Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
IronHandOf

Немецкие авианосцы ! Мечты не сбылись....

В этой теме 356 комментариев

Рекомендуемые комментарии

4 687
[VENOM] IronHandOf
Коллекционер, Лидер Форума, Коллекционер-испытатель
6 688 публикаций

Несостоявшийся авианосец кайзера «Ausonia»

 

Скрытый текст

           «Авианосец I» (Flugzeugdampfer I -  авианосный пароход I) — первый немецкий проект авиа­носца, созданный в 1915—1916 годах на базе корпуса недостроенного лайнера «Аузония». Построен не был. В 1922 году корпус корабля продан на слом.

               Корабль проекта «Авианосец I» водоизмещением 12 585 тонн предназначался для несения как 10 колесных истребителей, так и 19 гидропланов. По данным военно-морского историка Эриха Гронера, корабль был рассчитан на перевозку 13 гидросамолетов с неподвижным крылом или 19 со складным крылом, а также около 10 колесных самолетов. Рене Грегер оценил авиагруппу от восьми до десяти истребителей, в сочетании от пятнадцати до двадцати бомбардировщиков и торпедоносцев-гидросамолетов.

Интересно при этом отметить, что в проекте уже в то время были воплощены идеи авианосца со сплошной палубой и надстройкой у правого борта, несколько позже осуществленные на авиа­носце "Furious". Это, впрочем, нисколько не претендует на первенство немецких инженеров, так как подобные мысли в британском флоте также могли появиться и ранее, но только осуществ­лены позже.

 

11ax1jm-650x306.jpg

Схема авианосца «Ausonia»

 

 

 

                  Базирование авиации предполагалось в двух 82-метровых ангарах для колёсных самолетов и расположенном под ними 128-метровом ангаре гидропланов. Все ангары и лётная палуба создавались как надстройка.

Корабль имел верхнюю лётную палубу длиной 128,5 и шириной 18,7 метров и дополнительную короткую стартовую палубу на носу на уровне верхних ангаров длиной 30 и шириной 10,5 метров. Из нижнего ангара гидросамолеты предполагалось выводить через специальные ворота на открытую кормовую палубу, с которой самолеты двумя мощными кранами опускались бы за борт, а после посадки таким же образом поднимались на палубу. Колесные самолеты, напротив, через другие ворота предполагалось выводились в нос прямо на взлетную стартовую палубу длиной 30 метров и шириной 10,5 метров.

885735Ausonia.jpg

Размещение самолетов на борту авианосца.

 

 

            Садиться колесные самолеты должны были на открытую посадочную палубу в корме и средней части, ширина которой (18,7 метра) практически равнялась ширине корабля. После посадки самолеты должны были подруливаться к носовому срезу палубы и специальными кран-балками опускаться на боковые крылья стартовой палубы, с которых их можно было закатить в ангар.

Энергетическая установка судна практически не предусматривала изменений - те же 2 паро­турбинных агрегата фирмы "Blohm und Voss»с зубчатой передачей на два вала. Паропроиз­води­тель­ность котельной установки предполагалось незначительно увеличить, что позволило бы турбинам развить большую мощность. Вооружение на корабле предусматривалось только авиационное, никакой артиллерии на судне не должно было быть.

«Аузония» представляла собой пассажирский лайнер водоизмещением 12 585 тонн, строившийся для итальянской компании на верфях Гамбурга.

                 После начала войны работы на корабле остановились. Тогда же возник первый проект пере­стройки корабля в авиаматку, не получивший поддержки из-за недоверия адмирала Альфреда фон Тирпица к аппаратам тяжелее воздуха и наличия у флота большого количества цеппелинов.

Тем не менее, флот продолжил проект, предполагая его использование как носителя истреби­телей-гидропланов Hansa-Brandenburg W.12. Последующий ход войны доказал высокую ценность гидропланов и авиации тяжелее воздуха для флота.

            В 1917-1918 годах "воздушный" отдел морского министерства разработал и предложил на рассмотрение проект перестройки в авиаматку (Flugzeugmutterschiff) броненосного крейсера "Roon"; в то же время по заданию командующего морской авиацией корабельный инженер Римпель разработал проект "I" перестройки «Аузонии» в комбинированный авианосец-гидро­авианосец, имеющий как полетную палубу для колесных самолетов, так и оснащение для гидропланов.

 

FokkerNavalfighter-650x316.jpg

Специальный палубный истребитель Fokker M.1

                 Из-за нехватки у флота кораблей, подходящих для переделки в гидроавианосцы и достаточно быстроходных, чтобы взаимодействовать с флотом, как сами немцы отмечали,  проект "I"   -  "перетянул все другие проекты".

Проект полностью завершили в октябре 1918 года, и даже успели начать работы на судне, получившем строительный заказ № 236, однако вскоре их пришлось прекратить из-за недостатка средств. Фирма "Blohm und Voss", которая вела эти работы, не смогла справиться с финансовым кризисом в Германии.

                Немалую роль в отказе от переоборудования судна сыграл тот факт, что большая часть ресурсов была направлена на строительство подводных лодок.

 

                Так Проект "I" и остался первой попыткой создания корабля-носителя для колесных самолетов Германии.

 

first_german_aircraft_carrier__ex_ausoni

Еще одна реконструкция корабля.

Предполагаемые ТТХ авианосца «Ausonia»:

Водоизмещение: 12 500 т

Длина: 158,5 м

Ширина: 18,5 м

Осадка: 7,43 м

Высота борта: 10,40 м

Двигатели: 2 редукторные турбины "Blohm und Voss"

Мощность контрактная (для лайнера): 14.000 л.с.

Мощность проектная (как авианосец): 18.000 л.с.

Скорость хода: 21 узел (как лайнер 20 узлов). Запас угля: 1500 т

Экипаж: до 1720 человек

Авиационная группа: до 10 самолётов с колёсным шасси и 19 гидропланов

Самолетные ангары (ширина 18,5 м): 2

 

 

 

 

Авианосец "Граф Цеппелин". Германия

 

Скрытый текст

                 Статья об этом корабле мне попалась в «Независимом военном обозрении» и называлась «Авианосец для кригсмарине и... советского флота» .

