки «Гиляк»

 

Наименование «Гиляк» унаследовала новая канонерская лодка постройки 1906 г., участница Первой Мировой войны на Балтике.

 

Скрытый текст

1. "серебряные георгиевские рожки" *  :

 

Скрытый текст

Серебряные и Георгиевские серебряные трубы

Некоторые рода войск (например, артиллерия или саперы) знамен не имели. Зато необходимой принадлежностью почти всех воинских частей служили трубы, рожки и барабаны, которыми подавались сигналы в походах. И вот возник обычай награждать отличившиеся в сражениях части серебряными трубами, которые позже стали называть Георгиевскими серебряными трубами. В 1762 году Екатерина II, получив престол Российской империи и желая расположить к себе армию, повелела изготовить для отличившихся при взятии Берлина полков серебряные трубы. На них сделали надпись: «Поспешностью и храбростью взятие города Берлина. Сентября 28 дня 1760 года».

Постепенно установился определенный порядок в получении наградных труб. В кавалерии серебряные трубы бывали длинными и прямыми, а в пехоте – фигурными и несколько раз согнутыми. Пехота получала две трубы на полк, а кавалерия имела одну в каждом эскадроне и одну для штаб-трубача.

 

pic_225.jpg
Серебряная Георгиевская труба – награда Сумского гусарского полка за отличие в Отечественную войну 1812 г.

Георгиевские серебряные трубы появились в 1805 году. И те и другие обвивались Георгиевской лентой с кистями из серебряной канители, а на раструбе Георгиевских труб укреплялся еще знак ордена Святого Георгия. Большинство труб имели надписи, иногда довольно пространные. Последней надписью заграничного похода русской армии на трубе 33-го егерского полка была следующая: «Отличие при штурме Монмартра 18 марта 1814 года».

Некоторым родам войск (например, флоту) по штату полагались сигнальные рожки. Вместо труб они получали в награду за военные подвиги Георгиевские серебряные рожки, украшенные белым крестиком и лентой.

 

2. сфероконических мин ** :  

 

о минном русском оружии

Скрытый текст

                   Опыт применения мин в русско-японской войне определил два основных направления в их совершенствовании. Прежде всего, требовалось обеспечить безопасность обращения с минами при постановке в случае повреждения гальваноударных колпаков. Соляной (сахарный) предохранитель такую безопасность гарантировать не мог - в свежую погоду соляные (сахарные) таблетки могли растаять задолго до начала постановки. Во-вторых, требовалось приспособить минные якоря для быстрой и удобной постановки мин на ходу.

Первую задачу удалось решить просто. Вспомнили предложенный еще в 1901 г. минным кондуктором Ф.Ф.Скрябиным гидростатический предохранитель, делавший мину опасной только после ее прихода на заданное углубление.

Для решения второй задачи пришлось привлечь на конкурсных началах три петербургских завода: Металлический, Парвиайнена и Лесснера, конструкция, предложенная которым и оказалась наилучшей. Составлявшая ее основу якорь-тележка обеспечивала не только удобное размещение мины в момент постановки, но и ее хранение в полной готовности к постановке.

s20.jpg

s21.jpg

Теоретическое занятие по минному делу

Подготовка к практическим занятиям по минному делу

Перемещение мин по рельсам и забортным скатам обеспечивалось двумя роликами, держащая сила была увеличена за счет специальной лапы. Компактность нового якоря позволила существенно (на 30-60%) увеличить количество мин, принимаемых на корабль. Проведенные в 1905 г. "испытания ... дали превосходные результаты, обращение с якорем удобное, постановка мин, производившаяся... на ходах до 17 узлов, совершенно точная, автоматические механизмы ... действовали без отказа ..."

В комплектации с новым якорем мину образца 1898 г. приняли на вооружение в 1906г. Помимо якоря в мине образца 1906 г. имелись и другие новшества: гидростатический предохранитель Ф.Ф.Скрябина, размещенный в крышке единственной монтажной горловины сверху мины, пружинный буфер, смягчающий рывки минрепа, размещение всех пяти гальванических колпаков по периметру корпуса мины. Все это делало мину удобной в эксплуатации. Тогда же, в 1906 г., ввели и новый порядок приготовления мины к постановке, сохранившийся до наших дней и состоящий из двух этапов: предварительного, когда устанавливались гальваноударные колпаки, "склянки" с электролитом, предохранительный прибор, приращивались проводники и проверялись все электрические цепи, и окончательного предусматривающего лишь установку запальной принадлежности. В 1907 г. промышленность получила заказ на изготовление 3300 мин образца 1906 г.

