Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Benson34

Эскадренные миноносцы типа "Фубуки"

В этой теме 9 комментариев

Рекомендуемые комментарии

210 публикаций

Эсминцы "Фубуки"

Изображение


Эскадренные миноносцы типа «Фубуки» (яп. 吹雪型駆逐艦 Fubukigata kuchikukan?) — тип эскадренных миноносцев Императорского флота Японии, было построено 24 корабля данного типа. Тип Фубуки в своё время называли «первым в мире современным эсминцем.» Тип Фубуки установил новые стандарты не только для японских кораблей, но и в мире. В то время, когда британские и американские эсминцы мало изменились по сравнению со своими безбашенными, с одной орудийной настройкой и лёгким вооружением предшественниками, японские эсминцы были крупнее, имели более мощное вооружение и более высокую скорость, чем их одноклассники в других флотах. Они оставались грозными противниками до самого конца Второй мировой войны, несмотря на то, что были старше многих своих одноклассников.

История создания


После окончания Первой мировой войны Генеральный штаб Императорского флота Японии разработала требования к эскадренному миноносцу с максимальной скоростью 39 узлов, дальностью плаванья 4000 морских миль на скорости 14 узлов и вооружённого большим числом недавно разработанных торпед Типа 8. Эти эсминцы должны были действовать в соединениях с новым типом быстрых и мощных крейсеров в соответствии с программой Императорского флота Японии, которая была призвана привести к качественному скачку за счёт применения новейших кораблей.
В результате тип Фубуки был включён в государственный бюджет начиная с 1923 года, корабли выходили из верфей с 1926 по 1931 годы. Их характеристики стали качественным скачком по сравнению с предыдущими типами эсминцев, настолько большими, что они были классифицированы как Эсминцы Специального типа (яп. 特型 Tokugata). Большие размеры, мощные двигатели, высокая скорость, большой радиус действия и беспрецедентная броневая защита приблизили эти эсминцы ко многим лёгким крейсерам других флотов.
Изображение
Первоначально планировалось, что корабли типа Фубуки будут получать только бортовые номера, так как планировалось строительство большого числа крупных боевых кораблей для Императорского флота по плану Восемь-восемь. Такое решение было крайне непопулярно у экипажей и это приводило к неразберихе в коммуникациях более ранних эсминцев типов Камикадзэ и Муцуки, и политика флота по этому вопросу изменилась в августе 1928 года. Таким образом, корабли класса Фубуки стали получать собственные имена при закладке.
Наиболее близкими по характеристикам кораблями в ВМС США стали обладающие несколько худшими характеристиками и более лёгким вооружением эсминцы типа "Портер", которые были построены в количестве 8 единиц в 1930-е годы и которые применялись в роли лидеров эсминцев.
Изображение

