Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
IronHandOf

Короткая карьера большого корабля

В этой теме 12 комментариев

Рекомендуемые комментарии

4 687
[VENOM] IronHandOf
Коллекционер, Лидер Форума, Коллекционер-испытатель
6 686 публикаций

                    Тяжёлый крейсер «Балеарес», как и его систершип «Канариас», принадлежал к классу так называемых «вашингтонских» крейсеров, чьи технические характеристики определялись Вашингтонским военно-морским соглашением 1922 года. Данная статья посвящена истории службы и трагической гибели этого крейсера – одного из двух самых сильных и современных кораблей военно-морского флота Испании первой половины ХХ века.

 

Скрытый текст

Тяжёлый крейсер «Балеарес» вместе с однотипным   крейсером "Канариас"  ***  (см. внизу)   был захвачен франкистами в гавани Эль-Ферроля 18 июля 1936 года и вошёл в состав их флота в самом конце года, когда гражданская война в Испании только разгоралась. Корабль попал в руки мятежников без половины вооружения (отсутствовали кормовые башни) и не вполне готовым к боевым действиям. Поскольку на тот момент республиканцы имели превосходство в боевых кораблях, достройка и ввод в строй новейшего крейсера стала одной из первоочерёдных задач для восставших. Большой удачей для мятежников стало то, что они смогли захватить артиллерийский завод «Сан-Карлос» в Кадисе, на котором по лицензии британской фирмы «Виккерс-Армстронг» изготавливались орудия для крейсеров. После перевода «Балеареса» в Кадис франкисты активизировали работы по установке на него недостающего вооружения.

Боевая служба

После установки на крейсер третьей башни главного калибра, системы управления огнём, а также части вспомогательной артиллерии он был признан боеготовым и принял участие в своей первой боевой операции – поддержке националистических войск при взятии Малаги 4 февраля 1937 года. Появление в строю столь крупного корабля наилучшим образом повлияло на боевой дух националистов, а мощная огневая поддержка с моря стала решающим фактором для успешных действий сухопутных сил франкистов.

Крейсер «Балеарес» Источник – tsushima.su - Короткая карьера большого корабля | Военно-исторический портал Warspot.ru

Крейсер «Балеарес»

 

18 февраля 1937 года командование крейсером принял капитан Рамон де Осамис-и-Ластра. После Малагской операции «Балеарес» действовал в районе Гибралтарского пролива и западном Средиземноморье, где выполнял функции наблюдения и блокады республиканских портов, а также защищал судоходство франкистов в этом регионе.

20 апреля 1937 года командиром крейсера был назначен капитан Мануэль де Виерна-и-Веландо. Под его командованием корабль продолжил нести эскортную и блокадную службу, обстреливал побережье, занятое республиканцами, а также препятствовал неприятельскому рыболовству. В большинстве боевых походов спутником «Балеареса» был его систершип – крейсер «Канариас».

В июне 1937 года «Балеарес», наконец, получил четвёртую башню главного калибра, после чего продолжил службу. 12 июля 1937 года у мыса Кульера произошла короткая стычка крейсера с шестью республиканскими эсминцами, сопровождавшими два транспорта. Республиканские корабли бой не приняли и смогли скрыться.

С 14 по 20 июля 1937 года крейсер продолжал операции по конвоированию транспортов и действия на неприятельских коммуникациях в районе западного Средиземноморья и Гибралтарского пролива. 20 июля 1937 года «Балеарес» отбыл из Кадиса в Эль-Ферроль для ведения патрулирования в Бискайском заливе, а с 22 по 31 июля – действовал у северного побережья Испании, пытаясь прервать неприятельское судоходство в этом районе.

С 31 июля по 6 августа крейсер проходил докование в сухом доке в Эль-Ферроле, а 8 августа возвратился в Средиземноморье. Далее он продолжал ставшие уже обычными операции по эскортированию конвоев и действия на коммуникациях противника. 7 сентября 1937 года произошло боевое столкновение с республиканскими крейсерами «Либертад» и «Мендес Нуньес», а также несколькими эсминцами, которые эскортировали конвой. Сражение произошло между мысом Черчель и североафриканским побережьем. Обе стороны действовали весьма нерешительно, хотя стрельба республиканских моряков была более точной – «Балеарес» получил несколько попаданий, одно из которых вызвало пожар в батарее 120-мм орудий. Это могло привести к взрыву боеприпасов, но крейсер спасли самоотверженные действия нескольких членов его команды, которые начали выбрасывать раскалённые снаряды за борт. Несмотря на точную стрельбу, республиканцы не смогли защитить свои транспортные корабли – два из них выбросились на североафриканский берег, а два других поспешили найти убежище в бухтах.

До 2 октября «Балеарес» продолжал исполнение своих обязанностей в Средиземном море, после чего отбыл в Эль-Ферроль, чтобы пройти небольшой ремонт. Капитан де Виерна был произведён в контр-адмиралы и назначен командующим дивизией крейсеров, а новым командиром «Балеареса» стал капитан Исидро Фонтенья-и-Маристани. 24 ноября 1937 года крейсер прибыл в Кадис, и до конца февраля 1938 года выполнял свои обычные обязанности в Средиземноморье.

Республиканский флот идёт в атаку

В 1938 году в ходе гражданской войны в Испании наступил перелом. Наступление франкистов на Теруэль закончилось 22 февраля его взятием. Теперь перед мятежниками появилась возможность разрезать позиции республиканцев надвое и выйти к Средиземному морю в регионе Валенсии. Кроме того, франкисты стали получать существенно большие потоки иностранных подкреплений – прежде всего, из Италии. Столь серьёзные успехи стали возможны во многом благодаря высокой активности флота франкистов и бездействию республиканцев. Эти события потребовали от республиканцев решительных шагов. В первую очередь, нужно было нанести франкистам поражение на море, чтобы прекратить их снабжение из-за рубежа. В марте 1938 года удобный случай для этого, наконец, представился.