Читая эту статью, возник вопрос, могла ли измениться картина в войне на море, если бы этот корабль был достроен вовремя, предположим к началу 1940 года. И более того, были бы готовы лёгкие авианосцы, переделанные из гражданских судов (в статье они упоминаются). Не смогли бы немцы устроить англичанам в Скапа- Флоу,  второй Перл-Харбор? Точнее, тогда бы он был первым. Ну и естественно, спокойно, без угрозы со стороны "Гранд Флита" высадится в Англии?  Дальше текст оригинальной статьи:

 

Авианосец Граф Цеппелин (Graf Zeppelin). Германия   Авианосец Граф Цеппелин (Graf Zeppelin). Германия

 

                  На протяжении десятилетий командование отечественного ВМФ мечтало о том времени, когда в строй нашего флота вступят авианосцы. Однако лишь 1960–1980-х годах на морских просторах появились сначала советские крейсера-вертолетоносцы, а затем «плавающие аэродромы», на которые базировались самолеты вертикального взлета и посадки. Только в 1990 году наши моряки получили первый «настоящий» авианосец – «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». А могли бы лет на 40 раньше...

 

 

            НАДЕЖДА ГИТЛЕРА

 

            Загодя готовясь к разразившейся в 1939 году большой войне, теоретики и практики германских ВМС прозорливо оценили роль и значение в грядущих морских баталиях авианосцев и авианосной авиации. Так, еще за восемь лет до начала Второй мировой в журнале Marine Rundschau («Военно-морское обозрение») была опубликована статья, в которой была предсказана трагедия Пёрл-Харбора. А в 1934 году под руководством инженера В.Хеделера началось эскизное проектирование первого немецкого авианосца.

            Интерес к этому проекту проявил сам фюрер. А 8 декабря 1938 года *** в сопровождении рейхсминистра авиации Германа Геринга лично пожаловал на торжественную церемонию спуска «плавучего аэродрома» на воду. «Граф Цеппелин» (Graf Zeppelin) – такое название он получил в честь известного немецкого конструктора дирижаблей. «Свой» авианосец был главной морской надеждой нацистского вождя: с его помощью он рассчитывал добиться господства на просторах Мирового океана. Этот настоящий монстр по тем временам – 262 м в длину – считался вершиной немецкой инженерной мысли и в силу обстоятельств оказался единственным подобного рода кораблем в военно-морском флоте гитлеровской Германии (Кригсмарине).

            Первые сообщения о намерении немцев построить авианосец вызвали большой интерес у специалистов, ибо в проект были заложены решения, не характерные для зарубежных аналогов. В числе особенностей – броневая палуба со скосами, двухъярусный ангар. Такая схема ангара определялась количеством размещаемых в них самолетов. Корпус корабля – сварной, длиной, как уже отмечалось, в четверть километра. Высота борта – 22,2 м. Взлетная палуба имела длину 241,0 м, ширину – 30,7 м. Из верхних и нижних ангаров самолеты подавались тремя электрическими лифтами.

Взлет крылатых машин предусматривался при помощи двух катапульт в носовой части взлетной палубы. Водоизмещение корабля составляло 33,5 тыс. тонн, скорость полного хода – около 34 узлов, он должен был стать «базой» для 50–60 самолетов. Шестнадцать 150-мм орудий плюс мощное зенитное вооружение – одна из особенностей «Графа Цеппелина». По совокупной мощи артиллерийского огня он превосходил немецкие легкие крейсеры.

          Однако проблемой в ходе строительства авианосца оказалось создание палубных самолетов. Геринг заподозрил главкома Кригсмарине, гросс-адмирала Эриха Редера в амбициозном стремлении заполучить авианосную авиацию и подчинить флоту авиацию морскую. А ведь он, второй человек в Третьем рейхе и первый – в Люфтваффе, твердил: «Все, что летает, – мое!»

          Между тем палубным истребителем на «Графе Цеппелине» должен был стать модифицированный Me-109, в качестве палубного штурмовика на авианосце планировалось использовать Junkers-87 (пять Ju-87 со складывающимися крыльями прошли испытания в летно-испытательном институте германских ВВС в Травемюнде). На самолеты Fieseler-167 и Arado-195, существовавшие пока в опытных экземплярах, предполагалось возложить выполнение задач разведчиков и бомбардировщиков-торпедоносцев. Согласно проекту 18 самолетов планировалось разместить в нижнем ангаре корабля, 25 – в верхнем.

 

1.jpg.eb00ff6277a8fbdd398e895abc9085a9.jpg

 

 

 

 

                 «ДОСТРОЙКУ ПРЕКРАТИТЬ!»

 

                  К началу Второй мировой войны «Граф Цеппелин» был готов на 85%. Однако в конце апреля 1940 года гросс-адмирал Редер распорядился приостановить достройку авианосца. С него демонтируются 150-мм орудия и отправляются в Норвегию – для укрепления береговой обороны. Дело в том, что немцы очень опасались высадки десанта западных союзников на норвежском побережье, где базировались корабли Кригсмарине. К тому же именно Редер являлся и инициатором, и разработчиком плана «Везерюбунг-Норд» – захвата и оккупации Норвегии в апреле 1940-го. А недостроенный авианосец до весны 1942 года простоял в Готенхафене.

…Вечером 13 апреля 1942-го в ставке фюрера «Вольфшанце» охранники, рослые солдаты СС, косо поглядывали на прибывших людей в черной (но не в эсэсовской) униформе. Это были адмиралы и старшие офицеры кригсмарине, вызванные на важное совещание к Гитлеру. На нем «вождю» Третьего рейха был представлен доклад «Об окончании строительства авианосца». Присутствовали начальник оперативного отдела верховного главнокомандования вооруженными силами Германии (ОКВ) генерал Альфред Йодль, фактически возглавлявший личный штаб Гитлера; представитель главнокомандующего ВМФ в ставке фюрера вице-адмирал Теодор Кранке и адъютант германского диктатора фрегатен-капитан (капитан 2 ранга) Карл-Йеско фон Путткамер.

                Из стенограммы доклада:

«А. Окончание постройки корпуса и установка машины, возможно, будут закончены не ранее лета 1943 г.