Характеристики


Как одному из наиболее важных качеств новых эскадренных миноносцев японские конструкторы уделили внимание мореходности. Корабли получили длинный полубак, шедший от форштевня до первой дымовой трубы, с заметным его подъемом в носовой оконечности. Форма форштевня имела уже успевшую стать традиционной "волну", близкую по очертаниям к букве "S" (впервые она появилось на легком крейсере "Юбари"). Архитектура нового корабля, не имела ничего общего с пятью ранее построенными типами эскадренных миноносцев ("Минекадзе", "Моми", "Камикадзе", "Вакатаке" и "Муцуки"). Мореходности способствовал также большой развел бортов полубака. Тем не менее на высоких скоростях на тихоокеанской волне огромный бурун, поднятый форштевнем, заливал палубу вплоть до носовой надстройки.
Носовую надстройку перенесли на полубак и, впервые на эскадренных миноносцах, оборудовали закрытый ходовой мостик. Проектировщики справедливо сочли, что надежная защита командного состава как в бою, так и от непогоды обеспечит и высокую боеспособность всего корабля в целом.
В качестве корпусного материала использовалось сталь повышенного сопротивления марки ИТ. Систему набора приняли смешанную с заметным уклоном в поперечную. Непотопляемость обеспечивалась разделением корпуса поперечными переборками, доходившими до уровня верхней палубы, на 16 водонепроницаемых отсеков. Из-за максимальной экономии массы двойное дно не оборудовалось. В какой-то мере его отсутствие компенсировалось наличием бортовых отсеков-цистерн. Кроме того, машинные отделения были разделены продольной переборкой. Против ее установки активно возражал главный конструктор японского флота контр-адмирал Юцуру Хирага: переборка, по его мнению, имела серьезный недостаток — при повреждениях одного борта создается кренящее затопление, а значит, возникает быстрый и опасный крен с риском опрокидывания, независимо от контрзатопления. Тем не менее продольная водонепроницаемая переборка была навязано Морским генеральным штабом более сговорчивому Фудзимото. Его аргументы оказались весомее: переборка при повреждениях позволяла сохранить в рабочем состоянии часть энергетической установки, а также повышала продольную прочность и жесткость корпуса.
Первоначальный проект типа Фубуки базировался на водоизмещении 2000 тонн и установке одной батареи калибра 5-дюймов (127-мм), двух спаренных 24-дюймовых торпедных аппаратов (как было реализовано в Муцуки, и максимальная скорость 40 узлов (74 км/ч). В связи с решениями Вашингтонского морского соглашения с 1923 года проект был уменьшен до 1680 тонн с бо́льшим числом орудий и торпедных аппаратов. Однако такие изменения потребовали увеличить мощность силовых установок, при этом максимальная скорость стала меньше запланированной.
Главный калибр эсминца теперь был представлен шестью 127-мм орудиями, смонтированных попарно в трёх всепогодных, газонепроницаемых башнях с осколочной защитой, которые технологически далеко опережали своё время. На последних 14 кораблях серии эти пушки были универсальными, и могли подниматься до 70 градусов, в связи с чем эти эсминцы были первыми в мире, которые имели такую возможность. Боеприпасы подавались на элеваторе из арсеналов, расположенных непосредственно под каждой башней, что давало большое преимущество в скорострельности по сравнению с другими эсминцами того времени, где снаряды обычно загружались вручную.
При размещении вооружения японцы отказались от установки торпедного аппарата между срезом полубака и носовой надстройкой (как это было на эсминцах типов "Моми", "Камикадзе", "Муцуки" и ряде других): на полном ходу и в свежую погоду использование его становилось невозможным, так как аппарат сильно заливался водой; к тому же он имел весьма ограниченные секторы стрельбы. На "специальном эсминце" его переместили в среднюю часть корабля и установили между дымовыми трубами на кожухе котельных отделений, а два других — в диаметральной плоскости на верхней палубе за дымоходами. Первоначально планировалось устанавливать аппараты для торпед типа 8, расположенных в трёх трёхтрубных башнях. Позже во время Второй мировой войны они были заменены на парогазовые торпеды типа 93.
С июня 1928 по март 1933 года было построено двадцать четыре эсминца типа Фубуки трёх серий. В окончательном варианте Фубуки получил спаренные 5--дюймовые орудия в точках «A», «X» и «Y», и три трёхтрубных торпедных аппарата в «D», «P» и «Q», , что делало его самым мощным эсминцем в мире на момент постройки.
Развитие проекта
Первая серия, подтип Фубуки, состояла из первых десяти кораблей, была построена в 1928—1929 годах, и имела более простую конструкцию по сравнению с последующими сериями. На них дальномерный пост располагался на капитанском мостике, они имели отдельную рубку управления орудийным огнём и были вооружены башнями «Тип A», которые могли поднимать свои орудия только одновременно парой и на угол не более 40 градусов. Корабли первой серии могли отличаться от кораблей последующей постройки отсутствием вентиляторных решёток над трубами.
Вторая серия, или подтип Аянами, строилась в 1930 и 1931 годах и имела большие по размеру надстройки, которые включали в себе дальномерный мостик, прибор наблюдения за азимутом компаса, рубку управления артиллерийским огнём, а также командно-дальномерный пост. Кроме того, у выходов для выпуска воздуха из машинного отделения была изменена форма с трубочной на чашеобразную. Также были установлены башни «типа B», которые могли поднимать орудия независимо друг от друга и до угла 75° для зенитного огня, что было реализовано на эскадренных миноносцах впервые в мире.Третья серия, также известная как подтип Акацуки, строилась в 1931—1933. Эти корабли имели большие паровые котлы и более узкую носовую трубу. Усовершенствования коснулись уникальной защищённой от осколков башни торпедных аппаратов, которые позволяли перезаряжать торпеды во время боя (что зарубежные миноносцы не могли делать до 1990-х годов).
Тем не менее, эсминцы типа Фубуки имели ряд нерешённых технических проблем. Большое количество вооружений при относительно небольшом водоизмещении в первоначальном варианте вызывало проблемы с остойчивостью. После инцидента с Томодзуру, когда проекты многих тяжело вооружённых военных кораблей потребовали пересмотра, был добавлен балласт. По время инцидента 4-го флота, когда во время тайфуна получили повреждения почти все корабли 4-го японского флота, была исследовала продольная устойчивость корпуса эсминцев типа Фубуки. В результате все корабли подверглись перестройке в 1935—1937 годах. При этом водоизмещение было увеличено до 2050 тонн стандартное и 2400 тонн полное. После перестройки несколько снизилась максимальная скорость.
Во время Второй мировой войны, когда корабли возвращались на Японский архипелаг на ремонт и модернизацию, противовоздушное оборудование подверглось глубокой модернизации. В 1945 году на уцелевших кораблях башня «X» была снята, чтобы освободить место для дополнительных 14 25-мм универсальных пушек, двух дополнительных 13-мм зенитных пулемётов, дополнительно устанавливались 18 дополнительных глубинных бомб и радар.
Водоизмещение: стандартное 1750 т, нормальное 2090 т. Длина 118,41 м. (115,3 по ватерлинии) Ширина 10,36 м. Осадка 3,2м. Механизмы: 4 котла "Кампон", 2 ТЗА "Кампон". Мощность и скорость: 50000 л.с., 35 уз. Запас топлива: 475 т. Дальность плавания: 4700 миль (15 уз) или 1100 миль (34 уз). Артиллерия: шесть 127-мм (3x2), два 13-мм. Торпеды: девять 610-мм (3x3). Мины: 18. Противолодочное вооружение: 18 глубинных бомб. Экипаж: 197 человек.
Изображение