Авиаразведкой Республики была получена информация о том, что главные морские силы националистов в составе тяжёлых крейсеров «Канариас», «Балеарес» и лёгкого крейсера «Альмиранте Сервера» находятся в гавани порта Пальма-де-Майорка – главной базы франкистов в Средиземном море. Республиканское командование решило атаковать неприятельские корабли в гавани при помощи трёх торпедных катеров (LT-11, LT-21 и LT-31). Помогать катерам должна была 1-я эскадра эсминцев в составе кораблей «Хорхе Хуан», «Эскано», «Уллоа» и «Альмиранте Вальдес». Их, в свою очередь, должен был прикрывать практически весь боеспособный республиканский флот: лёгкий крейсер «Либертад» (шёл под флагом адмирала Луиса Гонсалеса Убиеты), лёгкий крейсер «Мендес Нуньес» и 2-я флотилия эсминцев – «Санчес Баркастеги», «Лепанто», «Альмиранте Антекьера», «Гравина» и «Ласага». 5 марта в 15:40 республиканский флот начал покидать гавань Картахены, а в 17:06 все корабли находились в открытом море.

Крейсер «Принсипе Альфонсо» (будущий «Либертад») Источник – tsushima.su - Короткая карьера большого корабля | Военно-исторический портал Warspot.ru

Крейсер «Принсипе Альфонсо» (будущий «Либертад»)

Разработанный план начал рушиться, ещё не начав осуществляться. Примерно через час после выхода республиканский флот получил радиограмму о том, что торпедные катера были вынуждены вернуться на базу из-за шторма, разыгравшегося к западу от Балеарских островов. Несмотря на отсутствие катеров, операцию решили продолжить. Четыре эсминца 1-й флотилии были отправлены на свободный поиск врага у Ибицы, а главные силы продолжили движение в северо-восточном направлении.

В тот же день из гавани Пальма-де-Майорка в море вышла франкистская эскадра, состоявшая из тяжёлых крейсеров «Канариас» и «Балеарес», лёгкого крейсера «Альмиранте Сервера» и трёх старых эсминцев итальянской постройки. Задачей этих сил было встретить и сопроводить на базу Пальма-де-Майорки конвой из транспортов «Умбе Менди» и «Аискоре Менди». Встреча с «купцами» произошла к югу от острова Ибица, после чего эскадра легла на обратный курс. С наступлением темноты эсминцы прикрытия были отправлены на базу, поскольку они были тихоходнее новейших крейсеров и замедляли их движение. Возможно, именно эта ошибка стоила адмиралу Виерне жизни, поскольку теперь его крейсеры остались без миноносного прикрытия. Обе эскадры шли навстречу друг другу в полной темноте, и никто из республиканцев и франкистов не предполагал, что противник тоже находится в море.

Сражение у мыса Палос

В 0:38 с республиканских кораблей был замечен противник, а в 0:40 с эсминца «Санчес Баркастеги» были выпущены две торпеды по крейсеру «Альмиранте Сервера». Франкисты тоже заметили врага, но неправильно оценили его численность, насчитав лишь один крейсер и четыре эсминца. В этот момент расстояние между эскадрами составляло от 2 до 3 тысяч метров, они следовали контркурсом друг к другу и после встречи быстро разошлись. Выпущенные «Санчесом» торпеды в цель не попали, но наделали переполох среди франкистов, вынудив их отвернуть вправо. Республиканские корабли также отвернули вправо и на какое-то время визуальный контакт с противником был потерян.

В 1:15 адмирал Убиета приказал лечь на курс 256°, ведущий обратно в Картахену, так как первоначальный приказ «вступить в бой с врагом, если он будет обнаружен» уже был выполнен. Эскадра франкистов, описав полную окружность вокруг тихоходных транспортов, также легла на новый курс 220°, ведущий на их базу. Вероятно, адмирал Виерна в тот момент решил не вступать в ночной бой, зная, что у врага есть эсминцы. К тому же, главной целью его эскадры было сопровождение конвоя. Возможно, франкистский адмирал также думал, что республиканская эскадра вернулась на свою базу сразу после потери контакта, и, следовательно, путь домой свободен. Это стало ещё одной его ошибкой, так как после всех совершённых манёвров курсы обеих эскадр опять перекрещивались.

В 2:05 Виерна временно разворачивает свои крейсеры на обратный курс, чтобы не потерять тихоходные транспорты. Отдавая этот приказ, он воспользовался световыми сигналами, которые были замечены на республиканских кораблях, после чего на них начали готовиться к новой торпедной атаке. Республиканские эсминцы «Санчес Баркастеги», «Альмиранте Антекьера» и «Лепанто» заняли позицию с левого борта от своих крейсеров, а эсминцы «Гравина» и «Ласага» – с правого.

Визуальный контакт состоялся в 2:14 неподалеку от мыса Палос. Эскадры опять сходились на контркурсах, и расстояние между ними составляло не более 5000 метров. Началась артиллерийская дуэль между главными силами противоборствующих сторон. Огонь вели все корабли обеих эскадр, за исключением концевого крейсера франкистов «Альмиранте Сервера», обзор которому перегораживал «Канариас». Несмотря на небольшое расстояние, стрельба была неточной. Впрочем, артиллеристы республиканского крейсера «Либертад» впоследствии уверяли, что им удалось добиться нескольких попаданий в «Балеарес». Франкисты же утверждали, что попаданий в их корабли зафиксировано не было. Впрочем, если попадания и имели место, вряд ли они смогли бы нанести серьёзный урон тяжёлому крейсеру. В том скоротечном бою артиллеристы «Балеареса» совершили роковую ошибку, воспользовавшись осветительными снарядами, которые выдали местоположение корабля республиканским эсминцам, находившимся с левого борта от своих крейсеров. Расстояние от эсминцев до «Балеареса» в тот момент составляло около 2000 метров, и, похоже, увлекшись артиллерийской дуэлью с крейсерами противника, франкисты просто не обратили на них внимания.

В 2:17 с «Санчеса» выпускают залпом четыре торпеды, в 2:18 – пять торпед с «Антекьеры», в 2:19 – ещё три с «Лепанто». Таким образом, в общей сложности республиканцы выпустили двенадцать торпед. Столь массовый торпедный залп с короткой дистанции поставил точку в скоротечном ночном бою. Приблизительно в 2:20 в «Балеарес» попали две или три торпеды – предположительно, с эсминца «Лепанто».

