Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.

В этой теме 15 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
664 публикации
195 боёв

6ecf84abd4b66e2f6627cc0.jpg

 

Здравствуйте, уважаемые форумчане! Вас приветствую я и клуб ППП. Клуб Путешествий Познания и Приключений. Давным-давно я опубликовал свою крайнюю статью-экскурсию о пароходе "Грейт Британ". А сегодня, после продолжительного перерыва, я хочу поделиться с вами историей судна, построенного ещё в Российской Империи. И самое удивительное в нём то, что оно всё ещё находится в регулярной эксплуатации! Приветствуйте колёсный пассажирский речной пароход…

 

 Н. В. Гоголь

 

4AXBgJt.jpg

 

«Н. В. Гоголь» — колёсный пассажирский речной пароход, являющийся самым старым пассажирским судном России, всё ещё находящемся в регулярной эксплуатации. Самые старые части судна относятся к 1911 году. Пароход имеет статус памятника истории.

Судно было построено в 1910—1911 году в Нижнем Новгороде на Сормовском заводе по заказу Северного пароходного общества «Котлас — Архангельск — Мурман». Пароходы доставлялись на Северную Двину частями, где два однотипных судна заново собрали в Великом Устюге. Прибыв на Северную Двину, пароход работал на пассажирской линии «Вологда-Архангельск» и был весьма популярен у пассажиров. Он прошел несколько этапов реконструкции: в 1919 году, в начале 40-х, в 1958-59, 1972-1973 и в 1994—1996 годах. Конечно, очевидно, что от судна 1911 года осталось уже не очень много, но все же это колесный пароход, да еще и со своей интереснейшей историей.

 

История

 

 

На заре ХХ века

 

В этот период на Северной Двине в условиях острой конкуренции работали суда 15 пароходств, но несомненным лидером среди них было Северное пароходное общество «Котлас—Архангельск—Мурман», учрежденное в 1898 году архангельскими купцами, лесопромышленниками, банкирами и судовладельцами. Основной целью создания общества являлась доставка из Котласа в Архангельск сибирского хлеба, поступавшего по построенной железной дороге Пермь—Вятка—Котлас. Из Архангельска хлеб вывозили за границу, а прибывавшие из-за рубежа грузы завозились вверх по Северной Двине вглубь России.

 Первый пароход этого общества с зерном вышел в Европу в 1899 году. Котлас стал крупным центром на пути экспорта хлеба.

 А на акватории напротив Архангельска скапливалось огромное количество барж, парусников, пароходов, ожидавших своей очереди для разгрузки на суда, отправлявшиеся за границу. В распоряжении Северного пароходного общества имелось 12 пароходов, 55 барж и 20 мелких судов, а основной капитал составлял 600 000 рублей. Общество быстро развивалось. Оно активно создавало сеть своих представительств во многих городах, в том числе отделы в Котласе, Вологде, Великом Устюге, базы для ремонта и зимовки судов, скупало пароходы у своих конкурентов. Уже в 1907 году Северное пароходное общество располагало 19 пароходами и 93 деревянными судами, а основной капитал составлял уже 1.573.714 рублей. Наряду с транспортировкой грузов (причем, не только зерна, но и рыбы, лесоматериалов, угля и других) общество «Котлас — Архангельск — Мурман» осуществляло и пассажирские перевозки. Первые пассажирские пароходы (а первый пароход на Северной Двине появился еще в 1858 году) были несовершенны. Пассажиров набивалось на палубу «как сельдей в бочку», и все же это не уменьшало стремление людей совершать быстрое путешествие за сотни верст на «судне с печкой», как называли в народе первые колесники. Поэтому, развивая свою деятельность, Северное пароходное общество сочло необходимым иметь в своем флоте значительно более вместительные и комфортабельные пассажирские суда постройки нижегородского Сормовского завода, такие, какие уже ходили по Волге.

 

 «Н. В. Гоголь» и другие

 

В 1909 году Сормовский завод по заказу северян построил пароход «Михаил Криличевский» (после национализации получивший название «Иван Каляев»). А год спустя, в 1910 году, были заложены еще два таких же судна, стоимостью каждый по 140 тысяч рублей. Будущие названия заложенных пароходов были: «Н.В. Гоголь» и «Генерал Кондратенко» (после национализации «А. И. Желябов»).