Боевое примененние


Основная часть этих кораблей к началу войны вхо­дила в состав 3-й эскадры эсминцев, первона­чально выделенной для оккупации Малайи. Они были организованы следующим образом: 12-й дивизион — "Муракумо", "Синономе", 'Сиракумо", "Усугумо"; 19-й дивизион — •'Исонами", "Уранами", "Сикинами", "Аянами"; 20-й дивизион — "Амагири", "Асагири", "Югири". К той же операции был причастен 11-й дивизион в составе "Сагири", "Фубуки", "Хацуюки" и "Сираюки". Два корабля 7-го дивизиона ("Акебоно" и "Усио") вошли в со­став отдельной группы, предназначенной для особой задачи — обстрела Мидуэя.
Во время операции в Малайе "Уранами" 20 декабря потопил голландскую подводную лодку "О-20", а 24 декабря — ее спутницу "К XVII". Словно в отместку, голландская летаю­щая лодка торпедировала и потопила "Синоно­ме" (4°24' с.ш., 114° в.д.), на котором погибло 228 человек, а субмарина "К XV" пустила на дно "Сагири" (1°34' с.ш., 110°21’ в.д.). 27 янва­ря "Асагири", "Фубуки" и "Югири" потопили у побережья Малайи старый британский эсми­нец "Тэнет". Перейдя в 1942 году в Голландс­кую Ост-Индию, эскадра прикрывала силы вторжения. Ей пришлось отражать контратаки кораблей союзников.
Когда 29 февраля крейсера "Перт" и "Хьюстон" совершили налет на японский плац­дарм, "Фубуки" провел неудачную торпедную атаку на неприятельские крейсера, а затем выз­вал подкрепление — тяжелые крейсера "Нато­ри", "Микума", "Могами" и несколько эсмин­цев его соединения. "Сиракумо" и "Муракумо" нанесли решающий торпедный удар по обоим крейсерам союзников и нанесли повреждения голландскому эсминцу "Эвертсен", который сильно пострадал от артиллерийского огня и позже выбросился на берег. С японской сторо­ны в том бою получили повреждения "Сираку­мо" и "Сикинами".
После покорения Ост-Индии флотилия на­правилась в Индийский океан, приняв в апре­ле участие в ударе по британским боевым ко­раблям в Бенгальском заливе. В ходе этой опе­рации 20-й дивизион (в составе, указанном выше и "Сиракумо") вместе с тяжелыми крей­серами потопил несколько торговых судов у индийского побережья.
В мае 1942 года 7-й дивизион ("Акебоно", -"Сазанами", "Усио") действовал в Коралловом море, причем "Сазанами" участвовал в спасе­нии уцелевших с потопленного авианосца "Сёхо". Позже дивизион был переведен в север­ную часть Тихого океана и совершил диверси­онный рейд к Алеутским островам. В то же са­мое время южнее произошло сражение у Ми­дуэя, во время которого 11-й и 12-й дивизионы служили завесой для Соединения поддержки вторжения на Мидуэй, которым командовал сам адмирал Ямамото, а 20-й дивизион играл ту же роль в Алеутском соединении поддержки вице-адмирала Такасу. После Мидуэя 11-й, 19-й и 20-й дивизионы причислили к 1-му флоту, "Оборо" и "Усугумо" были в составе 5-го фло­та на Алеутах, а 7-й дивизион числился при ко­мандовании Объединенного флота.
В августе, когда шла переброска войск с Борнео на Гуадалканал, 20-й дивизион ("Аса-гири", "Сиракумо", "Югири", "Амагири") был атакован пикирующими бомбардировщиками корпуса морской пехоты США с аэродрома Хендерсон Филд. "Асагири" был потоплен, два других эсминца тяжело повреждены, а "Амаги­ри" отделался легкими повреждениями. В той же операции участвовал 11-й дивизион, а 19-й дивизион действовал вместе с Авианосным со­единением адмирала Нагумо.
В сентябре эти корабли были задействова­ны для оказании поддержки Гуадалканалу, при­чем 5 сентября "Муракумо", "Хацуюки" и "Юдати" потопили американские быстроход­ные десантные транспорты типа (переоборудо­ванные эсминцы) "Грэгори" и "Литтли".