В 1908 г. при выдаче промышленности очередного заказа в мину образца 1906 г. были введены некоторые усовершенствования: в качестве взрывчатого вещества вместо пироксилина стал использоваться тол, якорь установили на 4 ролика, для удержания мины при качке предусмотрели рельсовые захваты. Новая модификация получила обозначение "мина образца 1908г.". Конструкция оказалась настолько удачной, что. после незначительной модернизации в 1939 г., мина, под шифром "образца 1908/39 гг.", оставалась на вооружении отечественного флота вплоть до середины 60-х годов.

К началу первой мировой войны русский флот получил на вооружение еще две якорные мины: образца 1909 г. с ударно механическим взрывателем и созданную на ее базе мину образца 1912 г. с гидростатической системой автоматической установки мины на заданное углубление, подобной предложенной еще С.О.Макаровым.

Надо сказать, что творческий поиск в развитии минного оружия у русских моряков не ограничивался только якорными минами. В 1909 г. заведующий мастерской водолазных и телефонных приборов в Кронштадте капитан 1 ранга Е.В. Колбасьев предложил конструкцию плавающей мины. Обычная сфероконическая мина с дополнительным грузом подвешивалась под небольшим буйком. Положительная плавучесть всей системы не превышала 1 кг, что делало буек почти незаметным на поверхности. Вскоре Е.В. Колбасьев разработал безбуйковый вариант мины с прибором плавания, работающим от сжатого воздуха по принципу "рыбьего пузыря". Оба варианта успешно прошли испытания, но на вооружение флота приняты не были. В 1913 г. минный офицер 1 Балтийского экипажа лейтенант С.А. Калчев предложил свой вариант плавающей мины П-13 с электрическим прибором плавания. Его мина прошла испытания и получила рекомендацию к производству, но на вооружение флота также не поступила.

В связи с появлением контактных тралов, флотские специалисты начали изыскивать пути защиты минных заграждений от траления. В 1912 г. П.П. Киткин закончил разработку первого автоматического минного защитника. Конструктивно он представлял собой буй, удерживавшийся под водой с помощью якоря. На буйрепе через определенные расстояния подвешивались подрывные патроны. При соприкосновении с ними трал перебивался. После успешных испытаний началось серийное производство минных защитников.

s22.jpg

s24.jpg

Якорная гальваноударная мина образца 1908г.

Якорная ударно-механическая мина образца 1912г.

s23.jpg

s25.jpg

Устройство мины образца 1908 г.

Устройство мины образца 1912г.

s26.jpg

s27.jpg

Плавающая мина конструкции Е.В.Колбасьева. 1909г.

Плавающая мина П-13 конструкции С.А.Калачева. 1913г.

С 1907 г. велась разработка мины для строившегося в Николаеве первого в мире подводного минного заградителя «Краб». В работе непосредственное участие принимал конструктор «Краба» М.П.Налетов. В основе конструкции, получившей индекс ПЛ-100, лежала мина образца 1912 г., приспособленная к постановке из минных труб подводного заградителя. В собранном виде мина имела почти нулевую плавучесть, что обеспечивало сохранение дифферентовки заградителя в момент постановки мин. Достигалось это за счет специальной воздушной полости в якоре, которая, с выходом мины из трубы заградителя, быстро заполнялась водой. Якорь получал отрицательную плавучесть и мина опускалась на дно. После отработки часового механизма срабатывал стопор вьюшки, мина начинала всплывать и устанавливалась на заданное углубление с помощью гидростата.

 

 

:Smile_honoring:
 
 
 
  • Плюс 18
  • Круто 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
[WG-V] nevic 6 727
18 264 публикации
9 182 боя

Спасибо!

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
[ALPH2] HE_OCHOBHOU 3
1 669 публикаций
3 755 боёв

речной броненосец. :cap_like:

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
[NG-F] S_Alex_D 3 152
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
5 317 публикаций
6 933 боя

Спасибо, за память

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер, Коллекционер
3 086 публикаций

Познавательно .

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
MiaFF 469
1 817 публикаций
6 666 боёв

Так вот ты какая, "Гиляка"... )

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
[NEO-C] IronHandOf 3 292
Участник, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
5 844 публикации
Сегодня в 12:35:57 пользователь MiaFF сказал:

Так вот ты какая, "Гиляка"... )

Скрытый текст

Сергей Есенин
«Я московский озорной " Гиляка"  гуляка»

 

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
kibb 98
2 640 публикаций
5 185 боёв
Сегодня в 10:03:17 пользователь HE_OCHOBHOU сказал:

речной броненосец. :cap_like:

Речной броненосец, это  Шквал. А Гиляк вполне удачная канонерка, хотя  и ругались мореходность(можно ли требовать от речной канонерки мореходности)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 544 публикации
6 568 боёв

Леста, да возьмите уже ТСа в штат, уж больно интересные материалы пилит :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×