В. Общее время для завершения строительства авианосца зависит не от окончания постройки корпуса и машин, а от возможности использовать самолеты, переоборудованные из Ju-87D и Bf-109F. Около двух лет потребовалось на проектирование, строительство и испытание катапульт, необходимых для этих самолетов. Необходимы также лебедки для тормозных механизмов. Компания, выпускающая эти лебедки, еще не сообщила, когда они могут быть переданы. Поэтому авианосец не может быть закончен ранее зимы 1943/1944 гг.

С. Самолеты. Можно рассчитывать только на десять переоборудованных истребителей и двадцать два бомбардировщика (включая и разведывательные самолеты). Нет торпедоносцев. Если бы был разработан новый тип палубного самолета, их массовое строительство возможно развернуть не ранее 1946 г. Фюрер считает, что торпедоносцы необходимы в любом случае; это тем более важно, поскольку наши собственные типы самолетов равноценны самолетам противника».

              16 апреля *** принимает решение возобновить достройку авианосца. Тем более что ревниво относившийся к проекту Геринг согласился поставить в интересах проекта 10 истребителей и 22 пикирующих бомбардировщика.

              В связи «с настоятельной необходимостью авианосцев для германского ВМФ» 15 июня 1942 года представители Кригсмарине доложили фюреру в Бергхофе о проектах вспомогательных авианосцев, переделанных из лайнеров Europa, Potsdam и Gneisenau. На первом из них намечалось разместить 18 бомбардировщиков и 24 истребителя, на втором и третьем – 8 и 12 самолетов соответственно. Одновременно был сделан вывод о нерациональности переоборудования в авианесущий корабль тяжелого крейсера «Зейдлиц» (Seydlitz), несмотря на то что соответствующие работы уже удалось выполнить на 90%.

              30 ноября 1942 года «Граф Цеппелин» благополучно прибыл в Киль, где его поставили в гигантский плавучий док (мне уже в наши дни показывали это место). Однако уже 30 января 1943 года *** приказал: достройку прекратить! Гросс-адмирал Редер назвал это решение «самой дешевой в истории победой Англии на море». Примерно через три месяца – 21 апреля – авианосец перевели в Штеттин (ныне польский город Щецин). Самолеты и артвооружение на «Цеппелине» так и не появились. Но механика и бортовые генераторы действовали – вспомогательный боевой корабль из него можно было сделать.

 

              ПОДНЯЛИ И... ПОТОПИЛИ

 

              В апреле 1945 года старший морской начальник военно-морской базы Штеттин капитан-цур-зее (капитан 1 ранга) В.Кахлер постоянно держал связь со спецкомандой, работавшей на объекте особой важности, который располагался в одной из проток реки Одер (Одра). На излете месяца, когда Третий рейх уже доживал последние дни, Кахлер отправил на спецкоманде кодированный приказ. Он был отдан в преддверии наступления на город советских войск и требовал вывести из строя авианосец «Граф Цеппелин» – тот самый секретный объект.

              После поражения Германии державы-победительницы разделили доставшиеся им немецкие корабли. В результате жеребьевки германский авианосец достался Советскому Союзу и попал в группу «С» – затопленных, поврежденных или недостроенных кораблей и судов (всего СССР получил 155 боевых кораблей и более 500 вспомогательных судов). Их надлежало уничтожить – затопить на большой глубине или разобрать на металлолом.

              Летом 1945 года аварийно-спасательная служба Балтийского флота подняла недостроенный «Граф Цеппелин» с глубины семь метров. 19 августа авианосец (точнее, его поврежденный корпус) в качестве боевого трофея зачислили в состав советского ВМФ. Как это предписывалось соглашениями с союзниками, корабль решили пустить на дно. Но с максимальной пользой для военно-морского дела: проверить, какое воздействие окажут на бывший немецкий корабль отечественные боеприпасы. В августе 1947 года по нему наносили удары с воздуха, используя различные типы бомб, причем из ста в цель попали только шесть. Затем расстреливали торпедами с эсминцев и катеров. Конструкция корабля показала высокую живучесть, но его все-таки добили.

 

030909_Avianosets_Graf_Zeppelin_foto1.jpg

 

                К слову, зарубежные историки, в том числе и немецкие, четкого представления о финале «Графа Цеппелина» не имеют и по сей день. В курортном городке Лабё (Laboe), что в 20 км от Киля, где находится крупнейший военно-морской музей ФРГ – Морской мемориал, – автор беседовал на эту тему с заместителем председателя Федерации германских моряков (Deutscher Marinebund) Петером Маттсоном. Он подарил мне выпускаемый федерацией журнал Leinen los со статьей о «Графе Цеппелине». Для меня как для историка это несомненно ценный подарок, за что я благодарен господину Маттсону.

                Но в статье о финале авианосца сказано крайне скупо. Впрочем, зарубежные исследователи и не могли знать всего: подробности потопления «Цеппелина» летчиками и моряками Балтийского флота были засекречены. К слову, в обширнейшей экспозиции Морского мемориала, рядом с которой проходила наша беседа с господином Маттсоном, выставлены огромные модели кораблей Кригсмарине и дана подробная информация о них. Но об авианосце, который мог бы стать гордостью германского флота, ничего нет!

                Возвращаясь же к уничтожению «Графа Цеппелина» спустя два года после войны, скажу вот о чем. Жаль, но выводы по его живучести у нас тогда не были использованы. Правда, позднее они все-таки пригодились при разработке новых военно-морских проектов (увы, при Никите Хрущеве от их реализации отказались). А ведь, по мнению экспертов, авианосец можно было отремонтировать и достроить, а затем ввести в строй ВМФ – хотя бы как учебный корабль. Это допускал и адмирал Николай Кузнецов, к сожалению, находившийся тогда в опале.

                В июле 2006 года польские водолазы обнаружили в Балтийском море фрагменты крупного корабля – как считается, потопленного в 1947-м в ходе учебных атак моряков-балтийцев «авианосца фюрера». Эти фрагменты СМИ тут же окрестили «сокровищами рейха».