 

o1CZVS9.jpg

Строительство пароходов на Сормовском заводе Нижнего Новгорода (1910 год)

 

 Пароходы были построены по последнему слову техники того времени. Пар вырабатывали два огнетрубных пролетных паровых котла, работавших на дровах. Главные паровые машины тройного расширения, установленные на строящихся пароходах, также были изготовлены на Сормовском заводе. Это машины тройного расширения пара с золотниковым приводом Джоя. Диаметры каждого из трех цилиндров: высокого давления — 380 мм, среднего — 610 мм, низкого давления 1030 мм. Ход поршня 1070 мм. Работая на бортовые гребные колеса, машина могла развивать мощность до 500 л. сил. (эксплуатационной мощностью считалось 360 л. сил).

 

kVj3JaM.jpg

Спуск парохода на воду в 1911 году

 

 Двухпалубная, белоснежная надстройка придавала пароходу особую красоту и величественность, да и, что немаловажно, пассажировместимость также была достаточно велика - 695 человек. Бывший капитан парохода «Н. В. Гоголь» Ю.А. Дегтев отмечает, что конструкция этих судов (строившихся, кстати, большой серией, для многих регионов России) оказалась на удивление удачной, сочетавшей в себе высокую надежность всех компонентов колесника, его экономичность, маневренность, устойчивость, достаточную простоту в управлении и эксплуатации: «Пароходы данного проекта, такие как «Н.В. Гоголь» по совокупности всех этих факторов, составляющих своего рода так называемое «золотое сечение» в технике, находятся в одном ряду с признанными раритетами, как например, самолеты АН-2, полуторки ГАЗ-АА...»

 Весной 1911 года представители Северного пароходного общества «Котлас — Архангельск — Мурман» произвели осмотр построенных Сормовским заводом пароходов «Н. В. Гоголь» и «Генерал Кондратенко». Для определения мощности главных паровых машин, скорости хода и расхода топлива был сделан пробег по Волге от Сормово до города Балахна и обратно. Причем пароходы равномерно нагружали чугуном до проектной осадки. Осмотр и испытания показали, что суда «во всем построены тщательно и согласно договору...» Средняя скорость хода в спокойной воде оказалась около 20 верст в час (21.336 км/ч).

 Из Нижнего Новгорода на Северную двину пароходы перегонялись по рекам Волге, Шексне, по Северо-Двинской системе через Кубенское озеро и по реке Сухоне. Так как шлюзы Северо-Двинской системы не позволяли пройти судам, они были рассоединены на три части: носовую, среднюю и кормовую. Сборка пароходов происходила в Михайловских мастерских Северного пароходного общества (Великий Устюг). 

 

 

На линии Вологда—Архангельск

 

 В том же 1911 году пароход «Н.В. Гоголь» начал свою первую навигацию на линии Вологда— Архангельск. После 1 июля, по мере спада воды, он работал на линии Устюг— Котлас—Архангельск, а затем Котлас—Архангельск.

 

«Н. В. Гоголь» пользовался завидным спросом у северян, т. к. для пассажиров был предусмотрен большой комплекс удобств: имелись библиотека, книги которой были в прекрасных переплетах, хороший буфет с большим ассортиментом кушаний и напитков.

В меню имелось свыше 150 наименований, в том числе блюда из семги и осетрины, стерляди и судака, леща и налима, телятины и баранины, тетерева и рябчика... Ананасов, правда, не было, но предлагались лимоны и апельсины, вафли и шоколад, богатый выбор напитков, пирожных. Были и кушанья, названия которых сейчас, может быть, известны только гурманам или специалистам: марешаль из дичи, шнель-клопс, маседуан из французских фруктов и другое. Пассажиры для вызова официанта и горничной в каюту могли воспользоваться звонком. К их услугам были ванна, постельное белье. Конечно, эти услуги касались прежде всего наиболее состоятельных пассажиров, ехавших 1 и 2 классом (на верхнюю палубу допускались пассажиры только именно этих классов).

 Еще были на пароходе пассажиры З класса и... палубные пассажиры, коротавшие время путешествия, сидя на березовых дровах, складированных на нижней палубе. Для них самых простых пассажиров — на судне имелись два медных куба (бака) с кипяченой водой, подогревавшейся паром. Матросы должны были контролировать, чтобы кубы всегда были полны и начищены до ярко-красного блеска. А еще бывали на пароходе «Н.В. Гоголь» и необычные «пассажиры»: крестьяне возили коров, лошадей, поросят. Этот «живой уголок» находился на корме, под навесом.