Октябрь стал роковым месяцем. 11 октяб­ря крейсера "Сан Франциско", "Солт Лэйк Сити", "Бойз", "Хэлена" и эсминцы оператив­ной группы 64.2 потопили "Фубуки" у мыса Эсперанс. "Хацуюки" был поврежден, но сумел отличиться, потопив эсминец "Данкэн". На сле­дующий день "Муракумо", занимавшийся спа­сением команд, был потоплен пикирующими бомбардировщиками у острова Саво. В заклю­чение, "Оборо", остававшийся на Алеутах, по­топили бомбардировщики 11-й воздушной ар­мии северо-восточнее Кыски (52° 17' с.ш., 178°08' в.д.). Хотя один из шести атаковавших его В-26 был сбит, бомбы поразили корабль. Спастись удалось всего 17 морякам.
Тем временем бои у Гуадалканала продол­жались. В ночь на 15 ноября мощные американ­ские и японские силы сошлись южнее острова Саво в проливе Железное Дно. Американский флот потерял три эсминца, а японцы линейный корабль "Кирисима" и эсминец "Аянами", по­топленные линкором "Вашингтон". Операции у Гуадалканала закончились 9 февраля. Одна­ко транспортные операции и поддержка армии на приморских флангах продолжились на Но­вой Гвинее. Эскортировавший группу транс­портов из Рабаула в Лаэ "Сираюки" стал одним из четырех эсминцев и восьми транспортных судов, потопленных американской и австралий­ской авиацией в море Бисмарка (7° 15' с.ш., 148°30' в.д.) в марте 1943 года. "Исонами" стал следующим, сошедшим со сцены. На этот раз причиной стали торпеды американской подлод­ки "Тотог", настигшие его юго-восточнее Це­лебеса (5°26' с.ш., 123°04' в.д.).
В июле 1943 года "Амагири" и "Хацую­ки", вместе с другими эсминцами перевозив­шие войска в залив Кула, были атакованы и по­вреждены кораблями оперативной группы 36.1, а первый затем еще и американскими эс­минцами "Николас" и "Рэдфорд". Вскоре пос­ле этого "Хацуюки" потопила флотская и ар­мейская авиация США на якорной стоянке ос­трова Шортленд.
Во время одного из выходов на поддерж­ку сухопутных войск "Асагири" потопил тор­педный катер "РТ 109". Возможно, в другом случае подобный эпизод остался бы незамечен­ным, но этим катером командовал лейтенант Дж.Ф.Кеннеди — будущий президент Соеди­ненных Штатов Америки.
Транспортные операции стали настоящим бичом японских миноносных сил. Следующей потерей стал "Югири" — он погиб в бою с аме­риканскими эсминцами "Чарльз Осборн", "Клакстон" и "Дайсон" в 50 милях восточнее м. Сент-Джордж (Новая Ирландия).
1944 г. стал годом наибольших успехов подводных лодок, потопивших несколько еди­ниц "специального типа" на широких просто­рах Тихого океана. Первым стал "Сазанами", торпедированный "Альбакором" южнее Япа (5°15' с.ш., 141°15' в.д.), затем "Тотог" нанес смертельный удар по "Сиракумо" у м. Эримо на Хоккайдо. "Амагири", спешно посланный в Индийский океан вместе с двумя другими эс­минцами, в апреле подорвался на мине у Бор­нео. Предположительно, заграждение выстави­ла та же "Тотог". Далеко на севере, в Охотском море, "Усугумо" погиб от торпеды "Скэйта". А в Южно-Китайском море "Сикинами" торпеди­ровала подводная лодка "Гроулер".
В ходе обороны Филиппин погибли еще два эсминца. 26 октября "Уранами" был потоп­лен палубными самолетами TG.77.4 в 70 милях от Илоило, а 13 ноября авиация 38-го оператив­ного соединения настигла "Акебоно" в Манильской бухте. "Усио" повредили во время нового налета и его отбуксировали в Японию на ре­монт. К моменту заключения перемирия он еще не был укомплектован, и в 1948 году его разоб­рали. Таким образом "Усио" стал единствен­ным кораблем этого типа, пережившим войну.
Изображение