 

030909_Avianosets_Graf_Zeppelin_foto.jpg

 

 

автор : Владимир Рощупкин - кандидат политических наук, профессор Академии военных наук.

 

 

Немецкие шхерные авианосцы "Falke", "Friesenland" и "Bussard"

Скрытый текст
x9l9ziSbVVWm0nIfZnlLxr4QnLctCHRQWfWKKwndwRi61OAssJN73tmrCyIUFGVzlt_GUTGGZDnsii-tPPX0szpkn91CO2-BpwBmnpGgn8o
"Friesenland" запускает гидросамолет 

 

                  Прибрежные районы Норвегии - дело особое, и я бы даже сказал, - уникальное. Изрезанные узкими проливами между скалистыми шхерами - невероятно трудны для обороны, но с другой стороны - массированный десант там высаживать? Увольте-с, удовольствие для законченных мазохистов - мало того, что вписаться а проливы трудно, так ещё приливные и отливные течения создают там такую круговерть, что оказаться на скалах проще простого. А вот для проникновения малых разведывательно-диверсионных групп условия идеальные, чем англичане в войну беззастенчиво и пользовались. С другой стороны - откуда, как не с севера Норвегии отыскивать полярные конвои, везущие в СССР оружие и стратегические материалы? Но вот организовывать в шхерах аэродромы... В общем, тоже, на очень сильно любителя.
 
x9l9ziSbVVWm0nIfZnlLxg34DeaFEXUGbN_QlmnUk6yFN48lUWQ4d57A7EEU_GbsnNR2F5n2CoTzlnWZQTTh9RlkP67AirALfDuoEqQ9jtI
Bussard при полном авиакрыле 
 
           Немцам это, разумеется не нравилось, а что делать? Выслеживать и конвои и диверсантов лучше с воздуха, но самолет - не дирижабль, долго висеть не умеет, летать на смену далековато, а нормальное авианесущее судно в эти шхеры не загонишь "по той же причине". Ну, а раз так, - то загонять туда немцы решили авианосец необычный, специально спроектированный для этих диких условий.
 
x9l9ziSbVVWm0nIfZnlLxsC7G1Jt9kBYZaK3Rubty790bjYBbhTX1E2WLC4rOoD6iiyEk-cSQrMvs2PT6m0zMhGAndgyxetZy1-28QeJg-U
"Friesenland", вид спереди. 
 
"...Корабль построили в 1942-м на верфи Ростока. Немцы задумали серию из трех единиц особого класса – малые шхерные авианосцы. Наши о таких даже и не слыхивали. 1700 тонн водоизмещения, 73 метра в длину, 16 метров в ширину. Авианосец – это все же перебор, наверное, но по три гидросамолета-торпедоносца корабли несли. Были на каждом взлетные катапульты, мощный кран – для подъема самолетов с воды. В машине - два основных дизеля, два вспомогательных, но самое-то главное - уникальные так называемые шнайдерные установки в корме. Долго пересказывать их устройство, сложное оно, как выразился Фёдор Андреевич, «была там занудная система паука», но если совсем уж упрощенно – крутились в корме 12 весел-гидропропеллеров по 250 оборотов в минуту, давали они судну и скорость до 13 узлов, и небывалую маневренность. Корабль мог выписывать немыслимые циркуляции, двигаться лагом со скоростью 3-4 узла, вертеться буквально на пятачке. Такое техническое диво немцы придумали еще до войны для своих минных тральщиков, а уж в войну оснастили им три авианесущих корабля, чтоб они «вьюнами вертелись» в узких норвежских шхерах. Так они и вертелись, неуязвимые, до 45-го года. А там уж по репарациям союзники забрали к себе два корабля, а третий - «Falke», что значит «Сокол», достался Союзу. Поговаривали, «Сокол» этот за войну 16 кораблей утопил. Наши дали ему новое имя – «Аэронавт». Года три потом светлые умы из ленинградских НИИ изучали на нем «шнайдеровы чудеса». Но это уже в 60-х, когда имел «Аэронавт» совсем другую профессию...."
 
x9l9ziSbVVWm0nIfZnlLxrhC_rxnETndQgvmMJOOW3EAlusEq4fqgtgk5Y4cj60fDA7CfCfzlE665dmeiSWQKQNUU2llrV0linNy38n7bm4
 
Корабли, как видите, несколько отличались друг от друга: Bussrad имел катапульту большей длины, и направленную вперед, а Friesenland запускал самолеты назад. Каков был доставшийся потом СССР Falke я пока не знаю. Чем была вызвана разница в конструкции? Полагаю, что немцы и сами не знали, как будет лучше - вот и сделали по-разному, а возможно, разница проистекала из разных типов самолетов? Известно, что на авианосцах базировались Dornier Do-18, Dornier Do-24 или Blohm & Voss BV-139. У них, наверняка, разные требования к катапультам? Зенитное вооружение было, но чисто символическое - три установки 20-мм орудий, северные конвои на самолеты были небогаты. 

Корабли несли службу весьма интенсивно, и уже к концу 1943-1944 году были вынуждены встать на прикол ввиду исчерпания ресурса с одной стороны и отсутствия у Германии возможностей поддерживать былую активность на Севере. Не до того стало уже, знаете ли, совсем не до жиру... Так, на приколе, эти уникальные корабли и встретили конец войны, после чего их разобрали на трофеи победители. "Falke" отправился в СССР, где получил новое имя "Аэронавт", а "Friesenland" и "Bussard" достались союзникам, которые довольно быстро продали их на металлолом.