Эсминец «Лепанто» Источник – wikiwand.com - Короткая карьера большого корабля | Военно-исторический портал Warspot.ru

Эсминец «Лепанто»

 

Гибель крейсера «Балеарес»

Попадание одной из торпед привело к детонации боезапаса в носовом погребе, в результате чего погибло большое количество членов экипажа, в частности все офицеры, находившиеся на носовом мостике, включая командира корабля и контр-адмирала Виерну. Из цистерн «Балеареса» начала вытекать нефть, которая загорелась и усугубила последствия взрыва. Командование франкистской эскадрой принял на себя командир крейсера «Канариас» Рафаэль Эстрада. Он резко изменил курс оставшихся кораблей, чтобы избежать столкновения с горящим «Балеаресом», и эскадра франкистов вышла из боя. Многие авторы пишут о том, что и в «Канариас» попала одна торпеда, якобы заклинившая его рули, однако ни один испанский источник в настоящее время этого не подтверждает – видимо, ошибочное сообщение о торпедировании «Канариаса» было сделано в горячке боя.

Схема боя у мыса Палос Источник – geo-historia.com - Короткая карьера большого корабля | Военно-исторический портал Warspot.ru

Схема боя у мыса Палос

Все оставшиеся корабли франкистов не получили повреждений и благополучно прибыли на свою базу. Через несколько часов, сопроводив конвой, они вернулись на место битвы, чтобы оказать помощь гибнущему крейсеру, но спасать было уже некого, так как около 5 часов утра «Балеарес» затонул. Республиканский флот также отказался от преследования противника и вернулся на базу, предварительно вызвав самолёты-бомбардировщики для последующей атаки неприятельских кораблей. За это адмирала Убиету позже обвиняли в нерешительности, но, по его словам, на эсминцах закончились торпеды.

Последние минуты на плаву. Корма тонущего «Балеареса». Фотография сделана с борта одного из английских эсминцев Источник – kreiser.unoforum.ru - Короткая карьера большого корабля | Военно-исторический портал Warspot.ru

Последние минуты на плаву. Корма тонущего «Балеареса». Фотография сделана с борта одного из английских эсминцев

 

После того как противоборствующие стороны покинули место боя, с британских эсминцев «Кемпенфелт» и «Бореас» был замечен свет пламени. Устремившись к месту сражения, в 3:50 англичане обнаружили пылающий крейсер, а в 4:25 начали операцию по спасению испанцев. Необходимо отметить мужество и самопожертвование британских моряков, с риском для жизни подходивших к объятому пламенем крейсеру, могущему в любую минуту взорваться. Всего из воды было спасено 469 человек. 788 человек погибло, включая контр-адмирала Мануэля де Виерну и командира крейсера Исидро Фонтенью.

В 7:20 к английским кораблям подошёл вернувшийся «Канариас», который начал принимать на борт спасшихся моряков.

Момент перевозки спасённых испанских моряков с английских эсминцев на «Канариас» Источник – kreiser.unoforum.ru - Короткая карьера большого корабля | Военно-исторический портал Warspot.ru

Момент перевозки спасённых испанских моряков с английских эсминцев на «Канариас»

В это время корабли были атакованы (правда, безуспешно) республиканскими бомбардировщиками СБ. Лётчики были уверены, что атакуют повреждённый «Балеарес» и даже доложили об одном попадании. К тому времени «Балеарес» уже лежал на морском дне, и на самом деле самолёты атаковали «Канариас». Хотя бомбы прошли мимо, близкими разрывами был убит английский моряк на эсминце «Бореас». Интересно, что за штурвалами самолётов (по крайней мере, части из них) были советские пилоты. На этот счёт можно привести цитату из доклада воентехника 2-го ранга Петрова, находившегося в Испании во время гражданской войны, опубликованного на сайте pro-samolet.ru:

«В 1938 г. бомбардировщики СБ вновь участвовали в поиске крейсеров националистов. В ночь с 5 на 6 марта 1938 г. республиканский эсминец в морском бою торпедировал крейсер «Балеарес» и повредил его. На рассвете два СБ под управлением русского Степана Брежного и испанца Леокадио Мендиола отправились на поиски повреждённого корабля. Прошли над островом Mallorka, пересекли Средиземное море почти до Гибралтара и обнаружили «Балеарес», буксируемый крейсером «Канариас». Судя по курсу, корабли спешили укрыться в одном из портов Северной Африки. По возвращении разведчиков на базу, решено было нанести бомбовый удар по повреждённому «Балеаресу». Для решения задачи в срочном порядке подготовили 3 девятки бомбардировщиков, ведомые Мендиола, Лисовым и Стечишиным. Атака уже первой девятки Митрофана Лисова увенчалась успехом – «Балеарес» был поражён бомбами и скоро затонул. «Канариас» при этом благоразумно бросил буксирные концы и отошёл в сторону. Несмотря на яростный зенитный огонь, вся группа благополучно вернулась домой»

Фото бомбардировки «Канариаса», сделанное с одного из республиканских бомбардировщиков. Видны оба английских эсминца, участвовавших в спасении экипажа «Балеареса» Источник – militera.lib.ru - Короткая карьера большого корабля | Военно-исторический портал Warspot.ru

 

Фото бомбардировки «Канариаса», сделанное с одного из республиканских бомбардировщиков. Видны оба английских эсминца, участвовавших в спасении экипажа «Балеареса»

 

Дополнительную информацию об участии советских лётчиков в налёте на испанские корабли можно найти на сайте выпускников Борисоглебского высшего военного авиационного училища. В частности, на интернет-странице http://bvvaul.ru/profiles/1261.php, посвящённой биографии генерал-лейтенанта Николая Гавриловича Серебрякова, можно найти такие слова:

«Рано утром 7 марта с аэродрома была вызвана авиация, и группа самолётов СБ вылетела для нанесения удара по кораблям противника. В этом полёте участвовал и Н. Г. Серебряков. Фашисты открыли ураганный зенитный огонь, но бомбардировщики прорвались к кораблям и сбросили на них бомбы. Основным объектом бомбометания был крейсер «Балеарес». На него сбросил бомбы и экипаж самолёта Серебрякова. Крейсер «Балеарес» был потоплен»

Скорее всего, советские лётчики «добросовестно заблуждались», выдавая желаемое за действительное.

Итоги

Помимо гибели новейшего крейсера и 700 моряков, итогом битвы для франкистов стал удар по их боевому духу, и в течение целого месяца франкистские корабли не выходили в море. Гибель «Балеареса» стала крупнейшей катастрофой в испанском флоте за всё время его существования, ведь в одночасье погибло больше моряков, чем во всех морских сражениях американо-испанской войны 1898 года. Интересно, что гибель «Балеареса» не вызвала восторга и среди республиканских моряков. Испанский военно-морской флот был небольшим, и практически все его офицеры лично знали друг друга. Во время гражданской войны обе стороны старались, по возможности, не топить, а повреждать или захватывать корабли противника, прекрасно понимая, что война рано или поздно кончится, и им снова придётся служить под одними знаменами.