 

Березовых дров, использовавшихся в качестве топлива, требовалось довольно большое количество: 40 кубометров в сутки. Поэтому по маршруту следования парохода, примерно через 200 км, находились пристани с так называемыми дровоскладками, где можно было пополнить запасы дров, в основном, березовых чураков длиной примерно 1,5 метра, разрубленных пополам. Дрова заготовляли заблаговременно и 2—3 года сушили в штабелях. Таскали чураки на судно на специальных тележках, так называемых «медведках», складировали на палубе и потом, при движении парохода, сбрасывали через люк в палубе в котельное отделение. Расстояние от Вологды до Архангельска «Н. В. Гоголь» преодолевал за 82 часа, а вверх от Архангельска до Вологды за 115 часов. Для начала ХХ века это, с учетом удобств, которые предлагались пассажирам, было совсем неплохо. Ходил пароход, в основном, до 1 октября, а иногда и дольше, если позволяла навигационная обстановка, но билеты уже продавались за более высокую плату. На зимовку судно становилось в затон Кузино (Великий Устюг).

 

 

В военное и мирное время

 

 В 1918 году пароходы «Н.В. Гоголь», «Генерал Кондратенко» и другие (всего 67 грузо-пассажирских, 159 буксирных пароходов и 663 непаровых судна) были национализированы Советской властью. А 2 августа 1918 года началась новая страница в истории парохода «Н. В. Гоголь».

 

Из воспоминаний бывшего помощника капитана парохода С.М.Полозкова: «….Едва мы успели разгрузиться в Устюге, как получили приказ: немедленно следовать в Архангельск в распоряжение военного коменданта города... По дороге я размышлял: «Почему такая спешка? Что случилось?» Неподалеку от Архангельска мы встретили караван из семи пассажирских и буксирных пароходов. Среди них были «А. И. Желябов, «М. В. Ломоносов», «Степан Разин» и др. Невольно мелькнула догадка: «Видно, в Архангельске не все ладно».

 Капитаны встречных судов сказали нам, что к Архангельску подходят интервенты, и что в городе началась эвакуация...

 В Архангельск прибыли 2 августа в 2 часа утра. Расстояние от Устюга покрыли за 27 часов...

 Под наблюдением коменданта города, на палубе нашего парохода установили пулемет. Затем, погрузив архивы, имущество военных и гражданских учреждений, оборудование, мы вышли на рейд, бросили якорь. Здесь к нам подошел военный тральщик, с которого в трюм и на палубу парохода стали перегружать мешки с боеприпасами... Почти весь национализированный пассажирский и буксирный флот, более ста судов, речники увели вверх по Двине.

 Разгрузившись в Устюге, «Н. В. Гоголь» вернулся в Котлас и поступил в распоряжение заместителя председателя Архангельского губисполкома П.Ф. Виноградова, прибывшего из двинского Березника в Котлас 5 августа...

 Находясь в его распоряжении, «Н. В. Гоголь» выполнял особые поручения командования, подвозя из тыла к месту боев пополнение, боеприпасы, продовольствие.

 В августе и начале сентября сухопутные части и флотилия, руководимые Павлином Виноградовым, вели наступательные бои за устье Ваги. Появилось много раненых. Наш пароход превратился в плавучий госпиталь.

 А 9 сентября мы провожали Павлина Виноградова в последний путь. Наше судно стояло тогда в Чамове. Приняв гроб с останками героя на борт «Н. В. Гоголя», я получил приказ следовать в Вологду. Однако, из-за отсутствия вех и бакенов на Сухоне, приказ был отменен. Гроб сняли с парохода в Котласе, а оттуда по железной дороге отправили в Петроград».

 

В дальнейшем пароход «Н. В. Гоголь» продолжал использоваться как госпитальное судно VI армии.

 

До 1936 года пароход «Н. В. Гоголь» ходил на линии Архангельск—Вологда, затем из-за спада уровня воды в реке по маршруту Архангельск— Великий Устюг.

 

Казалось бы, все было так же, как в начале века (тот же пароход, опытный экипаж, та же река), но уровень обслуживания пассажиров стал гораздо ниже. Впрочем, это касалось не только парохода «Н. В. Гоголь», а всех судов, ходивших по Северной Двине. Краткая цитата из отчета Северного речного пароходства о работе флота за навигацию 1939 года: «Работа буфетов на судах и берегу в общем, целом была плохой. Недостатки в большой степени выражаются в отсутствии в буфетах набора товаров соответствующего ассортимента: 40 процентов оборота составляет выручка от продажи спиртных напитков».