Список кораблей


Тип I (Фубуки)
吹雪 Фубуки
DD-35 Морской арсенал Маидзуру, Япония
19 июня 1926 15 ноября 1927 10 августа 1928 Затонул в результате надводного боя у Гуадалканала [09.06S, 159.38E] 11 октября 1942 года; выведен из состава флота 15 ноября 1942 года
白雪 Сираюки
DD-36 Верфи Йокогамы, Япония 19 марта 1927 20 марта 1928 18 декабря 1928 Воздушный налёт в проливе Дампир [07.15S, 148.30E] 3 марта 1943 года; выведен из состава флота 1 апреля 1943 года
初雪 Хацуюки
DD-37 Морской арсенал Маидзуру, Япония 12 апреля 1927 29 сентября 1928 30 марта 1929 Воздушный налёт у Буина [06.50S, 155.47E] 17 июля 1943 года; выведен из состава флота 15 октября 1943 года
深雪 Миюки
DD-38 Верфь Урага, Япония 30 апреля 1927 29 июня 1928 29 июня 1929 Столкновение с Икадзучи к югу от острова Чедзю [33N, 125.30E] 29 июня 1934 года; выведен из состава флота 15 августа 1934 года
叢雲 Муракумо
DD-39 Верфи Фудзинагаты, Япония 25 апреля 1927 27 сентября 1928 10 мая 1929 Затонул в результате боя у Гуадалканала [08.40S, 159.20E] 12 октября 1942 года; выведен из состава флота 15 ноября 1942 года
東雲 Синономэ
DD-40 Морской арсенал Сасебо, Япония 12 августа 1926 26 ноября 1927 25 июля 1928 Взорвался на мине у Мири [04.24N, 114E] 17 декабря 1941 года; выведен из состава флота 15 января 1942 года
薄雲 Усугумо
DD-41 Верфи Исикавадзимы, Япония
21 октября 1926 26 декабря 1927 26 июля 1928 переименован в Усугумо 1 августа 1928 года; Торпедирован у Эторофу [47.43N, 147.55E] 7 июля 1944 года; выведен из состава флота 10 сентября 1944 года
白雲 Сиракумо
DD-42 Верфи Фудзинагаты, Япония 27 октября 1926 27 декабря 1927 28 июля 1928 переименован в Сиракумо 1 августа 1928 года; Торпедирован у мыса Эримо [42.25N, 144.55E] 16 марта 1944 года; выведен из состава флота 31 марта 1944 года
磯波 Исонами
DD-43 Верфь Урага, Япония 18 октября 1926 24 ноября 1927 30 июня 1928 переименован в Исонами 1 августа 1928 года; Торпедирован к юго-западу от острова Целебес [05.26S, 123.04E] 9 апреля 1943 года; выведен из состава флота 1 августа 1943 года
浦波 Уранами
DD-44 Морской арсенал Сасебо, Япония 28 апреля 1927 29 ноября 1928 30 июня 1929 Воздушный налёт к западу от Панау [11.50N, 123E] 26 октября 1944 года; выведен из состава флота 10 декабря 1944 года

Тип II (Аянами)