После месяца бездействия франкистский флот возобновил свою «работу» с прежней интенсивностью. «Канариас» теперь «работал за двоих», кроме того, после ремонта в строй встал лёгкий крейсер «Наварра». Республиканцы же не смогли воспользоваться плодами своей победы, постепенно уступив противнику инициативу в войне на море. Впрочем, исход гражданской войны в Испании в то время уже решался на суше.

Скрытый текст

Список источников:

  1. С. Патянин, А. Дашьян, К. Балакин, М. Барабанов, К. Егоров. «Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники». Москва, «Коллекция», «Яуза», «Эксмо», 2007 г.
  2. International Naval Journal, 2015, Vol. (5), Is. 1 pp. 35–46
  3. geo-historia.com/2012/03/16/la-batalla-de-cabo-de-palos-2/
  4. generalisimofranco.com/baleares/05.htm
  5. revistanaval.com/www-alojados/armada/batallas/palos.htm
  6. Кузнецов Н. Г., «На нулевом меридиане. Воспоминания участника национально-революционной войны в Испании» М.: Наука, 1971
  7. Ссылка : http://warspot.ru/3905-korotkaya-kariera-bolshogo-korablya

 

 

 

крейсер "Канариас"  ***   об этом корабле уже выходила статья на форуме : 

 

Скрытый текст

 

Потому, не публикую  что-то отдельное   (чтобы не было обвинений в дублировании ) , а просто будет как дополнение к основной теме ...

 

Скрытый текст

Последний «вашингтонский» крейсер

 

В 20–30-е годы XX века испанская военно-морская стратегия носила оборонительный характер, а потому роль крейсеров заключалась в демонстрации флага за рубежом, защите торговых судов и борьбе против вражеской морской торговли. 14 июля 1926 года испанский король утвердил новый военно-морской бюджет размером 268 500 000 песет для строительства и оснащения двух 10 000-тонных крейсеров с мощным вооружением и большой дальностью плавания. Ими стали крейсеры «Канариас» и «Балеарес».

 

 

Возрождение испанского флота

Экономическая и политическая слабость Испании в сочетании с её географическим положением на перекрестке мировой морской торговли в XIXXX веках зачастую обрекали страну на роль жертвы в противостоянии великих держав. Особо уязвимы были испанские островные провинции, в частности Балеарские острова, лежащие на морском пути, соединяющем Францию и Алжир, а также Канарские острова, лежащие на пути из Европы в Западную Африку. В случае возможного конфликта Испании с Англией или Францией эти острова могли стать целью для иностранной интервенции.

После того как испанский флот был практически уничтожен во время войны с США в 1898 году, в течение следующих нескольких десятилетий происходило его постепенное возрождение. Первыми единицами нового военно-морского флота стали небольшие дредноуты и торпедные катера. За ними последовали крейсеры, эсминцы и подводные лодки, сформировавшие небольшой, но сбалансированный флот, построенный с учётом уроков Первой мировой войны. В 20–30-е годы испанская военно-морская стратегия носила оборонительный характер, а потому роль крейсеров заключалась в демонстрации флага за рубежом, защите испанских торговых судов в случае очередной европейской войны (во время Первой мировой войны стороны конфликта потопили 68 испанских судов) и, в случае, если сама Испания была бы в неё втянута, в борьбе против вражеской морской торговли.

В составе испанского флота находилось всего пять более-менее новых крейсеров послевоенной постройки, однако они не шли ни в какое сравнение с 10 000-тонными «вашингтонскими» крейсерами с восьмидюймовой артиллерией, строившимися за рубежом. Даже новейшие испанские крейсеры типа «Принсипе Альфонсо» значительно уступали «вашингтонским» крейсерам по огневой мощи (несли по восемь 152-мм орудий) и не имели достаточной дальности плавания для автономных действий в океане вдали от собственных баз. Поэтому следующее поколение крейсеров для испанского флота решено было существенно усилить.

14 июля 1926 года испанский король Альфонсо XIII утвердил новый военно-морской бюджет размером 268 500 000 песет для строительства и оснащения двух 10 000-тонных крейсеров, а также ряда более мелких кораблей. Надо признать, что программа 1926 года была весьма смелой, особенно если учитывать слабость испанской экономики и значительно большую стоимость кораблей по сравнению с той же Великобританией. Тем не менее, испанские государственные деятели решились на огромные затраты – с условием, что новые крейсеры будут строиться исключительно на национальных верфях. Это давало работу многим тысячам судостроителей, а промышленность получала необходимый опыт создания столь сложных кораблей.

Разработка проекта

Проект крейсера был разработан британским концерном «Армстронг» под руководством сэра Филиппа Уотса на основе проекта тяжёлых крейсеров типа «Кент». В исходный проект был внесён ряд изменений: увеличенная на 10 000 л. с. мощность машин, уменьшенная ширина корпуса (с сохранением булей), меньший запас топлива и несколько иная схема бронирования. Всё это позволило увеличить максимальную скорость хода до 33 узлов. Носовой мостик был увеличен в размерах и имел обтекаемую форму для уменьшения сопротивления воздуху. По этой же причине дымовые трубы были объединены в одну и также имели обтекаемую форму. Изменению подверглось и вспомогательное вооружение.

В остальном же корабль был типичным «вашингтонским крейсером» (то есть, крейсером, созданным в соответствии с Вашингтонским морским соглашением 1922 года, устанавливавшим лимит водоизмещения в 10 000 т) со стандартным водоизмещением 10 000 т, нёсшим восемь 203-мм орудий при минимальном бронировании, обеспечивающем лишь защиту от орудий эсминцев, да и то не на всех дистанциях боя. По боевым возможностям корабль был равен ранним французским тяжёлым крейсерам типов «Турвиль» и «Суффрен», также итальянским крейсерам типа «Тренто». Более поздние крейсеры типов «Алжир» и «Зара» имели лучшую защиту, но, в целом, основные характеристики остались схожими, и значительно превосходили «испанцев» лишь новейшие японские и американские тяжёлые крейсеры.