 

Выполнив навигационный план 1939 года на 102,2%, осенью 1939 года «Н. В. Гоголь» стал на капитальный ремонт, в ходе которого у него заменили корпус. Пароход был несколько удлинен, котлы и машину перенесли в новый корпус, а старый был временно, на 2 года, использован под гостиницу в Котласе. За хороший ремонт механик парохода «Н. В. Гоголь» Базанов Александр Павлович в 1941 году (до начала войны) был награжден орденом Красной Звезды. Эксплуатацию после ремонта «Н. В. Гоголя» начали 2 августа 1941 года. Все военные годы экипаж парохода достойно нес трудовую вахту, являясь одним из лучших на Северной Двине.

 В 1942 году экипаж судна объявил себя фронтовым, добиваясь безусловного перевыполнения всех планов и обязательств.

 В 1943 году «Н. В. Гоголь» три месяца держал переходящий вымпел Наркомречфлота и 5 раз заносился на доску Почета. Большими трудовыми успехами экипажа парохода «Н. В. Гоголь», ставшего флагманом пассажирского флота, отмечены и последующие военные навигации.

 

После Победы «Н. В. Гоголь» ходил по линии Котлас—Архангельск, перевозя пассажиров и различные грузы: муку, сахар, картофель, рыбу и многое другое. В 1950 году «Н. В. Гоголь» в числе пяти пассажирских пароходов Севера досрочно выполнил задание первой послевоенной пятилетки.

 

 Капитаном парохода с 1937 по 1951 годы был прославленный судоводитель Вологин Андриан Петрович, который проходил на судах 36 лет. В 1958-1959 годах на Велико-Устюгском заводе был выполнен капитальный ремонт парохода (с оценкой «хорошо»). Незадолго до своего полувекового юбилея «Н. В. Гоголь» (капитан В.Ю. Шергин, механик П.С. Обухов) в августе 19б0 года прошел технический осмотр, который показал, что пароход ветеран находится в хорошем состоянии, экипаж судна умело и грамотно его эксплуатирует, стараясь поддерживать его на уровне предъявляемых требований. Так, например, еще в начале 50-х годов паровые котлы «Н. В. Гоголя» были переведены на мазут.

 

qjzj4B7.jpg

Фотогафия 1968 года

 

 

На «3вездочке»

 

Шло время, на Северной Двине появились скоростные суда, постепенно вытеснившие с пассажирских линий старые пароходы-колесники.

 В 1972 году пароход «Н. В. Гоголь» приобрело машиностроительное предприятие «Звездочка» (г. Северодвинск) для организации отдыха трудящихся, что благоприятно сказалось на судьбе этого неутомимого речного труженика. Ему угрожала судьба многих других пароходов быть сданным в металлолом. Причем это не просто образное выражение. Как вспоминает бывший заместитель директора 3вездочки» В.И. Истомин, в качестве компенсации за переданный пароход предприятие должно было возместить Северному речному пароходству металлолом в количестве 100 тонн. Именно столько его могли бы получить речники, если бы действительно сдали корпус судна на переплавку. Еще в 16 тысяч рублей было оценено имущество, которое передавалось вместе с пароходом: мебель, пианино, старинная посуда. Впрочем, на предприятии эти затраты не считали чрезмерными.

 В истории приобретения 3вездочкой парохода «Н. В. Гоголь» было одно серьезное «но».

 

Распоряжением заместителя министра речного флота РСФСР А.П. Введенского от 17 мая 1972 года разрешалась передача парохода «Н. В. Гоголь» предприятию «3вездочка» лишь для «использования в качестве стоечной базы».

 Б. И. Истомин: «Т.е. нам разрешалось использовать пароход, действительно имевший большой износ, не по его прямому назначению, для перевозки пассажиров, а лишь как стоечную базу, в качестве плавучей гостиницы, пришвартованной к какому-нибудь причалу. У нас планы были другие. Но мы согласились, справедливо рассудив, что после капитального ремонта, модернизации, приведения всех систем судна в соответствие с современными требованиями Речного Регистра, разрешение на его эксплуатацию по Северной Двине будет получено. Это было единственно верное решение».

 

В 1972—1973 годах предприятием были выполнены ремонт и переоборудование парохода под плавучую базу отдыха: переоборудованы, сделаны более комфортабельными каюты (пассажировместимость после переоборудования - 140 человек), модернизированы системы пароснабжения, питьевого и технического водоснабжения, канализации, электроснабжения, радиосвязи. Для обеспечения прохода под ягринским мостом на место зимней стоянки, дымовая труба была сделана съемной, проведены и другие работы.