Аянами
DD-45 Верфи Фудзинагаты, Япония 20 января 1928 5 октября 1929 30 апреля 1930 затонул в результате боя у Гуадалканала [09.10S, 159.52E] 15 ноября 1942 года; выведен из состава флота 15 декабря 1942 года
Сикинами
DD-46 Морской арсенал Маидзуру, Япония 6 июля 1928 22 июня 1929 24 декабря 1929 Торпедирован южнее Хайнаня [18.16N, 114.40E] 12 сентября 1944 года; выведен из состава флота 10 октября 1944 года
Асагири
DD-47 Морской арсенал Сасебо, Япония 12 декабря 1928 18 ноября 1929 30 июня 1930 Воздушный налёт у Гуадалканала [08S, 160.10E] 28 августа 1942 года; выведен из состава флота 1 октября 1942 года
Югири
DD-48 Морской арсенал Маидзуру, Япония 1 апреля 1929 12 мая 1930 3 декабря 1930 Затонул в результате боя в районе центральных Соломоновых островов [04.44S, 154E] 25 ноября 1943 года; выведен из состава флота 15 декабря 1943 года
Амагири
DD-49 Верфи Исикавадзимы, Япония
28 Ноября 1928 27 Февраля 1930 10 Ноября 1930 Подорвался на мине к югу от пролива Макассар [02.10S, 116.45E] 23 апреля 1944 года; выведен из состава флота 10 июня 1944 года
Сагири
DD-50 Верфь Урага, Япония 28 марта 1929 23 декабря 1929 30 января 1931 Торпедирован у Кучинга [01.34N, 110.21E] 24 декабря 1941 года; выведен из состава флота 15 января 1942 года
Оборо
DD-51 Морской арсенал Сасебо, Япония 29 ноября 1929 8 ноября 1930 31 октября 1931 Воздушный налёт у острова Киска [52.17N, 178.08E] 16 октября 1942 года; выведен из состава флота 15 ноября 1942 года
Акэбоно
DD-52 Морской арсенал Сасебо, Япония 25 октября 1929 7 ноября 1930 31 июля 1931 Воздушный налёт в Манильском заливе [14.35N, 120.50E] 13 ноября 1944 года; выведен из состава флота 10 января 1945 года
Садзанами
DD-53 Морской арсенал Маидзуру, Япония 21 февраля 1930 6 июня 1931 19 мая 1932 Торпедирован к востоку от Палау [05.15N, 141.15E] 14 января 1944 года; выведен из состава флота 10 марта 1944 года
Юсио
DD-54 Верфь Урага, Япония 24 декабря 1929 17 ноября 1930 14 ноября 1931 захвачен Союзниками 15 сентября 1945 года; разобран на металл в 1948 год

Тип III (Акацуки)

Акацуки
Морской арсенал Сасебо, Япония 17 февраля 1930 7 мая 1932 30 ноября 1932 Затонул в бою у Гуадалканала [09.17S, 159.56E] 13 ноября 1942 года; выведен из состава флота 15 декабря 1942 года
Инадзума
Верфи Фудзинагаты,Япония 7 марта 1930 25 февраля 1932 15 ноября 1932 Торпедирован к западу от острова Целебес [05.08N, 119.38E] 14 мая 1944 года; выведен из состава флота 10 июня 1944 года
Икадзути
Верфь Урага, Япония 7 марта 1930 22 октября 1931 15 августа 1932 торпедирован к западу от Гуама [10.13N, 143.51E] 13 апреля 1944 года; выведен из состава флота 10 июня 1944 года
Хибики
Морской арсенал Маидзуру, Япония 21 февраля 1930 16 июня 1932 31 марта 1933 захвачен 5 октября 1945 года; передан СССР в качестве трофея 5 июля 1947 года; разобран на металл в 1963 году

по мотивам сайта wunderwaffe.narod.ru и книги Японские экадренные миноносцы типа "Фубуки" [Эскадра №4] издательства "ЛеКо"
Изменено пользователем Benson34
  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
499 публикаций
35 боёв

Молодец, держи плюс. :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
21
[SMB] Senia
212 публикации
2 211 боёв

Мне кажется что лучше японских ЭМ не будет. Если сравнить с танками- это что то будет похожее на русские СТ (это я так думаю, да и как то сравнивать с танками не красиво :-) )

Хотя как будет на самом деле......

Автор лови плюсик))

Изменено пользователем Senia

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
516 публикаций

Замечательная статья. От меня жирный +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
664 публикации
195 боёв

Плюсик и от меня за тему "первого в мире современного эсминца"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
121 публикация
391 бой

Опять же, центрировал бы изображение (главное). А Так "+".

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
57 публикаций

Спасибо! Прочел с удовольствием! :Smile_great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×