Судьба же советского(теперь) корабля оказалась более удачной. В 60-х немецкий трофей много и плодотворно работал на испытаних ракет - мощный кран на корме и уникальная маневренность позволяли ему легко подбирать с воды любые ракеты - ведь там, где нормальному судну пришлось бы долго и аккуратно притираться к искомому объекту - "Аэронавт" проделывал маневр "не глядя".
 
x9l9ziSbVVWm0nIfZnlLxuuVI8dHYXE9ddgMzvhnWFazpDCR0x3hfgZ3gtB7keJtsS-OZkgzv30MgCUch9aILbKwFvLbD6Swb0Wxbn7OntU
Самолет больше авианосца 
 
Незаменим он оказался и при оборудовании баз в заполярье, - приличная грузоподъемность, просторная палуба и тот же кормовой кран позволяли запросто оборудовать базы в самых, казалось бы, труднодоступных с воды местах. Течение вдоль берега? Ерунда - подрабатывая "бортом" - "Аэронавт" стоял, как влитой. А когда пришла пора отправляться в утиль - выяснилось еще кое-что....
"...На металл «Аэронавта» списали в 1972-м. Корпус его притопили в Турдеево. Когда вскрывали обшивку в каютах, на тыльной стороне листов обнаружили надписи на русском. Оставили их те наши пленные, кого фашисты загнали на верфи Ростока. Выходит, тридцать лет шли эти письма с чужбины. Сначала в чреве фашистского корабля, а потом уже испытателя советского оружия. Это ли не повод задуматься, как порой не только обстоятельства, но и линии судеб непредсказуемым образом сходятся в исторической или житейской точке. Предугадать такое никому не дано. Этому можно только удивляться..."
 
автор :  Stranger_NN
 

 

Авианосец Эльба или эскортные авианосцы по-немецки.

Скрытый текст

Все те кто интересуются историей флота знают что в годы Второй Мировой Войны нацистская Германия имела только один авианосец –  «Граф Цеппелин» .Но мало кто знает, что у неё ещё были корабли этого класса. Правда, как и «Граф Цеппелин», они не были достроены. Об этих кораблях и пойдёт речь в этой статье.

 

210612_Elbe_01.jpg   210612_Elbe_02.jpg

 

 

           После потопления линкора "Бисмарк" в мае 1941 года, основную роль в котором сыграли английские авианосцы, руководство Кригсмарине осознало, что время линкоров прошло и нужно срочно получить в состав своего флота авианосец. С удвоенной силой, с марта 1942 года, закипели, приостановленные в 1940 году, работы по достройке ударного авианосца «Граф Цеппелин». Но этого руководству Кригсмарине показалось недостаточным, и было принято решение перестроить во вспомогательные авианосцы несколько пассажирских судов.  Выбор пал на корабли "Гнейзенау", "Потсдам"  и "Европа". Так же такого рода модернизации решили подвергнуть недостроенный тяжёлый крейсер "Зейдлиц".

 

           Лайнеры "Гнейзенау" и "Потсдам" были построены в середине 1930-х годов и работали в Norddeutscher Lloyd на ее линиях на Дальнем Востоке. С началом войны они были реквизированы Кригсмарине, в качестве военных транспортов.

 

           В ходе перестройки в авианосцы была выявлена недостаточная остойчивость кораблей. Её решили устранить путём добавления специальных булей по бортам корпуса постоянного балласта. Любопытно, что балласт состоял из нескольких слоёв бетона, прикреплённым к бортам корпуса ниже ватерлинии, и должен был играть роль броневой противоторпедной защиты.

           Лайнер "Потсдам", в Кригсмарине получил название "Эльба". Работы по его модернизации начались в декабре 1942 года, на верфи компании «Блум унд Фосс». С корабля были сняты все пассажирские надстройки и началось монтирование взлётной палубы. После чего, 2 февраля 1943 года, все работы были остановлены. Это произошло, главным образом, из-за отставки адмирала Эрих Редера, с поста главнокомандующего Кригсмарине, в предыдущий месяц.

           "Потсдам"  был переоборудован в плавучую казарму и стал на прикол а порту в Готенхаффен. Где он и встретил окончание войны.

                                           210612_Elbe_03.jpg                                                            210612_Elbe_04.jpg  

 

            После поражения Германии, корабль был захвачен англичанами и стал войсковым транспортом Empire Fowey. После этого он был продан в Пакистан, в котором получил название Safina-E-Hujjaj. В 1976 году корабль был разобран на металл.

 

                                                                                                                                                                                           Характеристики

 

            Авианосец "Эльба" должен был быть длинной 189 м по ватерлинии и 203 м в целом. Корабль имел осадку 8,85 м. и водоизмещение 17527 тонн. Корабль имел сварной корпус с двенадцатью водонепроницаемыми отсеками. Экипаж "Эльбы" должен был состоять из 900 матросов и офицеров.

            Двигательная система "Эльбы" состояла из двух электрических двигателей запитанных от двух турбогенераторов. Каждый электродвигатель вращал один четырёхлопастной винт. Машины корабля развивали мощность в 26 000 л.с. и авианосец, мог дать максимальную скорость в 21 узел. Корабль имел максимальная дальность плавания в 9000 миль (около 17000 км) при скорости в 19 узлов.

            Вооружение корабля состояло из восьми универсальных 10,5 см (4.1) в расположенных в четырёх двухорудийных башнях, которые могли вести огонь, как по воздушным, так и по надводным целям.

Чисто зенитное вооружение состояло из двенадцати 37 мм и 24-32 20 мм  пушек Flak 38. 37 мм пушки имели скорострельность около 30 выстрелов в минуту и высоту поражения целей до  6800 м. Боекомплект их состоял из 20 000 выстрелов. 20 мм пушки были ещё более скорострельными, они могли вести стрельбу в темпе 500 выстрелов в минуту. Эти орудия имели боекомплект по 48 000 снарядов на ствол.

            На всю длину корпуса корабля под полётной палубой располагался ангар для самолётов, который был защищён 20 мм крышей, являвшейся одновременно и полётной палубой. Авиакрыло авианосца должно было состоять из двенадцати истребителей Мессершимтт Bf 109 и двенадцати пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ju 87 Штука. Мессершмитт Bf 109 для авианосца, имел обозначение "Е". От своих сухопутных собратьев они отличались большей длинной крыльев, что было сделано ради укороченного взлета. Юнкерс Ju 87 так же были модификации "Е". Их отличие от обычных  Ju 87 заключалось в том что они были модифицированы для запуска с катапульту , и имели складывающиеся крылья. Впрочем, такие же крылья должны были иметь и Bf 109.

 

                                          210612_Elbe_05.jpg                                                                      210612_Elbe_06.jpg

 

 

 

 

 

Эскортный авианосец Везер (Weser). Германия.