 С мая 1973 года началась эксплуатация парохода «Н. В. Гоголь» в качестве плавучей базы отдыха работников предприятия «Звездочка».

 

За прошедшие десятилетия на борту парохода совершили двухдневные туристические путешествия по Северной Двине более 60 тысяч человек. Для многих ягринских корабелов семейный отдых на пароходе стал традицией. Речной простор, живописные места, памятники истории и архитектуры, которыми щедро наделен Русский Север, все это привлекает водных туристов и оставляет у них яркие впечатления от увиденного.

 На «зеленых стоянках» организуются спортивные соревнования, различные конкурсы, концерты у костра. Не скучают и любители рыбной ловли, а ближе к осени многие возвращаются на судно с полными лукошками грибов и ягод.

 

С 1972 по 1987 год капитаном парохода был Тесаловский Анатолий Сергеевич, один из опытнейших капитанов-речников, вся трудовая биография которого связана с пароходами и Северной Двиной. Причем так получилось, что и начинал ходить по Северной Двине Анатолий Сергеевич тоже на пароходе «Н. В. Гоголь». Было это в 1948 г., когда он — курсант Велико-Уcтюгского речного училища, проходил на «Гоголе» трехмесячную практику. Затем была работа на пароходах «Горончаровский», «М. В. Ломоносов», «Сысола», «Архангельск», «Вычегжанин», «Сольвычегодск», «Карл Маркс», а с 1965 по 1970 год — капитаном легендарного для северодвинцев парохода «Иван Каляев» (на этом пароходе в июне 1936 года в Никольское устье Северной Двины прибыли первостроители Северодвинска). В 1970 году А.С.Тесаловский становится капитаном-наставником пассажирского флота Северного речного пароходства. Таков трудовой путь Анатолия Сергеевича.

 На капитанском мостике его сменили и в разное время водили пароход по Северной Двине Ю. А. Дегтев, В. А. Кашин, Н. А. Ковалев, В. В. Фефилатьев, В.Н.Новоселов.

 

С 2007 года капитан парохода Николай Борисович Чуркин, выпускник Велико-Устюгского речного училища, имеющий большой опыт судовождения по Северной Двине. Говоря о капитанах парохода-ветерана, нельзя не сказать, что есть на «Н.В.Гоголе» руководитель, от которого в значительной степени зависит уровень организации экскурсионного обслуживания, отдыха пассажиров. Это директор плавучей базы отдыха. С 1973 года - начала использования парохода «Н. В. Гоголь» в качестве туристско-экскурсионного судна, директорами плавучей базы отдыха были А.П. Белов, МЭ. Голышев, в настоящее время - О. В. Девятов.

 

 По окончании навигации 1994 года «Н. В. Гоголь» был поставлен на капитальный ремонт и реконструкцию, в ходе которых корабелы «Звездочки» перебрали все механизмы парохода, поменяли интерьер кают и других помещений, сделав их более комфортабельными и уютными. Здесь надо сказать, что тогда, в 1994 году, решение о сохранении парохода, начале его ремонта и переоборудования было не таким простым и однозначным, как это воспринимается сейчас. Из-за острого экономического кризиса, поразившего все отрасли экономики России, в нелегкой финансовой ситуации оказалось и предприятие «Звездочка». А содержание такого парохода, как «Н. В. Гоголь», требует значительных средств. Однако, понимая значение, которое пароход «Н. В. Гоголь» имеет для отдыха работников предприятия и его уникальность как памятника истории отечественной техники, который просто нельзя потерять, директор «Звездочки», Н.Я. Калистратов при поддержке председателя профсоюзного комитета М.А. Гмырина принял это решение.

 

