Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Mor0der_

28-пушечный фрегат "Штандарт"

В этой теме 12 комментариев

Рекомендуемые комментарии

181 публикация
135 боёв

«Штандарт»  трехмачтовый фрегат, заложенный Петром Первым в 1703 году на Олонецкой верфи и ставший
первенцем российского военного 
флота. Проектировался голландским кораблестроителем Выбе Геренсом. Сейчас, на
современной и несколько отличающейся от оригинала копии 
фрегата, осуществляется программа «Проект Штандарт».

 

e8D93FT.jpg

 rGnIurl.jpg

Bfm2IAp.jpg

 

История создания:

Северная война (1700-1721), которая велась на просторах Балтийского моря,уже в начальный период убедила Петра I, что силами одной, даже хорошо подготовленной армии добиться завоевания побережья Балтийского моря невозможно.
Решено было начать строительство флота. 
И 24 марта (4 апреля) 1703 года первый фрегат будущего великого флота был заложен на Олонецкой верфи на реке Свирь (сейчас это Лодейное поле), а уже 8 сентября того же года эскадра поставила паруса для перехода через Ладогу в только что основанный город - Санкт-Петербург. Чертежи многих из новых судов составлял собственноручно Царь Петр. И доверял строить по своим проектам только проверенным мастерам. 
Руководителем проекта был назначен голландский кораблестроитель Выбе Геренс.

Фрегат построили в рекордные сроки. Длина нового судна составляла 27,5 метров, ширина 7,3 метра, водоизмещение 220 тонн. Численность  экипажа — 120 человек. "Штандарт" был вооружен  28 пушками: 8-, 6- и 3-фунтовыми, тогда как основная масса российских кораблей того времени была вооружена 3-фунтовыми пушками. В то время «Штандарт», скромный по размерам корабль, являлся сильнейшей боевой единицей Балтийского флота.

 

Особенности конструкции:

При строительстве нового фрегата мастера совмещали голландскую и английскую методики. Характерным для голландских кораблей была способность плавать по мелкой воде - в связи с тем, что в Голландии многие корабли строились в районах с неглубокими каналами. Отсюда широкая, почти прямоугольная форма шпангоутов, плоское днище, большая относительная ширина. По сравнению с английскими кораблями с тем же вооружением осадка у «голландцев» была значительно меньше.

Английский флот чаще выходил в открытое море, где важнее было умение корабля лавировать в зависимости от направления ветра. Чтобы достичь этого, англичане делали шпангоуты более заостренными, и оснащали корабли развитым парусным вооружением. 

Петр проектировал «Штандарт», совмещая лучшие стороны двух кораблестроительных школ: необходимую для плаваний в Финском заливе уменьшенную осадку, и высокий стройный такелаж английского образца.

 

GCaKI3o.jpg

gwBKADQ.gif

Парусное вооружение фрегата в "штатном режиме" плавания предполагает наличие двух парусов на каждой мачте. Однако на некоторых исторических изображениях фок и грот мачты "Штандарта" имеют по три паруса. В дополнение к нижним парусам поднимали ещё и небольшие верхние паруса - брамсели. Это было возможно благодаря английскому типу рангоута - более высокому и стройному по сравнению с голландским. 

Конструкция рангоута современной версии фрегата так же предполагает возможность поднимать на двух первых мачтах реи с небольшими брамселями. 

 

Герб:

Свое название "Штандарт" получил неслучайно. В 1703 году после взятия крепости Ниеншанц в устье Невы Петр Первый утвердил новый государственный флаг, на котором был изображен двуглавый орел, держащий в лапах и клювах карты четырех морей: Черного, Белого, Азовского и Балтийского.  Это означало то, что Россия теперь имеет выход к четырем стратегически важным морям, и по праву может именоваться морской державой.

JG2TQM2.jpg

 

 

История службы:

8 (19) сентября 1703 года "Штандарт" отправился в свое первое плавание к крепости Шлиссельбург, имея на борту груз
пушек с Олонецких 
заводов. Капитаном судна стал сам Петр Первый под именем Петра Михайлова. 
Осень на Ладоге — не самое приятное время. Архивные данные говорят, что во время шторма «фрегатсей стал на
мель и претерпел некоторое повреждение». В карельском фольклоре есть упоминание о 
Государевой, или Царской
мели. По всей вероятности, сейчас она 
нанесена на карты как банка Торпакова возле Сторожно. Успешно снявшись с

мели, «Штандарт» и другие корабли дошли до Шлиссельбурга.

Флотилия прибыла в Петербург в середине октября, и с весны 1704 года участвовала в подготовке обороны города,
выполняя промеры 
глубин, связанные с укреплением Кронштадта. 

Первое боевое крещение «Штандарт» получил в 1705 году, отражая попытки шведского флота прорваться мимо
Кроншлота к Санкт-Петербургу.

Фрегат активно участвовал в Северной войне и находился в боевом строю более 20 лет.