Скрытый текст

           В предыдущей  статье  , упоминалось, что в эскортные авианосцы планировалось переделать не только пассажирские корабли, но и недостроенный тяжёлый крейсер "Зейдлиц". О нём и пойдёт речь в этой статье.

 

 

 

260612_Seydlitz_01.jpg

Немецкий тяжёлый крейсер «Зейдлиц» был четвёртым крейсером типа Адмирал Хиппер. Корабль был заложен в 12 декабря 1936 года в Бремене, на момент остановки проекта, в 1940 году, корабль имел готовность 95%. 18 августа 1942 года план переделки Зейдлица в авианосец Везер был представлен Гитлеру. Который его одобрил.

260612_Seydlitz_07.jpg

С этого момента, и начались работу по модернизации корабля. В ходе которых было демонтировано уже установленное на нём вооружение и надстройки. В начале апреля 1944 года корабль был отбуксирован в Kёнигсберг, где он должен был служить в качестве плавучего склада продовольствия. Ещё до падения Кёнигберга корабль был потоплен Советской авиацией. В 1947 году корабль был поднят и разобран на металл.

260612_Seydlitz_03.jpg

По проекту авианосец должен был иметь следующие ТТХ:

Размеры:

Водоизмещение: около 18000 т

Длина (Общая): 214,0 м

Длина (по ватерлинии): 199,5 м

Ширина: 30,0 м

Осадка: 8,0 м

Оружие:

16 универсальный орудий - 10,5 см L/50

10 зенитных пушек - 3,7 см L/83 C/30

8 зенитных пушек - 2 см МГ L/65

Авиакрыло

Мессершмитт Bf - 109 Т – 10 шт.

Юнкерс Ju 87 C – 8 шт

Бронирование:

Главный пояс – 80 мм

Бронирование палубы – 30 мм.

Скосы – 50 мм.

Двигательная  установка:

Валы: 3

Турбины: 3

Общая мощность машин: 133631 л.с.

Скорость: 32,5 узла

Дальность хода: 6100 километров при скорости 15 узлов.

260612_Seydlitz_04.jpg

260612_Seydlitz_05.jpg

260612_Seydlitz_06.jpg

 

260612_Seydlitz_09.jpg

260612_seydlitz_carrier_design_1942_st_b

260612_seydlitz_carrier_design_1942_bow_

 

Нереализованные проекты авианесущих рейдеров Третьего Рейха.

Скрытый текст

          

                 Во второй половине 30-х годов в военно-морских кругах Германии возникла полемика о целесообразности создания некоего гибрида крупного артиллерийского корабля и авианосца. Вопрос был столь не однозначным, что даже вышел за рамки чисто теоретических обсуждений, и существовал ряд инженерных проработок доведенных до предэскизных проектов. Привлекательность этих проектов заключалась в следующем. Во-первых, авианосец, при его значительных габаритах, считался легко уязвимым кораблем. Во-вторых, палубная авиация предназначалась, в первую очередь, для обеспечения линейных сил флота, и, естественно, нахождение ее прямо на борту линкора намного упрощало вопросы взаимодействия. В-третьих, наличие "собственной" истребительной авиации теоретически повышало боевую устойчивость линейного корабля. Минусом являлось то, что к линейным кораблям и к авианосцам предъявлялись столь отличные тактико-технические требования, что многие из них просто невозможно без ущерба друг для друга соединить в одном корабле.

 

1.jpg.d49da3541bdc42aef2a12812add3738d.jpg

 

              Простая попытка установить четыре трехорудийные 406-мм башни и полетную палубу хотя бы в 100 м длиной, приводила к кораблю полным водоизмещением порядка 74000 т и длиной более 300 м. В то время строительство такого водоплавающего мастодонта не могло, по разным причинам, позволить себе ни одно государство. Но самое главное, что живучесть такого корабля в артиллерийском бою оказалась почти на 30% ниже, чем у линейного корабля с аналогичным артиллерийским вооружением и бронированием. Более того, его авиационный комплекс практически полностью выводился из строя, даже если полученные повреждения не снижали его боеспособность как артиллерийского корабля. Другими словами, авиационное вооружение такого гибрида могло эффективно функционировать только до начала артиллерийского боя с равноценным противником. Были и более прозаические недостатки такого совмещения двух разных классов кораблей. С одной стороны, размещение артиллерии главного калибра в башнях, расположенных в диаметральной плоскости корабля, не позволяло создать полетную палубу, обеспечивающую эффективное функционирование взлетно-посадочного комплекса. С другой стороны, наличие полетной палубы не позволяло обеспечить требуемые углы обстрела артиллерии. В результате пришли к общему мнению, что при подобном соединении получается плохой линкор и плохой авианосец. К началу Второй мировой войны о таких проектах уже даже не вспоминали. И вот, уже после войны, из трофейных документов стало известно, что в Германии в начале 40-х годов шла проработка идеи корабля-гибрида, вылившаяся в целый ряд предэскиз- ных проектов, получивших одобрение командования флота в апреле - мае 1942 года,                       После войны, естественно, эти проработки у абсолютного большинства специалистов вызвали однозначно отрицательную оценку, поскольку все знали общепринятое мнение о химерности подобной идеи. Однако, это тот самый случай, когда многие просто попали в плен стереотипов. Дело в том, что данные проекты представляли собой не что иное, как рейдеры и, таким образом, совершенно не предназначались для артиллерийского боя с равноценным противником. Не являлся для них решающим и естественный недостаток гибрида - ущербность артиллерийского и авиационного вооружения по отношению к водоизмещению. Для тех целей, для которых они задумывались, артиллерийского и авиационного вооружения было вполне достаточно. Даже непривычное расположение надстройки на левом борту нельзя считать просто экзотической выходкой. Кто хоть раз выходил на визуальный контакт с авианосцем, да еще в условиях плохой видимости, отлично знает, что при обнаружении на его острых курсовых углах первым признаком направления движения является расположение "острова": слева - идет на тебя, справа - идет от тебя. Таким образом, в определенных условиях, при встрече в океане направление движения рейдера могло быть определено с точностью до наоборот. Вполне рациональным можно считать расположение артиллерии главного калибра в четырехорудийных башнях. В отличие от "Графа Цеппелин", наличие 150-мм артиллерии здесь не кажется излишней - на карманных линкорах они сослужили хорошую службу. Конечно, даже в качестве рейдеров представленные проекты не были лишены достаточно очевидных недостатков. Например, расположение надстройки в проекте "А IIа" напоминает таковое у британского "Фьюрес" 1918 года. Как мы помним, именно вызванное надстройкой мощное возмущение воздушного потока явилось причиной безуспешных попыток самолетов сесть на его палубу. Кроме этого, в те времена авианосец для взлета самолетов с катапульты всегда должен был приводить направление старта строго к ветру. При массовом подъеме авиации (каждая катапульта один раз в минуту, т. е. два старта в минуту) корабль должен был бы маневрировать как при слаломе, причем способность столь большого корабля ложиться на новый курс через каждые 30 секунд вызывает сомнение. К проекту "А III" те же вопросы по катапультам, тем более что этот корабль значительно больше "А IIа".