Организацию ремонта и переоборудования парохода осуществляли заместитель директора предприятия В. В. Штефан и заместитель начальника планово-диспетчерского отдела Э.П. Бааль. Сейчас на пароходе, способном с удобствами принять 53 туриста, имеются 29 кают, в том числе 4 класса люкс, 4 одноместные каюты, 19 двухместных, 1 трехместная и 1 четырехместная каюта. На судне созданы хорошие условия для полноценного досуга. Здесь есть салон отдыха, танцевальный салон, кают компания, бары, сауна. При этом тщательно, в неприкосновенности сохранена паровая машина парохода, та самая, которую изготовили и поставили на него в далеком 1911 году сормовские корабелы. Сейчас можно только восхищаться ее конструкцией, высочайшим качеством изготовления. Только задумайтесь: механизм, который безукоризненно работает почти 100 лет! В этом есть, конечно, заслуга и судоремонтников «Звездочки», обеспечивающих ремонт и содержание парохода на очень высоком уровне. Кстати, рассказывая о ремонте парохода в 1994—I996г.г., капитан В.Н. Новоселов отмечает уникальную работу, которую выполнил судовой машинист ветеран «Звездочки», настоящий русский левша Анатолий Арсентьевич Рыбкин. На поверхности стенки цилиндра низкого давления главной паровой машины имелись повреждения, через которые происходила небольшая, но ощутимая утечка пара: из-за этого терялось до 15 процентов скорости хода. Заменить поршень (напомним, его диаметр 1030 мм) на новый не представлялось возможным, так как такие паровые машины, естественно, не производятся уже много-много десятилетий. Не дали результатов ни предложенная специалистами сварка (сталь поршня оплавлялась, что только усугубляло положение), ни особая твердеющая замазка (при высокой температуре замазка вытекала). А.А. Рыбкин расточил цилиндр и на место неисправности с филигранной тщательностью установил вставку (узел крепления — типа «ласточкин хвост») из красной меди. И все. Главная паровая машина - снова как в молодости.

 

В 1997 году, помолодевший на несколько десятков лет с новыми силами пароход вышел в рейс по Северной Двине.

 

«Н. В. Гоголь» продолжает использоваться на Северной Двине и по нынешний день!

 

 

 

Основные характеристики парохода «Н.В.Гоголь» в 1911\1992 гг.:

 

Число и тип паровых котлов:  Два огнетрубных пролетных котла;

Поверхность нагрева парового котла, м2:  83,4\83,4;

Род топлива, расход:  дрова 40 куб.м./сут \ мазут, 62 т на 6 ходовых суток;

Тип, мощность паровой машины:  одна наклонная, тройного расширения, 360\380;

Длина, м:  66,5\70,7;

Ширина по обносу, м:  16\14;

Осадка в грузу, м:  —\1,4;

Скорость, км/ч: —\18;

Ограничения по силе ветра:  —\ 10-12 м/с (6 баллов);

Кол-во пассажиров:  695\140

MByRc1p.jpg

 План карта парохода

 

Итак, вот мы и познакомились с историей этого 103-летнего труженика! Приглашаю вас осмотреть это судно в фотографиях!

 

kevAHjG.jpg

Знакомьтесь. Пароход "Н.В. Гоголь". Построен в 1911 году в Нижнем Новгороде на Сормовской верфи. Да-да, пароходу "Н.В.Гоголь" уже 103 года и, как мы склонны считать, он является самым старым судном в России, которое находится в эксплуатации. К этому надо добавить, что "Гоголь" - единственный в России действующий пароход-колёсник. Ему повезло. В 1972 году "Гоголь" попал в руки судоремонтников "Звездочки". Нет никакого сомнения, что именно благодаря этому обстоятельству, пароход до сих пор жив и здоров.

 

 IScABIC.jpg

Пароход «Н.В. Гоголь» в посёлке Брин-Наволок, Архангельская область

 

BfMiyr9.jpg

Добро пожаловать на борт!

 

Y1NEHLT.jpg

Давайте начнём нашу экскурсию с верхней палубы, а потом, по мере прохождения, спустимся вниз. Перед вами рулевая рубка и дымовая труба.

 

Ну что ж, лимит в 10 изображений исчерпан, поэтому продолжение идёт в следующем посте!

  • Плюс 9

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
664 публикации
195 боёв

 

kUhbNDC.jpg

Мы находимся в "центральном посту", иначе говоря, в капитанской рубке. Вся энергия на пароходе производится паром. Рулевая машина, естественно, тоже паровая.

Малое рулевое колесо - рабочее. При помощи пароусилителя с ним легко справляется один человек. Большое рулевое колесо является резервным, на тот случай, если по каким-то причинам давление пара падает. Его приходится крутить уже вдвоём-втроём. Тросики у подволока открывают пароходные гудок и свисток для подачи звуковых сигналов.

 

sVrvp4U.jpg

Из современных устройств в рубке только средства связи и навигации. Машинный телеграф, к примеру, вековой давности. Никакого пластика. Латунь и медь!

 

QsXKbxa.jpg

Вид на рулевую рубку спереди

 

JTFpKiz.jpg

 

 Носовая часть верхней палубы. Небольшой «сундучок» рядом с нами – это световой люк.

 

mXT7F1e.jpg

Вид на левый борт, в сторону кормы.