С 1705 по 1709 год с мая по октябрь ежегодно выходил к Кроншлоту в составе эскадры для защиты Санкт-Петербурга с моря. В зимние периоды корабль уходил в Неву.
Также «Штандарт» крейсировал к Красной Горке и маневрировал на рейде для обучения экипажа.
С 5 (16)  по 10 (21) июня 1705 года в составе эскадры вице-адмирала Крюйса «Штандарт» участвовал в отражении нападения эскадры адмирала Анкерштерна на остров Котлин.
В 1709-1711 гг. "Штандарт" стоял в Санкт-Петербурге на тимберовке (капитальный ремонт).
(15) июля 1711 года обновленный "Штандарт" был спущен на воду и перешёл в Кронштадт.
В 1712 и 1713 годах «Штандарт» в составе эскадры выходил в крейсерство к Красной Горке и Берёзовым островам
С 1714 года в море более не выходил.
В 1719 году фрегат по приказу Петра Первого «хранить вечно как первенец флота и памятник кораблестроительного искусства» был поставлен в качестве музея в Кронверкскую протоку. Без ухода и внимания корабли (а стояло их там несколько) быстро пришли в упадок.
Когда в 1727 г. по приказу Екатерины I специальная комиссия проверяла их состояние,
"Штандарт" было решено вытащить на берег и отреставрировать. Но корпус его уже был поврежден настолько, что при попытке поднять корабль тросами его буквально перерезали на части. Старый "Штандарт" был разобран с указом "В память его имени, которое Его Величеством Петром I было дано, заложить и сделать новый".
Возрождение петровского "Штандарта" состоялось только три века спустя.

Имя "Штандарт" носили различные парусные суда до 1917 года, последним из них была императорская яхта Николая Второго.
За время боевой службы на "Штандарте" сменилось несколько капитанов. Их фамилии дают представление о многонациональности состава флота в то время: Петр Михайлов (Россия), П. Грей (Англия), Ян Деланг (Голландия), Ф.Вилимовский (Россия), Шонвик (Голландия), Генрих Вессель (Норвегия), Б.Эдварт (Англия).

 

Возрождение петровского "Штандарта":

15 лет назад, 4 сентября 1999 года, на набережной Невы у Смольного собора был спущен на воду уникальный парусный корабль — фрегат «Штандарт», построенный руками петербургских энтузиастов.

В июне 2000 года «Штандарт» отправился в первое плавание по маршруту Великого посольства — тем городам и странам, которые посетил Пётр I, обучаясь корабельному ремеслу.
На начало 
2012 года фрегат «Штандарт» побывал в двенадцати плаваниях по Европе, посетил 54 порта в 12 странах Европы.
В 2009 году «Штандарт» прошёл от Санкт-Петербурга до норвежского порта 
Киркенес, обогнув мыс Норд-Кап.
Экипаж «Штандарта» составляют волонтёры, обученные и подготовленные перед началом каждого плавания.
"Штандарт" активно принимает участие в международных морских регатах, фестивалях, киносъёмках.
С 2004 года "Штандарт" участвовал в съёмках фильмов «
Слуга государев», «Записки экспедитора Тайной канцелярии», «Новая Земля» и др.

 UvUjdN6.jpg

 

L32ARjI.jpg

 

Список источников: 

 

Изменено пользователем lexa336633
  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
12 публикаций
115 боёв

жаль что первенец флота не сохранился

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
181 публикация
135 боёв

жаль что первенец флота не сохранился

это да, но парни молодцы, восстановили через столько лет 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2 371 публикация
939 боёв

Тема - супер! Спасибо. Продолжай в том же духе.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2 публикации

Хочется отметить вклад Петра в кораблестроение...побольше бы таких руководителей страны...!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
36 публикаций

Хорошая тема молодец да и хорошие фотки нашёл большое спасибо 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
341
KLEY_
1 531 публикация
1 272 боя

Автор. Молодец. 

Информация была интересна. Так держать!!!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
181 публикация
135 боёв

Автор. Молодец. 

Информация была интересна. Так держать!!!

 

Спасибо :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17 публикаций
141 бой

А где клевая фотка с Алыми парусами?)

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
181 публикация
135 боёв

А где клевая фотка с Алыми парусами?)

 

 

Добавил

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
341
KLEY_
1 531 публикация
1 272 боя

С алыми парусами вообще бомба:)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
20 публикаций
42 боя

Ну были же и у нас что называется удачные и всемирно известные эксперименты. А вот на тему восстановления тут всё просто главное знать как выглядел потому что если знаешь как он в точности выглядел можно рассчитать массу дерева и соответственно прикинуть внутреннее строение так как в нём мало что могли изменить новаторы. Ну а схема мачт и растяжек это уже вообще тьфу. Хотя всё равно на это всё уходит волшебно много времени и сил. Да и короблестроение всё таки нада знать хорошо=)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×