Строительство

Заказ на строительство двух кораблей был размещён на верфи SECN в Эль-Ферроле 31 марта 1928 года. Корабли, при закладке получившие имена «быстроходный корабль №12» и «быстроходный корабль №14», позднее были переименованы, соответственно, в «Канариас» и «Балеарес» (в честь архипелагов, которые должен был защищать испанский флот).

Строительство продвигалось медленно (в основном, по причине недостаточного финансирования), и корпус «Канариаса» был спущен на воду лишь 28 мая 1931 года. «Балеарес» был спущен на воду позже – 20 апреля 1932 года. В это время в Великобритании было решено отказаться от идеи строительства больших и дорогих, но при этом слабо защищённых тяжёлых крейсеров с 203-мм орудиями. Вместо них решили строить меньшие по размерам, но лучше защищённые крейсеры типа «Йорк», а затем и лёгкие крейсеры со 152-мм орудиями. Другие страны, в том числе и Испания, также стали пересматривать свои взгляды на развитие флота в пользу лёгких сил, поэтому третий корабль, который должен был получить имя «Ферроль», испанцы строить не стали, а деньги, выделенные на него, направили на строительство дополнительных эсминцев.

Крейсер «Канариас» во время постройки visionesdeferrolterra.blogspot.ru - Последний «вашингтонский» крейсер | Военно-исторический портал Warspot.ru

Крейсер «Канариас» во время постройки

Качество материалов и сборки было высоким. Практически все детали для кораблей производила испанская промышленность, за исключением броневых плит и командно-дальномерных постов для управления стрельбой главного и универсального калибров, а также некоторого вспомогательного оборудования.

Спуск на воду крейсера «Балеарес» funkoffizier.com - Последний «вашингтонский» крейсер | Военно-исторический портал Warspot.ru

Спуск на воду крейсера «Балеарес»

 

С 18 июля по 27 сентября 1934 года «Канариас» проходил ходовые испытания (при этом на крейсере ещё не было кормовых башен), после чего была изменена конфигурация его носовой надстройки – над навигационным мостиком надстроили открытый командный мостик. Также, по итогам испытаний, была укорочена фок-мачта.

«Канариас» на испытаниях в море, сентябрь 1934 года. Кормовые башни отсутствуют, фок-мачта ещё не укорочена. Носовая надстройка ещё не модернизирована kbismarck.org - Последний «вашингтонский» крейсер | Военно-исторический портал Warspot.ru  «Канариас» на испытаниях в море, сентябрь 1934 года. Кормовые башни отсутствуют, фок-мачта ещё не укорочена. Носовая надстройка ещё не модернизирована
 

К моменту начала Гражданской войны в Испании (июль 1936 года) на «Канариасе» полностью отсутствовали вспомогательное вооружение, система управления артиллерийским огнём и катапульта для гидросамолёта, а на «Балеаресе» к этому моменту были установлены лишь носовые башни главного калибра. Отсутствовавшее вооружение и оборудование находилось далеко за пределами страны – например, приборы для управления артиллерийской стрельбой и катапульты были заказаны в Англии и Голландии. После того, как франкисты захватили базу Эль-Ферроль, где строились оба крейсера, их постройка резко ускорилась, поскольку большая часть флота осталась на стороне республиканцев, и ввод в строй двух сильных кораблей мог существенно повлиять на ход морской войны.

«Канариас» во время Гражданской войны в Испании, примерно 1937–39 годы. На дымовой трубе – широкая чёрная полоса для быстрой идентификации, на второй башне главного калибра изображён императорский орёл. Все 120-мм орудия уже на своих местах warshipsimages.com - Последний «вашингтонский» крейсер | Военно-исторический портал Warspot.ru

«Канариас» во время Гражданской войны в Испании, примерно 1937–39 годы. На дымовой трубе – широкая чёрная полоса для быстрой идентификации, на второй башне главного калибра изображён императорский орёл. Все 120-мм орудия уже на своих местах

На испытаниях водоизмещение крейсера «Канариас» составило 10 617 т. Полное же водоизмещение, зарегистрированное в 1936 году, составило 12 230 т, с учётом того факта, что авиационное вооружение никогда на корабль не устанавливалось. Каждые дополнительные 27 тонн веса увеличивали осадку корабля на один сантиметр.

Основные характеристики крейсера «Канариас»

ДЛИНА НАИБОЛЬШАЯ, М

 

193,9

 

ДЛИНА МЕЖДУ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАМИ, М

 

183

 

ДЛИНА ПО ВАТЕРЛИНИИ, М

 

192,15

 

ШИРИНА, М

 

19,5

 

ВЫСОТА КОРПУСА НАИБОЛЬШАЯ, М

 

12,75

 

ОСАДКА ПО МИДЕЛЮ ПРИ СТАНДАРТНОМ ВОДОИЗМЕЩЕНИИ, М

 

5,28

 

ОСАДКА ПО МИДЕЛЮ ПРИ ПОЛНОМ ВОДОИЗМЕЩЕНИИ, М

 

6,28

 

Защита и бронирование

Если охарактеризовать защиту крейсеров класса «Канариас» одним словом, то лучше всего подойдёт определение «картонная», хотя по некоторым параметрам она была несколько лучше, чем у иностранных «вашингтонских» крейсеров первого поколения. Её небольшой удельный вес обуславливался требованием «вписать» восемь 203-мм орудий и высокую скорость в пределы 10 000 т водоизмещения. Основной приоритет отдавался защите погребов боезапаса от лёгких авиабомб и снарядов. Бронепояс, палуба и орудийные башни были слишком тонкими, чтобы обеспечить защиту от чего-либо крупнее небольших снарядов и осколков. Несмотря на все попытки обеспечить адекватную защиту в пределах веса, отпущенного на бронирование, корабли данного класса так и остались уязвимыми даже для артогня эсминцев и вооружённых гражданских судов, а также атак с воздуха.

Схема бронирования повторяла британский прототип – относительно тонкий главный пояс с более толстой коробчатой защитой погребов главного калибра. При этом толщина пояса была всё же увеличена до 51 мм (в оконечностях – 38 мм). Погреба главного калибра защищались 102-мм броней с бортов и 51-мм – с траверзов концевых башен. Погреба универсальной артиллерии защищались 76-мм броней с бортов. Бронепалуба имела толщину 38 мм, а над погребами защита составляла 76 мм. Корпус имел подводные були максимальной глубиной 1,67 м (на миделе). Слабость такой защиты была убедительно продемонстрирована в 1938 году, когда в результате торпедного попадания с эсминца «Лепанто» произошёл взрыв носового погреба главного калибра на «Балеаресе».