 

u94Jkcu.jpg

Трапы на вторую и главную палубы. Спускаемся!

 

UZ91vlk.jpg 

Левый борт, вид в нос.

 

jztriVR.jpg

 

rjUiJvz.jpg

Прогуливаясь по палубе можно задержаться у открытого окошка каюты, поточить лясы со знакомцами

 

kMsbKVT.jpg

При постройке кают на пароходе было всего около десятка. Остальные пассажирские помещения были "вокзального" типа с лавками. Огромный объем внутреннего пространства отводился под топливо. По "молодости лет" пароход ходил на дровах. На 10 часов хода ему требовалось около 40 кубов дров. Ну, к этому мы вернемся, когда дойдем до машинного отделения. В середине 90-х годов внутренние пространства были перестроены для большего комфорта, организованы каюты. По постройке пассажировместимость "Гоголя" составляла почти 700 человек. Сегодня на пароходе чуть больше полусотни спальных мест в одно-, двух- и трехместных каютах. В короткие прогулочные рейсы без ночевок на борту пароход может принять около сотни пассажиров.

 

За следующей порцией из десяти картинок пожалуйте в следующий пост. И будьте любезны, не толкайтесь ;)

  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
664 публикации
195 боёв

 

Zok4dyn.jpg

Перед столетним юбилеем на пароходе были перестроены два салона - носовой и кормовой. Это носовой - для официальных приемов, банкетов, переговоров. Стулья, к сожалению, не от мастера Гамбса. 

 

 R9PSr11.jpg

 Коридор второй палубы, каюты пассажиров и впереди дверь в музыкальный салон.

 

HrmYlLe.jpg

А вот и сам музыкальный (или кормовой) салон

 

JnlyQuE.jpg

Носовой холл на средней палубе. Дверь в каюту капитана.

 

e5XpKqh.jpg

Спускаемся на главную палубу. Латунные поручни на фото укутаны, чтобы уберечь их от повреждений.

 

QDyPoPh.jpg

Коридор к носовому салону.

 

6fZsn6a.jpg

 А вот и сам носовой салон отдыха на главной палубе.

 

qZ0kmIu.jpg

 

 

BnuhyXM.jpg

Закладные доски парохода отмечают основные этапы его жизни: Постройка в Сормово, капитальные ремонты в Великом Устюге и Северодвинске. Это только две из них.

 

ZKKqqaJ.jpg

 

До начала 90-х помимо "Гоголя" на Северной Двине обитали еще два классика-колесника - "Лермонтов" и "Пушкин". Состояние обоих этих пароходов было, мягко говоря, негодным. На оба наложила руку нарождающаяся буржуазия. В результате такого "рукоположения" "Пушкин" сгорел и затонул в одном из рукавов дельты Двины, "Лермонтов" тоже не уберегся и затонул в окрестностях Северодвинска.

На главной палубе помимо прочих корабельных помещений есть небольшой бар и прилагающийся к нему камбуз.

  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
664 публикации
195 боёв

 

dRCRuw2.jpg

Ресторан на 8 столиков с баром на корме главной палубы.

 

j69scCr.jpg

Один из двух коридоров главной палубы. В начале прошлого века здесь, между дровами и мешками с мукой и картошкой, размещались пассажиры. Сравните - пассажировместимость  по проекту составляла 695 человек, сейчас пароход рассчитан на 53 пассажира.

Слева за дверью гребное колесо, справа за стеклом - машинное отделение.

 

1F9LlZE.jpg

Проходим в машинное отделение.

Да, корпус парохода неоднократно латался и переваривался, перестраивались внутренние помещения, протягивались линии связи и видеонаблюдения. Паровая же машина осталась "родная", выпуска 1910 года.

 

q2gEObG.jpg

Топки паровых котлов. Единственная "новация", привнесенная в машину, - это замена типа топлива. Сегодня котлы топят мазутом. Расход мазута - 11 тонн на ходовой день.

 

fGRavvk.jpg

В топке бушует пламя

 

CFavxLG.jpg

Пар для машины вырабатывают два паровых котла, это левый

 

d6SIS6L.jpg

Вот этими вентилями регулируется подача пара для отопления кают и других помещений. На каждую каюту свой вентиль!

 

xTOZcHx.jpg

Летом  на полном ходу температура в машинном достигает 50 градусов. Вахте приходится непросто. Не как в песне: "Термометр поднялся аж на сорок пять / Без воздуха вся кочегарка", но тем не менее...

 

 3veLs4S.jpg

Техника начала прошлого века в прекрасном состоянии!