 

1.jpg.9fd7534576efbe88b8784eb6d3a3edeb.jpg

 

               В качестве главного калибра на кораблях планировалось использовать орудия калибром 280 мм. Так же рейдеры должны были вооружаться 8 – 150 мм пушками, 8 – 105 мм универсальными пушками. В дополнение к ним, в качестве зенитного вооружения, корабли предполагалось вооружить не менее чем 18-тью 37 мм зенитными автоматами. На корабле так же присутствовало и торпедное вооружение. Оно состояло из двух торпедных аппаратов.

Авиакрыло рейдеров должно было состоять из 36 самолётов. В каком соотношении должны были находится истребители и бомбардировщики, неизвестно. Но, логичней всего предположить, что в равных. То есть, по 18 Bf 109 и Ju-87.

050712_aircraft_cruiser_04-680x341.jpg

                  Интересна и версия происхождения всех этих проектов. Непосредственно перед спуском, 6 декабря 1938 года, на воду авианосца "Граф Цеппелин", *** приказал сделать доклад об этом корабле, который бы отображал все военные и технические проблемы. Он был введен в курс дела с помощью заказанной модели1. При этом *** проявил заинтересованность и спрашивал о таких деталях, о существовании которых могли знать только специалисты. По окончании доклада еще четверть часа продолжался неофициальный разговор о корабле, его качествах и возможностях. В ходе этой беседы *** сказал, что комбинация из авианосца и крейсера должна дать великолепный корабль для ведения экономической войны. Присутствующие офицеры поддакнули, и Гитлеру эта мысль, похоже, крепко запала в голову. В разговорах главнокомандующего ВМФ с фюрером мысль о гибриде вскоре всплыла вновь. Так как содержание таких обсуждений, совершенно очевидно, становилось более или менее известно военно-морскому руководству, то идея гибрида вскоре попала в управление кораблестроения ВМФ и была там поддержана.

050712_aircraft_cruiser_03-680x993.jpg

              Всем достаточно хорошо известны описания действий германских карманных линкоров на британских коммуникациях. Теперь представьте, что на их месте был бы один из таких гибридов. Безусловно, войну все равно выиграл тот, кто выиграл, но ущерб судоходству был бы нанесен значительно больший. И вряд ли британцы смогли загнать в устье Ла-Платы подобный корабль, как они это сделали с "Графом Шпее". Так что идея использовать эти гибриды как рейдеры выглядит не такой уже химерой. Другое дело, что идея явно запоздала...

 

 

Источник :  А.В. Платонов. Несостоявшиеся "авианосные" державы.

 

 

:Smile_honoring:

Изменено пользователем IronHandOf
Убрано изображение со свастикой
  • Плюс 31
  • Круто 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
559
[DNO] Sooshnyak
1 952 публикации
13 796 боёв

Свастику с флагов уберите под последним спойлером

  • Плюс 3
  • Круто 1
  • Плохо 2
  • Злость 2
  • Минус 10

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 785
[BLOOM] Reizt
Участник
3 501 публикация
13 295 боёв
Сегодня в 18:07:30 пользователь Sooshnyak сказал:

Свастику с флагов уберите под последним спойлером

Это история. Может теперь и из всех фильмов и исторических фото про вмв всю символику вымарать? 

Семнадцать мгновений вообще запретить тогда может и прочие фильмы где подобные символы. 

Это уже не борьба с пропагандой а, в общем вы поняли. 

  • Плюс 10
  • Круто 1
  • Минус 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 687
[VENOM] IronHandOf
Коллекционер, Лидер Форума, Коллекционер-испытатель
6 688 публикаций
Сегодня в 15:07:30 пользователь Sooshnyak сказал:

Свастику с флагов уберите под последним спойлером

....если очень внимательно приглядеться, то на "Везере" тоже флаг виден ....( если через  телескоп смотреть)  :cap_look: Как это вы просмотрели ? :cap_wander:

Сегодня в 15:19:06 пользователь Reizt сказал:

 

 

Приветствую !  :Smile_honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2 406
[SPQR] Victor_Lanskoy
Коллекционер, Бета-тестер кланов, Коллекционер-испытатель
3 995 публикаций

Спасибо за тему!    Как огромный почитатель немецких авианосцев - плюсанул) :Smile_honoring:

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 785
[BLOOM] Reizt
Участник
3 501 публикация
13 295 боёв
Сегодня в 18:21:26 пользователь IronHandOf сказал:

....если очень внимательно приглядеться, то на "Везере" тоже флаг виден ....( если через  телескоп смотреть)  :cap_look: Как это вы просмотрели ? :cap_wander:

 

Приветствую !  :Smile_honoring:

Взаимно. :Smile_honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 586
[FLOOD] SteelKazakh
6 015 публикаций
7 292 боя

Добротненько.... Плюсанул....

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
466
[OSCAR] Avikovod85
3 044 публикации
4 633 боя

круто ввели б ,новенькую ветку уже.. на одних и тех же два года катаем 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17 245 публикаций
577 боёв
Сегодня в 15:19:06 пользователь Reizt сказал:

Это история. Может теперь и из всех фильмов и исторических фото про вмв всю символику вымарать? 