Машинная установка

Восемь нефтяных котлов системы Ярроу располагались в трёх котельных отделениях: по два – в первом и третьем, и четыре – во втором. Суммарная длина трёх котельных отделений составляла 31,75 м, а давление вырабатываемого пара – 17 кгс/см2.

Четыре турбозубчатых агрегата (ТЗА) системы Парсонса находились в двух линейно расположенных машинных отделениях. ТЗА в носовом машинном отделении приводили в движение наружные винты, ТЗА в кормовом – внутренние. Каждая турбина высокого давления была соединена с турбиной низкого давления и турбиной заднего хода, выполненной в том же корпусе, что и турбина низкого давления. Рабочее давление пара составляло 14 кгс/см2. Проектная мощность силовой установки составляла 90 000 л. с., однако реально могла выдать 94 617 л. с.

В движение крейсер приводили четыре трёхлопастных гребных винта диаметром 3,505 м, сделанных из бронзо-магниевого сплава. Максимальная частота вращения винтов составляла 300 об/мин. Руль был выполнен по полубалансирной схеме, его площадь составляла 17,8 м2.

Электроэнергию вырабатывали три турбогенератора мощностью 300 кВт каждый. Кроме того, имелось три запасных дизель-генератора, мощностью 100 кВт каждый, и один мощностью 35 кВт. Напряжение в бортовой электросети составляло 220 В.

Запас нефти для котлов составлял 2629 т, дизельного топлива – 127,4 т. Кроме того, на борту имелось 8,5 т бензина для гидросамолётов и моторных лодок, а также 20 т машинного масла. Суммарный запас питательной воды для котлов составлял 232,98 т.

По проекту ожидалось получить от машин мощность 90 000 л. с., что позволило бы достичь скорости в 35 узлов. Дальность плавания экономичным ходом в 15 узлов должна была составить 8700 миль. На испытаниях «Канариас» превзошёл эти показатели со следующими значениями:

ПРОБЕГ

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ, ЧАСОВ

СКОРОСТЬ, УЗ

ОБОРОТЫ ВИНТОВ, ОБ/МИН

МОЩНОСТЬ МАШИН, Л. С.

ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ, МИЛЬ*

1

1 "

11.14

89.2

2,103

-

2

1 "

16.63

135.4

7,046

-

3

1 "

21.05

175.1

15,131

-

4

1 "

26.36

218.7

31,278

-

5

12 "

14.87

120.75

4,966

9,961

6

6 "

18.55

151.6

9,584

10,696

7

6 "

22.40

183.7

17,518

6,738

8

6 "

25.55

210.3

26,075

5,877

9

6 "

30.45

254.8

51,530

3,775

10

6 "

32.55

279.4

67,355

3,747

11

4 "

33.69

306.2

91,299

2,350

* – в таблице приведена итоговая дальность плавания, экстраполированная по результатам 12-часовых пробегов

Вооружение

По первоначальному плану вооружение каждого крейсера должно было состоять из:

  • восьми 203-мм орудий в четырёх башнях;
  • четырёх 120-мм противоминных орудий (неуниверсальных) для стрельбы по надводным целям;
  • четырёх 120-мм зенитных орудий;
  • восьми 40-мм зенитных орудий в спаренных установках;
  • четырёх 12,7-мм пулемётов;
  • двенадцати 533-мм торпедных аппаратов в четырёх трёхтрубных неподвижных установках;
  • восьми глубинных бомб.

Однако вскоре состав вооружения пересмотрели с целью усиления защиты от атак авиации. Все восемь 120-мм орудий стали универсальными, кроме того, для ночного боя предназначалось пять 90-см прожекторов, а два гидросамолёта должны были использоваться для ведения авиаразведки и корректировки огня, (правда, авиационное вооружение так и не было установлено).

Главный калибр крейсера состоял из восьми 203-мм орудий Виккерса испанского производства (одна из башен для крейсера «Канариас» была изготовлена в Великобритании) образца 1924 года с длиной ствола в 50 калибров. Эти орудия могли стрелять 113-кг снарядами с начальной скоростью 840 м/с на максимальное расстояние в 16 миль (при угле возвышения 49°). Скорострельность составляла 6 выстрелов в минуту. Система управления огнём орудий главного калибра включала два командно-дальномерных поста со стабилизированными дальномерными постами с 5,48-м дальномерами. Кроме того, в каждой башне имелся свой 7-м дальномер. Максимальный угол возвышения составлял 70°, что теоретически позволяло вести стрельбу по самолётам. На деле же зенитные возможности столь тяжёлых и неповоротливых орудий можно назвать практически нулевыми. Боекомплект изначально составлял 60 снарядов на орудие, но во время дальнейшей службы ёмкость погребов постоянно увеличивалась. Так, в конце карьеры «Канариаса» общая вместимость его погребов составляла 1200 снарядов (по 150 на орудие).

Вспомогательная батарея была представлена восемью 120-мм универсальными орудиями Виккерса модели 1923 года. Длина ствола составляла 45 калибров, угол возвышения – 80°. Начальная скорость снаряда равнялась 825 м/с, его вес – 22 кг, максимальная дальность стрельбы – 8,5 миль, скорострельность – 9 выстрелов в минуту. Орудия располагались в одиночных открытых установках в середине корабля (по четыре с каждого борта). Управление огнём 120-мм артиллерии осуществлялось двумя стабилизированными постами производства голландской фирмы «Хаземайер». Боезапас составлял 100 снарядов на орудие, но в ходе дальнейшей службы крейсеров вместимость их погребов была увеличена до 4000 снарядов (по 500 на орудие).

Вид на 120-мм батарею крейсера «Канариас» kbismarck.org - Последний «вашингтонский» крейсер | Военно-исторический портал Warspot.ru

Вид на 120-мм батарею крейсера «Канариас»

120-мм батарея «Канариаса» ведёт огонь visionesdeferrolterra.blogspot.ru - Последний «вашингтонский» крейсер | Военно-исторический портал Warspot.ru

120-мм батарея «Канариаса» ведёт огонь

Изначально планировалось установить на корабли 40-мм зенитные автоматы английской модели («пом-пом»), однако из-за начала гражданской войны состав зенитного вооружения оказался совсем иным.

Неподвижные трёхтрубные торпедные аппараты планировалось разместить на главной палубе перед кормовыми башнями главного калибра и стрелять через порты в борту.