 

8ujWqlZ.jpg

Пароходная "трансмиссия". Поршни, вращающие колесный вал.

 

 

 

  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
664 публикации
195 боёв

 

ePl4Wp2.jpg

Обратите внимание на черный сосуд, чуть левее центра снимка - это масленка. Большая часть движущихся частей смазывается самотеком. Механики настраивают режим подачи масла и оно самотеком попадает на нужные поверхности.

 

eXrjLjw.jpg

Все манипуляции с машиной производятся вахтенным механиком при помощи вентилей и рычагов. Вентилей - десятки. Тут несведущему человеку и поллитра не помогут разобраться.

 

p3l2KH4.jpg

Возвращаемся в коридор главной палубы и открываем боковую дверцу, и наблюдаем... Колесо. Пропульсивная система парохода незатейлива: вал приводит в движение гребные колеса. Так предстает гребное колесо при наблюдении из чрева парохода.

 

 

XwGYqUL.jpg

 Для обеспечения максимальной экономичности работы гребные колёса оснащены эксцентриковыми приводами разворота плиц, благодаря которым плицы (лопасти) при вращении колеса заходят в воду не плоскостью, а ребром, чтобы не было шлепка. Под водой плицы разворачиваются перпендикулярно касательной к окружности обода колеса, а при выходе из воды снова поворачиваются ребром к водной поверхности.

 

FozaA84.jpg1df9808c761fc66045342cc1b633ef39.jpg

Гребные лопатки (из зала верно подсказали "плицы") - материал расходный, и потому они деревянные.

 

RzfsgHr.jpg

Пройдем посмотреть на якорную лебедку. Она тоже приводится в действие силой пара.

 

xjdtVJU.jpg

На Великой Северной Двине не осталось ни одной пристани, кроме причалов речных вокзалов в Котласе и Архангельске, поэтому швартовку к необорудованному берегу в местах стоянок экипаж парохода выполняет самостоятельно - где Вы ещё увидите такую экзотику?

 Брин-Наволок. Спуск шлюпки на воду для доставки швартовной партии на берег

 

rbAyEvD.jpg

Крепи кормовой!

 

bvTZfHg.jpg

Паровой брашпиль в действии.

 

Ftx1tBs.jpg

Ну что ж, на этом и подошла экскурсия к концу!

 

 Всем большое спасибо за внимание! Желаю удачи!

 

Используемые источники: http://zvezdochka-ru.livejournal.com/145441.html

http://sdelanounas.ru/blogs/37163/

http://riverforum.net/showthread.php?t=296

http://www.emezk.ru/forum/topic.aspx?topic_id=177&page=4 

 

 

 

 

  • Плюс 5

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
84 публикации
63 боя

Н. В. Гоголь: человек и...:teethhappy:

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
38 публикаций

Н. В. Гоголь: человек и...:teethhappy:

 

Вспомнился мультик "Простоквашино") "... человек и пароход":teethhappy:
  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
2 124 публикации

Большое спасибо за тему и возобновление работы "Клуба".

Что то давно ничего от вас не было.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
36 публикаций
2 519 боёв

 

:unsure: вот умели же когда то строить достойную технику...... и всё это окупалось... и приносило прибыл и радость людям! куда всё это пропало :amazed: кругом воровство и распил........

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
769 публикаций
1 709 боёв

Как житель Вологды очень рад данному историческому экскурсу, особенно с учетом современных фото- и видео- материалов.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
1 531 публикация
1 272 боя

Было очень интересно прочитать)) И посмотреть))

Но возник вопрос: как много оригинальных деталей осталось на пароходе??

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
664 публикации
195 боёв

Но возник вопрос: как много оригинальных деталей осталось на пароходе??

 

 

Сам корпус и внутреннее убранство не сохранилось. Корпус вообще несколько раз перестраивался. А вот вся паровая машина осталась "родной", включая паровой брашпиль и рулевую машину.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
648 публикаций
5 822 боя

Интересная статья, вот только описания к фотографиям поставить бы не после фотографии, а перед самой фотографией. Вот тогда бы вообще было бы отлично. Лови +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший бета-тестер
5 публикаций
159 боёв

Просмотр сообщения4EMODAH_JlETuT (14 Окт 2014 - 17:54) писал:

 

Вспомнился мультик "Простоквашино") "... человек и пароход":teethhappy:

 

Точно, сразу вспоминается Простоквашино)

Познавательная статья, плюсую
 

Объединил / a3a3ello

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×