Семнадцать мгновений вообще запретить тогда может и прочие фильмы где подобные символы. 

Это уже не борьба с пропагандой а, в общем вы поняли. 

Почитайте внимательно правила форума, в особенности п. 3.18...

  • Плюс 3
  • Плохо 1
  • Злость 2
  • Минус 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 687
[VENOM] IronHandOf
Коллекционер, Лидер Форума, Коллекционер-испытатель
6 688 публикаций
Сегодня в 16:10:26 пользователь Sooshnyak сказал:

Блииин пришёл модератор и обломал мне развлекуху в рабочую субботу :Smile-angry:не иначе какая то.....какая то..... редиска жалобу нажала:Smile_sceptic:

Поверьте ! Я с огромным уважением и преклонением отношусь к подвигу советского народа в ВОВ, который  смог сломать хребет фашизму, разгромить одну из самых многочисленных и высоко технологичных армий мира, у которой уже был огромный опыт ведения войны, которую достаточно щедро и поддерживали и финансировали европейские и заокеанские элиты ( в надежде , чужими руками уничтожить нашу славную Родину - СССР ) ! Но в тоже время, издаются книги, которые показывают и воинское умение и бесстрашие  немецких солдат и офицеров, военное мастерство германского штаба и отдельных его представителей......Но это не значит, что эти книги  пропагандируют фашизм и всё что с ним связано....Наоборот, это даёт представление, какой  ПОДВИГ  !!!   совершили советские воины , разгромив такого врага......Запретить эти книги ?  Может вообще тогда запретить в игре "немецкую ветку", да и "японскую" тоже ? Как же ..."Тирпиц" то, да  и "Бисмарк"  - "нагибают"....а японские инвизные  эсмы, вообще "жизни" не дают....Не надо доводить понятие "ПАТРИОТИЗМ"  до абсурда.....имхо !   С уважением ....

 

Скрытый текст

 Жалобу не кидал....даю слово,  надеюсь "достучаться" словами.... :Smile_honoring:

 

  • Плюс 6
  • Круто 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 687
[VENOM] IronHandOf
Коллекционер, Лидер Форума, Коллекционер-испытатель
6 688 публикаций
Сегодня в 16:05:01 пользователь Darth_Vederkin сказал:

Почитайте внимательно правила форума, в особенности п. 3.18...

Доброго дня ! Изображения кораблей взяты из открытых источников довольно-таки уважаемых трудов по данной тематике, и они более наглядно представляют,  о чём идёт речь ...

Скрытый текст

А.В. Платонов. Несостоявшиеся "авианосные" державы

Очень жаль, что это так воспринято, попробую удалить "причину"......:Smile_honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
422
[FOGFL] meshok228
Коллекционер-испытатель
1 380 публикаций
8 466 боёв
Сегодня в 19:27:53 пользователь Victor_Lanskoy сказал:

Спасибо за тему!    Как огромный почитатель немецких авианосцев - плюсанул) :Smile_honoring:

 

Просто интересно, как сожно "почитать" то чего небыло?)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
697
[ASUKA] kotenok_monah
3 066 публикаций
8 289 боёв
Сегодня в 16:41:49 пользователь meshok228 сказал:

Просто интересно, как сожно "почитать" то чего небыло?)

Цеппелин-то был. Почти готовый. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
697
[ASUKA] kotenok_monah
3 066 публикаций
8 289 боёв

И решение об уничтожении Цеппелина, вместо его достройки и ввода в строй, - одна из фундаментальных глупостей руководства ВМФ СССР. Такой дебилизм ещё поискать надо. 

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 057
[PF_B] Savatage
1 036 публикаций
4 856 боёв
Сегодня в 23:55:17 пользователь kotenok_monah сказал:

И решение об уничтожении Цеппелина, вместо его достройки и ввода в строй, - одна из фундаментальных глупостей руководства ВМФ СССР. Такой дебилизм ещё поискать надо. 

 

Такая договоренность с союзниками была, а руководство ВМФ СССР честно его исполнила.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
422
[FOGFL] meshok228
Коллекционер-испытатель
1 380 публикаций
8 466 боёв
Сегодня в 20:48:27 пользователь kotenok_monah сказал:

Цеппелин-то был. Почти готовый. 

Целый почитатель целого почти готового Цепеллина? Не обращайте внимания, просто забавно

  • Минус 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 843
Tingmar
6 347 публикаций

Как там было? #бумаганинужна! :Smile_teethhappy:

Изменено пользователем Tingmar
  • Ха-Ха 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
697
[ASUKA] kotenok_monah
3 066 публикаций
8 289 боёв
Сегодня в 16:59:23 пользователь Savatage сказал:

Такая договоренность с союзниками была, а руководство ВМФ СССР честно его исполнила.

Интересно, а зачем? Нет, я всё понимаю, просто смешно.

Сегодня в 17:00:08 пользователь meshok228 сказал:

Целый почитатель целого почти готового Цепеллина? Не обращайте внимания, просто забавно

Вопрос формулировки почитателя и количественный недостаток сабжей IRL для почитания? Окай, по сути верно.  

Сегодня в 17:02:15 пользователь Tingmar сказал:

Как там было? #бумаганинужна! :Smile_teethhappy:

Да. Хватит одного реального корабля. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 687
[VENOM] IronHandOf
Коллекционер, Лидер Форума, Коллекционер-испытатель
6 688 публикаций
Сегодня в 16:05:01 пользователь Darth_Vederkin сказал:

Почитайте внимательно правила форума, в особенности п. 3.18...

Уважаемый модератор ! Надеюсь, что в таком, отредактированном  виде,  изображения кораблей не нарушают Правила форума ? :Smile_honoring:

Изменено пользователем IronHandOf

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17 245 публикаций
577 боёв
Сегодня в 16:55:17 пользователь kotenok_monah сказал:

И решение об уничтожении Цеппелина, вместо его достройки и ввода в строй, - одна из фундаментальных глупостей руководства ВМФ СССР. Такой дебилизм ещё поискать надо. 

Камрад, а что Вы знаете о возможности достройки "Цеппелина"?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×