Модернизации

Из-за спешного ввода в строй в сентябре 1936 года в качестве артиллерии среднего калибра «Канариас» временно получил четыре 102-мм орудия, снятых с линкора «Эспанья», а также две старые 57-мм пушки. Помимо этого, на него установили приборы управления огнём, прежде находившиеся на береговой батарее 152-мм орудий. В октябре 1936 года 102-мм орудия были заменены четырьмя штатными 120-мм орудиями, дополненными четырьмя одноствольными 40-мм «пом-помами» и тремя (по другим данным – четырьмя) немецкими 20-мм автоматами С/30. Кроме того, на «Канариас» были установлены современные приборы управления артиллерийским огнём. В ноябре 1936 года на крейсер установили оставшиеся четыре 120-мм орудия, при этом два орудия из числа установленных ранее были сняты для ремонта и возвращены обратно лишь весной 1937 года. В 1937 году на «Канариас» были дополнительно установлены два двуствольных немецких 37-мм полуавтомата SK C/30.

«Балеарес» вышел на испытания 1 октября 1936 года, имея из вооружения лишь две носовые башни главного калибра, четыре одноствольных неуниверсальных 120-мм орудия, изготовленных для эсминцев типа «Альмиранте Антекера», а также четыре 100-мм итальянских зенитных орудия ОТО и, возможно, несколько 40-мм одноствольных «пом-помов». В декабре того же года крейсер перешёл для доукомплектования в Кадис, где в январе 1937 года получил третью башню главного калибра и систему управления огнём, после чего был сочтён боеспособным. Скорее всего, именно в это время «Балеарес» получил свою «визитную карточку» – «козырёк» на трубе, отличавший его от «Канариаса». Четвёртая башня главного калибра была установлена только в июне 1937 года, тогда же «Балеарес» получил посты управления огнём зенитной артиллерии и восемь штатных 120-мм орудий взамен первоначальных 100-мм и 120-мм. В ноябре 1937 года были установлены четыре штатных двуствольных «пом-пома», позднее (по данным сайта navypedia.org) заменённых на четыре 88-мм немецких зенитки С/13.

На «Канариасе» в 1943 году одноствольные 40-мм «пом-помы» были заменены четырьмя двуствольными немецкими 37-мм полуавтоматами SK C/30. Тогда же были модернизированы 120-мм орудия, получившие щитовые установки Mk.M.

Боевая служба

Во время Гражданской войны в Испании оба корабля применялись довольно активно, что позволило франкистам получить превосходство на море. Крейсеры сыграли важную роль в осуществлении морской блокады Республики и часто привлекались к бомбардировке побережья. Первый боевой успех пришёл к крейсеру «Канариас» 29 сентября 1936 года. В этот день «Канариас» совместно с лёгким крейсером «Альмиранте Сервера» вышел в Гибралтарский пролив, чтобы прорвать морскую блокаду республиканцев, препятствовавшую переброске войск франкистов из Марокко в Испанию. 29 сентября крейсеры обнаружили два республиканских эсминца («Альмиранте Феррандис» и «Гравина»), блокировавших пролив. В 6:40 утра с дистанции 20 000 м «Канариас» открыл огонь по «Феррандису» и уже вторым залпом добился попадания в кормовую надстройку. На эсминце вспыхнул пожар, начали рваться боеприпасы кормового орудия. Несмотря на то что республиканский корабль поставил дымовую завесу и, постоянно меняя свой курс, начал уходить из-под огня, стрельба комендоров «Канариаса» была по-прежнему точной. В 7:20 «Феррандис» был полностью охвачен огнём, а через несколько минут затонул. Второму республиканскому эсминцу удалось уйти. В ходе этого боя никаких жертв и разрушений на «Канариасе» не было.

В дальнейшем крейсер продолжал активное участие в морской войне, чередуя вылазки в Бискайский залив с операциями на Средиземном море. Основной задачей для «Канариаса» и его систершипа стали действия на коммуникациях противника (суда, следовавшие с военным грузом в республиканские порты, задерживались, при этом груз и суда либо конфисковывались, либо топились). 14 декабря 1936 года к юго-востоку от Картахены в море был остановлен советский теплоход «Комсомол». По словам его капитана, на борту находился груз руды, и судно направлялось в Бельгию. Однако учитывая то, что приближалась ночь, и времени на тщательный досмотр не оставалось, а также тот факт, что ранее это судно уже участвовало в доставке военной помощи из СССР, капитан «Канариаса» принял решение затопить «Комсомол». Советский экипаж взяли на борт крейсера, после чего судно было потоплено.

4 марта 1937 года «Канариас» вышел в море на перехват судна «Галдамес», которое под охраной четырёх вооружённых траулеров должно было доставить из Франции ценный груз для республиканской армии. 5 марта с крейсера заметили судно, которое попыталось скрыться за минными полями близ Бильбао. Кроме того, два баскских вооружённых траулера («Наварра» и «Гипускоа») попытались спасти своего подопечного, вступив в бой с несравнимо более сильным противником. Несмотря на катастрофическое неравенство в силах, артиллеристам с «Гипускоа» удалось добиться попадания в «Канариас», убив на нём одного матроса и ранив ещё одного. Ответным огнём «Наварра» была потоплена, «Гипускоа» получил тяжёлые повреждения, но сумел спастись. Несмотря на мужество басков, более двух часов пытавшихся сдержать врага, «Галдамес», также получивший одно попадание, в итоге всё же был захвачен.

Помимо того, что было описано выше, на счету «Канариаса» – потопленный патрульный корабль «Маринеро Канте» (30 октября 1936 года), три торговых судна, а также двенадцать мелких рыболовных и парусных судов. Кроме того, было захвачено восемь торговых судов и до десяти малых плавсредств.

«Балеарес» также весьма активно участвовал в войне. Вместе с «Канариасом» он нёс эскортную и блокадную службу, обстреливал неприятельское побережье и препятствовал рыболовству. 7 сентября 1937 года он участвовал в бою у мыса Черчель (Алжир) с республиканскими крейсерами «Либертад» и «Мендес Нуньес», эскортировавшими небольшой конвой. Несмотря на то что республиканские крейсеры добились нескольких попаданий в «Балеарес», одно из которых вызвало опасный пожар рядом с боеприпасами к 120-мм орудиям, исход сражения следует считать неудачным для республиканцев, поскольку были потеряны все четыре торговых судна из состава конвоя (два выбросились на мель из-за паники на борту, ещё два – достигли африканского берега и были интернированы франкистами).

В ночь на 6 марта 1938 года «Балеарес» был потоплен в ходе боя у мыса Палос двумя торпедами с республиканских эсминцев (предположительно, с эсминца «Лепанто»). На крейсере погиб контр-адмирал дон Мануэль де Виерна со своим штабом, командир корабля капитан 1-го ранга Исидро Фонтенья и более семисот членов экипажа.

С октября 1952 по февраль 1953 года «Канариас» проходил модернизацию в Ферроле. Он утратил свою широкую дымовую трубу, делавшую его силуэт таким узнаваемым. Вместо одной трубы он получил две, кроме того, была расширена надстройка и заменена передняя мачта, поскольку установка на крейсере радаров и различного электронного оборудования потребовала места для их антенн.

«Канариас» в 1960 году visionesdeferrolterra.blogspot.ru - Последний «вашингтонский» крейсер | Военно-исторический портал Warspot.ru

«Канариас» в 1960 году

Испанцы вынашивали планы вооружить крейсер ракетами, а также новейшими американскими 127-мм или 76-мм орудиями, но так как корабль уже порядком устарел, такая модернизация была признана нецелесообразной. В 1961 году крейсер получил бортовой номер С21, а в 1969 году его приспособили для выполнения функций корабля управления (корабль получил навигационную систему Decca 12, американский радар надводного поиска SG6B, а также радар воздушного наблюдения Marconi MLA-1B).

В послевоенное время «Канариас» принял участие практически во всех боевых акциях испанского флота (в Марокко, Гвинейском заливе, в захвате парохода «Санта-Мария»), а также многих официальных празднествах. 17 декабря 1975 года крейсер был исключён из списков флота, став, таким образом, последним из «вашингтонских» крейсеров, находившихся в строю (в своё время «Балеарес» стал первым потопленным кораблём этого класса). 14 сентября 1977 года «Канариас» был продан на слом, его 203-мм башня «В» была установлена перед Военно-морской академией в Марине (Понтевердо), а одно из 120-мм орудий – в Лас-Пальмасе (Канарские острова).

Последний поход. «Канариас» отправляется к месту, где он будет разобран, 1977 год es.wikipedia.org - Последний «вашингтонский» крейсер | Военно-исторический портал Warspot.ru

Последний поход. «Канариас» отправляется к месту, где он будет разобран, 1977 год

За 38 лет службы «Канариас» оставил за кормой 650 000 морских миль, принял участие в полусотне боевых столкновений и многочисленных походах мирного времени. Через его мостик прошли 43 командира, а на его мачте поднимали свой флаг 30 адмиралов флота. Этот корабль стал, пожалуй, единственным из «вашингтонских крейсеров», широко использовавшимся для войны на торговых путях, для чего, собственно, и был разработан этот тип кораблей. Более того, «Канариас» стал самим воплощением «вашингтонского» крейсера и символом целой эпохи испанского военно-морского флота.

Скрытый текст

Список источников:

  1. С. Патянин, А. Дашьян, К. Балакин, М. Барабанов, К. Егоров. «Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники». Москва, «Коллекция», «Яуза», «Эксмо», 2007 г.
  2. «Canarias, adios» by Willard C. Frank Jr. Статья впервые опубликована в журнале «Warship international» №2 за 1979 год и размещена по адресу kbismarck.org/canarias.html
  3. Klimczyk T. Ostatni krazownik waszyngtonski // Morze.- 1986.- № 6.- S.38–39. (Перевод с польск. — Н. В. Митюков)
  4. Montenegro G.J., Reichenberg H. Baleares // Marine Rundcshau.- 1977.- № 2. (Перевод с нем. — Н. В. Митюков)
  5. International Naval Journal, 2015, Vol. (5), Is. 1 pp. 35–46
  6. navypedia.org/ships/spain/sp_cr_canarias.htm
  7. navycollection.narod.ru
  8. Ссылка : http://warspot.ru/3740-posledniy-vashingtonskiy-kreyser

 

 

:Smile_honoring:

Изменено пользователем IronHandOf
  • Плюс 11
  • Круто 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
5 924
Say_Alek
25 622 публикации
7 321 бой

Красивые были у испанцев крейсера. Жаль, что мы их вряд ли в игре увидим хоть когда-то.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Коллекционер
7 542 публикации

Гишпанцы...:Smile_teethhappy:

Скрытый текст

 

По поводу "самой большой катастрофы" - некоторое преувеличение. Пожалуй самая большая катастрофа это гибель Непобедимой Армады. После чего испанцы как не пыжились, былую морскую мощь им возродить так и не удалось.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
5 762
[DONAT] BETEPAH_OKCBA
Участник, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
9 223 публикации
10 087 боёв

Спасибо .Док ! :Smile_honoring:

Познавательно .:Smile_medal:(+)

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
3 420
13tucha
Коллекционер, Старший бета-тестер, Коллекционер-испытатель
4 824 публикации

Спасибо,довольно интересно!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
6 675
[-ZOO-] Linegiv63
Коллекционер, Старший бета-тестер
11 044 публикации

+ Хорошая работа.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 680
Detonat0r
4 623 публикации
6 724 боя

Как всегда 5 баллов!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 549
[DONAT] _JIukBuDaToP__
3 908 публикаций
8 735 боёв
Сегодня в 12:00:54 пользователь Say_Alek сказал:

Красивые были у испанцев крейсера. Жаль, что мы их вряд ли в игре увидим хоть когда-то.

Когда закончатся основные ветки, тогда Леста и до Испании доберется. Так что увидим, я уверен.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
218
[JP] mrLutzow
Коллекционер
162 публикации

Да уж ,а я и не знал что у них еще и морские сражения были в их междусобойчике ))+ за информацию

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 149
[WG] deadmansgamble
Администратор, Альфа-тестер
2 706 публикаций
4 085 боёв

Спасибо за хорошую статью.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
5 924
Say_Alek
25 622 публикации
7 321 бой
Сегодня в 15:44:35 пользователь _JIukBuDaToP__ сказал:

Когда закончатся основные ветки, тогда Леста и до Испании доберется. Так что увидим, я уверен.

Люди столько не живут. :Smile_sceptic:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
851
[NW] Andrew_Bio
Коллекционер
4 458 публикаций

Познавательно и интересно .

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×